Очередь на жилье министерство обороны

Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в

Об утверждении Правил признания
военнослужащих – граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых
помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого
помещения, находящегося в федеральной собственности,
в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого
помещения и признании утратившими силу некоторых актов
и отдельных положений некоторых актов Правительства

Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации

постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

  1. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. №201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №900 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011г. №512” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2022 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2022 г. № 1768

ПРАВИЛА

признания военнослужащих – граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу по контракту, нуждающимися

в жилых помещениях

  1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее – военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

  1. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее – уполномоченные органы).
  1. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 3 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
  2. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).
  3. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства – по избранному месту жительства.
  1. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором – пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

  1. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает:

справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении с указанием периода и мест (населенных пунктов) прохождения военной службы, а также иные документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). В общую продолжительность военной службы в календарном исчислении, дающую право на признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, включаются только периоды военной службы по контракту и призыву, если иное не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях (учреждениях) – документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия военнослужащего и членов его семьи на учет.

Документы, указанные в настоящем пункте, военнослужащие (за исключением военнослужащих, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствий с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну) вправе представить по собственной инициативе, в этом случае уполномоченный орган вправе не осуществлять запрос указанных документов.

  1. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности – согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.

  1. При переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учет считается дата постановки на учет федеральным органом по прежнему месту военной службы.
  2. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
  3. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.

  1. Военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско- правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

  1. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, указанное решение либо выписку из него.
  2. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.
  3. Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.
  4. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
  1. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений;

б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2,4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;

г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

  1. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Форма решения о снятии с учета устанавливается федеральными органами.

Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

к Правилам признания военнослужащих –
граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу
по контракту, нуждающимися
в жилых помещениях

(наименование уполномоченного органа)

(воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)

проживающего (зарегистрированного) по адресу

(индекс, почтовый адрес)

адрес электронной почты)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нуждающимся в жилом помещении

Прошу признать меня,___________________________________________ .

(воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)

и совместно проживающих со мной членов моей семьи_____________________

(степень родства, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)

нуждающимися в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением в_____________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации
и административного-территориального образования субъекта Российской Федерации

(для городов федерального значения наименование административно-территориального образования

субъекта Российской Федерации не указывать)

Форма обеспечения жилым помещением -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указывается избранная военнослужащим форма жилищного обеспечения – предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставление жилого помещения в собственность бесплатно, предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения)

(серия, номер, кем и когда выдан)

(серия, номер, кем и когда выдан)

Страховой номер индивидуального лицевого счета

Первый контракт о прохождении военной службы заключен (для офицеров – дата получения офицерского звания в связи с окончанием военной образовательной организации высшего образования либо военной профессиональной образовательной организации)

Место прохождения военной службы -_____________________________

(наименование органа военного управления, воинской части, организации (учреждения)

Сообщаю о себе и членах семьи сведения

  1. Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам найма специализированного жилого помещения, договорам социального найма, договорам найма (поднайма) и (или) принадлежащих на праве собственности мне и членам моей семьи
Читайте также:  Отпуск по уходу за больной матерью

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан

имущества, площадь, кв. метров

Основание пользования (дата и реквизиты договора, документ, подтверждающий право собственности)

Единый реестр жилья военнослужащих

Государство стремиться обеспечить военных жильем. Для целей учета организован специализированный единый реестр жилья военнослужащих. В него попадает информация об обеспечении квартирами или другой жилой недвижимостью всех военных, как проходящих службу в настоящее время, так и проходившим ее в прошлом.

Он также содержит сведения об обеспечении «квадратными метрами» членов семей погибших военнослужащих. Каждый военный может получить сведения в отношении себя из реестра в режиме онлайн.

Онлайн-сервис

Российское государство обязуется предоставлять жилье военнослужащим, единый реестр помогает учитывать очереди, выделение квартир и другие моменты, связанные с этой непростой процедурой.

Изначально на сайте МО РФ Департамент жилищного обеспечения публиковал на сайте МО РФ только объявления о заселении и другую важную информацию. Но проверить включение военнослужащего в реестр, правильность указания сведений в нем и т. д. можно было только через письменное обращение в Департамент. С целью упростить получение данных был запущен сервис «Единый реестр жилья военнослужащих», по личному номеру военного который позволяет запросить все данные из реестра.

