Федеральный закон о стратегическом планировании

ФЗ-172 о стратегическом планировании в России: основные моменты и последние правки

Правила оформления нормативных актов, необходимых для развития государства, описаны в Федеральном законе 172-ФЗ о стратегическом планировании в Российской Федерации.

Документ служит для обеспечения взаимодействия органов власти разных уровней между собой и с различного рода организациями. Основным назначением нормативного акта является регулирование правовых норм в части отношений участников процесса.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Описание 172-ФЗ

Первая глава включает информацию о предмете закона, основные понятия, определяет правовые нормы планирования. Во второй указаны полномочия участников процесса.

Статья 7, с которой начинается третья глава, наиболее важна для понимания норм документа и отражает ряд принципов:

  1. Разграничение полномочий участников процесса, позволяющее принимать отдельные решения, ставить цели и задачи.
  2. Обеспечение единых способов организации и функционирования системы, а также отчетности о проведенной работе.
  3. Преемственность и непрерывность, обеспечивающие последовательность разработки и принятия документов с учетом предыдущих решений.
  4. Результативность и эффективность при условии наименьших затрат.
  5. Прозрачность и открытость, которые обязывают официально публиковать все документы, не содержащие государственную или коммерческую тайну.
  6. Реалистичность постановки целей.
  7. Выявление источников ресурсов на этапе планирования.
  8. Оценка с использованием количественных или качественных критериев.
  9. Соответствие выбранных показателей утвержденным задачам.
  10. Выявление приоритетов и целей и их увязывание с государственными программами.

Что такое стратегическое планирование.

Восьмая и девятая статьи определяют задачи процесса, в основе которого лежит координация управления в различных ветвях власти:

  1. На федеральном уровне: Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума, Совет Безопасности, Центральный банк, Счетная палата.
  2. В субъектах: органы исполнительной и законодательной власти, высшее должностное лицо, контрольно-счетный орган.
  3. Органы местного управления и муниципальные организации.

На какие законы опираются упомянутые участники, можно узнать в десятой статье.

В 11,12 и 13 статьях описаны документы, участвующие в процедуре, их регистрация и общественное обсуждение. Порядок процесса, форму и сроки определяют исходя из полномочий органов власти, участвующих в стратегическом планировании.

Заключительной статьей третьей главы гарантируется создание системы информационного обеспечения. Такой инструмент позволяет обрабатывать данные, регистрировать и вести учет документов, формировать реестр на государственном уровне, контролировать реализацию положений закона и необходимые показатели.

Система стратегического планирования.

В четвертой главе отражаются наиболее важные документы, участвующие в стратегическом планировании:

  1. Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию.
  2. Стратегия социально-экономического развития.
  3. Стратегия национальной безопасности.
  4. Стратегия научно-технического развития.

В следующих семи главах описаны акты, которые разрабатываются на всех уровнях:

  1. Стратегия пространственного развития РФ и социально-экономического развития регионов.
  2. Прогноз стратегического, научно-технического развития России и субъектов.
  3. Схема территориального планирования государства.
  4. Государственная программа вооружения.
  5. Бюджетный прогноз.
  6. Различные документы стратегического планирования, принимаемые муниципальными образованиями и необходимые для бюджетного процесса.

Двенадцатая глава отражает задачи мониторинга при стратегическом планировании, а также инструменты для его контроля.

Тринадцатая глава дает информацию о реализации предусмотренных документов на федеральном уровне и на уровне субъектов.

Ответственность, отраженная в следующей главе, наступает при нарушении нормативных актов, включенных в закон, и может носить гражданско-правовой, дисциплинарный и административный характер.

Пятнадцатая глава отменяет действие 115-ФЗ и описывает заключительные положения, касающиеся сроков разработки необходимых документов.

Последние изменения 172-ФЗ о стратегическом планировании

Поправки приняты 31.12.2017 и коснулись статьи 38, отражающей информацию о схемах территориального планирования, которые основываются на:

  • разработанных стратегиях субъектов и макрорегионов;
  • документах отраслевого назначения.

