Виды законов и подзаконных актов

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Понятие, признаки и виды законов и подзаконных актов.

(Л.А. Морозова)

Закон –НПА, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими НПА:

  • Закон занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. другие акты не могу противоречить закону.
  • Закон первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. базовые, фундаментальные общественные отношения (отношения собственности, земельные);
  • Действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;
  • Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения;
  • Эффективный механизм обеспечения;
  • Подготовка закона и его прохождение в законодательном органе происходит в более строгих условиях (строгие требования).

В РФ правовой системе следующие виды:

1) Конституция РФ. Занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2) ФКЗ. 1. Они являются продолжением действия конституционных норм,принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ. 2. Обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы. 3. Регулируют основополагающие, достигшие определённой степени зрелости устойчивые общественные отношения. 4. Имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами. 5. Имеют чётко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в Конституции. 6. Принимаются в первоочерёдном порядке после втсупления в силу новой Конституции в особом порядке (отсутствие вето Преидента РФ, квалифицированное большинство в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ в Совете Федерации).

3) К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением КС от 31 октября 1995 г. о толковании 136 ст. Конституции. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и ¾ от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4) Кодекс – самая распространённая форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, либо если накоплен большой нормативный материал, требующий способов структурирования. Кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5) Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между РФ и её субъектами. Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов.

6) Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: 1. В них точно определён предмет правового регулирования. 2. Особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора

7) Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определённых сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабах всей страны.

8) Делегированное законодательство – новый вид для России и на федеральном уровне не используется. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причём делегирование полномочий возможно не только внутри данного субъекта, но и органами республики и федеральными органами. В нашей стране их нет, но есть во Франции, Швеции, Австралии, Италии и Швейцарии. Их суть состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законы в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определённые гарантии, с тем, чтобы не былозлоупотребления этими полномочиями.

9) В качестве ещё одного из видов закона называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом.

К подзаконным актам чаще всего относят НА, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могу противоречить законам. Это указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов Федерации.

  1. Указы Президента, предусмотренные конституцией обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить конституции и ФЗ. Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам. Все акты Президента должны приниматься в пределах его компетенции, закреплённой в Конституции.
  2. Постановления Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента. Эти акты также носят подзаконный характер, не должны противоречить указам Президента нормативного характера, обязательны к исполнению РФ, а в случае противоречия правительственных актов Конституции РФ, ФЗ, указам могут быть отменены Президентом.
  3. Ведомственные акты издаются министерствами и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. В некоторых случаях отдельные ведомства вправе принимать акты межведомственного характера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчинённых данному ведомству. Это относится к таким ведомствам как МВД, Минфин, Министерство транспорта, налоговая служба и т.д. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций положений, инструктивных писем и др. Акты межведомственного характера подлежат гос.регистрации в Минюсте и должны быть опубликованы для всеобщего сведения.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации носят подзаконный характер, издаются компетентными органами государственной власти в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на территории конкретного субъекта Федерации, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу. К числу таких актов относятся: нормативные указы (постановления) глав субъектов Федерации; постановления правительства; нормативные правовые акты министерств и других органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления; акты руководителей предприятий и учреждений. Названные акты не могут противоречить федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Федерации, его законодательству и издаются во исполнение законов, актов высших должностных лиц и правительств субъектов Федерации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Законы и их виды. Подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

25. Производственный и потребительский кооператив: общее и отличия.

Производственные и потребительские кооперативы: общие и отличительные признаки

ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения. В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах, решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отношении же производственных кооперативов акцент делается на непосредственное трудовое участие, предполагающее включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Поэтому ст. 7 Закона “О производственных кооперативах” ограничивает количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, всего 25% от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом. Решение имущественных вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают значительной спецификой. В фирменном наименовании вместо слов “производственный кооператив” можно использовать слово “артель”, поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются по общему правилу граждане (физические лица). Причем в отличие от полных товарищей им абсолютно не требуется статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин “членство” может употребляться в разных значениях: как синоним вообще участия в организации и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным. ГК понимает членство в кооперативе именно в последнем его значении. Членство в узком смысле слова означает также, что взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей. Поэтому единственно возможным учредительным документом кооператива может быть только его устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая, поэтому независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п. 4 ст. 110 ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона “О производственных кооперативах”). Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона “О производственных кооперативах”). В случае образования неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не на выплату доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, которые установлены уставом и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого не обязательно) и исполнительных органов правления и (или) председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.

Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. По общему правилу передача пая другому члену кооператива не требует согласия остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены кооператива и поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за ненадлежащее исполнение членских обязанностей (п. 2 ст. 111 ГК). Причем в отличие от хозяйственных товариществ такое исключение производится по решению общего собрания членов кооператива.

В отличие от производственных потребительскими кооперативами считаются объединения лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которых складывается из паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).

Правовое положение потребительских кооперативов также определяется рядом специальных законов, наиболее важными из которых являются Федеральный закон “О потребительской кооперации в Российской Федерации” в редакции от 11 июня 1997 г., Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 1995 г. и Федеральный закон “О кредитных потребительских кооперативах граждан” от 7 августа 2001 г.

Закон РФ “О потребительской кооперации в Российской Федерации” предусматривает создание единой централизованной системы организаций потребкооперации. Она состоит из низовых потребительских обществ, а также районных, областных, краевых (республиканских) и центрального союзов потребительских обществ. Наряду с ними система потребкооперации включает также юридические лица других организационно-правовых форм (например, учреждения или хозяйственные общества), единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель (точнее, предмет) его деятельности и слова “кооператив”, “потребительское общество” или “потребительский союз”.

Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина (физического лица) обязательно, в противном случае кооператив превратится в объединение юридических лиц. Основным учредительным документом любого потребительского кооператива является его устав.

Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом. Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание его членов. В промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет совет (в сельскохозяйственных кооперативах – наблюдательный совет). Коллегиальный исполнительный орган потребительского кооператива называется правлением. В отличие от производственных кооперативов члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и по общему правилу не отвечают по его долгам (единственное исключение предусмотрено п. 4 ст. 116 ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями.

Разделение кооперативных организационно-правовых форм на коммерческие и некоммерческие признается многими одной из неудачных новелл гражданского законодательства.

Потребительским кооперативом называется некоммерческая организация, созданная гражданами и юридическими лицами путем их добровольного объединения на основе членства и внесения в уставный фонд организации имущественных паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Потребительский кооператив (жилищный, дачный, гаражный и т.п.) обычно создается для удовлетворения потребности своих членов сначала в приобретении некоего имущества (частично в свою собственность, частично – в собственность кооператива), а затем – в совместной эксплуатации этого имущества. Как правило, потребительский кооператив не занимается коммерческой деятельностью. Если же в соответствии с законом и уставом кооператива такая деятельность все-таки осуществляется, то полученные от нее доходы распределяются между членами. Производственный кооператив, напротив, специально создается несколькими лицами (как правило, физическими, но не исключено участие и юридических лиц) на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов, а также личного трудового и иного участия для совместного осуществления предпринимательской деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) с целью получения прибыли, подлежащей разделу между членами кооператива. Таким образом, главным отличием потребительского кооператива от производственного называют предмет и цели деятельности, а также отсутствие признака обязательного трудового участия членов некоммерческого кооператива в его деятельности. В то же время необходимо учитывать, что отграничить основную деятельность от неосновной – весьма трудная задача. Например, в п. 1 ст. 116 ГК закреплена цель деятельности потребительского кооператива: удовлетворение материальных и иных потребностей его членов. Между тем, например, потребкооперация уже давно обслуживает не только своих членов, но и все сельское, а частично и городское население. У нее объективно сформировалась еще одна цель – получение прибыли. По-настоящему потребительскими кооперативами являются такие, которые замыкаются в удовлетворении потребностей своих членов. Это жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и другие.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов

В зависимости от органа принятия выделяют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– приказы и инструкции Министерств, служб, агентств и иных федеральных ведомств;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов органов власти субъектов РФ;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов муниципальных органов власти.

Специфика природы указов и распоряжений Президента России как вида подзаконных нормативно-правовых актов объясняется его компетенцией. Они не должны противоречить положениям федеральных законов, но вместе с тем обладают приоритетом по отношению к остальным подзаконным актам.

