Налоговые споры в арбиртажном суде

Арбитражные налоговые споры: виды, признаки, особенности рассмотрения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что собой представляют арбитражные налоговые споры
  • Какие существуют виды арбитражных налоговых споров
  • Какими признаками обладают арбитражные налоговые споры
  • Как рассматриваются арбитражные налоговые споры
  • Каковы особенности арбитражных налоговых споров в России

Каждая организация или частный предприниматель так или иначе взаимодействуют с налоговой инспекцией. В их отношениях время от времени возникают разногласия, которые часто переходят в судебные споры. В статье мы рассмотрим такое понятие, как арбитражные налоговые споры, почему они возникают и как определяются.

Что значит арбитражные налоговые споры

Арбитражные споры по вопросам налогообложения — это судебные разбирательства, которые касаются задолженности по налогам, нарушений порядка расчетов, сроков выплат и др. Данные тяжбы проходят в арбитражных судах, в которые юридические и физические лица – налогоплательщики подают иски на государственный налоговый орган с целью защиты собственных интересов. Разбирательство осуществляется в ходе арбитражного процесса по налоговому спору.

В основном арбитражные споры затрагивают хозяйственную деятельность налогоплательщиков – налоговый учет, уплата сборов в различные фонды (бюджетные, внебюджетные), территориальные и центральные органы. Они касаются налоговых вычетов НДС, его возврата, точности и регулярности отчислений НДФЛ. Реже всего происходят споры из-за отказа ИФНС в регистрации предприятий, выполнения либо принятия определенных мер, включая процессы о неправомерности и недействительности решений налоговиков.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Чтобы опротестовать действия специалистов фискальной службы, главным образом обращаются в арбитражный суд. Составляя исковое заявление, следует учитывать процессуальное право. Вначале попытайтесь урегулировать спор в досудебном порядке. Далее, если это сделать не удалось, все точки над i расставит обжалование действий налоговой в арбитраже.

Какие последствия имеет обращение в налоговый арбитраж для юридических лиц и ИП? На сегодня это единственно возможный законный способ официально восстановить справедливость. Положительный исход подобных споров позволит предприятию снизить налоговую нагрузку.

Неправомерное решение всегда можно оспорить и аннулировать. Если суд вынес вердикт не в пользу истца (предприятия, ИП), можно подать кассационную жалобу или апелляцию. Но для этого лучше воспользоваться помощью специалистов.

Какие виды налоговых споров рассматриваются в арбитражном суде

Для прояснения картины дальнейших действий налогоплательщик должен знать, какого характера спор имеет место в каждом конкретном случае.

Это поможет определить план выхода из конфронтации. Существует ряд признаков, по которым различают налоговые разногласия.

Чаще всего выделяют следующие виды налоговых споров, разбираемые в арбитражном суде:

Ошибочно трактуются законодательные нормы. Подобные конфликты, как правило, урегулируются сразу и до суда.

Истец доказывает, что налоговый контроль или судебное производство осуществляется неправильно.

Относятся к деятельности налогоплательщика и в основном решаются в арбитраже.

Споры подразделяются также в зависимости от того, кто именно подает заявление в качестве истца:

Обжалование процедуры, нормативного документа, действий ИФНС.

Взимание налогов, наложение административных санкций на плательщика.

Сотрудники таможенной службы.

С учетом порядка разрешения конфликта споры урегулируются:

  • по досудебной процедуре (подача жалоб и возражений);
  • по судопроизводству (рассмотрение судом).

К арбитражным налоговым спорам относятся разногласия, возникающие в процессе:

  • взимания задолженности (пени) по налоговым сборам;
  • введения санкций за нарушение налогового права;
  • использования мер административного воздействия (предупредительных, пресекательных) в налоговых вопросах;
  • проверки конституционности норм налогового права.

Нередко встречаются и комплексные споры, сочетающие признаки нескольких типов конфликта. Обычно их рассматривают следующие инстанции:

  • Конституционный суд РФ;
  • суд общей юрисдикции (по делам административного характера в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ);
  • суд субъекта Российской Федерации;
  • арбитражный суд (по Арбитражному процессуальному кодексу РФ).

Разбирая арбитражные налоговые споры, соответствующий судебный орган руководствуется нормами налогового права и обязательно Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Основные признаки арбитражных налоговых споров

Главные признаки налогового спора:

Субъективный состав участников

Российская либо зарубежная компания, ИП или орган ФНС

Различие в подходах к исполнению законодательных норм

Происходит из-за присутствия нескольких точек зрения на исполнение Налогового кодекса РФ плательщиком налогов или ИФНС

Очевидные критерии процессуальных условий:

  • характерность споров, их виды;
  • судебный орган и субъект;
  • урегулирование налоговых вопросов.

Если при обращении с иском предприниматель не является официально зарегистрированным ИП, возникшие налоговые споры решает третейский суд.

Часто бывает, что налогоплательщика приглашают на комиссию для легализации налоговой базы по нерентабельному бизнесу или иным причинам. Рассмотрим подробнее, какую роль играет данная комиссия в налоговых вопросах.

Если вас вызвали на заседание такой комиссии, ждите налоговую проверку либо повышение сумм отчислений, поскольку в вашем случае ИФНС заметила уровень рентабельности бизнеса.

Налоговая комиссия очень важна для государственной казны, она пополняет ее путем повышения отчислений.