Обязательным требованием реализации статьи является учет положений Градостроительного кодекса и схем территориального планирования РФ.

Скачать

В целях детального ознакомления с законом рекомендуется скачать последнюю версию с изменениями и дополнениями.

Закон о стратегическом планировании в новой редакции

Политика государственного развития во всех сферах определяется соответствующими стратегическими документами, которые предусматривают ряд целей и методов их достижения. Порядок оформления данных актов и особенности их внедрения на федеральном и локальном уровне устанавливается законом № 172-ФЗ “О стратегическом планировании”.

Описание 172 ФЗ

Федеральный закон № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 июня того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 28 июля 2014 года.

ФЗ-172 состоит из 47 статей и 15 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия закона и общие положения;
  • Глава 2 устанавливает компетенции государственных органов власти российской Федерации, её субъектов и учреждений самоуправления местного масштаба;
  • Глава 3 предусматривает ключевые принципы системы стратегического планирования, включая принципы, задачи, участников и их полномочия, а также документацию и основы по работе с ней;
  • Глава 4 определяет федеральные документы по установке целей для ежегодного планирования в основных государственных сферах (национальная безопасность, экономика, наука);
  • Глава 5 предусматривает перечень документов и работу с ними для определения целей федерального масштаба в области стратегического развития отраслей и территорий Российской Федерации;
  • Глава 6 устанавливает основные документы, определяющие стратегическое прогнозирование в экономической, политической, финансовой и других сферах;
  • Глава 7 охватывает порядок отражения в документации планов на совершенствование сферы вооружения и государственной территориальной безопасности;
  • Глава 8 отражает принципы постановки целей социально-экономического развития субъектов российского государства;
  • Глава 9 определяет правила составления документации о стратегическом развитии социально-экономической области в субъектах Российской Федерации.
  • Глава 10 предусматривает принципы организации стратегического планирования государственных программ в субъектах РФ;
  • Глава 11 устанавливает принципы осуществления стратегических развивающих проектов на уровне муниципальных образований;
  • Глава 12 определяет правила контроля выполнения государственных программ;
  • Глава 13 предусматривает принципы реализации документов о стратегическом планировании на уровне муниципальных образований;
  • Глава 14 устанавливает меры ответственности за нарушение настоящего законодательства;
  • Глава 15 описывает порядок вступления закона в силу и особенности его взаимодействия с другими нормативными актами в данной области.

В сферу деятельности ФЗ-172 входит регулирование отношений между участниками стратегического планирования, которые возникают при разработке целей, прогнозов, планов и программ социально-экономического развития государства, а также его субъектов и каждое муниципальное образование в отдельности. Также в полномочия по регламентированию входит контроль за внедрением и реализацией разработанных программ по политическому развитию.

также вам будет интересно: ФЗ 135 в новой редакции. Подробности здесь:

ФЗ-172 определяет правовые принципы осуществления планирования стратегического развития Российской Федерации и территорий, которые находятся под её юрисдикцией, а также устанавливает принципы координирования государственной и муниципальной руководящей политики и бюджета, включая особенности взаимодействия управляющих органов власти на различных уровнях федеративного образования друг с другом и с подобными им научными и другими организациями в области стратегического планирования.

Вам также будет интересно ознакомиться с актуальными изменениями в ФЗ №164 по ссылке:

Участниками стратегического планирования, то есть лицами и организациями, определяющими направление развития государства, являются следующие:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • Совет Безопасности;
  • Счётная Палата;
  • Центробанк РФ;
  • исполнительные органы власти на федеральном уровне;
  • другие органы власти на уровне субъектов Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей, необходимо выполнение следующих задач:

  • координация мерами управления бюджетной политики государства и муниципиев;
  • установление возможностей с учётом внутренних и внешних факторов;
  • установки приоритетных целей для каждой сферы развития;
  • определение оптимальных путей и способов достижения поставленных целей;
  • создание комплекса мероприятий, направленных на выполнение установленных требований;
  • определение требуемых ресурсов;
  • формирование контролирующего органа, который осуществляет координацию участников и
  • слежение за выполнением поставленных задач;
  • обеспечение необходимых условий для обеспечения ресурсами, кадрами, информацией и оборудованием, а также для привлечения граждан для выполнения поставленных целей.

