Что считается ухудшением жилищных условий

Намеренное ухудшение жилищных условий для получения права на субсидию

Зачастую для приобретения права встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане идут на умышленные действия, результатом которых является уменьшение площади жилья, приходящегося на одного члена семьи, ниже величины учетной нормы.

В частности, к этому широко прибегают:

  • военнослужащие, сотрудники других видов служб, которым полагается служебное жилое помещение по договору социального найма или в собственность;
  • молодые семьи для получения государственной субсидии на приобретение жилья в собственность;
  • другие социально незащищенные категории населения (многодетные, малоимущие семьи, воспитывающие детей-инвалидов), которым в соответствии с законом полагается бесплатное государственное жилье или земельный участок.

Результатом подобных действий может быть привлечение граждан к ответственности судом за мошенничество с государственными средствами и запрет для последующего приема таких лиц на учет в течение как минимум 5 лет.

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий?

Какие же события принято принимать за ухудшение жилищных условий, и каким образом регулируются правовые отношения в жилищной сфере? Жилищный кодекс России от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ определяет только последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий — ст. 53 ЖК РФ.

Намеренное ухудшение жилищных условий по ЖК РФ

Данная статья не дает исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные подзаконные акты, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными.

В общем случае действиями, которые привели к ухудшению жилищных условий, являются несколько общепринятых фактов:

  • операции купли-продажи, обмена, дарения, выделения пая, изменения в правах собственности владельцев и прочее;
  • фиктивный развод;
  • заселение несовершеннолетнего ребенка, родителей или других родственников, которые до этого проживали, были прописаны по другому адресу на территории России;
  • прописка по месту жительства, если ранее гражданин не состоял на учете о получении дополнительной жилплощади;
  • выход из жилищного кооператива с целью получения доли;
  • приведение жилого помещения или его части в нежилое;
  • невыполнение требований договора о пользовании жилплощадью, за которым последовало принудительное выселение гражданина.

И это еще далеко не полный список, который может расширяться и уточнятся ведомственными нормативными актами.

Достаточно интересным моментом в квартирном вопросе является обеспечение жилплощадью военнослужащих, регламентируемое Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Здесь также имеют место быть разные случаи намеренного ухудшения военнослужащими жилищных условий.

Последствия признания действий граждан ухудшением ЖУ

Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.

Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания — дело достаточно тонкое и спорное — так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:

Ухудшение жилищных условий

Ухудшение жилищных условий

В связи с ростом цен на недвижимость, снижением дохода населения, многие российские граждане пытаются получить недвижимое имущество на условиях социального найма с последующей приватизации или без нее.

Как известно, постановка на учет нуждающихся в жилье возможна при необеспеченности семьи учетной нормой жилья на человека с условием, что семья является малоимущей. Также отдельные жилые помещения полагаются гражданам с некоторыми тяжелыми хроническими заболеваниями.

Стоит отметить, что совершение действий, свидетельствующих об ухудшении жилищных условий влечет отсрочку в постановке на учет на 5 лет.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Что является ухудшением жилищных условий?

В федеральном законодательстве четко не определены действия, которые считаются ухудшением условий жизни.

Однако, жилищным законодательством установлено, что это действия, которые могут повлечь признание лица и членов его семьи претендующими на получение жилья.

Каждый регион принимает собственный закон об улучшении условий жизни, где указываются и действия, которые ухудшают жилищные условия, а также действия которые таковыми не являются.

Для примера рассмотрим законодательство Москвы относительно ухудшающих условия жизни действий.

Так в настоящее время действует Закон города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Действиями ухудшающими жилищные условия по законодательству Москвы являются:

  1. изменение порядка использования жилых помещений путем заключения сделок;
  2. обмен жилым недвижимым имуществом;
  3. невыполнение условий сделок об использовании жилого недвижимого имущества, повлекшее выселение граждан через суд;
  4. изменение состава семьи, в том числе вследствие развода;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилого недвижимого имущества;
  7. продажа или дарение имеющегося в собственности лиц и членов их семей жилого недвижимого имущества или частей помещения.

