Государственный адвокат

Адвокат по назначению: для чего он нужен?

Подавляющее большинство граждан, пребывающих в статусе подозреваемых или обвиняемых, не обладают достаточными знаниями и опытом по защите собственных прав и интересов. Во избежание перекоса в сторону обвинения, а также во исполнение ст.48 Конституции РФ о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, законодатель предусмотрел возможность предоставления адвокатов по назначению в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Наиболее часто адвокаты привлекаются для оказания услуг по назначению именно по уголовным делам

Содержательная сторона института «адвокат по назначению» заключается в том, что адвокат избирается и привлекается не самим лицом (подозреваемым, обвиняемым или подсудимым) или его знакомыми, а назначается государством в лице органа, который расследует или рассматривает уголовное дело.

Адвокат по назначению обеспечивается государством в двух случаях:

  1. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) хочет воспользоваться услугами защитника, но не может в виду отсутствия материальных средств для оплаты услуг адвоката или по иным причинам;
  2. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) отказывается от услуг адвоката, но в связи с уязвимым положением лица государство не может оставить его без защиты (лицо является несовершеннолетним, лицо в силу психических или физических проблем не способно самостоятельно отстаивать свои права, лицо не владеет русским языком, лицу грозит наказание более 15 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, при рассмотрении дела судом присяжных или в при особом порядке судебного разбирательства и др.)

Если гражданин заключил договор со сторонним адвокатом, государственный защитник не привлекается. Однако если такое соглашение есть, но избранный адвокат в течение 5 суток не является на следственные действия или в орган правосудия, а гражданин не выказывает желания найти нового защитника, то приглашается государственный адвокат. В случае задержания или помещения под стражу этот срок составляет 24 часа.

Как видим, адвокат по назначению предоставляется только в рамках уже возбужденного уголовного дела. Если речь идет о доследственной проверке, то гражданин, по мнению государства, должен справляться собственными силами. Например, помощь при проверках ОБЭП (ОЭБиПК) оказывается только избранными самим доверителем, а не государственными адвокатами. Между тем, вовремя оказанная при проверках правовая помощь очень важна, поскольку от нее во многом зависит, будет ли «продолжение» в виде уголовного дела.

Порядок приглашения адвокатов по назначению в качестве защитников в уголовном судопроизводстве утвержден Решением Совета ФПА РФ от 05.10.2017 года. Согласно этому акту, основанием предоставления защитника является соответствующее процессуальное решение следователя, дознавателя или судьи. После получения запроса Адвокатская палата предоставляет адвоката согласно графику дежурств. На практике все может происходить проще: следователь приглашает знакомого адвоката для участия в деле, минуя Адвокатскую палату. Именно для исключения подобных случаев привлечения следователями (дознавателем) «карманных адвокатов», были внесены изменения в ст. 50 УПК РФ, согласно которым следователь, дознаватель или суд вправе привлечь для участия в деле не любого адвоката по назначению, а только в порядке, утверждённом палатой адвокатов. Так, в целях реализации данного положения в нескольких субъектах Российской Федерации, в частности в Москве произошёл переход на автоматизированную систему подбора адвокатов по назначению, при которой следователь отправляет заявку об обеспечении адвоката через специально созданный интернет-ресурс и никак не может повлиять на приглашение конкретного, знакомого ему адвоката.

Уголовный адвокат работает бесплатно?

Вопреки распространенному мнению, адвокат по назначению бесплатно не работает. Исходя из ч.5 ст.51 УПК РФ, услуги защитники оплачиваются за счет государства (с этим обстоятельством связано ещё одно бытующее в народе определение адвокатов по назначению как «государственных адвокатов»). Однако если был вынесен обвинительный приговор (или дело завершено по не реабилитирующим причинам) осужденный должен возместить за свой счет расходы на адвоката. На практике, суда зачастую при вынесении обвинительного приговора забывают решить вопрос о возмещении судебных расходов по оплате услуг адвоката по назначению за счёт осуждённого, поэтому адвокат фактически оказывается бесплатным для конкретного лица, однако уповать на то, что Вам повезёт и попадётся забывчивый судья, точно не стоит.

