Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2022 N ИС-аудит-46/2 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности ;

См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.

правовые основы регулирования аудиторской деятельности ;

деятельность аудиторских организаций;

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

в аудиторской организации

В соответствии с Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным законом от 2 июля 2022 г. N 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.

Трудовым законодательством не раскрывается понятие “основное место работы” (равно как понятие “место основной работы”). По мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. N 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее – такое требование не устанавливалось).

Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее – такое требование не устанавливалось).

Уточнена сфера деятельности аудиторских организаций

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

Вид обслуживаемых аудируемых лиц

Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям

(* – аудиторская организация на финансовом рынке)

Другая аудиторская организация

Публичные акционерные общества

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг

Головные кредитные организации банковских групп

Головные организации банковских холдингов

Общества взаимного страхования

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Бюро кредитных историй

Негосударственные пенсионные фонды

Управляющие компании инвестиционных фондов

Управляющие компании паевых инвестиционных фондов

Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов

Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов

Иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом “О консолидированной финансовой отчетности”

Лица, отличные от указанных выше организаций

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с аудита отчетности за 2023 г., сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 г.

Введены новые обязанности аудиторских организаций

Введен ряд новых обязанностей аудиторских организаций:

Содержание новой обязанности

На кого распространяется обязанность

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов)

Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации на финансовом рынке

Информация предоставляется при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией по требованию аудируемого лица.

Вести Интернет-сайт аудиторской организации

Все аудиторские организации

Раскрывать информацию о своей деятельности на Интернет-сайте (ранее – Совет по аудиторской деятельности рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем Интернет-сайте)

Все аудиторские организации

Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации.

Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него

Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе аудиторские организации на финансовом рынке

Порядок предоставления электронных документов в Федеральное казначейство и получения таких документов от него устанавливает Федеральное казначейство.

Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него

Аудиторские организации на финансовом рынке

Порядок предоставления электронных документов в Банк России и получения таких документов от него устанавливает Банк России.

Назначать руководителей аудита

Все аудиторские организации

Подробнее см. подраздел “Введена обязанность назначать руководителей аудита” в настоящем разделе

Осуществлять взаимодействие с Банком России

Аудиторские организации на финансовом рынке

Подробнее см. подраздел “Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций с Банком России” в настоящем разделе

Сообщать об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России

Аудиторские организации на финансовом рынке

Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе.

Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2022 г. N 359-ФЗ.

Расширен предмет аудита

В соответствии с Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита определены следующие виды финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом “О бухгалтерском учете” или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, 3) часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.), 4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).

В дополнение к этому предметом аудита определены:

бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);

консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом “О консолидированной финансовой отчетности” (ранее – не упоминалась).

Согласно Федеральному закону “Об аудиторской деятельности” аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой статьей 14.1 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям. В связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” и другими федеральными законами (ранее – такое требование не формулировалось).

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие “руководитель аудита” (ранее – в законодательстве не использовалось). Руководитель аудита – аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Иными словами, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному аудируемому лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом, как следует из Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее – требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, не может быть назначен руководителем аудита.

Как следует из Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы.

Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Эти положения касаются: дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации; дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке; особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России. Основными элементами этого порядка являются:

участники взаимодействия – аудиторские организации на финансовом рынке и Банк России;

предмет взаимодействия – информация об общественно значимых организациях на финансовом рынке, состав которой определен новой статьей 14.1 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”;

содержание взаимодействия – обмен информацией;

формы взаимодействия – запрос информации, предоставление информации по запросу и в инициативном порядке;

цели использования информации, полученной в результате взаимодействия, – для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказания иной аудиторской услуги аудиторской организацией; для осуществления банковского надзора, контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Федеральным законом от 2 июля 2022 г. N 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации ), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом “Об аудиторской деятельностью”, другими федеральными законами (ранее – не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).

См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Перечень случаев проведения обязательного аудита, установленный Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”, дополнен случаем, когда организация является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанной раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” (ранее – только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).

Запрещено проведение обязательного аудита

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации (ранее – допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Однако Федеральный закон не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности любых организаций, равно как оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Читайте также:  Как аннулировать завещание на квартиру?

