Какие виды превышения должностных полномочий различают?

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д. Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства. Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства. Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам . Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Превышение должностных полномочий

Адвокат Антонов А.П.

Данное преступление регулируется ст. 286 УК РФ. Данное преступление является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а в случае превышения должностных полномочий, лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.
Для установления признаков данного преступления, необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определяются положением, уставом, инструкцией или иным нормативным актом.
Превышение должностных полномочий имеет место быть, если действия этого лица были связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей.
Действиями, выходящими за пределы полномочий должностного лица, будут считаться:
1) Действия, относящиеся к полномочиям другого лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;
2) Действия, совершенные этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств;
3) Действия, которые никто и не при каких обстоятельств не может совершить ( к примеру: причинение насилия гражданину, пришедшему на приём к данному должностному лицу).

Субъект – только должностное лицо из числа государственных служащих.

Окончание преступления

Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.

Превышение должностных полномочий влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия, явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий.
В данном случае мотив значения иметь не будет.

Квалификация

Ч.2 данной статьи содержит следующее квалифицирующее обстоятельство – превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления.

Ч.3 предусматривает три особо квалифицирующих обстоятельства.
Насилие, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, а так же в лишении его свободы.
Если насилие выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют квалификации по другим статьям по совокупности (ст.111 или ст.105 УК РФ).
Другим особо отягчающим обстоятельством будет являться применение оружия или специальных средств. К специальным средствам будут относиться такие предметы, как: наручники, резиновые дубинки, слезоточивый газ, водомёт и иные.
И третьим признаком будет являться причинение тяжких последствий. Такими последствиями могут являться: причинение смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред.

Ответственность

Ст. 286 УК РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности за данное преступление:
Ч.1 ст.286 УК РФ – штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Ч.2 ст.286 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч.3 ст.286 УК РФ – лишение свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Какие виды превышения должностных полномочий бывают

Какие виды превышения должностных полномочий бывают

Четкое и добросовестное выполнение своих служебных обязанностей должно обеспечить каждое должностное лицо – представители власти, силовики, работники госорганов. Каждый сотрудник того или иного учреждения имеет в своем распоряжении должностную инструкцию, согласно которой он осуществляет свою деятельность. Большой спектр выполняемых задач и сфера влияния иногда представляют собой соблазн для морально неустойчивых граждан.

Стоит помнить о функциях, которые возложены на представителей власти, среди которых – принимать законные решения и не нарушать Конституцию. Являясь представителями народа, они должны неукоснительно соблюдать правила.

Состав статьи 286 УК РФ

Для тех, кто осмелился и перешел рубеж, существует статья 286 Уголовного Кодекса РФ, в которой рассказывается про совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Нет доказательств – нет вины

Под эту статью может пойти абсолютно каждый чиновник или другой представитель власти, независимости от высоты его должности и преференций. Главное условие ответа перед законом – на предъявление обвинений должны быть веские доказательства. Это может быть видео, аудио и показания свидетелей. На самом деле, доказать вину не так и просто.

Как защититься от необоснованных обвинений

Бывают случаи, когда предъявляют необоснованные обвинения. Здесь уже нужно разбираться в юридических вопросах и защищать свои права. Ложные обвинения возникают вследствие процессуальных нарушений или допуска ошибок в ходе следствия. Важным будет установление вреда вследствие действий обвиняемого. Если причинение ущерба не доказано, не будет и состава преступления. Наступление ущерба может быть вызвано другими причинами, не связанными с расследуемым делом. Все это требует подробного, грамотного и честного разбирательства.

При расследовании случаев нарушения закона, в первую очередь, сотрудники правоохранительных органов изучают должностные инструкции подозреваемого лица. Устанавливается факт нарушения. Если инструкции к должности описаны подробно, это облегчает процесс раскрытия и доказательства преступления. Общие фразы в должностной инструкции, увы, затягивают процесс.

Кто и за что может предстать перед судом за превышение полномочий:

  • Если должностное лицо выполняет действия, которые оно не должно делать, а они относятся к полномочиям лица выше по рангу или равному ему.
  • В случае совершения противоправных действий, четко прописанных в законодательстве. Это может быть применение оружия и физической силы по отношению к гражданину, не представляющему опасности для других.
  • Очевидные и вопиющие случаи нарушения закона. В эту категорию можно отнести физическое воздействие, неадекватное поведение.

Чем отличается превышение полномочий от злоупотребления полномочиями

Злоупотребление и превышение – это две разные статьи УК РФ. При их нарушении действия лица ничем не отличаются, кроме как мотивами. Личная заинтересованность расценивается как злоупотребление. А превышение полномочий – это неправильно расцененные интересы службы.

Например, губернатор города оказывает давление на застройщика многоквартирных домов, чтобы тот передал ему недвижимость в новостройке. Это является злоупотреблением положения на службе. Сюда подходит статья 285 УК .

