Закон о прокуратуре рк с изменениями 2020

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 июня 2017 года №81-VI ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 21.12.2017 г. №118-VI ЗРК, 21.01.2019 г. №217-VI ЗРК)

Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Назначение прокуратуры

Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры

Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией и законом.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1. Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору.

2. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов, должностных лиц и подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.

3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.

4. Прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Статья 4. Задачи прокуратуры

Прокуратура в пределах, установленных законом, осуществляет следующие задачи:

1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;

2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

4) иные задачи, определяемые законом и актами Президента Республики Казахстан.

Глава 2. Сферы прокурорского надзора


Статья 5. Основные направления прокурорского надзора

В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор (далее – надзор) за законностью:

1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений;

2) судебных актов, вступивших в законную силу;

3) исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях;

4) деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в сферах:

досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;

исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

соблюдения международных договоров Республики Казахстан;

5) государственной правовой статистики и специальных учетов;

6) иных направлений, определяемых законом.

Статья 6. Предмет, формы и пределы надзора

1. Прокуратура осуществляет надзор за законностью актов, действий (бездействия) государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а в исключительных случаях, по поручению Президента Республики Казахстан или Генерального Прокурора, – иных организаций независимо от формы собственности.

2. Надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.

3. Проверка соблюдения законности назначается и проводится прокурором в пределах его компетенции на основании поручений:

1) Президента Республики Казахстан;

2) Генерального Прокурора Республики Казахстан.

4. Решения заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров о назначении и проведении проверки деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимаются для защиты прав, свобод и законных интересов:

1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

2) неограниченного круга лиц;

3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

5. Проверки, за исключением проводимых на основании пункта 3 настоящей статьи либо при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов, могут назначаться только в случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы.

6. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

Статья 7. Порядок проведения проверок

1. Прокурор поручает проверку уполномоченному государственному органу, в компетенцию которого входит ее проведение, за исключением случаев:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Интервью с прокурором Костанайской области Маратом КАЙБЖАНОВЫМ

В законную силу вступил новый Закон «О Прокуратуре». Многие изменения важно знать не только сотрудникам надзорного органа, чиновникам и бизнесменам, но и рядовым гражданам. На вопросы «КН» ответил прокурор Костанайской области, государственный советник юстиции третьего класса Марат КАЙБЖАНОВ.

– Марат Жолмагамбетович, расскажите, почему возникла необходимость принятия нового закона?

– С момента подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 10 марта 2017 года не прекращались дискуссии относительно полномочий органов прокуратуры.

По нашему мнению, в период становления независимости страны, на прокуратуру было возложено слишком много функций, которые должны выполнять другие государственные органы.

Прокуратура выступила с инициативой, отказалась от отдельных полномочий, и это потребовало принятия нового Закона.

Это сделано для того, чтобы сконцентрировать внимание на решении наиболее важных проблем.

Генеральный Прокурор лично отстаивал нововведения перед Парламентом.

– Как будет осуществляться высший надзор за соблюдением законности в деятельности государственных органов и субъектов предпринимательства?

– Надзор за деятельностью организаций с негосударственной формой собственности будем осуществлять лишь по поручению Главы Государства и Генерального Прокурора.

Прокурор области, прокуроры городов и районов имеют право назначать и проводить проверки в государственных органах в следующих случаях.

Первое: если человек не может защитить себя сам. Это дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды 1, 2 группы, недееспособные;

Второе: когда нарушены права неограниченного круга лиц. Это случаи, если невозможно или затруднительно заранее посчитать и персонально определить лиц, чьи права нарушены. Например, законность субсидирования в АПК, тарифы монополистов или те же дольщики;

Третье: если есть угроза необратимых последствий жизни и здоровья человека либо безопасности государства.

К примеру, ситуация с паводками в области, несанкционированное загрязнение окружающей среды и т.п.

– Будет ли прокуратура как прежде рассматривать обращения граждан?

