Отказ от предоставления временного убежища

Временное убежище в РФ в 2022 году

Несмотря на то, что Россия – не самая развитая страна мира, политическая и экономическая ситуация во многих других государствах заставляет людей бежать в РФ и искать здесь пристанища. Иностранцы могут претендовать на временное убежище в РФ и некоторые привилегии, гарантированные им на основании их нового статуса. В данной статье мы расскажем, что такое временное убежище, когда оно предоставляется, как получить свидетельство о его предоставлении, куда обращаться, какой срок действия документа, какими правами наделен его обладатель, и почему могут отказать в предоставлении убежища.

Что подразумевает под собой статус временного убежища

Важно! Статус временного убежища – не то же самое, что политическое убежище. Во втором случае решение о признании статуса принимается по Указу Президента РФ в связи с преследованием человека на Родине за его убеждения и общественно-политическую деятельность.

Под предоставлением временного убежища подразумевается наделение иностранного гражданина (или апатрида) правом на временное пребывания в России из соображений гуманности. Это такой же статус как “беженство” и “вынужденное переселение”, но правовое положение обладателей свидетельства о предоставлении убежища отличается от положения беженца и переселенца.

Статус обладателя права на временное убежище в РФ может быть присвоен в связи с тем, что не имеется достаточно оснований для признания его беженцем, а вернуться в родную страну он не может из страха преследования. Предоставление убежища – отсрочка депортации за границу.

В каких случаях может быть предоставлено временное убежище в РФ

Не все иностранцы и апатриды, которых не признали беженцами, могут претендовать на временное убежище в России – статусом человек наделяется только в следующих случаях:

  1. Если не имеется достаточно оснований для присвоения человеку статуса беженца, но из соображений гуманности его нельзя депортировать за границу. К примеру, выяснилось, что заявителю угрожает реальная опасность из-за его принадлежности к определенной профессии (чаще всего такое случается с сотрудником спецслужб).
  2. Если специалисты ГУВМ МВД нашли достаточно причин для присвоения человеку статуса беженца, но заявитель отказывается о получения соответствующего свидетельства – все, на что он претендует – временное убежище. То есть, имеются опасения в том, что человек будет подвержен преследованиям в родной стране по причине расовой, религиозной, этнической принадлежности и т.д.

Куда обращаться, чтобы получить временное убежище в РФ

Важно! Порядок подачи заявления на временное убежище в РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274.

Чтобы подать ходатайство и разъяснить обстоятельства дела, иностранные граждане и апатриды должны обращаться лично в территориальные отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД (бывшее ФМС). Подача бумаг в другие ведомства невозможен.

Подача заявления на временное убежище в РФ

Чтобы претендовать на временное убежище в РФ, необходимо, прежде всего, подать соответствующее ходатайство – существует унифицированная форма документа (см. Приложение №1 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81). Если в Россию прибыла целая семья, заполнить документ должен каждый член семьи, которому уже исполнилось 18 лет. Дети будут упомянуты в ходатайстве родителя или законного представителя. Далее следуют процедуры:

  1. Индивидуальный опрос каждого совершеннолетнего заявителя, заполнения анкеты и опросного листа сотрудниками ГУВМ МВД.
  2. Фотографирование, дактилоскопия – сканирование отпечатков пальцев каждого заявителя.
  3. Заявитель получает справку о приеме ходатайства (см. Приложение №2 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81).
  4. Ходатайство находится на рассмотрении в течение 3 месяцев устанавливается личность заявителя, проверяется правдивость предоставленной информации.
  5. Принимается решение о предоставлении статуса или об отказе в его предоставлении – в любом случае, заявителю высылается уведомление в течение 3 дней после принятия решения.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Если ходатайство о предоставлении временного убежища в РФ одобрено, заявителю выдается свидетельство (см. Приложение №3 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81) – с этого момента данный документ является удостоверением личности иностранца/апатрида на территории РФ.