Этот запрет действует начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса; конкурс проводится не реже одного раза в пять лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственной корпорации, государственной компании). Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации и государственной компании, а также обязательного и инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. При применении этого порядка допускается одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе и (или) обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин России совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими федеральными законами (ранее – такое полномочие отсутствовало).

Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2022 г. N 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в частях 4 и 5 статьи 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” термин “открытый конкурс” заменен термином “электронный конкурс”. Данное изменение действует с 1 января 2022 г.

Какие изменения в обязательном аудите с 2022 года

С 1 января 2022 года действуют новые критерии и др. изменения в обязательный аудит, которые внёс Федеральный закон № 476-ФЗ от 29.12.2020. Рассказываем с учётом разъяснений Минфина России, на что следует обратить внимание.

Изменены случаи обязательного аудита

Закон от 29.12.2022 № 476-ФЗ (далее – Закон № 476-ФЗ) внёс изменения в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которая регламентирует случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Причём эти поправки скорректировали как сами случаи обязательного аудита, так и изложили эти случаи в новой редакции.

Поэтому в информационном сообщении от 11.01.2022 № ИС-аудит-37 о новом в аудиторском законодательстве Минфин России приводит следующую таблицу, которую в силу важности мы приводим здесь целиком:

Случаи обязательного аудита с 01.01.2021

СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ

КОММЕНТАРИЙ МИНФИНА

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 400 млн руб.

Как видно, согласно новым повышенным лимитам объема выручки (800 млн руб.) или активов баланса (400 млн руб.) Закон от 29.12.2022 № 476-ФЗ с 2022 года фактически отменил обязательный аудит для малых предприятий.

Если аудит уже был начат

В связи с новой редакцией случаев проведения обязательного аудита особо оговорено, когда организация по новой редакции ФЗ «Об аудиторской деятельности» не обязана проводить аудит, но аудитор уже начал проверку бухотчетности за 2022 год. В этой ситуации новые положения применяют начиная с отчетности за 2021 год. То есть, за 2022 год проверить бухотчёты всё же надо.

Кто может не проводить обязательный аудит с 01.01.2021

Законом № 476-ФЗосвобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности:

  • организации (кроме определенных федеральными законами), доход, полученный которыми от предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн руб.;
  • организации (кроме определенных федеральными законами), сумма активов бухгалтерского баланса которых на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет от 60 до 400 млн руб.;
  • фонды, поступление имущества, в т. ч. денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, ведущие деятельность в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Как трактовать новые положения закона

С 01.01.2022 бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в ФЗ «Об аудиторской деятельности» такой субъект не назван среди обязанных проводить аудит.

Например, представитель малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, всё же обязан проводить аудит в силу ФЗ «Об акционерных обществах».

Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита

Закон № 476-ФЗ также изменил один из финансовых критериев, по которым определяют необходимость проведения обязательного аудита годовой бухотчетности.

С 2022 года в качестве такого критерия выступает «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», а ранее – «выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг)».

Цель данного изменения – привести этот критерий в соответствие с критериями, которые применяют для отнесения к субъектам малого предпринимательства. Они установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Для целей ФЗ «Об аудиторской деятельности» показатель дохода от предпринимательской деятельности определяют:

  • в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. В частности, согласно гл. 25 Налогового кодекса к доходам относят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы;
  • в расчет берут доходы, полученные по всем видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Другие изменения в сфере аудита

  • уточнил нормы о независимости аудиторов и аудиторских фирм;
  • уточнил нормы о Кодексе профессиональной этики аудиторов (дано понятие и основные требования к кодексу);

Кодекс обязателен для соблюдения при оказании/участии в оказании аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (ранее – только при оказании аудиторских услуг).

Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывают на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее такое правила не было).

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2022 году

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2022 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации – организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2022 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2022 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2022 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2022 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2022 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Читайте также:  Юридическая консультация по уголовным вопросам

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2022 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2022 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Кто подлежит обязательному аудиту за 2022 год

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Кого должны проверять аудиторы за 2022 год

Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательному аудиту подлежат организации, которые (ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008):

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Полезная информация от КонсультантПлюс

На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2022 год, но скоро должны появиться и за 2022-й.

