Уклонение от прохождения в/сл

Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы

ТЕМА: «Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы, а также за преступления против военной службы, совершенные в военное время, либо в боевой обстановке».

Информация по теме «берут ли в армию с плоскостопием» читать здесь

ВРЕМЯ: 1 час.

ДАТА: ______

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: расположение

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Уголовный кодекс РФ

ХОД ЗАНЯТИЯ:

С т а т ь я 337. Самовольное оставление части или места службы

  1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, – наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
  2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, – наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
  3. Самовольное оставление чисти или мести службы, и равно неявка в срок без уважительных причин ни службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, – наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части па срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

  1. В УК отсутствует прежнее деление временных уклонений от военной службы на самовольную отлучку и самовольное оставление части (они фактически объединены в одной статье), повышен минимальный срок самовольного отсутствия в части, с которого наступает уголовная ответственность, с одних до двух суток, исключена уголовная ответственность за повторное самовольное отсутствие в части менее нижнего предела, внесены другие существенные изменения.
  2. Самовольное оставление части или места службы заключается в отсутствии военнослужащего в части или на месте службы без разрешения командира (начальника).

  1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или по призыву в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее: воинские части) в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе”.

Под территорией воинской части понимается место расположения казарм, палаток, других помещений, где постоянно или временно проживают и проходят службу военнослужащие.

Место службы может находиться за пределами воинской части, там, где военнослужащий в данный момент исполняет обязанности по службе (место временной работы, эшелон, маршрут движения, поезд и т.д.).

  1. Неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при возвращении из командировки, отпуска, лечебного учреждения, а также при назначении на новую должность, переводе на другое место службы заключается в том, что военнослужащий не является в часть или к месту службы в срок, установленный в увольнительной записке, отпускном билете, командировочном предписании или другом документе, без уважительных причин.
  2. Уважительными причинами могут быть признаны различные объективные обстоятельства, которые не давали военнослужащему вернуться вовремя: собственная болезнь и болезнь близких, стихийное бедствие, остановка транспорта, задержание органами власти и др.
  3. Продолжительность самовольного оставления части исчисляется с момента самовольного оставления части (места службы) или с момента истечения срока явки в часть и до момента его возвращения в расположение части (места службы) или задержания.
  4. Уголовная ответственность за самовольное оставление части продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток (ч. 1) распространяется только на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, т.е. на солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы.

Субъектом этого деяния могут быть и проходящие службу по призыву военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 статьи, могут быть только осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части (см. комментарий к ст. 55).

  1. Уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца (ч. 3), и свыше одного месяца (ч. 4) распространяется на всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (солдаты, сержанты, матросы, старшины и военные строители) и по контракту (солдаты, матросы, военные строители, сержанты, старшины, прапорщики, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, мичманы, офицеры).

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

Как неявку в срок на службу следует рассматривать случаи, когда военнослужащий, проходящий службу по контракту, проживая вне территории части, без уважительных причин не выходит на службу в течение срока, предусмотренного ч. 3 и ч. 4 статьи.

  1. Самовольное оставление части совершается только с прямым умыслом. Неявка в срок на службу может быть совершена с косвенным умыслом.

Уголовная ответственность за неосторожную неявку в срок по новому законодательству недопустима (см. комментарий к ст. 24).

  1. Военнослужащий, совершивший самовольное оставление части впервые и вследствие стечения тяжелых обстоятельств, может быть освобожден от уголовной ответственности.

Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны серьезная болезнь военнослужащего, несчастье с близкими, срочно потребовавшее присутствия военнослужащего дома, угроза жизни и здоровью от неуставных отношений в части, влияние непреодолимой силы и т.п. (см. также комментарий к п. «д” ч. ! ст. 61).

С т а т ь я 338. Дезертирство

  1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу – наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
  2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от прорех до десяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

  1. Уголовная ответственность за дезертирство изменилась. УК впервые предусматривает групповое дезертирство, дезертирство с оружием и освобождение от уголовной ответственности при наличии определенных обстоятельств.
  2. Под дезертирством, как и прежде, понимается самовольное оставление части или места службы, я равно неявка на службу в целях уклонения от прохождения военной службы, т.е. с целью уклонения от выполнения конституционной обязанности, а не отдельных обязанностей военной службы.
  3. Статья 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые несут ее в соответствии с федеральными законами.
  4. Федеральные законы «Об обороне” (ст. 12), «0 воинской обязанности и военной службе” (разд. 4) и «0 статусе военнослужащих” (ст. 1) определяют, что комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в добровольном порядке – по контракту и на основе призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.
  5. Контракт заключается по соглашению сторон: гражданина и военного ведомства, но при условии, если лицо, добровольно поступающее на военную службу, отвечает предъявляемым к военнослужащему требованиям.

