Налог на пользование недрами

Налог на пользование недрами

Статья 451. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на пользование недрами (далее в настоящей главе – налога) признаются пользователи недр – организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4 части второй настоящей статьи.

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого – геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно – геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно – оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва Российской Федерации.

Указанные в пунктах 2 – 4 настоящей части пользователи недр не признаются налогоплательщиками только в отношении указанных в этой части видов пользования недрами.

Статья 452. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж – бонус подписи);

2) Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи – бонусы добычи);

3) Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж – ренталс);

4) Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж – роялти);

5) Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).

Статья 453. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя)..

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги

Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата ( прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).

При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья , включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

4. При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

5. При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.

Статья 454. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами. Размер ставки ренталс и роялти в пределах, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, устанавливается по результатам конкурса или аукциона. При этом, не допускается установление ставки ниже размера, указанного в конкурсном предложении победителя и (или) в условиях конкурса (аукциона).

Размеры ставок ренталс и роялти, установленные в лицензиях, выданных ранее даты вступления в силу настоящего Кодекса, не подлежат пересмотру, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи и статьей 455 настоящего Кодекса.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в зависимости от вида добываемого минерального сырья и географического положения лицензионного участка (в рублях на кв. км ):

При продлении срока поисковых, оценочных и разведочных работ свыше, первоначально предусмотренного в лицензии, ставка ренталс на период продления срока увеличивается в 1,5 раза относительно установленной в лицензии.

В случае, если право ведения поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах лицензионной территории, предоставлено более, чем на один вид минерального сырья, применяется большая из ставок ренталс.

3. При добыче минерального сырья в зависимости от вида добываемого минерального сырья устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры (в процентах) налоговых ставок роялти:

В отношении сверхнормативных потерь полезных ископаемых налоговые ставки удваиваются.

4. Налогообложение при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей минерального сырья производится в зависимости от размеров соответствующих участков недр, предоставленных в пользование, полезных свойств недр, степени экологической опасности при их использовании и природно – климатических условий по налоговым ставкам, размеры которых устанавливаются органами, выдающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право строительства и эксплуатации таких сооружений.

При этом минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются как соответственно:

1) 0,5 процента и 1 процент – в отношении строительства подземных сооружений;

2) 1 процент и 3 процента – в отношении эксплуатации подземных сооружений.

5. При установлении случаев пользования недрами без получения в установленном порядке соответствующей лицензии, предприятиями, организациями и физическими лицами вносятся платежи за фактически добытый объем минерального сырья по максимальной ставке, установленной частью третьей настоящей статьи для данного вида сырья.

Статья 455. Налоговые льготы

1. Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки, предусмотренные статьей 454 настоящего Кодекса, могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются:

1) разработка трудноизвлекаемых запасов и (или) их истощение;

2) поздняя стадия разработки запасов;

3) разработка некондиционных запасов;

4) применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых;

5) применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов Российской Федерации.

Статья 456. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.

Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

3. Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

4. При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.

5. Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. .

При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.

6. Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

7. Уплата регулярных платежей, предусмотренных частями третьей, пятой и шестой настоящей статьи (кроме второго абзаца части пятой настоящей статьи), производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета – копию этой налоговой декларации.

Читайте также:  Как получить налоговую квитанцию через госуслуги

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал – для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц – для остальных налогоплательщиков.

8. Уплата разовых платежей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в следующем порядке:

1) 50 процентов бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма – не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии;

2) бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.

При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета – копию этой налоговой декларации.

9. Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых (абзац второй части четвертой настоящей статьи) производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.

Статья 457. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на пользование недрами и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Налог на пользование недрами

Статья 245. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются:

1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований;

2) недропользователи, осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 246. Объект обложения

1. Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта.

2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

3. Объект обложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

4. Объектом обложения для углеводородов являются:

1) добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

5. Не является объектом обложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и извлечения газового конденсата в рамках замкнутого технологического цикла.

6. Объектом обложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

7. Объектом обложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

1) добытые или (и) извлеченные твердые полезные ископаемые, в том числе из техногенных минеральных образований;

2) полезные ископаемые, извлеченные в процессе переработки перерабатывающими предприятиями.

8. Не являются объектом обложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

9. К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности);

глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина);

суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности);

песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности);

кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности);

мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности);

известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема);

сланец (кроме горючего и кровельного);

аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности);

магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 247. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период.

Читайте также:  Усн патентная система налогообложения

2. Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

3. В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

4. При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период.

5. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

6. При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

7. По полезным ископаемым, использованным для собственных производственных нужд, налогооблагаемая база определяется отдельно, исходя из себестоимости данного объема полезных ископаемых, но не выше декларируемых цен.

Статья 248. Ставки налога за пользование недрами

Перечень готовых продуктов и ставки налога за пользование недрами устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 249. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц;

для физических лиц ? календарный год.

Статья 250. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

1. Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации в следующие сроки:

микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

физическими лицами ? один раз в год не позднее 1 февраля следующего года.

3. Уплата налога за пользование недрами производится не позднее срока представления расчета.

Платежи за пользование недрами

В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность “условно неналоговых”, требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 “О недрах”. Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Налог на добычу полезных ископаемых

Все, кто занимается добычей полезных ископаемых, платят государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как его рассчитать и когда платить?

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

добытые из недр на территории РФ;

извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.

Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

полезных ископаемых в части нормативных потерь;

полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;

подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;

полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

    стоимость добытых полезных ископаемых.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

    Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

    исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

    исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

    Читайте также:  Усн какой налог федеральный или региональный

    исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

    Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

    Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

    1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

    Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

    2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

    3. Выручка рассчитывается следующим образом:

    Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

    Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

    расходы на оплату труда;

    расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

    суммы страховых взносов.

    Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

    прочие материальные расходы;

    расходы на ремонт основных средств;

    расходы на освоение природных ресурсов;

    расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

    расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

    Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

    Как рассчитать сумму налога?

    Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

    Когда платить налог?

    По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Какие есть особенности?

    Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

    Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.

    Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

    Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.

    Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

    Что будет нового?

    Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

    Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

    Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

    Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

    Как отразить в учете разовые и регулярные платежи за пользование недрами

    В систему платежей за пользование недр включаются:

    • разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, в том числе при изменении границ участков недр, полученных в пользование;
    • регулярные платежи за пользование недрами;
    • сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение лицензии на недропользование.

    Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

    Бухучет

    Расчеты по платежам за пользование недрами отражайте на счете 76 «Расчеты с прочими кредиторами». Дело в том, что отражать указанные суммы на счетах учета налогов некорректно, налоговым законодательством они не регулируются. Аналогичная точка зрения приведена в письме ФНС России от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2.

    Для этого к счету 76 можно открыть отдельные субсчета:

    • «Расчеты по разовым платежам за недропользование»;
    • «Расчеты по регулярным платежам за недропользование».

    Затраты на разовые и регулярные платежи относите в бухучете в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы списывайте в том отчетном периоде, в котором они имели место.

    Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
    – начислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами;

    Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
    Кредит 51
    – перечислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами.

    Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 18 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 51, 76).

    ОСНО

    Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.

    Как учитывать регулярные платежи

    Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Если организация применяет метод начисления , такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:

    • установленный лицензией для разового платежа;
    • в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.

    Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.

    При кассовом методе регулярный платеж признавайте единовременно в момент перечисления его в бюджет (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Как учитывать разовые платежи

    Налоговый учет разового платежа за пользование недрами зависит от того, как установлен его размер: в результате аукциона, конкурса или нет. Рассмотрим это подробнее.

    Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть разовый платеж за пользование недрами?

    Если размер платежа установлен на аукционе, конкурсе, включите его в стоимость лицензии. В других случаях учитывайте платеж как отдельный прочий расход.

    Специалисты Минфина России считают, что разовый платеж по результатам аукциона, конкурса связан с получением лицензии. На аукционе побеждает тот, кто предлагает самую большую сумму разового платежа. На конкурсе величина платежа тоже влияет на возможность выиграть лицензию (п. 70 и 113 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156). Поэтому организация, которая получила лицензию на конкурсе или аукционе, учитывать платеж должна в ее стоимости, а не как отдельный расход. Об этом говорят письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750.

    Если организация получала лицензию без аукциона, конкурса, разовый платеж учитывать в ее стоимости не надо. Чиновники считают, что в таком случае платеж не связан с получением лицензии – от его размера не зависит возможность получить разрешение. Поэтому учтите его как отдельный прочий расход (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/1/17157, от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990.

    НДС регулярные и разовые платежи за пользование недрами не облагаются. Это следует из положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1

    Пример отражения в бухучете и при налогообложении разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Организация применяет общий режим налогообложения, использует метод начисления

    ООО «Альфа» получило лицензию на геологическое изучение недр, разработку месторождений полезных ископаемых и сбор минералогических коллекционных материалов. В аукционе или конкурсе организация не участвовала.

    Лицензия выдана 1 января 2015 года. Срок действия лицензии – до 31 декабря 2025 года.

    Лицензией предусмотрен разовый платеж в сумме 1 500 000 руб. Срок платежа обусловлен началом ведения работ по разработке месторождений. Разведку месторождений на участке организация проводит с начала 2016 года. Годовой размер регулярных платежей за этот вид работ составляет 150 000 руб.

    В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

    Январь 2016 года:

    Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование»
    – 1 500 000 руб. – начислен разовый платеж за пользование недрами;

    Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование» Кредит 51
    – 1 500 000 руб. – перечислен разовый платеж.

    Одновременно разовый платеж в полной сумме был признан бухгалтером в уменьшение базы для расчета налога на прибыль как прочий расход.

    Ежеквартально начиная с I квартала 2016 года бухгалтер «Альфы» начисляет регулярный платеж за пользование недрами. При этом в учете на 30 апреля, 31 июля и 31 октября 2016 года делает следующие проводки:

    Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование»
    – 37 500 руб. (150 000 руб. : 4) – начислен регулярный платеж за пользование недрами.

    Одновременно начисленный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» признает в уменьшение базы для расчета налога на прибыль этого отчетного периода как прочий расход.

    Перечисление регулярного платежа в бюджет бухгалтер «Альфы» отражает так:

    Дебет 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование» Кредит 51
    – 37 500 руб. – перечислен в бюджет регулярный платеж.

    УСН

    Организации, которые добывают и реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), применять упрощенку не вправе. Это следует из подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 марта 2008 г. № 03-06-06-01/7.

    Независимо от способа определения налоговой базы учесть в расходах регулярные и разовые платежи за пользование недрами нельзя. Поскольку при уплате налога с доходов такие расходы налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). А если организация рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, платежи за пользование недрами она также учесть не может. Они не поименованы в закрытом перечне расходов, признаваемых при упрощенке. Воспользоваться нормой подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ тоже нельзя, так как она применима только к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством, а платежи за пользование недрами к ним не относятся.

    ЕНВД

    Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД платежи за пользование недрами не влияют.

    Добавить комментарий