Наиболее часто встречающийся пример превышения должностных полномочий – выполнение действий или принятие решений, которое не входит в круг полномочий работника. В условиях рыночных отношений и высокой конкуренции сбор и продажа информации третьим лицам может расцениваться как превышение полномочий.

Причиной злоупотребления служебным положением является желание извлечь выгоду для себя и других лиц или нанести ущерб другим лицам. В экономической деятельности это может быть разглашение коммерческой тайны конкурентам за оплату, чрезмерные траты бухгалтерии.

Виды ответственности

В ходе обнаружения нарушения закона наступает ответственность. В зависимости от результатов и оценки ущерба, можно выделить:

  • уголовную,
  • административную,
  • дисциплинарную,
  • материальную
  • или гражданско-правовую ответственность.
Читайте также:  Какие риски при переводе участка в ИЖС?

И, исходя уже из этих данных, нужно проводить расследование и взыскивать возмещение убытков. Если случай можно рассмотреть в рамках предприятия, не прибегая к помощи правоохранительных органов, такая ответственность является дисциплинарной и может рассматриваться работодателем самостоятельно.

Основные виды превышения полномочий

Количество случаев и махинаций не перечесть. И каждый из них требует индивидуального расследования. Самыми популярными видами нарушений считаются служебные подлоги, обеспечивающие улучшенные показатели работы. На этом же уровне находятся чрезмерные и нерациональные траты бюджета. Участились случаи избиений и пыток, которые тоже расследуются и являются основой для осуждения уполномоченных лиц.

Например, в исправительных колониях не единичны случаи, когда охрана или работники проводят жесткую «воспитательную работу». В свое оправдание они ссылаются на поручения начальства. Конечно же, такие случаи пресекаются в судебном порядке, и виновные уже сами отбывают в колонию строгого режима для перевоспитания.

В психологии такое поведение обусловлено желанием выслужиться перед начальником и получить его лояльность. При отсутствии контроля, такие указания нередко становятся важнее буквы закона. Добросовестность и человечность – всегда в цене. Поэтому, получая преступный указ, никто не должен выполнять его.

Под рассматриваемую статью Уголовного Кодекса часто подпадают полицейские. Кроме неправомерного и грубого поведения, они часто бывают замешаны в хищении и взяточничестве. К превышению полномочий относится «выбивание показаний» у задержанных. Нередко полицейские требуют сознаться в несовершенном преступлении. Часто в историю замешаны несовершеннолетние. Подобное поведение блюстителей порядка недопустимо в обществе.

Виды наказаний за нарушение статей Уголовного Кодекса

Постановлением суда объявляется срок и способ несения наказания. Как правило, это может быть пребывание в исправительном учреждении или условный срок. Все зависит от тяжести преступления. Часто ответственность за экономические преступления назначается в легкой форме. Человек находится на воле, но с рядом ограничений. Если он показывает положительную динамику своего поведения, срок может быть снят или уменьшен.

Естественно, о продолжении несения службы на прежнем рабочем месте речи не идет. Осуждение должностного лица по ст. 286 УК накладывает на него ограничения в виде запрета занимать государственные должности на определенный судом срок. Обычно он составляет 3-5 лет. Кроме срока по делу, виновный в совершении правонарушений может понести финансовое наказание в виде выплаты суммы штрафа.

Методы раскрытия преступлений среди силовиков

Раскрытие дела против неизвестного человека – один вопрос. А расследование нарушений закона, направленное против коллег – дело не из легких. Зная работу следователя, сотруднику выше рангом будет легче скрыть свои преступления. В таких случаях специалисты прибегают к использованию телефонной «прослушки», постановке следственных экспериментов, наблюдению.

Важно помнить! Главный принцип – должны быть доказательства.

Универсальный совет для следователей. Все беседы с подозреваемым нужно записывать на аудио- или видео-носители. В ходе бесед часто обвиняемый сознается в содеянном. Это важно зафиксировать на носителе информации. Если вдруг потом не окажется других доказательств кроме записи, обвиняемый может отказаться от сказанных слов и обвинить следователя в «добыче» показаний с применением пыток. Этот шаг позволит защитить следователя от возможных проблем и вероятности тоже оказаться под следствием в виду ложных показаний свидетеля.

Умышленные мотивы иногда переводят в статус «халатности», что уменьшает размер ответственности за причиненный ущерб. Таким примером может послужить незаконная вырубка леса в заповедных зонах с нанесением многомиллионного ущерба. Это прямое превышение должностных полномочий. Но внесение в расследование информации о неумышленных действиях и нежелании причинять ущерб способно значительно смягчить наказание обвиняемому.

Отягчающими обстоятельствами в расследовании дел выступает нарушение прав граждан, посягательство на честь и достоинство человека. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь. Все действия нарушителя должны быть четко квалифицированы действующими нормативными актами. Для расследования нарушений нужно четко установить, какие конкретно положения были нарушены.

Общая масса случаев превышения полномочий условно делится на две группы:

  1. Преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. И отдельные преступления против правосудия.