По действующему законодательству контракт заключают офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования (сюда не входят суворовские и нахимовские училища, дающие общее образование), сержанты, старшины, солдаты и матросы.

Заключив контракт, военнослужащий вступает в военно-административные отношения и берет на себя обязанность проходить военную службу в соответствии с действующим законодательством. На него распространяется и уголовная ответственность за совершение преступления против военной службы, если иного не указано в законе, как, например, в ч. 1 ст. 337 УК.

Закон «0 воинской обязанности и военной службе” не предусматривает права «контрактника” по собственной инициативе расторгать контракт до истечения срока. Такое расторжение возможно лишь при заключении нового вида контракта. Например, первый контракт был заключен на 3 года, а он, расторгнув его, заключает новый вид контракта – на 5 или 10 лет.

Военнослужащий, проходящий службу по контракту, как и военнослужащий, проходящий ее по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, но в строго определенных случаях, в том числе в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии по признакам ограниченной годности.

Поэтому совершение дезертирства лицом, проходящим военную службу по контракту, является уголовно наказуемым деянием.

  1. Дезертирство военнослужащего с оружием по прежнему законодательству квалифицировалось как совокупность преступлений – дезертирства и хищения огнестрельного оружия.

По действующему законодательству дезертирство с оружием, вверенным по службе, образует единый квалифицированный состав (ч. 2), так как оружие выдается военнослужащему на законных основаниях.

Дезертирство с оружием, которое военнослужащему не было вверено по службе, квалифицируется по совокупности составов как дезертирство и хищение оружия.

  1. 0 понятиях группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. комментарий к ст. 35.
  2. Преступление считается оконченным с момента оставления части или места службы с целью уклонения от ее прохождения вовсе. Продолжительность пребывания вне части или места службы на квалификацию преступления не влияет.
  3. Дезертирство – длящееся преступление. Будучи оконченным преступлением с момента оставления части (места службы), оно длится в течение всего периода времени, пока виновный не будет задержан или не явится с повинной.

Поскольку граждане подлежат призыву с 18 до 27 лет, то достижение дезертиром, проходившим военную службу по призыву, 27-летнего возраста прекращает преступное состояние виновного. При поступлении гражданина на военную службу по контракту такое состояние прекращается при истечении срока контракта.

  1. Дезертирство может быть совершено лишь с прямым умыслом и с целью уклониться от военной службы вовсе.
  2. Новым в УК является возможность освобождения лица от уголовной ответственности за совершение дезертирства, квалифицируемого по ч. 1 статьи, если такое деяние было совершено впервые и при стечении тяжелых обстоятельств.
  3. О понятии стечения тяжелых жизненных обстоятельств см. комментарии к п. «д”, Ч. 1 ст. 61, а также к ст. 337.

С т а т ь я 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

  1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана – наказывается ограничением по воинской службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
  2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
  3. В ч. 1 статьи речь идет о временном уклонении военнослужащего от обязанностей военной службы, т.е., когда военнослужащий путем симуляции болезни или иными способами уклоняется от исполнения конкретных обязанностей (от несения караульной службы, боевого дежурства, от участия в походе, в проведении опасной боевой операции и т.д.).
  1. УК называл субъектом данного преступления военнослужащего, под которым имеется в виду проходящий военную службу, как по призыву, так и по контракту. Обоснование уголовной ответственности «контрактников” за уклонение от военной службы см. в комментарии к ст. 338.
  2. Симуляция болезни предполагает притворство, ложное утверждение или изображение себя больным с целью введения в заблуждение начальников или медицинских работников и получения освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Симуляция болезни может быть и результатом аггравации (преувеличения больным тяжести нарушения здоровья) в тех же целях.
  3. Под причинением себе какого-либо повреждения (членовредительством) понимается умышленное повреждение какого-либо органа или тканей собственного тела с помощью огнестрельного, холодного оружия, других предметов, лекарственного, химического и биологического вещества и иных воздействий. Вред здоровью может быть причинен как самим субъектом так и другим лицом по его просьбе.
  4. Подлогом документов (см. комментарий к ст. 292) считается представление военнослужащим командиру (начальнику) фальшивых документов, позволяющих получить постоянное или временное освобождение от всех либо от некоторых обязанностей военной службы. Документ может быть подделан как самим военнослужащим, так и другим лицом по его просьбе.
Читайте также:  Какой срок вступления в наследство после смерти?