В законе об аудиторской деятельности упомянуты не все предприятия, которые должны пройти обязательную проверку. Есть категории организаций, для которых необходимость обязательного аудита закреплена другими актами:

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

С 2022 года представители малого и среднего бизнеса автоматически освободились от обязанности проводить ежегодные аудиторские проверки потому, что порог доходов и величины активов существенно повысили. Так, если в 2022 году размер доходов, подпадающих под аудит составлял 400 млн руб. в год, то теперь уже 800 млн руб. Величина активов была 60 млн руб., тогда как сейчас 400 млн руб.

Порядок проведение обязательного аудита

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2022 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.

Вы можете выбрать любую аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита, но с учетом следующего. Проверки могут проводить аудиторские организации или частные аудиторы, внесенные в реестр Минфина. При этом некоторые предприятия (банки, страховщики, НПФ и т. д.) могут проверять именно аудиторские организации, а не индивидуальные аудиторы (п. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008).

Отвечаем на основные вопросы

Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.

С января 2022 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса в 2022-2022 годах автоматически от него освободились.

Критерии, в соответствии с которыми компания подпадает под обязательный аудит, приведены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Критерии обязательного аудита в 2022 году. Повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ в 2022 году

Критерии обязательного аудита в 2022 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2022 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

  • что подразумевает повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ;
  • какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2022 году;
  • причины изменений в законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ;
  • какие разъяснения дает Минфин по поводу изменения критериев обязательного аудита;
  • как критерии обязательного аудита в 2022 году повлияют на бизнес и аудиторскую деятельность.

Или вы можете отправить заявку на консультацию с аттестованным аудитором:

Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

Критерии обязательного аудита в 2022 году — что изменилось?

Аудиторское заключение и Причины смены аудитора

Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2022 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2022 году

Критерии обязательного аудита в 2022 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2022 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

  1. Юридические лица, зарегистрированные в виде акционерных обществ любых типов.
  2. Те организации, которые размещают свои ценные бумаги на биржах.
  3. Предприятия, публикующие сводную отчетность.
  4. Кредитные учреждения.
  5. Компании, осуществляющие страховую деятельность.
  6. Любые организации, чьи доходы превысили 400 млн. рублей. Если выручка меньше этого показателя, но стоимость активов выше 60 млн., обязательная проверка была необходима.

В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

Критерии обязательного аудита в 2022 году

Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2022 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

  1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
  2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
  3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

Критерии обязательного аудита в 2022 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2022 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Читайте также:  Индивидуальный инвестиционный счет: плюсы и минусы

Разъяснения Минфина

Критерии обязательного аудита в 2022 году

В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

Рекомендуем к прочтению: Требования по 115-ФЗ для банков, бухгалтеров и аудиторов. Суть закона и практика применения

Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

Ведомством опубликовано сообщение ИС-аудит-37. В этом документе приводятся нормы законов, предусматривающих обязательные ежегодные проверки отчетности.

Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2022 г., заключение за 2022 год необходимо.

Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2022, организации могут не проводить обязательный аудит за 2022 год и прошлые годы, если:

  • они еще не заключали договор на аудит за 2022 год и прошлые годы;
  • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
  • уже заключили договор на аудит за 2022 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.

Причины изменений в законе 307-ФЗ

Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

Министерство финансов в своем информационном сообщении указывает причины, по которым критерии обязательного аудита в 2022 году изменены. Нормы 307 ФЗ теперь не превышают размеры дохода субъекта малого предпринимательства.

Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2022 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2022 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

Раскрытие информации в пояснительной записке

Директор аудиторской фирмы ООО «Радар-Консалтинг» Наталья Шибалкина в офисе

Критерии обязательного аудита в 2022 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

Акционерные общества (АО)

В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Критерии обязательного аудита в 2022 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

Иные юридические лица

В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2022 году освобождают их от контрольных процедур.

Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

Рекомендуем к прочтению: Аудиторское заключение для организации: как получить и куда подавать? Всё об аудиторском заключении!

