Закон о потребительской корзине

227 ФЗ о потребительской корзине в последней редакции

Потребительской корзиной называют условный ассортимент, состоящий из товаров и услуг, который является выражением стандартного уровня и состава, потребляемого в среднестатистическом значении. Его составляют с учетом актуальных цен. Корзина также помогает определить покупательную способность для валюты. Юридические аспекты по структуре данного набора отражены в ФЗ номер 227.

Общие сведения

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ народные избранники Государственной Думы утвердили осенью 2012 года (20.11). Члены Совфеда приняли текст документа спустя восемь дней, то есть 28 ноября. В 2017-м ФЗ номер 227 был изменен, однако назвать интегрированные поправки значительными нельзя.

Предметом рассмотрения документа называют количественный и существенный состав, а также значение объема продовольственных товаров, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех категорий населения российского государства. Также в «корзину» вносятся непищевые товары и разные типы услуг.

Закон утверждает перечень данных объектов и указывает их минимальное необходимое количество.

Также прочтите: 402 ФЗ о бухгалтерском учете последняя редакция 2017 года тут:

Основные положения 227 ФЗ

Ниже мы приведем краткое содержание статей настоящего закона.

Ст. первая

Декларирует, что состав потребительской корзины в целом по стране должен пересматриваться каждые 5 лет, но не реже данного срока.

Ст. вторая

В ст. номер два Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» приводится описание продовольствия, которое входит в расчетный ассортимент товаров, устанавливаемых для ключевых слоев населения, выделенных по демографическим и социальным признакам. Данные для формирования этого перечня берутся в целом по России. Их определение и расчет объемов составляются в виде натуральных показателей.

Данные в статье оформлены в виде таблицы. Ее основные графы включают следующие пункты:

  • Название продукта;
  • Единица, в которой измеряется количественный состав товара;
  • Средний предположительный объем продукта, который будет потреблен физическим лицом (пенсионеры, несовершеннолетние, представители трудоспособного населения) в течение календарного года.

Полезно будет ознакомиться с основными положениями Федерального закона №184. Подробнее тут:

Перечень продуктов включает в себя:

  • Хлебобулочные изделия, ассортимент круп и макарон, мука и пр.;
  • Картофель;
  • Набор овощей;
  • Фрукты;
  • Изделия кондитерской промышленности и сахарный песок либо рафинад;
  • Мясо;
  • Рыбные продукты;
  • Молочные продукты;
  • Яйца;
  • Масло в разном виде, включая натуральное и эмульсионный пищевой жир;
  • Другие продукты.

Во второй части статьи изложен перечень услуг и продуктов, не относящихся к продовольствию. Стоимость, в данном случае, указывается в процентах (50% для каждой категории населения во всех пунктах).

Ст. третья

В данной части документа указываются наименования законодательных актов соответствующей тематики, которые вследствие различных причин утратили актуальность. Таковыми являются:

  1. ФЗ номер 44 от 31.03.2006;
  2. N 332-ФЗ от 8.12.2010.

Ст. четвертая

Указывает временные рамки, на протяжении которых настоящий закон будет актуальным (до 31 декабря 2020 г.).

Какие были внесены изменения?

Отредактированная версия ФЗ номер 227, выпущенная в декабре 2017-го (28.12) несет в себе минимум изменений. В частности, был модифицирован текст ст. 4, где появилось уточнение о сроке действия закона. Согласно поправке, он будет иметь юридическую силу до конца декабря 2020 года (31.12). Изменения появились на основе документа N 421-ФЗ. Свою подпись под ним 3.12.2017 поставил лично Глава Правительства РФ.

По информации Росстата, на период принятия новой редакции примерная стоимость набора продуктов и услуг составляла 3840 рублей (значение округлено до десятка).

Скачать закон о потребительской корзине в целом по РФ

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ – это документ, состав которого следует знать по той причине, что данный набор товаров и услуг напрямую предопределяет уровень качества жизни граждан России. Мы рекомендуем скачать его в полном объеме здесь.

Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2012 года

28 ноября 2012 года

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет.

1. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

Овощи и бахчевые

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

Масло растительное, маргарин и другие жиры

Прочие продукты (соль, чай, специи)

2. Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 14, ст. 1457);

2) Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 332-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6590).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года и действует до 31 декабря 2020 года включительно.