К сведению. Цели и мотивы не относятся к признакам преступления и не входят в его состав. Говорить – это еще не значит сделать. Однако в случае совершения преступления при наличии озвученных мотивов, зафиксированных в качестве вещественного доказательства, будет уже сложно доказать свою невиновность в суде. Например, угроза применения насилия и совершение насильственных действий – разные понятия в юридической практике.

17 июня 2022, 21:20 Дек 28, 2022 12:41 Льготы всем Ссылка на текущую статью

Превышение должностных полномочий

Действия, связанные с превышением должностными лицами их полномочий, подрывают престиж государства. Для борьбы с этим преступлением в УК введена специальная статья.

Определение

В соответствии с законом к должностным лицам относятся граждане, являющиеся представителями власти. К этой категории относятся также лица, выполняющие организационные, распорядительные или административные функции в государственных органах, муниципальных учреждениях, а также в ВС РФ.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • полицейские;
  • работники Прокуратуры;
  • работники Следственного комитета;
  • государственные служащие.

Примером граждан, не являющихся госслужащими, но относящимися к должностным лицам, может быть, например, заведующий хозяйственной частью в перечисленных выше организациях.

Каждое должностное лицо должно работать в соответствии со своими полномочиями, которые определены законами, инструкциями, приказами или другими нормативными документами.

Например, действия полицейских должны соответствовать закону №3-ФЗ «О полиции», действия сотрудников ФСБ – закону № 40-ФЗ «О ФСБ», судебных приставов – закону № 118-ФЗ.

Если такое лицо производит действия, которые выходят за границы этих полномочий, а последствием этого является нарушение прав граждан, организаций, общества или всего государства, то в таком случае считается, что имеет место превышение должностных полномочий.

Закон

Вопросы превышения должностных полномочий рассмотрены в ст. 286 УК. В данной статье дано определение преступления и приведены возможные варианты наказания за такие деяния. Статья состоит из 3 частей:

  • первая часть посвящена обычному преступлению;
  • во второй части определено наказание для госслужащих федерации, субъекта федерации или главы местной власти;
  • в третьей части определено наказание за преступления с отягчающими обстоятельствами.

Уточнения по оценке ответственности должностных лиц по ст. 286 УК и комментарии по правильному использованию этой статьи приведены в Постановлении Верховного Суда РФ № 19 (2009 г.) «О судебной практике».

Виды превышения полномочий

Превышения полномочий могут возникнуть, если должностное лицо совершает следующие действия:

  • относящиеся к полномочиям другого лица. Например, сотрудник отдела подписывает документ, который может подписать только его начальник;
  • которые могут быть совершены только при появлении особых обстоятельств, которых не было в момент совершения преступления;
  • которые лицо совершает единолично, а должен согласовывать с начальством, с коллегами;
  • которые никто никогда не должен совершать. Например, начальник управления водных ресурсов дает разрешение на установку в городе палатки, хотя такими вопросами данное подразделение заниматься не должно.

Ответственность

По закону за превышение законных полномочий должностное лицо может быть наказано. Это может случиться, если:

  1. Подозреваемый – должностное лицо (имеется документ, подтверждающий исполнение им служебных обязанностей).
  2. Действия подозреваемого выходят за пределы его служебных обязанностей.
  3. Из-за этих действий существенно нарушены права гражданина, организации, государства.

При этом для гражданина это может быть нарушение любого его конституционного права – права на труд, права на тайную переписку, права на передвижение. Для организации нарушение права может состоять в ухудшении ее репутации, а для государства – бюджетные потери или падение авторитета органов.

По закону любое должностное лицо (кроме госслужащих РФ, субъекта РФ или главы местной власти) может получить наказание от штрафа в 80000 рублей до принудительных работ или тюремного заключения на 4 года. Кроме того, за такое преступление можно лишиться права работать на разных должностях на срок до 5 лет или быть подвергнутым аресту на срок до полугода.

Если же деяние совершено госслужащим РФ, субъекта РФ или главой местной власти, то штраф возрастает до 100000-300000 рублей, а срок заключения – до 7 лет. Также могут быть присуждены принудительные работы в течение 5 лет. Кроме того, в течение 3 лет судом может быть запрещено занимать определенные должности.

Закон предусматривает ужесточение наказания при отягчающих обстоятельствах, к которым относятся:

  • применение насилие или угроза его применения (при этом телесные повреждения будут поводом для привлечения виновного к ответственности еще и по статьям 111 и 112 УК);
  • использование оружия или спецсредств;
  • причинение тяжких последствий.

В таких случаях наказание может составлять тюремное заключение от 3 до 10 лет и последующее лишение занимать различные должности в течение до 3 лет.

В соответствии со статистикой дел по превышению должностных полномочий наиболее распространены преступления, связанные с незаконным применением физической силы сотрудниками полиции при задержании граждан. По некоторым делам последствия такого задержания привели к тяжелым последствиям, а в некоторых случаях даже к смертельному исходу. При этом привлечение сотрудников полиции к ответственности не ограничивается статьей 285, поскольку причинение тяжкого вреда или смерти задержанному квалифицируется по другой статье.

