Снижение налогов на бизнес относится к

Законное снижение налогов: 15 способов

Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.

1. Применение специальных налоговых режимов

Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.

Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.

2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы

Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.

В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.

3. Взаимодействие с иностранным капиталом

Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.

4. Изменение географии бизнеса

Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.

5. Использование льгот

Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.

Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.

6. Корпоративные процедуры

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

7. Профессиональные посредники

Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.

8. НДС

9. Не только сколько, но и когда

10. Паевые инвестиционные фонды

11. Настройка прямых и косвенных расходов

12. Рассрочка

13. Пени вместо кредита

14. Зарплатные налоги и сборы

Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).

15. Имущественные налоги

До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.

Резюме

Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.

Юристы спрогнозировали всплеск маскировок под малый бизнес ради льгот

Недобросовестные бизнесмены попытаются воспользоваться господдержкой в связи с пандемией коронавируса и подогнать свои предприятия под критерии малого и среднего бизнеса, прогнозируют опрошенные РБК юристы. Злоупотребление льготами негативно скажется на общем эффекте от поддержки реального малого бизнеса, но двукратное снижение страховых взносов сдержит миграцию экономики в тень и снизит спрос на услуги обнальщиков.

Имитация малого бизнеса

Большинство объявленных правительством антикризисных мер распространяется только на малые и средние предприятия (МСП). Для них перенесли сроки уплаты налогов, кредитных и арендных платежей, расширили возможности кредитования. Существенной поддержкой стало двукратное снижение страховых взносов с 30 до 15%, которое высвободит для бизнеса 285 млрд руб. в 2020 году. Льгота введена бессрочно, а не на несколько месяцев.

Пониженная ставка распространяется только на зарплаты выше минимального размера оплаты труда (в 2020 году — 12,13 тыс. руб.). Предполагается, что льгота сдержит рост увольнений и снижение зарплат. Но воспользоваться ею смогут только предприятия МСП, которых насчитывается почти 6 млн.

Есть риск, что некоторые компании мимикрируют под малый и средний бизнес, чтобы получить новые льготы, сообщил РБК адвокат, партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович.

«Классический вариант для этого — дробление бизнеса. Компании с выручкой выше лимита 2 млрд руб. и численностью сотрудников более 250 человек (предельные значения, чтобы считаться малым и средним бизнесом) могут искусственно подогнать бизнес под критерии — создать новое юрлицо и перевести на него часть деятельности и сотрудников. Иногда, чтобы не выйти за лимит по выручке и сохранить право на льготы, фирмы могут попросить некоторых покупателей перенести закрытие контрактов на будущий год, пояснил Яголович. Правда, это не распространенная практика, поскольку отложить исполнение договора, изменив его условия, можно лишь в редких случаях.

К микропредприятиям относят юрлица и ИП с численностью сотрудников до 15 человек и доходом до 120 млн руб., к малым — до 100 человек и до 800 млн руб., к средним — от 100–250 человек и до 2 млрд руб. Общий для всех критерий — 51% уставного капитала должен принадлежать физлицам или субъектам МСП. Доля организаций, не относящихся к МСП, в капитале не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25%.

Чаще всего искусственное дробление бизнеса используется для ухода от налогов за счет специальных налоговых режимов — упрощенки (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), и во многом поэтому власти решили отменить ЕНВД с 2021 года. Дробления распространены в розничной торговле, общепите и сфере бытовых услуг. Снижение страховых взносов может стать еще одним поводом для злоупотреблений в виде такой оптимизации, отмечает юрист Forward Legal Федор Закабуня.

В ближайшее время случится достаточно большое число превращений ранее крупных бизнесов и компаний в средние и малые предприятия, считает управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. «Разумеется, одним из способов является дробление и создание большого количества юрлиц с переводом персонала и перемещением активов», — констатирует он.

В реестр МСП автоматически включают все предприятия, которые отвечают критериям, согласно данным налоговой отчетности за предшествующий год. По последним данным на 10 марта, в реестре 5,96 млн субъектов. Реестр ежегодно обновляется 10 августа на основе информации на 1 июля. Для вновь созданных организаций и зарегистрированных ИП обновление проходит ежемесячно. Теоретически уже по отчетности второго квартала новая компания может попасть в реестр при условии, если применяет общий режим налогообложения, объяснил управляющий партнер юридического бюро «Водчиц и партнеры» Дмитрий Водчиц.

Сейчас региональные инспекции не дают льготы автоматически, рассказал Водчиц: «Говорят, что нужно направлять заявление». Также непонятно, распространяется ли льгота на фонд оплаты труда по снижению страховых взносов за март. «По идее должна, так как обязательство по уплате страховых взносов возникает в апреле, а льготы действуют с 1 апреля. Все ждут разъяснений», — отметил юрист.

Сейчас предприниматели больше думают, как выжить, и только спустя некоторое время могут задуматься о дроблении, считает он.

Читайте также:  Как получить консультацию в налоговой инспекции

В то же время из-за экономического кризиса у многих компаний упадут обороты, что позволит им законно начать применять специальные налоговые режимы, в том числе УСН, отмечает Федор Закабуня.

Глубокий экономический спад повлечет за собой новые реорганизации, которые будут иметь бизнес-цели. «В ближайшие недели, месяцы мы будем наблюдать, как из больших холдинговых структур и корпораций будут выделяться или возникать вновь юрлица, разделенные по отдельным видам деятельности», — ожидает Лемчик.

В частности, из-за «новой реальности» объективные причины дробления возникли у компаний общепита, которые официально признаны пострадавшими. Из-за падения спроса в розничных точках продаж и возросшего спроса на доставку фронт работ сегментируется на точки общепита и доставку по адресам: в такой ситуации логичным будет создание отдельного юрлица, развивающего доставку. «Это вполне объективная причина для дробления одной компании на две самостоятельные фирмы. Тем более переориентация бизнеса на доставку потребует организационных изменений: найма новых специалистов и перепрофилирования уже невостребованных сотрудников общепита, изменения стратегии привлечения и взаимодействия с клиентами», — пояснил Иван Яголович.

Чем опасно искусственное дробление

Очевидно, налоговая предвидит рост числа дроблений и будет пристальнее проверять получателей налоговых льгот. За искусственное дробление бизнеса инспекторы доначисляют налоги по стандартным ставкам. Штрафы достигают от 20 до 40% неуплаченной суммы налогов, сборов и страховых взносов, пояснил Закабуня.

Главный фактор при таких проверках — деловая цель дробления бизнеса. «Ярко выраженная неналоговая цель обособления дает шансы на выживание и возможности применения льгот», — подчеркивает Лемчик. При проверке необходимо доказать штатную, организационную и имущественную обособленность от других компаний и собственный, не пересекающийся с другими юрлицами вид деятельности.

Федеральная налоговая служба (ФНС) расценивает искусственные дробления как умышленное уклонение от налогов. Все проверки по дроблению бизнеса проводятся с учетом применения ст. 54.1 Налогового кодекса. «Компании, которые захотят открыть новые юрлица или раздробиться только в целях получения налоговых льгот и преференций при наличии массы пересечений по сотрудникам, офисам, имуществу, контрагентам, будут ждать большие проблемы», — предупредил Лемчик.

При этом существенного роста судебных споров не произойдет, считает Яголович. «Сервисы налоговых органов пока «не научились» автоматически выявлять дробление бизнеса, хотя и значительно продвинулись в оценке аффилированности. Между тем сама по себе взаимозависимость не означает искусственного дробления. Признаки занижения выручки можно найти, если непосредственно анализировать отчетность и вручную сравнивать показатели, а для установления миграции персонала без фактического изменения рабочего функционала необходимы допросы сотрудников, рассказал адвокат. К тому же дробление бизнеса — одна из самых сложных категорий дел для доказывания, и суды чаще встают на сторону компаний в сравнении с делами по фирмам-однодневкам, рассказал он.

Помогут ли льготы обелению экономики

С одной стороны, кризис усилит теневую занятость — предпринимателям выгоднее платить зарплаты в конвертах и экономить на страховых взносах. Кроме того, официально не оформляя сотрудников, легче их увольнять, констатировал Александр Лемчик.

Почти каждая третья компания (30%) принудительно отправила сотрудников в неоплачиваемый отпуск, показал опрос ЦСР во время первой объявленной Путиным нерабочей недели. Свыше 20% предприятий сократили зарплаты, а 16% перешли к увольнениям.

Бизнес уходит в неформальные отношения, чтобы избежать государственного регулирования и уйти от налогов и страховых взносов, на которые тратится весомая часть выручки любого бизнеса. Работодатель, не относящийся к малому бизнесу, должен платить за каждого сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. К 30%, которые платит работодатель, добавляются еще 13% подоходного налога (НДФЛ), который удерживается с зарплат. Министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК называл такую нагрузку «запредельной» и указал на прямую связь с высокой долей серых зарплат.

В 2018 году скрытая оплата труда (неформальные зарплаты, «конвертные» зарплаты) составила 13,06 трлн руб., или почти 13% ВВП, подсчитал Росстат. Больше всего теневых операций происходит в сфере недвижимости, сельском хозяйстве, торговле и строительстве.

Двукратное снижение страховых взносов в совокупности с объявленными карательными мерами против снижения зарплат притормозит уход экономики в тень, считает Яголович.

Уход от налогов через обнальные схемы становится неэффективным. «При огромных 30-процентных страховых взносах использование фирм-однодневок позволяло в два раза снизить налоговое бремя. Страховой взнос 15%, распространяющийся к тому же лишь на часть выплаты, не исключает выгод от использования фирмы-однодневки, однако теперь экономия будет не такая большая. К тому же с учетом затрат на организацию схем обналички и связанные с ними риски лучше полностью заплатить налоги», — рассказал адвокат.

Рынок обналичивания рухнул, после того как ЦБ провел чистку банковского сектора и совместно с Росфинмониторингом усилил контроль за сомнительными операциями. Плата за обналичивание резко выросла: сейчас обнальщики берут 22–23% за свои услуги, сообщили источники РБК в полиции. Несколько лет назад такие услуги оказывали всего за 2–3%, сообщил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.

Снижение страховых взносов сделает невыгодными услуги обнальщиков из-за их дороговизны и налоговых рисков, поэтому бизнесмены, пользовавшиеся схемами ухода от налогов через обналичивание, начнут переходить в правовое русло, резюмировал Александр Лемчик.

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Читайте также:  Оплачивают ли пенсионеры земельный налог

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Кемеровская область поддержит предпринимателей на 1 млрд рублей

Кузбасс стал одним из первых регионов в Сибири, где на областном уровне определены конкретные меры поддержки предпринимателей, наиболее пострадавших от введения карантинных мер. Сэкономить на уплате налогов в 2020 году более 1 млрд руб. смогут около 2 тыс. организаций и 12 тыс. индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере услуг. Пока нет понимания, как именно будут компенсироваться эти выпадающие налоговые доходы. Достаточность мер поддержки можно будет оценить через 5–6 месяцев, по числу банкротств малых и средних бизнесов, говорят аналитики.

Власти Кузбасса приняли региональный закон о мерах поддержки бизнеса в отраслях, наиболее пострадавших от введения карантинных мер. «Введенные из-за коронавируса ограничения стали испытанием для бизнеса, в первую очередь — для сферы услуг. Новое снижение налогов будет работать как дополнение к федеральным мерам поддержки и поможет бизнесу пережить сложный период»,— сказал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

Пострадавшим бизнесменам в Кузбассе предоставлены налоговые льготы в виде двукратного снижения налога на имущество в 2020 году: с 2,2% до 1,1% в отношении недвижимости, по которой налог рассчитывается, исходя из среднегодовой стоимости, и с 2% до 1% в отношении торговых и офисных объектов, по которым налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. Такой мерой поддержки смогут воспользоваться более 200 организаций на общую сумму более 500 млн руб.

Кроме того, по словам спикера парламента Кузбасса Вячеслава Петрова, приняты меры поддержки малого и среднего бизнеса: «С 15% до 5% снижен налог по системе „доходы минус расходы“, с 6% до 1% снижен налог на доходы». Помимо этого, с 3% до 1% снижена ставка по упрощенной системе налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в сферах сельского хозяйства, охоты, лесоводства и лесозаготовки, производства лекарственных препаратов, одежды и обуви, в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования, предоставления социальных услуг и др.

Для стимулирования владельцев торгово-офисной недвижимости, которым предложено снизить ставки арендных платежей, предусмотрено снижение налога на недвижимость совокупно снижению арендной платы, но не более чем на 50%, сказал господин Петров. Сумму налога можно будет уменьшить на предоставленную скидку по аренде имущества для компаний из перечня пострадавших отраслей и сферы торговли, сообщили в облправительстве.

Эти компании и ИП, работающие в отраслях, признанных наиболее пострадавшими от карантинных мер, в 2019 году перечислили в бюджет Кузбасса более 5,1 млрд руб. налогов, рассказал „Ъ“ заместитель губернатора Кузбасса, министр финансов региона Игорь Малахов. Это около 3,5% от консолидированного бюджета 2019 года, отметил он. В регионе основную долю налоговых поступлений обеспечивают угольщики и металлурги.

«На сегодняшний день нет пока понимания, как именно будут компенсироваться эти выпадающие налоговые доходы. В то же время есть системные решения, принятые на федеральном уровне, позволяющие регионам сегодня более свободно принимать собственные меры продержки предпринимателей. Одно из таких решений — освобождение регионов в 2020 году от обязательств погашать ранее выданные бюджетные кредиты. Для Кузбасса эта высвобожденная сумма составит 1,6 млрд руб.»,— рассказал Игорь Малахов. Кроме того, отметил он, утвержденные 1 апреля президентом РФ поправки в бюджетное законодательство снимают действующие ограничения, установленные бюджетным кодексом, по дефициту региональных бюджетов и предельному размеру госдолга. Регионы смогут повышать установленные показатели на сумму расходов для борьбы с коронавирусом и минимизации последствий ухудшения экономической ситуации. В 2020 году доходы областного бюджета запланированы в объеме 156,9 млрд руб., расходы — 180,4 млрд руб.

«Речь идет, в частности, о субсидии на выплату зарплаты. Такая мера пока не была предложена ни в одном субъекте РФ. Документ сейчас дорабатывается. Думаю, он станет существенной поддержкой предпринимателям и работникам, которые заняты в малом бизнесе»,— рассказала она „Ъ“. Еще одна мера, разрабатываемая в регионе, — освобождение от арендной платы за муниципальное и государственное имущество предпринимателей на период простоя бизнеса, рассказала госпожа Латышенко. «Налоговые льготы, частичное решение проблем с арендой имущества и выплатой зарплаты — все эти меры позволят сохранить бизнес, рабочие места»,— считает она. По ее примерным оценкам, без учета торговли, в наиболее пострадавших отраслях в регионе сегодня трудится как минимум 33 тыс. работников.

Впрочем, власти Кузбасса предупреждают, что налоговых льгот будут лишены те предприниматели, которые будут привлечены к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и ограничений, установленных режимом самоизоляции в регионе.

Как алтайские предприниматели попросили власти поддержать их

Принятые меры связаны с реалиями бизнеса, достаточность этой поддержки можно будет оценить через пять-шесть месяцев, по числу банкротств малых и средних бизнесов, говорит аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. «Очевидно, что такие меры поднимут авторитет региональных властей и доверие потенциальных избирателей к ним. В то же время, даже скидка в 50% по налогам не спасет, например, предприятия общественного питания, которые на фоне почти нулевой выручки будут вынуждены платить зарплату персоналу. То же касается и гостиничного бизнеса, где грядут масштабные слияния и поглощения»,— говорит он.

Малому и среднему бизнесу сегодня нужны живые деньги, чтобы выплачивать зарплаты, платить аренду и налоги, говорит лидер Партии социальной защиты Владимир Михайлов. «Любые отсрочки и каникулы не решают проблему, так как с выпавших доходов все равно придется платить налоги»,— отмечает он. Просчитать последствия принимаемых мер, кумулятивный эффект на бюджет сегодня очень сложно: кроме выпадающих напрямую налоговых доходов будут и выпадения за счет банкротств, необходимо будет субсидировать социальные сферы, говорит Алексей Антонов.

Законные способы сокращения налоговой базы

Автор: Екатерина Калинкина, глава филиала Интеркомп в Рязани

Одним из действенных способов увеличения экономического эффекта от своей деятельности для компаний является уменьшение финансовой нагрузки за счет оптимизации налогов. При этом нужно помнить, что «серые» схемы ухода от выплат государству всегда будут связаны с высоким риском негативных последствий для компании. В этой статье мы рассмотрим только законные и надежные способы сокращения налоговой базы.

Политика государства по выводу бизнеса из тени

На сегодняшний день государство предпринимает активные действия по выводу бизнеса из тени, улучшению администрирования и собираемости налогов. Сотрудникам ФНС уже известно большинство «серых» схем уклонения от налогов, а новые оперативно выявляются ими посредством постоянно совершенствующихся компьютерных программ (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3»).

Кроме того, 13 июля 2017 года ФНС совместно с Минфин и Следственным комитетом выпустили методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Данные рекомендации являются подробной инструкцией для инспекторов по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов, а также детально описывают распространенные схемы уклонения от их уплаты:

применение фиктивных сделок;

дробление бизнеса c целью необоснованного применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот, льготных налоговых ставок;

подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

Когда следует начинать налоговую оптимизацию

Задуматься о том, как легально уменьшить налоговое бремя стоит еще перед регистрацией компании, выбрав наиболее выгодную систему налогообложения в зависимости от планируемого вида деятельности организации, а также от возможности применения специальных налоговых режимов и законодательно установленных льгот.

Тем не менее, начинать проводить налоговую оптимизацию никогда не поздно. Приступая к оптимизации, в первую очередь нужно проанализировать актуальную законодательную базу на наличие подходящих налоговых льгот исходя из налоговой нагрузки компании:

Читайте также:  Налог на землю для многодетных семей

освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц;

целевые льготы по госпрограммам;

отсрочка выплат по налогам.

На основании полученной и проанализированной информации необходимо сформировать эффективную учетную политику компании для целей налогообложения. При проведении мероприятий по оптимизации налогов организации обычно сосредотачиваются на снижении налога на прибыль и НДС.

Меры по оптимизации налога на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются доходы компании, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно соответственно либо сократить доходы, либо увеличить расходы. Перечень расходов, которые учитываются и не учитываются при расчете налога на прибыль, указан в главе 25 НК РФ.

Законные способы увеличения расходов для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ), в том числе непогашенные в срок обязательства других компаний. Отчисления в данный резерв производятся ежемесячно или ежеквартально, но не более 10 % от выручки. Суммы отчислений для целей расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных расходов;

на оплату отпусков (ст. 255 НК РФ). Этот резерв позволяет компаниям включать расходы на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда равномерно в течение года. Создавать данный резерв могут компании, применяющие метод начисления. Порядок создания резервов определяется НК РФ;

на ремонт основных средств (ст. 260 и 324 НК РФ). Отчисления в данный резерв рассчитываются на основании количества замен и сметы ремонтных работ, которые не превышают размер, установленный за последние три года. Создание резерва компаниям, работающим менее трех лет, запрещено. Суммы отчислений в данный резерв включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

Создание резервов позволяет компании равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода и существенно экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

Использование премии на амортизацию (ст. 259 НК РФ).

В зависимости от того, к какой группе амортизационной группе относится новый объект, компания может единовременно учесть при расчете налога на прибыль от 10 (для I, II, VIII, IX, X амортизационных групп) до 30 (для III-VII групп) процентов расходов от стоимости объекта. Данная премия используется как при покупке нового имущества, так и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ранее приобретенных основных средств.

Применение инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ).

Данный вычет с 01 января 2018 года может использоваться компаниями при приобретении или капитальном улучшении основных средств III-VII амортизационных групп. Возможность его использования должна быть закреплена региональным законодательством. Вычет не может составлять более 90% от суммы расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств. Важно, что основные средства, по которым был применен инвестиционный вычет в дальнейшем не смогут амортизироваться.

Применение инвестиционного вычета позволяет единовременно учесть при расчете налога на прибыль значительную часть расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств.

Меры по оптимизации НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, налогооблагаемой базой которого является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Порядок его исчисления и уплаты установлен главой 21 НК РФ. Согласно данному порядку, компании платят в бюджет разницу между суммой налога исчисленной и суммой налога уплаченного.

По сути данный налог платит покупатель в составе цены товара, а компания лишь передает данную сумму в бюджет. Стремление уменьшить НДС к уплате в бюджет компаниями понятно. Зачастую им приходится перечислять в бюджет на уплату НДС собственные средства, так как покупатели могут вовремя не рассчитаться за товар, работы или услуги. Кроме того, недоплаченная в бюджет сумма НДС увеличивает доход компании, который не облагается налогом на прибыль.

Способы снижения суммы НДС к уплате

Освобождение от уплаты НДС при соблюдении условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ:

выручка за три предшествующих календарных месяца не должна превышать 2 000 000 рублей без учета НДС;

компания не должна продавать подакцизные товары;

копания должна уведомить налоговые органы об использовании права на освобождение от НДС.

Следует учесть, что данный способ будет невыгоден тем компаниям, которые продают товары, выполняют работы или оказывают услуги организациям, применяющим общую систему налогообложения. В этом случае компании не смогут предъявить НДС к возмещению по приобретенным ценностям, работам и услугам.

Расширение списка поставщиков, являющихся плательщиками НДС. Этот способ позволит увеличить сумму «входного» НДС, тем самым уменьшив налог к уплате.

Применение опциона, то есть заключение договора, по которому компания приобретает права купить в будущем некий базисный актив (имущество) по зафиксированной в договоре цене. Выплата опционной премии у получателя не облагается НДС (подпункт 12 ст. 149 НК РФ).

Использование тонкостей различных видов договоров и содержания хозяйственных операций в целях оптимизации НДС:

заключение договора о намерениях;

использование в расчетах задатка, залога, особых условий перехода права собственности;

При использовании данного способа риск переквалификации договора и содержания хозяйственной операции в незаконную схему довольно высок, поэтому важно основываться не только на нормах налогового кодекса РФ, но и на последних разъяснениях Минфина, ФНС РФ и имеющейся актуальной судебной практике.

Право юридических лиц на выбор оптимального способа налогообложения закреплено в Налоговом кодексе и подтверждено Конституционным судом РФ. Важно различать «схемы ухода от налогов» и разумное ведение налогового учета.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляци­онной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации эко­номики может использоваться увеличение налогов.

Воздействие налогов на совокупноепредложение

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ве­дет к сокращению совокупного предложения, а снижение налоговк росту де­ловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер. Он выдви­нул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость. В своем анализе А. Лаф­фер исходил из налоговой функции

где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет, t — ставка налога, Y— уро­вень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой ак­тивности и величину налоговых поступлений.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога(tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тхmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налого­вые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагае­мая база, т.е. величина совокупного дохода (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домашних хозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали опти­мальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт) по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступле­ния в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на со­вокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Yl до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Таким образом, налоги являются не только основным источником дохо­дов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение нало­гов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на ин­вестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и спо­собствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая эконо­мический рост.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8852 – | 7660 – или читать все.

Добавить комментарий