Закон об инвестициях рк 2020

41 трлн тенге инвестиций привлекут в Казахстан в 2020-2024 годы

Премьер-Министр рассказал об усилиях Правительства и фракции “Nur Otan” по насыщению внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства – в среднем обеспеченность основными видами продовольственных товаров достигла 80%, а по некоторым позициям – 100%

Премьер-Министр РК Аскар Мамин доложил Елбасы Нурсултану Назарбаеву и депутатам парламентской фракции партии “Nur Otan” о промежуточных итогах исполнения Предвыборной программы партии “Nur Otan” “Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание” и Плана нации “100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ”, передает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Премьер-министра РК.

Благодаря реализации программы “Нұрлы Жол”, Казахстан стал трансконтинентальным мостом между Европой и Азией, проводится масштабная модернизация транспортной инфраструктуры.

– Полностью сформирована оптимальная сеть железных дорог. Формируется логистическая инфраструктура. В следующем году будет обеспечен проезд по основным транзитным автомобильным коридорам”, – сказал Мамин.

К настоящему времени полностью завершена модернизация всех отечественных НПЗ, начато строительство завода по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. Ведется подготовительная работа по реализации проекта по производству полиэтилена мощностью 1, 2 млн тонн.

По итогам 2018 года объем экспорта обрабатывающей промышленности, по сравнению с 2016 годом, вырос на 21,7% и составил $15,7 млрд. Экспорт услуг увеличился на 15,8% до $7,3 млрд. В целом, с 2016 года объем промышленности в стране вырос на 15,7%, а обрабатывающей – на 16,3%. Активно развивается альтернативная энергетика, с 2016 года мощность ВИЭ выросла в 3,7 раза и к концу т.г. составит 1041 МВт на 87 объектах, а к 2024 году – 3 тыс. МВт.

По обеспечению широкополосным доступом к интернету подключены 3324 сельских населенных пункта (79%) с численностью населения от 250 человек. К оставшимся селам интернет будет подведен в течение 2020 года.

Государством выполняются в полном объеме все социальные обязательства. Разрабатывается новый формат адресной социальной помощи. С 2020 года внедряется обязательное социальное медицинское страхование. С 2016 по текущий момент построено 390 среднеобразовательных школ, более 400 медицинских объектов, созданы центры для оказания помощи при инфаркте и инсульте.

– Особое внимание уделено обеспечению казахстанцев качественным и доступным жильем. В 2016-2018 годы построено свыше 34 млн кв. м жилья. До конца года планируется ввести 13 млн кв. м. Разрабатывается новая жилищная программа, – отметил глава правительства.

Казахстан продолжает проведение многовекторной внешней политики, укрепляет стратегическое взаимодействие с основными партнерами – Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и СНГ.

Премьер-Министр рассказал об усилиях Правительства и фракции “Nur Otan” по насыщению внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства – в среднем обеспеченность основными видами продовольственных товаров достигла 80%, а по некоторым позициям – 100%.

В рамках цифровизации отраслей экономики внедряются новые технологии на предприятиях топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов. В результате проводимой работы, в 2018 году объем инновационной продукции, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 25% и составил 1 трлн 179 млрд тг.

По результатам 9 месяцев темпы роста составили 4,3%, по сравнению с 2,9% на начало года. Правительство планирует довести показатель инвестиций в основной капитал до 30% ВВП уже к 2025 году. На сегодня сформирован пул инвестиционных проектов, которые позволят привлечь 41 трлн тенге инвестиций в 2020-2024 годы. Решение этой задачи обеспечит приток прямых иностранных инвестиций до $34 млрд, что является базовым условием для обеспечения 5% роста национальной экономики уже к 2024 году.

– Эффективная и целенаправленная реализация предвыборной программы партии “Nur Otan” и Плана нации закладывают прочную основу для динамичного и качественного развития нашей страны сегодня и в будущем. Каждое мероприятие решает наиболее важные вопросы развития современного Казахстана, – заключил Аскар Мамин.

Закон об инвестициях рк 2020

За годы Независимости в Казахстане проделана большая работа в инвестиционной сфере. Первые десятилетия суверенитета республика активно принимала предложения иностранных инвесторов вложиться в новые перспективные проекты. В годы становления Казахстан нуждался во внешней поддержке, и именно приток иностранных инвестиций мог способствовать планомерному развитию экономики страны и, даже в какой-то степени, стать драйвером роста. Сегодня Казахстан — это новые возможности и огромный потенциал для выгодного вложения инвестиций. Наша республика занимает стратегически важное местоположение, имеет благоприятную среду для ведения бизнеса, защиту прав инвесторов и инвестиционные стимулы.

На прошлой неделе Премьер-Министр РК Аскар Мамин с рабочим визитом посетил Соединенные Штаты Америки, где были достигнуты договоренности об инвестировании лидерами американского агробизнеса в открытие предприятий по переработке мяса и производству оросительных систем в Казахстане. Также Глава Правительства встретился с руководством ведущих мировых компаний в области инновационного и цифрового развития, венчурного финансирования и энергетики с целью реализации совместных проектов с привлечением американских технологий.

Сколько инвестиций привлечено в Казахстан за 28 лет?

На сегодня наша страна может уверенно сама выбирать инвесторов из довольно приличной очереди желающих поработать в казахстанском государстве. За период независимости Казахстана привлечено $330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть инвестиций — более 50% приходится на страны Европейского союза, на Соединенные Штаты Америки — 15% прямых иностранных инвестиций, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.

Стоит отметить, что с каждым годом экономика Казахстана становится более конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов. На конец октября т.г. в стране действуют 16,8 тыс. компаний с иностранным капиталом — на 18,1% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее (14,3 тыс. компаний). В текущем году Казахстан вошел в топ-55 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности, поднявшись на 4 строчки.

Говоря о проектах, также нужно отметить, что динамика и структура иностранных инвестиций в Казахстан меняется. Если раньше в отраслевом разрезе преобладали проекты в добывающих отраслях, то сейчас наблюдается высокая активность инвесторов и в других секторах.

Какие страны больше всех инвестируют в экономику РК и по каким направлениям?

По итогам 11 месяцев 2019 года в Казахстан привлечены инвесторы из 26 стран, по объему привлеченных инвестиций лидируют такие страны, как: ЕС ($10,1 млрд, 37 проектов), Россия ($5,4 млрд, 26 проектов), Турция ($1,6 млрд, 16 проектов), США ($718 млн, 9 проектов) и Сингапур ($2,1 млрд, 7 проектов).

Акцент в политике привлечения инвесторов делается на промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, услуги и новые технологии.

В итоге по объему инвестиционных проектов в Казахстане на сегодня лидируют: машиностроение, ГМК и металлургия, АПК, ВИЭ, нефтегазохимия, химическая промышленность, транспорт и логистика, а также строительные материалы.

Наибольший объем инвестиций традиционно наблюдается в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров: $7,3 млрд или 60,1% от всего объема.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма инвестиций выросла на 8,1%.

В тройку наиболее привлекательных отраслей также вошли обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля. Эта тройка отраслей оказывает существенное влияние на экономические развитие Казахстана.