б. Иной обман предполагает собирание заведомо ложных сведений, которые служат основанием для временного или постоянного освобождения лица от обязанностей военной службы. Как иной обман судебной практикой расценивается подкуп должностного лица в целях освобождения от обязанностей военной службы. В этом слабые по совокупности деяния виновный может быть привлечен за дачу взятки.

Ответственность за уклонение от прохождения военной службы.

За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан Федеральным Законом № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязан­ности и военной службе» существует два вида ответственности: уголовная и административная.

За уклонение от прохождения военной службы частью 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Уклонением от прохождения военной службы согласно пункта 4 статьи 31 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О во­инской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, свя­занные с призывом на военную службу.

Только неявка по повестке без уважительных причин может рассмат­риваться поводом, влекущим за собой уголовную ответственность за уклоне­ние от прохождения военной службы.

Субъектом преступления, предусмотренного части 1 статьи 328 Уго­ловного Кодекса Российской Федерации, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для ос­вобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных ос­нований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва на военную службу характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гра­жданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:

а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на ме­роприятия, связанные с призывом на военную службу;

б) отсутствие уважительных причин неявки;

в) факт вручения гражданину повестки.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то осно­ваний для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклоне­ние от воинской обязанности нет.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной служ­бе», признаются:

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспо­собности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражда­нина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку.

В соответствии со статьями 21.5 — 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане несут администра­тивную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность предусмотрена за следующие дея­ния:

а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воин­ском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважи­тельной причины;

б) убытие на новые место жительства либо место временного пребыва­ния на срок более трех месяцев;

в) выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;

г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребы­вания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воин­ский учет в установленный срок;

д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изме­нении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или ино­го муниципального образования;

е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комис­сии

ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удосто­верения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо не­брежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подле­жащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Предоставление отсрочки от призыва в армию.

В статье 24 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»данного закона ука­заны все действующие отсрочки от призыва, которые делятся на четыре труппы: медицинские (временные расстройства здоровья), образовательные, социальные (семейные обстоятельства) и профессиональные.

Предоставление каждой отсрочки имеет свои особенности, которые призывник должен знать (эти особенности изложены в упомянутой статье

Так, например, некоторые образовательные отсрочки предоставляются только один раз: получение второго высшего образования не является осно­ванием для отсрочки, но при этом выпускники бакалавриата могут получить отсрочку для обучения в магистратуре; отсрочка аспирантам вообще предос­тавляется неограниченное число раз.

Одним из последних нововведений является право на отсрочку для вы­пускников школ, успешно сдавших экзамены. С этого года они могут рассчи­тывать на отсрочку до 1 октября, и за время действия данной отсрочки по­ступить в вуз.

Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для от­срочки, должны быть предоставлены призывником. Так, например, вопреки распространённому мнению, сам факт обучения в вузе не означает того, что гражданин получил отсрочку от призыва на военную службу. Справка об обучении в вузе предоставляется в призывную комиссию, которая предос­тавляет отсрочку, проверив документы (в том числе наличие у вуза государ­ственной аккредитации, необходимой по закону для предоставления отсроч­ки).

При несогласии гражданина с решением призывной комиссии он имеет право обжаловать решение в городскую призывную комиссию или в суд. В этом случае исполнение принятого решения приостанавливается.

При несогласии с действиями должностных лиц военных комиссариа­тов, Вы вправе обратиться в военный комиссариат города Москвы или в про­куратуру.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Чувашской Республики

Воинская обязанность граждан Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии со статьей 22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Вместе с тем на такую службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Под уклонением от призыва на военную службу понимается:

– неявка без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы;

– неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины;

– самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу;

– получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обмана (в случае дачи взятки должностным лицам военкомата либо медицинским работникам ответственность также наступит за коррупционное преступление).

