Раздельный учет по гособоронзаказу

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .

Раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа

Организация занимается оптовой торговлей (общая система налогообложения). Она является торговой, бухгалтерский учет по основной деятельности ведется с использованием счетов 41 и 44. Как организации организовать раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа? Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете? Нужно ли это отражать в отчетности и в какие органы ее сдавать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Фактические затраты по гособоронзаказу группируются исполнителем в регистрах аналитического учета в соответствии с Правилами N 47 и Порядком N 200 по каждому государственному заказу и виду продукции. Для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому гособоронзаказу исполнителю целесообразно ввести дополнительные субсчета к используемым счетам бухгалтерского учета.

Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации.

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке товаров по гособоронзаказу.

Обоснование вывода:

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ), установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон N 275-ФЗ).

В обязанности головного исполнителя, исполнителя (далее – обобщенно “исполнитель”) входит ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8, п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона N 275-ФЗ, пп. “г” п. 7 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1275). Следует отметить, что Закон N 275-ФЗ не регламентирует порядок ведения такого раздельного учета исполнителями.

Бухгалтерский учет

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете исполнитель ведет учет доходов и расходов в порядке, установленном ПБУ 9/99 “Доходы организации” (далее – ПБУ 9/99) и ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99). Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, п.п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 2, 7 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:

– Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее – Правила N 47);

– Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее – Порядок N 200) (п. 4 Порядка N 200, постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 N Ф05-2946/12 по делу N А40-65299/2011 (определением ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-7861/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра)).

Целью Порядка N 200 является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по гособоронзаказу (п.п. 2, 5 Порядка N 200).

На основании п. 1 Правил N 47 организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. При этом п. 5 Порядка N 200 предписывает осуществлять учет затрат, связанный с его выполнением, отдельно по каждому виду продукции.

Пунктом 4 Правил N 47 установлено, что финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами, исчисленными согласно п. 3 настоящих Правил.

В свою очередь, согласно п. 3 Правил N 47 фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке:

прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;*(1)

накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией;

коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иной продукции, выпускаемой организацией. Производственная себестоимость включает в себя прямые затраты и накладные расходы.

Полагаем, для торговой организации в прямые затраты включается фактическая себестоимость товаров, сформированная на счете 41 “Товары” (п.п. 2, 5, 6, 13 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – План счетов)). Исходя из Плана счетов накладные и коммерческие расходы торговой организации представляют собой издержки обращения, то есть расходы, отраженные на счете 44 “Расходы на продажу”.

При этом исполнителю необходимо учитывать состав и содержание возможных статей затрат, формирующих полную себестоимость поставляемой по контракту продукции оборонного назначения, расшифровка которых приведена в Порядке N 200.

Информация о доходах и расходах от реализации товаров, в том числе по гособоронзаказу, обобщается исполнителем на счете 90 “Продажи”. Планом счетов предусмотрено, что аналитический учет по счету 90 “Продажи” ведется по каждому виду проданных товаров (продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др.). Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Как указано выше, фактические затраты по гособоронзаказу группируются исполнителем в регистрах аналитического учета (п. 3 Правил N 47). При этом для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому гособоронзаказу исполнителю целесообразно ввести дополнительные субсчета, в частности, к счету 44, например:

субсчет 1 “Расходы на продажу товаров в рамках гособоронзаказа 1”;

субсчет 2 “Расходы на продажу товаров в рамках гособоронзаказа 2”;

субсчет 3 “Расходы на продажу товаров прочим покупателям”.

Кроме того, исполнитель может ввести дополнительные субсчета к счету учета продаж, например:

90-1-1 “Выручка по гособоронзаказу 1”;

90-1-2 “Выручка по гособоронзаказу 2”;

90-1-3 “Выручка от прочих операций”;

90-2-1 “Фактические затраты по гособоронзаказу 1”;

90-2-2 “Фактические затраты по гособоронзаказу 2”;

90-2-3 “Себестоимость прочих продаж”

Таким образом, в общем виде проводки у исполнителя в рамках выполнения гособоронзаказа 1 могут выглядеть следующим образом (для упрощения примера НДС не учитываем):

Читайте также:  Закон о смене резины на зимнюю 2020

Дебет 51, субсчет “Отдельный счет, открытый по Закону N 275-ФЗ” Кредит 62
– поступила предоплата по контракту;

Дебет 62 Кредит 90-1-1
– произведена поставка товара по контракту 1 по договорной цене;

Дебет 90-2-1 Кредит 41
– списана себестоимость поставленного товара;

Дебет 90-2-1 Кредит 44-1
– списаны расходы на продажу товаров по контракту 1;

Дебет 51, субсчет “Отдельный счет, открытый по Закону N 275-ФЗ” Кредит 62
– произведен окончательный расчет по контракту 1.