Соблюдение поставленных задач и целей всеми участниками стратегического планирования, от составителей комплекса мер до исполнителей установленных мероприятий, обеспечивает устойчивое развитие государства в целом.

Последние поправки

Последние изменения ФЗ-172 состоялись 31.12.2017 года с принятием закона о поправках № 507-ФЗ.

В ходе последних поправок законодательства о стратегическом планировании была изменена статья 38, которая предусматривает порядок составления схем территориального планирования субъектов РФ в количестве более двух единиц одновременно. Согласно положениям ст. 38 ФЗ-172, схемы территориальных проектов для областей, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, составляются с целью обеспечения эффективного социально-экономического развития и базируются на планах развития общегосударственной экономической политики и требованиях Градостроительного кодекса РФ, а также схемах территориального планирования.

Текст закона о стратегическом планировании в РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 “О стратегическом планировании в Российской Федерации”, рекомендуется скачать документ по ссылке. Предложенная редакция законодательства содержит все последние изменения, вступившие в силу.

Есть ли в России стратегическое планирование?

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н..

Закон о стратегическом планировании был принят полтора года назад. Учел ли он ошибки прежнего закона? Появилась ли в России стройная система стратегических документов?

В 2014 году на смену Федеральному закону от 20 июля 1995 года № «О государственном прогнозировании и программах развития Российской Федерации», который был правовой основой государственного прогнозирования и программирования, пришел Федеральный закон от 28 июня 2014 года № «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Некоторые аспекты нового закона мы проанализировали в статье «Процесс стратегического планирования: правовой аспект».

Закон вступил в силу в июле 2014 года, то есть полтора года назад. Успел ли закон повлиять на систему стратегических документов или мы сохраняем бессистемную кучу концепций и стратегий по различным направлениям? Повторяет ли новый закон ошибки прежнего закона о государственном прогнозировании?

ОШИБКИ СТАРОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ

В соответствии с Законом № разрабатывались государственные прогнозы развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также концепции развития РФ на долгосрочную перспективу и программы развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Аналогичные документы принимались на уровне субъектов Российской Федерации.

Однако указанный Закон № действовал не в полной мере. Например, в 2008 году Минэкономразвития России подготовило проект Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2008 года № ), это так называемая «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» разрабатывалась не по правилам Закона № , а в соответствии с поручением Президента РФ, данного по итогам заседания Государственного совета РФ 21 июля 2006 года. Но и этот труд рисковал остаться не законченным, если бы не очередное поручение Президента РФ на совещании с Правительством РФ по экономическим вопросам 1 ноября 2007 года, которым предписывалось активизировать работу над Концепцией.

Из предусмотренных Законом № прогнозов и программ регулярно принимались только среднесрочные программы развития РФ. Но периодичность их принятия не была связана с требованиями Закона, а скорее была обусловлена политической необходимостью.

Закон № не конкретизировал правовой статус концепций развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Вопросы разработки и содержания долгосрочных программ должны были регулироваться Правительством РФ. Такое понижение статуса концепций до уровня постановлений Правительства РФ создавало опасность их неисполнения федеральными министерствами и ведомствами, что и происходило на практике. Это касалось и среднесрочного, и краткосрочного прогнозирования и программирования. Например, после принятия Закона № вышло распоряжение Председателя Правительства РФ о разработке программы развития на 1997-2000 годы, однако оно было проигнорировано.