Индивидуальных предпринимателей приглашают на комиссию в следующих случаях:

  • бухгалтерская отчетность предприятия не отражает все проводки;
  • несвоевременные отчисления НДФЛ;
  • замечена подделка или недостоверность финансовых отчетов;
  • отсутствуют четкие пояснения по деятельности плательщика.

Налоговая комиссия указывает предпринимателю на ошибки. Ими могут стать, допустим, недоплата по налогу или сомнительные данные. Такой подход позволит все вовремя исправить.

Все эти разногласия можно урегулировать, не дожидаясь суда. А также присмотреться, как настроены инспекторы и чем они мотивируют свой интерес к налогоплательщику, чтобы в дальнейшем подготовиться к проверке.

Учтите, что посещение комиссии игнорировать нельзя. Разумеется, данный визит неприятен, однако у вас есть шанс реально оценить ситуацию и лояльность налоговиков, а также подготовить документы.

Членами налоговой комиссии могут быть:

  • представители налоговой инспекции;
  • специалисты Пенсионного фонда;
  • сотрудники местной администрации;
  • работники прокуратуры.

Комиссия имеет право получать необходимые сведения о предпринимателе (компании) из Интернета, периодических изданий, официальных отчетов.

В этом случае порядок ее действий по отношению к плательщику будет следующим:

  • сверка финансовых потоков;
  • создание схемы ведения бизнеса;
  • аналитическая таблица за конкретный промежуток времени.

После заседания комиссии предпринимателю еще раз укажут на выполнение налоговых обязательств, подчеркивая, что это повысит эффективность его бизнеса.

Через какой-то промежуток времени будет еще одна проверка того, как налогоплательщик принял к сведению и выполнил рекомендации инспекторов.

Как выносятся решения арбитражных судов по налоговым спорам

С одной стороны субъектами налоговых споров выступают сами фискальные службы, с другой — налоговые агенты и собственно налогоплательщики.

Арбитражные налоговые споры делятся на три группы:

  • опротестование нормативной документации ФНС;
  • обжалование действий (бездействия) налоговой или принятых ею решений;
  • обращения о взыскании определенных сумм налогов, сборов, штрафов и пени.

Каждая из перечисленных групп имеет некоторые особенности процессуального рассмотрения.

На этапе подготовки заявления и сдачи его в производство важную роль играет проверка юридического статуса налогоплательщика.

При обращении в арбитраж для всех вышеназванных видов налоговых разногласий нужно, чтобы сам плательщик (либо налоговый агент) имел официальный статус ИП или юридического лица.

По ст. 126 (подпункт 4) обновленного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный статус подтверждает единственный документ – официально выданное свидетельство о государственной регистрации субъекта права.

В тексте искового заявления указывается название арбитражного суда, куда направляется документ, Ф. И. О. (полное название) заявителя, его юридический адрес (для частных предпринимателей — адрес проживания, дата рождения, данные о госрегистрации).

При этом все перечисленные документы налоговая инспекция может направить в суд самостоятельно, даже выступая в роли истца, что является важной особенностью арбитражного налогового спора.

С 01.09.02 производство в арбитражных судах по налоговым спорам должно возбуждаться по заявлениям, оформление которых отлично от написания исковых заявлений. Копия данного документа вместе с приложениями отправляется заинтересованной стороне заказным письмом с уведомлением еще до подачи материалов на рассмотрение арбитража.

Лицо, которое обратилось в судебную инстанцию по налоговому спору, выступает заявителем согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (гл. 23, 24, 26). При этом вторая сторона (адресат), получившая требование, считается заинтересованным лицом (ст. 40 Кодекса). Хотя это немного не вяжется с привычными представлениями о субъекте, который подпадает под административные санкции, но, вероятнее всего, другого статуса для ответчика по налоговым спорам не нашлось.

Исковые заявления из любой группы подобных споров рассматриваются в течение двух месяцев с даты их поступления с учетом времени на подготовку дела.

После передачи иска в производство суд дает указание (определение) о подготовке дела к разбирательству (ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2). На данном этапе следует определить характер спорных взаимоотношений и важные обстоятельства, которые относятся к процессу рассмотрения. Нужно содействовать сторонам конфликта в сборе доказательств и приложить усилия для примирения сторон.

Текст судебного определения вмещает предложение участникам конфликта подать к назначенному сроку необходимую документацию. Описывается порядок мирового соглашения. Содержится предупреждение о том, что возражения и доказательства сторон нужно представить и открыть перед судебным рассмотрением по существу.

Вероятнее всего, предварительное заседание суда по арбитражному налоговому спору будет обязательным.

Следует особенно подчеркнуть положения ст. 200 (п. 6) и ст. 215 (пп. 4-5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где для суда (а также плательщика налогов) четко установлена правомерность истребования у фискальных служб определенных доказательств, необходимых для процесса. До этого налоговики неоднократно заявляли о необоснованности подобных притязаний. Однако по ст. 66 Кодекса (п. 5) такие доказательства должны быть затребованы у государственных структур, к которым относятся налоговые.

Особенности арбитражной практики по налоговым спорам

Из-за несовершенства нашего законодательства в части налогового судопроизводства оно базируется на прецеденте (даже если это противоречит романо-германской системе права). Речь идет о неполном урегулировании законных правоотношений между плательщиками и ИФНС. Из-за этого правоприменительная деятельность последнего десятилетия в основном строилась на арбитражной практике по налоговым спорам, а не на букве закона.

