Изменения в 44-ФЗ с 2022 года

Изменения в законе 44-ФЗ с 1 января 2022 года (ч. 3)

Мы продолжаем рассказывать о предстоящих изменениях в закупочном законодательстве. Как уже говорилось, с 1 января 2022 года вступают в силу положения второго «оптимизационного» пакета изменений к закону «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). Эти изменения станут самыми масштабными за все время существования закона 44-ФЗ. Более 50 процентов текста документа с нового года предстанет в новой редакции. Вот такой подарок подготовили нам законодатели к празднику.

Подача заявки участником закупки

С 1 января 2022 года Правительство РФ больше не будет утверждать новые формы типовых заявок. Заявки участников закупки будут формироваться только с учетом требований федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Действующее в настоящее время Постановление Правительства от 5 ноября 2019 года № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах» утрачивает силу.

С 1 января 2022 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

Новая редакция закона не допускает отзыва заявок, которым были присвоены первые три порядковых номера. Это связано с тем, что с 1 января 2022 года заказчик вправе заключить контракт со вторым или третьим участником закупки если победитель уклонился. При этом второй и третий участники не вправе отказаться от подписания контракта.

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ появляются дополнительные основания для отклонения заявки участника. Они связаны с усилением мер по защите отечественных товаропроизводителей. Устанавливается, что оператор электронной площадки отклоняет заявку в случаях:

– указания иностранного государства в качестве страны происхождения товара в случае установления в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств;

– подачи заявки участником закупки, являющимся иностранным лицом, в случае установления в извещении об осуществлении закупка запрета допуска работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Сроки отмены закупочных процедур

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ установлены новые сроки отмены закупочных процедур. Отменить электронную процедуру (открытую или закрытую) можно не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. В закрытых конкурсах или аукционах отменить закупку можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры

С 1 января 2022 года устанавливается новый порядок заключения контракта по результатам электронной закупочной процедуры:

Заказчик публикует проект контракта в ЕИС и на площадке не позднее 2 рабочих дней после дня размещения итогового протокола. Исключение составляют запросы котировок, для которых проект публикуется через 3 часа с момента размещения итогового протокола.

Победитель закупки подписывает проект в течение 5 рабочих дней после размещения заказчиком проекта контракта (для запроса котировок — в течение 1 рабочего дня).

Заказчик публикует подписанный контракт в ЕИС и на электронной площадке в течение 2 рабочих дней после подписания его победителем. Для запроса котировок подписанный контракт размещают в течение 1 рабочего дня после дня его подписания победителем.

Изменения условий контракта

С 1 января 2023 года в законе 44-ФЗ устанавливаются новые правила изменения контракта. Существенные условия контракта разрешено менять, даже если такая возможность не прописана в самом контракте. Допускается изменение вида и объема работ.

Новая редакция закона разрешает однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Заказчики могут изменить стоимость контракта только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

С нового года утрачивает силу п. 1 части 1 статьи 95 действующей редакции закона 44-ФЗ об изменении цены без изменения объемов.

Закон 44-ФЗ устанавливает перечень исключений, при которых можно менять существенные условия контракта. С 1 января 2022 года этот перечень расширился. Теперь менять существенные условия контракта можно дополнительно в случаях:

  1. Контракты жизненного цикла со строительством, капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Цену возможно изменить максимум на 30 %.
  2. Изменение срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках всего срока исполнения контракта.
  3. Контракт, заключенный меньше чем на 1 год, если предмет заказа — НИОКР и технологические работы. Но есть ряд условий: цена равняется или превышает предельный размер, установленный правительством. Или же у сторон возникли обстоятельства, которые не зависят от них и мешают исполнению соглашения. Для изменения контракта необходимо подготовить обоснование. Допускается изменение объема и цены только до 30 %.

Новая редакция закона 44-ФЗ устанавливает также ряд новых правил, относящихся к изменению условий контракта.

Если при изменений существенных условий контракта у исполнителя появляются новые обязательства, их тоже следует обеспечить. Поставщик обеспечивает исполнение, если такое требование прописано в контракте.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

Если сметная стоимость после проведения госэкспертизы становится меньше цены контракта, то заказчик обязан снизить цену до сметной стоимости.

В контрактах жизненного цикла обеспечение для поставки и обслуживания устанавливается отдельно.

Правила исполнения контракта

С 1 января 2022 года закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) устанавливает новые правила исполнения контракта:

Для контрактов с поэтапным исполнением исполнитель обязан направить заказчику информацию о ходе исполнения контракта, о возникающих сложностях в работе и все документы приемки отдельно для каждого этапа.

Приемка по контракту жизненного цикла проводится после получения обеспечения обязательств по обслуживанию, а при необходимости и эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного объекта капитального строительства.