Тут надо вспомнить, что именно в 1998 году был дефолт, и это не могло быть случайностью. Такие результаты могли быть связаны с полным отсутствием среднесрочного прогнозирования в тот период, либо сознательным желанием некоторых должностных лиц уйти от возможной ответственности неисполнение Закона № и поручений Председателя Правительства РФ. Связь между дефолтом 1998 года и отсутствие системы прогнозирования нужно иметь в виду при анализе текущей экономической ситуации.

Читайте также:  Закрытый реестр банковских гарантий

Есть несколько причин отсутствия системы прогнозирования и программирования на долгосрочную перспективу, то есть фактической неработоспособности Закона № . , это коллизии в законодательстве, в частности, противоречия с Бюджетным кодексом РФ. , это отсутствие механизма реализации закона в самом законе: ряд норм требовал принятия подзаконных актов. Ряд норм оставался неопределенным: например, это касалось определения ряда процедур Правительством РФ. Статус этих подзаконных актов оставался неоднозначен, что не позволяло создать в рамках Бюджетного кодекса РФ систему среднесрочного бюджетного планирования для перехода на трехлетние бюджеты.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Анализ недостатков прежнего законодательного регулирования вопросов прогнозирования и программирования позволяет дать несколько рекомендаций по его совершенствованию.

, необходимо определить статус долгосрочных программ развития и орган исполнительной власти, ответственный за их реализацию. Нужно прямо предусмотреть меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций и соответствующий контрольный механизм.

, законодательство о стратегическом планировании должно быть гармонично встроено в единую законодательную систему. Нельзя допускать противоречий с Бюджетным кодексом РФ и другими законами. Иерархия документов стратегического планирования должна быть четко выстроена в рамках системы нормативных правовых актов. Это облегчит, в том числе, разрешение коллизий, если таковые случатся.

, для того, чтобы закон работал, нужно принять все необходимые подзаконные акты. И это надо делать быстро, чтобы реализация закона не зависала отсутствия механизма его воплощения в жизнь.

, должны быть конкретизированы полномочия органов власти, в том числе отраслевых министерств. В частности, надо детализировать функции Минэкономразвития и Минфина России в сфере проведения экономической политики и закрепить их ответственность за проведение государственной экономической политики в пределах их компетенции.

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО?

Закон о стратегическом планировании, с помощью которого нужно было провести работу над ошибками, имеет многоступенчатую систему введения в действие. На самом деле, эта система только вводит отсрочку для начала работы закона.

Как мы уже сказали, закон был введен в действие через 10 дней после его опубликования, 11 июля 2014 года. Но заключительные положения закона предусматривают следующее.

До 1 января 2015 года должен быть принят план подготовки документов стратегического планирования, содержащий сроки разработки и утверждения (одобрения) документов стратегического планирования. Поиск по правовой базе данных не выдал такого плана на уровне Федерации. У ряда субъектов РФ такие планы, действительно, утверждены.

До 1 января 2016 года должны были быть приняты акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Тут все хорошо: было принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».

Далее, предписано создать федеральный государственный реестр документов стратегического планирования. Такой реестр также был создан совсем недавно постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 года № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

По существу, в соответствии с заключительными положениями Закона № (статья 47) Закон может заработать лишь после принятия подзаконных актов, на основании которых будут разрабатываться документы стратегического планирования. Сами документы стратегического планирования должны быть разработаны до 1 января 2017 года. Так или иначе получается, что пока эти документы не разработаны, действуют прежние стратегии и прогнозы, принятые не в соответствии с новым Законом. Иными словами, результатов работы нового закона пока не видно, и еще долго не будет видно.

Например, в настоящее время действует «Стратегия 2020», о которой мы писали выше. Однако по новому Закону № должна приниматься Стратегия развития Российской Федерации сроком на шесть лет. Стратегический прогноз Российской Федерации разрабатывается по поручению Президента Российской Федерации на двенадцать и более лет. Эти документы не разработаны. Есть Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития в 2013 году, то есть до принятия закона о стратегическом планировании.

