При оказании автотранспортных услуг всегда платится ЕНВД

ЕНВД – грузоперевозки и транспортные услуги

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузоперевозками или оказывающих транспортные услуги, считается наиболее удобным выбор специального режима налогообложения. Это не что иное, как возможность уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход (ЕНВД), заменяющего собой ряд начислений. Все возникающие вопросы регулируются в соответствующих статьях главы 26.3 НК РФ. Начиная с 2013 года ЕНВД перешел из статуса обязательного в добровольный – предприниматели самостоятельно могут перейти на этот режим налогообложения. Отчет по ЕНВД – ежеквартальный.

Использование ЕНВД освобождает организации и ИП от уплаты:

  • НДФЛ или налога на прибыль для организаций;
  • Налога на имущество (за рядом исключений);
  • налога на добавленную стоимость (НДС).

При определении величины ЕНВД в 2016 году для ИП, грузоперевозки и транспортные услуги стоят в одном ряду. Тот же порядок действует и в отношении организаций. Это значит, что расчет месячного размера налога идет по единой формуле: ЕНВД = БД x ФП x К1 x К2 x 15%, где

БД – базовая доходность (определяется в соответствии с видом деятельности в п. 3 ст. 346.29 НК РФ);

ФП – физический показатель (для грузоперевозок и транспортных услуг это количество задействованных автомобилей);

К1 – стандартный коэффициент-дефлятор, независящий от вида предпринимательской деятельности и территориальности и вводимый ежегодно приказом Министерства экономического развития РФ (К1 = 1,798 на 2016 г.);

К2 – вариативный региональный коэффициент, устанавливаемый решениями представительных региональных органов власти;

15% – ставка налога ЕНВД (ст. 346.31 НК РФ).

Тут надо учитывать ряд изменений по налогу, которые были приняты в прошлом году. В частности, Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ регионам и муниципалитетам дали право снижать до 7,5% ставку ЕНВД. Транспортные услуги в 2016 году в отдельных регионах тоже получили льготу (например, грузоперевозки в Курске, где ставка снижена до 14%). Также в соответствии с приказом от 22.12.2015 ФНС России № ММВ-7-31590@ изменилась форма декларации по ЕНВД.

ЕНВД при оказании транспортных услуг

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст.346.26 НК РФ, чтобы иметь право перейти на ЕНВД, транспортные услуги 2016 года по перевозке пассажиров должны обеспечиваться не более чем 20 автомобилями или автобусами. При осуществлении ИП одновременно пассажирских и грузовых перевозок исчисление налога ведется с учетом каждого вида деятельности отдельно с последующим суммированием результата. Не допускается применение ЕНВД при превышении численности наемных работников свыше 100 человек. Кроме этого, доля участия сторонней фирмы в уставном капитале организации, занимающейся оказанием транспортных услуг, не должна превышать 25% (исключение составляют организации инвалидов и потребительской кооперации).

Пример расчета ЕНВД при оказании транспортных услуг

ИП оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров в г. Курск, имея в наличии три автобуса на 36 посадочных мест каждый.

Вводим исходные данные:

1.БД = 1500 р. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);

2.ФП = 108 (количество посадочных мест – у нас 3 автобуса по 36 посадочных мест каждый).

3.К1= 1,798.

4.К2 = 0,2 (Решение Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 171-3-РС).

5.15% — ставка ЕНВД для пассажирских перевозок по Курской области (Решение Курского городского собрания от 16.02.2016 № 158-5-РС).

Вмененный доход (ВД) = 1500 руб. x 1,798 x 0,2 x 108 = 58 255,2 руб. в месяц. Сумма ЕНВД составит 8738 руб. (58 255,2 х 15%) в месяц и 26 215 руб. (8738 х 3) за квартал.

А вот у грузоперевозок под ФП будет приниматься единица транспортного средства.

Пример расчета ЕНВД. Грузоперевозки

Организация, зарегистрированная в Курске, занимается грузоперевозками, имеет в собственности семь грузовых автомобилей и три арендует. Рассчитаем ЕНВД. Грузоперевозки осуществляются и арендованными автомобилями, которые необходимо учитывать при определении ФП. В случае с грузоперевозками, под ФП понимается количество транспорта, используемого для этих целей. Решением Курского городского собрания от 16.02.2016 № 158-5-РС для грузоперевозок снижена ставка налога, ЕНВД уплачивается по ставке 14%.