Согласно части 2 статьи 7 Закона уважительными причинами неявки гражданина по повестке при условии документального подтверждения причины неявки признаются:

– заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина, а также иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Оповещение призывников о явке осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу также может квалифицироваться по части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 27 Закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Читайте также:  Существует ли срок давности по штрафам ГИБДД

В таком случае гражданин не может быть принят на государственную (муниципальную) службу, а государственный (муниципальный) служащий в случае признания его уклонившимся от прохождения службы подлежит увольнению.

Могут ли привлечь к ответственности за отказ от прохождения военных сборов?

Здравствуйте. Ситуация следующая. Принесли домой повестку на военные сборы. От прохождения сборов я отказался, расписываться в получении повестки тоже. Юристы Военной коллегии адвокатов (ВКА) говорят, что на сегодняшний день наказания за отказ от прохождения военных сборов не предусмотрено. Поставили пометку: “Доведен устно. От подписи отказался”. Законно ли данное действие со стороны сотрудника военкомата и могут ли меня привлечь к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ? Правы ли юристы ВКА?

Также прошу уточнить, что с юридической точки зрения, означает формулировка “Уклонение от военных сборов”?

Есть статья за неявку по повестке (вызову) в военный комиссариат (21.5 КоАП), это применимо при наличии повестки, врученной лично под роспись. А Министерство Обороны РФ предлагало ввести штрафы именно за уклонение от военных сборов в размере от 10000 до 50000 рублей. Данное предложение не принято, но все же.

Согласно ст. 21.5 Кодекса об административных правонарушениях «Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.»

Так что сотрудники военкоматы действовали неправомерно, ставя на повестке какие-либо отметки. По ст. 21.5 КоПА РФ Вас НЕ могут привлечь к ответственности.

Юристы ВКА в данном случае правы.

Уклонение от военных сборов — это неявка без уважительной причины по повестке.

Т.е. в данном случае отказ брать повестку и расписываться за нее не подпадает под административную или любую другую ответственность и никакие санкции ко мне применены быть не могут?

Уточните, пожалуйста, какими закона и актами или еще чем регламентируется порядок вручения повесток в военный комиссариат?

Отказ брать повестку о явке на военные сборы НЕ является каким-либо правонарушением и никакие санкции к Вам никто применит НЕ имеет права.

Форма повестки утверждена приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400.

Сроки вручения повестки в военкомат регламентируются Положением о призыве на военную службу. Ее вручение должно быть не позднее, чем за 3 дня до планируемой даты отправки под расписку с личной подписью призывника. Круг лиц, который может вручить повестку, выглядит следующим образом:
Работники самого военного комиссариата, куда вызывается призывник, либо по месту учебы или работы вручение производит руководитель подразделения (где работает призывник) или специальное должностное лицо, отвечающее за военно-учетную деятельность предприятия или учебного заведения;
Если специальные военные подразделения отсутствуют, то вручение повестки должны взять на себя органы местного самоуправления (это касается маленьких городов, поселков городского типа, сел, деревень и т.д.);
Вручение повестки имеет право взять на себя местный отдел органов внутренних дел РФ.
Основной вывод можно сделать такой, что никто, кроме указанных выше лиц не имеет права вручать или передавать повестку призывнику. Поэтому передача повестки через родственников или любых других «третьих» лиц недопустима.

Статья 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определяет причины, неявка по которым в военный комиссариат, считаются уважительными:
Приобретение заболевания или получение увечья гражданином, которое повлекло за собой полную или частичную потерю трудоспособности (то есть призывник или ранее отслуживший гражданин не имели физической возможности прибыть в военкомат в указанный срок);
Тяжелое состояние здоровья, требующее постоянного ухода от призывника, у близких родственников, к которым относятся мать или отец, сестра или брат (кровные), бабушки или дедушки (похороны, любого из родственников);
Форс-мажорные обстоятельства. К ним относятся обстоятельства непреодолимой силы, то есть такие, на которые не мог повлиять призывник, а, следовательно, не мог вовремя явиться по повестке;
Иные причины, которые при рассмотрении военной комиссией были признаны уважительными. Кроме того некоторые причины могут быть признаны неуважительными в военкомате, но призывник имеет право оспорить свою правоту в суде, и если судебное решение будет вынесено в пользу призывника, то решение военкомата потеряет свою силу.