Сальдо между субсчетами 90-1-1 и 90-2-1 (на условиях примера) образуют финансовый результат по конкретному гособоронзаказу.

Что касается бухгалтерской отчетности, то финансовые результаты деятельности организации за отчетный период характеризует Отчет о финансовых результатах (далее – Отчет) (п. 21 ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” (далее – ПБУ 4/99)).

Доходы и расходы организации отражаются в Отчете с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие (п. 22 ПБУ 4/99). Более детальная конкретизация доходов и расходов производится исходя из уровня их существенности. Те показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы показывать их в отдельной строке Отчета, могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к нему (п. 2 Примечаний к Приложению 1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее – Приказ N 66н).

Существенные показатели Отчета должны быть отражены обособленно. Для этого Отчет необходимо дополнить новыми строками. Уровень существенности каждая организация устанавливает самостоятельно, отразив соответствующие условия в учетной политике.

Отметим, что независимо от установленного уровня существенности при осуществлении нескольких видов деятельности выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов в общем объеме доходов организации за отчетный период, должны показываться в Отчете по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99). В этом случае в Отчете заполняется и соответствующая каждому виду дохода часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Налоговый учет

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

На основании данных налогового учета не определяется правильность формирования себестоимости работ, выполняемых по гособоронзаказу. Поэтому, на наш взгляд, положения Правил N 47 и Порядка N 200 применяются только для целей бухгалтерского учета затрат на выполнение работ и определения финансового результата по государственному заказу. Косвенно данную позицию подтверждает, например, письмо Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646. Из анализа решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2012 N А60-39850/2012 также можно сделать вывод, что налоговый орган и суд посчитали, что Порядок N 200 и Правила N 47 регулируют порядок учета затрат в бухгалтерском учете. В налоговом же учете должны применяться нормы НК РФ. В постановлении ФАС Московского округа от 21.05.2014 N Ф05-3987/14 по делу N А40-49533/2013 указано, что, увеличив стоимость продукции, исполнитель гособоронзаказа нарушил нормы НК РФ только в части документальной подтвержденности затрат.

Положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) при поставке продукции по гособоронзаказу. Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Под продукцией в целях Закона N 275-ФЗ понимаются товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу (ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу

Закупки в рамках государственного оборонного заказа – один из надежных и доступных способов загрузить работой предприятия из разных сфер деятельности. Главная цель их проведения – удовлетворение нужд и потребностей Министерства обороны, других ведомств и государственных корпораций, обеспечивающих обороноспособность страны. Раздельный учет по гособоронзаказу – обязательное условие участия в реализации федеральной программы с финансированием из бюджета.

Определение и правовая база

Гособоронзаказ (другие названия – ГОЗ, государственный оборонный заказ) – это закупки продукции, поставляемой для нужд Министерства обороны, других профильных федеральных ведомств и государственных корпораций, отвечающих за обороноспособность России. Речь идет не только об оружии или военной технике, но и большом количестве товаров (продукты питания, обмундирование и т.д.), строительных и ремонтных работах или оказании различных услуг.

Заказчиком ГОЗ выступает Минобороны, другие федеральные ведомства и госкорпорации («Росатом» или «Роскосмос»). Гособоронзаказ финансируется из федерального бюджета, что становится для поставщиков ключевым аргументом для участия в подобных закупках.

Деятельность по организации и реализации ГОЗ регламентируется базовым Федеральным законом – №275-ФЗ, принятым 29.12.2012 года. Положения документа дополняются многочисленными нормативно-правовыми актами, разработанными Правительством РФ, Минфином, ФАС, ЦБ РФ и другими органами государственного управления.