Арбитражи всех уровней, да и сами налоговые, при вынесении решений руководствуются чаще известными прецедентами, ссылаясь на акты Высшего Арбитражного суда (далее ВАС) и его федеральных инстанций. Они, в свою очередь, и служат главным нормативно-правовым регламентом для разрешения налоговых споров.

Еще совсем недавно арбитражные суды, как правило, оправдывали налоговые органы. В последние несколько лет практика арбитражных судов по налоговым спорам претерпела изменения. В итоге появился ряд постановлений и определений ВАС, окончательно утвердивших права налогоплательщиков. По большинству вопросов высший арбитраж встал на их защиту.

Кроме того, суды не приняли ненормативные оценочные понятия квалификации, применяемые налоговыми, такие как: «фиктивные фирмы», «массовые адреса и руководители», «фирмы-однодневки», «отсутствующий руководитель», «подписание документов подставными лицами». Взамен этого появились более точные определения «необоснованная налоговая выгода», «недобросовестный контрагент», «должная осмотрительность налогоплательщика» и другие.

Читайте также:  Налоговые льготы для предпенсионного возраста

Нужно заметить, что ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает одно из главных правил арбитражного процесса – состязательность. В налоговых спорах данный принцип урезан специальными нормами в пользу налогоплательщика. То есть в любом случае фискальная служба обязана доказывать законность принятого решения, независимо от своего статуса в конкретном процессе (истец или ответчик). Тем не менее арбитражная практика разрешения налоговых споров свидетельствует, что налогооблагаемому лицу нужно приложить максимум усилий, чтобы обжаловать неправомерное решение территориальной налоговой.

Что касается сроков, в которые рассматриваются арбитражные налоговые споры, Налоговый кодекс Российской Федерации вменяет в обязанности плательщика соблюдать досудебный порядок претензионного обжалования действий инспекций ФНС путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. По закону срок обжалования в арбитраже действий (либо бездействия), а также резолюций налогового органа – три месяца.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда (№ 8815/07 от 20.11.2007) этот период берет отсчет не со дня принятия спорного решения, а с того момента, когда налогоплательщика уведомили об утверждении вышестоящим органом ФНС этого решения (при наличии его апелляционного обжалования). Заметим, что по принятому арбитражному регламенту налоговые споры в сравнении с остальными арбитражными делами разбираются в приоритетном порядке ввиду их особенной публичной важности.

Нажимая кнопку “Отправить” я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных

Арбитражные споры с налоговыми органами

Если вы намерены открыть крупный бизнес, то самое оптимальное решение — это регистрация Акционерного общества. Акционерное общество — это коммерческая компания, в которой уставный капитал поделен на конкретное количество акций. Данные акции удостоверяют права участников этого общества акционеров по отношению к данному обществу. АО бывают открытого или закрытого типа (ОАО/ЗАО). Различие состоит, в основном, в количестве акционеров и порядке купли-продажи акций. Создание АО осложняется необходимостью в государственной регистрации выпуска акций. Если вы не имеете достаточно времени или у вас просто нет желания, разбираться во всех тонкостях регистрации как Акционерных обществ (ЗАО или ОАО), так и выпуска акций, то мы Вам рекомендуем воспользоваться услугами специализирующейся на этом организации, занимающейся подобными операциями систематически.

Сложность рассмотрения налоговых споров связана не только с наличием огромного и разнообразного массива налогового законодательства, включая инструкции налоговых ведомств, в результате чего не специалисту бывает довольно трудно правильно выбрать подлежащую применению в конкретном споре норму материального права, но и определенные трудности, связанные с процессуальными вопросами. За последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Связано это, прежде всего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС. Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков. Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов. Следует учитывать, что действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого решения. При этом в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражные суды нередко разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решения налоговых органов не основываются на законе, а «подгоняются» под нормы права. Специалисты ООО «ЦДС «Учет и Право» окажут вам содействие в обжаловании решений и требований налоговых органов, помогут грамотно подготовить документы для возврата НДС, а при необходимости проконтролировать процесс возврата (зачета) излишне уплаченных или взысканных налогов.

Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействия):

  • необоснованный отказ в возмещении НДС;
  • решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;
  • необоснованное решение о блокировке расчетного счета;
  • выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций;
  • необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;
  • уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика.

Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха в разрешении налогового спора являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика. Практика показывает, что значительное количество исковых заявлений по спорам с налоговыми органами подаются налогоплательщиками без привлечения опытных, профессиональных юристов. Данное обстоятельство неизбежно порождает ошибки, нарушение норм арбитражного процессуального и налогового законодательства. Неправильно сформулированные исковые требования, неверно избранный способ защиты прав приводят к тому, что обращение в суд не приносит желаемого и реально возможного положительного результата для налогоплательщика. Таким образом, выбирая юриста по налоговым спорам – важно обратиться к специалисту, способному работать и отстаивать Ваши интересы именно в этой области права. Специалисты нашей компании имеют обширный успешный опыт защиты прав налогоплательщиков в налоговых спорах с налоговыми органами г. Москвы и Московской области

Мы готовы отстаивать Ваши интересы на любой стадии разрешения налогового спора!