Важно!

Последние новости относительно оплаты адвоката по назначению для подозреваемых и обвиняемых не слишком радостные. Поправки Минюста предполагают, что для получения условного приговора, а также для освобождения по УДО гражданин должен в полном объеме оплатить услуги своего защитника по назначению. Если поправки будут приняты, число условных приговоров может резко сократиться.

  • 550-1200 рублей за 1 рабочий день;
  • 825-1800 рублей за помощь в ночное время;
  • 1100-2400 рублей за помощь в выходные, праздники.

Конкретный размер вознаграждения зависит от обстоятельств, сложности дела.

В скором времени гонорар адвокатов по назначению повысят. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2018 года № 1169 предусматривает поэтапное увеличение ставок. Так, с 2019 года день работы адвоката будет стоить 900-1500 рублей, с 2022 года – 1250-1900 рублей, а с 2022года – 1500-2150 рублей.

Адвокат по назначению или по приглашению?

За адвоката по назначению подозреваемый, обвиняемый или осужденный не должен платить «здесь и сейчас». В этом состоит единственный плюс обращения к государственным защитникам. А минусов гораздо больше.

  1. Условно бесплатный адвокат по уголовным делам зачастую слабо заинтересован в исходе дела. Его гонорар, как видим, относительно небольшой и в разы меньше сумм гонораров адвокатов по соглашению. Поэтому многие защитники предпочитают «отбывать время», а не оказывать реальную помощь.
  2. Нередко адвокаты по назначению негласно сотрудничают со следствием. Недавний пример – государственный защитник Руслана Подгорного, находящегося в СИЗО. Адвокат не желал сотрудничать с выбранными защитниками Подгорного, не проверял процессуальные документы и участвовал в процессуальных действиях лишь формально. Адвокатская палата Москвы рассмотрит дисциплинарное дело в отношении защитника по назначению, а также решит вопрос о лишении его адвокатского статуса.
  3. Далеко не все адвокаты по назначению способны оказывать качественные услуги по всем статьям. Например, помощь по экономические преступлениям требует от защитника не только безупречного знания законодательства, но и умения ориентироваться в бухгалтерском и налоговом учете, понимания того, как работает ФНС. За невысокий гонорар не стоит ждать глубокого погружения в тему. В таких случаях лучше найти адвоката с узкой специализацией.
  4. Немалая часть адвокатов по назначению – невостребованные по тем или иным причинам специалисты, услуги которых не пользуются спросом, например, молодые адвокаты, не имеющие опыта и квалификации в сфере уголовного судопроизводства. Квалифицированные адвокаты предпочитают участвовать в системе оказания адвокатских услуг по назначению материально, то есть оплачивают дополнительный взнос в палату, чтобы их не привлекали для оказания подобных услуг.

Отсюда следует, что если гражданин желает получить реальную, а не формальную помощь по уголовному делу, ему следует заручиться поддержкой стороннего уголовного адвоката. Заключенный контракт более полно защитит права доверителя, станет дополнительной гарантией того, что адвокат добросовестно и качественно выполнит все возложенные на него обязанности, ответственно отнесется к поставленной задаче.

Государственный адвокат

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также – адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также – Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее – федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Штраф за не включенные днем фары

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Государственный адвокат: что о нем следует знать

Государственный адвокат: что о нем следует знать

Конституция РФ гарантирует право гражданина воспользоваться бесплатной помощью квалифицированного адвоката в случаях, предусмотренных Законом. Для пояснения стоит сказать, что действующее законодательство не предусматривает понятия «государственный адвокат», этот термин употребляется неофициально для обозначения адвокатов, которых привлекли для оказания адвокатских услуг по назначению органа дознания, предварительного следствия или суда. То есть, клиент не сам выбрал конкретного адвоката и заключил с ним соглашение, а участие адвоката обеспечило государство в лице следователя, дознавателя или судьи.