Право принимать участие в поставках продукции в рамках гособоронзаказа получают юрлица после заключения с заказчиком государственного контракта. №275-ФЗ вводит понятие «исполнитель ГОЗ», под которым понимается юрлицо, созданное или привлеченное головным поставщиком продукции в рамках кооперации. Обязательные условия участия в реализации гособоронзаказа:

  • определение полного состава исполнителей ГОЗ;
  • обоснование привлечения каждого;
  • выбор уполномоченного банка для банковского сопровождения деятельности;
  • ведение раздельного учета и работа со спецсчетом по гособоронзаказу;
  • предоставление госзаказчику возможности контролировать исполнение поставки и ценообразование товара, услуги или работы.

Заказчик имеет право затребовать любую перечисленную информацию. Срок ее предоставления исполнителем – не более 5 суток.

Банковское сопровождение деятельности в рамках гособоронзаказа

Обязательное условие участия в поставках продукции для нужд обороноспособности страны – открытие специального отдельного счета по гособоронзаказу, который используется исключительно в рамках исполнения конкретного государственного контракта. При заключении нескольких договоров для каждого из них открывается отдельный счет.

Его наличие гарантирует возможность оперативного и четкого отслеживания расходования денежных средств, полученных из федерального бюджета в рамках ГОЗ. Допускается пополнение счета собственными средствами. В этом случае разрешается их последующая компенсация из ресурсов целевого финансирования.

Функции контроля над расходованием средств, выделенных на исполнение гособоронзаказа, возложена на уполномоченный банк. При нарушении установленных правил он имеет право приостановить операции по счету.

Читайте также:  Как не платить коммуналку законно

Определение и правила организации раздельного учета

Раздельный учет финансовой хозяйственной деятельности по гособоронзаказу – это комплекс мероприятий по расходованию и отражению в бухгалтерии движения денежных средств, выделенных в рамках конкретного государственного контракта. Главные особенности работы бухгалтера в этом случае состоят в следующем:

  • обязательное подтверждение и обоснование каждой финансовой операции по счету;
  • разработка и подробное описание правил и способов учета во внутренней документации предприятия;
  • важный нюанс – законодательство не регламентирует эту деятельность, отдавая ее на откуп хозяйствующему субъекту.

Стандартная последовательность действий по организации раздельного учета затрат и формирования результатов в рамках гособоронзаказа:

  • выбор способа учета расходов;
  • разработка правил калькулирования себестоимости поставляемой продукции;
  • определение методики распределения затрат на каждый из заключенных государственных контрактов и т.д.

Обязательным требованием к ведению раздельного учета по ГОЗ выступает наличие на любом из оформленных бухгалтерских документов ИГК – идентификатора государственного контракта. Важное значение для правильной работы бухгалтерии имеет грамотный выбор программного обеспечения – желательно, специализированного. Чаще всего осуществляется ведение раздельного бухгалтерского и налогового учета по гособоронзаказу в 1С.

Отчетность в рамках исполнения ГОЗ

Еще одно обязательное требование к исполнителям ГОЗ – регулярное оформление отчетности. Она обязательная для предприятий, в которых работают представительства Министерства обороны. Остальные участники гособоронзаказа отчитываются о финансовых результатах раздельного учета затрат по гособоронзаказу по запросу государственного заказчика.

Название документа – отчет об исполнении госконтракта. Его форма регламентирована >ПП №47, подписанного руководителем Правительства РФ 19.01.1998 года. Срок подачи отчета – до 10 числа месяца, который наступает за отчетным.

Основные требования к оформлению документа:

  • составление отчета отдельно по каждому госконтракту;
  • расчеты проводятся с нарастающим итогом, начиная с даты заключения контракта до момента составления документа;
  • в отчете отражаются все операции, совершенные по специальному счету;
  • необходимость оформления документа сохраняется до полного исполнения контракта;
  • цифры в отчете указываются до копеек, процентные показатели – с точностью до десятых долей.

Компания «БАЛИОТ» предлагает бухгалтерские услуги по ведению раздельного учета по гособоронзаказу. Работы выполняются профессиональными бухгалтерами с большим опытом и доскональным знанием особенностей бухучета подобной деятельности. Важный дополнительный плюс – доступная цена услуг в сочетании с предоставлением персональных бонусов и скидок.

