Получение взятки

Памятка для граждан по противодействию коррупции

Под коррупцией понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

(Толковый словарь русского языка, под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 2005).

Официальное толкование коррупции согласно статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ) «О противодействии коррупции» дается следующим образом:

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако предпринимать меры уголовно-правового, воспитательного, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Наказание за взятки предусмотрено в статьях 290, 291 УК РФ. Уголовная ответственность наступает как за дачу взятки, так и за ее получение!

Взятка – это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

В зависимости от того, что дают, взятки делятся на:

– материальная взятка – не ограничивается денежными средствами (в различной валюте), но включает и иные имущественные ценности: ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, меховые изделия, автомобили, бытовую технику, недвижимость и т.п. К материальной форме относятся выгоды и услуги, которые имеют стоимость: лечение, выполнение ремонтно-строительных работ, выделение путевки, оплата развлечений, ремонт автомобиля.

– услуга как способ взятки – когда взятка не имеет четкого стоимостного выражения. Действия по принципу «Ты мне – я тебе», устройство на работу родственников, общее покровительство по службе в обмен на такое же общее покровительство, получение званий, победы в конкурсах, предоставление интимных услуг в обмен на высокооплачиваемую должность.

Взятки также можно условно разделить на явные и завуалированные.

Явная взятка – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Завуалированная взятка – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться.

В зависимости от времени и желаемого результата взятки бывают:

Взятка-благодарность – получение должностным лицом не предусмотренного законом, заранее не обусловленного вознаграждения за уже совершенное правомерное действие по службе.

Взятка-подкуп – взятка, которая получена до совершения (уклонения от совершения) того или иного действия в интересах взяткодателя.

Взятка-вознаграждение – взятка, полученная после совершения должностным лицом в пользу взяткодателя определенного действия (акта бездействия). Отличие от взятки- благодарности в том, что при взятке-вознаграждении стороны договорились заранее.

Говоря о взятке-благодарности, необходимо отличать ее от подарка. Часто взятка передается в виде подарка должностному лицу на день рождения, юбилей, Новый год и другие праздники. Следует помнить два аспекта:

1. От способа передачи суть взятки не меняется. Взятка никогда не станет подарком. Взятка отличается от подарка целью – она предоставляется за определенные действия чиновника, как незаконные, так и законные, тогда как подарок предоставляется безвозмездно, то есть за него ни в прошлом, ни в будущем должностное лицо ничего не делало и не предполагает, что будет делать.

  1. Законодателем установлен прямой запрет на принятие чиновником подарка в связи с должностным положением, когда подарок дарится только потому, что чиновник занимает определенную должность (ст. 575 Гражданского кодекса, п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе»). Если должностное лицо не может отказаться от подарка (протокольные мероприятия, служебные командировки и другие официальные мероприятия), то, приняв подарок, служащий должен передать его по акту в государственный орган, в котором он замещает должность. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представители власти – лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и НАКАЗАНИЕ

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на длительный срок как за получение взятки (статья 290 УК РФ), так и за дачу взятки (статья 291 УК РФ) и посредничество (статья 291.1 УК РФ).

Уголовная ответственность за получение либо передачу незаконного вознаграждения при КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ предусмотрена статьей 204 УК РФ.

НАКАЗАНИЯ, предусмотренные уголовным законодательством:

– для ВЗЯТОЧНИКОВ: ШТРАФ – до 1 млн. рублей или от 10 до 100 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 15 лет; дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;

– для ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ: ШТРАФ – до 500 тыс. рублей или от 5 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет.

дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;

– для ПОСРЕДНИКОВ: ШТРАФ – от 20 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет + штраф до 70 – кратной суммы взятки.

ОБЕЩАНИЕ или предложение ПОСРЕДНИЧЕСТВА во взяточничестве – от 15 до 70 – кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; штраф от 25 тыс. до 500 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом от 10 до 60 кратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку (являющееся посредником во взяточничестве), освобождается от уголовной ответственности, если оно АКТИВНО способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления ДОБРОВОЛЬНО сообщило о даче взятки правоохранительным органам!

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Принять решение согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.

Каждый человек свободен в выборе своего решения и как свободная личность не может не осознавать, что зло должно быть наказано.

Второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ

ВАМ НЕОБХОДИМО

Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:

– кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;

– какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);

– за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;

– в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

Вас обязаны выслушать в дежурной части органа внутренних дел, в прокуратуре, Следственном комитете, Федеральной службе безопасности и принять сообщение в письменной форме либо составить протокол принятия устного сообщения о преступлении.

Вы имеете право получить в правоохранительном органе талон-уведомление, в котором указываются: краткое содержания сообщения, сведения о заявителе, сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование правоохранительного органа, адрес, номер служебного телефона, дата и время приема заявления.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть зарегистрировано и доложено руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о преступлении Вы имеете право обжаловать эти действия в вышестоящих инстанциях (областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру или суд.

Получение взятки

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

в) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами “а” и “б” части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Читайте также:  Последний закон о пенсии в России

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

ПАМЯТКА «ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ»

• считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;
• не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;
• готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников;
• хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица (Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3).

Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться взятка и коммерческий подкуп.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:
– получение взятки (статья 290);
– дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

• предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
• услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поезд-ки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
• завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудо-вых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завы-шение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга – сотрудник краевой (областной) или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях – директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:
– лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;

ч.2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица:
– лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.3. Если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления:
– лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.):
– лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка давалась лично или через посредника:
– лишение свободы на срок до 3 лет;
– арест на срок от 3 до 6 месяцев;
– испытательные работы на срок от 1 года до 2 лет;
– штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;

ч.2. Если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие):
– лишение свободы на срок до 8 лет;
– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ):

Незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2):

ч.1. Если преступление совершено одним лицом:
– лишение свободы на срок до 3 лет;
– ограничение свободы до 2 лет;
– штраф в размере от 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет;

ч.2. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой:
– лишение свободы на срок до 4 лет;
-арест на срок 3 до 6 месяцев;
-ограничение свободы на срок до 3 лет;
-штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет.

Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4):

ч.3. Если преступление совершено одним лицом:
– лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством предмета подкупа:
– лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников-подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников-подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

ГРАЖДАНИН, ДАВШИЙ ВЗЯТКУ ИЛИ СОВЕРШИВШИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕСЛИ:

• установлен факт вымогательства;
• гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным, заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306).

Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите… вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

• разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;
• в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте), сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;
• чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель; вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.

Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования!

СКЛОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является служебной обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим служебной такой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

• вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп;
• внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
• постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
• поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;
• не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант – прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.

Второй вариант – встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.

Второй вариант в большей степени согласуется с нормами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек как свободная личность принимает сам решение, какой путь он избирает.

Если Вы избираете второй вариант, Вам следует:
• по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы:
• в органы внутренних дел – в городские отделения (отделы) милиции, управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями, в краевые управления внутренних дел;
• в органы Федеральной службы безопасности;
• в органы прокуратуры;
• в следственные подразделения следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

О фактах коррупционных проявлений также можно сообщить по «телефонам доверия» правоохранительных органов.

В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности, других правоохранительных органов Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками:
• попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки;
• написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
– кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение, подкупа;
– какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
– за какие конкретно действия (иди бездействие) у Вас вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп;
– в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ

Прокурору Камчатского края
от гражданина Иванова И. И.,
проживающего по адресу:
г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Советская, дом 10

Я, Иванов Иван Иванович, заявляю о том, что 15 мая 2010 года главврач городской больницы №Васильев Василий Васильевич за лечение моего брата Иванова Владимира Ивановича поставил условие: передать ему деньги в сумме 20 тыс. руб. в срок до 20 мая 2010 года. В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состояться в служебном кабинете Васильева. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и договориться о времени встречи. Я, Иванов Иван Иванович, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

Читайте также:  Что значит социальный найм жилья

Дата
Иванов И. И. (подпись заявителя)

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Ваше-го заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации, по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (городских, краевых, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Как должен действовать гражданин, если от него требуют взятку, какое наказание грозит ему в случае согласия нарушить закон, как накажут того, кто возьмет деньги, и что Государственная Дума делает для совершенствования антикоррупционного законодательства – читайте в нашем материале

наручники коррупция

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Что предпринять, если задержали за взятку?

