Какие задачи определяет закон о гражданской обороне

Гражданская оборона. Основные задачи. История.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

– защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

– координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

– повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

– поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

– специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

– накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

– обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

– эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

– организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

– обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

– Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

– В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

– В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

– Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

– В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Цели и задачи гражданской обороны. Федеральный закон “О гражданской обороне”

Гражданская оборона – это понятие, которое изучается еще за школьной партой. Следует отметить то, что оно имеет немаловажное значение в жизни любой страны, в том числе и России. Именно поэтому рассмотрим далее более детально основные положения понятия гражданской обороны и защиты населения, а также главные задачи и цели реализации ее на практике.

Общее понятие

Говоря о задачах гражданской обороны, следует понимать то, что именно означает данное понятие.

Гражданской самообороной называется определенный комплекс мероприятий, которые направлены на осуществление защиты различных ценностей на территории России от опасностей, которые могут им угрожать. Что касается опасностей, то к числу таковых могут относиться военные действия или их определенные последствия. Если говорить о ценностях, то к ним относятся материальные или культурные блага, а также население определенного региона или всего государства в целом.

Процесс начала ведения гражданской обороны определяется тем моментом, когда на определенной территории объявлена война или фактическое начало действий боевого характера.

Правовое регулирование

Правовое регулирование вех вопросов, связанных с проведением гражданской обороны, осуществляется положениями, представленными в содержании ФЗ “О гражданской обороне”. Он был принят в 1998 году, а последние изменения были внесены в 2015 году.

Кроме указанного выше закона, регулирование вопросов, связанных с осуществлением гражданской обороны, осуществляется на основании Конституции государства, в которой закреплены основные положения о рассматриваемом типе обороны, которые также имеются в тексте ФЗ “О гражданской обороне”.

Кроме всех вышеперечисленных актов, в регулировании данной сферы существенное значение имеют определенные постановления Правительства РФ различные указы президента РФ, содержание которых так или иначе закрепляет порядок проведения гражданской защиты, ее определенные задачи и тому подобное. Из числа аналогичных нормативных актов отдельное внимание следует уделять также приказам, распоряжениям и постановлениям, изданным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны.

В числе источников, с помощью которых осуществляется регулирование гражданской обороны в Российской Федерации, числятся и акты, принятые иностранными государствами в рамках международного права. Следует отметить то, что из числа таковых значение в российском законодательстве имеют лишь те, которые был ратифицированы РФ.

Основные цели

Говоря об основных целях гражданской обороны, следует понимать, что под данным понятием фигурируют определенные идеи, достижение которых преследуется путем осуществления определенных мер по обороне населения и ценностей государства.

Одной из основных целей данного вида деятельности государства и его органов является обеспечение надлежащей защиты населения от различных нападений со стороны иностранных государств и отдельных формирований. Чтобы достигнуть такой цели, на территории как всего государства в целом, так и отдельных районов должно быть оборудовано необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны, в которых обязательно должно быть обеспечено наличие надлежащего количества провизии, медикаментов и средств защиты на случай опасных действий.

Что касается второй цели, которую преследует ГО, то она заключается в существенном повышении состояния устойчивости хозяйственных объектов, а также различных отраслей народного хозяйства в отдельности. Для достижения такой цели производится определенный комплекс мер, которые направлены на всестороннюю защиту сотрудников органов внутренних дел, а также обеспечение нормального функционирования организаций и учреждений государственного типа. Для этого в нормальном состоянии постоянно должны поддерживаться пункты управления, а также системы и средства связи, которые производят оповещения сигналов гражданской обороны. Кроме того, для обеспечения такой цели на постоянной основе должны совершаться мероприятия по подготовке объектов ОВД, а также их светомаскировке. Также во всех организациях и учреждения необходимо регулярное проведение инструктажей по гражданской обороне.

Еще одно направление цели гражданской обороны – это осуществление спасательных и аварийно-спасательных работ, а также других неотложных дел аналогичного типа. Чтобы данная цель была надлежащим образом обеспечена, на региональном и общегосударственном уровнях должны проводиться проверки готовности органов, которые призваны вести профессиональную борьбу с проблемами такого рода. В ходе их осуществления должна быть установлена степень готовности к использованию оборудования и инвентаря, необходимого для устранения опасности.