Раздельный учет по гособоронзаказу

Одним из условий получения государственной субсидии, участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

Беда в том, что:
во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.);
во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от уголовной ответственности.

НарушениеСанкции
Гособоронзаказ (ГОЗ)
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ.Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией).Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %)Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).

Сходства и отличия раздельного учета при банковском и при казначейском сопровождении ГОЗ в 2020 году.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Каким образом организовать раздельный учет – каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету.

Итак, с чего начать постановку раздельного учета.

Во-первых, определиться с раздельный учетом ресурсов: производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п.
Выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, например:

    – по объектам учета затрат и калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный);
    – по полноте учитываемых затрат (калькулирование полной, неполной или сокращенной себестоимости);
    – по способам сбора информации и контроля за затратами (нормативный метод, метод суммирования фактических затрат, коэффициентный и т.д.).

Решить, как оценивать готовую продукцию, незавершенное производство. Как распределять накладные расходы. Как включать в себестоимость затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты и т.д. Выбрать объект калькулирования (отдельный контракт, заказ, изделие, партия, этап выполнения работ, вид выполняемых работ (услуг).

Исполнители ГОЗ применяют правила раздельного учета:
– при банковском сопровождении Постановление от 19 января 1998 г. N 47;
– при казначейском сопровождении:
2019 год – Приказ Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н.
2020 год – Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2019г. №255н.

Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту, соглашению, договору.

В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Номенклатура затрат на создание продукции ГОЗ приведена в Приказе Минпромторга от 08.02.2019 г. N 334 (применяется к договорам, заключенным после 29 апреля 2019 г.), или Приказе Минпромэнерго РФ от 23.08.20016 г. № 200 (по ранее заключенным договорам).

Затраты на продукцию, поставляемую государственному заказчику должны быть оправданы. При проверке возникнет множество вопросов. Почему провели закупку у единственного поставщика? Вы уверены, что цена не завышена? О том, как обосновать затраты, можно прочитать здесь.

В-четвертых, спланировать направления расходования средств (составить плановую калькуляцию затрат, оценить величину прибыли).

Исполнители ГОЗ руководствуются Постановлением от 02.12.2017г. N1465. В котором:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен;
2. Методы определения цен на продукцию;
3. Порядок и условия применения видов цен;
4. Список обосновывающих затраты документов;
5. Порядок определения рентабельности (прибыли).

В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета ресурсов. На текущий момент, в самых распространенных программах фирмы 1С – «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» – не предусмотрена сквозная аналитика по счетам учета материально-производственных запасов, внеоборотных активов, счетам учета товаров, продукции, денежных средств, счетам взаиморасчетов с контрагентами и другим счетам бухгалтерского учета.
Можно провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер заказа (либо идентификатор государственного контракта), субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д. Можно задействовать такие справочники, как:
– Номенклатурные группы
– Склады
– Расходы будущих периодов
– Основные средства
Для учета взаиморасчетов с контрагентами использовать реквизит субконто «Договоры контрагентов». Самое сложное – собрать данные в отчет об исполнении государственного контракта.

Организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ (военная приемка), предоставляют отчет об исполнении государственного контракта в виде электронного документа ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (правила в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554, формат в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670, сроки в Приказе МО РФ от 21.11.2019 г. № 686). Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны на бумажном носителе. Запрос считается полученным по истечении 10 дней с даты его направления в адрес, указанный в ЕГРЮЛ.

Скачать форму отчета об исполнении государственного контракта.

Возможность автоматического формирования и выгрузки отчета реализована:
– 1С:ERP Управление предприятием
– 1С:Комплексная автоматизация 2
Ручное заполнение отчетной формы с выгрузкой в формате МО РФ:
– 1С:Управление производственным предприятием 1.3
– 1С:Комплексная автоматизация 1.0
– 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0
– 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1.0 и 2.0

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика поможет подтвердить не только сам факт раздельного учета, но и корректность целевого использования бюджетных средств.