– Порядок рассмотрения обращений граждан изменен в корне. Теперь определены 3 категории обращений, которые рассматривает прокурор. Тех заявителей, которые не могут самостоятельно себя защитить; права неограниченного круга лиц; и в случае если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны.

При этом по поручениям Главы Государства и Генерального Прокурора, рассмотрению подлежат любые обращения.

Раньше прокуратура принимала все обращения и рассматривала их. Граждане и юрлица привыкли по любому вопросу подавать обращения в прокуратуру как в «одно окно». Это порождало большое количество проверок и огромную переписку с госорганами и заявителями. Прокуратура оказалась перегруженной, а на решение наиболее важных проблем не хватало ресурсов.

Теперь обращения будут рассматривать государственные органы в соответствии с компетенцией. А в случае несогласия с их решениями, гражданин вправе обратиться в суд или к вышестоящему должностному лицу.

Хочу отметить, что государственным органам нужно принять меры к обеспечению качества приема и рассмотрения обращений. Мы готовы оказать содействие в этом вопросе, принять участие в обучающих мероприятиях.

– Изменилась ли с принятием нового закона форма осуществления высшего надзора?

– Новый надзор будем осуществлять в 3-х формах – проверки, анализ и оценка правовых актов.

По поводу проверок я Вам уже сказал.

Процесс анализа подразумевает изучение статистики, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов административных, гражданских и уголовных дел, а также иных источников информации.

Сейчас осваиваем и внедряем современные технологии – различные информационные системы и ресурсы, интегрированные с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. Это все регламентируется соответствующими законодательными актами и актами Генерального Прокурора.

По результатам анализа вносятся акты прокурорского надзора либо реагирования.

В новом законе скорректирована система актов прокурора.

Во-первых, их стало меньше, если раньше их было 11, то сейчас всего 9 (исключены предостережение и предписание).

Во-вторых, акты разделены на две группы – на акты надзора и акты реагирования.

Читайте также:  Изменения в закон об осаго 2020

– В чем их различие?

Акты надзора – представление, протест, санкция, указание и постановление.

Акты реагирования это ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона.

Их отличие в том, что акты надзора обязательные для исполнения, а акты реагирования носят рекомендательный характер.

К сведению, содержание разъяснения закона существенно изменено. Если раньше мы вносили данный акт, чтобы разъяснить государственным органам как правильно применять отдельные нормы закона. То теперь вносить в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

– Есть ли изменения, касающиеся представления интересов государства в суде?

– До недавнего времени, прокуроры принимали участие практически по всем делам в гражданском процессе: о взыскании зарплаты, возмещении ущерба и вреда, причиненного здоровью, выселении, об усыновлении, направлении на принудительное лечение, о признании недееспособным, объявлении безвестно отсутствующим и другие, т.е. по всем частным спорам, где никак не затрагивались интересы государства.

С принятием нового Закона от повсеместного участия откажемся. Теперь – только для защиты государственных и общественных интересов, а также, если лицо не может само себя защитить.

Категории таких дел будут определены в новом Гражданском процессуальном кодексе и приказе Генерального Прокурора.

В административном производстве порядок кассационного пересмотра также кардинально изменился.

Раньше Верховный суд рассматривал административные дела только по протесту Генерального Прокурора.

Теперь люди сами смогут обращаться в Верховный Суд.

– Исполнение судебных актов – вопрос немаловажный для граждан. Какие изменения коснутся данной сферы?

– В новом Законе четко определены пределы надзора в исполнительном производстве.

В настоящее время основная часть взысканий отнесена к компетенции частных судоисполнителей. Граждане сами решают, какому частному исполнителю отдать свой исполнительный лист и заключают с ним соглашение.

Поэтому тотального надзора за исполнительным производством не будет. Приоритетом остается защита государственных и общественных интересов.

Вся работа будет основана на общих требованиях к проведению проверок и анализа.

Прокурор будет вмешиваться в трех случаях:

1) если нарушены права лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

2) неограниченного круга;

3) в отношении лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

На первый план выйдет судебный контроль. Оспариваешь действия судоисполнителя – иди в суд. Суд обяжет судоисполнителя устранить нарушения, отменить решение, торги и т.д.