Однако, существуют действия, которые не влекут ухудшение жилых условий по законодательству Москвы:

  1. вселение несовершеннолетних детей по месту проживания отца или матери;
  2. вселение мужа или жены, нетрудоспособных родителей, иных лиц в недвижимое имущество в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилой учет в г.Москве;
  3. прекращение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения её получателю;
  4. признание сделки с недвижимым имуществом жилого назначения недействительной через суд;
  5. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
    1. имели по предыдущему месту жительства в г.Москве самостоятельным правом пользования недвижимым имуществом, признанным непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
    2. безвозмездно передали жилое недвижимое имущество по прежнему месту жительства в г.Москве органам государственной власти г.Москвы;

    Конечно, с некоторыми условиями можно было поспорить, например, с условием об изменении состава семьи, в том числе с разводом. Получается, что пока лицо состоит на учете на улучшение жилых условий жизни, оно не имеет права расторгнуть брак.

    Однако, по российскому законодательству никто не может быть ограничен в личных неимущественных правах. Выходит, что данная норма противоречит федеральному законодательству. Однако, сведений о признании указанной нормы таковой не имеется.

    Ухудшение жилищных условий ребенка

    Чаще всего данное понятие используется, когда несовершеннолетний является хозяином квартиры или доли в ней и родители намереваются продать долю ребенка, выделив ему меньшую по площади долю.

    Важно! Однако, для того, чтобы продать недвижимое имущество ребенка, необходимо разрешение органов опеки и попечительства.

    Естественно, что при таких условиях разрешение на продажу органы опеки не дадут. Необходимо выделение аналогичной по площади доли в ином недвижимом имуществе или внесение денежных средств соразмерно стоимости его доли на счет, который будет открыт на имя ребенка.

    Также указанное понятие может быть использовано при семейных спорах об определении места проживания ребенка с иным родителем, когда фактически ребенок попадает в условия менее пригодные для его проживания и которые бы удовлетворяли все его потребности.

    Ухудшение жилищных условий военнослужащих

    Действия, которые могут повлечь ухудшение жилых условий жизни военнослужащих устанавливаются Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280

    “О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений”.

    Данные действия почти идентичны действиям, которые влекут ухудшение условий жизни по законодательству Москвы.

    Так, военнослужащие не могут быть признаны претендующими на улучшение жилых условий жизни ранее прошествия пяти лет после произведения ими действий по намеренному ухудшению жилых условий жизни, вследствие которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее учетной нормы площади жилого недвижимого имущества, в том числе связанных с изменением порядка использования жилых помещений, обменом недвижимого имущества, неисполнением условий сделки социального найма жилого недвижимого имущества, развода, выделением доли жилых помещений собственниками, продажа, дарение недвижимого жилого имущества или их частей.

    Действия, не влекущие ухудшение жилищных условий, также во многом совпадают с действиями установленными законодательством Москвы.

    Так, не относятся к действиям по намеренному ухудшению жилых условий жизни:

    1. вселение военнослужащими в недвижимое жилое имущество супругов, детей и через суд – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их прописка по адресу воинской части, в которой военнослужащие осуществляют военную службу, если до вселения или прописки по адресу воинской части перечисленные лица:
      1. не владели недвижимым жилым имуществом на праве пользования или на праве собственности;
      2. имели право использования недвижимым жилым имуществом или являлись собственниками жилой недвижимости, которые в у были объявлены непригодными для жительства;
      3. произвели действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту осуществления военнослужащими военной службы при регистрации с ними брака;
      4. осуществили действия по прекращению права использования жилой недвижимостью в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их матерью или отцом (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

      Таким образом, видно, что положения законодательства во многом схожи, но имеются и различия и нюансы.

      Является ли приватизация ухудшением жилищных условий?

      Напомним, что действиями по ухудшению жилых условий жизни являются действия, которые могут привести к постановке на учет в качестве претендующих на получение жилья.

      Вследствие приватизации, вы получаете дополнительную жилую площадь и чаще всего уже не можете быть поставлены на учет в качестве указанных лиц. Поэтому приватизация не является действием, ухудшающим жилые условия жизни.

      Однако, получая дополнительные метры, вы утрачиваете право состоять на учете.

      Является ли прописка мужа ухудшением жилищных условий?

      В каждом регионе устанавливаются действия, которые влекут и не влекут ухудшение жилых условий жизни. По законодательству Москвы регистрация супруга не относится к действиям, ухудшающим жилые условия.

      Могу предположить, что в регионах приблизительно схожее законодательство и в вашем регионе данные действия также не будут считаться ухудшением условий жизни.

      Важно! Однако, нужно удостоверится в этом и посмотреть региональное жилищное законодательство.