И главное, раздельный учет должен быть не только «на бумаге», но и реальный: на складе, в производстве и т.д. Раздельный учет должен позволять, в случае необходимости, определить кто именно изготовил комплектующие (какая партия), где хранились комплектующие до их передачи в производство. То есть надо обеспечить специальную маркировку сырья, материалов, ПКИ. Алгоритм ГОЗ здесь

Как это ни странно, опытные главные бухгалтера, имеющие свой собственный взгляд на бух. учет, в ходе проверки ГОЗ бывают сильно удивлены. Казалось, сделали раздельный учет «как надо», а в результате получили постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с резолюцией: «Анализ предоставленных документов показал, что ООО не ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Постановлением №47 от 19.01.1998». Происходит это потому, что в гособоронзаказе раздельный учет – это своего рода ритуал. Раздельный учет не просто должен быть, это должен быть учет, при котором соблюдены определенные процедуры, «танцы с бубном», касающиеся:
– ведения раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
– формулировок в учетной политике;
– состава и требований к оформлению первичных документов и документооборота;
– составления плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
– обоснования (нормирования) затрат;
– распределения накладных и коммерческих расходов;
– нормативов прибыли (рентабельности);
отчета об исполнении государственного контракта;
– подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

Хорошо создавать раздельный учет ГОЗ предварительно проконсультировавшись со специалистом. Объем работы большой. Лучше сразу понимать, куда именно и как прикладывать усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь.

К участникам закупок ГОЗ, осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляется требование о предоставлении справки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (Постановление от 18.07.2019 N 932).

Типичные ошибки и неточности в учетной политике и раздельном учете ГОС и ГОЗ 2020.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Сопровождение ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

НТЦ АПБ info@apbhelp.ru,+7 911 006 72 37.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Как обосновать затраты на материалы, комплектующие изделия, услуги здесь.
Как обосновать трудоемкость здесь
Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :”Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?” здесь
Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников здесь
Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещенияможно узнать здесь .

Термины и определения ГОЗ. Общие положения здесь.

Термины и определения ГОЗ. Ценообразование здесь.

Термины и определения ГОЗ. Раздельный учет здесь.

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь . &nbsp &nbsp Прочтите, отвлекитесь. Обещаем, будет полезно.

Аудируемость данных раздельного учета по контрактам в сфере ГОЗ

Текст: А.В. Яковлев, Фирма “1С”

Ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам государственного оборонного заказа призвано обеспечить получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ.

Исполнители гособоронзаказа должны быть готовы подтвердить факт ведения раздельного учета по контрактам ГОЗ и достоверность данных, отраженных в отчетности.

Раздельный учет как система экономического мониторинга хозяйственной деятельности организации реализуется посредством механизмов бухгалтерского учета и обеспечивает:

■ полноту учитываемых хозяйственных операций;

■ достоверность отражаемых фактов хозяйственной жизни;

■ обоснованность использованных стоимостных оценок.

Регистрируя факты хозяйственной жизни, бухгалтерский учет формирует информацию о непрерывном движении ресурсов и хозяйственных процессов. Анализ фактов хозяйственной жизни организации реализуется посредством применения сквозных аналитических разрезов. Использование сквозной аналитики позволяет реализовать в учете принцип связности операций и обособить разнородные по своему экономическому содержанию хозяйственные операции, направленные на реализацию выделенных в учете направлений деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2018 г. №543 каждый контракт ГОЗ можно рассматривать как отдельное направление деятельности.

Обеспечение раздельного учета хозяйственной деятельности достигается комплексом организационно-информационных мероприятий, осуществляемых в целом по организации. Правила ведения раздельного учета закрепляются в учетной политике организации, в ней необходимо описать:

■ объекты обособленного учета;

■ состав обособляемых ресурсов;

■ состав и формы первичных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной деятельности;

■ регламент отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете с использованием сквозной аналитики по контрактам ГОЗ и иным направлениям деятельности;

■ ведение партионного учета материальных ресурсов и соответствующий ему способ оценки материально-производственных запасов;

■ порядок учета трудозатрат и их стоимостную оценку;

■ базы распределения накладных расходов;

■ регистры аналитического учета.