В то же время сохраняет действие ряд документов, принятие которых вообще не предусмотрено Законом № (Военная доктрина Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации и многие другие). Их статус остается не встроенным в систему стратегического планирования. В статье 1 Закона сказано, что он регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Закон применяется с учетом специального законодательства РФ. Что это означает? Закон ограничивает свое действие сферой и сферой обеспечения национальной безопасности. Однако из стратегических документов в сфере национальной безопасности Закон упоминает лишь Стратегию национальной безопасности РФ. К слову сказать, сейчас действует утвержденная Президентом РФ в 2009 году Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (тоже не в соответствии с Законом № ). А как же иные сферы? В них не требуется долгосрочное планирование?

Анализ стратегических и концептуальных документов по всем сферам государственного управления показал, что не существует ни одной сферы жизнедеятельности страны, ни одного направления государственного управления, которое не нуждается в тщательной, глубокой, профессиональной коррекции и оптимизации. Для большинства направлений государственной политики существуют официальные стратегические документы. Однако эти программные и доктринальные документы имеют характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических документов (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития.

БЫЛА ЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Проанализируем новый Закон о стратегическом планировании с точки зрения путей исправления ошибок предыдущего закона.

, конкретные ответственные органы (кроме Президента РФ и Правительства РФ) не определены. Самое главное — меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций не установлены.

, встраивание законодательства о стратегическом планировании в систему действующего законодательства произведено нечетко. Сохраняют свое действие множество программных и стратегических документов в различных сферах, в том числе в сферах экономики и национальной безопасности. На данный момент о коллизиях между ними и новым законом даже нет речи, но это не значит, что коллизий нет. О согласовании стратегического планирования с бюджетным процессом нужно было думать сразу при принятии нового закона и предусматривать прямые корреспондирующие нормы.

, принятие подзаконных актов во исполнение нового закона проходит явно неспешно, что приводит к тому, что закон до сих пор не работает. Перечни полномочий в законе пестрят отсылочными нормами, что плохо для любого нормативного правового акта.

, конкретизация полномочий министерств должна производиться в том числе на уровне их регламентов. Работа с полномочиями должна в том числе решать задачу исключения дублирования. Сейчас такое дублирование сохраняется в некоторых сферах.

1. Закон о стратегическом планировании есть, но толку от него пока нет.

2. Органы исполнительной власти заняты преимущественно тактическим решением острых проблем. Функция стратегического планирования реализуется бессистемно, на среднесрочную и краткосрочную перспективы, что не позволяет сделать действующие акты реальными стратегическими инструментами управления.

3. Отсутствие долгосрочного планирования привело к тому, что подавляющее большинство проблем во всех сферах жизнеустройства страны остались за последнее десятилетие не решенными.

4. Отсутствуют политические механизмы и институты, обеспечивающие ответственность органов исполнительной власти за результаты своей деятельности. Это негативно влияет на любую сферу государственного управления и. в частности, это тормозит развитие стратегического планирования.

5. Дефолт 1998 года был обусловлен отсутствием среднесрочного прогнозирования. Срок отсутствия прогнозирования и планирования можно исчислять с 1991 года, то есть до дефолта прошло 7 лет, и эти 7 лет тоже не были спокойными в плане экономики (мягко говоря). Сегодня с 1991 года прошло 25 лет, и уже можно говорить о глубоком системном кризисе, ситуативном и случайном регулировании практически во всех сферах госуправления. И на этом фоне полтора года мы живем фактически без государственного стратегического планирования — по старым разрозненным концепциям и стратегиям.

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»

По закону, стратегическое планирование представляет собой процедуру создания целей, создания планов по организации мер, направленных на достижение цели. Конечным результатом такого планирования является достижение ранее поставленной цели в установленный срок. Регулируются достижения планов Федеральным Законом № 172.