Вводим исходные данные:

1.БД = 6000 руб.

2.ФП = 7+3 = 10.

3.К1= 1,798.

4.К2 = 1.

5.14% — ставка ЕНВД для грузоперевозок в Курске.

ВД = 6000 руб. x 1,798 x 1 х 10 = 107 880 руб. в месяц. Сумма налога равна 15 103 руб. (107 880 руб. х 14%). Итого ЕНВД за квартал составит 45 310 руб. (15 103 руб. х 3 мес).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортные услуги и ЕНВД в 2022 году

Транспортные услуги – ЕНВД в 2022 году для них применяться может только в регионах, где еще действует спецрежим. При этом важно соблюдать определенные условия и знать особенности расчета налога. О них мы и расскажем в данной статье. Кроме того, вы узнаете, кому еще в автомобильном бизнесе доступен режим ЕНВД.

ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения

Подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяет применять вмененку при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в тех случаях, когда количество имеющихся у налогоплательщика транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц. Транспортные средства могут находиться у него на праве собственности, пользования, владения или распоряжения.

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц, узнайте тут.

Разъяснения ФНС о том, как подсчитать предельное количество автотранспорта для ЕНВД, вы найдете здесь.

Организация, оказывающая грузо- и пассажироперевозки, должна встать на учет и уплачивать налог по месту своего нахождения, предприниматель — по месту своего жительства (п. 2 ст. 246.28 НК РФ). Этот же принцип действует, когда услуги по перевозке осуществляются в другом городе или регионе.

Какие нюансы учесть при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по перевозке пассажиров или грузов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Использование режима ЕНВД возможно только в том случае, если оно разрешено региональным законодательством. Таким образом, в первую очередь необходимо ознакомиться с законами региона, чтобы выяснить, подпадает конкретный вид деятельности под ЕНВД в данной местности или нет.

Внимание! C 2022 года ЕНВД планируют отменить на всей территории РФ. В ряде регионов уже отказались от спецрежима. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.

Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2020)

Рассмотрим порядок расчета единого налога на вмененный доход при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов в 2022 году.

Об общем порядке расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход читайте в этой статье.

1. На первом этапе определяется налоговая база по формуле, приведенной в ст. 346.29 НК РФ:

где: НБ — налоговая база;

БД — базовая доходность в месяц;

К1 — коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития;

К2 — корректирующий коэффициент, его значение устанавливается местными или муниципальными органами;

Подробнее о коэффициентах К1 и К2 читайте в материалах рубрики «Коэффициенты ЕНВД (К1, К2)».

ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в 1-м, 2-м и 3-м месяце квартала.

2. На следующем этапе необходимо исчислить сумму единого налога за квартал по формуле:

где: НБ — налоговая база;

С — ставка налога, согласно ст. 346.31 НК РФ она для большинства регионов равна 15%, а города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь сейчас могут устанавливать ее в пределах от 7,5 до 15%.

Нужно отметить, что при одновременном ведении нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, приведенный выше расчет единого налога будет осуществляться по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Общая сумма ЕНВД за налоговый период выводится путем сложения полученных результатов.

3. На последнем этапе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Для этого рассчитанную сумму налога надо уменьшить на установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ налоговые вычеты. Таковыми являются:

  • страховые взносы на социальное страхование (на ОПС, ОМС, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);

Об уменьшении ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов рассказывает эта статья.

  • выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;
  • платежи по договорам добровольного страхования работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

Данные вычеты могут применять вмененщики, которые используют труд наемных работников. Однако указанные вычеты уменьшают сумму налога не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель не производит выплат в пользу работников ввиду их отсутствия, он вправе уменьшить налог на сумму всех фиксированных платежей на ОПС и ОМС (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Для ИП такое уменьшение ограничений по величине не имеет, т. е. вмененный налог им может быть уменьшен до нуля.