Взнос на благотворительность уклонистом от призыва на военную службу не заглаживает его вину перед РФ

Верховный Суд пояснил, что суды обязаны не просто констатировать наличие или отсутствие законных оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности обстоятельств

По мнению одного адвоката, определение Верховного Суда содержит опасный для правоприменительной практики вывод, согласно которому иное заглаживание причиненного вреда должно быть направлено на восстановление именно тех законных интересов общества и государства, которые были нарушены. Другой отметил, что, принимая подобные определения, ВС сам же начинает размывать ориентиры освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

21 октября Верховный Суд вынес определение суда кассационной инстанции по уголовному делу № 88-УДП20-5-К8 в отношении жителя г. Томска, который обвинялся в уклонении от призыва на военную службу.

В декабре 2019 г. Октябрьский районный суд г. Томска прекратил уголовное дело в отношении Ильи Петрова, обвиняемого в уклонении от прохождения военной службы при отсутствии законных оснований для освобождения от нее (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Суд пришел к выводу о возможности освобождения обвиняемого от уголовной ответственности с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 7 тыс. руб. При этом первая инстанция, в частности, учла, что Петров совершил впервые преступление небольшой тяжести и загладил причиненный преступлением вред путем перечисления денежных средств в размере 3 тыс. руб. в некоммерческий детский благотворительный фонд имени Алены Петровой.

В апелляционном порядке постановление не обжаловалось, а кассация оставила его без изменения. Кассация заключила, что вопреки доводам кассационного представления вышеуказанные обстоятельства в совокупности, а также с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», свидетельствуют о том, что подсудимым приняты меры, направленные на заглаживание вреда и восстановление нарушенных в результате совершения им преступления законных интересов государства.

Далее с кассационным представлением в ВС РФ обратился заместитель генерального прокурора Виктор Гринь. В частности, он указал, что нижестоящие суды не учли особенности объекта преступного посягательства, иные существенные обстоятельства и не указали в своих решениях, каким образом перечисление Петровым денежных средств в благотворительный фонд загладило вред от преступления, выразившегося в уклонении от призыва на военную службу.

После изучения материалов уголовного дела Судебная коллегия по уголовным делам ВС напомнила, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

ВС отметил, что по смыслу закона при решении вопроса о прекращении данного уголовного дела суд должен установить, приняты ли обвиняемым (подсудимым) меры, направленные на восстановление именно тех законных интересов общества и государства, которые были нарушены в результате совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, и достаточны ли эти меры для того, чтобы расценить уменьшение общественной опасности содеянного как позволяющее освободить подсудимого от уголовной ответственности. «При этом суд обязан не просто констатировать наличие или отсутствие указанных в законе оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности данных, характеризующих, в том числе, особенности объекта преступного посягательства, обстоятельства совершения уголовно наказуемого деяния, конкретные действия, предпринятые лицом для возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда, изменение степени общественной опасности деяния вследствие таких действий», – подчеркнул Верховный Суд.

В рассматриваемом случае, заключил ВС, нижестоящие инстанции не учли ряд существенных обстоятельств для правильного разрешения дела. Например, преступление, в совершении которого обвинялся Илья Петров, направлено против порядка управления, а общественная опасность содеянного состоит в нарушении установленного порядка комплектования Вооруженных сил РФ, что наносит вред обороноспособности государства. «Вместе с тем остался непроверенным и не получил оценку в постановлении тот факт, что в период с 2013 г. по май 2017 г. Илья Петров разыскивался военным комиссариатом Назаровского района Красноярского края; согласно предъявленному обвинению, в период с 28 августа 2018 по 15 июля 2019 г., будучи неоднократно оповещенным о необходимости прибытия в военный комиссариат г. Томска, не являлся для прохождения призывной комиссии без уважительных причин, заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не подавал», – подчеркнул Суд.

Он добавил, что суды также проигнорировали и то, что в качестве условия освобождения лица от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа федеральный законодатель определил полное возмещение этим лицом ущерба или заглаживание иным образом вреда, причиненного преступлением. В судебном постановлении же не мотивирован вывод о том, что Петров, перечислив денежные средства в размере 3 тыс. руб. в детский благотворительный фонд, загладил причиненный преступлением вред.