Поддержание государственного обвинения по-прежнему будет осуществляться по всем уголовным делам, за исключением дел частного обвинения.

При несогласии с судебным актом прокурор наделен правом принесения апелляционного ходатайства об отмене или изменении приговора.

– Выступая в Мажилисе, Генеральный Прокурор сказал: «В уголовном процессе нас будет много». Что подразумевает осуществление от имени государства уголовного преследования?

– Это направление определено главным вектором надзорной деятельности, т.к. нарушение прав гражданина в уголовном судопроизводстве наносит ему наибольший вред.

Наша первая задача – расширить институт процессуального прокурора, он максимально приблизит нас к новой модели уголовного процесса.

С июня у нас в области процессуальные прокуроры обеспечивают надзор по всем делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Закрепив эти позиции, пойдем на дальнейшее расширение.

Второе – обеспечить законность с момента регистрации материала в Едином реестре досудебного расследования. Если нет оснований для уголовного преследования – то дело должно быть прекращено не дольше, чем в три дня. Во втором квартале в такие сроки прекращено около 40 %, а в первом квартале было 15%. Такой результат повлек сокращение количества обращений граждан в органы прокуратуры на 24 %.

Третье – оптимизация уголовного процесса, его ускорение и упрощение. В июне мы вступили в пилотный проект и уже 80 % дел по очевидным преступлениям окончили и направили в суд в течение 10 суток.

Дальнейшее развитие получит институт дежурного прокурора. Базируясь в здании органа уголовного преследования, он будет на месте разрешать проблемы и устранять нарушения.

С прошлого года в нашей области реализуется Межведомственный План против пыток. Количество жалоб на пытки в 2016 году сократилось на 50%, а в этом году еще на 60%. При содействии акиматов во всех городах и районах создадим прозрачные следственные кабинеты и надеемся, что это позволит окончательно устранить проблему.

Четвертое – внедрение электронного уголовного дела. Цифровизация процесса сделает его прозрачным, оперативным, свободным от манипуляций и фальсификаций.

И пятое – вопросы координации борьбы с преступностью останутся у прокуроров. Опыт обеспечения взаимодействия мы имеем. Делая акцент на борьбу с кражами, за 2014-2016 годы общая преступность в области снижена на 21%, а в текущем году – на 26%.

Я осветил только те сферы прокурорского надзора, которые претерпели существенные изменения.

Также за прокурорами, помимо вышесказанного, закреплено (как и ранее) осуществление надзора за законностью актов местных представительных и исполнительных органов, за законностью исполнения наказаний и применения иных мер государственного принуждения, за соблюдением международных договоров, за законностью в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов.

Резюмируя сказанное, хочу закончить словами Генерального Прокурора, прозвучавшими в его выступлении в Мажилисе Парламента «Мы сами отказались от части полномочий. Все это ради интересов людей. Защищенность граждан от этого не пострадает».

Новый Закон позволит нам выйти на более высокий и качественный уровень надзора. Мы сможем сконцентрировать наши усилия на важном и реализовать главную задачу – повысить доверие граждан.

Закон о прокуратуре

8 мая 2007 года был принят Закон № 220–З «О прокуратуре Республики Беларусь». Он вышел на смену другому закону подобного направления и периодически меняется по мере принятия поправок к нему, а также других законодательных актов, ведущих к изменению данного закона. Последние дополнения были приняты 18 июля 2016 года. На начало 2017 года действовала уже восьмая редакция Закона.

Однако все принятые изменения не затронули главные постулаты, основную сущность Закона «О прокуратуре».

Рассмотрим этот нормативный акт с точки зрения большинства, т.е. выделим из его содержания те моменты, которые могут быть интересны и полезны рядовому гражданину Республики Беларусь.

Основные понятия и термины Закона «О прокуратуре»

1 статья Закона определяет прокуратуру как структуру призванную наблюдать за правильностью применения законодательства в Республике Беларусь и выполнять некоторые другие функции.

2 статья называет законодательство Республики определяющим началом деятельности прокуратуры.