      Итак, в настоящей публикации мы разобрали что считается ухудшением жилых условий и какие действия к этому относятся по законодательству Москвы и наоборот, изучили вопросы ухудшения жилищных условий ребенка и военнослужащих, попытались понять является ли приватизация и регистрация супруга ухудшением условий жизни.

      ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

      Отказано в постановке на очередь на жилье

      В конце 2014 года мой муж обратился в ГУФСИН России по Свердловской области с документами для постановки на очередь на жилье. Протоколом комиссии ФСИН было решено отказать в соответствии с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Данное решение последовало из-за того, что муж был прописан в общежитии города, далее переименованного в специализированный жилищный фонд (22 кв. м). Такое жилое помещение мы не могли ни приватизировать, ни продать. В 2008 году мы с мужем зарегистрировали брак, жили по другому адресу. В общежитии он перестал жить еще за год до брака. Можно ли обжаловать данное решение Жилищной комиссии ФСИН г. Москвы? Или нам необходимо и дальше жить в маленькой квартире 38,5 кв. м вшестером еще пять лет?

      Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2022 годы”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

      Одним из главных условий для участия является принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В свою очередь, согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

      Если вы намеренно ухудшили свои жилищные условия, в результате чего получили право встать на учет как нуждающиеся, то подобные действия могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий, и вы можете быть признаны нуждающимися только спустя пять лет после намеренного ухудшения.

      Однако, если на момент изменения места регистрации вы уже удовлетворяли критериям, необходимым для признания вас нуждающимися в улучшении жилищных условий, то изменение места регистрации не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий.

      Обжаловать решение жилищной комиссии вы имели право и должны были это сделать. Однако согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ применяется с 15 сентября 2015 г., до этой даты применялась ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

      Согласно ч. 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

      Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

      Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

      15 лет назад, с 1 марта 2004 года был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Именно тогда в статье 53 данного законодательного акта и появилось словосочетание «намеренное ухудшение жилищных условий».

      Правда, как это часто бывает, ни конкретного определения, ни случаев, подпадающих под данный термин, законодательство не устанавливает.

      Что говорит закон

      В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

      Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:

      • условия, при которых применяется понятие «намеренное ухудшение жилищных условий». Под ним понимаются действия граждан с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
      • последствия совершения таких действий. Это возможность реализации такого права не ранее 5 лет со дня совершения указанных действий.

      По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).

      Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:

      • прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья);
      • изменение статуса недвижимости (перевод из жилого помещения в нежилое);
      • отказ от заключения договора социального найма (когда предложенная квартира «не устраивает» нанимателей, хотя она соответствует всем требованиям законодательства);
      • действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.);
      • выдел доли собственниками жилых помещений;
      • вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы;
      • расторжение брака с целью получения жилья;
      • намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводилось в непригодное для проживания состояние;
      • незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади;
      • изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
      • обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.

      Указанный перечень можно продолжать и продолжать.

      Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.

      Таковыми, например, не являются:

      • рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы;
      • вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
      • вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей в жилые помещения в качестве членов семьи;
      • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
      • возникновение проблем с жильем по причинам, не зависящим от заявителя (естественный износ жилища и признание жилого помещения, индивидуального дома или многоквартирного дома в целом аварийным, уничтожение жилища пожаром или иным чрезвычайным происшествием и т.д.);
      • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
      • отказ от принятия наследства (если потенциальный наследник не проживает в жилище, которое впоследствии может наследовать), дара, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

      Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.

      Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:

      • сдача военнослужащим занимаемого им жилого помещения квартирным органам Минобороны России по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы;
      • подача увольняемым военнослужащим, обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, рапорта о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения;
      • отказ увольняемого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) от реализации выданного ему государственного жилищного сертификата;
      • отказ гражданина, поступившего на военную службу по контракту, от права пользования жилым помещением на правах члена семьи нанимателя по прежнему месту жительства со снятием с регистрационного учета в данном жилом помещении.

      Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не “могут быть” приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

      Однако законом не урегулирован вопрос о совершении намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, гражданином, уже ранее признанным нуждающимся в жилом помещении и включенным в соответствующие списки. Например, гражданин в целях получения жилого помещения большей площади искусственно увеличивает состав своей семьи путем регистрации по своему адресу родственников (родителей, внуков, зятьев, невесток и др.). Должны ли вновь вселенные родственники учитываться при определении размера предоставляемого в подобном случае жилого помещения?