Важно! После получения свидетельства о временном убежище, иностранец обязан немедленно сдать свой паспорт и иные удостоверения личности на хранение ГУВМ МВД и встать на миграционный учет в обычном порядке.

Можно ли продлевать статус временного убежища в РФ

Важно! Срок действия свидетельства о предоставлении временного убежища истекает через 1 год.

Продлевать статус временного убежища можно несколько раз по окончании срока его действия, однако, для этого нужны веские основания. Если обстоятельства, из-за которых заявителю требовалось убежище, устранены, в продлении статуса будет отказано. Обращаться следует опять же, в отделение ГУВМ МВД.

Экспертное мнение к вопросу о том, какими правами обладает иностранец, получивший в России временное убежище

Эксперты Министерства внутренних дел РФ дают пояснение относительно прав обладателей свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации – их правовой статус практически совпадает с тем, что присваивается беженцам, однако, имеются отличия.

Лица, получившие временное убежище, могут претендовать на бесплатные услуги переводчика, юридическую консультацию, проезд к центру временного расположения, жилье, питание, услуги коммунального хозяйства и предметы первой необходимости. Им предоставляется право на посещение поликлиник, на содействие в получении профессионального образования, на зачисление детей в школы и детские сады. Иностранцы могут подать заявление на получение банковского займа или ссуды и искать работу – для трудоустройства не требуется разрешение на работу.

Отличие от беженцев заключается в том, что лицам, получившим временное убежище, не полагается единовременное денежное пособие. Материальная помощь им не предоставляется.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1О беженцах
Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274О правовом положении лиц, получивших статус временного убежища
Приказ Федеральной миграционной службы от 19.08.2013 № 352О статусе временного убежища

Типичные ошибки

Ошибка: Лицо, получившее право на временное убежище в России полагает, что его не могут лишить данного статуса, пока не истечет срок его действия.

Комментарий: Гражданин может быть и лишен статуса временного убежища, если были устранены причины для выдачи свидетельства, если человек легализовал свое пребывания в РФ и может получить гражданство, и если он выехал на ПМЖ за рубеж. Также свидетельство аннулируется в следующих случаях: заявитель был осужден за уголовное преступление, иностранец сообщил о себе ложные сведения или представил поддельные документы, обладатель свидетельства участвовал в хранении/продаже наркотиков.

Ошибка: Гражданин ожидает истечения года для того, чтобы получить назад свои документы и лишиться временного убежища в РФ.

Комментарий: Если не имеется причин для того, чтобы продолжать жить в России как во временном убежище, можно подать заявление об отказе от данного статуса, вернуть документы и уехать.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить временное убежище в РФ

Вопрос №1: Могут ли меня депортировать, если сотрудники правоохранительных органов обнаружат, что у меня нет свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ? Я подал ходатайство, но оно все еще находится на рассмотрении.

Ответ: После приема ходатайства, Вам должны были выдать справку о приеме у Вас заявления – этот документ является основанием для законного пребывания на территории России, носите бумагу с собой.

Вопрос №2: На протяжении какого срока статус временного убежища является действительным?

Ответ: Статус временного убежища является действительным в течение 1 года, однако, при необходимости статус можно продлить.

Отказ от предоставления временного убежища

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление не может быть подано в форме электронного документа.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 322-ФЗ)

2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдается свидетельство установленной формы.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2022 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок действия свидетельств о предоставлении временного убежища приостанавливался с 15.03.2022 по 31.12.2022 включительно (Указы Президента РФ от 18.04.2022 N 274, от 15.06.2022 N 364).

Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свидетельство в форме электронного документа не выдается.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 322-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

5. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2022 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел временного убежища, если оно:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

Читайте также:  Уголовная ответственность за мошенничество в интернете

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ)

7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Отказ от предоставления временного убежища

Получить временное убежище при достаточных на то основаниях не составит труда. Для его сохранения необходимо выполнять все требования. Но и в случае отказа есть способы добиться желаемого результата.