Пример. Сотрудники полиции О. и П. следили за гражданином Ш., который подозревался в распространении наркотиков среди школьников. При задержании Ш. не сознавался в преступлении, требовал адвоката.

О. и П., зная наверняка, что Ш. продавал наркотики вблизи школы, где учился сын П., избили Ш. и оставили его в камере задержанных. Утром следователь обнаружил в камере труп Ш. со следами побоев.

О. и П. были приговорены к 12 годам тюрьмы по 2 статьям – за превышение должностных полномочий (ч.3 ст. 286 УК) и за причинение смерти из-за побоев (ст. 111 УК).

При этом не играет роли факт виновности потерпевшего. В данном случае Ш. был действительно виновен в распространении наркотиков, но это не спасло полицейских от заслуженной кары.

Куда жаловаться?

Часто граждане, столкнувшись с нарушением в виде превышения полномочий чиновников из властных структур, работников правоохранительных или судебных органов, не знают, куда обратиться за помощью. Обычные методы подразумевают обращение в суды, прокуратуру, вышестоящему начальству.

В соответствии с законами РФ гражданин может обращаться в различные инстанции в случае нарушения его прав и свобод. В частности, в суде могут быть обжалованы неправомерные действия лиц, работающих в госорганах или органах местной власти. Военнослужащие имеют право обжаловать в военном суде действия воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

На превышение полномочий работников полиции, судов и прокуратуры можно пожаловаться в соответствующие Управления собственной безопасности.

В случае превышения полномочий полицейскими лучше обращаться в контролирующие органы – Следственный комитет, ФСБ или прокуратуру. Специалисты рекомендуют обращаться в прокуратуру. Эта структура имеет право проконтролировать проверку и возбуждение дела, поручить Следственному комитету собрать необходимые улики.

Заявление в прокуратуру можно подавать:

  • в ходе личной явки;
  • по почте заказным письмом.

Структура заявления

Заявление (жалоба) составляется в свободной форме, кроме того, каждый случай обращения носит индивидуальный характер. Поэтому образцы таких жалоб могут иметь различную форму. Тем не менее, необходимо учитывать, что заявление (жалоба) о превышении должностных полномочий имеет определенную структуру.

При составлении заявления необходимо указать следующее:

  1. Название органа, его адрес и почтовый индекс.
  2. ФИО заявителя, его адрес и почтовый индекс.
  3. Телефон и адрес электронной почты.
  4. Заголовок «Заявление о преступлении».
  5. В основной части указать требование о возбуждении дела по статье 286 УК, привести обстоятельства преступления. Описать в хронологическом порядке произошедшее. Указать нарушенные права и последствия этого нарушения.
  6. Привести информацию о лице, совершившем преступление.
  7. Привести список прилагаемых к заявлению материалов (фото, аудиозаписи, видеозаписи, показания свидетелей и т. п.).
  8. Подпись и дата.

Образец документа: бланк заявления в Следственный комитет можно получить лично или скачать по ссылке.

Квалифицированные виды превышения должностных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

Статья посвящена рассмотрению квалифицированных видов превышения должностных полномочий . Целью статьи является анализ правоприменительной практики и выявление проблемных вопросов, связанных с квалификацией такого должностного преступления как превышение должностных полномочий . В рамках представленной статьи анализируется правоприменительная практика и делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров А. В.

Исторический аспект развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий

Некоторые аспекты уголовной ответственности должностных лиц за превышение должностных полномочий с применением насилия

Особенности уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

Читайте также:  Налог на "роскошь": автомобили - 2022

QUALIFIED TYPES OF ABUSE OF POWER

The article is devoted to the consideration of qualified types of abuse of authority. The purpose of the article is to analyze law enforcement practice and identify problematic issues related to the qualification of such an official crime as abuse of power. In the framework of the presented article analyzes the legal practice and made proposals to improve existing legislation.

Текст научной работы на тему «Квалифицированные виды превышения должностных полномочий»

УДК 343.35 С. 39—42

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Челябинский государственный университет E-mail: AB_Majorov@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению квалифицированных видов превышения должностных полномочий. Целью статьи является анализ правоприменительной практики и выявление проблемных вопросов, связанных с квалификацией такого должностного преступления как превышение должностных полномочий. В рамках представленной статьи анализируется правоприменительная практика и делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: должностные преступления, квалификация, преступления, превышения должностных полномочий.

QUALIFIED TYPES OF ABUSE OF POWER

Chelyabinsk state University E-mail: AB_Majorov@mail.ru

The article is devoted to the consideration of qualified types of abuse of authority. The purpose of the article is to analyze law enforcement practice and identify problematic issues related to the qualification of such an official crime as abuse of power. In the framework of the presented article analyzes the legal practice and made proposals to improve existing legislation.