3 декабря 2012 года

Судебная практика и законодательство — 227-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации

Прогноз величины прожиточного минимума на 2016 – 2018 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, на основе нормативно-статистического метода расчета. При этом в 2018 году должна быть проведена актуализация потребительской корзины, что может привести к увеличению величины прожиточного минимума. В 2018 году прожиточный минимум на душу населения составит 12655 рублей с ростом к 2015 году на 26,8 процента.

При отсутствии измерительной информации о содержании природных радионуклидов в пищевых продуктах в графу 25 вносят значение годовой эффективной дозы облучения за счет поступления природных радионуклидов уранового и ториевого рядов с пищевыми продуктами, равное 0,120 мЗв/год. Указанной дозе облучения соответствуют среднемировые значения содержания природных радионуклидов в основных компонентах рациона питания по данным НКДАР ООН, приведенные выше в табл. 1, при годовом потреблении пищевых продуктов в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”.

С учетом этого Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ч. IV, ст. 6950) предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека молока и молочных продуктов в пересчете на молоко для трудоспособного населения – 290 кг, пенсионеров – 257,8 кг, детей – 360,7 кг.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (в 2005 – 2012 гг. на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”; в 2000 – 2004 гг. – от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ) определяется ежеквартально и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного Закона приняты Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 “Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации” и от 29 января 2013 г. N 56 “Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации”.

7. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются на основании стоимости продуктов питания и размеров соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах), установленных Федеральным законом “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. Непродовольственные товары определены в размере 50 процентов стоимости продуктов питания, услуги – также в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания предусмотрено приложением N 3.

Читайте также:  Закон о кальянных заведениях 2020

Закон о потребительской корзине

Основным законом, который определяет минимальный уровень жизни россиян является федеральный закон N 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года. Из его содержания следует, что раз в пять лет закон уточняется.

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2012 года

28 ноября 2012 года

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет.

1. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

НаименованиеЕдиницаОбъем потребления
измерения(в среднем на одного человека в год)
трудоспособноепенсионерыдети
население
Хлебные продукты (хлеб икг126,598,277,6
макаронные изделия в
пересчете на муку, мука,
крупы, бобовые)
Картофелькг100,480,088,1
Овощи и бахчевыекг114,698,0112,5
Фрукты свежиекг60,045,0118,1
Сахар и кондитерскиекг23,821,221,8
изделия в пересчете на
сахар
Мясопродуктыкг58,654,044,0
Рыбопродуктыкг18,516,018,6
Молоко и молокопродукты вкг290,0257,8360,7
пересчете на молоко
Яйцашт210,0200,0201,0
Масло растительное,кг11,010,05,0
маргарин и другие жиры
Прочие продукты (соль,кг4,94,23,5
чай, специи)

2. Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Наименованиетрудоспособноепенсионерыдети
население
Непродовольственные товары505050
Услуги505050

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 14, ст. 1457);

2) Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 332-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6590).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

3 декабря 2012 года

Чтобы понять динамику изменения состава потребительской корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги приведем таблицу из предыдущего закона о потребительской корзине. Обращает внимание тот факт, что объем потребления продуктов питания в предыдущем пятилетнем периоде был процентов на 10 меньше, чем сегодня.

Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (с изм. от 08.12.2010).

«Общества защиты прав потребителей» дает следующее определение потребительской корзины (англ. – consumer basket).

Потребительская корзина – набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. Другими словами, «потребительской корзиной» называется минимальный набор услуг, продуктов питания, и непродовольственных товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Различают оптимальный (рациональный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины».

Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д. ниже которого недопустимо существование человека. Потребительская корзина, как расчетный ассортимент продуктов питания и предметов потребления, используется для оценки и анализа качественных и количественных показателей потребления (соответствия уровня потребностей, разнообразие, размера потребительского бюджета). В этой же роли потребительская корзина используется в расчетах индексов роста цен и минимального потребительского бюджета.

В состав потребительской корзины входят продукты питания, одежда, обувь, предметы обихода, услуги. Полный их перечень содержит Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», представляющий собой таблицу, включающую в себя продукты питания, непродовольственные товары, услуги.

Понятие потребительской корзины тесно связано с понятием “прожиточный минимум”. Обязательные сборы и платежи при расчете прожиточного минимума рассчитываются только для трудоспособного населения. В них входит налог на доход физического лица, а если говорить проще, то здесь определяется, сколько надо отдать денег в казну в виде налогов, чтобы заработать на приобретение минимальной потребительской корзины. Статистическими исследовательскими центрами используются потребительские корзины для расчета индексов потребительских цен и инфляции. Минимальная потребительская корзина рассчитывает, на какую минимальную сумму в месяц способен прожить среднестатистический гражданин, ребенок, пенсионер и т.д.