Обвинения в получении взятки могут выдвинуть практически любому человеку, который занимает определённую должность: чиновнику, руководителю госпредприятия, депутату и т. д. Что касается дачи взятки (а это также криминальное правонарушение), то тут круг лиц еще шире – обвинить могут всех без исключений. При этом человека могут сразу же задержать и содержать под стражей вплоть до суда. Очевидно, что такое развитие событий – не самое приятное, потому нужно знать, как защитить свои интересы и как вести себя в подобных ситуациях. В данной статье мы расскажем, что должен делать человек в первую очередь, если он задержан за взятку , какая ответственность ему грозит и чем может помочь в подобных обстоятельствах адвокат.

Какая уголовная ответственность грозит за взятку?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
  • посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.

Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки . Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.

Порядок действий, если обвиняют во взятке?

Если вас или вашего знакомого поймали на взятке , нужно все силы направить на то, чтобы либо доказать свою невиновность, либо, если это невозможно, максимально облегчить возможные санкции. Вот перечень того, что может помочь в такой ситуации:

  1. Заручитесь поддержкой опытного адвоката. Даже если вы полностью невиновны, это еще придется доказать, и самостоятельно сделать это будет очень тяжело. Если же сразу за дело возьмется опытный уголовный адвокат по взяткам , он сможет разобраться в сложившейся ситуации и предложить оптимальную стратегию действий.
  2. Если есть возможность, всячески отрицайте сам факт умышленного получения или дачи взятки. Например, взяткополучатель может настаивать на том, что это была умышленная провокация со стороны недоброжелателей, взяткодатель, наоборот, может говорить о вымогательстве со стороны чиновника. Если у следствия явных доказательств вины нет, версия может быть принята как рабочая, что существенно снизит строгость наказания.
  3. Постарайтесь найти доказательства своей невиновности. Хорошими подтверждениями может быть алиби, отсутствие мотивов для совершения преступления, невозможность осуществить вменяемые действия в принципе (например, из-за отсутствия необходимых полномочий) и т. д. Помните, что зачастую доказательная база в коррупционных делах состоит из показаний свидетелей и в первую очередь обвиняемых (если, конечно, правоохранительные органы не взяли с поличным), потому не упрощайте работу полицейским и не сознавайтесь, особенно, если вашей вины в правонарушении нет.
  4. Если доказать непричастность не выйдет, достаточно выигрышной стратегией может быть сотрудничество со следствием. В обмен на чистосердечное признание тюремное заключение может быть заменено штрафом или условным сроком, особенно если подобные действия совершаются впервые, и ранее обвиняемый не имел проблем с законом.

В любом случае, каждое действие необходимо согласовывать с адвокатом, ведь любой неверный шаг – и наказание будет неотвратимо.

Обвинения во взяточничестве достаточно распространённые, потому нужно знать, как действовать в ситуациях, когда вас подозревают в таком преступлении. Первый шаг по защите своих интересов – это услуги грамотного адвоката по уголовным делам , который сможет оказать всю необходимую помощь.

Коррупционные правонарушения: некоторые вопросы квалификации действий взяткодателей

В предыдущих публикациях (см. «Верное решение» №№ 2, 3, 6 за 2022 год) мы осветили вопросы юридической ответственности юридических лиц за правонарушения коррупционной направленности и вопросы квалификации действий взяткополучателей. Однако квалификация действий лиц, дающих взятки, взяткодателей, также на практике вызывает множество вопросов, порой неоднозначно решаемых правоохранительными и судебными органами, порождает немалые трудности. Их причины уже назывались нами ранее. Здесь же необходимо постараться ответить на некоторые из возникающих вопросов.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Не следует забывать и о том, что латентность многих преступлений коррупционной направленности обусловлена в первую очередь тем, что о совершении преступлений в компетентные органы не заявляется именно взяткодателями (хотя по закону в таком случае они могут быть освобождены от уголовной ответственности). Взяткодателям чаще всего выгодно такое укрывательство, ведь они осознают, что в результате их подношений определенному должностному лицу они получают для себя некоторые преимущества в бизнесе или социальном положении («рука руку моет…»). И в этом кроется немалая опасность для интересов общества и государства.