Достоверность представленной в отчетности информации проверяется раскрытием данных до списка хозяйственных операций, выполненных в ходе производства и реализации продукции контракта. При ведении учетных действий по контрактам ГОЗ для обоснования производственных затрат и расходов контракта целесообразно рассматривать три аспекта:

содержательный – необходимость данного вида производственных затрат для выпуска продукции контракта и иных конкретных расходов для полноценного выполнения контракта;

нормативный – соответствие фактически потребленного количества в натуральных измерителях принятым технологическим нормам;

стоимостной – обоснование стоимости использованных ресурсов.

Состав хозяйственных операций при изготовлении продукции контракта определяется выбранными организацией способами подготовки, обеспечения и выполнения производственных процессов. Использование комплексной информационной системы позволяет рассматривать все указанные процессы во взаимосвязи и в привязке к зонам ответственности конкретных исполнителей.

В документах первичного учета по хозяйственной операции фиксируются:

■ физически определяемые (измеримые) параметры:

○ дата, время и место исполнения хозяйственной операции;

○ исполнители (ответственные лица из числа сотрудников предприятия);

○ вид произошедшего события или действия;

○ задействованные объекты учета;

○ количественные параметры исполнения и т.д.

■ аналитика, раскрывающая цель выполнения операции:

○ формирование полной стоимости приобретения конкретного материала;

○ резервирование ресурсов под контракт или направление деятельности;

○ обеспечение потребностей конкретного производственного заказа и т.д.

Все перечисленные выше параметры известны исполнителям на момент оформления первичного документа, иначе выполнение хозяйственной операции было бы просто невозможно. Нормативы в натуральных показателях выступают ориентиром для определения количественных параметров выполняемых операций. При этом всегда следует учитывать возможность отклонений. Природа возникновения отклонений может быть различной: несовершенство нормативной базы, износ оборудования, квалификация персонала и т.д. Анализ таких отклонений позволяет определить скрытые резервы для повышения эффективности производства. С точки зрения контрольных мероприятий сравнение плановых и фактических значений количественных параметров операций позволяет придерживаться при изготовлении продукции нормативного потребления материальных и трудовых ресурсов.

Раздельный учет по контрактам ГОЗ, так же как и бухгалтерский учет, оперирует стоимостными оценками хозяйственной деятельности организации. Появление учетных данных о фактах хозяйственной жизни организации происходит в два шага:

■ оформление первичных документов, подтверждающих хозяйственную операцию;

■ формирование суммовой оценки хозяйственной операции, посредством которой анализируется ее влияние на состояние активов организации.

В себестоимость продукции контрактов включается стоимость фактически потребленных ресурсов. Такие ресурсы полностью утратили возможность альтернативного использования и стали неделимой частью продукции. Для обоснования фактической себестоимости продукции контрактов ГОЗ важны правила определения следующих составляющих себестоимости:

материальные ресурсы и нормируемые подрядные работы:

○ фактическое безвозвратное потребление данного вида ресурсов регистрируется в ходе производственных процессов;

○ стоимость потребленных ресурсов подтверждается данными партионного учета по документам приобретения, изготовления или актирования;

трудовые ресурсы:

○ потребление трудовых ресурсов отражают выполненные наряды, фиксирующие выработку конкретных исполнителей по видам работ (при необходимости – по технологическим операциям);

○ стоимость трудозатрат, относимая на контракт ГОЗ, определяется по доле начисленной исполнителям зарплаты, приходящейся на выполненный наряд;

обеспечение в виде накладных расходов:

○ доля относимых на контракт общепроизводственных затрат показывает стоимость обеспечения производственного процесса в задействованных для выпуска продукции контракта цехах предприятия;

○ сумма относимых в состав производственной себестоимости продукции контракта ГОЗ накладных расходов определяется принятым алгоритмом распределения.

Контроль физически обособленного движения партий материальных ценностей (при хранении на складе, передаче в производство, обработке) обеспечивается серийным учетом. Каждая партия в учете отражается как отдельная серия, наделенная своими количественными, качественными и стоимостными характеристиками. Все единицы в рамках партии имеют одну стоимость, заданную партиеобразующим документом. Партиеобразующим документом признается первичный документ хозяйственной операции, в результате которой в учете организации появляется новое количество материальных ценностей. Такими документами являются:

■ для материалов – документы поступления при закупках;

■ для полуфабрикатов и продукции – документы выпуска.