Keywords: malfeasance, qualification of the crime of abuse of power.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена Глава 30, которая называется «Преступление против государственной власти, интересов государственной службы, а также службы в органах местного самоуправления». Указанная глава предусматривает такие составы должностных преступлений как «злоупотребление должностными полномочиями» и «превышение должностных полномочий»1. Общественная опасность указанных деяний обсуждена не раз в научных трудах отечественных ученых. В рамках настоящей статьи предлагается остановится на исследовании квалифицированных видов одного из указанных преступлений — превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Вопросам уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в последние годы посвящены научные труды В. Н. Борков, К. С. Григорова, С. М. Кочои, В. И. Михайлов, А. М. Сильников, П. С. Яни и др. Однако большинство проблем, связанных с квалификацией данного преступления остаются не решены на практике.

и пути ее решения

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий закон считает совершение этих действий лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

В п. 9, 10 Постановления № 19 разъясняет, что «при решении вопроса о субъекте

преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ, судам следует исходить из п. 2 и 3 примечаний к ст. 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (пункт 3 примечаний). Сводный перечень государственных должностей РФ утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32»1.

Наряду с лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, субъектом ответственности по ч. 2 ст. 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Отметим, что те, кто занимает высшие государственные должности, наделяются значительно большим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, поэтому превышение ими должностных полномочий делает преступление более тяжким [2, с. 19].

Действующий уголовный закон в ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение полномочий, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Насилие физическое или психическое над личностью предполагает совершение активных действий, препятствующих потерпевшему

1 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19. СПС Гарант.

свободно реализовывать свою волю. Видами физического насилия являются нанесение ударов, побоев, лишение свободы, причинение вреда здоровью. Отметим, что эти «виды насилия при превышении власти могут быть самыми разнообразными и не исчерпываются указанными» [1, с. 5].

Таким образом, норма п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ является оценочной, что может быть причиной неправильной квалификации содеянного.

Например, Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда установила, что «судом первой инстанции действия Т. и Б. П. Д. правильно квалифицированы по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. В частности, Т. и Б. П. Д. вопреки требованиям законодательства, явно выходя за пределы своих полномочий, применили к И. физическую силу, наносили ему множественные удары, после чего не имея на то законных оснований, доставили его в. с целью сокрытия своих незаконных действий не оформили его доставление в, где продолжили его избиение. Квалифицирующий признак превышения должностных полномочий «с применением насилия» объективно нашел свое подтверждение»2.

Однако, суды в ряде случаев неправильно квалифицируют действия должностных лиц. Так, «признавая капитана Е.Н. А. виновным по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, суд указал, что причинение тяжких последствий выразилось в применении осужденным к К. насилия, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью, а также в существенном нарушении охраняемых законом интересов государства и общества в виде подрыва престижа и авторитета органов ФСКН России».

Между тем Президиум указал, что «по смыслу закона причинение любого вреда здоровью потерпевшего, в том числе тяжкого, в результате насилия при превышении должностных полномочий полностью охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Однако ни одно из указанных в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 19 тяжких последствий по делу не установлено и в приговоре не приведено. При таких обстоятельствах, Президиум определил, что квалифицирующий признак превышения должностных полномочий с причинением тяжких последствий подлежит исключению»3.

2 Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2016 по делу № 10-18781/2016. СПС КонсультантПлюс.

3 Постановление Президиума Вологодского областного суда от 07.11.2016 по делу № 44У-40/2016. СПС КонсультантПлюс.

Действующее законодательство четко определяет правовые основания, условия и пределы применения представителем власти физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ряде нормативных актов: ст. 18—23 ФЗ «О полиции»1, в ст. 14—14.6 ФЗ «О федеральной службе безопасности»2 и т. д. Выход за их рамки и следует расценивать как превышение полномочий.

Согласно ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие и использовать его в строго определенных случаях. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям. Раскрывая содержание незаконного применения оружия должностным лицом, следует обратить внимание на то, что ч. 3 ст. 286 УК РФ указывает не «на конкретный вид оружия, а вообще на оружие» [4, с. 94]. Понятие и виды оружия определены в ФЗ «Об оружии»3.

Необходимо отметить, что для правильной квалификации, по каждому делу необходимо устанавливать «фактическое использование оружия или специальных средств для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью различной степени тяжести, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность» [5, с. 65].

Так, «президиумом Забайкальского краевого суда установлено, что в служебных помещениях ОВД по Л. и осужденный Р. А. наносили удары К. О. и Н. Е. резиновыми палками. Показания потерпевших о нанесении им ударов по телу и голове, как руками, так и резиновыми палками, подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта об обнаружении у потерпевшего Н. Е. Суд сделал вывод, что являясь сотрудником органа внутренних дел, Л. не мог не осознавать незаконности применения спецсредства»4.

1 О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

2 О Федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. № 15. Ст. 1269.

3 Об оружии. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.

4 Постановление Президиума Забайкальского

краевого суда от 15.10.2015 № 44у-155/2015. СПС Кон-

Согласно п. 21 Постановления № 19 «под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.»5. Вместе с тем, «как показывает практика, не всегда правоохранительными органами выполняются вышеназванные рекомендации Пленума Верховного Суда РФ» [3, с. 44—47].