Когда утрачивается статус

В некоторых случая уже полученное временное убежище может быть утрачено раньше срока. Обстоятельства эти могут зависеть или не зависеть от лица, обратившегося в УФМС:

  • Если причины, по которым убежище предоставлено, теперь перестали действовать. К примеру, завершились военные действия, а вместе с этим исчезла угроза жизни на территории родной страны.
  • Получение гражданства или вида на жительства в России или любой другой стране.
  • Выезд за пределы Российской Федерации. Срок отъезда при этом не имеет значения, даже если это всего 1 день.
  • Совершение преступных действий на территории страны, и вступление в силу судебного приговора по этому поводу.
  • Получение временного убежища путем сообщения ложной информации или предоставления поддельных документов.

О лишении статуса иностранного гражданина должны уведомить органы УФМС. Если он отказывается самостоятельно уехать, проводятся меры для депортации на родину.

ФМС России

Отказ в предоставлении убежища

В последнее время все чаще люди стали получать отказ в предоставлении временного убежища. Причем это происходит лишь в отдельных регионах страны. Но если причина достаточно веская, и вы считаете, что решение неправомерно, можно обратиться в судебные органы.

Согласно закону, любое решение органов государственной власти можно оспорить в суде или в вышестоящих органах. Сделать это можно только в течение месяца после отказа. Следует учесть, что сам суд не может выдать свидетельство о временном убежище, он только решает, насколько правомерно выдан отказ.

Заявление пишется на оспаривание решения органов УФМС. В части прошения пишется о том, что решение нужно признать незаконным. В суде необходимо представить доказательства того, что на родине действительно угрожает опасность, и вернуться туда невозможно. В случае положительного вердикта управление миграционной службы должно повторно рассмотреть ходатайство о предоставлении временного убежища.


Заявление подается по месту жительства или по месту расположения отделения, в которое подавалось ходатайство на предоставление временного убежища. Органы УФМС также вправе защищать свои интересы и доказывать справедливость своего решения.

Самостоятельный отказ

Каждый, кто считает, что больше не нуждается во временном убежище, может добровольно отказаться от него. Для этого достаточно прийти в отделение УФМС, к которому сейчас приписан, и написать заявление. После этого осуществляется возврат паспорта.

При отказе следует учесть, что получить временное убежище, воспользовавшись теми же причинами, что и прежде, будет практически невозможно.

Те же трудности связанны с повторным оформлением после выезда из страны.

Если паспорт необходим для дальнейшего оформления документов, к примеру, вида на жительство, или для участия в программе переселения соотечественников, лучше заранее сделать несколько ксерокопий. Кроме того, можно по заявлению получить паспорт на несколько дней.

Паспорт

Во всех остальных случаях удостоверением личности выступает свидетельство о предоставлении временного убежища. С ним можно оформить любые документы: медицинский полис, ИНН, трудовую книгу.

Не принимают заявление

Часто иностранцы сталкиваются с тем, что в УФМС просто отказываются принимать заявления. Поводы могут быть как надуманные, так и вполне реальные. Иногда сотрудники просто с доброжелательным видом советуют не тратить время понапрасну. Основные поводы отказа:

Переселенцы

  • Отсутствие паспорта. Удостоверение должно быть, но не все, бежавшие в спешке из родной страны его имеют.
  • Нелегальное пребывание на территории страны. Если иностранец проникают на территорию России нелегальным способом, без визы и пограничного контроля, он должен обратиться УФМС в течение суток.
  • Рекомендация обратиться в другом регионе. Если есть приглашение от частного или юридического лица из другого региона, или регистрация там, часто советуют ехать туда. Но по закону обратиться можно по мессу нахождения, и регистрация и что-либо еще не имеют значения.
  • Подтверждение с места проживания. Часто требуют договор аренды или другие документы, подтверждающие проживание по указанному адресу. В списке обязательных документов этого пункта нет.
  • Отказ в приеме заявления на продление статуса. Обратиться необходимо за месяц до истечения срока действия текущего удостоверения, исключения только по уважительной причине. Но об этом никого не предупреждают, и у тех, кто обратился позже, заявления не принимаются.