Можно сказать, что данное название – условно, поскольку в уголовном процессе адвокат имеет статус защитника, независимо от того, оказывает ли он бесплатные услуги по государственной системе юридической помощи или заключает с клиентом договор о предоставлении таких услуг за гонорар.

Иногда складывается ситуация, когда ни суд (к большому сожалению), ни следователь, ни прокурор не заинтересованы в соблюдении конституционных прав задержанного, обвиняемого. Тогда практически все бремя для справедливого разбирательства дела (независимо от того, идет ли досудебное производство или дело уже находится в суде) ложится именно на государственного адвоката.

Для информации: в данной статье основной акцент делается на работе адвоката по назначению в уголовном производстве. Между тем, законодательство предусматривает привлечение адвокатов по назначению также в гражданском судопроизводстве и в административном судопроизводстве для представления интересов ответчика, место жительства которого не известно.

Кому положен государственный защитник

Независимо от инкриминируемой стати в любом уголовном деле лицо может иметь защитника в таких случаях:

  • если в отношении него вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  • с момента возбуждения уголовного дела;
  • с момента задержания;
  • если такому лицу вручили уведомление о подозрении в совершении конкретного преступления;
  • при осуществлении каких-либо процессуальных действий, которые затрагивают его права и свободы;
  • в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.

Важно: Удостоверение и ордер – документы, которые необходимо предъявить адвокату для выполнения своих функций защиты.

Кроме того, по решению суда в уголовном судопроизводстве допускается привлечение в качестве защитника наряду с адвокатом близкого родственника обвиняемого или иного лиц, а в мировом суде – и вместо адвоката. Однако таких случаев на практике не много, они могут рассматриваться лишь в качестве исключения.

Следует не путать адвоката по назначению и бесплатных адвокатов, то есть адвокатов, оказывающих услуги в системе бесплатной юридической помощи. Адвокаты по назначению в действительности бесплатными не являются. За их услуги обвиняемому не надо платить сразу, расходы таким адвокатам возмещаются из бюджета. Однако при вынесении обвинительного приговора или освобождении обвиняемого от ответственности по нереабилитирующим основаниям суд должен принять решение о возмещении расходов государства за счёт осуждённого. То есть оплата услуг адвоката по назначению для осужденного отсрочена во времени до вступления в силу обвинительного приговора, что отнюдь не означает бесплатности услуг таких адвокатов для обвиняемого (справедливости ради стоит отметить, что суды не редко забывают при вынесении приговора решить вопрос о возмещении расходов на адвоката по назначению, и в таком случае вследствие судейской забывчивости услуги адвокатов по назначению действительно оказываются для осуждённого бесплатными, но расчитывать на это, я бы не советовал).

Что касается системы бесплатной юридической помощи, следует учитывать, что она регулируется специальным Федеральным законом «О системе бесплатной юридической помощи в РФ». При этом данный закон не распространяется на оказание юридической помощи в уголовном судопроизводстве: отношения по оказанию юридической помощи по уголовным делам регулируются уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 3 Закона).

Порядок назначения государственного защитника

Если адвокат, которого приглашал подозреваемый, обвиняемый (или по его просьбе другие лица) не явится в течение 5 суток со дня заявления ходатайства, либо обвиняемый (подозреваемый) не заключил соглашение с защитником, но желает воспользоваться услугами адвоката, также в случаях отказа от защитника, если участие защитника является обязательным в силу закона, следователь, дознаватель или суд обеспечивают участие в деле защитника по назначению, обратившись в адвокатскую коллегию (как правило, в ближайшую) с просьбой к руководителю выделить защитника для следственных действий или для судебного заседания.

Распределяет такие дела между адвокатами глава адвокатской коллегии. При этом его решение обязательно к выполнению. И здесь не имеет значения авторитет (именитость) адвоката или наличие у него большого количества существующих договоров с клиентами в частном порядке (то есть находящихся в работе). Следует отметить, что в настоящее время принято решение об обеспечении участия адвокатов по назначению при помощи Единой автоматизированной системы, но пока данное решение на практике не реализовано, идут подготовительные мероприятия. Прежде, чем приступить к своим обязанностям, так называемый бесплатный защитник уточняет у задержанного, обвиняемого, его близких, не приглашали ли они кого-то еще. Если нет, то следователь или судья дают полномочия защитнику по назначению.