Так, за январь-сентябрь т. г. рост экономики страны составил 4,3% к соответствующему периоду годом ранее, и основной вклад составила именно горнодобывающая отрасль (+3,1% за год), а также сфера переработки (+3,5% за год) и торговля (+7,6% за год).

В ТОП-5 отраслей по притокам прямых иностранных инвестиций также вошли транспорт и складирование ($642 млн, +49,2% за год) и строительство ($463,2 млн, +45,1% за год).

В число перспективных отраслей включены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), туризм и финансы. Эта группа состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе. Положительные результаты в этих сферах наблюдаются уже сейчас.

Так, за 2018 год валовой приток прямых иностранных инвестиций в сферу информации и связи увеличился на 27,8%, до $185 млн. А по итогам первого полугодия 2019 года приток ПИИ достиг $142,5 млн, увеличившись на 14,7% за год. Поддержка проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий помогает предприятиям успешно конкурировать в условиях, ориентированных на высокотехнологичную мировую экономику. Тем временем валовой приток ПИИ в финансовую и страховую деятельность в 2018 году увеличился более чем в 3 раза, до $1,3 млрд.

К 2027 году количество заявленных проектов в приоритетных секторах с участием иностранных инвесторов должно достигнуть 124, на общую сумму в $5 млрд. Рост инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность, в свою очередь, с 2020 по 2027 год должен составлять 109,8% в год.

«Doing Business 2020»: Казахстан занял 25 место среди 190 стран мира

В рамках Национальной инвестиционной стратегии деятельность по привлечению инвестиций сфокусирована на приоритетных секторах экономики Казахстана. В их число входят пищевая промышленность, глубокая переработка полезных ископаемых, металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение.

Необходимо отметить, что вопрос привлечения иностранных инвестиций в экономику актуален в любой стране мира. В гонку за иностранные инвестиции вступили не только развивающиеся страны, но и развитые государства. Страны принимают меры по улучшению инвестиционного климата и предоставлению наиболее конкурентных условий для ведения бизнеса, снижают или отменяют налоги, предоставляют массу льгот, инфраструктурные решения и т.д.

В свою очередь, инвесторы отдают предпочтение таким странам, которые гарантируют сохранность капиталов, верховенство закона, прозрачную и комфортную бизнес-среду. Благодаря ряду успешно реализованных реформ, внедрению новых подходов по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, Казахстан является одной их таких стран.

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2020» Казахстан среди 190 стран занял 25 место. Наша страна входит в мировую десятку по таким показателям, как защита прав миноритарных инвесторов и соблюдение контрактов. Недавние реформы намного упростили регистрацию бизнеса. Например, для открытия бизнеса в Казахстане требуется всего 1 день, а для регистрации недвижимости – всего 3 дня.

Инвестиционная привлекательность нашей страны значительно возрастает. Так, fDi Intelligence (дочерняя организация Financial Times) присвоила Казахстану первое место по показателю «Эффективность затрат на будущее расположение производственных мощностей 2018/19 годов».

В 2017 году республика стала 48-й страной, присоединившейся к Декларации Организации экономического сотрудничества и развития по международным инвестициям и многонациональным предприятиям и ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.

Кроме того, Казахстан подписал 47 двусторонних и 1 многосторонний соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, которые гарантируют права инвесторов.

Наряду с этим, в стране успешно действует Совет иностранных инвесторов при Президенте РК. Также свою деятельность под патронажем Правительства ведут Совет по улучшению инвестиционного климата и Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, где омбудсменом является Глава Правительства страны Аскар Мамин.

Почему инвестору выгодно выбрать именно Казахстан?

Казахстан расположен на перекрестке Европы и Азии, между двумя крупнейшими мировыми рынками. Это дает очевидные преимущества, такие как экспортный потенциал и доступ к крупным азиатским и европейским рынкам. Благодаря расположению, Казахстан превратился в современный транзитный узел в самом сердце Евразийского континента.

Наша республика предоставляет преференциальный доступ к региональному рынку более 500 млн потребителей, включая рынок ЕАЭС с более чем 180 млн потребителей, рынки Центральной Азии (50 млн), Западный Китай (300 млн) и страны Каспийского моря (150 млн).

Вместе с тем, Казахстан играет ключевую роль в реализации инициативы «Пояс – путь». Более 3000 км из 10 000 км в общей сложности пройдет по территории Казахстана, что делает его важным участком основного сухопутного коридора и значительно сократит время и стоимость транспортировки.

С момента обретения страной независимости в Казахстан привлечено более $330 млрд прямых иностранных инвестиций. По данным UNCTAD, в 2018 году практически 60% инвестиций в страны Центральной Азии приходится на долю Казахстана.

При этом за последние десять лет в национальную экономику поступило $250,2 млрд, или порядка 80% всех исторически сложенных инвестиционных потоков. Этот факт свидетельствует об эффективности инвестиционной политики.

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций был зафиксирован в:

  • 2011 году ($26,5 млрд)
  • 2012-м ($28,9 млрд)
  • 2018-м ($24,3 млрд)

Несмотря на сокращение в 2018 году глобальных инвестиционных потоков, в Казахстане наблюдался рост показателя.

Так, по итогам 2018 года валовой приток ПИИ в РК увеличился на 15,8% за год, до $24,3 млрд. Рост повлиял на соотношение ПИИ к ВВП, которое составило 14,5% (в 2017-м — 12,9%).

При этом Правительство РК планирует довести соотношение объема валового ПИИ к ВВП до 19% к 2022 году.

По итогам первого полугодия 2019 года приток ПИИ в экономику РК составил $12,1 млрд (годом ранее — $12,5 млрд). В 2018 году в географическом разрезе больше всего прямых инвестиций поступило от инвесторов из Нидерландов ($7,4 млрд), США ($5,3 млрд) и Швейцарии ($2,5 млрд).

Справочно: В 2018 году мировой объем прямых иностранных инвестиций продолжал сокращаться третий год подряд, упав на 13,4%, до $1,3 трлн. Спад объясняется главным образом крупномасштабным возвращением накопленной за рубежом прибыли многонациональных предприятий США после налоговых реформ, проведенных в стране в конце 2017 года.

Приток ПИИ в развитые страны достиг самого низкого показателя с 2004 года, сократившись на 27%. Приток инвестиций в Европу уменьшился вдвое, до менее чем $200 млрд.

Тем временем приток инвестиций в развивающиеся страны увеличился на 2%. В результате этого увеличения и аномального сокращения ПИИ в развитых странах доля развивающихся стран в глобальных ПИИ увеличилась до рекордных 54%.

Наибольший приток ПИИ в 2018 году наблюдался в США ($252 млрд), Китае ($139 млрд) и Гонконге ($116 млрд). В ТОП-5 стран также вошли Сингапур ($78 млрд) и Нидерланды ($70 млрд).

Стоит отметить, что и в 2019 году продолжается сокращение глобального притока ПИИ. По данным ОЭСР, глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2019 года уменьшились на 20%, до $572 млрд. В I квартале текущего года глобальный поток ПИИ сократился на 5%, во II квартале — на 42% за год.

Как в Казахстане создаются комфортные условия для инвесторов?