Как пояснил Верховный Суд, факт перечисления обвиняемым денег на счет благотворительной организации (с учетом предъявленного обвинения, а также наличия в материалах дела иных данных, имеющих существенное значение) не свидетельствует о снижении общественной опасности содеянного и не дает оснований считать, что он полностью загладил вред, причиненный интересам общества и государства. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул уголовное дело на новое разбирательство в первую инстанцию.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Анатолий Кузнецов полагает, что в определении Верховный Суд, с одной стороны, напомнил, что способ иного заглаживания причиненного преступлением вреда и изменение степени общественной опасности деяния вследствие таких действий не может быть всегда одинаковым: «Очевидно, что выполнение таких обычных и стандартных действий, как перечисление денежных средств в детские дома или благотворительные фонды, для прекращения любого уголовного дела является недостаточным».

Однако, добавил эксперт, определение содержит и опасный для правоприменительной практики вывод, согласно которому иное заглаживание причиненного вреда должно быть направлено на восстановление именно тех законных интересов общества и государства, которые были нарушены. «Установление “адресного” заглаживания причиненного вреда может необоснованно сузить возможность прекращения, особенно в тех случаях, когда именно “адресное” заглаживание вреда является затруднительным или невозможным», – убежден Анатолий Кузнецов.

По словам адвоката, выводы Верховного Суда могут оказать негативное влияние на хоть и противоречивую, но все же положительную практику прекращения уголовного дела по двухобъектным составам, когда суды допускают возможность прекращения дела при фактическом заглаживании вреда лишь одному охраняемому объекту, смещая акцент именно на существенное уменьшение общественной опасности, вследствие заглаживания причиненного ему вреда. «Даже в той ситуации, когда все стороны (за исключением прокурора) настаивают на прекращении уголовного дела в связи с примирением, некоторые суды (например, по делам о ДТП), усматривая два объекта преступного посягательства, считают примирение только лишь с потерпевшим по делу недостаточным основанием для его прекращения», – пояснил он.

Анатолий Кузнецов отметил, что некоторые представители судейского сообщества убеждены, что примирение с потерпевшим в такой ситуации может существенно уменьшить общественную опасность преступного посягательства на один объект (жизнь и здоровье), в то время как вред, причиненный общественным отношениям, например в области обеспечения безопасности дорожного движения, общественной безопасности, остается. «Такой судебный подход наблюдается также в случаях примирения по ст. 213 (объект – общественная безопасность), 317, 318, 319 УК РФ, где основным объектом выступает нормальная деятельность правоохранительных органов или общественная безопасность. Однако судебная практика как примирения, так и прекращения уголовного дела с применением судебного штрафа по таким делам крайне противоречива», – заключил он.

Читайте также:  Товарная накладная торг-12

Как следует из утвержденного Президиумом Верховного Суда обзора применения ст. 76.2 УК РФ, институт судебного штрафа подтвердил свою востребованность и в 2018 г. его назначили более чем в 33 тыс. случаев

Адвокат АП Владимирской области Максим Никонов полагает, что, принимая подобные определения, Верховный Суд сам же начинает размывать те ориентиры, которые заданы в УК и Обзоре судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ). «В частности, ВС сослался на особый объект преступного посягательства, ввиду которого, как, видимо, полагает Суд, уголовное дело по ч. 1 ст. 328 УК РФ не могло быть прекращено на основании ст. 76.2 УК. Однако ни УК, ни УПК РФ, ни профильный обзор, ни иные разъяснения ВС не содержат таких ограничений для применения ст. 76.2 УК РФ, как объект преступного посягательства», – отметил он.

Адвокат добавил, что ВС РФ также посчитал, что при прекращении дела с назначением судебного штрафа не были учтены факты неявки лица для прохождения призывной комиссии и его розыск. «Однако подобные обстоятельства уже входят в формулу обвинения по ч. 1 ст. 328 УК РФ как элементы объективной стороны. В свою очередь, особенности объективной стороны – без специального на то указания в законе – не могут препятствовать применению ст. 76.2 УК РФ», – убежден Максим Никонов.