Проверьте правильно ли вы определили сумму налога за транспортные услуги с помощью советов от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Внимание! Для упрощения подсчета налога используйте наш калькулятор ЕНВД. Сам калькулятор находится здесь. А здесь вы прочтете о том, как им правильно пользоваться.

Расчет ЕНВД: базовая доходность для транспортных услуг

В ст. 346.29 НК РФ дается определение базовой доходности и приводятся ее значения для всех видов деятельности, подпадающих под ЕНВД.

Итак, базовая доходность — это условный доход в рублях, который можно получить за 1 месяц с 1 физического показателя. Физический показатель, в свою очередь, характеризует конкретный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Оба эти показателя используются в целях исчисления ЕНВД.

Так, при расчете ЕНВД для транспортных услуг по перевозке пассажиров базовая доходность равна 1 500 руб. для одного посадочного места. Посадочное место в данном случае будет являться физическим показателем.

Как определить количество посадочных мест для расчета ЕНВД, читайте в готовом решении КонсультантПлюс.

При оказании услуг по грузоперевозкам базовая доходность имеет значение 6 000 руб. с каждого автотранспортного средства — физического показателя для данного вида деятельности.

Если вмененщик оказывает услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств, то, рассчитывая налог, ему нужно использовать значение базовой доходности, равное 12 000 руб. с одного человека, для всех занятых в этой деятельности, включая самого индивидуального предпринимателя.

Полную таблицу базовой доходности ищите здесь.

Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:

  • Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
  • Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.

Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:

  • по заправке транспортных средств;
  • гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.

А вот о возможности применения ЕНВД при передаче транспортного средства в аренду с экипажем Минфин и суды все еще спорят. В каких случаях судьи и чиновники разрешают применять спецрежим узнайте из Путеводителя по налогам. Для этого получите пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатно.

Итоги

Итак, в 2022 гг. ЕНВД применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также услуг по проведению техосмотра. При переходе на спецрежим по автотранспортным услугам нужно учитывать местное законодательство и количество автотранспорта, а также знать величину физического показателя для соответствующего вида деятельности.