В состав потребительской корзины (закон N 44-ФЗ) входят 83 наименования услуг и товаров, в их числе: продовольственных товаров 30 видов, непродовольственных товаров 41 вид и 12 видов различных услуг. В связи с инфляцией, минимальный прожиточный минимум увеличивается, нередко теряя в покупательской способности.

На сегодня состав потребительской корзины включает в себя следующий набор услуг: метраж жилой площади (кв.м.), количество гигокалорий центрального отопления в год, количество воды в сутки, кубометры газа в месяц, киловатт-часы электроэнергии. Кроме этого, ей расписываются расходы на общественный транспорт для женщин, мужчин и детей от 7 лет (для пенсионеров и детей до 7 лет услуги транспорта не рассчитываются), ограничиваясь количеством поездок в год. Далее рассчитывается количество непродовольственных товаров (одежда, обувь, лекарства), продовольственные товары потребительской корзины (мясные, молочные, рыба, крупы, овощи-фрукты и т.д.). Туда же включаются затраты на досуг, культурные мероприятия и пр. Все это идет в отдельных графах для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Цены на продукты, товары и услуги, даются в рублях по стоимости средней по России.

Путин призвал пересмотреть потребительскую корзину в России

Президент предложил добавить в нее больше овощей, фруктов, мяса и рыбы

Москва. 22 января. INTERFAX.RU – Потребительская корзина в России должна быть пересмотрена, сейчас в ней овощи, фрукты, рыба и мясо не занимают должного места, заявил президент РФ Владимир Путин.

“Если посмотреть на эту корзину, по мнению специалистов, структура ее нуждается в совершенствовании”, – сказал Путин на встрече с представителями общественности в липецком городе Усмань. Президент обратил внимание, что большую часть потребительской корзины занимают сейчас хлебобулочные изделия.

“От нее будет зависеть, конечно, и прожиточный минимум. А от прожиточного минимума, это в законе уже прописано, высчитывается и МРОТ (минимальный размер оплаты труда – ИФ). Одно зависит от другого”, – отметил он.

Президент напомнил, что в законе отражено, что МРОТ не может быть меньше, чем прожиточный минимум (с 1 января 2020 года МРОТ составляет 12 130 рублей в месяц). “Но я предложил это зафиксировать в Конституции. Потому что, если мы это сделаем, если в ходе всероссийского голосования люди поддержат эту поправку, тогда никто уже не сможет в будущем, ссылаясь на текущие проблемы с бюджетом, и ссылаясь на то, что у нас есть какие-то другие, более важные приоритеты, не исполнять эту норму”, – пояснил Путин.

Он подчеркнул, что “тогда это будет очень жестко, также как и необходимость индексации пенсий”. “В законе вроде прописано, что пенсии нужно индексировать ежегодно. Но жизнь сложна и многообразна, диктует нам свои суровые законы подчас. Вот не хватает денег, нужно на то, на это, на пятое-десятое. Но если в Конституции будет записано, что индексация ежегодная обязательная, тогда от этого никому никуда нельзя будет деться”, – сказал президент.

Путин напомнил, что положение об индексации пенсий – это вторая норма, которую он ранее в январе предложил зафиксировать в Основном законе.

Потребительская корзина

Потребительская корзина – это установленный государством минимальный набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, в который входят лекарства, одежда, обувь, санитарно-гигиенические принадлежности и культурно-бытовые товары. Исходя из стоимости потребительской корзины в России рассчитывается прожиточный минимум, с величиной которого связаны социальные выплаты и минимальный размер оплаты труда в стране.

Читайте также:  Раздельный учет по гособоронзаказу

Стоимость потребительской корзины рассчитывается ежемесячно Росстатом для основных социально-демографических групп населения – трудоспособных граждан, пенсионеров и детей как в целом по России, так и отдельно для каждого региона страны.

В настоящее время состав продуктов питания в потребительской корзине в целом по России установлен до 31 декабря 2020 года, как ожидается, после этого должен быть принят новый закон. Сейчас в общероссийской потребительской корзине упомянуты хлебные продукты (126,5 кг в год для одного трудоспособного гражданина), картофель (100,4 кг), овощи и бахчевые (114,6 кг), свежие фрукты (60 кг), сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар (23,8 кг), мясопродукты (58,6 кг), рыбопродукты (18,5 кг), молоко и молокопродукты в пересчете на молоко (290 кг), 210 яиц, 11 кг масла, а также 4,9 кг прочих продуктов – чая, соли и специй. Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом “привязана” к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% – услуги.