Он добавил, что последнее возражение Верховного Суда против прекращения дела по ст. 76.2 УК РФ сводится к формулировке «мало возместили». «Достаточно ли определенной суммы возмещения (в данном деле 3 тыс. руб.) для прекращения дела по ст. 76.2 УК РФ – вопрос оценочный, отдаваемый volens-nolens на откуп судейскому усмотрению. Но тогда об этом нужно было прямо и развернуто написать, одновременно ориентируя и претендующих на прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа, и правоприменителей на те размеры возмещения, которые устраивали бы проверочные инстанции. Потому что иначе вместо правовой определенности будут правоприменительный хаос и непредсказуемость, а также конфликт судейских усмотрений судов разных уровней», – резюмировал Максим Никонов.

Какая ответственность предусмотрена законодательством за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Особо актуальным вопросом и проблемой в Российской Федерации является крайне негативное отношение граждан к обязанностям прохождения военной службы и в целом к самой военной сфере (армии). Ежегодно на нужды военно-оборонного комплекса выделяются огромные суммы денежных средств, исчисляемых миллиардами рублей. Безусловно, несмотря на всю критику, прохождение военной и альтернативной гражданской службы – это крайне важная обязанность законопослушных граждан нашей страны, которая недаром именуется как необходимость в осуществлении долговых обязательств перед Родиной. Но, к большому сожалению, в настоящее время большинство критических тезисов имеют реальную почву под собой, что вызывает огромное количество случаев уклонения от прохождения военной и гражданской службы. А, как уже было сказано выше, это для многих обязанность, а не право, несоблюдение которой влечёт за собой уголовную ответственность, о которой и пойдёт речь в настоящей статье.

Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Общие положения

Итак, в подтверждение вышесказанного следует обратиться к положениям главного нормативно-правового акта нашей страны — Конституции. В статье 59 приведены основные аспекты рассматриваемой темы, а именно:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Практически каждый житель Российской Федерации знает, что все представители мужского пола, достигшие возраста 18-ти лет, призываются в ряды вооружённых сил РФ. С 16-ти летнего возраста учащиеся начинают проходить врачебную комиссию, обычно в здании территориального комиссариата, которая и определяет степень годности (категорию) на прохождения годичной службы в армии.

Категории годности

Категории годности, действующие на 2018 год, выглядят следующим образом:

  1. «А», с подкатегориями «А1» гражданин полностью здоров и годен к прохождению военной службы, «А2» — имеются незначительные ограничения по предоставляемой нагрузке.
  2. «Б» подразумевает годность «соискателя», но имеющиеся незначительные проблемы со здоровьем не позволяют проходить службу в любых видах войск. Подкатегории выделяют, куда следует направить молодого человека:
    • «Б1» – спецназ, ВДВ, морская пехота, пограничные войска,
    • «Б2» – флот, водитель-механик,
    • «Б3» – войска ПВО, водители и экипаж БТР, БМП, внутренние подразделения МВД,
    • «Б4» – радиотехнические и связанные подразделения, ракетные войска и другие имеющиеся структурные формирования.
  3. «В» – означает наличие серьёзных проблем со здоровьем, что образует существенные ограничения для прохождения службы.

Лицам с категорией «В» может быть выдан военный билет, позволяющий на законных основаниях не выполнять рассматриваемую обязанность. Но следует понимать, что «В» означает непригодность лишь для мирного времени, так как лицо с данной категорией числится в запасе и подлежит призыву в случае объявления военного положения и реализации комплектации состава 2-ой очереди.

Годность по военному билету

  1. «Г» предусматривает временную отсрочку сроком от 6 до 12 месяцев при наличии проблем со здоровьем, позволяющих при подобающем лечении признать молодого человека годным.

Например, это сотрясение мозга или перелом руки, являющиеся временными недугами.

  1. «Д» – категория, подразумевающая полную негодность к военной службе и в принципе к самому призыву. Присваивается при наличии патологий и заболеваний, например, глаукома, ВИЧ, неоднократный инсульт, отсутствие внешних или внутренних органов и т. п.

Кроме того, стоит отметить, что лица, имеющие непогашенную судимость, в том числе отбывающие установленные меры наказания за совершение преступлений, не подлежат к призыву. А также данные обязанности не распространяются на лиц с определённой научной степенью, на прошедших военную службу в другом государстве, и на граждан, являющихся родственниками (сыновья и родными братьями) лиц, погибших в результате исполнения ими военных обязанностей. Итак, принимая во внимание вышеописанные нормы, можно сказать, что только приведённые причины признаются законными основаниями для непрохождения военной службы по призыву.