Остались вопросы по нашим услугам?

Заполните форму и мы свяжемся с вами для предоставления бесплатной консультации

Налоговые споры в Арбитражном суде: что нужно знать налогоплательщику.

Г.В. Дегтярева, первый заместитель председателя
Арбитражного суда Удмуртской Республики

Субъектами налоговых споров с одной стороны являются налоговые органы, а с другой стороны — налоговые агенты и плательщики сборов.

Налоговые споры можно разделить на три группы:
– оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов;
– оспаривание решений, действий (бездействия) налоговых органов;
– заявления о взыскании налогов, сборов, пени и налоговых санкций.

Каждая из указанных групп имеет процессуальные особенности рассмотрения.

ОБЩИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

На стадии оформления заявления и принятия его к производству имеет значение проверка правового статуса налогоплательщика.

Для всех трех категорий налоговых споров при обращении в арбитражный суд необходимо, чтобы налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обладал статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя . Согласно подпункту 4 статьи 126 нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) документом, подтверждающим этот статус, является копия свидетельства о государственной регистрации.

Обязательным является указание в заявлениях наименования арбитражного суда, в который они адресуются, наименования заявителя, его места нахождения (для индивидуальных предпринимателей — места жительства, даты рождения, сведений о государственной регистрации).

Особенностью налогового спора является то, что такие документы в суд налоговый орган может представить самостоятельно, даже если налогоплательщик выступает ответчиком.

С 01.09.02 производство в арбитражных судах по налоговым спорам должно возбуждаться по заявлениям, оформление которых отлично от оформления исковых заявлений . Копия такого заявления вместе с документами, которые к нему приложены и отсутствуют у противоположной стороны, направляются заинтересованному лицу до передачи материалов в суд заказным письмом с уведомлением (ранее — просто заказным письмом).

_____________
Формы заявлений с особенностями их оформления в зависимости от групп налоговых споров будут рассмотрены ниже.
_____________

В главах 23, 24, 26 АПК РФ лицо, обратившееся в суд по налоговому спору, именуется заявителем . В этом случае сторона, к которой адресуется требование, должна именоваться заинтересованным лицом , и это будет соответствовать статье 40 АПК РФ. (Это не совсем вписывается в наши традиционные представления о лице, с которого производится взыскание налоговых санкций. Но, по-видимому, иного названия для противоположного участника процесса, кроме как заинтересованное лицо, применить нельзя.)
Все заявления, независимо от групп налоговых споров, должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления , включая срок на подготовку дела.

После принятия заявления к производству, суд согласно пункту 2 статьи 133 АПК РФ выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству . Задачами этой стадии являются определение характера спорного правоотношения, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, содействие сторонам в предоставлении доказательств, возможное примирение сторон.

В тексте определения сторонам предлагается представить к определенному конкретному сроку необходимые суду документы. Разъясняется порядок заключения мирового соглашения. Стороны предупреждаются о том, что все доказательства и возражения должны быть представлены ими и раскрыты до рассмотрения дела по существу.

Проведение предварительного судебного заседания, по всей видимости, будет являться обязательным.

Нельзя не обратить внимание на пункт б статьи 200 и пункты 4 и 5 статьи 215 АПК РФ, которые четко и ясно разъяснили суду (и налогоплательщику) законность его действий об истребовании тех или иных доказательств у налоговых органов, необходимых для рассмотрения дела. Ранее налоговые органы часто высказывались о том, что действия суда по истребованию доказательств необоснованны. Пункт 5 статьи 66 АПК РФ прямо указывает на то, что такие доказательства истребуются у государственных органов (в том числе и налоговых) .

ОСОБЕННОСТИ ОСПАРИВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (ГЛАВА 23 АПК РФ)

В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим в качестве заинтересованного лица следует указывать орган, который принял оспариваемый нормативный акт о налогах и сборах. В описательной части заявления обязательно должна содержаться дата принятия данного документа, его номер, источник опубликования. В обоснование своего требования заявитель обязан указать, в какой части оспариваемый акт нарушает его законные интересы. А также на соответствие какому акту, имеющему большую юридическую силу, должен быть проверен судом данной акт.

К такому заявлению прилагаются (пункт 3 статьи 126 АПК рф):
— уведомление о вручении копии заявления и документов другому участнику процесса;
— документ об уплате госпошлины либо ходатайство об отсрочке или рассрочке;
— нормативный акт, который, по мнению заявителя, имеет большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым;
— копию свидетельства о регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предприниматели;
— если заявление подписано представителем, — доверенность на право подписания такого документа;
— при подписании документа руководителем — документы, подтверждающие факт его избрания;
— сам оспариваемый нормативный акт.

Требование должно формулироваться следующим образом.

Руководствуясь статьями_____________________________________
(перечисляются нормы материального права)
статьямии 792, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:
признать
_______________________ № _______ от __________________ ,
(название нормативного акта)
принятого _________________________________________, не соответствующим
(наименование принявшего органа)
____________________________________________________ и действую-
(наименование акта, имеющего большую юридическую силу)
ющим полностью (в части ___________). Заявления по этой группе дел рассматриваются коллегиальным составом суда.