Читайте также:  Условия приватизации муниципального жилья

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Уважаемая редакция! Поскольку напрямую обратиться к консультантам нет возможности, обращаюсь к Вам . Обоснование вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров» в целях ЕНВД , принятое контролирующими органами, не соответствует НК РФ , следствием чего явился ущерб государству (учитывая соответствующие письма ФНС с разъяснениями по поводу определения « автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров»). Контролирующие органы установили, что в гл.26.3 НК РФ нет определения вида деятельности « автотранспортные услуги», в связи с чем действие ЕНВД распространили на всю сферу грузоперевозок, осуществляемую по гл.40 ГК РФ. Суды узаконили применение льготного ЕНВД в отношении всех грузоперевозок , осуществляемых по гл.40 « Перевозка» ГК РФ по договорам перевозки, изменили законный объект налогообложения, тогда как льготному ЕНВД подлежат только перевозки грузов для местного населения определенными типами ТС, чем нанесен ущерб государству. Т.к. сфера грузоперевозок, осуществляемая по гл.40 ГК РФ, должна облагаться другими не льготными видами налогообложения. Контролирующие органы не учли, что в соответствии с гл.26.3 НК РФ : 1. ЕНВД водится местными органами власти , которые имеют ограниченные полномочия в области налогообложения. В связи с чем применение системы ЕНВД ограничена рамками их полномочий. 2. В ст.346.27 НК РФ дан строго определенный перечень ТС ( транспортных средств), которые могут использоваться для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Обоснование применения ЕНВД для автотранспортных услуг в редакции контролирующих органов просто стыдно читать, поскольку в нем одно понятие заменяется другим, главное – второстепенным, страдает обобщение, отсутствует анализ , нарушены причинно- следственные связи между отдельными частями. Так, главный признак транспортных средств, подлежащих ЕНВД , установленный абз.10ст.346.27 НК РФ « предназначенность для перевозки грузов» заменяется налоговыми органами и судами « предназначенностью для движения по дорогам», « тип» транспортного средства заменяется его « категорией», налоговое понятие ст.39 НК РФ « услуги» предпринимателей заменяются « договорными отношениями» и « работой» в сфере грузоперевозок между контрагентами по гл.40 ГК РФ; вместо « договора по предоставлению услуг по перевозке» (нужен ли он ?, т.к. в др. видах деятельности в целях ЕНВД никакие договоры между предпринимателями и населением налоговые органы не требуют) контролирующие органы требуют «договор перевозки» .То, что это местный налог и услуги по перевозке предоставляются только местному населению – вообще даже не рассматривается. Хотя второстепенный вопрос « перевозки по дорогам» обосновывается массой данных, в том числе скоростью движения, назначением дорог и т.п. хотя он не требует доказательств исходя из названия вида деятельности « автотранспортные услуги», что само собой подразумевает, что это услуги автотранспорта, но не ж/д, не авиа и не морские перевозки, а назначение дорог вообще не имеет значения при перевозке грузов населению или самого населения( хоть вообще по бездорожью) . Существенно, что в целях ЕНВД абзацем 10 ст.346.27 НК РФ регламентируется сущностная характеристика ТС (эксплуатационное назначение ТС , т.е. его тип ) ,на что вообще не обращается внимание, возможно в силу незнания правил русского языка. Также не обращается внимание на то, что ЕНВД является местным налогом и может вводиться местными органами власти в соответствии с п.1ст.4 НК РФ только пределах их полномочий , которые в части транспорта ограничиваются в соответствии с ФЗ от 06.10.2003№ 131-ФЗ( пп.7п.1ст.14, пп.6п.1ст.15 и т.д. ) «созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения (муниципального района, округа и т.п.) То , что в НК РФ имеется вся исчерпывающая информация для определения вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» и четко установлен объект налогообложения и налоговая база в целях ЕНВД для этого вида деятельности подтверждено Определением КС РФ № 1803 от 28.09.2017г . Всё вышеперечисленное свидетельствует, что налогообложение в виде ЕНВД для автотранспортных услуг по перевозке грузов не исполнялась ни контролирующими органами , ни предпринимателями, которые стали невольными заложниками обоснования применения ЕНВД, сделанного с явными логическими нарушениями. Если надо, могу представить более подробное обоснование того, что в гл.26.3 НК РФ имеется исчерпывающая информация по определению вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», исключающая необходимость привлекать гл.40 « Перевозка» ГК РФ. С уважением Задира А.В.

При оказании автотранспортных услуг всегда платится ЕНВД

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности – грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением “за перевозку груза”. Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам. Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?

ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности – грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением “за перевозку груза”. Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам.
Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки. Оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 11.2.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287 “Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления” система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, для целей применения ЕНВД следует учитывать только те транспортные средства, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Под иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) Минфин России подразумевает в числе прочего аренду автотранспортных средств. То есть при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов в число транспортных средств, имеющихся у налогоплательщика, включаются автотранспортные средства, полученные им по договорам аренды (субаренды) и лизинга (письма от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 20.09.2012 N 03-11-09/74). Так, по мнению финансистов, в целях применения гл. 26.3 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и грузов при фактическом использовании арендованного транспортного средства, предоставляемые в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, рассматриваются как предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, которая может быть переведена на ЕНВД (письма от 29.08.2011 N 03-11-11/219, от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45)*(1).
В письмах Минфина России от 22.08.2018 N 03-11-11/59546, от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173 специалисты финансового ведомства отметили, что в главе 26.3 НК РФ не установлено ограничений для применения ЕНВД в случае привлечения организацией, оказывающей автотранспортные услуги по перевозке грузов, транспорта сторонних лиц для оказания данных услуг. При этом плательщиками ЕНВД при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей транспорта субподрядчиков будут признаваться только те организации, с которыми заказчики заключают договор на перевозку. При этом в число транспортных средств при исчислении ЕНВД необходимо включать и автомашины субподрядчика. Некоторые суды соглашаются с таким подходом (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.03.2016 N Ф08-944/2016, АС Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2713/15).
В то же время у налоговых органов по данному вопросу иная точка зрения. Об этом свидетельствуют дела, рассматриваемые арбитражными судами. Позиция инспекторов заключается в том, что налогоплательщик, применяющий ЕНВД, должен оказывать именно услуги по перевозке, а не управлять процессом перевозки.
Так, в постановлении АС Московского округа от 08.10.2018 по делу N А41-91844/2017 судьи пришли к противоположному выводу. Деятельность по организации автотранспортных услуг по перевозке грузов не является автотранспортными услугами по перевозке грузов в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. По мнению проверяющих, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов с помощью третьих лиц (юридических и физических лиц) предприниматель не являлся реальным исполнителем. В связи с этим такая деятельность фактически сводилась к управлению процессом перевозки, и у предпринимателя отсутствовали правовые основания применять спецрежим в виде ЕНВД.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 N А65-22025/2012 суд выступил на стороне налоговых органов, согласившись с тем, что “предприниматель предоставлял услуги по обеспечению перевозок грузов, а не собственно автотранспортные услуги по перевозке грузов”.
В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.08.2016 N Ф03-2409/2016 рассматривался вопрос доначисления ИП налога по УСН в связи с невключением в налоговую базу дохода от оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров субподряда (предприниматель применял ЕНВД по услугам по перевозке и УСН по прочим видам деятельности). По мнению суда, деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями гл. 26.3 НК РФ в целях применения специального налогового режима не предусмотрена. Судьи посчитали такую деятельность налогоплательщика не услугами по перевозке, а организацией процесса перевозок, заключающейся в ведении учета перевозок и осуществлении оперативного руководства работой автомобилей, принадлежащих иным лицам (ИП).
При этом Верховный Суд РФ в определении от 25.12.2017 N 302-КГ17-19445 поддержал позицию судов (постановление АС Восточно-Сибирского от 01.09.2017 N Ф02-3976/2017 по делу N А74-9092/2016) о том, что при определении возможности использования ЕНВД по автотранспортным услугам перевозки пассажиров и грузов в число транспортных средств включается весь имеющийся у налогоплательщика транспорт, в том числе находящийся на консервации, а также полученный от других лиц.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, при определении возможности применения ЕНВД в автотранспортных услугах главным является наличие соответствующего права на использование транспортных средств (своих или привлеченных), независимо от характера их использования и эксплуатационного состояния. В этом случае при определении транспортных средств для применения ЕНВД подлежат учету все транспортные средства, принадлежащие ИП, а также транспортные средства третьих лиц, привлеченных ИП для оказания указанных услуг.
Таким образом, позиция специалистов Минфина России и судей в ситуации, связанной с перевозкой грузов сторонними лицами на их собственном транспорте, представляется неоднозначной.
Учитывая, что в рассматриваемом случае вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки, оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
– Энциклопедия решений. Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД;
– Учет транспортных средств при применении ЕНВД (И. Русаков, журнал “Малая бухгалтерия”, N 1, январь-февраль 2018 г.);
– Договор аренды или перевозки: оформляем правильно (Е.С. Казаков, “Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 1, январь-февраль 2014 г.);
– Вопрос: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы минус расходы”, использует арендованное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, для оказания услуг по перевозке грузов юридическим и физическим лицам. Форма расчетов – только безналичная. Имеет ли право ИП применять систему налогообложения в виде ЕНВД? Применяется ли система налогообложения в виде ЕНВД в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых ИП? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)

Читайте также:  Размеры пособий на детей в Башкирии и Уфе

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При этом не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и соответственно не переводится на ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортных средств (в том числе с экипажем) (письма Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002, от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, ФНС России от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18523@, от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040). Однако, как разъяснил Минфин России, передача в аренду автомобиля с экипажем может относиться к деятельности по оказанию автотранспортных услуг и попадать под систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем (письма от 03.06.2010 N 03-11-11/154, от 25.02.2010 N 03-11-11/33). Основным и существенным обстоятельством для разграничения правоотношений по аренде транспортного средства с экипажем и по перевозке груза является то, что при перевозке груза перевозчику передается груз, в то время как по договору аренды собственнику груза передается транспортное средство (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2013 N Ф09-11491/13).

Перевозка грузов и пассажиров на ЕНВД и продажа транспорта

Рассчитать этот налог при осуществлении названного вида деятельности довольно просто – его величина зависит от количества применяемых налогоплательщиком автотранспортных средств. Но возникают вопросы в случае, если плательщик вынужден реализовать одно из своих автотранспортных средств.