3 статья Закона дает определения, необходимые для дальнейшего понимания этого нормативного акта и других аспектов существования и деятельности прокуратуры.

Перечислим некоторые из них:

  • Гражданин – так могут именоваться как граждане Республики Беларусь, так и граждане (подданные) других государств и лица, не имеющие никакого гражданства.
  • Прокурор – сотрудник прокуратуры, занимающий должность с таким названием.
  • Прокурорский работник – общее название для прокуроров и стажеров прокуратуры.
  • Работник прокуратуры – все остальные сотрудники прокуратур не попадающие под определение «прокурорского работника». Обратим внимание, как простая перестановка слов меняет смысл термина.
  • Территориальные и специализированные прокуратуры – это подразделения единой системы прокуратуры, деятельность которых ограничена определенной территорией или отраслью деятельности.

4 статья Закона уточняет вопрос о направлениях деятельности прокуратуры.

Эта организация следит за исполнением законодательства:

  • Органами государственной власти разного уровня: республиканскими и местными;
  • Общественными и религиозными организациями;
  • Должностными лицами всех уровней и сфер деятельности;
  • Отдельными гражданами.

Также прокуратура наблюдает за соблюдением законодательных норм в процессе:

  • Оперативной и следственной деятельности сотрудников МВД и других ведомств;
  • Подготовки к суду и в период судебного разбирательства;
  • Вынесения судебных решений и их исполнения, в т.ч. мер связанных с лишением и ограничением свободы.

Прокуратура осуществляет надзор и координацию правоохранительной деятельности государственных органов. Выдает разрешения на производство определенных мероприятий. Этот аспект подробнее раскрывается в 12 статье Закона.

В случаях предусмотренных законодательством прокуратура проводит самостоятельные расследования.

Прокуроры являются участниками судебных разбирательств по уголовным, а также по гражданским делам, касающимся экономической деятельности.

Права и полномочия прокуроров

Прокуроры и прокурорские работники наделены широкими полномочиями для исполнения поставленных перед ними задач.

Об таких полномочиях можно прочесть в 23,24,25,27,29,31,33,35,37 статьях Закона «О прокуратуре». Но эти возможности отнюдь не безграничны, каждой из приведенных статей предшествуют другие статьи этого же закона. В статьях 26,28,30,32,34 Закона определяется предмет прокурорского надзора для каждой категории деятельности. В отношении последнего перечисления статей нужно признать, что данные в них определения имеют общих характер, их суть можно было бы резюмировать словами: «соблюдение законодательства при …».

Читайте также:  Закон о потребительской корзине

Однако общий характер некоторых частей Закона не препятствует эффективности работы прокуроров и уменьшению их полномочий, т.к. при возникновении спорных ситуаций касательно исполнения законодательства мнение прокуратуры оказывается более «весомым» в сравнении с позицией сотрудников МВД и других структур.

Следующей важной частью работы прокуратуры является выдача санкций правоохранительным органам на проведение некоторых действий. Этой теме посвящена статья 36 настоящего закона. В ней не перечисляются мероприятия, требующие санкции прокурора, о них можно узнать из других законодательных актов вроде Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Санкциями прокурора всегда оформляются обыски, вскрытия помещений, заключение под стражу (не путать с задержанием) и пр. Однако все эти вопросы заслуживают более внимательного рассмотрения, т.к. некоторые действия, не терпящие отлагательств, позволяется совершать и без санкции.

Также прокуроры наделены правом участия в работе исполнительных и законодательных органов разного уровня. Прокуроры вправе выражать протесты против нарушения законодательства, выносить представления, постановления и предписания на исправление нарушений. Прокуратура может заявлять официальные предупреждения касательно недопустимости нарушения законодательства гражданам и должностным лицам. Этим темам посвящены 38,39,40,41 и 42 статьи Закона.

Обязанностью прокуроров является исполнение роли обвинителя в судах по уголовным делам. Это отмечено в 46 статье Закона «О прокуратуре».