Основные задачи

Что касается основных задач гражданской обороны, то их перечень довольно велик. Следует отметить то, что их исполнение необходимо для того, чтобы в надлежащей мере осуществить поставленные цели. Весь их перечень представлен в содержании закона “О гражданской обороне”.

К числу основных задач гражданской обороны относится подготовка населения к различным мероприятиям, а также к защите. В рамках осуществления непосредственной обороны населения могут реализовываться задачи по оповещению жителей определенных регионов об опасностях, которые могут возникать в ходе ведения военных противостояний, а также в ходе их последствий. Такие задачи должны быть обеспечены в том случае, если происходит катастрофа техногенного характера или чрезвычайная ситуация, связанная с природными явлениями. В случае катастрофы или при угрозе ее проявления, население должно быть обеспечено всеми средствами защиты, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В том случае, если опасность уже настигла и имеет определенные ярко выраженные негативные последствия, задачей гражданской обороны является проведение спасательных работ, которые, как правило, ведут аварийные бригады МЧС.

К числу основных задач рассматриваемого направления деятельности государства принадлежит обеспечение тех лиц, которые пострадали в результате техногенных катастроф или военных конфликтов всеми средствами, которые могут в какой-либо мере поддержать жизнеобеспечение населения. В том случае, если на определенной территории произошло химическое заражение или какое-либо иное аналогичное явление, одна из задач гражданской обороны в данной ситуации – это выявление и обозначение районов, которые подверглись заражению. После этого должна быть проведена санитарная обработка как самой территории, так и всего населения, проживающего на ней.

В период военного времени к задачам гражданской обороны приписываются определенные меры, которые должны производиться в экстренном порядке. Яркими примерами таковых являются срочные захоронения трупов, восстановление служб коммунального типа, организация бесперебойной работы предприятий и учреждений, деятельность которых необходима для обеспечения необходимых жизненных условий лицам, проживающим на территории ведения конфликтов. К задачам, свойственным гражданской обороне в данный период, также относится обеспечение постоянной боевой готовности военных сил.

Принципы

Существует определенный перечень принципов, в соответствии с которыми осуществляется защита населения и ценностей государства. Следует понимать то, что все действия, которые совершаются для исполнения перечисленных выше задач, являются важными в деятельности любого государства, в том числе и России. Это связано с тем, что все они являются составляющей частью обеспечения безопасности всей страны и оборонного строительства.

Все вопросы гражданской обороны решаются заблаговременно – это еще один принцип рассматриваемого направления деятельности всего государства. Это означает лишь то, что все подготовительные мероприятия, которые обеспечивают исполнение задач обороны, должны осуществляться заблаговременно, то есть задолго до начала возможных конфликтов. Еще в мирное время в государстве должна быть подготовлена военная техника, а также все средства, которые могут понадобиться для защиты населения региона или всей страны от опасностей. Следует отметить, что подготовительные мероприятия должны проводиться не только для возможного отражения военных конфликтов и защиты населения в случае их проведения, но также и на случай техногенной катастрофы или иного происшествия.

И еще один принцип, который касается непосредственно организации гражданской обороны, а также объявления начала ее осуществления. Он провозглашает то, что в отдельной местности станы или во всем государстве в целом ведение обороны должно производиться сразу же после объявления военного или чрезвычайного положения, а также в случае наступления природной или техногенной катастрофы.

Силы обороны

В числе государственных органов имеются определенные структуры, на которые возлагается непосредственное проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, а также защиты культурных и материальных ценностей. Все они подчиняются Министерству по гражданской обороне, которое предписывает основные правила поведения и выдает распоряжения в случае наступления военного положения или техногенной катастрофы.

К числу органов, осуществляющих мероприятия по гражданской обороне, относятся специализированные войска, а также общественные организации, которые возлагают на себя обязанности по обеспечению безопасности. Такие гражданские организации могут быть созданы исключительно по принципу территориального деления. В их ведение предоставляются специальные средства защиты, а также техника и определенное имущество. Но гражданские организации не относятся к группе государственных органов.