Если «вмененщик» занимается перевозками, у него может создаться впечатление, что и все операции с автотранспортными средствами, которые он использует для перевозок, тоже происходят в рамках данного спецрежима. Формально этот вывод не лишен оснований. Но только не с точки зрения налогового законодательства.

Как сказано в пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде уплаты ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Указанный вид деятельности осуществляется в соответствии со ст. 785 и 786 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за его провоз (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Отдельным видом деятельности согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ является купля-продажа. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Из самого названия спецрежима в виде уплаты ЕНВД следует, что он применяется исключительно в отношении определенного вида деятельности, в рассматриваемом случае – одного из тех, которые осуществляются в соответствии со ст. 785 и 786 ГК РФ.

Следовательно, реализация автотранспортного средства, которое использовалось на «вмененке» при перевозках, должна облагаться в рамках иного режима налогообложения, который для налогоплательщика является основным – общего режима или УСНО.

Налог на прибыль

В рамках общего режима юридические лица платят налог на прибыль. Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации они признают выручку от реализации товаров – как собственного производства, так и ранее приобретенных. Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). На основании пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества полученный от нее доход уменьшается на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Уплата ЕНВД не подразумевает начисление амортизации по объектам основных средств, которые используются в рамках этого спецрежима.

Тем не менее в Письме Минфина России от 16.11.2010 № 03-11-06/3/159 указано, что организация, применяющая спецрежим в виде уплаты ЕНВД, при реализации объекта основных средств, созданного (или, очевидно, приобретенного) до перехода на указанный режим налогообложения (в период применения ОСНО), вправе уменьшить доходы от реализации объекта на его остаточную стоимость, определенную на дату его реализации в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЗСО от 01.03.2012 по делу № А81-2398/2011 поясняется: если в налоговом учете организации, осуществляющей деятельность, облагаемую ЕНВД, сформирована остаточная стоимость основного средства, то при его реализации организация вправе уменьшить доходы от нее на остаточную стоимость ОС, а также на расходы, непосредственно связанные с его реализацией. Это возможно как раз в случае, если основное средство было приобретено до того, как налогоплательщик перешел на уплату ЕНВД.

Если же ОС было приобретено в период применения данного спецрежима и сразу же использовалось на нем, то доход от его реализации, по мнению судей, налогоплательщик может уменьшить на величину первоначальной стоимости основного средства, поскольку амортизация в целях налогового учета не начислялась и первоначальная стоимость не уменьшалась.

Предприниматели на общем режиме облагают полученный доход НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при установлении облагаемой НДФЛ базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы согласно п. 3 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. На основании пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм доходов от осуществления такой деятельности.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, предприниматель определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Из всех этих положений в совокупности следует, что ИП может уменьшить доход, полученный только от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением такого дохода.

Кроме того, согласно пп. 4 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию. Доходы от реализации основных средств определяются как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью ОС.

Следовательно, ИП вправе уменьшить доход от реализации транспортного средства, которое использовалось в предпринимательской деятельности, на суммы профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ. Минфин в Письме от 17.05.2018 № 03-04-07/33288 уточнил: это право действует при условии, что реализация произошла, пока физическое лицо еще имело статус предпринимателя.

Обратите внимание: состав расходов, принимаемых к профессиональному вычету, налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ (см. Постановление АС УО от 13.08.2014 № Ф09-4624/14 по делу № А60-39692/2013).

Если на момент реализации автотранспортного средства статус предпринимателя утрачен, то физическому лицу нельзя будет применить и имущественный вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Ведь имущество использовалось в предпринимательской деятельности, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ исключает применение данного вычета (Письмо Минфина России от 20.07.2016 № 03-11-11/42531). По этой же причине нельзя применить имущественный вычет в период, пока физическое лицо является предпринимателем. Исключение – ситуация, когда есть доказательства, что автотранспортное средство использовалось исключительно в личных целях (см. Постановление АС ПО от 04.04.2017 № Ф06-18892/2017 по делу № А65-13298/2016).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения на УСНО учитывается доход от реализации основного средства. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО. Данный перечень является закрытым.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 29.01.2016 № 03-11-09/4088, указанные расходы учитываются только при приобретении основных средств, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСНО (пп. 1 п. 3, абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, а также пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Это означает, что если реализованное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом в рамках УСНО (например, использовалось в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД), то при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, доходы от реализации данного имущества не могут быть уменьшены на расходы на его приобретение (см. Постановление АС УО от 20.02.2018 № Ф09-8373/17 по делу № А76-6739/2017).