Прочие статьи Закона «О прокуратуре»

Многие статьи настоящего закона посвящены вопросам внутренней организации работы прокурорской системы, финансированию, требованиям к квалификации сотрудников, другим аспектам их деятельности. Такие темы интересны более самим сотрудникам прокуратуры и мало влияют на их действия по отношению к гражданам и организациям. Это статьи Закона начиная с 47 по 78 включительно. Заключительные статьи: 79 – 81 посвящены вступлению Закона в силу и отмене прежде действовавших актов.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Нормативные акты

Приказ №208 «О внесении изменений в Регламент рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, поступающих посредством цифровой платформы для. »

02 апреля 2020, 14:36

Указание №175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения»

19 марта 2020, 17:41

Указание №170/7 «Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств»

18 марта 2020, 09:13

Приказ №146 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»

11 марта 2020, 16:46

Указание №139/7 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

06 марта 2020, 16:20

Приказ №127 «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.12.2013 № 551 «Об утверждении Положения о проведении всероссийского конкурса «Лучший государственный обвинитель»

05 марта 2020, 16:24

Приказ №85 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и . “

20 февраля 2020, 13:55

Указание №84/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта»

20 февраля 2020, 13:51

Приказ №31/10 “О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов военной прокуратуры, проходящих военную службу по контракту, и предоставления им отдельных выплат, утвержденный приказом Генерального прокурора. “

04 февраля 2020, 15:16

Указание №23/35 «О порядке организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам»

16 января 2020, 18:23

Нормативные акты

02 апреля 2020, 14:36

19 марта 2020, 17:41

18 марта 2020, 09:13

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

05 марта 2020, 11:58

28 января 2020, 11:46

Научно-методические
материалы

Судебная практика
Российской Федерации

Статистические
данные

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2020 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2020
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Закон о прокуратуре рк с изменениями 2020

Высший надзор
30 июня 2017 года принят новый Закон Республики Казахстан «О прокуратуре», определяющий статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры.

В статье 1 Закона говорится, что прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование. От имени государства прокуратура осуществляет Высший надзор чем и отличается от других форм государственного контроля. Во-первых, надзор закреплен Конституцией. Далее он, то есть Высший надзор, подчинен единой цели – обеспечению законности в стране. Является высшим по отношению к другим формам государственного надзора – санитарный, экономический, пожарный, финансовый, налоговый и т.п. И наконец, Генеральный прокурор, осуществляя надзор, подчинен только Президенту, а нижестоящие прокуроры подчинены только Генеральному прокурору.