      Прямого ответа на данный вопрос законодательство не предусматривает…

      Составление претензий, исковых заявлений, жалоб, отзывов, возражений, ходатайств и других процессуальных документов. Консультирование по гражданским и административным вопросам. Представление интересов в судебных заседаниях. Договорная работа, разработка локальных актов, трудовые споры, Опыт работы: 7,5 лет в налоговых органах, 6 лет в управляющей организации (сфера ЖКХ). Имеется опыт судебной практики по вопросам взыскания задолженности, вреда здоровью, материального и морального вреда, в сфере защиты прав потребителей, по вопросам обжалования решений общих собраний, в области трудовых споров и др. Электронная почта pomjur@yandex.ru

      Ухудшение жилищных условий

      Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

      Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

      Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

      Ухудшением жилищных условий является:

      • Раздел лицевого счета;
      • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
      • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
      • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
      • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
      • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
      • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

      Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

      Намеренное ухудшение жилищных условий

      В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

      Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

      Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

      К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

      • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
      • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
      • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
      • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
      • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

      Жилищные условия военнослужащих

      Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

      Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

      Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

      К подобного рода шагам относятся следующие:

      1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
      2. Обмен;
      3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
      4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
      1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

      К отчуждению относятся следующие действия:

      • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
      • Операции по купле-продаже.

      При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

      Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

      И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

      В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.

      Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

      Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

      Многие граждане желают улучшить свои жилищные условия, но, не имея личных средств для покупки квартиры большей площади, часто идут на различные ухищрения.

      Для того, чтобы встать на учёт как нуждающаяся в жилье семья, иногда приходится умышленно ухудшать свои жилищные условия.

      Такое правовое понятие получило отражение в 2005 году в положениях Жилищного Кодекса. Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны граждан, которыми они специально меняют в худшую сторону свой жилищный статус и статус нуждаемости.

      Конституционный суд страны даёт четкие пояснения относительно того, что может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, а что – нет. Так или иначе любое такое действие ведёт к наступлению определенных юридических последствий, которые иногда являются очень далекими от ожидаемых.

      Ухудшение жилищных условий: основные моменты

      Ухудшение жилищных условий: основные моменты

      Ст. 53 Жилищного Кодекса страны регламентирует последствия намеренного ухудшения жилищных условий. Что считается ухудшением жилищных условий, она не отражает. Более развёрнуто данное понятие отражено в определении Конституционного суда РФ № 258-В О-О.

      По закону намеренные действия по ухудшению жилищных условий – это действия, осуществляемые на протяжении некоторого времени субъектом правоотношений, повлёкшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий. Эти действия вынуждают государственные или муниципальные власти вмешаться в жизнь субъекта для выделения ему жилой площади из местного жилищного фонда.

      Чтобы получить жильё, гражданин должен приобрести статус нуждающегося и встать на очередь в муниципалитет. Как правило, таких желающих огромное множество. Муниципалитет не справляется с задачей обеспечения жильем всех нуждающихся.

      Намеренные действия такого характера не всегда могут однозначно трактоваться. Что такое – эти намеренные действия, четко ни в одном нормативно-правовом акте не указано. Что не является намеренным ухудшением жилищных условий, также в законах не прописано. В итоге каждый конкретный спор по этому вопросу решается в суде.

      К признакам таких намеренных действий можно отнести:

      • в результате этих целенаправленных действий граждане встали на учёт как нуждающаяся семья;
      • первоначально до осуществления данных действий гражданин не состоял на учете как нуждающийся в жилье;
      • гражданин имеет конкретный умысел в виде сформированной цели;
      • ухудшение жилищных условий влечёт за собой участие государственных органов, принимающих решение о выделении жилья.

      Специально созданное ухудшение жилищных условий предполагает снижение учетной нормы жилья на одного субъекта правоотношений.

      Примеры намеренных действий

      На основании сформированной судебной практики по решению такого вопроса как намеренное ухудшение жилищных условий можно сделать вывод о том, какие действия могут быть признаны умышленными.

      К примерам ухудшения жилищных условий можно отнести:

      Так, к примеру, бюджетники, в жилой площади которых прописано большое число родственников, могут рассчитывать на получение денежной субсидии на улучшение жилищных условий.

      Военнослужащие

      Имело ли место быть намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих решает Военсуд. Принимает решение он на основании Приказа № 1280 Министерства обороны страны от 30 сентября 2010 года.