Читайте также:  Реквизиты для уплаты налога на прибыль

По этой категории дел суд в силу пункта 5 статьи 194 АПК РФ не связан доводами, изложенными в заявлении, и проверяет оспариваемый акт в полном объеме, т. е. по существу. Суд вправе проверить документ и на соответствие другим нормативным актам, не указанным в заявлении.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Вынесенное решение по делу в 10-дневный срок обязательно направляется не только лицам, участвующим в деле, но и в Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, Правительству РФ, Министерству юстиции РФ и иным органам (в частности, органам на уровне субъекта РФ или местного самоуправления).

Данная категория дел рассматривается арбитражным судом в тех случаях, когда это отнесено к компетенции арбитражного суда федеральным законом, основываясь на пункте 3 статьи 6 Налогового кодекса РФ (далее — НКРФ). Решение о признании нормативного правового акта недействующим вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано только в кассационном порядке (т. е. минуя стадию апелляции).

ОСОБЕННОСТИ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (ГЛАВА 24 АПК РФ)

В заявлении о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, действий (бездействия) должностных лиц налогового органа должны быть указаны те же сведения, что и по первой группе споров. Оно должно поступить в суд с такими же приложениями. К заявлению также надо приложить оспариваемый ненормативный акт или решение налогового органа.

Отличие этого заявления состоит в различиях требований заявителя. При оспаривании ненормативного акта налогового органа заявление выглядит примерно так.

Руководствуясь статьями_____________________________________
(нормы материального права)
статьямии 198, 199 АПК РФ, прошу:
признать
__________________________ № _______ от _______________ ,
(наименование нормативного акта)
принятого _____________________________________________________________,
(наименование принявшего органа)
недействительным (или недействительным в части).

Заявление об оспаривании действий (бездействия) налогового органа должно быть сформулировано следующим образом.

Руководствуясь статьями_____________________________________
(нормы материального права)
статьямии 198 , 199 АПК РФ, прошу:
признать ___________________________________________ незаконными
(содержание оспариваемых действий (бездействия))
и обязать ___________________________________________________ совершить
(наименование налогового органа)
следующие действия _______________________________. Указанные заявления рассматриваются судьей единолично. Поскольку для данной категории дел установлен сокращенный срок для рассмотрения заявлений судом первой инстанции, то логичным будет проводить подготовку с указанием всех подготовительных действий сразу же в определении о принятии заявления к производству, что допускается пунктом 1 статьи 133 АПК РФ.

Суд проверяет ненормативный акт, решение, действие (бездействие) налогового органа на соответствие тому закону (нормативному акту), который указывает сам заявитель. Полномочия же органа, принявшего решение или совершившего оспариваемое действие (бездействие), проверяются в полном объеме. И это является логичным и соответствующим пункту 6 статьи 108 НК НФ. В нем говорится о том, что вина в совершении налогоплательщиком налогового правонарушения устанавливается судом на основании доказательств, предоставляемых налоговым органом по каждому обстоятельству, на основании которых сделаны выводы о вине лица, привлекаемого к ответственности .

Что это дает налогоплательщикам и судам? То, что налогоплательщик сам определяет круг вопросов, которые надлежит проверить суду.

В дальнейшем, при рассмотрении заявления о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций, суд будет связан только доводами, которые проверялись в предыдущем процессе. Для новых же доводов, которые налогоплательщик будет обосновывать другими законами или доказательствами, предыдущее судебное решение не будет иметь преюдициального значения — круг обстоятельств уже будет другим. Целью процесса, проводимого в рамках главы 26 АПК РФ, является установление вины или отсутствия вины налогоплательщика, в то время как в судебном процессе об оспаривании решения налогового органа проверяется соответствие его закону, причем тому, который указывает сам налогоплательщик.

Для вступившего в силу решения по этой группе дел АПК РФ предусматривает немедленное их исполнение. Хотя обжаловаться оно может и в апелляции, и в кассационном порядке.

ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНИ И НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ

В таком заявлении следует обязательно указывать наименование истребуемого платежа, его размер, расчет, нормы федерального закона или иного нормативного акта, который нарушен налогоплательщиком (налоговым агентом), что привело к появлению недоимки. Обязательно указываются сведения о том, когда было направлено требование об уплате налога, оформленное в соответствии со статьями 60 и 70 НК РФ. Все остальные сведения идентичны сведениям по остальным группам дел. Вместо нормативных (ненормативных) актов, которые нарушил налогоплательщик, прилагается требование об уплате налога. Этим подтверждается соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Заявление должно содержать следующие требования.

Руководствуясь статьями_____________________________________
(нормы материального права)
статьямии 231, 241 АПК РФ, прошу:
взыскать
______________________________________________________
(наименование местонахождения или жительства должника,
№ и дата свидетельства о государственной регистрации)
____________________ руб. недоимки ____________________________________ ,
(с указанием конкретного налога или сбора)
____________________ руб. штрафа,_______________________руб. пени.,

В силу подпунктов 2, 3 статьи 17 АПК РФ данные категории дел не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей. Поэтому они рассматриваются единолично судьей.

Особенности вступления в законную силу решений о взыскании недоимок и налоговых санкций и порядок их обжалования процессуальными нормами не устанавливается.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Следует отметить, что с 01.09.02 в главе 4 АПК РФ «Компетенция арбитражного суда» отсутствует упоминание о таких традиционных налоговых спорах, как:
возврат из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
— возмещение убытков, причиненных организациям и гражданам государственными контролирующими органами;
— признание не подлежащими исполнению инкассовых поручений или иных документов, предъявленных в банк (статья 29 АПК РФ)
.