Согласно статье 3 Закона прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Конституция РК в ст. 1 прямо закрепила принцип первостепенной значимости человека, его жизни, прав и свобод, который является высшим в системе государственных ценностей. Задача прокурора согласно ст. 4 Закона -обеспечить защиту, восстановление прав и свобод человека и гражданина. Эта же статья обеспечивает защиту законных интересов юридических лиц, общества и государства. Наряду с этим перед прокуратурой поставлена задача координации деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Это сделано с целью, чтобы правоохранительные органы, имея общие задачи в борьбе с преступностью, не работали вразнобой, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Почему за прокуратурой закрепили координацию? За ответом обратимся к ст. 83 Конституции – Генеральный прокурор и прокуроры на местах осуществляют Высший надзор, в ст. 5 Закона – основным направлением прокурорского надзора является надзор за деятельностью правоохранительных и специальных государственных органов в сферах досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности. Впервые за прокуратурой закрепили аналитическое обеспечение состояния законности. Ст. 8 Закона дает право проводить анализ состояния законности с использованием доступа к информационным системам и ресурсам, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов. Правоохранительным органам в борьбе с преступностью и особенно с организованными преступными группировками дано право проводить оперативно-розыскные мероприятия, негласные следственные действия. Все эти действия должны проводиться в рамках закона. Прокуратура, осуществляя надзор в этом направлении, санкционирует проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, проверяет законность их проведения, инициирует проведение оперативно-розыскных мероприятий и прекращает их при выявлении нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор, как требует ст. 15 Закона вправе посещать с целью проверки в любое время места лишения свободы и другие учреждения, исполняющие наказание и иные меры государственного принуждения на предмет законности задержания, содержание под стражей лиц, совершивших преступление, подозреваемых в его совершении, осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. По результатам любой проверки у прокурора есть правовые рычаги для устранения выявленных нарушений законов. Ст. 23 Закона определены акты прокурорского надзора: протест, санкция, указание, представление и акты прокурорского реагирования – ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона. В новом Законе нет предписания, как было ранее, но введено новое прокурорское реагирование – ходатайство о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор должен исходить из принципа неотвратимости наказания, как в известном фильме «Место встречи изменить нельзя»: вор должен сидеть в тюрьме. Но задача прокурора, осуществляющего надзор, чтобы вор сидел законно, при этом он не может быть объявлен вором, пока его вина не будет доказана приговором суда. И главное, чтобы приговор вступил в законную силу -это конституционный принцип презумпции невиновности – ст. 77 Конституции РК. За прокурором оставлено право реагировать, ходатайствовать о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов. Ранее прокурор вносил протест, сейчас согласно ст. 29 Закона – ходатайство. Прокурор (ст. 44 Закона), осуществляя надзор, обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, этические нормы поведения, защищать права граждан и законные интересы общества и государства. Прокуратура, имея исключительные полномочия при осуществлении Высшего надзора за соблюдением законности на территории РК, в то же время не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, если с их стороны нет нарушений законов, и требовать этого же от других правоохранительных органов и контролирующих государственных ведомств. Новый Закон состоит из 52 статей. В рамках этой статьи мы раскрыли только часть основных функций прокуратуры, доведя их до широкой общественности в соответствии с принципом гласности, не раскрывая отдельные ведомственные положения этого надзорного органа.

Читайте также:  Штраф за тонировку 2020 года новый закон

Генеральный прокурор Республики Казахстан Жакип Асанов в своей статье «В рамках Основного Закона» отметил, что нынешний год можно назвать судьбоносным в истории прокуратуры страны. По инициативе Елбасы впервые изменили статью 83 Конституции, где четко определили три основные функции прокуратуры: высший надзор; представительство государства в суде; уголовное преследование от имени государства.

При этом надзор не прежний -необъятный, а строго в пределах, в рамках очерченных Основным Законом.

Состояние законности в стране во многом говорит об авторитете политической власти, стабильности отношений в государстве, нравственных устоях в обществе, морально-психологическом климате. Именно поэтому общественная значимость законности столь значительна.

Онгар СУЛЕЙМЕНОВ,
ветеран органов прокуратуры.

Краткое содержание Федерального закона о прокуратуре РФ 2020

Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.

Структура ФЗ N 2202-I

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» состоит из 7-ми разделов, которые включают в себя 54 статьи. Каждый пункт предназначен для регламентации нижеприведённых вопросов:

  • порядок выполнения предъявляемых прокурором требований;
  • правила аттестации работников прокуратуры;
  • последовательность проведения экспертизы нормативно-правовых актов с позиции
  • необходимости принятия антикоррупционных мер;
  • дисциплинарные взыскания;
  • утрата доверия и последующее увольнение;
  • перечень полномочий Генпрокурора;
  • способы поощрения сотрудников и т.д.

Скачать действующую редакцию

Федеральный закон о прокуратуре РФ

07.03.2017 установлен Федеральный закон «О прокуратуре РФ» с изменениями, определёнными постановлением Конституционного Суда от 17.02.2015 года. В их разработке принимала участие Генпрокуратура РФ.

Общие положения

Первая глава закона, именуемая «Общие положения», включает в себя статьи с 1-й по 10-ю. Каждая из них посвящена отдельной теме:

  • определение понятия «прокуратура»;
  • описание основных направлений деятельности и принципов организации рассматриваемого госоргана;
  • международное сотрудничество;
  • установление ограничений на вмешательство сторонних лиц в процесс осуществления прокурорского надзора;
  • участие прокурора в заседаниях госорганов различного федерального значения;
  • описание шагов, направленных на борьбу с преступностью.