Тем не менее, каждый регион самостоятельно устанавливает свои потребительские корзины, исходя из климата, национальных традиций в регионе и местных особенностей потребления продуктов и услуг. Также региональные власти устанавливают свои соотношения продуктов с товарами и услугами. Например, законом города Москвы от 19 июня 2013 года установлено, что услуги составляют не 50, а 127 процентов от стоимости продовольственной корзины.

Ранее при Минтруде была создана рабочая группа по уточнению потребительской корзины к 2021 году. Вице-премьер Татьяна Голикова в ноябре 2018 года заявляла, что планируется улучшить качество минимального набора продуктов в корзине и “приблизить его к рациональным нормам здорового питания” – увеличить, в частности, объемы мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов, но снизить объем картофеля и хлебных продуктов. Как ожидается, потребительские корзины также пересмотрят регионы.

В 2018 году минимальный размер оплаты труда был приравнен к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, который, в свою очередь, определяется на основе потребительской корзины.

Как изменят потребительскую корзину и кому она вообще нужна

Госдума должна в весеннюю сессию принять закон о новом составе потребительской корзины, на которую мы сможем перейти уже с 2021 года. Ее структура станет, наконец, похожей на «полноценный рацион здорового питания», обещает премьер-министр Дмитрий Медведев. Но даже в обновленном виде наша потребительская корзина будет сильно уступать западноевропейским образцам, в которые включают вино, поездки на такси и корм для домашних животных. Не стоит рассчитывать, что эти символы буржуазной жизни появятся и в нашей корзине. И на то есть объективные причины.

Корзина станет «полноценной»

Осенью, рассказывая о нововведении в интервью телеканалу «Россия 24», Медведев сообщил, что «у нас есть минимальный набор, но правильнее переходить именно к базовому набору, который является основой для нормального рациона современного человека». Здоровым текущий набор питания станет, если последовать рекомендациям ФИЦ питания и биотехнологии и увеличить в корзине долю мяса на 5%, рыбы — на 16%, овощей, фруктов, птицы, яиц и творога — примерно на 10%, а долю сахара сократить на 12%.

«Сейчас в потребительской корзине очень много мучных изделий — порядка 126,5 килограмма в год на человека, тогда как норма Минздрава — всего 96 килограммов, а свежих фруктов всего 60 килограммов, тогда как должно быть 100 килограммов, — перечисляет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Иными словами, нынешняя потребительская корзина россиянина — это корзина нездорового человека».

Но все же надо отдать должное: с 1990-х корзина россиянина значительно улучшилась и уже давно перестала быть «корзиной военного времени», как ее еще лет 10—15 назад называли врачи. Еще немного, и у нее есть шанс догнать по составу продуктовый набор поздней советской эпохи.

Раньше было лучше

Любопытно, что продуктовые нормы в 1970—1980-е годы больше соответствовали критериям здорового питания. «Выше были нормативы потребления мяса, рыбы, фруктов и овощей, ниже — хлебобулочных изделий», — продолжает Богданов.

Потом, в начале 1990-х, привычный уклад жизни стал рушиться. Первая потребительская корзина как критерий измерения бедности возникает в 1993 году. Но в ее составе — всего лишь 19 наименований, причем как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. Через два года, в 1995 году, этот список состоял уже из 25 пунктов. Именно тогда врачи-диетологи заговорили о том, что представленный рацион, почти полностью состоявший из дешевых картошки и макарон, вполне вписывается в стандарты питания военного времени, когда ставится минимальная задача выжить здесь и сейчас, без учета разрушительных для здоровья долгосрочных последствий такой диеты. Например, в корзине 1995 года по сравнению с корзиной 1993-го стало меньше мяса и мясных изделий — 26,7 кг в год вместо 45,3 кг, но сократилось даже количество хлеба и круп — с 560 г до 464,8 г в сутки.

В 1999 году в России был впервые принят закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», согласно которому содержимое корзины должно пересматриваться каждые пять лет. Последняя версия закона датируется, кстати, 2012 годом, то есть она уже два года как «просрочена». При этом в 2016 году Минздрав выпустил нормы питания, которые не совпадали с этой корзиной. «В действующей корзине перебор хлебных продуктов и картофеля и, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов, — сказал в начале 2018 года министр труда и социальной защиты России Максим Топилин в интервью «Российской газете». — Приблизить набор продуктов питания к оптимальному — главная задача новой потребительской корзины».