Возникает вопрос: разрешаются ли они по общим правилам арбитражного судопроизводства или с особенностями, предусмотренными главами 23, 24, 26 АПК РФ?
Полагаю, что здесь следует исходить из существа допущенных нарушений, которые привели к возникновению спора.

Если требование связано с нарушением сроков принятия решения о взыскании суммы налогов и пени со счета юридического лица в бесспорном порядке (однако банк принял такой платежный документ и произвел списание или разместил в картотеке налогоплательщика) или неправильным исчислением налоговым органом суммы недоимки и пени, — здесь налицо нарушение статьи 46 НК РФ. Следовательно, спор должен быть рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ.

Если в основе иска лежит нарушение банковских правил, то здесь — обыкновенный гражданско-правовой спор, который будет рассматриваться по правилам глав 13—21 АПК РФ. Спор о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке, безусловно, налоговый.

Более сложным является вопрос о возмещении налоговыми органами ущерба. Статья 35 НК РФ в этом случае не может применяться отдельно от статей 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ. Налоговый орган относится к одному из видов государственных органов, поэтому, на мой взгляд, возмещение ущерба производится по правилам искового производства.

Арбитражные налоговые споры. Налоговый арбитраж.

Jurist_arbitr – 04/05/2011 04/08/2016

Арбитражный суд – налоговые споры

По сути, все неразрешенные в апелляционном порядке налоговые споры рассматриваются в арбитражном суде. Термин “налоговый арбитраж” является обиходным, однако, применяется субъектами отношений в сфере налогового законодательства повсеместно. Налоговый арбитраж – это сопровождение налоговых споров в арбитражном суде, представление интересов налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом в рамках судебного арбитражного процесса.

Практически все судебные дела в сфере налогового законодательства касаются налогового учета, отражения в нем хозяйственных операций налогоплательщиками и налогообложения федеральными и местными налогами, сборами и взносами во внебюджетные фонды. При этом, плательщики сборов во внебюджетные фонды лишены необходимости привлекать в качестве ответчика в арбитражном суде соответствующий фонд, т.к. администратором внебюджетных фондов признается Федеральная налоговая служба. Что касается налоговых дел, то они включают в себя споры о применении налоговых вычетов по НДС, возмещении НДС, в том числе экспортного, применении к нему ставки О%, об уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, о начислении НДФЛ и другие споры. Небольшую часть налоговых споров в арбитражном суде составляют споры о признании недействительными решений налогового органа об отказе в совершении регистрационных действий, но в данном случае нормативное регулирование дает более четкие понятия, в связи с чем, судебные акты являются в достаточной степени прогнозируемыми.

При рассмотрении в арбитражном суде вышеуказанные споры на практике принято обобщенно называть “налоговый арбитраж” или “арбитражные налоговые споры“.

Действующее российское законодательство в области налогового судопроизводства, в связи со своим несовершенством, основано на прецеденте (как бы противоречиво для романо-германской правовой системы это не звучало). Имеется ввиду недостаточное урегулирование взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на законодательном уровне, ввиду чего правоприменительная практика в течении последних 10 (даже более) лет исходит из приоритета арбитражной практики по налоговым спорам, нежели закона. Арбитражные суды всех уровней, как и сами налоговые органы, при принятии решений и постановлений руководствуются в большей степени имеющимися прецедентами в виде судебных актов Высшего Арбитражного Суда и Федеральных арбитражных судов, которые, таким образом, составляют основу нормативно-правового регулирования в спорной области налогового законодательства.

Ранее, арбитражные суды в большинстве дел принимали сторону налогового органа. В последние годы правоприменительная практика рассмотрения арбитражным судом налоговых споров изменилась. В результате было издано несколько определений и постановлений Высшего Арбитражного Суда, которыми окончательно были закреплены права налогоплательщика. Во многих вопросах Высший Арбитражный Суд встал на сторону налогоплательщика. В частности, о судебной практике рассмотрения арбитражным судом споров о необоснованной налоговой выгоде я писал ранее. Также суды не согласились с введенными налоговым органом, вне нормативного регулирования, такими оценочными квалифицирующими понятиями как “фирмы-однодневки”, “фиктивные фирмы”, “отсутствующий руководитель”, “массовые адреса и руководители”, “подписание документов подставными лицами” и введены такие понятия как “необоснованная налоговая выгода”, “должная осмотрительность налогоплательщика”, “недобросовестный контрагент” и др.

Читайте также:  Вопрос о выборе системы налогообложения

Необходимо отметить, что статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса закреплен один из основополагающих принципов судебного арбитражного процесса – принцип состязательности. При этом, специальными нормами в налоговых спорах этот принцип ограничен в пользу налогоплательщика, а именно, на налоговый орган в любом случае возложена обязанность доказывать правомерность (законность) принятого решения, вне зависимости от того, ответчиком или заявителем выступает налоговый орган. Однако, арбитражная практика разрешения налоговых споров показывает, что налогоплательщику необходимо применить не мало усилий для отмены незаконно принятого налоговым органом решения.

Относительно сроков при рассмотрении арбитражными судами налоговых споров. Налоговым кодексом закреплена обязанность налогоплательщика соблюсти досудебный претензионный порядок обжалования решения налогового органа в виде подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. Как известно, срок обжалования в арбитражном суде действий (бездействия), решений налогового органа составляет 3 месяца. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда (от 20 ноября 2007 г. N 8815/07) регламентировано, что трехмесячный срок обжалования решения налогового органа отсчитывается не с момента принятия оспариваемого решения, а с момента, когда налогоплательщик узнал об утверждении данного решения вышестоящим налоговым органом (если состоялось апелляционное обжалование спорного решения). При этом, налоговые споры, согласно действующему в арбитражном суде регламенту, рассматриваются первоочередно по сравнению с другими арбитражными делами, ввиду своей особой публичной значимости.

Арбитражные налоговые споры

Арбитражные налоговые споры возникают при появлении конфликтной ситуации между участниками налоговых правоотношений. Чаще всего они ведутся при желании несогласной стороны обжаловать неправомерное решение или акт должностного лица или уполномоченного органа. Кроме того, спор может происходить при желании принудительно взыскать тот или иной налог, сбор.

Что представляют собой арбитражные налоговые споры?

Под данным видом споров понимаются ситуации, вытекающие из правоотношений между налогоплательщиком и уполномоченными органами. Напрямую или косвенно, но они всегда касаются перечисления налогов и сборов.

Как правило, среди причин обращения в суд имеются ситуации:

  • несоответствие акта инспекции требованиям законодательства;
  • нарушение инспекцией прав и интересов плательщиков;
  • незаконные требования, предъявляемые ФНС;
  • создание препятствий ведению предпринимательской деятельности.

Законы, которые регулируют ведение дел по налоговым спорам в арбитражных судах

Нормативным актом, устанавливающим возможность обратиться в суд за защитой законных интересов, является НК РФ, а именно его статья 138. Кроме того, нужно принимать во внимание требования Арбитражного процессуального кодекса, отдельные постановления Конституционного и Верховного суда, иные акты в области, непосредственно касающейся предмета конфликта. Также важно предварительно изучить судебную практику.

Особенности ведения налоговых споров в АПК

Данная категория дел рассматривается по стандартным правилам искового производства, однако с учетом особенностей, применяемых к ситуациям, связанным с административными и иными публичными отношениями. Сама процедура состоит из таких стадий, как:

  • досудебная – там происходит обжалование решения или действия без обращения в суд;
  • подготовка искового заявления, отправка его в арбитражный суд;
  • разбирательство и вынесение обоснованного решения.

В результате изначальное решение налоговой может быть отменено полностью или частично, действие (бездействие) – признано незаконным. Разумеется, оно также иногда остается неизменным.

Сроки рассмотрения данного вида споров

Согласно требованиям АПК РФ, подать иск в суд можно в течение 3 месяцев после нарушения права заявителя. Далее такое дело будет рассматриваться около трех месяцев. В некоторых случаях сроки могут быть продлены до полугода.

Практика арбитражных налоговых споров с ИФНС

Статистика говорит о том, что ранее количество налоговых дел, рассматриваемых арбитражными судами, было больше. Уменьшение связано, прежде всего, с обязательным прохождением досудебной стадии. Кроме того, имеется проблема, проявляющаяся в отсутствии доверия налогоплательщиков к реализации правосудия в стране. Так, количество решений в пользу заявителя не слишком велико, даже когда в процессе участвуют крупные фирмы, способные нанять действительно хороших юристов. В связи с этим небольшие компании сомневаются в целесообразности проведения разбирательства.

Досудебное разрешение споров по налогам

На данной стадии происходит обжалование действий налоговой. Данное право закреплено, прежде всего, статьями 137 и 138 НК РФ, а также отдельными локальными актами ФНС. Досудебное урегулирование конфликта представляет собой ускоренный способ разрешения спорной ситуации. Жалоба направляется в вышестоящий орган, однако через ту инстанцию, действия которой привели к нарушению права.

Алгоритм прохождения этого этапа следующий:

  1. Подготовка жалобы, обращения.
  2. Отправка документов в налоговую инспекцию почтой, через интернет или подача их лично.
  3. Участие в разбирательстве по жалобе.
  4. Получение решения. В случае несогласия с ним следует обратиться в суд за восстановлением справедливости.

По итогам досудебной стадии возможны такие варианты, как:

  • отмена предыдущего решения и соответствующих санкций;
  • признание действий инспекции неправомерными и принятие мер по устранению их последствия;
  • оставление решения без изменений.

На данном этапе не требуется платить госпошлину и нести иные расходы. Кроме того, предусмотрена возможность приостановить исполнение обжалуемого решения до тех пор, пока не появится итоговый результат рассмотрения.

Юридическая помощь в ведении споров по налогам и сборам в арбитражном судопроизводстве

В некоторых случаях обратиться к адвокату лучше уже на досудебной стадии. Это уменьшает временные затраты и позволяет избежать тяжелых последствий, например, уголовной ответственности, когда нарушение является достаточно серьезным.

Если досудебная стадия урегулирования конфликта не прошла успешно, придется направлять иск в арбитражный суд. Для помощи в налоговом споре следует обращаться к юристу, который специализируется на данной отрасли права. Прежде всего, потому что она отличается особой спецификой. Адвокат должен хорошо разбираться не только в праве, но и бухгалтерии, порядке исчисления налогов, выплат, подсчете доходов, расходов.