Читайте также:  Как получить деньги по ОСАГО после ДТП

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии – передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица (часто это делается в целях сокрытия получения взятки). Из практики автора публикации следует, что в последнее время подобные действия взяткодателей стали распространены (безусловно – по прямому указанию взяткополучателей, которые пытаются тем самым скрыть свою личную причастность к получению взятки). Так, по одному из уголовных дел в Амурской области должностное лицо, федеральный государственный служащий структурного подразделения Росавтонадзора, систематически получал взятки от предпринимателей, которые они по его прямому указанию перечисляли на кредитную карту его сестры, проживающей в другом регионе страны. Сестра чиновника при этом, безусловно, им была проинформирована, поскольку, хотя и не спешила эти суммы перечислять со своей кредитной карточки брату, но вела их отдельный учет в специально заведенной ею тетради. Латентность таких действий высока, поскольку внешне перечисление денег идет не должностному лицу. Однако, высока и доказуемость подобных взяток, когда вскрывается хотя бы один их эпизод, так как «банковский, компьютерно – электронный» след взятки сохраняется долгие годы.

В качестве другого примера можно привести уголовное дело, в котором автор осуществлял защиту взяткодателя, где первая часть взятки была переведена по указанию должностного лица на расчетный счет юридического лица, к которому внешне взяткополучатель не имел никакого отношения. Но там работала бухгалтером знакомая взяткополучателя, которая уговорила руководителя обналичить для целей передачи взяткополучателю ранее перечисленную сумму. Это было сделано. Затем обналиченная сумма (за минусом «комиссионных» бухгалтера) была передана бухгалтером взяткополучателю, после чего он был задержан. Полагаю, что читателям легко догадаться, сколько здесь осталось следов преступления, а ведь взяткополучателю казалось, что все «шито – крыто». В судебном процессе вставал лишь вопрос о том, минусовать ли суммы за обналичивание и «комиссионные» бухгалтеру – посреднику из размера взятки (ведь эти деньги не были получены взяткополучателем). Суд решил, что «нет», отминусовывать эти суммы неверно, ведь взятка была окончена уже с момента перечисления денег на расчетный счет юридического лица.

В ранее действовавшем п. 5 Постановления Пленума от 10 февраля 2000 г. N 6 (в настоящее время утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях») разъяснялось, что “не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям”. Данное положение было верным, но неполным, поскольку не содержало ответа на вопрос, связанный с более сложной и распространенной ситуацией, когда лицо, получившее незаконное вознаграждение за выполнение сугубо профессиональных обязанностей, в то же время наделено полномочиями, позволяющими признать его должностным.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима – взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина “услуги” в гражданском праве, трактовку термина “услуги имущественного характера”. Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией “услуги”, поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера – это результат творчества именно “уголовного законодателя”, что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что “при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению”. Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости, с момента начала «бесплатного» ремонта в квартире взяткополучателя).

С учетом всех разъяснений Пленума правильными следует признать и действия правоохранителей, предъявляющих дачу взятки лицу, который «покупает» по сделке недвижимость или транспортное средство у должностного лица, под контролем которого он находится, по цене, явно, заведомо превышающей рыночную цену. В качестве размера взятки при этом предъявляется разница в стоимости, размер «завышения» цены. Важно при этом помнить, что в таком случае по делу должны быть доказательства, что участники такой сделки осознавали заведомое завышение цены и, например, общее покровительство со стороны взяткополучателя в отношении лица (чиновника или предпринимателя), контроль за службой или деятельностью которого он осуществляет.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Но и здесь остаются неясными некоторые аспекты. Например, как быть, когда, действуя под контролем правоохранительных органов и в условиях оперативного эксперимента, взяткодатель под воздействием предложения взяткополучателя о даче ему взятки обещает последнему явно несуразные суммы за те или иные действия в его пользу ( например, предлагая сто тысяч долларов за устройство на должность с небольшим окладом), а передает в качестве первого «транша», прямо скажем, ничтожные суммы, понимая, что сразу после этого взяткополучатель будет задержан правоохранительными органами. Разве при этом будет справедливым предъявление взяткополучателю всей явно несуразной, но обещанной ему суммы? С точки зрения разъяснений Пленума – да, будет. Причем в качестве оконченного преступления. А с точки зрения социальной справедливости? Полагаю, что до официальных разъяснений Пленумом подобных ситуаций, суды должны учитывать подобное при назначении меры наказания виновному.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Особенности квалификации: взятка или мошенничество

Особенности квалификации: взятка или мошенничество

Взяточничество бывает тесно связано с другими преступлениями: с хищением, подлогом, превышением полномочий и часто – с мошенничеством, да так, что их легко перепутать.