Серийный учет представляет самую наглядную форму партионного учета материальных ресурсов: при выполнении хозяйственных операций обособлено количество, в учете всегда известна зафиксированная стоимость партии. На практике для большинства используемых материалов серийный учет оказывается избыточным. При этом задача подтверждения стоимости материальных ресурсов, вошедшей в себестоимость продукции контракта, сохраняется. В данном случае учет ведется по уникальным номенклатурным позициям (номенклатура, номенклатура + характеристика). Операции хранения, перемещения, передачи и потребления материальных ресурсов выполняются исходя из общего доступного количества номенклатуры.

При отсутствии физического выделения партий материальных ценностей применяется схема финансового партионного учета. Она, так же как и серийный учет, основана на регистрации первичной стоимости материальных ресурсов партиеобразующими документами. Каждый партиеобразующий документ для целей стоимостной оценки операций преобразования активов создает в учете финансовую партию. В дальнейшем по выбранному алгоритму дается стоимостная оценка хозяйственных операций с материальными ценностями.

В качестве указанного алгоритма для целей раздельного учета по контрактам ГОЗ целесообразно выбрать метод ФИФО. С точки зрения достоверности оценки текущих оборотных активов и расчета показателей платежеспособности организации метод ФИФО – лучшим вариант оценки запасов.

Применительно к исполнению ГОЗ партионный учет с использованием метода ФИФО обеспечивает :

■ однозначное и не перекрывающееся раскрытие стоимости потребленных материальных ресурсов до партиеобразующих документов (первичных документов с ценой приобретения материалов);

■ сохранение стоимости материалов, закупленных или зарезервированных под контракт, вне зависимости от времени их фактического потребления при выпуске продукции контракта;

■ снижение влияния на себестоимость продукции контрактов инфляционных повышений стоимости новых материальных ресурсов.

Отдельного внимания заслуживают материальные ресурсы, для обозначения которых используется термин “изделия собственного изготовления”. Например, ориентируясь на перспективные контракты, предприятия создают производственные заделы под их выполнение в виде деталей и полуфабрикатов. Стоимостная оценка таких материальных ресурсов определяется их производственной себестоимостью. Через применение единых для всех направлений деятельности (а не только контрактов ГОЗ!) правил оценки затрат себестоимость любого изготовленного изделия должна раскрываться до исходных затрат. Это обеспечивает использование изделий собственного изготовления в контрактах ГОЗ без потери обоснованности производственной себестоимости конечной продукции контрактов ГОЗ.

Заработная плата основных исполнителей – один из наиболее сложных в обосновании видов производственных затрат. Необходимо вести учет выработки сотрудников, задействованных в обособленных под контракт производственных процессах, направленных на изготовление продукции контракта и ее комплектующих, в обособленном выполнении работ контракта. Участие конкретных сотрудников в выполнении контракта фиксируется исполненными нарядами (по видам работ и/или по отдельным технологическим операциям). Наряды регистрируют параметры фактического выполнения, которые могут отличаться от нормативных значений. Это позволяет в дальнейшем провести план-фактный анализ технологических нормативов и в случае необходимости внести в них изменения, совершенствуя нормативную базу. Или приложить усилия для соблюдения нормативов.

Также в процессе производства может быть расширен состав выполняемых технологических операций и работ. Причины тому могут быть самые разнообразные: дополнительная обработка из-за отклонений в характеристиках используемых материалов, ликвидация исправимого брака и т.д. Каждый из дополнительных видов работ требует оправдательной оценки для включения его стоимости в себестоимость продукции. Организация должна обеспечить регистрацию фактической выработки сотрудников вне зависимости от используемой системы оплаты труда. Только через анализ содержания и количественных показателей выполненных работ можно оценить правомерность отнесения заработной платы основных исполнителей на контракт ГОЗ.

Применяемая на предприятии система нормирования может охватывать не только материальные и трудовые ресурсы, непосредственно потребляемые в процессе выпуска продукции. По экономическому содержанию в роли объектов нормирования при выпуске конкретных видов продукции могут выступать:

■ расход энергоресурсов, включая топливо;

■ потребление расходных и вспомогательных материалов;

■ затраты на подготовку производства;

■ использование специального оборудования и спецоснастки;

■ специальные затраты и т.д.