В задачи налогового юриста входят:

  • изучение сути конфликта;
  • поиск оптимальных и наиболее выгодных вариантов разрешения спора;
  • анализ доказательств и подготовка значимых документов;
  • максимальное снижение негативных последствий, если закон не на стороне клиента.

Очень важно, чтобы во время разбирательства было доказано отсутствие злого умысла, а также группового сговора. При принятии судом решения не в пользу клиента адвокат продолжает работать и помогает подготовить апелляционную жалобу.

Арбитражные налоговые споры

Абсолютно любому бизнесу приходится иметь отношения с налоговым органом – Федеральной налоговой службой (ФНС) и, в частности, со своей территориальной инспекцией (ИФНС). Взаимодействие бывает разным, и возникающие между налоговым органом и налогоплательщиками (налоговыми агентами) разногласия – обычное в практике явление, которое не всегда, но часто приводит к необходимости разрешения спора в арбитражном суде.

Можно ли выиграть спор, по сути, с государством?
Да. Налоговые органы и их должностные лица тоже ошибаются. Им свойственно по-разному и неоднозначно трактовать нормы налогового законодательства в контексте конкретных обстоятельств и условий. Несовершенно и само налоговое законодательство, а порой нормативные акты Минфина и ФНС России идут вразрез с Налоговым кодексом. Нельзя исключить и субъективный фактор в отношениях с налогоплательщиками, когда в одних и тех же ситуациях к одному бизнесу в сравнении с другим аналогичным предъявляются завышенные требования, в том числе предвзятого и противоправного характера.

Арбитражные налоговые споры выигрывают те, на чей стороне закон, грамотно подготовленная правовая позиция и доказательственная база. Кто готов продемонстрировать активность в противостоянии с ИФНС и привлечь для достижения поставленной цели квалифицированного и опытного арбитражного налогового юриста. Наша компания имеет таких специалистов в своем штате, и мы готовы помочь вам выиграть налоговый спор независимо от его содержания и сложности.

Какие налоговые споры мы поможем разрешить:

Порядок оказания услуги: что мы делаем для разрешения налогового спора

Разрешение налогового спора – это, прежде всего совокупность обязательных процессуальных действий. Но если бы все было так просто – соблюсти формальности, – разногласия бы не доходили до длительных судебных тяжб.

Специально для разрешения налоговых споров наша компания разработала поэтапную схему действий. Она на практике доказала свою эффективность, позволяя, с одной стороны, целенаправленно решать поставленные задачи, с другой – не доводить дело до арбитражного суда, если никаких перспектив нет.

Как мы работаем:

  1. Анализируем действия и решения (акты проверок) налогового органа на предмет наличия нарушений и обоснованности.
    Цель – не просто сделать обобщенный анализ и посмотреть на ситуацию со стороны. Цель – найти реальные «зацепки» в деле, на которых можно построить защиту клиента и, более того, добиться успеха в споре.
  2. Анализируем документы клиента – опять же, на предмет возможных нарушений налогового законодательства.
    Это необходимо для того, чтобы, во первых, понимать, насколько претензии налогового органа законны и обоснованы, а, во вторых, сформировать доказательственную базу, если такие претензии незаконны и необоснованны. Кроме того, крайне важно своевременно выявить неочевидные и, возможно, не установленные ИФНС нарушения – нужно заранее оценить риски и подстраховаться от неожиданностей.
  3. Определяем перспективы разрешения спора и говорим клиенту, какие есть варианты.
    Наше правило – говорить правду. Это значит, что вы будете полностью осведомлены и, принимая решение, руководствоваться реальным положением дел.
  4. Разрабатываем правовую позицию в споре и готовим план действий – индивидуальный, учитывающий обстоятельства дела, его перспективы, а также выбранный и согласованный с клиентом вариант разрешения спора.
  5. Готовим дело к разрешению спора на уровне налогового органа (досудебное урегулирование) или к обращению в арбитражный суд – в зависимости от ситуации. Составляем процессуальные документы – возражение, заявление, жалобу в налоговый орган или суд. Формируем доказательственную базу для обращения и разрешения спора.
  6. Представляем интересы клиента в налоговом органе и (или) в арбитражном суде.

Сколько стоит разрешение арбитражного налогового спора в Москве?

Наименование услугиСтоимость
Анализ действий, решений (актов) налогового органа на наличие нарушений и обоснованности. Определение перспектив и плана действийБесплатно
Составление заявлений, возражений, жалоб в налоговый орган или арбитражный судот 10 000 руб.
Разрешение налогового спора в арбитражном суде первой инстанцииот 40 000 руб.
Ведение дела в арбитражном суде в апелляционной инстанцииот 40 000 руб.
Ведение дела в арбитражном суде в кассационной инстанцииот 50 000 руб.
Ведение дела в суде в надзорной инстанцииот 55 000 руб.

В ряде случаев приходится поэтапно проходить и досудебный (сначала), и судебный (потом) порядок разрешения спора. Поэтому здесь без комплексного подхода – никуда. Но в зависимости от потребностей клиентов услуги нашей компании предоставляются как комплексно, так и по отдельности.

Добавить комментарий