Бюрократический аппарат работает слаженно, и простому человеку часто сложно преодолеть препятствия, которые он выстраивает на пути к достижению целей. Выход только один – четкое знание своих прав и законов страны.

Отказ от предоставления временного убежища

О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2001 г. № 274
г. Москва
О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220, от 06.04.2011 № 251, от 23.04.2012 № 363, от 25.05.2017 № 631, от 19.11.2022 № 1887, от 30.10.2022 № 1881)

В соответствии с Федеральным законом “О беженцах” Правительство Российской Федерации постановляет:(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации;

Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

2. Финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220)

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274

ПОРЯДОКпредоставления временного убежища на территории Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220, от 06.04.2011 № 251, от 23.04.2012 № 363, от 25.05.2017 № 631, от 19.11.2022 № 1887, от 30.10.2022 № 1881)

1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом “О беженцах” возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется – временное убежище). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

2. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

Форма заявления устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

3. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления.

4. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется – справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона “О беженцах”, о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 23.04.2012 № 363; от 25.05.2017 № 631)

Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

5. Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

6. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование (далее – медицинское освидетельствование) в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

По результатам медицинского освидетельствования оформляется медицинское заключение.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не подлежат медицинскому освидетельствованию в случае его прохождения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона “О беженцах” в течение года до дня подачи заявления.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1881)

7. Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

8. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу, прошедшему медицинское освидетельствование, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее – свидетельство) установленной формы.

Свидетельство не выдается в случае, если лицо и прибывшие с ним члены его семьи отказываются проходить медицинское освидетельствование, предусмотренное пунктом 6 настоящего Порядка.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1881)

9. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)

10. При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдавший свидетельство. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

Читайте также:  Форма 3-НДФЛ за 2022 год

11. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220)

12. Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

13. На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона “О беженцах”, кроме права на получение единовременного денежного пособия. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

14. Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:

а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

абзац; (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)

сообщить в течение 7 дней в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, а также о приобретении гражданства другого государства или разрешения на проживание на его территории; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)

сняться с учета в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)

(Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

в) подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (Дополнен – Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)

15. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).

16. Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

а) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

б) при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)

в) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

17. Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона “О беженцах”; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

в) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. (Дополнен – Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 251)

18. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)

19. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

20. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)

__________

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274

ПОЛОЖЕНИЕо свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

(Утратило силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)

__________

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274

ОБРАЗЕЦ БЛАНКАсвидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

(Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)

____________

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274

ОПИСАНИЕбланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

(Утратило силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)

Порядок получения статуса беженца

Проблема оказания действенной помощи беженцам является одним из актуальных вопросов, стоящих перед международным сообществом на современном этапе. Многочисленные противоречия экономического, политического, национального и религиозного характера, сопровождающие развитие человеческой цивилизации, природные и техногенные катаклизмы – все это время от времени вынуждает людей покидать страну происхождения и искать убежища за ее пределами.

В соответствии с определением, содержащимся в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (далее – Конвенция 1951 г.), беженцем является лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Ключевым элементом указанного определения является фраза “вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований”. В свою очередь, в данной фразе можно выделить такие компоненты, как “вполне обоснованные опасения” и “преследования”.