Данный подход можно признать вполне справедливым – но кроме случая, когда автотранспортное средство реализуется уже после того, как налогоплательщик перестал применять спецрежим в виде уплаты ЕНВД (то есть в момент реализации он применял только УСНО).

Подпунктом 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что основное средство может быть поставлено на учет в целях обложения единым налогом на УСНО после того, как оно использовалось в рамках другого режима налогообложения.

Согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ на дату перехода на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» организации, применяющей систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, в налоговом учете отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до перехода на УСНО. Она определяется как разница между ценой приобретения (сооружения, изготовления) основных средств и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Такой расчет делается специально для названных целей независимо от того, что расходы в виде амортизационных отчислений в целях уплаты ЕНВД не учитываются.

Читайте также:  Можно ли вернуть налог с покупки автомобиля

Предположим, что приобретенное основное средство налогоплательщик стал использовать и в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД, и в виде деятельности, облагаемом единым налогом на УСНО. Тогда получится, что условие пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ выполнено и основное средство можно учесть в целях УСНО – ведь оно используется в рамках этого спецрежима, хоть и не все рабочее время. Ограничения по степени использования актива в данной норме нет, значит, и расходы на его приобретение разрешается признать в случае реализации основного средства.

Впрочем, этот вывод выглядит спорным и наверняка вызовет сомнения у налоговиков.

Особенности перевозки грузов и пассажиров на арендованном транспорте для ООО на ЕНВД

ООО работает на ЕНВД и берет в аренду автомобили с экипажем для перевозки грузов.

Вопрос

Можно ли для нашей организации (ЕНВД) для перевозки грузов использовать автомобили, которые берем в аренду с ЭКИПАЖЕМ?

Ответ специалиста

Нередко на практике организации и предприниматели не разделяют предметов договора аренды и договора перевозки грузов (пассажиров). В связи с этим у них возникает вопрос о возможности применения ЕНВД в отношении деятельности по передаче транспортных средств в аренду с экипажем.

Отметим, что в силу налогового и гражданского законодательства в отношении деятельности по передаче в аренду транспортных средств с экипажем ЕНВД не применяется. Из положений гл. 34 ГК РФ видно, что в рамках названной деятельности между сторонами договора возникают арендные отношения. Следовательно, такая деятельность является самостоятельной и не относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов ( п. 1 ст. 11 , пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. ст. 785 , 786 ГК РФ).

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НУЖЕН ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ИЛИ ГРУЗОВ

Глава 26.3 НК РФ не содержит понятия “услуги по перевозке пассажиров и грузов”.

Между тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ о договоре перевозки (гл. 40 ГК РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ на основании данного договора осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа.

Для целей налогообложения Минфин России рекомендует использовать понятие “автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов” в значении, применяемом гражданским законодательством (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-11-11/36298).

Иными словами, вы можете применять ЕНВД при оказании услуг по автоперевозке пассажиров и грузов, если вы работаете по договорам перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю. А отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить за проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Если же вы оказываете услуги по договорам, которые не соответствуют указанным признакам договора перевозки пассажиров или грузов (гл. 40 ГК РФ), то нельзя признать, что ваши услуги оказаны в рамках “вмененного” вида предпринимательской деятельности – оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, такая деятельность не переводится на ЕНВД (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.06.2017 N Ф03-1645/2017).

При решении вопроса о правомерности применения ЕНВД судьи прежде всего обращают внимание на наличие договора перевозки в его гражданско-правовом смысле, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение автотранспортных услуг. В частности, к ним могут относиться акты об оказании услуг и документы об их оплате. По мнению судей, при наличии договора перевозки и указанных документов отсутствие товарно-транспортных накладных, планов и заявок значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2016 N Ф01-6063/2015).