Важно. Сервис находиться в режиме опытной эксплуатации. Это значит, что пользователи иногда могут столкнуться различными ошибками или трудностями при использовании онлайн-ресурса. Но возникают они нечасто и в целом вся предоставляемая информация актуальна.

Получение информации

Запросить сведения из ЕРЖВ можно при наличии личного номера военнослужащего. Если он по каким-то причинам отсутствует, то придется обратиться в кадровый отдел по месту службы и получить его. Но обычно все знают свой личный номер, и подобная проблема возникает крайне редко.

Изначально данные из ЕРЖВ выдавали только по письменным запросам. Это существенно затрудняло получение информации. С учетом того, что обычно нужны именно сведения, а не официальный документ в Департаменте жилищного обеспечения сделали возможность запрашивать выписку из ЕРЖВ в режиме онлайн.

Получить данных из реестра в режиме онлайн можно за 5 действий:

  1. Открыть официальный сайт Минобороны РФ. Он доступен по адресу mil . ru .
  2. Перейти в раздел «Жилье военнослужащим». Ссылка на него доступна в левом меню ресурса.
  3. Открыть подраздел «Единый реестр». Ссылка для перехода в него появиться в правом меню.
  4. Ввести личный номер и защитный код. Наличие защитного кода необходимо для исключения автоматических запросов, приводящих к лишней нагрузке на сервис.
  5. Нажать на кнопку «Войти». Система проверит номер, обработает запрос и покажет информацию.

Наличие или отсутствие регистрации в личном кабинете военнослужащего на возможность пользоваться сервисом никак не влияет. Эти 2 онлайн-инструмента не взаимодействуют между собой. Они созданы и управляются разными структурами. А также бесполезно звонить на горячую линию ЕРЦ по вопросам, связанным с работой жилищного реестра, изменения информации в нем или просто для получения ответов на вопросы, относительно обеспечения квартирами.

Когда получить информацию невозможно?

Создатели сервиса стараются сделать его максимально информативным. Но есть ряд ситуаций, когда через него невозможно получить данные из ЕРЖВ:

  • Отсутствие личного номера военнослужащего или неправильный его ввод в системе.
  • Некорректно представленные данные в Департамент или отсутствие в них личного номера военного.
  • Непредставление ответственными органами в Департамент необходимых сведений.

Если проблема связана с отсутствие личного номера, то ее относительно быстро можно решить через кадровый отдел. В остальных случаях придется обращаться придется обращаться в центральный орган военного управления, военный округ, где военный проходит или проходил службу для проведения сверки. После ее окончания данные в системе обновятся автоматически в течение нескольких дней.

Важно. Члены семей погибших военнослужащих по-прежнему не могут получать информацию из ЕРЖВ в режиме онлайн. Им придется подавать письменный запрос в органы, занимающиеся жилищным обеспечением и ждать, пока по нему будет подготовлен официальный ответ.

Внесение изменений в реестр

Самостоятельно через интернет внести изменения в данные ЕРЖВ невозможно. Для проведения корректировок потребуется обратиться в соответствующий орган – Департамент жилищного обеспечения. При этом изменения будут внесены только при наличии у заявителя документов, подтверждающих их.

Горячая линия

Вопросы, связанные с жильем, актуальны для многих военных, как проходящих службу сейчас, так и проходивших ее прошлом. Получить информацию по ним можно по телефонам горячей линии уполномоченного органа. Позвонить на нее из МСК и МО можно по следующим номерам:

  • (495) 69-660-60 ;
  • (495) 69-655-59 ;
  • (495) 69-666-67.

При звонке из других регионов РФ можно использовать номер 8-800-55-067-94. Для вызывающего абонента звонок по нему бесплатен. Для получения консультаций звонить можно в любой рабочий день с 09 до 18 часов по МСК.

Военный может постараться также решить возникшие вопросы самостоятельно, ознакомившись с онлайн-ресурсом Министерства Обороны. На нем можно ознакомиться с различными нормативными актами и методическими материалами, посвященным обеспечению военных квартирами.