Кроме того, присутствуют указания на ситуации, в которых требования прокурора являются обоснованными и обязательными для исполнения, и уточняется срок, на протяжении которого сотрудник прокуратуры обязан рассмотреть заявление.

Система и организация

Второй раздел (статьи с 11-й по 20-ю) посвящён рассмотрению системы прокуратуры и Генпрокуратуры РФ. Освещается тема назначения прокурора (Генпрокурора) на должность, широта полномочий и сфера обязанностей прокуратуры и её сотрудников в различных субъектах федерации, городах и районах.

Прокурорский надзор

Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:

  1. ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.
  2. Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.
  3. Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.
  4. Глава IV (статьи: 32-34). Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.

Закон «О рекламе» 38-ФЗ и его основные моменты можно скачать здесь.

Участие прокурора в судебных делах

Статьи: 35-39:

  1. Определяется роль, которую принимает на себя прокурор в ходе судебного разбирательства.
  2. Описаны условия, учитываемые при опротестовании решений суда, процедура отзыва протеста, возможность приостановления исполнения приговора.
  3. Приведены нормы, в соответствии с которыми происходит дача разъяснений суду.

Последние изменения

В новейшей редакции закона был чётко определён срок исполнения требований прокурора:

  1. Статья 6 закона с учетом изменений, внесенных законом № 27-ФЗ, гласит, что на предоставление прокурору затребованной им информации, документов (в том числе тех, которые были заверены электронной подписью) и их копий в общем порядке отводится только пять рабочих дней. При проверке соблюдения законов, этот срок сокращается до двух дней.
  2. Если существует опасность для жизни и здоровья людей их имущества, может быть нанесён вред государству или окружающей среде, а также в ряде других чрезвычайных ситуаций, все требуемые материалы должны быть предоставлены за сутки.
  3. По решению прокурора срок может быть продлён, если на протяжении установленного изначально отрезка времени проверяемый орган (организация) уведомит сотрудник прокуратуры об объективных причинах, делающих невозможным своевременное предоставление необходимых сведений или документации.

В статье 21 закона были приняты нормы осуществления проверок:

  • руководитель проверяемой организации должен быть оповещён о предстоящей проверке самим прокурором или его заместителем не позднее, чем в день, когда процедура должна состояться;
  • проведение процедуры должно иметь определённую цель, быть подкреплено рядом оснований и ориентироваться на точный предмет проверки.

Помимо этого, в самом законе предусмотрен перечень оснований для проверки (в том числе для повторного осуществления процедуры), уточняется последовательность действий при необходимости её продления или приостановки:

  1. Проверка не может продолжаться более 30-ти календарных дней (в случае крайней необходимости, допускается её продление на аналогичный срок). Предоставляется возможность привлекать представителей других госорганов в качестве экспертов-аналитиков.
  2. Если нарушения не были зафиксированы, то руководитель организации получает копию акта проведённой процедуры в течение последующих 10-ти дней.
  3. Прокурор не имеет права требовать у проверяемого органа (организации) документацию или информацию:
    • не имеющую отношения к предмету проверки;
    • предъявлявшуюся во время предыдущих проверок;
    • размещённую на офсайте органа или публиковавшуюся в СМИ.
  4. Если речь идёт о проверке нескольких филиалов (подразделений) одной организации, то для каждого из них определяется своё время. Изначально приостановление проверки не может длиться более полугода, однако, если существуют уважительные обстоятельства и имеется соответствующее решение Генпрокурора РФ, период может быть увеличен вдвое.

Закон 127-ФЗ о несостоятельности можно скачать тут.

Какова ставка налога на имущество организаций в 2020 году? Читать далее.

Статья 22 рассматриваемого ФЗ требует при предоставлении материалов или их копий, статистических и иных сведений ориентироваться на сроки и порядок, который установлен существующими дополнениями к статье 6 этого же закона.

Реализация положений Федерального закона будет способствовать повышению эффективности работы органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан.

Видео: Обзор изменений от 7 марта 2020 года

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий