Нормативная цена земельного участка. Рыночная стоимость земли

Можно ли купить земельный участок по нормативной цене

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли (НЦЗ) — это услов­ный пока­за­тель сто­и­мо­сти земель­но­го участ­ка (ЗУ), зави­ся­щий от его место­по­ло­же­ния и каче­ства. Он исполь­зу­ет­ся:

  • для регу­ли­ро­ва­ния рыноч­ных цен госу­дар­ством;
  • оцен­ки сто­и­мо­сти;
  • рас­че­тов, оку­пят­ся ли вло­же­ния в земель­ный надел за рас­чет­ный пери­од, исхо­дя из про­гно­зи­ру­е­мой при­бы­ли.

Поря­док опре­де­ле­ния НЦЗ регла­мен­ти­ру­ет­ся поста­нов­ле­ни­я­ми пра­ви­тель­ства РФ. В реаль­но­сти земель­ные участ­ки про­да­ют­ся чаще по рыноч­ной или кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти, кото­рая пре­вы­ша­ет нор­ма­тив­ную. Одна­ко зем­ли, явля­ю­щи­е­ся соб­ствен­но­стью госу­дар­ства или муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния, в неко­то­рых слу­ча­ях могут про­да­вать­ся по нор­ма­тив­ной цене. В ста­тье рас­смот­рим:

  • как про­ис­хо­дит про­да­жа земель­ных участ­ков в насто­я­щее вре­мя;
  • чем нор­ма­тив­ная цена отли­ча­ет­ся от рыноч­ной;
  • как опре­де­ля­ет­ся нор­ма­тив­ная цена зем­ли.

Продажа земельного участка по нормативной цене

Как может быть предоставлена земля

В обла­сти воз­ник­но­ве­ния пра­ва на зем­лю в земель­ном кодек­се в 2015 году про­изо­шли суще­ствен­ные изме­не­ния, из-за чего из ЗК РФ были уда­ле­ны целый ряд ста­тей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, зем­ля боль­ше не предо­став­ля­ет­ся в пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое вла­де­ние или бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние.

В насто­я­щее вре­мя предо­став­ле­ние земель­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 6 Земель­но­го кодек­са, всту­пив­шей в силу 01.03.2015 г.

Земель­ный уча­сток из госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го фон­да может быть предо­став­лен:

  • бес­плат­но в соб­ствен­ность или посто­ян­ное поль­зо­ва­ние реше­ни­ем орга­нов гос. вла­сти или ОМСУ;
  • на осно­ве дого­во­ра куп­ли-про­да­жи;
  • дого­во­ров арен­ды или без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния. ‘

Продажа земли государственной и муниципальной стоимости

Про­да­жа земель­ных наде­лов про­ис­хо­дит на пуб­лич­ных тор­гах, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, ого­во­рен­ных земель­ным кодек­сом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.

Про­да­же под­ле­жат толь­ко те участ­ки, на кото­рых не пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство объ­ек­тов недви­жи­мо­сти в соот­вет­ствии с ВРИ участ­ка, за исклю­че­ни­ем:

  • про­да­жи без пуб­лич­ных тор­гов;
  • про­да­жи зем­ли в соб­ствен­ность граж­да­нам для ИЖС, ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ство, КФХ на аук­ци­о­нах (ст. 39.18 ЗК).

Без тор­гов мож­но выку­пить у госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та участ­ки:

  • обра­зо­ван­ные из сдан­ных в арен­ду или без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние ЗУ для ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии (КОТ):
    • юри­ди­че­ским лицам (но не в целях стро­и­тель­ства жилья эко­ном-клас­са);
    • неком­мер­че­ским граж­дан­ским орга­ни­за­ци­ям в целях ИЖС (кро­ме участ­ков обще­го поль­зо­ва­ния);
  • обра­зо­ван­ные из ЗУ в садоводческих/огороднических това­ри­ще­ствах (СНТ/ОНТ);
  • на кото­рых нахо­дят­ся объ­ек­ты недви­жи­мо­сти их соб­ствен­ни­кам;
  • нахо­дя­щи­е­ся в бес­сроч­ном поль­зо­ва­нии у юрлиц;
  • для веде­ния фер­мер­ской и с/х дея­тель­но­сти на осно­ва­нии зако­на “Об обо­ро­те земель”;
  • на зем­лях сель­хоз­на­зна­че­ния, предо­став­лен­ные для с/х про­из­вод­ства граж­да­нам и юрли­цам в арен­ду после исте­че­ния трех лет дей­ствия аренд­но­го дого­во­ра;
  • для ИЖС, ЛПХ, веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства граж­да­нам и КФХ;
  • вхо­дя­щие в состав ДФО (Даль­не­во­сточ­но­го фед. орга­на);
  • в иных слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных в п. 2 ст. 39.3.

По какой цене происходит продажа участка

Про­даж­ная цена земель­но­го участ­ка, нахо­дя­ще­го­ся в гос. или мун. соб­ствен­но­сти опре­де­ля­ет­ся:

  • по резуль­та­там пуб­лич­ных тор­гов;
  • по его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти (КС), если про­да­жа осу­ществ­ля­лась без тор­гов или дру­гой цене, уста­нов­лен­ной феде­раль­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­нам (при этом цена про­да­ва­е­мо­го участ­ка не может быть выше кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти).

Пра­ви­ла опре­де­ле­ния цены ЗУ без про­ве­де­ния тор­гов уста­нов­ле­ны поста­нов­ле­ни­ем № 279 от 26.03.2015 г.

Нор­ма­тив­ная цена в 60 % от КС уста­нав­ли­ва­ет­ся:

  • на участ­ки под ЛПХ, ИЖС, садо­вод­ство, гараж­ное стро­и­тель­ство граж­дан, явля­ю­щих­ся соб­ствен­ни­ка­ми объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, кото­рые нахо­дят­ся на этих ЗУ;
  • на участ­ки юри­ди­че­ских лиц, с рас­по­ло­жен­ны­ми на них объ­ек­та­ми феде­раль­но­го (реги­о­наль­но­го) зна­че­ния, соб­ствен­ни­ка­ми кото­рых они явля­ют­ся.

Нор­ма­тив­ная цена земель­но­го участ­ка в 2.5 % КС при­ме­ня­ет­ся при про­да­же ЗУ:

  • неком­мер­че­ской граж­дан­ской орга­ни­за­ции, при­об­ре­та­ю­щей надел в целях КОТ для ИЖС;
  • соб­ствен­ни­ку объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных на зем­лях, вве­ден­ных в обо­рот, при усло­вии воз­ник­но­ве­ния пра­ва соб­ствен­но­сти в пери­од изъ­я­тия из обо­ро­та ЗУ, либо огра­ни­че­ния в обо­ро­те не поз­же 01.07.2012 г.

Таким обра­зом под нор­ма­тив­ной сто­и­мо­стью зем­ли, нахо­дя­щей­ся в гос./мун. соб­ствен­но­сти, пони­ма­ет­ся обыч­но ниж­няя цено­вая гра­ни­ца до кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти вклю­чи­тель­но, по кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся про­да­жа участ­ков без тор­гов.

Как определяется нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена зем­ли уста­нав­ли­ва­ет­ся еже­год­но испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми вла­сти субъ­ек­тов РФ на осно­ва­нии цено­во­го зони­ро­ва­ния (пра­ви­тель­ствен­ное поста­нов­ле­ние № 319 от 1997 г.) и зако­на “О пла­те за зем­лю”.

  • ОМСУ ана­ли­зи­ру­ет состо­я­ние рын­ка, опре­де­ля­ет коли­че­ство оце­ноч­ных зон и их гра­ни­цы и впра­ве изме­нить нор­ма­тив­ную цену, но не более чем на 25%.
  • НЦЗ не долж­на быть выше 75% рыноч­ной сто­и­мо­сти земель­ных участ­ков ана­ло­гич­но­го типа и ВРИ.
  • Коми­те­ты по зем­ле­устрой­ству (районные/городские) обя­за­ны выда­вать граж­да­нам доку­мен­ты о нор­ма­тив­ной сто­и­мо­сти ЗУ.
  • Раз­ра­бот­ка основ­ных нор­ма­ти­вов по опре­де­ле­нию НЦЗ и цено­вых зон воз­ло­же­на на Гос­ко­ми­тет РФ по зем­ле­устрой­ству и зем. ресур­сам и феде­раль­ные испол­ни­тель­ные орга­ны.

В каких случаях нужна нормативная цена земли

Нор­ма­тив­ная цена исполь­зу­ет­ся:

  • при рас­че­те оку­па­е­мо­сти земель­но­го участ­ка;
  • пере­да­че ЗУ в соб­ствен­ность бес­плат­но;
  • про­да­же участ­ков без про­ве­де­ния тор­гов;
  • рас­пре­де­ле­нии долей при насле­до­ва­нии;
  • при раз­де­ле общей сов­мест­ной и доле­вой соб­ствен­но­сти;
  • даре­нии;
  • пере­да­че земель­но­го участ­ка в залог и в др. слу­ча­ях.

При нало­го­об­ло­же­нии, обыч­но исполь­зу­ет­ся не нор­ма­тив­ная цена зем­ли, а кадаст­ро­вая или рыноч­ная, а при их отсут­ствии — инвен­та­ри­за­ци­он­ная.

Плата за приобретение земли в собственность. Нормативная цена земли. Рыночная цена земли

Плата за приобретение земли в собственность

Ст. 28 ЗК РФ устанавливает, что п редоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Согласно ст. 36 ЗК РФ при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках , цена установливается соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

    • земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
    • земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Цена данных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Ст. 38 ЗК РФ устанавливает, что при п риобретении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах) собственник земельного участка определяет

    1. форму проведения торгов (конкурсов, аукционов),
    2. начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и
    3. сумму задатка.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей , имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 37 ЗК РФ устанавливает, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

    1. устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
    2. ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
    3. ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Нормативная цена земли

Нормативная цена земли применяется в определенных законодательством случаях с целью обеспечения государственных интересов. Эта цена земли является одним из способов участия государства в регулировании рыночных земельных отношений.

Нормативная цена земли применяется как нижний предел стоимости земли при продаже земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (например, она применяется в качестве цены земли при выкупе незастроенных земельных участков в населенных пунктах, при продаже участков для индивидуального предпринимательства и т. д.).

Ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю” определяет, что нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 “О порядке определения нормативной цены земли”).

Согласно постановлению Правительства нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25% .

Читайте также:  С чего начать приватизацию земли: процедура приватизации

Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Рыночная цена земли

Ст. 66 ЗК РФ устанавливает, что р ыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

См. также Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно Методическим рекомендациям рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности).

Рыночная стоимость земельного участка:

1) зависит

    • от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);
    • от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании (принцип ожидания);
    • от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);
    • от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.

2) не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения).

3) изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).

4) определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

С 01.01.2017 г . отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земе ль.

Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Если была определена рыночная стоимость земли, то ее кадастровая стоимость устанавливается в процентах от ее рыночной стоимости.

Кадастровая оценка земельного участка производится по Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316.

О разъяснении некоторых вопросов, связанных с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет см. Письмо Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16.

Что такое нормативная цена земли?

Любой участок земли имеет несколько ценовых категорий, куда входит кадастровая, рыночная и нормативная стоимость. Многих интересует, что такое нормативная цена земли?

Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.

Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.

Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.

По закону

Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.

Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.

В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.

В 2020 году предоставление участков земли регулируется гл. 6 Земельного кодекса, согласно которой земля из государственного или муниципального фонда предоставляется на основе:

  • договоров безвозмездного пользования или аренды;
  • договора купли-продажи;
  • решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.

Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.

В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.

Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.

Продажа земли по нормативной цене

Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:

  1. Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
  2. Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
  3. Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно с ст. 38 ЗК РФ, при приобретении государственного земельного участка, собственник вправе сам определять:

  • начальную цену участка;
  • сумму задатка;
  • форму проведения торгов или аукционов.

Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.

Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:

  • для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
  • без публичных торгов.

Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:

  • образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
  • образованы из участков в садоводческих товариществах;
  • предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
  • имеют объекты недвижимости;
  • принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
  • принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
  • находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
  • входят в состав Дальневосточного федерального органа;
  • в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.

Стоимость участка

Стоимость участка земли, который находится в муниципальной или государственной собственности определяется по его кадастровой стоимости без торгов или по результатам публичных торгов.

Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.

НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:

  • юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
  • под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.

НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:

  • хозяину объектов, расположенных на участке;
  • некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.

То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.

Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:

  • уровня рыночной цены;
  • ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
  • целевого назначения участка.

Кем определяется НЦЗ и как рассчитать

Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.

Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.

Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.

При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:

  • При проведении расчетов не должны учитываться используемые льготы налогообложения.
  • Налоговая ставка не может быть увеличена более чем в 200 раз.
  • Величина НЦЗ не может быть больше чем 75% от рыночной цены, установленной в конкретном регионе.
  • Муниципалитет не имеет право увеличить стоимость земли более чем на 25% от установленной цены при первичных расчетах.
  • Не должны учитываться показатели увеличения налога за превышение норм отвода земли.
  • Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.

    Когда нужна НЦЗ

    В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.

    Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.

    НЦЗ нужна также при:

  • дарении;
  • распределении долей при наследовании;
  • разделе общей собственности;
  • передаче земли в залог;
  • расчете окупаемости надела;
  • продаже территории без проведения торгов;
  • передаче участка в собственность бесплатно.
  • При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.

    Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.

    При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.

    Отличия рыночной и кадастровой цены

    Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.

    Читайте также:  Как получить кадастровый паспорт на дом: сколько стоит и как долго делается

    Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.

    Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.

    Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.

    Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:

  • от изменения целевого назначения земли;
  • от местоположения участка;
  • от срока и ожидаемой величины получения дохода от продажи надела;
  • от спроса и предложения на рынке.
  • Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.

    Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.

    При проведении кадастровой оценки учитывается:

    • удаленность от города;
    • местонахождение;
    • популярность района;
    • экология и близость к местам отдыха;
    • коммуникации;
    • инфраструктура;
    • площадь;
    • категория земли;
    • субъективные факторы.

    Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.

    Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.

    Цены земельных участков: кадастровая, рыночная, нормативная и цена выкупа

    На сегодняшний момент существует множество цен, которые так или иначе характеризуют земельный участок. Неподготовленному человеку бывает достаточно сложно разобраться в этом, так как сухой юридический язык доступен далеко не каждому. Это создает проблемы как при покупке земли, так и при ее продаже: люди не знают, какую ставить цену на свою земли, ориентируясь исключительно на соседей: покупатели не могут оценить адекватность той или иной цены, практически гадая и покупая вслепую.

    Чтобы разобраться в сложных перипетиях юридический тонкостей, разберем каждый тип цены.

    Кадастровая цена земельного участка

    Кадастровая цена земельного участка

    Кадастровая цена земельных участков – это основная финансовая характеристика земли. Стоимость купли-продажи участков, а также другие виды оценки земли опираются в первую очередь на кадастровую цену земельных участков.

    Для того чтобы узнать кадастровую цену земельного участка, достаточно просто перейти на официальный сайт РосРеестра и выбрать интересующий вас участок. Портал автоматически покажет тип недвижимости и сделает расчёт кадастровой стоимости участка.

    Кадастровая цена земельного участка может измениться в трех случаях: изменение вида разрешенного использования, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади земельного участка.

    Именно кадастровая стоимость участка определяет базу налогообложения и сегодня сложилась парадоксальная ситуация – кадастровая стоимость в некоторых случаях в несколько раз превышает рыночную и владельцы земли вынуждены в суде оспаривать оценку земли, чтобы избежать чрезмерных трат на земельный налог.

    Нормативная цена земельного участка

    Нормативная цена земельного участка складывается уже из большего количества факторов. Безусловно, нормативная цена земельного участка включает в себя кадастровую, но помимо нее учитывается и потенциальных доход и окупаемость земли.

    Рыночная цена земельного участка

    Нормативная цена земельного участка очень близка по смыслу к рыночной, правда, рыночная цена земельного участка учитывает еще и субъективную престижность земли, ее ликвидность, транспортную доступность и другие факторы, которые невозможно подсчитать аналитически.

    Выкупная цена земельного участка

    Выкупная цена земельного участка

    Выкупная цена земельного участка, или цена выкупа земельного участка – эта та сумма, которая выплачивается собственнику земли государством или муниципалитетом при выкупе.

    Например, у вас есть участок земли, который находится в вашей собственности. Власть собирается строить скоростное шоссе, которое должно пролегать через ваш участок. В этом случае она выкупает (т.к. покупает) эту землю у вас по цене, которая называется выкупная цена земельного участка.

    Цены выкупа земельного участка включает в себя не только кадастровую стоимость участка, но и стоимость всех расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, выкупатель (т.е. государство) обязано возместить владельцу земли все убытки, причиненные выкупом земли.

    Под убытками следует понимать как материальные убытки, то есть утрату или порчу имущества, так и нематериальные, такие как упущенная выгода, то есть тот размер финансовых средств, который получил бы владелец земельного участка, если бы не встал вопрос о цене выкупе земельного участка.

    Определение цены земельного участка

    Для того, чтобы наиболее выгодно продать земельный участок, требуется точно представлять его рыночную стоимость. При правильном определении цены на земельный участок при ео продаже вы не потратите лишнего времени на экспонирование участка на рынке и не потеряете в средствах.

    Определяя рыночную стоимость, надо руководствоваться предложениями в ближайшей округе, а так же наличием подведенных и работающих коммуникаций. Красивый вид, открывающийся с участка, наличие леса и водоема резко повышают стоимость (участки около леса и участки в первой линии на берегу водоемов могут в несколько раз отличаться по стоимости от соседних). В тоже время вид на городские дома и промышленные объекты вроде ЛЭП могут “убить” участок, предполагающийся под размещение индивидуального жилого дома.

    В любом случае вы можете обратиться к нам за помощью в оценке принадлежащего вам участка.

    Нормативная стоимость земельного участка: что это и как рассчитать?

    Любой земельный участок имеет минимум три цены: кадастровую, рыночную и нормативную.

    Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?

    Под нормативной ценой или стоимостью земли принято понимать особую финансовую величину, которая может охарактеризовать стоимость участка, исходя из его определённых характеристик.

    К таким характеристикам будут относиться:

    • Местоположение участка и его влияние на качество земель;
    • Потенциальная величина дохода, влияющего на период, в течение которого участок должен будет окупиться при условии, что он используется как расчетная единица в системе земельных правоотношений и может быть продан, передан по наследству или использоваться в качестве залога по кредиту.

    Регулирование вопросов, связанных с порядком определения нормативной стоимости или, как ее называет законодатель, нормативной цены, а также с возможностью применения такой цены, осуществляется следующими правовыми актами:

    • Федеральный закон “О введении в действие Земельного Кодекса РФ” (пункт 13 статьи 3 говорит о том, что применение данного показателя осуществляется в том случае, если не установлена кадастровая стоимость участка, а использование такого финансового показателя необходимо для соблюдения целей функционирования статьи 65 Земельного Кодекса);
    • Закон РФ “О плате за землю” (статья 25 даёт определение нормативной цены земельного участка, используемое в остальных правовых актах);
    • Постановление Правительства РФ “О порядке определения нормативной цены земли” (определяет не только порядок расчёта данного показателя, но и необходимость корректировки этого показателя исходя из условий экономической выгодности эксплуатации земли в конкретном регионе или экономическом районе).

    Из чего складывается стоимость?

    Нормативная цена земли устанавливается уполномоченными органами того или иного субъекта федерации каждый год с учётом различных факторов, основными из которых являются:

    • Целевое назначение рассматриваемого участка;
    • Ставка налогообложения конкретной категории земель, исходя из возможных целей использования такого участка;
    • Уровня рыночной цены.

    При проведении расчетов данного показателя должны быть соблюдены основные условия:

    • Величина нормативной стоимости не может быть больше, чем семьдесят пять процентов от рыночной цены, установленной для земли конкретного целевого назначения в данном регионе и экономической зоне;
    • Ставка налогообложения не может быть увеличена при проведении расчетов более, чем в двести раз;
    • При проведении конкретных расчетов не должны быть учтены используемые льготы налогообложения;
    • Не учитываются показатели увеличения налога на землю, установленные за превышение норм отвода земельных территорий.

    При проведении расчетов нормативной стоимости того или иного участка муниципальные органы не имеют права увеличить стоимость данного участка более, чем на двадцать пять процентов от установленной при проведении первичных расчетов.

    Порядок проведения расчетов осуществляется следующим образом:

    • Производится кадастровая оценка конкретного участка с целью определения его кадастровой стоимости. При осуществлении оценки на основе данной величины возможно использование проведённой ранее кадастровой оценки, но с соблюдением условия обязательной корректировки имеющихся кадастровых данных на указанную в нормативных актах процентную величину (в настоящее время ежегодная корректировка кадастровой стоимости составляет семь процентов от величины предыдущего года);
    • На основе полученных данных осуществляется расчёт размера земельного налога на данный участок;
    • По полученным результатам устанавливается непосредственно нормативная цена участка.

    Рыночная цена

    В том случае, если кадастровая стоимость участка неизвестна, а на проведение соответствующей оценки нет времени, расчёт может быть произведён на основе рыночной цены. В этом случае размер налоговой ставки значения иметь не будет, так как весь расчёт будет производиться на основе результатов проведённой рыночной оценки. Однако для этой процедуры есть своя оговорка – она не должна быть проведена ранее, чем за шесть месяцев до даты проведения расчетов нормативной цены.

    В том случае, если определение нормативной стоимости проводит владелец участка (например, чтобы определить стоимостное выражение полученного ранее подарка в виде земельного надела), то за оказание соответствующих услуг заказчику придётся заплатить сумму от десяти до пятидесяти тысяч рублей (зависит от региона, объёма проводимых работ, формы предоставляемого итогового отчёта и т.д.).

    Вам не платят пособие по безработице в этом году? Узнайте в чем причина!

    Прочтите о полагающихся выплатах и льготах для ветерана труда по ссылке.

    Кадастровая оценка

    Если идёт речь о кадастровой оценке, то проводить ее может только Росреестр в лице своих уполномоченных подразделений, а кадастровую стоимость участка можно узнать на публичной кадастровой карте (на сайте Росреестра), либо путём направления специального запроса в данное ведомство.

    Читайте также:  Как написать заявление участковому на соседей

    В ответе будет предоставлена информация о величине кадастровой стоимости участка, установленной при проведении оценки, а также о дате проведения такой оценки.

    Ставка налогообложения для конкретной категории земель определяется каждым регионом самостоятельно, но этот показатель не может превысить предельные значения, указанные в Налоговом Кодексе. Узнать ставку налогообложения земель можно в региональных нормативных актах.

    Она определяется на основе существующей кадастровой или рыночной стоимости. Но, при этом, не должны учитываться никакие льготы или обременения в налогообложении конкретного участка, так как нормативная цена является таким же уникальным показателем, как и кадастровая стоимость.

    Почему кадастровая стоимость земли выше рыночной

    Expert Последние изменения: апрель, 2020 Межевание (кадастр) 0 2,121 Время чтения: 6 мин.

    С реформированием отрасли налогообложения и формированием единого реестра, с помощью которого будет проводиться расчет налогов и других платежей, очень часто обычных граждан волнует вопрос кадастровой стоимости. Ведь все прекрасно знают, что именно на ее основании проводиться расчет всех необходимых к уплате налогов и сборов, другое дело, что не всегда такая стоимость адекватная и соответствует реалиям действительности. Именно поэтому в данной статье мы попробуем понятно рассказать о том, что такое кадастровая и рыночная стоимость земли, как они определяются, и почему кадастровая стоимость земли выше рыночной.

    Кадастровая стоимость: особенности формирования

    Такая информация вноситься в единую информационную базу, служащую основанием фискальным органам для начисления земельного и других видов налога. Такая стоимость рассчитывается периодически, и поэтому на законодательном уровне утверждены сроки по провидению такой оценки. На данный момент оценка земельного участка не может проводиться чаще, чем один раз в три года, но при этом не должна проводиться реже, чем один раз в пять лет.
    Провидение оценки земельного участка имеет свой определенный алгоритм, который прописан в соответствующих Правилах.

    В таком случае ни один сотрудник ФНС не имеет права предъявить к такому субъекту претензии.
    Теперь самый главный вопрос в том, как же формируется такая стоимость и от чего она зависит? Следует отметить, что главным показателем при формировании цены объекта является его целевое предназначение. Есть установленная классификация земельных участков по целевому назначению, и в зависимости от того, в какую категорию попадает участок налогоплательщика, и формируется оценка.

    Классификационный признак при формировании кадастровой стоимости

    Классификация земли по целевому назначению:

    • Земельные участки городского и сельского поселения, к которым также относят и различного рода жилые кооперативы, объединения, поселки и т.д., например, дачные кооперативы, огороднические объединения. При формировании кадастровой стоимости таких объектов главным является статистическая информация о стоимости объектов. Здесь используется исключительно массовый характер расчета, то есть нет индивидуального подхода к объекту и весь расчет проходит по единому алгоритму;
    • Земля, которая располагается за чертой городских и сельских поселений. Также в эту группу входят те земельные участки, которые находятся за чертой лесничеств, заповедных зон и т.д. Здесь при оценке объекта недвижимости применяется не статистический метод, а метод капитализации. Здесь рассчитывается кадастровая стоимость на основе расчета ренты, то есть того дохода, который может быть получен землевладельцем с данного участка земли;
    • Участки, которые не относятся ни в одну из ранее рассмотренных категорий, то есть те земли, что располагаются вне черты городов и сел. В данном случае для расчета стоимости используется опять-таки метод расчета рентного дохода. Но в случае невозможности его применения может быть применен другой подход: стоимость будет формироваться исходя из тех расходов, которые необходимо будет осуществить лицу для поддержания такого участка в надлежащем состоянии, в том числе и с сохранностью его потенциала.

    Но у многих людей возникает вопрос относительно того, а как оцениваются те земли, которые одновременно могут входить в каждую категорию, как тогда формируется их стоимость. В таком случае происходит некое распределение земель на доли, каждая из которых будет иметь свою кадастровую стоимость. Если владелец владеет таким участком с разными по назначению долями, то тогда ему будет выдана карта зонирования с подробным описанием предназначения каждой зоны участка.
    По итогу провидения кадастровой стоимости такая информация должна в обязательном порядке быть внесена в кадастр, на основании которого и будет происходить начисление налогов. Но, к сожалению, не всегда такая стоимость будет объективной, и не все факторы влияния будут учтены правительственными органами власти. Многие не понимают, почему нельзя использовать именно рыночную стоимость, ведь это правильнее и логичнее. Но и здесь есть свои тонкости.

    Рыночная стоимость: принципы определения

    Конечно, рыночная стоимость – это более объективный показатель, который учитывает многие факторы влияния. Если говорить простыми словами, то

    Но, несмотря на то, что такая стоимость определяется рынком и его тенденциями развития, на законодательном уровне определены принципы определения и такой стоимости. Есть специальные Методические рекомендации № 588-р., где прописан алгоритм определения такой цены. И далее представим читателю такие принципы:

    • Земля в любом случае должна удовлетворять запросы ее пользователя, то есть быть полезной для него. Если использовать рыночную терминологию, то человек при покупке данного участка должен удовлетворять свои запросы в данном вопросе;
    • Рыночная стоимость всегда, как и стоимость любого товара на рынке, зависит от имеющегося на нем предложения и спроса. Если спрос растет, а предложение падает, то цена растет, если ситуация обратная, то стоимость падает. Если мы будем говорить о рынке недвижимости, то при кризисной экономике цена на недвижимость всегда падает, поскольку у людей нет денег на покупку таких товаров. При развитии народного хозяйства, население активно вкладывает свои сбережения в рынок и, самое главное, у них есть, что вкладывать;
    • Рыночная стоимость объекта никогда не может и не должна превышать стоимость аналогичного объекта, который может удовлетворить аналогичные запросы покупателя. Другими словами, земельные участки с одними параметрами не могут стоить по-разному, ведь купят всегда тот, который дешевле;
    • Рыночная стоимость земельного участка любого назначения всегда будет на разную дату разная, поскольку рынок изменчив и предложение видоизменяет величину цены на него.

    Кстати, не все знают, но кроме рыночной и кадастровой стоимости есть еще такой показатель как нормативная стоимость земли. Это та стоимость, которая формируется исключительно на основании его окупаемости за отчетный период инвестирования. Нормативную стоимость определяют местные органы власти, и применяется она только в том случае, если к конкретным участкам земли невозможно применить кадастровую стоимость.

    Принципиальная разница между кадастровой и рыночной стоимостью

    Итак, есть ли принципиальная разница между двумя стоимостями, или просто есть разное название, а суть одна?

    И, несмотря на то, что многие представители власти утверждают о том, что кадастровая стоимость – это прекрасная альтернатива рыночной, это не так. Эти показатели очень часто абсолютно разные и на это есть свои причины.
    Главные причины, которые объясняют различия между кадастровой и рыночной стоимостью земли:

    1. Цена рынка всегда является актуальной, она учитывает все негативные и положительные факторы влияния, поэтому только в течение года данный показатель может весьма отличаться. Кадастровая же стоимость утверждается на достаточно долгий период и не учитывает сезонные тенденции рынка, цикличность экономических процессов и т.д.;
    2. Кадастровая стоимость абсолютно не гибкий показатель, он не может измениться даже при кардинальном изменении рыночной стоимости объекта. Даже при резком снижении спроса на объект, собственник заплатит столько, сколько насчитала ему налоговая служба;
    3. Стоимость в соответствие с кадастром всегда за основу берет материальный анализ, а вот рыночная анализирует и конкурентоспособность других земельных участков, предлагающихся на рынке;
    4. Стоимость кадастровая может очень просто иметь необоснованное завышение, поскольку, как показывает практика, есть множество неточностей в методике ее расчета.

    Нередко можно встретить такую ситуацию, когда реальная стоимость объекта, то есть рыночная цена, ниже той, которая указана в соответствие с кадастровой оценкой. Многие люди недоумевают, как такое может быть, но таким фактам есть вполне обоснованное объяснение:

    • Для начала помним, что именно кадастровая стоимость является налогооблагаемой базой для расчета земельного налога. Следовательно, чем она больше, тем больше поступлений будет зачислено в бюджет. И если ошибка в расчете будет найдена, то очень редко она может вести к уменьшению цены объекта, а не к ее увеличению;
    • Кроме того, большинство стоимостей, внесенных в базу, являются результатом оценки объекта тогда, когда в России наблюдался пик спроса на такие объекты, следовательно, стоимость была высокой. Если сравнивать динамику цены на аналогичные объекты тогда и сейчас, то сейчас она может быть в разы ниже;
    • Также кадастровая стоимость может быть ошибочно повышена за счет того, что рядом с данным объектом находятся определенные объекты инфраструктуры. При анализе это может существенно повысить цену, хотя объективно никакого влияния данная инфраструктура в конкретном случае не будет иметь.

    Другими словами, факторов, почему кадастровая стоимость может быть больше рыночной много, другое дело, что обычным налогоплательщикам от этого не легче. Конечно, представители ФНС и других органов власти понимают данные проблемы и хоть как-то пытаются их решить, например, вводя поправочные рыночные коэффициенты. Но такие коэффициенты применяются не всегда и не везде, а поэтому необходимо кардинально что-то менять в данной методике расчета. Это очень важно, поскольку именно данный показатель используется и при приватизации объектов, и при передаче его в залоговое имущество, и при продаже и т.д. Почти всегда используется именно кадастр, а не рынок. И если ничего не изменить в данной системе, то простые граждане и предприятия продолжат платить больше, чем им положено в современных реалиях.

    Добавить комментарий