Понятие “опасения” в контексте излагаемого материала означает душевное состояние лица, ищущего убежища. Опасения ходатайствующего должны быть “вполне обоснованными”. Таким образом, при рассмотрении дела, связанного с предоставлением статуса беженца, компетентными властями принимаются во внимание не только субъективные переживания просителя, но и объективная ситуация, подкрепляющая его опасения. Иными словами, понятие “вполне обоснованные опасения” содержит как субъективный, так и объективный элементы. По этой причине при определении того, действительно ли вполне обоснованные опасения имеют место, оба элемента принимаются во внимание. На практике при оценке субъективных переживаний просителя учитываются также его личностные характеристики. Иногда возникает необходимость в выяснении особенностей жизненного опыта просителя, его семейного положения, а также фактов его принадлежности к политическим или религиозным организациям, каким-либо социальным группам. Нередко эти нюансы помогают определить степень подлинности опасений ходатайствующего. Затем компетентные власти, рассматривающие обращения, оценивают субъективные утверждения просителя с учетом объективной информации об обстановке в стране его происхождения.

Органом власти, в который следует обращаться с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является Федеральная миграционная служба России (далее – ФМС России) и ее территориальные органы.

Административный регламент ФМС России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает стандарт и порядок предоставления ФМС России и ее территориальными органами государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 “О беженцах” ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее – государственная услуга) предоставляется заявителям из числа:

– иностранных граждан и лиц без гражданства, заявивших о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

– иностранных граждан или лиц без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации или не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом “О беженцах”, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Заявитель после подачи ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища имеет право на получение сведений о ходе и результатах предоставления государственной услуги при личном обращении в территориальный орган ФМС России в часы приема.

Заявители, подавшие в территориальные органы ФМС России ходатайство о признании беженцем или заявление о предоставлении временного убежища, в обязательном порядке информируются уполномоченными сотрудниками территориального органа ФМС России:

– об основаниях для отказа в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или в признании беженцем либо в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

– о сроке и порядке рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища;

– о сроках и порядке обжалования решений;

– о порядке получения свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища;

– о правах и обязанностях лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища.

Прием ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища производится территориальным органом ФМС России по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации, по возможности, в день его обращения.

При отсутствии в день обращения заявителя переводчика, членов семьи, прибывших с заявителем, либо документов, удостоверяющих его личность, дата и время приема ходатайства может быть согласована с заявителем, в том числе по телефону.

При определении времени приема по телефону сотрудник обязан назначить время на основе графика уже запланированного времени приема заявителей и времени, удобного заявителю.

Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета ФМС России и ее территориальным органам.

Результатом предоставления государственной услуги являются:

-по рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения: об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу; о признании беженцем; об отказе в признании беженцем.

– по рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения: об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган ФМС России.

Читайте также:  Как переоформить ОСАГО при продаже автомобиля

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия территориальным органом ФМС России решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом ФМС России с согласия ФМС России, но не более чем на 3 месяца.

Решение по результатам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом ФМС России в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, подается ходатайство о признании беженцем (приложение № 1).

Для предоставления государственной услуги по рассмотрению заявления о предоставлении временного убежища лицом, желающим получить временное убежище на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России подается заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25 марта 2011 г. № 81.

При подаче ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища иностранным гражданином или лицом без гражданства представляются в территориальный орган ФМС России:

– иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

– лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

При наличии у заявителя и прибывших с ним членов семьи разных фамилий родственные отношения подтверждаются соответствующими документами, например, свидетельством о рождении.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

Сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за прием ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя.

Ксерокопии документов, а также их перевод, произведенный переводчиком, предоставленным территориальным органом ФМС России, заверяются сотрудником, осуществляющим прием ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.

При подаче ходатайства о признании беженцем заполняются анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (далее – анкета) (приложение № 2), и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (далее – опросный лист) (приложение № 3).

Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера), на русском языке.

В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

Ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища оформляются со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера), на русском языке.

В ходатайстве о признании беженцем или заявлении о предоставлении временного убежища не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

Документы и материалы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Отдельные документы могут быть возвращены заявителю после снятия с них ксерокопий.

Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных Административным регламентом.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона “О беженцах” отказывается, если:

– в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;

– заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона “О беженцах” при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;

– заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции 1951 года и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

– заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

– заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем;

– заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;

– заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона “О беженцах”;

– заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

– заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

– заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:

– заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона “О беженцах”;

– в отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

– заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

– заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

– за заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;

– заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Основания для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации отсутствуют.

Основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона “О беженцах”.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют. Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в территориальный орган ФМС России с письменным заявлением о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.

Государственная услуга в электронной форме не оказывается и в многофункциональных центрах не предоставляется.

Направление ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища, а также документов и материалов, необходимых для получения государственной услуги, в электронной форме не допускается.

Сведения

об официальных сайтах УФМС России по Ставропольскому краю,

телефонных номерах, почтовом адресе и адресах электронной почты

Отказ в предоставлении временного убежища

Отказ в предоставлении временного убежища – головная боль иностранного гражданина.

Наш адвокат поможет советом, в случае необходимости возьмется за все хлопоты оспаривания решения в суде и в вышестоящих органах.

Когда могут отказать в предоставлении временного убежища?

Причины отказа в предоставлении временного убежища совпадают с аналогичными причинами, действующими для тех, кто хочет получить статус беженца (помощь беженцам по ссылке). В первую очередь, это определённые обязательства перед другим государством, к примеру, служба в армии. Во время военных конфликтов также некоторые высокопоставленные служащие обвиняются в разного рода военных преступлениях, в этом случае достаточно даже подозрений или недосказанного обвинения, чтобы в убежище было отказано.

Граждан Украины и других близлежащих стран часто интересует, могут ли отказать во временном убежище, если супруг имеет гражданство России. Это одна из самых распространенных ситуаций, поскольку межнациональные браки не редкость. В этом случае следует сразу подавать документы на статус постоянного жителя, а не беженца. Аналогично на убежище не могут претендовать и те лица, которые уже имеют какой-либо иной статус на территории государства. Часто у таких граждан возникают проблемы в продлении временного убежища и иные вопросы, в которых не так просто разобраться без юридической помощи.

К распространенным причинам решения также относятся:

  • подозрения в серьезных преступлениях;
  • подозрения в незаконном пересечении границы;
  • подозрения на спекуляцию правом беженца.

Отказ в продлении временного убежища ждет и тех, кто не успел подать прошение в соответствующие органы вовремя. При этом решающим может стать срок даже в несколько суток. Особенно внимательным следует быть тем, кто хочет продлить разрешение на пребывание в стране, ведь в этом случае даже задержка по какой-то серьезной причине не является гарантией продления статуса.

Что делать, если отказали во временном убежище?

Отказа в предоставлении временного убежища

Обжалование отказа во временном убежище можно только через суд. Для этого необходимо подать заявление, которое имеет стандартную форму. Когда получен документ с отрицательным решением, следует сначала самостоятельно выяснить точную причину.

Как правило, местные органы указывают основание для подобного решения, но, если формулировка отсутствует, ее обязаны предоставить в установленный законом срок. Если же и этого не произошло, можно отправляться непосредственно в суд, при этом не важно, по какой причине могут отказать во временном убежище, обжаловать можно любое решение.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами нашего адвоката, как снять запрет на въезд РФ на нашем канале YouTube , а также пишите свои комментарии к видео с вопросами оформления гражданства и решения иной миграционной проблемы:

Помощь по обжалованию отказ в предоставлении временного убежища

Напряженная политическая обстановка в мире сегодня приводит к многочисленным локальным конфликтам, поэтому вопрос беженцев и вынужденных переселенцев стал как никогда более актуальным.

В связи с тем, что заявлений на предоставление соответствующих прав и разрешений стало крайне много, основания для отказа в предоставлении временного убежища используются все чаще, поэтому гражданам других государств следует знать, как вести себя в подобной ситуации.

Наш адвокат поможет получить временное убежище: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Читайте еще о работе нашего адвоката по гражданству РФ и вопросам миграции:

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Ссылка на основную публикацию