На практике суд указал, что «действия З. «повлекли причинение тяжких последствий, выразившихся в незаконном привлечении Ф. И. О.5 к уголовной ответственности: возбуждении в отношении него уголовного дела, задержании по подозрению в совершении преступления с фактической изоляцией от общества с помещением в изолятор временного содержания УМВД по Ярославской области, пребывания в психиатрическом стационаре в связи с проведением в отношении него стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы». Указанные последствия признаны судом тяжкими последствиями, что повлекло квалификацию действий З. по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Однако, Президиум Ярославского областного суда установил, что ни одно из указанных или им подобных последствий по данному делу не наступило. Последствия преступления, отнесенные судом к тяжким, следует относить к существенному нарушению прав и законных интересов граждан. В этой связи в действиях З. отсутствует превышение должностных полномочий — «с причинением тяжких последствий», предусмотренный п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Действия З. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 286 УК РФ»6.

Итак, квалифицированным видом превышения должностных полномочий закон считает совершение действий лицом, занимающим государственную должность

5 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19. СПС Гарант.

6 Постановление Президиума Ярославского областного суда от 15.05.2013 № 44у-123-2013. СПС КонсультантПлюс.

Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно являющегося главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ). На практике эта часть нормы не вызывает затруднений у правоприменителя при квалификации. Вместе с тем квалификация по ч. 3 ст. 286 УК РФ вызывает ряд затруднений при квалификации.

Во-первых, преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, следует расценивать в качестве насильственного, которое отличается от части первой таким средством совершения, как применение насилия или угрозы насилием, оружия, причинением тяжких последствий.

Во-вторых, общая характеристика данного квалифицированного состава (ч. 3 ст. 286 УК РФ) может быть следующая:

— способ совершения — использование должностного положения;

— обязательный признак объективной стороны, характеризующий действия должностного лица — насилие (или угроза насилия) необходимо рассматривать в качестве (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ), применения оружия или специальных средств (п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ);

— преступные последствия в результате совершения превышения должностных полномочий могут наступить в виде тяжести вреда здоровью, при этом в каждом конкретном случае правоприменитель должен оценивать тяжесть последствия, причиненного преступлением.

В-третьих, учитывая, что норма п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ является оценочной, обобщая правоприменительную практику, полагаем возможным предложить законодателю дополнить ее следующей редакцией: «. либо с причинением вреда здоровью различной степени тяжести». В отличие от п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, по пункту «а» квалифицируется такое насилие, которое выражается в побоях, моральном давлении на потерпевшего, не повлекших тяжкие последствия. К тяжким же последствиям относится причинение тяжкого вреда здоровью, смерти потерпевшему или причинение моральных страданий, в результате которых потерпевший совершил самоубийство.

Читайте также:  Дача, как выморочное имущество

Указанные предложения могут быть подвержены как критике со стороны научного сообщества, так и детальной проработки в дальнейших научных исследованиях других авторов.

1. Борков, В. Н. Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий /

B. Н. Борков // Уголовное право. — 2016. — № 4. — С. 4—8.

2. Григорова, К. С. Уголовная ответственность должностных лиц и органов публичной власти / К. С. Григорова // Российский следователь. — 2016. — № 19. — С. 19—22.

3. Кочои, С. М. О недостатках квалификации превышения должностных полномочий (на примере материалов конкретного уголовного дела) / С. М. Кочои // Адвокатская практика. — 2014. — № 6. —

4. Михайлов, В. И. Защита интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных угроз: проблемы правоприменения / В. И. Михайлов // Журнал российского права. — 2015. — № 2. — С. 91—101.

5. Сильников, А. М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения : дис. . канд. юрид. наук / А. М. Сильников. — СПб., 2011.

1. Borkov, V. N. Aktualnye problemy kvalifikatsii prevysheniya dolzhnostnykh polnomochiy / V. N. Borkov // Ugolovnoe pravo. — 2016. — № 4. — S. 4—8.

2. Grigorova, K. S. Ugolovnaya otvetstvennost dolzhnostnykh lits i organov publichnoy vlasti / K. S. Grigorova // Rossiyskiy sledovatel. — 2016. — № 19. — S. 19—22.

3. Kochoi, S. M. O nedostatkakh kvalifikatsii prevysheniya dolzhnostnykh polnomochiy (na primere materialov konkretnogo ugolovnogo dela) / S. M. Kochoi // Advokatskaya praktika. — 2014. — № 6. — S. 44—47.

4. Mikhaylov, V I. Zashchita interesov lichnosti, obshchestva i gosudarstva ot prestupnykh posyagatelstv i inykh ugroz: problemy pravoprimeneniya / V I. Mikhaylov // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2015. — № 2. — S. 91—101.

5. Silnikov, A. M. Organizatsionno-pravovye osnovy primeneniya sotrudnikami politsii spetsialnykh sredstv prinuzhdeniya : dis. . kand. yurid. nauk / A. M. Silnikov. — SPb., 2011.

Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий

Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий

Для чиновников и силовиков есть свои составы, по которым их наказывают, когда «государевы люди» используют свою власть, чтобы причинить вред кому-то другому. При этом статусность должности не столь важна. За превышение полномочий (ст. 286 УК) могут посадить и сельского участкового, и губернатора. Доказать вину в таких делах бывает непросто, особенно если нет аудио- или видеозаписей и свидетелей. А эксперты еще поделились советами, как защищаться от необоснованного обвинения в превышении полномочий.

К уголовной ответственности за превышение должностных полномочий можно привлечь любого управленца госучреждения, говорит партнер Q&A Виктор Ушакевич: «От завхоза детского сада до федерального министра». Так, главу сельсовета в Лысковском районе приговорили к трём с половиной годам колонии за то, что тот подписывал подложные выписки из похозяйственных книг. Кроме того, чиновник передавал в органы Росреестра ложные сведения о правах собственности физлиц на участки, принадлежавшие государству. Это привело к тому, что земли ушли из госсобственности.

А экс-руководителю Департамента строительной политики Воронежа Олегу Гречишникову и бывшему главе городского управления строительной политики Владимиру Пешкову все по той же ст. 286 УК дали условные сроки. Следователи установили, что чиновники незаконно попросили одну из строительных фирм отказаться от фактического участия в аукционе на возведение пристройки для местного детсада. За это гендиректору компании пообещали лояльное отношение во время проведения торгов по строительству другого здания (дело № 1-185/2020).

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если тот не создавал реальной опасности для других лиц);

– очевидно незаконные (пытки, избиения и т. п.);

Этот состав инкриминировали и бывшему главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру. По версии следствия, в 2013–2014 годах региональный руководитель поручил мэру Сыктывкара Ивану Поздееву выделить земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов без проведения торгов. Это было сделано в интересах компании, принадлежащей знакомому Гайзера, и привело к ущербу на 8,7 млн руб., уверены силовики.

В похожей ситуации условным сроком отделался бывший губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Два года назад его признали виновным по ст. 286 УК за то, что чиновник распорядился отменить уже объявленный аукцион по продаже участка земли в самом центре Новосибирска. Юрченко попросил тогда реализовать эту землю конкретному покупателю по цене вдвое меньше рыночной (дело № 22-842/2018).

Превышение полномочий порой сложно квалифицировать, потому что этот состав схож со злоупотреблением полномочиями (ст. 285 УК). Их можно отличить лишь по мотиву, который преследовали преступники. При «злоупотреблении» всегда есть корыстная или иная личная заинтересованность, объясняет Дмитрий Данилов из Феоктистов и партнеры Феоктистов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × : «Она выражается обычно в карьеризме. А при «превышении» – ложно понятые интересы службы».

На практике одни и те же действия (даже с аналогичным мотивом) могут квалифицировать как по одной статье, так и по другой, констатирует эксперт. Тем не менее разграничительный критерий все же можно выделить. Ст. 285 УК вменяют региональным и федеральным чиновникам. По ней в этом году осудили бывшего замглавы Якутска, который давил на руководство строительной фирмы, чтобы ему передали квартиры в новостройке.

А в прошлом году аналогичный состав инкриминировали и бывшему председателю юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Юлии Осиповой. Она заставила своих подчиненных разрабатывать проекты нормативных актов для местных властей. Хотя, согласно документам, для этих целей привлекалась коммерческая юрфирма, которой выделили более 10 млн руб. Эти деньги чиновница якобы забрала себе. Суд приговорил Осипову лишь к штрафу в 50 000 руб. (дело № 1-392/2019).

От служебных подлогов к пыткам

Еще три года назад за превышение полномочий чаще судили чиновников, которые занимались служебными подлогами, чтобы улучшить показатели работы, или нерационально расходовали бюджетные деньги, рассказывает адвокат Михаил Ошеров, председатель КА Ошеров, Онисковец и партнеры Ошеров, Онисковец и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Теперь стало больше разбирательств о пытках и избиениях. По мнению Ошерова, такая тенденция сложилась после того, как два года назад получили огласку пытки в Ярославской колонии. Там 15 сотрудников ФСИН издевались над заключенными. Работники колонии после задержания утверждали, что именно начальник поручал им проводить подобную «воспитательную работу». Суд над одним из надзирателей уже завершился в начале этого года. Он получил четыре года лишения свободы в колонии общего режима.

В условиях строгой субординации, всеобщего стремления выслужиться и при попустительстве контролирующих органов любое решение начальника или командира часто важнее буквы закона. Даже добросовестным сотрудникам сложно мешать коллегам нарушать закон.

Матвей Протасов, адвокат, партнер Romanov & Partners Law Firm Romanov & Partners Law Firm Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании ×

Обвинение по этой статье в целом часто предъявляют полицейским или сотрудникам других правоохранительных органов, говорит руководитель уголовной практики АБ «Павел Хлюстов и Партнеры» Алексей Гуров. По его словам, ст. 286 УК им нередко вменяют наряду со «взяточничеством» или «хищением».