По признаку характера полномочий Президента РФ все указы делят на следующие виды:

– указы, принимаемые в пределах собственных полномочий;

– указы, издаваемые на основе делегированных Парламентом полномочий;

– указы, которые подлежат утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного или чрезвычайного положения).

По признаку юридической значимости указы принято делить на следующие виды: нормативные и правоприменительные.

В нормативных указах содержатся нормы права, они имеют общеобязательный характер и регламентируют различные сферы общественной жизни. Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.

Правоприменительные указы отличаются индивидуально-разовым характером и принимаются по отдельным вопросам управления, что может быть связано с назначением на должность, присвоением звания и т.п.

Распоряжения Президента также отличаются ненормативным свойством, они принимаются по оперативным вопросам управления государством, например, для создания рабочих комиссий или выделения средств из резервного фонда регионам. Они отличаются от ненормативного вида указов достаточно условно и могут рассматриваться применительно к конкретному случаю.

Нормативно-правовые акты Правительства РФ как вид подзаконных нормативно-правовых актов отличаются своим многообразием. И можно разделить на акты, издаваемые для исполнения положений Конституции, федеральных законов и указов Президента, а также на акты по вопросам собственной компетенции Правительства. Специфика управленческой и координирующей роли Правительства находит отражение на разнообразии принимаемых им видов актов.

Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует на практике ключевые нормативно-правовые виды актов и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительный срок действия (федеральный бюджет, программы развития и т.д.).

Акты Правительства имеют следующие особенности:

– они оперативно и гибко регламентируют отношения в разных отраслях государственной и общественной жизни;

– устанавливают правовые направления деятельности всех остальных органов исполнительной власти, а также предприятий и общественных организаций;

– устанавливают нормативно-правовую базу для издания иных видов правовых актов.

Согласно действующему законодательству Правительство России для реализации своих полномочий, направленных на управление общественной жизнью, принимает распоряжения и постановления.

Министерства, службы и иные федеральные ведомства могут издавать подзаконные нормативно-правовые акты в виде приказов и инструкций, в которых обычно устанавливается порядок работы отраслевых подведомственных организаций и учреждений. Их деятельность направлена на решение задач, с которыми имеет дело отрасль.

На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть законы, указы, распоряжения, постановления, приказы и т.д. Базовым нормативным видом актов, регулирующих взаимоотношения органов власти и граждан на региональном уровне, выступает устав субъекта РФ, который играет роль региональной конституции.

Руководители регионов в процессе реализации своих полномочий принимают постановления и распоряжения. Региональные правительства принимают постановления, а министерства и службы вправе издавать приказы и инструкции.

Полномочия органов местного самоуправления также отличаются своим масштабом. По вопросам своего ведения представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) муниципалитетов принимают коллегиальные решения, а их главы муниципальных образований – постановления и распоряжения. Форма их опубликования должна указываться в уставе данной административно-территориальной единицы.

Таким образом, виды подзаконных нормативно-правовых актов отличаются большим разнообразием. При этом каждый вид подзаконного нормативно-правового акта имеет свою характеристику и специфику.

newinspire

Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Ключевые слова: понятие, признаки, виды, закон, подзаконных, актов

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы , базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды. . читать далее .

Понятие и виды закона и подзаконного нормативно-правового акта

Все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства и т. д.)

Законы занимают особое место в иерархии нормативно-правовых актов. Они призваны регулировать наиболее важные общественные отношения и этим определяются их специфические отличительные черты. В современных демократических государствах законы принимаются представителями народа (в лице специальных законодательных органов) путем специальной процедуры и должны отражать его (народа) волю, что придает им высшую легитимность по сравнение с другими правовыми актами. Соответственно закон наделяется высшей юридической силой. Это означает, что никакой иной нормативный правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. И наоборот, закон может отменить или изменить любой другой нормативно-правовой акт. В случае противоречия между нормами закона и подзаконного акта применяется норма закона. Если противоречат друг другу нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется закон, изданный позднее.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

В силу особой значимости законов они принимаются специально уполномоченными на это органами государства или через референдум, и с соблюдением специальной процедуры. Такая процедура имеет несколько стадий, называемых стадиями законотворчества. Выделяют следующие стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (промульгация).

Законодательная инициатива представляет собой право, предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило, в нескольких чтениях. При необходимости он может быть вынесен на всенародное обсуждение. Текст законопроекта обсуждается постатейно, по разделам и в целом. Предложенные поправки голосуются отдельно.