Почему же новая корзина, которая должна была быть принята еще в 2017 году, не утверждена до сих пор? Видимо, в тот момент власти не были готовы к росту издержек. Поскольку улучшение корзины автоматически повышает прожиточный минимум, то есть уровень бедности в стране, оно ведет к дополнительным расходам бюджета.

Потребительская корзина трудоспособного населения в СССР и Российской Федерации

Продукты

Нормы потребления, кг/год

Нормы потребления, кг/годСССР (1981 год)

Россия (2012 год)

Хлеб и макаронные изделия (в пересчете на муку)

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбопродукты

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

Масло растительное и другие жиры

Сахар

Картофель

Овощи и бахчевые

Фрукты свежие

Теперь же, когда решение об усовершенствовании корзины практически принято, возникает вопрос, насколько достаточны будущие изменения. Первое, за что критикуют существующую корзину и что, судя по заявлениям Медведева, сохранится и в новой, — это отсутствие списка промтоваров и услуг.

Ведь по факту представленная в потребительской корзине сумма не имеет никакого отношения к реальным тратам, даже самым необходимым, таким как оплата услуг ЖКХ, покупка самых примитивных лекарств или пары сапог на любое количество лет.

«Нужно включать в состав потребительской корзины и непродовольственные товары, а также услуги, без которых сегодня невозможно представить современную жизнь, например услуги тех же такси, транспорта, связи и так далее, — уверен Нарек Авакян. — Для пенсионеров отдельно нужно включать и стоимость жизненно важных лекарств. Такая корзина позволит значительно поднять стандарты нормальной жизни россиян и выяснить, сколько людей в России действительно можно отнести к среднему классу».

И вот тут мы подходим к очень интересной теме. «На Западе нашу продуктовую корзину называют корзиной для бедных, — сетует Павел Сигал. — Для сравнения: стоимость корзины во Франции составляет 650 евро, и в ее набор входит вино». Во многих странах в стоимость корзины может входить оплата детского сада, алкоголь, бензин, оплата Интернета и проч.

Не удивительно, что экономисты и журналисты, сравнивая российскую и западную корзины, говорят о разных подходах к их формированию. Дескать, наша потребительская корзина — чтобы выжить физически, а западная — чтобы чувствовать себя нормальным членом общества. На самом деле это не совсем так. Хотя подходы к формированию корзин, действительно, принципиально разные.

Вино и такси — это не для бедных

«В Штатах стремятся охватить весь спектр потребления, поэтому состав потребкорзины расписан детально, — рассказывает Богданов. — В законодательстве нашей страны у корзины есть две основные функции — сохранять здоровье и обеспечивать жизнедеятельность. Логично, что в российской потребительской корзине не прописаны траты на приглашение няни, покупку многочисленных косметических средств, питание для домашних питомцев и аренду автомобилей, как, например, во французской. Да, термин один, но юридическое наполнение разное — отсюда разные цели, задачи и содержание. Думаю, исходя из этого, некорректно сравнивать потребительские корзины разных стран».

То есть западная корзина — это пример среднестатистических трат гражданина, с помощью которого можно отслеживать рост цен. В России для этого используется список из примерно 500 наименований, в который входят как экзотические товары вроде пальто на вате или каменной соли, так и товары и услуги, пользоваться которыми вряд ли приходится так часто, чтобы замечать колебания цен, — например, обручальные кольца.

Чем измерить бедность?

Отсюда вытекает ответ на главный вопрос: будет ли в России кардинально улучшена потребительская корзина? Скорее всего, нет. Ведь на ее основании исчисляется прожиточный минимум, то есть уровень бедности. Любое улучшение потребительской корзины автоматически приводит к росту бедности в стране — не в реальности, а в статистике. Одновременно возрастут и государственные расходы на то, чтобы компенсировать разницу, например, между реально назначенным размером пенсии и прожиточным минимумом в регионе. Кроме того, придется поднимать до новой высоты прожиточного минимума и заработные платы бюджетным работникам. С этим, видимо, связана и оговорка Дмитрия Медведева о «постепенном переходе» к новому составу.

Проблема шире: измерять бедность потребительской корзиной — это в целом устаревший подход, считает директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По ее словам, потребление услуг растет опережающими темпами по сравнению с товарным, поэтому установление минимального потребительского стандарта соответствует индустриальному обществу, но не соответствует постиндустриальному, в котором уже живут развитые и большинство развивающихся стран. По мнению Малевой, России также следует определять черту бедности как 60% медианного дохода.