С декабря 2018 года функции привлечения инвестиций перешли в Министерство иностранных дел РК, в свою очередь политику привлечения инвестиций передали Министерству национальной экономики РК. В структуру МИД РК были переданы Комитет по инвестициям и АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST», учрежденное Правительством РК и являющееся единым переговорщиком от его имени, которому отданы все полномочия по ведению переговоров с инвесторами и контролю за реализацией инвестиционных проектов.

Инвесторам оказывается полный спектр услуг по сопровождению согласно принципу «одного окна» — от поиска идеи до ввода в эксплуатацию проекта, а также осуществляет мониторинг в постинвестиционный период, который позволяет работать с каждым инвестором и проектом точечно, на всех уровнях.

Читайте также:  Как продать квартиру с неузаконенной перепланировкой

Такой механизм позволяет транслировать проекты из регионов напрямую загранучреждениям для поиска потенциальных инвесторов, и наоборот.

Сегодня благодаря командной работе Правительства выстроена «мягкая инфраструктура» для инвесторов: налажена системная работа по разъяснению казахстанского законодательства и процедур, обеспечена прозрачность принятия решений, снижена административная нагрузка.

Известный факт, что любой компании важно не только наличие перспективной отрасли, рынков сбыта, но и комфортная среда для бизнеса. А это и институциональная среда, стабильность законодательства, условия визового режима и масса других составляющих. Поэтому разработаны и внедрены новые подходы, которые включают выработку инвестиционных предложений, сопровождение инвесторов, выявление и устранение неблагоприятных факторов.

В вопросах поддержки отечественных инвесторов затрагиваются такие важные вопросы, как поиск стратегических инвесторов при готовности расширить бизнес, выход на новые рынки, обеспечение синергии производственно-сбытовых связей, в виду того, что инвесторам нужны местные партнеры, добросовестные поставщики.

В целях повышения эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны внедряется информационно-мониторинговая CRM-система, в которую попадают все договоренности, разрабатываемые дорожные карты по их реализации, закрепляются задачи за всеми участниками процесса — центральными государственными и местными исполнительными органами.

Всего в информационно-мониторинговой системе KAZAKH INVEST на сегодня находится 228 инвестиционных проектов на сумму $54,3 млрд. Из них реализуются и с высокой степенью прорабатываются 168 проектов на сумму порядка $46 млрд с участием иностранных инвесторов.

Всего с начала года привлечены около 40 новых иностранных инвесторов. Среди них можно отметить следующие:

  • SUEZ (Франция) – строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений;
  • Fortescue (Австралия) – проведение геологоразведочных работ и разработка месторождений цветных металлов;
  • Demir Export (Турция) – строительство горно-металлургического комплекса по добыче и переработке оловянных руд «Сырымбет» (инвестором проводится комплексная экспертиза месторождения);
  • Suhail Bahwan Group (Оман) – строительство завода по производству базовых масел;
  • RHI Magnesita (Австрия) – строительство завода по производству огнеупорных материалов;
  • Bitfury (Нидерланды) – строительство центра компетенции блокчейна;
  • Shanghai Construction (КНР) – строительство многопрофильной клиники на 1000 коек;
  • «Бобровский кварцит» (РФ) – производство карбида кремния;
  • «Эко-Культура» (РФ) – строительство промышленных теплиц.

Сегодня в пайплайне KAZAKH INVEST на разных стадиях реализации 27 проектов АПК на общую сумму $3,1 млрд.

Отрасль машиностроения и производства комплектующих насчитывает 26 проектов на $2,6 млрд., в нефтегазохимии — 26 проектов на $21,8 млрд, ВИЭ — 22 проекта на $1,3 млрд. Все реализуются с участием иностранных инвесторов.

Какая работа проводится по привлечению инвестиций в страну?

В рамках реализации Стратегии развития KAZAKH INVEST на 2018-2027 годы систематизирована работа по привлечению инвестиций в страну. Компанией осуществлен поиск и отбор новых «нишевых» проектов для предложения потенциальным инвесторам.

В результате этой работы было собрано порядка 200 инвестиционных проектов от местного бизнеса. KAZAKH INVEST совместно с Deloitte подготовил бизнес-планы, тизеры и финансовые модели по 60 «нишевым» проектам в таких отраслях как: металлургия, газохимия, пищевая промышленность, туризм и другие.

К примеру, «Kereku-Agro» (комплекс по производству крахмала в Павлодарской области.), «Green Land Alatau» (расширение тепличного комплекса в Алматинской области.), «КазЭкспортАстык» (переработка соевых культур в СКО), «ГК Конденсат» (производство компонентов базовых масел из природного газа в ЗКО), «КазАзот» (производство минеральных удобрений в Мангистауской области.), «Казахмыс» (промышленная разработка месторождения меди «Жайсан» в Жамбылской области.), «Актауский литейный завод» (производство сортового проката в Мангистауской области.), «South Oil» и «BI Construction» (строительство клиники и многопрофильной больница в г. Шымкент и Туркестанской области.) и другие.

Наличие такого списка инвестиционных проектов снимает у инвесторов вопросы — в какие отрасли и регионы инвестировать в Казахстане.

Немаловажную роль в продвижении инвестиционного потенциала и конкретных проектов играет и проведение инвестиционных мероприятий, которые собирают руководство крупных компаний. Это эффективная площадка для налаживания деловых связей и информирования об инвестиционных возможностях, в то же время проводится скрупулезная работа с инвесторами на полях таких мероприятий, заблаговременно изучаются целевые инвесторы, факторы, влияющие на принятие решений, подбираются возможные партнеры с казахстанской стороны.

По итогам 11 месяцев 2019 года, в рамках 10 проведенных мероприятий в общей сложности достигнуты договоренности по реализации свыше 30 инвестиционных проектов на общую сумму $2 млрд. На проектах будет создано порядка 40 тыс. рабочих мест.

Между тем, в настоящее время в Казахстане действуют 13 специальных экономических зон и 24 индустриальные зоны, которые освобождают инвесторов от различных видов налога и таможенных пошлин.

СЭЗы предоставляют участок земли, доступ к установленной инфраструктуре. В случае заключения инвестиционного контракта с Комитетом по инвестициям Министерства иностранных дел РК инвесторы могут получить такие инвестиционные преференции как освобождение от таможенных пошлин на импортное оборудование и сырье, натурные гранты, налоговые льготы.

Кроме того, запуск в столице Казахстана Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) является важной инициативой по обеспечению верховенства закона и защиты прав инвесторов.

Суд МФЦА и International Arbitration Center (отдельный и независимый от судебной системы РК) представляет собой судебную систему английского права, функционирующую по самым высоким международным стандартам для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА.

Центр является финансовым хабом для компаний и инвесторов из Центральной Азии, республик Закавказья, ЕАЭС, Ближнего Востока, Западного Китая, Монголии и Европы. Участникам МФЦА предоставлены налоговые льготы до 50 лет, упрощенные валютный, визовый и трудовой режимы. Это единственный центр в регионе, работа которого основана на английском праве.

Сегодня МФЦА имеет все возможности стать региональным центром развития зеленых, исламских и инновационных финансовых инструментов.

В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики и стимулирования инвестиционной деятельности РК создан Фонд прямых инвестиций, который позволит реализовать крупные инвестиционные проекты с участием инвесторов на принципе со-инвестирования.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот

У иностранных инвесторов появились новые гарантии – закон

В отличие от старых законов, в принятом документе максимально ясно и четко сформулирован понятийный аппарат, что в свою очередь закрепляет прозрачную и открытую среду для осуществления инвестиционной деятельности (бизнеса).

ТАШКЕНТ, 28 янв – Sputnik. На сайте Министерства инвестиций и внешней торговли появилось детальное описание тех возможностей, которые предоставляет закон “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”, который вступил в силу 26 января.

Что было раньше?

Правовые взаимоотношения государства и субъектов предпринимательства в области инвестиций и инвестиционной деятельности регулировались тремя основными законами: “Об иностранных инвестициях” от 1998 года, “О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов” от 1998-го и “Об инвестиционной деятельности” (новая редакция) от 2014 года, а также более чем 50 подзаконными актами.

Что стало?

С учетом актуальных изменений и реформ, проводимых в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности, а также в связи с отсутствием законов прямого действия в данном направлении, был разработан единый унифицированный закон Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”, утвержденный Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса.

В чем разница?

В отличие от старых законов, в принятом документе максимально ясно и четко сформулирован понятийный аппарат, что в свою очередь закрепляет прозрачную и открытую среду для осуществления инвестиционной деятельности (бизнеса).

К примеру, раньше в законодательстве отсутствовало понятие “прямых иностранных инвестиций”, при этом словосочетание зачастую использовалось в подзаконных актах.

В чем преимущества закона?

Закон Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” состоит из 12 глав и 69 статей и дает следующие преимущества:

1) устанавливает меры государственной поддержки, согласно которым теперь:

инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная субсидия;

государственные органы, диппредставительства и консульские учреждения республики за рубежом будут оказывать инвесторам консультативное и информационное содействие;

уполномоченный при президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства будет оказывать содействие в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядках;

2) определяет порядок обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций, согласно которому:

государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности;

инвестиции и другие активы инвесторов не подлежат национализации;

инвесторам также гарантируется свободный перевод их денежных средств;

в случае если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам в предусмотренных законом случаях в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования;

3) предоставляет иностранным инвесторам дополнительные права такие, как:

условия для иностранных инвестиций не могут быть менее благоприятными, чем условия для юридических и физических лиц республики или других государств;

иностранные инвесторы имеют право получать вид на жительство и “инвестиционную визу”, а члены их семей – гостевую визу на срок действия “инвестиционной визы” на условиях, предусмотренных решениями президента Республики Узбекистан;

4) определяет правовые основы предприятий с иностранными инвестициями, в соответствии с которыми:

иностранные инвестиции в предприятиях должны составлять не менее 15% (данная мера впервые предусматривается на уровне законодательного акта);

имущество данных предприятий, ввозимое для собственных нужд, освобождается в течение 2 лет с момента государственной регистрации от обложения таможенной пошлиной.

Кроме того, законом для создания более благоприятных условий предусмотрено:

классификация инвестиций по объекту назначения – на капитальные, финансовые и социальные;

определение формы осуществления инвестиций (путем создания юридических лиц, покупки акций, доли, приобретения права собственности и другие), а также виды инвестиционных ресурсов (денежные, движимое и недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности);

определение объекта и субъекта инвестиционной деятельности;

закрепление основных полномочий и функций уполномоченного государственного органа в данной сфере.

Закон о краудфандинге. С 2020 г. инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции, ждут ограничения

Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ урегулировал деятельность по розничному финансированию (краудфандингу), то есть когда несколько лиц, в том числе обычные граждане, вкладывают деньги в проект с использованием специальной интернет-площадки. Теперь для лиц, привлекающих инвестиции, и инвесторов предусмотрены ограничения. Например, одно лицо сможет привлекать не более 1 млрд руб. в год. А физические лица без статуса профессионального инвестора будут вправе вкладывать не более 600 000 руб. Новые требования предусмотрены и для самих инвестиционных платформ. Они должны иметь не менее 5 млн руб. собственного капитала, а также включиться в реестр, который будет вести Банк России. Помимо этого, новым законом установлено, что является утилитарными цифровыми правами и как они учитываются.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 259-ФЗ). В нем урегулированы отношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, которые находят друг друга с помощью инвестиционных платформ.

Закон № 259-ФЗ был подготовлен во исполнение Стратегии для развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р. В документе говорилось о необходимости развития коллективного финансирования — краудфандинга и краудинвестирования. Изначально законопроект назывался «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)». В самом тексте проекта тоже говорилось о краудфандинге как о розничном финансировании. Однако впоследствии термин «краудфандинг» из проекта исключили. Многие эксперты отмечают, что текст Закона № 259-ФЗ больше относится к краудинвестингу — это разновидность краудфандинга. Их отличия заключаются в следующем: при краудфандинге люди вкладывают деньги в проект, за что получают какой-то бонус или привилегию или ничего не получают. Обычно таким способом на разных интернет-площадках собирают деньги на свои проекты музыканты, разработчики игр и др. Это больше похоже на благотворительность. При этом некоторые такие площадки считают, что на них Закон № 259-ФЗ не распространяется, поскольку они работают по принципу предзаказа или спонсорства. При краудинвестинге инвесторы вкладывают деньги в бизнес, чтобы впоследствии заработать. Когда от инвесторов набирается необходимая сумма, проект запускают, а инвесторы получают, например, доли или акции компании.

Инвестиционные платформы

В Законе № 259-ФЗ указано, что привлекать деньги для малого и среднего бизнеса в целях розничного финансирования смогут только определенные российские компании и индивидуальные предприниматели — операторы инвестиционных платформ. Они будут организовывать привлечение инвестиций через инвестиционные платформы — специальные площадки в интернете. По новым правилам размер капитала операторов инвестиционной платформы должен быть не менее 5 млн руб. Реестр таких операторов будет вести Банк России. Подобные платформы уже существуют. Но раньше никакого регулирования их деятельности не было, так же как не было и ограничений в виде минимального капитала, необходимости включения в реестр Банка России и т.д.

Работа инвестиционных платформ сводится к следующему: операторы будут заключать договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций с лицами, привлекающими инвестиции, а также договоры об оказании услуг по содействию в инвестировании с инвесторами. Оба договора являются договорами присоединения. Оператор должен будет определить их условия в правилах инвестиционной платформы. Услуги будут платными и бесплатными. Это зависит от правил конкретной инвестиционной платформы.

Операторы инвестиционных платформ будут отчитываться перед Банком России. Также для них предусмотрена обязанность идентифицировать инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции.

До заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании оператор инвестиционной платформы будет обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски. Для инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданам не потребуется государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Если для лица, привлекающего инвестиции, набралась необходимая сумма, стороны заключат в электронной форме договор инвестирования. Он будет считаться заключенным с момента поступления денег инвесторов с номинального счета оператора инвестиционной платформы на банковский счет лица, привлекающего инвестиции. Заключение договора инвестирования можно будет подтвердить выпиской из реестра договоров, выдаваемой оператором инвестиционной платформы. Если стороны заключат договор инвестирования, по которому приобретаются утилитарные цифровые права, то это тоже можно будет подтвердить непосредственно информацией в реестре договоров, если такая информация вносится в реестр договоров по правилам внесения в инвестиционной платформе информации о возникновении утилитарного цифрового права.