Дополнительно на сайте доступны данные по субсидиям, калькулятор для их расчета, образцы документов для подачи в Департамент жилищного обеспечения и множество других важных материалов. На сайте также публикуется список жилых помещений к распределению, а также объявления о заселении в готовые дома, данные о строительных компаниях и т. д.

Единый реестр жилья военнослужащих позволяет Департаменту жилищного обеспечения всегда иметь доступ к информации о предоставленном, имеющемся жилье. Возможность запроса сведений из ЕРЖВ в режиме онлайн позволяет проверить без необходимости составлять письменное обращение и ждать официальный ответ на него.

Жилищное обеспечение военнослужащих. Порядок и инструкция получения жилья

Очередь на жилье министерство обороны

Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2022 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2022 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2022 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.

Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи ( определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2022 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи – пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2022 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

– у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2022 г. № 33-КАД20-1-К3 );

– прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2022 г. № 228-КА20-3);

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2022 г. № 33-КА20-3).

Читайте также:  Алименты в России: что это и какие есть виды

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2022 г. № 14-КАД20-9–К1 .

Очередь на жилье министерство обороны

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 30 октября 2022 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2022 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2022 г. N 1768

Правила
признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее – военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее – уполномоченные органы).

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 3 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства – по избранному месту жительства.

6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), – копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором – пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает:

справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении с указанием периода и мест (населенных пунктов) прохождения военной службы, а также иные документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). В общую продолжительность военной службы в календарном исчислении, дающую право на признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, включаются только периоды военной службы по контракту и призыву, если иное не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях (учреждениях) – документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия военнослужащего и членов его семьи на учет.

Документы, указанные в настоящем пункте, военнослужащие (за исключением военнослужащих, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну) вправе представить по собственной инициативе, в этом случае уполномоченный орган вправе не осуществлять запрос указанных документов.

8. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности – согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.

9. При переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учет считается дата постановки на учет федеральным органом по прежнему месту военной службы.

10. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

11. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.

12. Военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

13. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, указанное решение либо выписку из него.

14. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

15. Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

16. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

17. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений;

б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

Читайте также:  Вопрос о восстановлении свидетельства о рождении

в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;

г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

18. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Форма решения о снятии с учета устанавливается федеральными органами.

19. Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам признания военнослужащих –
граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу
по контракту, нуждающимися
в жилых помещениях
(форма)

Электронный реестр – движение очереди на жильё

Электронная очередь на жилье

Электронная очередь на квартиру военнослужащих официального сайта Минобороны должна включать всю необходимую информацию о возводимом и построенном жилье для армейских семей, которая поможет будущим собственникам сориентироваться при подборе жилплощади.

Современные технологии

Всемирная сеть интернет даёт пользователям множество преимуществ. Так, современные технологии позволяют в онлайн режиме контролировать процесс возведения недвижимости в любом регионе России, изучать расположение домов и даже планировку квартир. Теперь военнослужащие могут задолго до новоселья определиться с интерьером будущей жилплощади и дизайном мебели.

В планах Министерства обороны создать возможность электронной подачи заявок на приобретение жилой недвижимости, подходящей по параметрам и устраивающей очередника. Однако на сегодняшний день имеют место быть бюрократические проволочки, связанные со сбором требуемой документации и реализации электронной очереди на квартиры для военнослужащих России.

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных сил РФ служебными квартирами начинается с подачи заявления в уполномоченный орган РФ со следующими приложениями:

  • копии удостоверяющих личности военнослужащего и членов его семьи документов;
  • свидетельство о несении армейской службы;
  • бумага о составе семьи;
  • копия свидетельства о браке;
  • документы о наличии/отсутствии жилой недвижимости в собственности или по договору соц. найма у всех членов военной семьи;
  • свидетельство, предусматривающее порядок сдачи жилья военнослужащим.

ДЖО — профильный отдел Министерства обороны занимается распределением жилых квадратных метров солдатам и формирует единую электронную очередь, место в которой зависит от времени регистрации военного и избранного места жительства.