Описание закона

Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят в Государственной Думе 20 июня 2014 года. Через 5 дней (25 июня) того же года законопроект одобрил Совет Федерации. В законную силу вступил документ 28.06.2014. Состоит настоящий закон из 15 глав и 47 статей.

Цель настоящего закона заключается в 4-х критериях:

  • конкретная направленность на некоторый промежуток времени;
  • четкость и измеримость;
  • согласованность с другими проектами и ресурсами;
  • обязательное контролирование.

Для осуществления цели, необходимо задействовать всех участников процесса стратегического планирования. Согласно 9 статье п 1, в качестве участников выступают:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации и Государственная Дума;
  • Правительство России;
  • Совет Безопасности России;
  • Сетная палата РФ;
  • Центральный банк;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • другие организации, описанные в ст 9 п 2.

Согласно положениям закона — п 2 статьи 9, в качестве участников на уровне субъекта выступают:

  • законодательный орган гос. власти субъекта РФ;
  • высшее должностное лицо субъекта;
  • высший исполнительный орган гос. власти субъекта;
  • контрольно-счетный орган субъекта.
Читайте также:  Закон о ремнях безопасности для детей 2020

В 3-ем пункте рассматриваемой статьи, в качестве участников стратегического планирования на уровне муниципального образования являются — органы местного самоуправления.

Настоящий Федеральный Закон №172 регулирует правовые основы стратегического планирования в России. Также осуществляет:

  • координацию бюджетной политики;
  • определяет компетенцию федеральных органов гос. власти;
  • органов местного самоуправления;
  • взаимоотношения с организациями (общественными, научными);
  • порядок общения между участниками стратегического планирования.

Действие рассматриваемого закона распространяется на всю территорию России, также на территории, используемые по правилам международных договоров (даже морские пространства).

Для достижения постановленной цели через определенный промежуток времени, необходимо определение задач. В 8 статье Закона №172 указан перечень задач:

  • согласование стратегического управления и мер бюджетной политики на уровне государства и муниципалитета;
  • определение возможностей, внутренних и внешних условий;
  • предопределить преимущества социальной и экономической политики, а также целей и задач для их развития;
  • определить наиболее верный путь к решению поставленных целей и задач;
  • совокупность мероприятий, помогающих достигнуть цели и задачи;
  • установить ресурсы, необходимые для достижения целей;
  • проводить надзор за действиями участников стратегического планирования, за сроками выполнения и за ожидаемыми результатами;
  • контролировать реализацию документов по стратегическому планированию;
  • обеспечивать условия для вовлечения граждан в стратегическое планирование.

С момента издания Федерального Закона № 172 в него вносились изменения. Последняя редакция законодательного акта приходится на 23 июня 2016 года.

Скачать

Каждый законодательный акт содержит главные принципы, и Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не исключение.

Основные принципы Закона №172:

  • Путь к реализации цели базируется на принципах единства и целостности. Обязательным условием для достижения цели является разграничение полномочий для достижения эффективности;
  • Принцип единства подразумевает единство методов при организации совокупности стратегического планирования;
  • Принцип преемственности и непрерывности подразумевает, что составление и введение в действие документов для осуществления поставленной цели осуществляется участниками системы последовательно. Последовательность зависит от ранее полученных результатов;
  • Принцип сбалансированности и эффективности подразумевает, что выбранные методы для достижения цели должны сопровождаться минимальными затратами ресурсов.

Чтобы рассмотреть все принципы стратегического планирования, необходимо изучить полный текст документа. Скачать Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» можно по ссылке.

Последние изменения 172 ФЗ о стратегическом планировании

С течением времени и обстоятельств во все законы вносятся изменения, дополнения и поправки. В Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» члены Государственной Думы внесли изменения 23 июня 2016 года. Вносимые новшества необходимы для совершенствования законопроектов. В рассматриваемый закон внесли изменения на основания ФЗ №210 от 23.06.2016.