Читайте также:  Закон о тишине в свердловской области 2020

Лица, которые не смогут привлекать инвестиции

Привлекать инвестиции смогут не все лица. В частности, запрет будет распространяться:

1) на лицо, которое, или контролирующие лица которого, или единоличные исполнительные органы которого:

включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

не соответствуют требованиям, установленным правилами инвестиционной платформы;

2) на юридическое лицо, если:

его контролирующие лица или единоличный исполнительный орган имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

в отношении его единоличного исполнительного органа не истек срок, в течение которого он считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации;

в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве;

3) на индивидуального предпринимателя, если:

он имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

арбитражным судом в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве;

в отношении него с даты завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры не истек срок, предусмотренный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в течение которого он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Способы инвестирования

Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться только безналичными деньгами. Предусмотрены следующие способы:

путем предоставления займов;

путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

путем приобретения утилитарных цифровых прав.


Утилитарные цифровые права

Утилитарными цифровыми правами являются:

право требовать передачи вещи (вещей);

право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

право требовать выполнения работ или оказания услуг.

Утилитарными признаются цифровые права, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

Цифровые свидетельства

Принадлежность утилитарных цифровых прав их владельцам будет закреплена в цифровом свидетельстве. Это неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и распоряжения им определенным образом. Цифровое свидетельство депозитарий будет выдавать обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием. Цифровое свидетельство будет иметь уникальное обозначение, регистрировать его не придется.

Учет и переход прав на цифровые свидетельства, их передача в залог и обременение другими способами будут осуществляться в соответствии с правилами, установленными для бездокументарных ценных бумаг.

Ограничения

В Законе № 259-ФЗ предусмотрен ряд ограничений на привлечение инвестиций. Так, в течение года одно лицо сможет привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму до 1 млрд руб. Это ограничение не распространяется на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав.

Для инвестиций физических лиц установлен лимит в размере 600 000 руб. в год. Такое ограничение не распространяется:

на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами;

на физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.

Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.

Оператор инвестиционной платформы должен будет контролировать соблюдение ограничений. Контроль будет осуществляться на основании заверений физического лица о соблюдении ограничения. Если физическое лицо инвестирует деньги, хотя на него распространялись ограничения, то оператор инвестиционной платформы будет обязан по требованию этого лица приобрести у него имущественные права, ценные бумаги или утилитарные цифровые права, приобретенные в этой инвестиционной платформе, на сумму такого превышения. Данное последствие не будет применяться в случае, если физическое лицо дало оператору инвестиционной платформы недостоверные заверения о соблюдении ограничения. Иск о применении последствия инвестор вправе предъявить в течение одного года с даты совершения сделки с превышением ограничения.

Вступление в силу

Закон № 259-ФЗ вступит в силу с 2020 г. С этой даты смогут работать только те инвестиционные платформы, которые будут числиться в реестре Банка России. Лица, которые уже оказывают услуги по привлечению инвестиций через краудфандинговые платформы, должны будут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями до 01.07.2020.

Наградалар

«IACA EXCELLENCE IN CURRENCY 2017 COIN AWARDS» КОНКУРСЫНЫҢ ФИНАЛИСТЕРІ

2017 жылғы 24 қазанда Варшавада, «The Coin Conference – 2017» халықаралық валюта конференциясын өткізу шеңберінде IACA Excellence in Currency 2017 Coin Awards ақтық мәреге қатысушыларды марапаттау рәсімі өтті.«Ғарыш» сериясынан тантал орнатылған «Венера-10» күміс монетасы « B est coin innovation » номинациясында ақтық мәреге шықты. «Венера-10» ғарыш аппаратын 1975 жылғы 14 маусымда «Протон» ракета тасымалдағышы жіберді. 1975 жылғы 25 қазанда «Венера-10» автоматты станциясының аппараты «Венера-9» аппаратының қону нүктесінен 2200 км қашықтықта планетаның жарық түсетін жағына сәтті қонды. Аппараттан Жерге Венера бетінің телевизиялық бейнелері берілді. «Венера-10» станциясының орбиталық бөлігі Венераның айналасындағы орбитаға шықты.

«Дала қазынасы» монеталар сериясынан «Күлтегін» күміс монетасы «Best new commemorative coin or test coin» номинациясында ақтық мәреге қатысты. Күлтегін (685ж. – 731ж.) – көптеген көшпелі халықтардың басын біріктірген түркі халқының даңқты әскери қолбасшысы. Оның құрметіне үлкен обалар кешені салынған, оның маңызды бөлігін бірқатар балбал тастар құрайды. Күлтегіннің эпитафиясын – VIII ғасырдағы түркі руникалық жазбасының ескерткішін 1889 жылы Орхон өзенінің (Моңғолия) бойынан Кошо-Цайдам даласында Н.М. Ядринцев тапты. Жазбалардың сырын 1893 жылы дат ғалымы, профессор Вильгельм Томсен ашты. Ескерткіште құнды тарихи мәліметтер мен баға жетпес лингвистикалық материал бар.

​​​​​​​

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2017» КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2017 жылғы 22 қыркүйекте Мәскеу қаласында «Монета жұлдыздары – 2017» Он бірінші халықаралық ескерткіш монеталары конкурсының жеңімпаздарын және дипломанттарын марапаттау рәсімі өтті. «Кәдесый монета» номинациясында екінші орынды Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкi ұсынған «Сиқырлы нышандар» сериясындағы «Таға» күмiс монетасы жеңіп алды. «Сиқырлы нышандар» монеталар сериясынан «Таға» ескерткіш күміс монеталары Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі, «SKARBIEC KORONNY SA» акционерлік қоғамы және «Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Қазақстан теңге сарайы» шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны арасындағы Монеталар шығару және сату туралы келісімге сәйкес дайындалды.

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2016» КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2016 жылғы 22 қыркүйекте Мәскеу қаласында «Монета жұлдыздары – 2016» Оныншы халықаралық ескерткіш монеталары конкурсының жеңімпаздарын және дипломанттарын марапаттау рәсімі өтті. Ұйымдастыру комитетінің 2015 жылы шығарылған монеталар сериясына арнайы жүлдесін Ұлттық Банк және Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің Теңге сарайы алды. «Қазақстанның ескерткіш монеталарының өзіндік қайталанбас стилі бар, сондықтан да олар монета нарығында сұранысқа ие. Ұлттық Банктің дизайнерлері және Теңге сарайының мамандары тамаша нәтижеге қол жеткізе отырып, өздерінің күш-жігерін және талантын барынша жұмсайды: қазақ монеталары әрдайым қызықты дизайнымен, жоғары дайындалу сапасымен және инновациялық технологияларды пайдаланумен ерекшеленеді».

МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2015» КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2015 жылғы 25 маусымда Мәскеу қаласында (Ресей Федерациясы) «Монета жұлдыздары – 2015» ескерткіш монеталардың тоғызыншы халықаралық конкурсының жеңімпаздарын және дипломанттарын марапаттау рәсiмi өтті. «Жыл монетасы» номинациясында үшінші орынды Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкі ұсынған «Ана» күміс монетасы жеңіп алды. «Ана» – монеталарда адамзатқа ортақ құндылықтарды көрсетуге және оларды адамнан адамға, жүректен жүрекке өзіндік бағдар ретінде жеткізуге арналған серияның алғашқы монетасы.