Подпасть под статью могут и те, кто «выбивает показания» из задержанных. Так, этой весной Синарский районный суд Каменск-Уральского Свердловской области приговорил к реальным срокам четырех местных полицейских, которые били подростков и требовали сознаться в кражах. Пытки происходили прямо в полицейском участке и соседнем лесу. Дошло до того, что полицейские заставляли детей копать себе могилы. А за полгода до этого на четыре года в колонию отправили оперативника ФСБ из Петербурга. Он изнасиловал предпринимателя карабином, когда обыскивал его дом.

Проблемы доказать вину

Первое, на что следователи обращают внимание, когда раскрывают подобные преступления, – должностные инструкции. Эти документы изымают из ведомства, где работал подозреваемый, говорит управляющий партнер МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право × Дмитрий Солдаткин. Нужно выяснить, что чиновник или сотрудник правоохранительных органов их действительно нарушил. Сложность доказывания преступлений во многом зависит от того, как четко описаны полномочия задержанного. По словам бывшего следователя Кирилла Махова, партнера Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × , на практике встречаются случаи, когда функционал руководителей описывается абстрактными фразами. Например, «осуществляет общее руководство».

Параллельно силовики сталкиваются и с другими сложностями, когда расследуют дела против своих коллег. Те обладают особым статусом и отлично знают методы работы следователей и оперативников. Потому основные доказательства в таких процессах – телефонные «прослушки», наблюдения за подозреваемыми и оперативные эксперименты, перечисляет Гуров. Если нет «прослушки» и свидетелей, которые подтвердят, что начальник настойчиво приказывал своим подчиненным нарушить закон, то доказать умысел непросто, поясняет Данилов.

Еще одна проблема возникает, когда нужно определить тяжкие последствия от подобного преступления, которые не связаны с причинением имущественного вреда (ч. 3 ст. 286 УК). П. 21 Постановления Пленума ВС от 16 октября 2009 года № 19 относит к ним причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство жертвы силовиков. Но на практике суды указывают таким последствием «подрыв авторитета органов власти» или их «дискредитацию», говорит Ошеров: «То есть оценочные понятия предлагается определить через другой оценочный термин – «тяжкие последствия». По мнению адвоката, использовать такие формулировки, как «подрыв авторитета органов власти» или «их дискредитация», стоит лишь в тех случаях, когда установлен конкретный материальный вред от незаконных действий преступников.

Если речь идет о пытках, то их сложно подтвердить, когда в деле нет ничего, кроме слов потерпевшего и обвиняемого. Проводится медэкспертиза, но ее выводы могут лишь подтвердить наличие увечий, замечает партнер Romanov & Partners Law Firm Romanov & Partners Law Firm Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Матвей Протасов. Определить точно, откуда появились эти травмы, очень сложно. По словам эксперта, в таких случаях следствию приходится использовать показания друзей, родственников и сослуживцев обвиняемого, которые узнали о «методах его работы» от него самого.

Защита от необоснованных обвинений

Оппонировать грамотному, честному и принципиальному следствию по этому составу будет крайне проблематично, сразу предупреждает Гуров. Для этого обвиняемый и его адвокаты могут обратить внимание на процессуальные нарушения, которые силовики могли допустить, когда занимались оперативно-разыскными мероприятиями по делу. Как показывает опыт, в этой части следствие допускает много ошибок, говорит Гуров. Необходимо точно определить, действительно ли обвиняемый навредил кому-то своими действиями или нет. По словам Ошерова, следствию еще нужно постараться доказать, что ущерб наступил именно из-за этого конкретного нарушения полномочий, а не по другим причинам.

Если инкриминируемое преступление не является насильственным, то адвокатам нужно доказывать, что у их доверителя не было умысла совершать что-то противозаконное, советует Данилов. Тогда есть вероятность, что суд все переквалифицирует на ст. 293 УК – «Халатность», максимальное наказание – не больше трех лет лишения свободы. Так произошло в деле бывшего председателя комитета правительства Ленинградской области по природным ресурсам Александра Степченко. По версии следствия, вырубка леса в заказнике «Шалово-Перечицкий», которую разрешил чиновник, нанесла ущерб свыше 500 млн руб. Изначально чиновнику вменяли превышение полномочий, но затем следователи переквалифицировали обвинение на халатность и прекратили дело по сроку давности. Они установили, что корыстной заинтересованности не было, а решение Степченко принял на основании положительного заключения экспертов, на которых не влиял.

Универсальный совет для сотрудников правоохранительных органов дает Ушакевич: «Надо записывать на аудио или видео беседы с подозреваемыми». Если подозреваемый дал признательные показания, но потом обнаружил, что других доказательств против него нет, он может отказаться от своих слов и заявить, что их выбили под пытками. Тогда под следствием могут оказаться уже те, кто его задерживал и допрашивал.

Ссылка на основную публикацию