Сотрудник ГИБДД Петров во внерабочее время, использовав форменное обмундирование, а также заведомо непригодный анализатор паров этанола, остановил водителя Смирнова и, продемонстрировав ему показания прибора, свидетельствующие о том, что водитель находится в состоянии опьянения, предложил передать ему взятку в размере 200 000 руб. за несоставление протокола соответствующего нарушения, влекущего административное наказание в виде лишения права на управление транспортным средством (ТС). Смирнов, осознавая, что, поскольку в состоянии опьянения он не находился, а анализатор, следовательно, заведомо неисправен, опасаясь реализации высказанной в отношении его угрозы, передал Петрову 200 000 руб., а затем немедленно сообщил в правоохранительные органы о передаче им взятки. Смирнов был задержан, указанные денежные средства у него изъяты.

Состав какого преступления образуют действия Петрова: получения взятки или мошенничества?

Вот извлечение из приговора областного суда – при отчасти схожих обстоятельствах вменено взяточничество: «Х. А. Ю., находясь при исполнении служебных обязанностей, в комнате милиции, в международном аэропорту Курумоч, расположенном на территории Самарской области, не выявив при проверке документов гражданина Республики Таджикистан, который следовал через аэропорт Курумоч транзитом из Душанбе в Иркутск, никаких нарушений, действуя из корыстных побуждений, используя свое должностное положение и полномочия, незаконно удерживая паспорт, что угрожало невылетом гражданина рейсом в Иркутск, потребовал передать ему 100 руб. за возвращение паспорта и дальнейший свободный вылет в Иркутск, на что последний вынужден был согласиться, он передал Х. А. Ю. имевшиеся у него 50 руб. в качестве взятки за возврат паспорта и свободный вылет его в Иркутск. Получив 50 руб., Х. А. Ю. отпустил гражданина из комнаты милиции, вернув ему паспорт» (из приговора Самарского областного суда от 22.06.2010).

Общий вывод по результатам изучения практики последних лет все тот же: это взяточничество, если установлено, что должностное лицо фактически могло совершить по службе незаконные действия, которыми оно угрожает, то есть в его полномочия входит принимать соответствующие меры и оно может, например, сфальсифицировать документы, само привлечь невиновного к ответственности либо стать инициатором привлечения, будучи на это уполномочено законом. В этом случае оно принимает взятку за законное бездействие по службе, поскольку служба дает ему возможность и незаконно действовать.

Однако в приговорах, как правило, не используется словосочетание за «законное бездействие», а применяется примерно такая формула: «Получило взятку за несовершение незаконных действий, которые оно могло совершить с использованием должностного положения» (но не полномочий!).

Общий вывод все тот же: это взяточничество, если установлено, что должностное лицо фактически могло совершить незаконные действия, которыми угрожает.

Если же должностное лицо не могло в тех условиях совершить обещанные незаконные действия по службе по отношению к тому лицу (далее – гражданину), у кого требовало незаконное вознаграждение под угрозой привлечения к ответственности за несовершенное в действительности гражданином правонарушение, то получение ценностей охватывается составом мошенничества.

Вопрос, следовательно, в том, обладал ли Петров фактической возможностью использовать свое должностное положение (не полномочия!) для привлечения Смирнова к ответственности либо за инициирование такого привлечения.

Ответ на этот вопрос ищем в п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому «сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан: в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции».

Значит, необходимо установить, мог ли Петров при указанных обстоятельствах, пусть и незаконно, реализовать свои полномочия, передав материалы для возбуждения административного производства. Если соответствующий порядок в органе внутренних дел был установлен, то содеянное образует состав взяточничества, если же нет (не мог даже незаконно составить протокол, использовать данные заведомо неисправного анализатора и т. п.), то ответственности Петров подлежит по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Автор: Павел Яни, профессор юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, научный руководитель Научно-образовательного центра «Уголовно-правовая экспертиза», главный редактор журнала «Уголовное право», член Научно-консультативных советов при Верховном суде и Федеральной палате адвокатов, доктор юридических наук, профессор.

Ссылка на основную публикацию