Даже в случае переезда из гарнизонов и в случае смены вида войск, присвоенный армейскому служащему номер остаётся неизменным. В некоторых случаях на положение в ряду очередников оказывает влияние выслуга лет.

Единый электронный Реестр жилья военнослужащих и очередников доступен на официальном сайте mil.ru жилье для военнослужащих, однако раздел находится на стадии опытной эксплуатации, поэтому не редки сбои в работе сервиса. В настоящее время программистами сайта проводятся профилактические работы, направленные на актуализацию сведений.

Для того, чтобы выполнить вход в реестр — жилье военнослужащим и получить информацию из базы данных, необходимо ввести личный номер военного, после чего вбить код подтверждения, созданный, чтобы база данных жилья для военнослужащих имела дополнительную защиту.

Электронная версия реестра учёта офицеров на получение жилья призвана облегчить участникам контроль движения очереди. Работа, так называемой, электронной очереди нуждающихся в жилье офицеров будет налажена в ближайшее время.

Основным отрицательным моментом, по мнению военнослужащих, обладающих правом на получение квартир, является сложная процедура включения участников в единый список нуждающихся.

Большое число проблем возникает в связи с высоким уровнем бюрократии. Решение вопроса может быть найдено в создании электронной возможности подачи заявок на вступление в реестр.

единая очередь на жильё военнослужащих

Формирование списков

Служащие российской армии являются особой категорией граждан, обладающей льготным правом на приобретение жилой площади. Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» правительство гарантирует защитникам Отечества безвозмездное предоставление жилой площади в собственность или выплату соразмерных денежных средств.

Приказом Министра обороны установлен порядок получения квартир армейскими семьями:

  1. Подача заявления в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения.
  2. Уполномоченные органы принимают решение о признании, либо в отказе учитывать военнослужащего, как нуждающегося в жилой площади.
  3. Полученные данные заносятся в единый реестр жилья защитников Отечества, электронный квартирный учет военнослужащих представлен для пользования на сайте Минобороны.
  4. Представители Департамента жилобеспечения направляют военным извещения о ходе распределения жилплощади.
  5. В случае принятия участником Вооружённых сил РФ предложенного варианта жилплощади, уполномоченный орган должен получить соответствующую справку, подтверждающую данное решение, в пятидневный срок.
  6. В течение месяца военный обязуется подготовить список необходимых документов для представления вышестоящим инстанциям.
  7. Представители ДЖО направляют военнослужащему выписку, служащую основанием для оформления договора по социальному найму помещения.

Правом постановки на жилищный учёт обладают солдаты, воинский стаж которых равен 20 годам и более, а также вышедшие на пенсию после 10 лет службы граждане по причине ухудшения здоровья и в связи с сокращением штата. Офицеры могут выбирать любое желаемое место жительства, ограничения на данный показатель отсутствуют.

Однако, предоставление жилья военнослужащим в Москве имеет некоторые проблемы, так как покупка столичного жилья оборачивается Минобороны превышением бюджетного лимита. Поэтому, когда будут давать квартиры военным в Москве — зависит от государственного финансирования.

Решение проблемы могло быть найдено в строительстве собственной недвижимости, однако претворение данного плана в реальность может затянуться.

Площадь положенных военнослужащим квартир рассчитывается с учетом норматива в 18 кв. м на одного члена семьи.

Полковники российской армии и офицеры в более высоком звании имеют право на получение дополнительных квадратных метров площади.

Также отсутствуют ограничения на число комнат в квартирах. Так, большие армейские семьи имеют шанс получить не только трёх-, но и пяти комнатную недвижимость.

Единый реестр жилья для военнослужащих отражает списки офицеров, представленных к получению готовой недвижимости. Однако данный метод жилобеспечения защитников Отечества признан неэффективным, и с марта 2014 года начнётся предоставление единовременных денежных выплат на жилье военным.

Строительство новых объектов жилищного фонда прекращено по распоряжению Минобороны. Начатые дома будут возведены, а также продолжится постройка служебных жилых помещений.

К концу 2014 года Правительство обязуется обеспечить всех очередников квартирами, путём предоставления, как имеющихся объектов жилья, так и денежных выплат.