Любопытно, что два года назад Максим Топилин в интервью «Российской газете» упомянул о такой возможности. «В большинстве стран перешли на другой порядок определения прожиточного минимума. Он устанавливается в процентах от медианного среднедушевого дохода. Цифры берут разные — от 40 до 60 процентов медианного дохода в зависимости от экономических возможностей страны». Более того, он не исключил, что в будущем и российское правительство обсудит переход на эту систему. «Многое зависит от того, насколько точно и полно мы сможем замерять денежные доходы населения», — уточнил министр.

Бедности — бой!

Однако даже такое, казалось бы, незначительное повышение резко увеличит число бедных в стране. Последние опубликованные Росстатом данные по доле населения с различным уровнем дохода относятся к 2018 году. По этим данным, доход, не превышающий прожиточный минимум, имели 12,6% россиян, доход в размере от 1 до 1,5 прожиточного минимума — еще 14,3% населения. Получается, что если поднять уровень бедности до 40% медианной зарплаты, по ту сторону этого порога окажется уже четверть сограждан.

А вот 60% от медианного дохода (граница бедности в странах ЕС) — это уже 20 601 рубль. Это почти в два раза выше прожиточного минимума. Согласно Росстату, 13,7% россиян имеют доход в пределах 1,5—2 прожиточных минимумов. Сложим с более бедными категориями и увидим, что за чертой бедности окажутся уже 40,6% населения. Очевидно, что переход на такой критерий измерения бедности невозможен.

Тем не менее само повышение уровня бедности через изменение состава потребкорзины, пусть и в меньших размерах, принесло бы не только расходы для бюджета, но и определенную пользу экономике, считает Павел Сигал. «Рост доходов приведет к увеличению потребления, повышению доходности бизнеса и хорошему пополнению госбюджета за счет уплаты НДС и налогов на прибыль, — говорит Сигал. — Изменение потребкорзины — эффективный способ стимулировать экономику, хотя очень затратный и рискованный, так как это может привести к резкому скачку инфляции».

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.11.99 N 201-ФЗ “О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
Наименование документФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.11.99 N 201-ФЗ “О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
Вид документазакон
Принявший органпрезидент рф, гд рф, сф рф
Номер документа201-ФЗ
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции20.11.1999
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ “Система”
  • “Собрание законодательства РФ”, 22.11.99, N 47, ст. 5619;
  • “Парламентская газета”, N 222, 23.11.99;
  • “Российская газета”, N 232, 23.11.99
НавигаторПримечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.11.99 N 201-ФЗ “О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

20 ноября 1999 года N 201-ФЗ

Принят
Государственной Думой
27 октября 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
11 ноября 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации.

Статья 1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Наименование продуктаЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)
трудоспособное населениепенсионерыдети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)кг152,0119,096,0
Картофелькг123,690,0118,0
Овощи и бахчевые89,496,8108,1
Фрукты свежие16,713,641,0
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар20,318,823,9
Мясопродукты31,522,728,5
Рыбопродукты13,714,711,2
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко210,7199,5295,6
Яйцаштук16690170
Масло растительное, маргарин и другие жирыкг12,010,210,3
Прочие продукты (соль, чай, специи)4,94,23,6
Наименование товараЕдиница измерения/ срок износаОбъем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное населениепенсионерыдети
Верхняя пальтовая группаштук/лет3/7,63/8,73/2,6
Верхняя костюмноплатьевая группаштук/лет8/4,28/5,011/2,0
Бельештук/лет9/2,410/2,911/1,8
Чулочно-носочные изделияпар/лет7/1,44/1,96/1,3
Головные уборы и галантерейные изделияштук/лет5/5,04/5,64/2,8
Обувьпар/лет6/3,26/3,57/1,8
Школьно-письменные товарыштук/лет3/1,03/1,027/1,0
Постельное бельештук/лет14/7,014/7,014/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначенияштук/лет19/10,519/10,519/10,5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарствапроцент общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц101010
Наименование услугЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное населениепенсионерыдети
Жильекв. м общей площади18,018,018,0
Центральное отоплениегкал в го6,76,76,7
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведениелитров в сутки285,0285,0285,0
Газоснабжениекуб. м в месяц10,010,010,0
Электроэнергияк Вт. ч в месяц50,050,050,0
Транспортные услугипоездок в год619,0396
Другие виды услугпроцент общей величины расходов на услуги в месяц15,015,015,0

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2000 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Добавить комментарий