Например, молодого человека обвиняют в распространении наркотиков. Это очень серьезная уголовная статья. В данном случае без защитника просто не обойтись. Но обвиняемый не имеет возможности за свои деньги нанять адвоката и говорит об этом следователю. Соответственно, следователь, руководствуясь описанной выше схемой, предпринимает необходимые меры для обеспечения участия в деле защитника по назначению

Однако в вопросах назначения государственного защитника не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Например, средней руки бизнесмен или руководитель государственного предприятия, которые могут себе позволить нанять в качестве защитника частного профессионала, заявляют об этом представителю органов дознания или следствия. Но иногда адвокату по соглашению трудно сразу вступить в дело по разным причинам (необходимость следователю уложиться в процессуальные сроки задержания, его желание иметь «лояльного», «удобного» защитника, которого знает сам следователь, а не подозреваемый или обвиняемый и т.д. заставляют следователей и дознавателей идти на различные уловки по недопущению к участию в деле избранного адвоката или его исключению из дела).

В итоге для бизнесмена может сложиться парадоксальная ситуация, когда адвокат по соглашению может стоять под дверью отделения полиции, но следователь оформляет материалы, в которых указано, что тот не явился, поэтому на начальной стадии пришлось привлекать адвоката по назначению.

Адвокат по назначению и по договору: основные отличия

Выполняя функции так называемого бесплатного адвоката, специалист в области права зачастую халатно подходит к выполнению возложенных на него обязанностей. По большей части причиной этому является непосредственно отношение профессионала к выполняемой работе, как к не оплачиваемой (выплаты адвокатам по назначению задерживаются, а не редко – оплата не производится государством вовсе). Достаточно часто адвокат по назначению занимает пассивную позицию, ограничивается присутствием на каких-то конкретных следственных действиях, не ведет своего доверителя от «А» до «Я». В редких случаях оказывается полноценная юридическая помощь, включая организацию необходимых экспертиз, всестороннее изучение вопроса, сбор доказательной базы, общение со следственными органами в рамках УПК и т.д. Общественности известны вопиющие случаи, когда адвокаты по назначению защищают интересы следствия, а не своего подзащитного, уговаривают подзащитного сознаться в совершении преступления, занимаются фальсификацией доказательств, а при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу заявляют о своём согласии с позицией следствия.

Почему складывается такая ситуация? Все достаточно просто. До сих пор базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката (сумма, которую платит государство за оказание юридической помощи) находится на очень низком уровне, да и эту мизерную оплату адвокаты не получают. Поэтому некоторые из них просто «отбывают повинность», подходя к делу формально и поверхностно. Кроме того, следует учитывать, что опытные и востребованные адвокаты не имеют времени для оказания услуг по назначению, они могут быть освобождены от этой повинности, избрав материальную форму участия на законных основаниях. В результате, в качестве адвокатов по назначению зачастую привлекаются неопытные, молодые специалисты, либо специалисты, не востребованные у доверителей в виду низкой квалификации.

Несомненно, исключения есть. Некоторые адвокаты, выполняя свои функции государственных защитников, подходят к своей работе с полной отдачей (кстати, требование одинаково качественно и в полном объеме выполнять свои обязанности по назначению или за гонорар предусмотрено статьей 10 Кодекса профессиональной деятельности адвоката).

Почему многие отдают предпочтение работе с адвокатами за гонорар

Собственно, ответ на этот вопрос уже дан выше. Можно лишь добавить, что возможность выбора альтернативного варианта, какой бы сферы социальной жизни он ни касался – это всегда хорошо. Клиент в определенных случаях может, имея возможность воспользоваться услугами государственного адвоката, отказаться от него и отдать предпочтение профессионалу, работающему за гонорар. Но бывают ситуации (и их немало), когда бесплатная помощь специалиста в области юриспруденции – единственная возможность защитить себя с правовой точки зрения.