В то время как Правительство ударными темпами решает жилищные вопросы военных, им остаётся только надеяться на улучшение сложившейся ситуации и электронная единая очередь на жилье военнослужащих будет хорошим индикатором решения квартирного вопроса.

Электронная очередь военнослужащих на жилье

Сегодня, в мире высоких технологий, постановка на очередь на жилье может быть выполнена дистанционно посредством телекоммуникационных сетей. В нашей статье мы расскажем о том, что такое электронная очередь военнослужащих на жилье, какой порядок действий предусматривает закон и как происходит в дальнейшем получение жилья военнослужащими.

Аксёнова Марина Леонидовна — автор статьи

Электронная очередь военнослужащих на жилье

Военная электронная очередь на жилье, действующая сегодня на территории РФ, позволяет самостоятельно следить за реализацией льгот военнослужащим, которые гарантируют действующее законодательство и Конституция РФ.

Важно! Федеральный закон №76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» гарантирует предоставление жилья либо средств на его приобретение для военнослужащих лиц, в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами.

Порядок реализации прав на получение жилья и прописки в воинской части военнослужащих лиц, в частности, проходящих службу по контракту или уволенных со службы, а также членов их семей, определен Инструкцией к Приказу Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010 г. «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В соответствии с данным документом постановка на учет на получение жилья осуществляется на основании заявления от военнослужащего лица либо отделом кадров воинской части, которое подается в местный департамент жилищного обеспечения (ДЖО) Министерства обороны. В свою очередь, признание военнослужащего лица нуждающимся в жилье осуществляется в порядке, определенном Инструкцией № 1280 от 30.09.2010 г., а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ. Российское законодательство предусматривает отдельные важные моменты, которые учитываются при постановке на учет и предоставлении льготного жилья военнослужащим лицам:

  • В случае, если военнослужащий, признанный недееспособным, не реализовал право на жилье, соответствующее заявление от его имени вправе подать его законный представитель. Прием документов от военнослужащего на постановку на учет и получение жилья осуществляется как по месту постоянной регистрации, так и по месту фактического проживания.

Данное условие позволяет уволенным со службы самостоятельно выбирать место для проживания. Право подачи заявления на постановку на учет возникает после прохождения процедуры регистрации по месту проживания в данном регионе.

  • Военнослужащие лица не будут признаны нуждающимися в жилье, если будет установлен факт совершения действий, намеренно ухудшающих его жилищное положение в течение 5 последних лет.

Данное условие действует и в случае, если квартира приобретается в порядке оформления военной ипотеки.

  • Подача документов и заявления на постановку на учет в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны должна осуществляться под расписку, которая выдается на руки заявителю ответственным лицом. К расписке прилагается полный перечень предоставленных документов, в том числе и тех, которые будут получены на основании межведомственных запросов.
  • Площадь помещения по договору социального найма для военнослужащих лиц не может превышать 18 кв.м на каждого члена семьи (норма устанавливается органом местного самоуправления в конкретном регионе).
  • Действующие военнослужащие лица получают жилье в военном городке или в близлежащем населенном пункте.

Как формируется электронная очередь военнослужащих на жилье

Система электронной очереди представляет собой создание единого реестра очередников, в числе которых только военнослужащие лица. Данный реестр инициирован Правительством РФ в целях предотвращения незаконного распределения жилых площадей, а также для обеспечения доступа лицам, вставшим на электронную очередь, к данным о распределении жилья и реализации их прав на получение положенной жилой площади на льготных основаниях. Ответственность за признание права на льготу военнослужащего, своевременное внесение изменений и достоверность информации в едином реестре отвечает региональный орган Департамента жилищного обеспечения.

Важно! Доступ для очередников к Единому реестру предоставлен на официальном сайте Министерства обороны.

Доступ к имеющимся в реестре сведениям осуществляется посредством идентификационного номера военнослужащего, вставшего на военную очередь на жилье. С помощью личного номера лицо, обладающее правом на получение бесплатной квартиры, может осуществить проверку внесенных данных в себе, ознакомиться со списком лиц, также включенных в очередь, найти сведения об объектах, готовящихся к заселению в конкретном регионе, а также получить информацию о дате получения своего жилья. Порядок формирования Единого реестра включает в себя следующие действия:

1. Признание права на льготу военнослужащего лица и внесение данных о нем в единый реестр. Осуществляется по факту проверки данных и дополнительных сведений, полученных вследствие межведомственных запросов.