Структуру органов, осуществляющих непосредственную оборону, составляют и отдельные формирования. К их числу относятся команды связи, отдельные разведывательные штабы, службы, занимающиеся охраной общественного порядка и безопасности, а также формирования, специализирующиеся на аварийно-технической, медицинской, инженерной, противопожарной, противохимической защите.

Объекты гражданской обороны

Отдельное внимание следует уделить определенным объектам, которые имеют место быть в процессе обеспечения гражданской обороны. К числу таковых относятся те транспортные средства, инструменты, здания, а также противорадиационные укрытия, с помощью которых может быть обеспечена безопасность населения и ценностей. Следует отметить то, что, в соответствии с установленными законом требованиями, все эти объекты постоянно должны поддерживаться в надлежащем, рабочем состоянии и быть готовыми к использованию в любой момент и при любой ситуации.

Рассмотрим основные виды объектов ГО, которые чаще всего встречаются на практике.

Защитные сооружения и укрытия

Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то они должны быть сконструированы в строгом соответствии с заявленными планами. Объем места, рассчитанного в них, должен полностью соответствовать численности населения, проживающего в определенном районе.

Если говорить о классификации сооружений защитного типа, предназначенных для обеспечения гражданской обороны, то они имеют определенную классификацию по видам (в зависимости от того, от какого вида катастроф они предназначены).

На деле такие сооружения могут быть как постоянными, так и мобильными, они могут входить в план определенного здания, а также стоять отдельно.

Большинство постоянных убежищ гражданской обороны рассчитаны на спасение людей в случае техногенной катастрофы. В связи с этим, они имеют определенный уровень защищенности от воздействия радиационных лучей – от первой до четвертой степени. Противорадиационные укрытия также способны защищать людей, находящихся в них, от взрывной волны определенной мощности, а также от осколков боеприпасов.

Пункты управления

Что касается пунктов управления гражданской обороны, то они представляют собой специализированные сооружения, которые находятся в помещении или в транспортном средстве. В некоторых случаях такие пункты представляют собой целые комплексы, в которых деятельность по обеспечению безопасности государства или определенного региона осуществляют специально обученные люди.

Как правило, такие пункты включают в себя наличие определенного типа связи (независящей от общей линии), центр радиопередачи, источники энергетического и водного снабжения, которые работают автономно, а также сооружения для отдыха сотрудников. В том случае, если пункт управления представляет собой крупный объект, то на его крыше может быть оборудована площадка для посадки вертолетов.

Такие пункты управления могут быть мобильными и формироваться на базе определенного вида транспорта. Как правило, в качестве средства передвижения для такой цели выбираются поезда, автобусы или некоторые виды воздушного транспорта.

Станции обеззараживания

Такие образования создаются, как правило, для того, чтобы устранить последствия катастроф, они не относятся к общей структуре убежищ гражданской обороны. Что касается образования таких станций, то они, чаще всего представляют собой мобильные пункты, которые создаются специалистами в области химической, биологической и радиационной защиты в местах, в которых произошло поражение.

В форме объектов данной группы могут быть созданы специализированные станции, представленные в виде обмывочных пунктов, мест обеззараживания одежды, транспортных объектов и т.п.

Все специалисты, которые работают на таких объектах, должны пройти строгий инструктаж по гражданской обороне, а также специализированное обучение. Что касается оборудования, то у местных специалистов в обязательном порядке должны быть противогазы, дезинфицирующие и дегазирующие вещества, индивидуальные противохимические пакеты, а также комплекты, нужные для специализированной обработки технических средств.

Читайте также:  Возврат мебели по закону

Сигналы гражданской обороны

Существует определенный перечень сигналов, которые оглашают наступление опасной ситуации и указывают на необходимость поиска укрытия. Они могут быть разнообразными (в зависимости от различных опасных ситуаций), но население должно быть четко уведомлено о том, какой тип оповещения что обозначает – для этого регулярно проводятся обучения по гражданской обороне. Услышать такие оповещения можно в прямом эфире по радио или телевидению.