Вместе с тем единый налог не применяется при перевозке, которая осуществляется при исполнении договоров подряда или оказания услуг. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 24.08.2016 N Ф03-3863/2016 указал следующее. Использование налогоплательщиком транспорта не предусматривало перемещения вверенного груза в указанный заказчиком пункт назначения. Перевозка груза носила вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности заказчика и не обладала признаками самостоятельной деятельности, поэтому такая перевозка не может относиться к перевозке грузов и пассажиров в смысле гл. 40 ГК РФ. Она квалифицируется как оказание возмездных услуг по предоставлению спецтранспорта и не облагается ЕНВД.

О возможности применения ЕНВД при оказании отдельных видов услуг с использованием транспортных средств вы можете узнать в разд. 10.4 “Применение ЕНВД при оказании отдельных услуг с использованием транспортных средств”.

Для автоперевозок пассажиров или грузов нужно иметь собственные или арендованные транспортные средства

Для применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров или грузов вам нужно иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Это значит, что ЕНВД не облагается деятельность тех налогоплательщиков, которые заключают договоры перевозки и для оказания автотранспортных услуг используют третьих лиц.

Например, индивидуальный предприниматель оказывает физическим лицам услуги по перевозке мебели и других предметов домашнего обихода. Однако сам предприниматель транспортных средств не имеет. Для исполнения заключенных договоров он привлекает транспортные организации, которые и осуществляют перевозки. В данном случае деятельность предпринимателя не является автотранспортными услугами в смысле пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и на ЕНВД не переводится.

В подобных случаях перевозку фактически осуществляет другая организация (индивидуальный предприниматель), которая использует для этого свои транспортные средства и водителей. К этому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 03.09.2009 N А29-9538/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-16740/09), от 02.06.2008 N А29-6550/2007.

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемая с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ, подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Делаем вывод, что применять ЕНВД при перевозке грузов арендованными автомобилями с экипажем, можно, при условии правильности заключения договора перевозки и соблюдением ограничений установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ.

Подборка документов

Статья: Единый налог на вмененный доход. Арбитраж от 14.11.2018 (“Малая бухгалтерия”, 2018, N 7)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Данная консультация прошла контроль качества:

Рецензент: Селезнева Ирина Ахматясавиевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам. Имеет ли право ИП на применение системы налогообложения в виде ЕНВД? Бухгалтерские консультации в компании Гарант-Виктория

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.06.2016 года

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам (у него имеются 2 автомобиля). Имеет ли право индивидуальный предприниматель на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг юридическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Нормы НК РФ не ставят возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности в зависимость от того, кто является их заказчиком (потребителем) – юридические или физические лица. Не вытекает такой зависимости в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов и из норм гражданского законодательства, к которому следует обратиться за их определением (п. 1 ст. 11 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 13.03.2015 N 03-11-11/13669, от 17.02.2015 N 03-11-11/7108, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012). Так, согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной, которая подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).

Таким образом, считаем, что индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.

Аналогичный вывод представлен, например, в письме Минфина России от 21.07.2014 N 03-11-11/35542: в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенным с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (смотрите также письма Минфина России от 08.07.2008 N 03-11-04/3/318, от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106). Форма оплаты данных услуг значения не имеет (смотрите, например, письма Минфина России от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45, от 22.08.2008 N 03-11-04/3/394, от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167).

Это означает, что уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности по оказанию юридическим лицам автотранспортных услуг по перевозке грузов, равно как и начислять НДС в связи с реализацией данных услуг предприниматель не должен (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012 следует, что факт перевозки грузов должен быть подтвержден документами, подтверждающими факты приемки грузов к перевозке, их доставку в пункт назначения и выдачи уполномоченным на получение грузов лицам, позволяющими также определить конкретные дату и время оказания транспортных услуг, наименование груза, место отправки и место назначения груза, а также транспортное средство (регистрационный номер автомобиля), на котором осуществлялись перевозки, то есть установить непосредственно предмет, определяющий заключенные договоры как договоры перевозки груза.

Ссылка на основную публикацию