2. Датой постановки военнослужащего лица на электронную очередь на жилье считается дата предоставления заявления и пакета документов в местное подразделение Департамента по жилищному обеспечению.

Важно! В случае почтового отправления документов в Департамент – датой постановки на учет считается дата отправки документов.

3. Отказ в получении права военнослужащего на постановку на очередь и получение бесплатного жилья должен быть предоставлен заявителю в письменной форме.

Распределение жилья военнослужащим лицам по электронной очереди

Военнослужащие лица, равно как и уволенные в запас, вправе получить бесплатное жилье в порядке очередности и в соответствии с действующей электронной очередью. Порядок очередности устанавливается в автоматизированном режиме, исключая стороннее вмешательство заинтересованных лиц. Критерии оценки электронной очереди на жилье включают в себя следующий порядок соответствия:

  • дата постановки на очередь военнослужащего лица, нуждающегося в жилье;
  • выбранное заявителем место жительства и наличие там жилья, готового к заселению;
  • состав семьи военнослужащего;
  • срок продолжительности несения военной службы заявителем.

Отметим, что критерии оценки применяются в определенном вышеназванном порядке, и каждый последующий пункт оценивается только при полном соответствии предыдущего соответствующим требованиям. К примеру, если заявители, имеющие равные условия по первым двум критериям, преимущественное право на получение бесплатного жилья имеют те, для кого имеются в наличии помещения соответствующей установленным правилам нормы квадратных метров с учетом состава семьи. В случае, если два кандидата на бесплатное жилье соответствуют требованиям по вышеназванным параметрам, преимущество получает человек с более длительной продолжительностью службы в рядах вооруженных сил. Напомним, что действующее жилищное законодательство и ФЗ № 76 от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» определяет круг лиц военнослужащих, как имеющих право на внеочередное получение жилья:

  • военнослужащие, проживающие в помещениях, не соответствующих нормальным жилищным условиям, а также, не подлежащих реконструкции и ремонту;
  • дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей после окончания их пребывания в детских домах и прочих специальных учреждениях, а также проживавшие в приемных семьях по факту прекращения попечительства или опеки, закончившие военную службу;
  • военнослужащие, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • члены семей военнослужащих, погибших (умерших) как во время прохождения службы, так и после увольнения со службы, если они прослужили более 10 лет.

Военнослужащие либо члены их семей, относящиеся к одной из вышеназванных категорий лиц, должны предоставить вместе с заявлением на постановку на электронную очередь на жилье документы, которыми подтверждается право на получение дополнительных льгот.

Порядок получения жилья военнослужащими по электронной очереди

Для того, чтобы встать в электронную очередь и получить доступ к Единому реестру для контроля и внесения изменений в личные данные, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте Министерства обороны РФ и ознакомиться с порядком предоставления информации из единого реестра. Получить личный идентификационный номер военнослужащий может в кадровых органах. Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении военной службы, могут получить номер доступа в Департаменте жилищного обеспечения в момент подачи документов для постановки в очередь на квартиру. Отметим, что Департамент должен быть своевременно осведомлен обо всех изменениях данных военнослужащего лица, в частности, о составе его семьи и месте регистрации, в случае расхождения данных в реестре с фактическими необходимо уведомить об этом соответствующие органы и проконтролировать внесение изменений в единый реестр. После вынесения положительного решения, военнослужащий получает уведомление о распределении жилья, и в случае его согласия на использование права на бесплатное жилье он должен предоставить в Департамент документы, в соответствии с п. 13 инструкции № 1280 не позднее 5-ти дневного срока с момента получения извещения. Основанием для заключения договора социального найма с военнослужащим является выписка из решения о предоставлении жилья. В случае отказа военнослужащего от получения жилья, орган власти уведомляется об этом также не позднее чем в 5-тидневный срок. Список документов, необходимых для постановки на электронную очередь на жилье, соответствующий инструкции в приложении к Приказу № 1280 от 30.09.2010 г.:

Ссылка на основную публикацию