В том случае, если сигнал гражданской обороны подается в мирное время, то он обязательно должен начинаться со слов диктора “Внимание всем!”. После этого оповещения производится оглашение опасности, а также требования к принятию мер. Такая же схема применяется и во время обучения по гражданской обороне.

Но если же оповещение производится в военный период, то могут быть использованы различные сигналы из всех имеющихся: “Радиационная опасность”, “Воздушная тревога” (или ее отбой), а также “Химическая тревога”. Связано это с тем, что противник в ходе достижения своей цели может использовать любые средства.

Федеральный закон “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Общие положения закона

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

– обучение населения в области гражданской обороны;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

– определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

– утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

– вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

– утверждает структуру , состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

– осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

– руководит организацией и ведением гражданской обороны;

– издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

– определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

– определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;

– определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

– принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

– разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

– осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

– организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

– в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

– организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

– планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

– планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

– создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

– проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

– проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

– проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

– создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

– обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

– в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

– проходят обучение в области гражданской обороны;

– принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

– оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Гражданская оборона ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
Читайте также:  Период охлаждения в страховании 14 дней закон

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.02.98 N 28-ФЗ “О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ”

12 февраля 1998 года N 28-ФЗ

Принят
Государственной Думой
26 декабря 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
28 января 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба гражданской обороны – служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Президент Российской Федерации:

утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

4. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

5. Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

Читайте также:  Закрытый реестр банковских гарантий

вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

1. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Указанные органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

1. Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Какие задачи определяет закон о гражданской обороне

Перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена мун.служащих

Начало теста:

1 вопрос

Варианты ответов:

  • мобилизация
  • все перечисленное выше
  • территориальная оборона
  • мобилизационная подготовка
  • гражданская оборона

2 вопрос

Варианты ответов:

  • подготовка населения в области гражданской обороны
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
  • немедленное прекращение работы организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
  • непостоянная готовность средств и сил гражданской обороны

3 вопрос

Варианты ответов:

  • все перечисленное выше
  • Законом Российской Федерации «Об обороне»;
  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации «О гражданской обороне»
  • Законом Российской Федерации «О безопасности»

4 вопрос

Варианты ответов:

  • с момента фактического начала военных действий
  • с момента объявления состояния войны
  • все перечисленное выше
  • с введением на территории Российской Федерации военного положения

5 вопрос

Варианты ответов:

  • Председатель Государственной Думы
  • Министр обороны Российской Федерации
  • Президент Российской Федерации
  • Председатель правительства Российской Федерации
  • Министр по делам ГО и ЧС

6 вопрос

Варианты ответов:

  • Председатель Государственной Думы
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Президент Российской Федерации
  • Министр обороны Российской Федерации
  • Министр по делам ГО и ЧС

7 вопрос

Варианты ответов:

  • Министр обороны Российской Федерации
  • Правительство Российской Федерации
  • Федеральное собрание Российской Федерации
  • Министр по делам ГО и ЧС
  • Администрация Президента Российской Федерации

8 вопрос

Варианты ответов:

  • Назначенное должностное лицо
  • Уполномоченный по делам ГО и ЧС организаций
  • Руководитель организации
  • Заместитель по административно-хозяйственной работе
  • Заместитель руководителя организации

9 вопрос

Варианты ответов:

  • первоочередных первой группы
  • первоочередных второй группы
  • общей готовности
  • повседневных

10 вопрос

Варианты ответов:

  • мероприятий общей готовности
  • повседневных мероприятий
  • первоочередных мероприятий второй группы
  • все перечисленное выше
  • первоочередных мероприятий первой группы

Идет подсчет результатов

Выберите, что Вас интересует:

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Попробуйте пройти эти тесты:

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 1 139 124 2 127 593 просмотров – 18 февраля 2019 Пройти тест

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

HTML-кодВсякие Научные Штуки Количество прохождений: 575 493 795 113 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 480 704 974 872 просмотров – 04 августа 2019 Пройти тест