Перечисленные виды производственных затрат для выпуска продукции конкретного контракта могут носить как разовый, так и регулярный характер. Необходимость таких производственных затрат определяется технологической документацией, требованиями испытаний и т.д. Возможность нормирования определяется не только рассчитанной потребностью в определенном виде ресурса, но и наличием в распоряжении предприятия средств инструментального контроля их потребления.

Общепроизводственные затраты отражают стоимость обеспечения функционирования производственных подразделений и включаются в производственную себестоимость продукции. Включение общепроизводственных затрат в производственную себестоимость изделий подчеркивает необходимость и равноправие всех видов ресурсов (включая организационный ресурс на уровне подразделения) для обеспечения выпуска продукции. Место возникновения и признания общепроизводственных затрат – подразделения основного и вспомогательного производств. В изготовлении конкретных видов продукции задействован конечный состав производственных подразделений.

Обоснованным стоит признать включение в себестоимость изделий:

■ общепроизводственных затрат подразделений основного и/или вспомогательного производства, которые непосредственно были задействованы в изготовлении изделий;

■ затрат подразделений вспомогательного производства, которые обеспечили сопровождение процесса изготовления изделий.

Такой подход действует для всех изделий (ГОЗ и коммерческие заказы) и создает условия для проведения анализа эффективности работы каждого подразделения и его вклада в себестоимость выпускаемой продукции. Он становится побуждающим мотивом для целенаправленного повышения нагрузки на слабо использующиеся производственные мощности, в том числе и в целях развития выпуска продукции гражданского назначения. Чем больше объем производства, тем меньшая доля условно постоянных общепроизводственных затрат будет включаться в производственную себестоимость конкретного изделия при выпуске продукции ГОЗ. Отнесенную на контракт ГОЗ сумму общепроизводственных затрат можно считать стоимостью ресурсов, предоставленных организацией для обеспечения выполнения производственных процессов контракта.

Общехозяйственные затраты отражают стоимость обеспечения функционирования организации в целом, выполнения управленческих процессов. В рамках экономического анализа общехозяйственные затраты классифицируют как условно постоянные расходы организации. Как правило, их размер имеет слабую корреляцию с объемами производства и продаж.

Как постоянные расходы общехозяйственные затраты относятся к внепроизводственным расходам, и их покрытие обеспечивается всеми доходными направлениями деятельности организации. Отнесение признанных в учете общехозяйственных затрат на финансовый результат организации обеспечивает применение метода “дайрект-костинг”. Отделение общехозяйственных затрат от производственной себестоимости выпускаемых изделий позволяет рассматривать их как самостоятельный объект оптимизации расходов организации с выделением отдельных зон ответственности. В настоящее время предприятия ОПК часто включают общехозяйственные затраты в производственную себестоимость изделий, ограничивая наглядность данных для финансового анализа.

При определении финансового результата по контракту ГОЗ также учитываются непроизводственные расходы, относимые непосредственно на финансовый результат контракта. Их принадлежность к исполнению конкретного контракта ГОЗ должна быть подтверждена на момент первичной регистрации хозяйственных операций и основана на предварительно установленных условиях исполнения контракта. Например, основанием для начисления процентов служит кредитный договор по контракту с уполномоченным банком.

Заключение

Ведение раздельного учета может дать существенные выгоды организациям-исполнителям ГОЗ, поскольку позволяет на всех этапах производства контролировать ход выполнения контракта, диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать.

Требования по ведению раздельного учета не будут казаться трудоемкими в исполнении, если на предприятии действует современная комплексная информационная система. Функциональность программного продукта “1С:ERP Управление предприятием” обеспечивает полноценное ведение раздельного учета и автоматическое заполнение отчетности по исполнению контрактов ГОЗ.

Литература:

  1. Яковлев А.В. Гособоронзаказ: концепция раздельного учета по контрактам. 2018.
  2. Яковлев А.В. Практикум по подготовке отчетности исполнения контрактов гособоронзаказа. 2018.

©”Новый оборонный заказ. Стратегии”
№ 3 (56) 2019г. , Санкт-Петербург

Добавить комментарий