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2014» КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2014 жылғы 18 қыркүйекте Мәскеу қаласында (Ресей Федерациясы) «Монета жұлдыздары – 2014» ескерткіш монеталардың сегізінші халықаралық конкурсының жеңімпаздарын және дипломанттарын марапаттау рәсiмi өтті. «Кәдесый монета» номинациясында бірінші орынды Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкi ұсынған «Алма отаны» күмiс монетасы жеңіп алды. «Бірегей технология» номинациясында үшінші орынды Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкi ұсынған «МИР» «Халықаралық ғарыш станциясы» биколорлы күмiс монетасы жеңіп алды.

МОНЕТА САРАЙЛАРЫ ДИРЕКТОРЛАРЫНЫҢ 28-ШЫ КОНФЕРЕНЦИЯСЫНДАҒЫ ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАР КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2014 жылғы 14 мамыр аралығында Мексиканың астанасы Мехико қаласында Монета сарайлары директорларының 28-шы конференциясы өтті, онда монеталар конкурсы өткізілді. Монета сарайлары директорларының конференциясына мүшелердің жасырын дауыс беруімен шығарылған шешімімен Қазақстанның «Алма отаны» коллекциялық күміс монетасына екі бас жүлде берілді: «2014 жылда ең əдемі монета». «Қазақстан – ғаламшардағы алма отаны» – Оксфордтағы британ ғалымдары біздің «жабайы» және басқа жемістер сорттарының ДНҚ зерттеп, осы тұжырымға келді. АҚШ, Канада және басқа мемлекеттердің ғалымдарымен бірлесіп олар әлемде кеңінен белгілі сорттардың негізінде қазақстандық жабайы алманың гендері жатқанын дәлелдеді.

«ВИЧЕНЦА НУМИЗМАТИКА – 2014» ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ЖҮЛДЕСІ» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2014 жылғы 14 ақпанда Виченца қаласында (Италия) «Vicenza Numismatica – 2014» монета өнімінің халықаралық конкурсының қорытындылары бойынша салтанатты марапаттау рәсімі өтті. Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің «Республика игілігі» сериясындағы «Байқоңыр» ескерткіш күміс монетасы 2012 жылы соғылған “Ең үздік монета” ретінде осы беделді конкурста екінші жүлдеге ие болды. Мұндай жоғары марапат символдық объектілерді бірегей әзірлегені және жоғары технологиялық өндірісте бірегей тұрғыдан қолданылатын күміс пен танталды шебер үйлестіргені үшін берілді. Бұл монета ғарышты және әлемдегі ең әйгілі ғарыш алаңдарының бірі «Байқоңыр» ғарыш айлағын зерттеудегі маңызды жетістіктерді паш етеді.

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2013» КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2013 жылғы 26 қыркүйекте Мәскеу қаласында (Ресей Федерациясы) «Монета жұлдыздары2013» ескерткіш монеталардың жетiншi халықаралық конкурсының жеңімпаздарын және дипломанттарын марапаттау рәсiмi өтті. «Жыл монетасы» номинациясында үшiншi орынды Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкi ұсынған алтын жалатылған «Тамғалы Петроглифтері» күмiс монетасы жеңіп алды.

Ұйымдастыру Комитетімен Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкіне «Республика Ігілігі» монеталар сериясы үшін арнайы жүлде берілді. Бұл серияға төрт монеталар кіреді: «Есік көсемі», «Байқоныр», және «Тамғалы Петроглифтері» екі күміс монетасы.

10 000 ТЕҢГЕЛІК БАНКНОТ 2011 ЖЫЛДЫҢ ЕҢ ҮЗДІК БАНКНОТЫ

Халықаралық банкнот қауымдастығы (IBNS) конкурсының қорытындылары бойынша Қазақстан Республикасы тәуелсіздігінің 20 жылдығына арналған, номиналы 10 000 теңгелік қазақстандық банкнот «2011 жылдың ең үздік банкноты» номинациясында жеңіп шықты. Банкноттың дизайнын Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің дизайнерлері жасады. Марапаттың маңыздылығы: жеңімпазды таңдауды қандай да болмасын банкнотты ілгерілетуге мүдделі емес адамдардың жүзеге асыруында және ол банкноттың дизайнын эстетикалық қабылдауға, басып шығару сапасына және қолдан жасаудан қорғаудың қолданылған тәсілдеріне негізделеді.

«ВИЧЕНЦА НУМИЗМАТИКА – 2012» ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ЖҮЛДЕСІ» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2012 жылғы 25 қыркүйекте Виченца қаласындағы (Италия) «Vicenza Numismatica – 2012» монета өнімінің халықаралық конкурсының қорытындылары бойынша салтанатты марапаттау рәсімі өтті. Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің «Ғарыш» сериясындағы «Тұңғыш ғарышкер» ескерткіш күміс монетасы «Ерекше пікір» номинациясында жүлде алды.

БЕРЛИНДЕГІ «WORLD MONEY FAIR» ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КӨРМЕСІНДЕ «KRAUSE PUBLICATIONS» ӨТКІЗЕТІН МОНЕТАЛАР КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2011 жылғы 29 қаңтарда Берлинде «World Money Fair» халықаралық көрмесінде Krause Publications өткізген конкурстың қорытындылары шығарылды. Конкурс шеңберінде монета сарайларында соғылған немесе мемлекеттік органдар – эмитенттер шығарған бірнеше номинациядағы ең үздік жыл монеталары анықталды. Құрамында монета сарайларының, Орталық банктердің, мұражайлардың, нумизматикалық ұйымдардың, журналистердің және жеке сарапшылардың 17 елден келген өкілдері бар конкурс комиссиясы конкурсты өткізу сәтінде шығарылған коллекциялық және ескерткіш монеталарды өз бетінше іріктейді. Монеталарды бағалауда дизайнның тартымдылығын, көркем орындалуын және соғу сапасын бағалау негізге алынды. Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің «Ұлы қолбасшылар» сериясынан «Аттила» ескерткіш күміс монетасына «Тарихи тақырып бойынша ең үздік монета» номинациясында «Жылдың ең үздік монетасы» наградасы берілді.

МОНЕТА САРАЙЛАРЫ ДИРЕКТОРЛАРЫНЫҢ 26-ШЫ КОНФЕРЕНЦИЯСЫНДАҒЫ ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАР КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2010 жылғы 26 қыркүйек – 3 қазан аралығында Австралияның астанасы Канберра қаласында Монета сарайлары директорларының 26-шы конференциясы өтті, онда монеталар конкурсы өткізілді. Монета сарайлары директорларының конференциясына мүшелердің (50 дауыстың 47-сі) жасырын дауыс беруімен шығарылған шешімімен Қазақстанның «Жолбарыс» коллекциялық күміс монетасына Австралияда екі бас жүлде берілді: «Ең əдемі монета» жəне «Ең технологиялық тұрғыдан табысты жасалған монета».

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2010» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ ТӨРТІНШІ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

«Монета жұлдыздары – 2010» ескерткіш монеталардың төртінші халықаралық конкурсының қазылар алқасының шешімімен «Аттила» ескерткіш күміс монетасы «Жыл монетасы» номинациясында дипломмен марапатталды. Марапаттау рәсімі 2010 жылғы 10 маусымда Санкт-Петербург қаласында өтті.