Важный момент: данные нормы не следует путать с предоставлением отсрочки, о которой будет сказано ниже.

Служба в российской армии

Состав и ответственность

За нарушение установленных правил и обязанностей предусмотрена уголовная ответственность с учётом положений статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые выглядят следующим образом:

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Рассматриваемое уклонение может проявляться в форме умышленной неявки в отсутствие уважительных причин на плановую медицинскую комиссию для освидетельствования. Для соответствующей квалификации следует доказать связь между фактической неявкой (в большинстве случаев неоднократной) и желанием избежать выполнения своего гражданского долга. Кроме того, диспозиция статьи 328 УК РФ охватывает и ситуации, в которых виновное лицо, умышленно и целенаправленно наносит вред своему здоровью, например, ломает руку, ключицу, ногу и т. д.

В том числе наиболее распространённая форма данного уклонения – это имитация наличия серьёзных заболеваний путём подлога заведомо незаконных (ложных) медицинских документов, якобы подтверждающих отрицательное состояние здоровья гражданина. Соответственно выбор подобного способа реализации автоматически образует совокупную квалификацию и по рассматриваемой статье 328 УК РФ и по статье, устанавливающей наказания за самостоятельный состав преступления, наличествующий в уклонении от прохождения воинской службы.

Принимая специфику и особенности прохождения врачебной комиссии, а также заблаговременность передачи соответствующей повестки, состав данного злодеяния длящийся и считается оконченным с момента добровольной явки или с момента задержания преступника, или же с момента окончания срока действия повестки. Отдельно стоит отметить, что субъектом преступления являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Для лиц старше данного возраста ответственность наступает при условии не истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

  1. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобождённых от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Аналогичный состав преступления тому, что был описан выше, но, принимая во внимание меньшую значимость и ключевую роль в обороноспособности страны у альтернативного варианта гражданского долга, здесь предусмотрены более мягкие формы наказания. Но что же такое «альтернативная гражданская служба (далее АГС)». Это определённый, во многом обособленный вид трудовой деятельности, который осуществляется гражданами, освобождёнными от прохождения военной службы, предназначенный для удовлетворения и поддержания интересов общества и государства в целом.

Применением АГС – это достаточно сложная и неоднозначная процедура, имеющая в своём составе множество нюансов и вопросов. По сути, АГС – это принудительное трудоустройство, предполагающее рабочее место, исходя из имеющегося образования и территориальной принадлежности. В России данная процедура применяется крайне редко, и статистика за последние годы (с 2004 по настоящее время) останавливается на отметке не более 6000 тысяч поданных заявлений, из которых были одобрены порядка 75%. Стоит отметить, что подать заявление на прохождение АГС может каждый гражданин Российской Федерации, о чём говорится в ст. 59 Конституции, чье убеждения и/или вероисповедание не позволяют вступить в ряды военнослужащих.

Альтернативная гражданская служба

При этом как такового доказывания принадлежности к какой-либо религиозной конфессии не требуется, да и в принципе как можно доказать то или иное убеждение, будь это пацифизм или какая-либо иная форма. Главное, что требуется соискателю, это оформить должным образом все необходимые документы (заявление, справки, рекомендации, свидетельские показания) и отправить их на утверждение в территориальный отдел военного комиссариата.

Заключение

В заключение стоит сказать несколько слов о порядке и причинах предоставления отсрочки. Данные аспекты указаны в статье 24 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», и к гражданам, имеющим право на получение отсрочки, относятся:

  • обучающиеся по очной форме обучения (имеются нюансы и ограничения),
  • лица, признанные временно негодными по состоянию здоровья,
  • лица, занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре),
  • являющиеся опекунами или попечителями несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан,
  • имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери,
  • имеющие двух и более детей,
  • имеющие ребёнка-инвалида в возрасте до трёх лет,
  • имеющие ребёнка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель,
  • лица, поступившие на гражданскую службу (в определённые структуры) и лица, избранные в органы власти.

Стоит ещё раз повторить, что относится это только к получению отсрочки, и только на определённых условиях.

Ссылка на основную публикацию