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 423 451 628 467 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Какое имя подходит вам по знаку зодиака

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 284 598 362 016 просмотров – 14 августа 2019 Пройти тест

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 284 670 432 259 просмотров – 10 марта 2019 Пройти тест

Этот тест определит ваш кругозор

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 333 820 521 394 просмотров – 20 июня 2018 Пройти тест

Сумеешь угадать фильм с одного кадра?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 253 110 443 069 просмотров – 15 июня 2018 Пройти тест

У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 255 055 433 610 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Цветовой тест на возраст

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 289 513 423 420 просмотров – 27 августа 2018 Пройти тест

Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 1 193 679 1 398 818 просмотров – 20 февраля 2019 Пройти тест

Главный тест на общие знания: насколько ты умён?

HTML-кодВсякие Научные Штуки Количество прохождений: 415 699 554 358 просмотров – 28 февраля 2019 Пройти тест

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 283 979 430 537 просмотров – 04 марта 2019 Пройти тест

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 511 383 672 372 просмотров – 20 декабря 2016 Пройти тест

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 554 951 854 252 просмотров – 18 августа 2019 Пройти тест

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 239 857 397 690 просмотров – 23 августа 2018 Пройти тест

Удастся ли вам вспомнить, как назывались эти предметы советской мебели без единой ошибки?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 226 192 343 773 просмотров – 19 декабря 2018 Пройти тест

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 614 690 923 221 просмотров – 22 декабря 2016 Пройти тест

Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 255 805 378 048 просмотров – 23 ноября 2018 Пройти тест

Тест на знание популярных пород собак

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 232 589 521 479 просмотров – 21 декабря 2018 Пройти тест

Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook

Популярные тесты

Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 1 139 124 2 127 593 просмотров – 18 февраля 2019 Пройти тест

Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?

HTML-кодВсякие Научные Штуки Количество прохождений: 575 493 795 113 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 480 704 974 872 просмотров – 04 августа 2019 Пройти тест

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 423 451 628 467 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Какое имя подходит вам по знаку зодиака

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 284 598 362 016 просмотров – 14 августа 2019 Пройти тест

Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 284 670 432 259 просмотров – 10 марта 2019 Пройти тест

Этот тест определит ваш кругозор

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 333 820 521 394 просмотров – 20 июня 2018 Пройти тест

Сумеешь угадать фильм с одного кадра?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 253 110 443 069 просмотров – 15 июня 2018 Пройти тест

У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 255 055 433 610 просмотров – 12 февраля 2019 Пройти тест

Цветовой тест на возраст

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 289 513 423 420 просмотров – 27 августа 2018 Пройти тест

Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 1 193 679 1 398 818 просмотров – 20 февраля 2019 Пройти тест

Главный тест на общие знания: насколько ты умён?

HTML-кодВсякие Научные Штуки Количество прохождений: 415 699 554 358 просмотров – 28 февраля 2019 Пройти тест

Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 283 979 430 537 просмотров – 04 марта 2019 Пройти тест

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 511 383 672 372 просмотров – 20 декабря 2016 Пройти тест

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 554 951 854 252 просмотров – 18 августа 2019 Пройти тест

Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 239 857 397 690 просмотров – 23 августа 2018 Пройти тест

Удастся ли вам вспомнить, как назывались эти предметы советской мебели без единой ошибки?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 226 192 343 773 просмотров – 19 декабря 2018 Пройти тест

На какое животное вы похожи, когда злитесь?

HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 614 690 923 221 просмотров – 22 декабря 2016 Пройти тест

Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 255 805 378 048 просмотров – 23 ноября 2018 Пройти тест

Тест на знание популярных пород собак

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 232 589 521 479 просмотров – 21 декабря 2018 Пройти тест

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный (“вирусный”) трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты, вставляйте на свои сайты, делитесь ссылкой в социальных сетях и получайте десятки тысяч пользователей. Создавайте тесты для своих сотрудников, учеников, друзей, посетителей вашего сайта и тд – Все БЕСПЛАТНО!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру – это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Добавить комментарий