Статья 19 ФЗ о стратегическом планировании

Положения данной статьи предоставляют перечень документов, используемых для достижения цели в результате составления планов. Согласно закону, к отраслевым бумагам относятся:

  • схемы и стратегии развития в области экономики и государственного управления;
  • документы разных областей социально-экономического развития;
  • документы различного характера, соответствующие требованиям рассматриваемой статьи.

Исходя из п 7 ст 19, вышеуказанные документы обязательно содержат:

  • анализ, мнение и оценку состояния области социально-экономического развития;
  • несколько вариантов прогноза, указываются показатели развития по всем вариантам;
  • окончательные цели и задачи для выполнения.

Изменения коснулись п 10 ст 19. В нем указывается, что отраслевые бумаги утверждает Президент или Правительство России. В новой редакции было исключено предложение, которое гласило, что утверждать подобного рода бумаги полагается только в течение года с даты их издания.

Статья 32 ФЗ № 172

Суть 32 статьи заключается в правилах составления стратегического планирования. Указывается период, на который она разрабатывается, подробно описывается ее содержание, описываются правовые аспекты, порядок разработки и корректировки и т. д. Изменения были сделаны в 8 пункте рассматриваемой статьи, а именно после слов «Порядок согласования» дополнить словом «проекта».

  • третий пункт части 2 признать утратившим силу;
  • внести в 47-ую ст часть 2.1, описывающую правила внедрения стратегического прогноза до 1 января 2017 года;
  • внести вы 47-ую ст часть 3.1, содержащую текст — до 1 января 2018 года необходимо разработать стратегию социально-экономического развития;
  • в часть 3.2 внести текст, о том, что до 1 января 2019 года необходимо разработать бумаги стратегического планирования в соответствии с ч 1 рассматриваемой статьи.

В заключительном положении Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» дана информация, означающая, что все документы по намеренной стратегии, принятые до момента вступления в действие рассматриваемого закона, признаются действующими до указанного в них срока.

Федеральный закон о стратегическом планировании

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления, полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядка их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В 2015-2017 годах была сформирована основная база нормативных правовых актов, являющаяся основой для процессов стратегического планирования и управления, в соответствии с которыми осуществляется мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.

Нормативное правовое регулирование стратегического планирования постоянно совершенствуется, в том числе в части положений организации проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Нормативное обеспечение:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1559 «Об утверждении Правил общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, с использованием федеральной информационной системы стратегического планирования»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»
  7. Приказ Минэкономразвития России от 11 апреля 2016 г. № 218 «Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 30 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов»
  12. Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 699 «Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации»
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № 914 «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период»
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период»
  16. Постановление Правительства Российской от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации»
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 г. № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации»
  20. Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации»

Федеральный закон о стратегическом планировании

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 02.02.2020).

Анализ состояния исполнения № 172-ФЗ

За год с момента принятия Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации были подготовлены проекты отдельных нормативных документов в обеспечение реализации данного закона. К данным проектам относятся: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» (представлен на общественное обсуждение 21.04.2015); проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» (представлен на общественное обсуждение 23.03.2015) и другие.

Однако, в отсутствии утверждённого плана разработки документов стратегического планирования, устанавливающего последовательность и сроки их разработки, невозможно реализовать преемственность целей, задач социально – экономического развития страны, приоритетов и их декомпозицию по территориям и отраслям.

Очевидно отсутствие комплексного подхода к системности и преемственности стратегических документов, а также к месту и роли отдельных документов (например, Стратегический прогноз Российской Федерации, в условиях разграничения полномочий между Правительством Российской Федерации и Советом Безопасности Российской Федерации). Не прослеживаются исполнения требований закона в стратегических документах по принципам их разработки: «единства и целостности, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, измеряемости целей, соответствия показателей целям» (Ст.7, п.1 [1]). Данные проблемы вытекают из-за отсутствия порядка разработки документов стратегического планирования, закреплённого в нормативном документе.