      Для военнослужащих намеренными действиями будут признаны:

      Является ли намеренным ухудшением жилищных условий развод, будет решать суд. Если развод имеет фиктивный характер для выделения отдельных долей, эти действия будут признаны умышленными.

      Не будет признаваться намеренным ухудшением жилищных условий признание объекта недвижимости аварийным.

      Семья и дети

      В отношении молодых семей в качестве умышленных действий по ухудшению жилищного положения также будут признаваться незаконные прописки родственников, фиктивные разводы или специально созданные сделки по отчуждению имущества.

      Семья и дети

      Прописка ребёнка по месту жительства одного из родителей не является ухудшением жилищных условий.

      Является ли ухудшением жилищных условий прописка жены к мужу? Эти действия будут признаны законными и никак не влияющими на жилищный статус граждан, если ими не будут прямо нарушены законодательные нормы.

      Многих также интересует, является ли ухудшением жилищных условий выписка из квартиры родителей? Нет, не является. В случае любой выписки граждан увеличивается норматив жилого помещения на остальных членов семьи.

      Действия, не признаваемые намеренными

      Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья:

      • прописка несовершеннолетних детей у родителей;
      • законная прописка близких родственников;
      • временная регистрация любых жильцов;
      • отказ от квартиры одариваемого или отказ от соблюдения условий дарственной дарителем;
      • признание судом сделки с недвижимостью незаконной;
      • расторжение договора ренты с возвратом жилья по решению получателя.

      Отказ от приватизации и отказ от наследства также не будут признаваться намеренными действиями по ухудшению жилищного положения гражданина.

      Наследство в этом случае рассматривается как дар. Гражданин вправе добровольно принимать решение о принятии наследства или приватизации социального жилья. Его решение никак не повлияет на жилищный статус.

      Отказ от наследства будет окончательным, в дальнейшем восстановить пропущенный срок и получить наследство спустя много лет уже не получится. Передумать в этом случае гражданин уже не сможет, отказ будет оформляться документально.

      Последствия ухудшения условий жизни

      Последствия ухудшения условий жизни

      Ст. 53 ЖК РФ регламентирует последствия намеренных действий граждан по ухудшению своих жилищных условий.

      На 2022 год действуют два основных правовых последствия в отношении тех граждан, для которых будет доказан факт совершения ими преднамеренных действий.

      К ним относятся:

      1. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся субъектов.
      2. Повторная постановка на учёт таких граждан может иметь место быть только по прошествии срока в 5 лет после совершения противоправных действий.

      По ст. 56 ЖК РФ основаниями для снятия с учета нуждающихся являются предоставление неверных или заведомо ложных сведений, на основании которых было принято решение о постановке на учёт.

      Кроме того противоправные действия со стороны должностных лиц муниципалитета, выявленные в ходе проверок, тоже будут являться основаниями снятия с учета нуждающихся граждан.

      Как встать на учёт нуждающемуся?

      Право на постановку на учёт в качестве нуждающегося могут получить по закону только те граждане, кто признан органами социальной защиты малоимущим.

      Для приобретения статуса малоимущего в расчёт берётся средний заработок гражданина за предыдущие три месяца в определённой семье.

      Органы социальной защиты для оформления статуса малоимущего гражданина проводят следующие расчеты:

      • суммарный доход за три месяца делится на 3 для определения среднего заработка в месяц;
      • полученный показатель делится на количество членов семьи;
      • окончательная сумма сравнивается в прожиточным минимумом, утвержденным на территории субъекта страны.

      Для постановки на учёт нуждающаяся семья должна предоставить определённый набор документов и написать заявление. Граждане, получившие инвалидность, и семьи с детьми-инвалидами имеют привилегированное право постановки на учёт в качестве нуждающихся.

      Некоторые из инвалидов имеют право даже получить дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма.

      Примеры из судебной практики

      Примеры из судебной практики

      Судебная практика по вопросам определения действий граждан в виде намеренных по ухудшению жилищных условий довольно разнообразна.

      Конституционный суд в своих разъяснениях говорит о том, что намеренные действия должны характеризоваться двумя признаками:

      1. Умыслом.
      2. Искусственным характером действий.

      Переезд недееспособных родителей к детям не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в их собственности.

      Для военнослужащих действует сомнительное правило относительно женитьбы только на дамах без постоянной прописки и собственного жилья. Эта позиция является сомнительной с точки зрения многих факторов. Это ущемление прав на свободный брак, который никак не должен быть связан с жилищными вопросами.