Не следует думать, что помощь бесплатного защитника нужна только в уголовном производстве закоренелым преступникам. Как было указано выше, бесплатными услугами адвоката пользуются определенные законом категории лиц во многих гражданских делах, начиная от взыскания алиментов, заканчивая разделом имущества или земельными вопросами.

Еще раз о самом главном

  1. «Государственный адвокат» – это неофициальное обозначение адвокатов которых привлекли к защите по назначению посредством обращения следователя, дознавателя или суда в адвокатскую коллегию (адвокатскую палату).
  2. Документы, которые необходимо предъявить для выполнения своих функций защиты, едины – удостоверение адвоката и ордер.
  3. Решение главы адвокатской коллегии или адвокатского бюро по распределению дел тому или иному адвокату обязательно к выполнению, независимо от того, насколько он «крут» и высокооплачиваем. При этом адвокат может быть освобождён от участия в защите по назначению путём направления соответствующего заявления в адвокатскую палату и оплаты ежемесячных дополнительных взносов в качестве материальной формы участия в системе обеспечения защиты по назначению.
  4. В любом уголовном деле лицо может иметь защитника, но в случаях, предусмотренных УПК РФ. Адвоката можно выбрать самому, заключив с ним договор за определенный гонорар, или воспользоваться бесплатным (по назначению). При этом размер кошелька обвиняемого для того, чтобы реализовать возможность получить помощь бесплатного адвоката не имеет значения.
Читайте также:  Жалоба на бездействие ИФНС

Никто заранее и со 100 % уверенностью вам не ответит, кто лучше, бесплатный или частный адвокат. Выбор лучшего специалиста – личное дело самого клиента. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство положительно разрешившихся дел для доверителя – заслуга адвокатов, работающих по договору, а не по назначению. В любом случае главное, на что клиенту следует обратить внимание при выборе, это квалификация, специализация и практический опыт работы профессионала. Только высококвалифицированный адвокат по уголовным делам с большим опытом профессиональной деятельности сможет максимально помочь своему доверителю в сложной жизненной ситуации.

Может ли государственный адвокат обеспечить надежную защиту в суде?

Дом и быт

Наверняка каждый обыватель слышал выражение “государственный адвокат”. Так называют защитников, которых предоставляет государство для защиты законных прав и свободы. Возникает логичный вопрос, если в качестве обвинения выступает государство и оно же предоставляет адвоката, будет ли толк от такой защиты? Какой интерес и мотивация у данного лица бороться за ваши права и свободу?

Кто такие государственные адвокаты?

Как таковых лиц — государственных адвокатов не существует. Понятие появилось лишь для реализации ст. 48 Конституции РФ, где указано, что каждый гражданин имеет на квалификационную юридическую защиту своих прав. Однако, далеко не все граждане имеют возможность обеспечить себе высококвалифицированную помощь. Поэтому правительство вынуждено, для соблюдения Конституционных прав, предоставлять такую услугу бесплатно.

Зачастую в роли гос. защитника выступают молодые адвокаты, которые недавно получили лицензию. На протяжении нескольких лет они набираются опыта в качестве так называемых “бесплатных защитников”, при этому получая заработную плату от государства.

Также, распространенная практика, когда уже состоявшиеся адвокаты, с многолетним стажем и опытом, в месяц берут несколько дел, по которым выступают в роли государственного защитника. В отличии от молодых, данные юристы дорожат своей репутацией, не будут ее просто так пятнать. Поэтому защита от них будет куда более высококлассной. Однако, далеко не факт что вам попадется именно такой. Такая практика является скорее исключением из правил.

Заинтересован ли государственный защитник в победе?

Не стоит обращать внимание на тот факт, что таких защитников называют бесплатными. Такое название они получили, за счет того, что их услуги в подобных ситуациях оплачиваются из казны, а не из кармана подозреваемого или подсудимого.