Министерство финансов в своем информационном сообщении приводит сводную таблицу. В ней указаны все организации, не перечисленные в главе 5 закона 307 ФЗ, но для которых аудит обязателен. Указываются ссылки на нормативные акты.

Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2022 году?

Работа в офисе аудиторской компании

Работа в офисе аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг»

Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

Повышенные критерии обязательного аудита в 2022 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

Компании, освобожденные от аудита в 2022 году

Диистанционная аудиторская проверка

На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2022 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

Что вы думаете о новых критериях обязательного аудита? Поделитесь своим мнение в комментариях к публикации!

Виды аудиторских и сопутствующих услуг

Основная задача владельцев и руководителей компаний — постоянно улучшать результаты деятельности, минимизировать финансовые риски, снижать затраты, повышать качество работы сотрудников. Реализовать эту цель помогает использование аудиторских и сопутствующих услуг. Аудиторская организация изучает и оценивает документацию фирмы, выявляет нарушения и пробелы, при необходимости определяет пути решения сложных ситуаций.

Понятия аудиторских услуг и аудита даны в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг; осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии с Международными стандартами аудита. На территории Российской Федерации введено 48 стандартов аудита.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Виды аудиторских услуг и перечень сопутствующих аудиту услуг определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

В Приказе классификация аудиторских услуг установлена по объекту проверки:

  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
  • Аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.
  • Аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
  • Аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
  • Аудит иной финансовой информации прошедших периодов.
К сопутствующим аудиту услугам (по перечню в Приказе Минфина России от 09.03.2017 года) относятся:
  • Услуги, обеспечивающие разумную уверенность (выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность: в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам; в нефинансовой информации и др.).
    Согласно Международной концепции заданий, обеспечивающих уверенность, аудитор при их выполнении получает достаточные надлежащие доказательства для формирования вывода, повышающего степень уверенности пользователя в результате оценки, и оценивает предмет задания с использованием определенных критериев.
    Результатами оценки оцениваемого предмета могут быть: финансовая отчетность, отчет об эффективности системы внутреннего контроля, показатели эффективности деятельности конкретной организации, отчет о соблюдении требований законодательства.
    Услуги оказываются в рамках нескольких Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность.
  • Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность — обзорные проверки:
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность (полностью или ее части);
    • отчетности, содержащей финансовую информацию (или части такой отчетности);
    • иной финансовой информации прошедших периодов.
    В ФЗ «Об аудиторской деятельности» дан подробный перечень услуг, прочно связанных с аудиторской деятельностью:
    • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
    • управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
    • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью (в т.ч. консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления);
    • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    • оценочная деятельность;
    • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    • иные услуги.
    Фактически существуют классификации аудита по различным критериям:
    1. по отношениям к требованию законодательства:
      • обязательный (ежегодный обязательный аудит проводится в случаях, установленных ст.5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»: для акционерных обществ; если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; для кредитных организаций; бюро кредитных историй; для организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховых, клиринговых организаций; акционерных инвестиционных фондов и в иных случаях);
      • инициативный (компания самостоятельно по своей инициативе заказывает аудиторские и (или) сопутствующие аудиту услуги);
    2. по объекту изучения и проверки (финансовый аудит, на соответствие законодательству, управленческий аудит);
    3. по периодичности проверки (первоначальный аудит, регулярный аудит);
    4. по сфере деятельности проверяемой организации (банковский, страховой, общий аудит).

    Таким образом, аудиторские и сопутствующие услуги систематизированы по ряду признаков, выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Международными стандартами, введенными на территории РФ.

    Каждая услуга оказывается на основе общих принципов и в то же время с учетом индивидуальных особенностей, установленных соответствующими Международными стандартами аудита.

    В зависимости от вида деятельности и имеющихся задач в компании определяется состав необходимых аудиторских и сопутствующих услуг. В некоторых случаях требуется комплексная проверка, в иных ситуациях достаточно нескольких отдельных услуг для решения актуальных вопросов.

    В любом случае результаты аудиторской проверки позволят объективно оценить текущую ситуацию в бизнесе, исправить выявленные нарушения, учесть обнаруженные недостатки и определить векторы развития компании и ее отдельных элементов.

Ссылка на основную публикацию