      Конституционный суд говорит также о том, что каждый конкретный случай такой ситуации должен рассматриваться индивидуально в суде с учетом всех намерений и скрытых мотивов действий этих субъектов.

      Если женщина сразу перед вступлением в брак продаёт своё жильё, ее молодая семья не будет терять право на улучшение жилищных условий. Все ее действия до брака не могут быть признаны судом умышленными ухудшениями жилищных условий.

      Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны гражданина, которыми он пытается приобрести статус нуждающегося в жильё незаконно. Эти действия могут стать препятствием в постановке на учёт в будущем, поскольку при наличии доказательства предумышленности действий ещё на протяжении 5 лет он не сможет встать в очередь на новое жильё.

      «Умышленное» ухудшение жилищных условий

      Районная администрация заподозрила семью в намеренном ухудшении жилищных условий и отказала в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. «Умысел» состоял в том, что мать главы семейства зарегистрировала его жену и второго ребенка в квартире, в которой они живут. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов счел этот отказ незаконным и обратился в прокуратуру. Надзорное ведомство согласилось с омбудсменом и вынесло протест.


      Когда в семье Алексея П. родился второй ребенок, в тридцатиметровой «однушке», принадлежащей его матери, всем стало не разместиться. Собственных средств на увеличение жилплощади не было, поэтому Алексей с женой решили встать на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

      «Умышленно» нуждающиеся

      После того, как в квартире были зарегистрированы все четверо проживающих, требования для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (учетная норма общей жилплощади – менее девяти квадратных метров на каждого), были соблюдены.

      Через многофункциональный центр глава семьи подал заявление в районную администрацию о постановке на учет, однако спустя три недели получил отказ. В соответствующем распоряжении администрации района со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса РФ говорилось, что члены семьи намерено ухудшили свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающихся. Алексей категорически не согласился с этим решением и попросил помощи у петербургского омбудсмена.

      Юристы аппарата Уполномоченного не усмотрели правовых оснований для отказа в постановке на учет и обратились за разъяснением в районную администрацию. Приведенные «аргументы» намеренного ухудшения жилищных условий вызвали у сотрудников омбудсмена недоумение. Должностные лица администрации утверждали, что «вселение супруги в жилое помещение, установлено как факт совершения действий, в результате которых Алексей П. с детьми могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях».

      В чем выразился умысел заявителя и недобросовестность при регистрации его жены в квартиру, где она живет вместе со всей семьей, в районной администрации Уполномоченному объяснить не смогли.

      Хронологическая очередность регистрации в квартире была следующая: 2007 год – Алексей П., 2016-й – первый сын, февраль 2022-го – супруга, сентябрь 2022-го – второй сын. Т.е. после регистрации жены Алексея жилищная обеспеченность семьи была 10.33 кв.м на человека и не выходила за пределы существующей в Санкт-Петербурге нормы для отдельных квартир и жилых домов (девять кв.м). По закону претендовать на содействие государства в улучшении жилищных условий семья смогла только после появления и регистрации в единственном жилье родителей второго ребенка. Но, видимо, назвать рождение сына намеренным действием с целью постановки на учет в районной администрации не решились.

      Тот факт, что вселение в квартиру жены Алексея П. – это реализация ее права на совместной проживание с членами своей семьи, по неизвестным причинам во внимание чиновниками принят не был.

      Законодательство не определяет понятие «намеренное ухудшение»

      В Жилищном кодексе не уточняется, что следует считать намеренным ухудшением жилищных условий и какие действия могут быть признаны таковыми. Порядок определения в действиях граждан подобного факта также отсутствует.

      Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса («Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий») должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, согласно которому предполагаются добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.

      Опираясь на позицию Конституционного Суда, статью 38 Конституции России и статью 31 Семейного кодекса, Александр Шишлов обратился в защиту прав семьи Алексея П. в прокуратуру, которая согласилась с доводами Уполномоченного.

      Надзорный орган не усмотрел правовых оснований для отказа в постановке на жилищный учет и вынес на распоряжение администрации района протест.

      «Из норм семейного законодательства прямо следует, что семья имеет право на совместное проживание, ведение общего хозяйства и совместное воспитание детей, что обусловливает отношения по совместному использованию жилья», – сделал вывод прокурор района.

      Читайте также:  Жалоба в прокуратуру на действия сотрудников Полиции
Ссылка на основную публикацию