Читайте также:  Как открыть штрафстоянку по закону

Сегодня множество ученых и практиков составляют перечни документов, отраженных в законе 172-ФЗ. При этом на картинках презентаций и в таблицах можно наблюдать группы документов: документы в рамках целеполагания, документы в рамках прогнозирования, документы в целях мониторинга. Однако, это все разрозненные блоки документов, не сопрягающиеся друг с другом не по горизонтам планирования (прогнозирования), ни по срокам реализации, ни по взаимной увязке требований к составу и взаимосвязям конкретных документов.

Авторам данной публикации не понятно, почему за год действия закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», с июня 2014 г., ни практики, ни научное сообщество не разработали четкий порядок и последовательность разработки документов стратегического планирования в соответствии с требованиями закона 172-ФЗ.

В связи с выявленной проблематикой, задача данной работы – представить единый порядок разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования для уровня Российской Федерации, макрорегионов (федеральных округов), субъектов Российской Федерации.

Анализ требований к документам стратегического планирования всех уровней в соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ

С целью определения места и роли конкретных документов стратегического планирования рассмотрим требования к указанным документам, определенные № 172-ФЗ. Представление информации и её порядок базируется на перечне документов, определенных № 172-ФЗ, приведенные ссылки на статьи соответствуют статьям № 172-ФЗ [1].

Статья 11 п.3 [1] определяет базовые документы стратегического планирования на федеральном и региональном уровне: «К документам стратегического планирования, … относятся:

1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:

а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:

а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

б) стратегический прогноз Российской Федерации;

в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

б) государственные программы Российской Федерации;

4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

б) государственные программы субъекта Российской Федерации».

В этой связи, очевидно, что нельзя отдельно рассматривать такие документы как прогнозы и стратегии. Базовые требования, предъявляемые к стратегическим документам в единой системе стратегического планирования, оказывают влияние на требования, структуру и порядок разработки прогнозных документов, а также на систему показателей, применяемую в тех или иных документах. Следовательно, в целях определения требований к прогнозным документам, и, как следствие, к системе показателей в составе прогнозных документов необходимо определить порядок разработки основных документов стратегического планирования и их взаимоувязку.

Далее представим подробный анализ требований к конкретным документам, который определен законом 172-ФЗ, а также к требованиям по взаимосвязям документов.

На основе такой работы можно будет выявить требования закона 172-ФЗ к взаимоувязке и последовательности разработки прогнозных и плановых документов.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации

«Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации» (Ст. 3, п.24 [1]).

«…каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период…» (Cт.16, п.1 [1]).

Разрабатывается на основе (с учетом):

– «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период» (Ст.16, п.3 [1]).

Содержит (требования к структуре документа):

«Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации содержит:

1) оценку текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;

5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;

6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;

8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации» (Ст. 16, п. 7 [1]).

Является основой для следующих документов:

– перечня государственных программ Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации» – Ст. 16, п. 8 [1]);

– стратегии национальной безопасности Российской Федерации («Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст. 18, п. 5 [1]);

– отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации («Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации…» – Ст. 19, п. 1 [1]; «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.» – Ст. 43. [1]);

– стратегии пространственного развития Российской Федерации («Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению» – Ст. 20, п. 1 [1]);

– стратегий социально-экономического развития макрорегионов («Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 21, п. 2 [1]);

– основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации («Подготовка и разработка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на шесть лет с учетом положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды» – Ст.27, п.4 [1]);

– государственных программ Российской Федерации («Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации» – Ст. 28, п. 1 [1]; «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» – Ст. 43 [1]);

– схем территориального планирования Российской Федерации («Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и основываются на основных положениях стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегиях социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами» – Ст. 30 [1]);

– стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации («Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации» – Ст. 32, п. 1 [1]).

Таблица 1 – Требования к стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с № 172-ФЗ

Добавить комментарий