Любой адвокат заинтересован в положительном исходе дела. Так как на кону стоят не только законные права и свобода гражданина, но и репутация самого юриста. От количества его громких и поражений зависит его авторитет в мире юриспруденции. Чем успешнее проходят его дела. тем больше стоят его услуги.

Однако известно множество случаев, когда адвокат на протяжении всей карьеры состоит на службе у государства. Он не рвется за большими гонорарами и громкими делами. Для такого типа бесплатных защитников, ваша судьба безразлична. Они не буду бороться за вашу правоту и свободу. И такая практика распространена повсеместно и массово.

Поэтому, государственный адвокат — это игра в рулетку. Никогда не знаешь, кто тебе попадется, и каковой будет его мотивация. А учитывая, что на кону может быть ваша свобода, довериться воле случая нельзя.

Кто лучше: государственный или частный адвокат?

На самом деле данный вопрос является риторическим. Учитывая, что бесплатный защитник кормится с рук государства, а частый с ваших. Поэтому без сомнений мотивация у этих двух лиц будет разная.

Если у вас нет постоянного договора с частным адвокатом, можно подождать, что предложит вам государство. Уже во время первой беседы станет ясно, насколько ваш защитник юридически подкован и можно ли доверить ему свою свободу.

В случае если предоставленное лицо откровенно говоря не свободно вас защитить (скорее всего так и будет), следует немедленно заняться поисками более подходящего кандидата. Стоит понимать, что частные защитники берутся не за каждое дело. Сначала они решают для себя, есть ли возможность победить или процесс является заведомо проигрышным. А пятнать свою репутацию провальным делом мало кто захочет.

Часто можно услышать выражение, что государственный защитник хуже прокурора. Поэтому пользоваться их услугами рекомендуется только в случае, если нет средств на частного, а самостоятельно вы не способны защитить себя в суде.

Бесплатная юридическая помощь (БЮП)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться и в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

В соответствии со ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи консультируют граждан, а также составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

Читайте также:  Оспаривание записи об отцовстве. Пошаговая инструкция

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Кроме того, адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что региональным законодательством могут быть дополнительно предусмотрены иные категории граждан, которые вправе получать бесплатную юридическую помощь, а также случаи, по которым такая помощь может быть оказана.

Ряд адвокатских палат разместили на своих сайтах информацию о порядке предоставления бесплатной юридической помощи адвокатами в их регионах. Ссылки на разделы о бесплатной юридической помощи на сайтах региональных адвокатских палат размещены на сайте ФПА РФ в разделе «Адвокатские палаты субъектов РФ».

Можно ли получить от государства бесплатного адвоката по уголовному делу по 51 УПК РФ ?!

Можно ли получить от государства бесплатного адвоката по уголовному делу по 51 УПК РФ ?!

Достаточно часто в рамках уголовного судебного производства фигурирует такое понятие, как бесплатный адвокат. И да, действительно подозреваемому или подсудимого лицу положен в отдельных случаях бесплатный адвокат по представлению. Поможем разобраться в том, поможет ли такой защитник и как он назначается.

Что подразумевает собой понятие государственного адвоката.

Официально нет такого понятие как «государственный адвокат». Оно просто нигде не фигурирует в законодательных нормах. Есть понятие адвоката по назначению. Статья 48 Конституции Российской Федерации говорит о том, что все граждане в нашей стране обладают возможностью бесплатной юридической помощи в лице адвоката. Защитником по представлению воспользоваться может задержанный, заключенный под стражу гражданин, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый в уголовном процессе. Государство в свою очередь стремится обеспечить в первую очередь реальное действие законодательных норм в отношении определенного круга лиц. Причем осуществляется это вне зависимости от материального положения и наличия денег на адвоката.

Когда можно прибегнуть к услугам бесплатного государственного адвоката и как назначается защитник ?!

Бытует мнение о том, что лучше адвокатом без представления не надо пользоваться, и оно в целом не лишено логического смысла. Но можно прибегнуть к услугам такого защитника в некоторых случаях. Например, если надо составить ходатайство по уголовному делу. Порядок привлечения бесплатного защитника регламентирован уголовно-процессуальными нормами Российской Федерации.