БЕРЛИНДЕ «WORLD MONEY FAIR» ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КӨРМЕСІНДЕ «KRAUSE PUBLICATIONS» ӨТКІЗЕТІН МОНЕТАЛАР КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

«Шыңғыс хан» ескерткіш күміс монетасы «Тарихи тақырып бойынша ең үздік монета» номинациясында «Жыл монетасы 2010» марапатын алды. Марапаттау рәсімі 2010 жылғы 30 қаңтарда Берлинде дүниежүзілік ақша көрмесінде өтті.

«ВИЧЕНЦА НУМИЗМАТИКА – 2009» ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ЖҮЛДЕСІ» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2009 жылғы 1 қарашада Виченца қаласында (Италия) «Vicenza Numismatica – 2009» монета өнімінің халықаралық конкурсының қорытындылары бойынша салтанатты марапаттау рәсімі өтті. «Шыңғыс хан» монетасына «Монетаның бет жағында қолданылған өзіндік ерекшелігі сырт жағындағы Шыңғыс ханның сапалы орындалған бейнесі үшін» ІІ орын берілді.

«МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2009» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ ҮШІНШІ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ

2009 жылғы 24 қыркүйекте Санкт-Петербург қаласында «Монета жұлдыздары-2009» ескерткіш монеталардың үшінші халықаралық конкурсының қорытындылары шығарылды. «Монета жұлдыздары – 2009» конкурсына қатысуға әлемнің 21 елінен 176 монета ұсынылды. Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің «Диадема бөлігі» ескерткіш күміс монетасы «Бірегей идеялық шешім» номинациясында II орынды иеленді жəне «Монета жұлдыздары-2009» ескерткіш монеталардың үшінші халықаралық конкурсы əділқазылар алқасының шешімімен тиісті дипломмен марапатталды.

МОНЕТА ЖҰЛДЫЗДАРЫ-2007» ЕСКЕРТКІШ МОНЕТАЛАРДЫҢ БІРІНШІ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ КОНКУРСЫНЫҢ ҚОРЫТЫНДЫЛАРЫ (РЕСЕЙ, СУЗДАЛЬ Қ.)

2007 жылы Суздаль қаласында (Ресей) ТМД және Балтық елдерінің ең үздік монетасына арналған «Монета жұлдыздары-2007» атты бірінші конкурстағы жеңімпаздарды марапаттау рәсімі өтті. Қазақстандық монеталар үш номинацияда жеңіске жетті: «Шабандоз» күміс монетасы «Жылдың күміс монетасы» номинациясында бірінші орынға ие болды. «Регель қызғалдағы» монетасы «Монета – ең жақсы сыйлық» және «Көрермендер көзайымы» номинацияларында жеңіске жетті. 2007 жылғы 19 қазанда «Vicenza Numismatica – 2007» монета өнімінің халықаралық конкурсының қорытындылары бойынша салтанатты марапаттау рәсімі өтті. Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің тантал қосылған «Ғарыш» ескерткіш күміс монетасы 2006 жылы соғылған әлемдегі ең үздік монета ретінде бірінші орынға ие болды. Марапат эстетикалық аспектілері мен монетаның мәніне берілді.

Читайте также:  Период охлаждения в страховании 14 дней закон

«ҒАРЫШ»

2007 жылы Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі «Халықаралық Виченза Нумизматика жүлдесі» (Италия) атты монеталық өнімдердің байқауына қатысты. 2007 жылдың 8 маусымында Вичензадағы көрмеде Vicenza Numizmatika сайысының 4-ші шығарылым жеңімпаздары ресми жарияланды. Бірінші жүлде эстетикалық аспектілері мен монетаның мәніне беріледі. Қазақстан Ұлттық Банкі осы байқауда «Ғарыш» монетасымен жеңіп шықты.

10 000 ТЕҢГЕЛІК «ЕҢ ҮЗДІК ЖАҢА БАНКНОТ»

Банкноттарды жасау, қолдан жасаудан қорғау және айналысқа енгізу мәселелеріне арналған және IACA (International Association of Currency Affairs) – Валюталық мәселелер жөніндегі халықаралық үкіметтік емес ұйым өткізіп отырған Currency Conference 2007 халықаралық валюта конференциясының шеңберінде конкурс ұйымдастырылған болатын, оған Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі 2006 жылғы үлгідегі банкноттармен қатысты. «Ең үздік жаңа банкнот» номинациясында бірінші орын қазақстандық 10 000 теңгелік банкнотына берілді. 2006 жылғы қарашада шығарылған жаңа сериялы банкноттардың бірегей дизайны, күрделі және жоғары қорғалу деңгейі атап өтілді.

Современное инвестиционное право в Казахстане

В современных условиях все более актуальными становятся вопросы, связанные с инвестиционным правом, с регулированием инвестиционных отношений и осуществлением инвестиционной деятельности в Казахстане. Об основных закономерностях становления и развития инвестиционного законодательства в Республике Казахстан, инвестиционных правоотношений, контроле за соблюдением условий инвестиционных контрактов и др. прокомментировал Андрей Александрович АРТЮШЕНКО, юрист, Управляющий партнер Юридической консалтинговой компании «Артюшенко и партнеры».

Понятие инвестиционного права

На сегодняшний день Инвестиционное право, как отдельная отрасль, юристами-теоретиками воспринимается двояко. Кто-то считает, что Инвестиционное право еще не вполне сформировалось, чтобы назвать его отдельной отраслью, кто-то же – наоборот. Тем не менее, различные подходы в целом сводятся к тому, что инвестиционное право — это комплексная отрасль законодательства, объединяющая нормы различной отраслевой принадлежности (гражданского, международного, финансового, банковского законодательства) (Статья Мороз С. «Понятие и система инвестиционного права», zakon.kz).

Терминология из учебников для ВУЗов гласит (Учебник «Инвестиционное право», Гущин В.В., Овчинников А.А.):

«Инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству».

«Инвестиционное право как система законодательства– это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности».

Согласно Закона РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»: «инвестиции – все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником)».

Об истории развития инвестиционного законодательства в Республике Казахстан

За годы существования инвестиционного законодательства, его изменение и трансформация планомерно стремились к реализации стратегий, заложенных Президентом нашей Республики. В разное время потребности в инвестициях были разными.

Если на заре подписания первой редакции Закона РК «Об инвестициях» в 2003г упор делался в целом только на сырьевой сектор экономики, то после 2008 года тенденция стала меняться. Государство стало поддерживать инвестиции в не сырьевые сектора экономики, обратило внимание на инвестиции казахстанского капитала на зарубежных рынках, стало стимулировать и продвигать экспорт товаров на внешние рынки. Это было обусловлено необходимостью введения мер государственной поддержки экспортерам и отечественным инвесторам за рубежом. Появились меры стимулирования экспорта на основе государственной поддержки.

С 2010 года активно обсуждаются инвестиции в «зеленую» экономику, энергосбережение и повышение энергоэффективности, поддержку использования возобновляемых источников энергии; переход на источники энергии, позволяющие снижать выбросы парниковых газов; привлечение инвестиций частного сектора в развитие инноваций в Казахстане, создается Совет по улучшению инвестиционного климата, Президент РК утверждает «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020г.».

Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает: инвестиционные преференции (освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты, льготы по земельному налогу и промышленные льготы), установленные инвестиционным и налоговым законодательством; софинансирование проектов через государственные институты развития; предоставление права членства крупным инвесторам в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

Законодательно гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Кроме того, в Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.

В рамках форсированной индустриально-инновационной программы была проведена работа по созданию привлекательных условий для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

  • нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горно-металлургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
  • машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
  • агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;
  • информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

Инвестиционные правоотношения

Представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству (Учебник «Инвестиционное право», Гущин В.В., Овчинников А.А.).

Инвестиционные отношения возникают, как правило, в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, т.е. вложением инвестиций и осуществлением практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Основанием возникновения инвестиционных отношений является договор (соглашение) между инвесторами и (или) государством. В Республике Казахстан он именуется Инвестиционный контракт («Договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции», согласно ЗаконаРК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»).

Действующим законодательством Республики Казахстан государство ограничивает инвестиционные правоотношения путем запрета на участие в них отдельных субъектов (иностранных инвесторов) или запрета на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан субъектами Инвестиционных правоотношений может быть довольно широкий круг лиц. Это и уполномоченные государственные органы, выступающие контролерами, конечно же, иностранные инвесторы; само государство, выступающее инвестором посредством использования бюджетных инвестиций.

Правовой статус инвестора

Инвестор – физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан (Закон РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»).

Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан и соответствующими договорами.

Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством РК. Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан.

  • по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте.

Принудительное изъятие имущества инвестора (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях.

При национализации инвестору возмещаются Республикой Казахстан в полном объеме убытки, причиненные ему в результате издания законодательных актов Республики Казахстан о национализации.
Реквизиция имущества инвестора осуществляется с выплатой ему рыночной стоимости имущества.

Инвестиционные преференции

Инвестиционные преференции – преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта.

Предоставляются посредством заключения инвестиционного контракта юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта с уполномоченным органом.

Следующие преференции предусмотрены Законом РК от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях»:

  • освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  • государственные натурные гранты (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь);
  • льготы по земельному налогу и налогу на имущество в порядке, предусмотренномналоговым законодательством Республики Казахстан, для юридических лиц, реализующих инвестиционные стратегические проекты;
  • промышленные льготы для юридических лиц, реализующих инвестиционные стратегические проекты в населенных пунктах с низким уровнем социально-экономического развития (возмещение или оплате части затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, зданий и сооружений) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2012 года № 1066 «Об утверждении Правил включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных стратегических проектов»).

Инвестиционные преференции предоставляются по перечням приоритетных видов деятельности (Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан “Об инвестициях”») на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности или перечню инвестиционных стратегических проектов (Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2009 года № 1293 «Об утверждении перечня инвестиционных стратегических проектов»).

Инвестиционный контракт

Инвестиционный контракт – договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции. Контракт устанавливает юридические рамки договорных взаимоотношений между Уполномоченным органом и Инвестором в соответствии с применимым правом с целью предоставления инвестиционных преференций при реализации конкретно обозначенного проекта.

Инвестор подает заявку на предоставление инвестиционных преференций в уполномоченный орган, который принимает решение и направляет заявителю ответ. Порядок приема, регистрации и рассмотрения заявки определяется уполномоченным органом (Приказ Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 1 июня 2012 года № 183 «Об утверждении Правил приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций»).

Стороны подписывают инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта, утвержденного соответствующим Постановлением Правительства Республики Казахстан и регистрируется уполномоченным органом.

Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций.

Контроль за соблюдением условий инвестиционных контрактов

Уполномоченный орган контролирует посредством посещения объектов инвестиционной деятельности (в том числе с рассмотрением документов по исполнению рабочей программы и условий инвестиционного контракта) и проведения камерального контроля на основе изучения и анализа отчетов инвестора.

После заключения инвестиционного контракта инвестор представляет по форме, устанавливаемой уполномоченным органом, полугодовые отчеты о выполнении инвестиционного контракта с расшифровкой по статьям затрат, предусмотренных рабочей программой, с приложением документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию фиксированных активов, поставку и использование запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов.

Изменения в рабочую программу могут вноситься по соглашению сторон один раз в год.

Проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится:

  • в период шести месяцев, который истекает за три месяца до окончания срока действия инвестиционного контракта, при условии завершения рабочей программы;
  • ежегодно, начиная с года, следующего за годом, в котором был осуществлен импорт запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами.

Результаты проверки фиксируются представителем уполномоченного органа и руководителем инвестора, заключившего инвестиционный контракт, по форме, установленной уполномоченным органом, в форме акта текущего состояния исполнения рабочей программы инвестиционного контракта.

В случае, если по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, будет установлено, что ввезенные для реализации инвестиционного проекта и освобожденные от уплаты таможенных пошлин технологическое оборудование, комплектующие, запасные части к нему, сырье и (или) материалы не были введены в эксплуатацию либо не были использованы, инвестор, не уплативший вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций суммы таможенных пошлин, уплачивает их в части неиспользованного оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и (или) материалов с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Инвестор, заключивший инвестиционный контракт, в течение действия инвестиционного контракта не имеет права:

  • изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;
  • отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Контроль за целевым использованием объектов освобождения от обложения таможенными пошлинами осуществляется в порядке, определенном Комиссией Таможенного союза.

Расторжение Инвестиционного контракта

Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия инвестиционного контракта либо может быть прекращено до истечения такого срока.

Действие инвестиционного контракта может быть досрочно прекращено по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке.

В случае одностороннего расторжения уполномоченным органом, инвестор уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций.

Уполномоченный орган вправе в одностороннем порядке расторгнуть инвестиционный контракт в следующих случаях:

  • выявления искажения и (или) сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций;
  • неисполнения инвестором, заключившим инвестиционный контракт, своих обязательств по инвестиционному контракту;
  • выявления искажения и (или) сокрытия сведений в отчетности, представляемой инвестором.

Инвестиционные споры

Инвестиционные споры могут быть решены путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров.

При невозможности разрешения инвестиционных споров посредством переговоров, разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.

Казахстан является участником Нью-Йоркской Конвенции 1958 года «О признании и
приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Совет по улучшению инвестиционного климата

Совет является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан.

Целями деятельности Совета являются реализация единой инвестиционной политики Республики Казахстан, отвечающей приоритетам развития экономики Республики Казахстан, содействие в привлечении и эффективном использовании отечественных и иностранных инвестиций.

В рамках поставленных целей на Совет возлагаются следующие задачи:

  • определение единой стратегии развития инвестиционной деятельности с учетом практики стран Организации экономического сотрудничества и развития в области инвестиционной политики и приоритетов развития Республики Казахстан;
  • выработка предложений по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан, в том числе по защите прав и интересов иностранных инвесторов и совершенствованию нормативной правовой базы Республики Казахстан касательно инвестиционной политики, налогового и таможенного законодательств;
  • анализ возможных путей решения проблем, которые сдерживают инвестирование в обрабатывающие сектора экономики Республики Казахстан.

Добавить комментарий