Принятие закона происходит на заседании законодательного органа (или через референдум) путем подачи голосов «за» законопроект или «против». Для принятия закона требуется простое (больше половины) или так называемое квалифицированное большинство (2/3, 3/4 и т. д.) голосов, поданных за законопроект.

Опубликование закона чаще всего состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования (обнародования). Опубликование — современный вид оглашения закона. Имеет большое значение, так как является основой презумпции знания закона и ответственности за его неисполнение. В законодательстве современных государств содержится норма о том, что неопубликованные законы не имеют юридической силы (не применяются).

Виды законов. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. К конституционным законам относятся: 1) сама конституция, 2) законы, вносящие в нее изменения и дополнения, 3) законы, прямо предусмотренные конституцией и конкретизирующие ее содержание. В российской правовой системе к числу последних относятся федеральные конституционные законы о введении чрезвычайного положения; об установлении отдельных ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения; о принятии в РФ и образование в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном флаге, гербе и гимне РФ и т. д. (всего 14 законов).

Конституционные законы отличает особая процедура принятия. В Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон, согласно ст. 108 Конституции РФ в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обыкновенные законы принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества. Среди них выделяют кодифицированные законы и текущие.

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) представляют собой сводные юридические акты, позволяющие комплексно, на основе определенной системы принципов, регулировать какую-либо важную сферу общественной жизни. По общему правилу они имеют приоритет над текущими законами.

Текущие законы не имеют отмеченных выше признаков, их нормативное содержание может укладываться в несколько статей.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные.

Постоянные законы не имеют установленных ограничений своего действия во времени, тогда как временные законы действуют лишь в пределах определенного срока (например, закон о государственном бюджете на такой-то год).

Чрезвычайные (исключительные) законы также являются законами, ограниченными во времени, но основаниями для их введения в действие или прекращения действия являются не календарные даты, а наличие или отсутствие оговоренных в законе чрезвычайных обстоятельств (природного или социального характера).

Для сложных государств актуальна классификация законов на законы федеральные (действующие на всей территории государства) и законы субъектов федерации. Законы субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам и действуют только на территории субъекта (например, законы Санкт-Петербурга).

Подзаконные акты: понятие и виды. Подзаконный нормативно-правовой акт — это иерархически подчиненный закону письменный правовой текст (официальный письменный документ), содержащий информацию о (общих) правовых нормах. В рамках предложенной классификации нормативно-правовых актов имеется в виду гетерономный нормативно-правовой акт.

Можно выделить несколько разновидностей подзаконных нормативно-правовых актов по сфере действия: общие (действуют на всей территории государства), местные (действуют в отдельной местности), ведомственные (действуют внутри ведомств), локальные (внутриорганизационные — действуют внутри организаций, предприятий, учреждений), индивидуальные (выделяются в случае признания возможности существования индивидуальных правовых норм).

По органам, издающим подзаконные нормативно-правовые акты, выделяют (применительно к системе нормативно-правовых актов Российской Федерации): указы Президента РФ; постановления Правительства, государственных комитетов, краевой, областной, городской, районной администрации, государственных комиссий; приказы, инструкции, указания и иные ведомственные и локальные акты; решения представительных органов местного самоуправления.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативно-правовых актов: 1) Конституция РФ; 2) общепризнанные принципы и нормы международного права; 3) международные договоры, согласие на обязательность которых было принято в форме федерального закона; 46 4) федеральные конституционные законы; 5) федеральные законы; 6) указы (Президента); 7) международные договоры, согласие на обязательность которых выражено не в форме закона, имеющие приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор; 47 Марченко М. Н. Источники права. Учебное пособие. М., 2005. С. 327-328 8) подзаконные нормативно-правовые акты (постановления и распоряжения) Правительства; 9) федеральные ведомственные акты (подзаконные нормативно-правовые акты министерств, ведомств, государственных комитетов — приказы, инструкции и т.д.); 10) акты представительных органов местного самоуправления — решения. В субъектах Российской Федерации действуют уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения), а также законы субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

Читайте также:  Как заказать справку 2 НДФЛ через госуслуги
Добавить комментарий