Если у подозреваемого гражданина или обвиняемого лица не имеется соглашения с адвокатом, то тогда ему предоставляется бесплатный государственный защитник. Это важно, так как участие адвоката на стадии предварительного расследования и судебного заседания носит обязательный характер по закону. Назначается адвокат в течение двадцати четырех часов после задержания, если нет защитника у гражданина по соглашению сторон.

Кто обладает правом на получение бесплатного государственного адвоката ?!

  • Обвиняемый или подозреваемый, который не может представить адвоката по соглашению или он не может защищать себя в виду своего эмоционального либо психологического состояния;
  • Гражданин не достигший возраста восемнадцати лет в отношении которого ведется следствие или судебное разбирательство;
  • Если обвиняемое лицо является иностранным гражданином, и оно не владеет навыками русского языка;
  • При обвинении в совершении общественно-опасного деяния, уголовное наказание за которое составляет срок свыше пятнадцати лет лишения свободы вплоть до назначения пожизненного срока.

Также бесплатный защитник по назначению полагается в том случае, если рассмотрение уголовного дела осуществляется при участии присяжных заседателей. Помимо прочего он назначается и при рассмотрении уголовных дел в порядке особого судебного производства.

В чем отличие государственного защитника от адвоката по назначению ?!

Все адвокаты, занимающиеся бесплатной защитой – это юристы, которые ведут также и частную практику. Каждая компания, имеющая в штате юристов может отправлять для осуществления интересов защиты граждан в следственные органы или же в суд. Проблема кроется в том, что адвокат по назначению вовсе не интересован в том, чтобы как говорится «рвать жилы» за своего подзащитного. Их круг обязанностей ограничен нормами процессуального законодательства, и адвокат по назначению с завидным упорством не будет добиваться освобождения из-под стражи, замены меры пресечения, отмены приговора судебного органа или снижения срока назначенного наказания по уголовному делу. Просто сам по себе бесплатный государственный адвокат помогает в реализации права на защиту каждому лицу, подозреваемому или же обвиняемому в преступном общественно-опасном деянии.

Отказаться сразу же от адвоката по назначению надо по следующим причинам, таким как:

  • Отсутствие желание защищать своего подзащитного всеми доступными правовыми средствами;
  • Низкий уровень квалификации юриста. Адвокатские коллегии направляют по назначению начинающих адвокатов, которые только набивают свой опыт. Такой юрист, даже хорошо окончивший институт в реальности не всегда сможет правильно выстроить линию своей защиты;
  • Другая специализация защитника. Преимущественное большинство защитников по соглашению работает только со своей категорией дел и в своем направлении им нет равных. В случае с государственными адвокатами все обстоит иначе, так как они могут браться за любые дела и им не хватает элементарных знаний, касающихся специфики расследования уголовного дела;
  • Осуществление психологического давления. Цель может быть связана с интересами правоохранительных органов в признании вины или требования получения официального денежного гонорара с гражданина.

Также государственные адвокаты могут склонять своих подзащитных к признанию вины, если даже ее нет. И это предложение от адвокатов по назначению поступает часто. Тут дело кроется в том, что так проще выстроить линию защиты, собрав те же самые доказательства, смягчающие вину. Гораздо сложнее, наоборот, защитить человека так, чтобы избавить его от уголовного наказания или же снизить тюремный срок до максимально низкого значения. Все адвокаты по идее независимые в своих действиях. Они должны хранить все сведения, полученные от своих подзащитных. Но на практике государственные адвокаты активно помогают следствие. То есть играют они против подзащитных.

Как избежать таких последствий ?!

Сразу же надо отказаться от государственного адвоката и в кратчайшие сроки следует найти юриста по соглашению, который готов будет защищать права грамотно и в соответствии со своей квалификацией.

Практикующий юрист – Руководитель юридической компании «Правовед-Плюс» – стаж работы в сфере юриспруденции с 2006 года.

Ссылка на основную публикацию