Для контрактов, заключенных после проведения открытых электронных закупок, проводится электронная приемка:

– поставщик формирует в ЕИС документ о приемке и подписывает его ЭЦП;

– у электронного документа приемки — приоритет перед бумажными сопроводительными документами;

– через 1 час после подписания заказчик получает электронный документ, а датой его подписания является дата размещения в ЕИС;

– заказчик подписывает документ о приемке или составляет мотивированный отказ, срок подписания — тот, который указан в контракте, но не позже 20 рабочих дней;

– в течение 1 часа документ о приемке или об отказе поступает поставщику; поставщик исправляет недочеты и направляет заказчику исправленный электронный документ.

Режим работы со специальным счетом

Речь идет о счете в уполномоченном банке, на котором участники закупок аккумулируют денежные средства для обеспечения участия в закупочных процедурах (обеспечение заявок, обеспечение исполнения контрактов, обеспечение исполнения гарантийных обязательств).

С 1 января 2022 года закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) запрещает накладывать взыскания (например, по исполнительному листу) на заблокированные средства на специальном счете. Одновременно устанавливается, что судебные издержки более не регулируются нормами закона 44-ФЗ.

Банковские гарантии, кредиты и займы для поставщиков

Сроки оплаты по контрактам

С 1 января 2022 года существенно сокращаются сроки оплаты по исполненным контрактам. В настоящее время заказчик обязан произвести оплату поставщику в течение 30 дней с даты подписания акта приемки. С 2022 года этот срок уменьшается до 15 рабочих дней. Кроме того, в новой редакции закона установлено, что с 2023 года срок оплаты сократится до 10 рабочих дней.

Если же закупка проводилась только среди компаний из числа малого и среднего бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций, с 1 января 2022 года срок оплаты не должен превышать 10 рабочих дней (в настоящее время 15 дней), а с 2023 года – 7 дней.

Хотите больше новостей из мира закупок – присоединяйтесь к нашему сообществу “ВКонтакте”!

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Романова Ю. А.

В начале июля 2022 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2022 года.

В конце статьи вы найдете сводную таблицу с перечислением действующих требований при проведении электронного аукциона и для участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 года.

В конце статьи есть шпаргалка

Поставщикам, подрядчикам, исполнителям рекомендуем ознакомиться со следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон от 02.07.2022 № 360-ФЗ

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

  1. Федеральный Закон от 01.07.2022 № 277-ФЗ

Предусматривает новые условия и требования при закупках у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков.

  1. Федеральный Закон от 02.07.2022 № 344-ФЗ

Предполагает осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ новыми субъектами и иные изменения.

  1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2022 № 1128

Включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

Основные изменения: новый порядок участия
в закупках

Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур

В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2022 г.

Процедуры с 01.01.2022 г.

  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года

В настоящее время

С 01.01.2022 г.

Структура заявки на участие

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Указание наименования страны происхождения товара

Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки

Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку

Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО

Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)

В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП

Основания для отклонения заявки

При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки

Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения изменений в извещение

Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок

Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
Читайте также:  Какие законы будут приняты в октябре 2022 года

Начало проведения торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе

Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

Общее время для проведения торговой сессии

5 часов с момента начала торгов

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

К таким документам относятся:

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2022 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2022 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Изменения в обеспечении закупок

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки

Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Изменения в участии в закрытых электронных процедурах

Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.

Федеральным законом от 02.07.2022 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в 2022 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

Новости

1 января 2022г. вступают в силу изменения в Законе №44-ФЗ

С 1 января 2022г. вступают в силу основные изменения в Законе N 44-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2022 N 360-ФЗ.
Изменения направлены на “оптимизацию” процесса осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ.
Перечень основных изменений, которые влияют на заказчиков и участников закупок.

1. Сокращен перечень конкурентных способов проведения закупок
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ больше не проводится.
Перечень конкурентных способов закупки теперь выглядит так (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
– конкурс – электронный, закрытый, закрытый электронный;
– аукцион – электронный, закрытый, закрытый электронный;
– электронный запрос котировок.

2. Увеличен лимит годового объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме
Такой лимит не должен превышать одно из двух значений (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
– 20% совокупного годового объема закупок заказчика;
– 100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок заказчика в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.
Максимальный размер НМЦК для электронного запроса котировок, как и прежде, составляет 3 млн руб.
Также установлен закрытый перечень случаев, когда запрос котировок можно провести независимо от размера НМЦК и лимита годового объема закупок (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

3. Документация о закупке формируется только при закрытых закупках
При проведении открытых электронных процедур вся информация о закупке включается только в извещение о ее проведении (ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

4. Уточнены случаи установления единых требований к участникам закупок
Такие требования устанавливаются при проведении конкурентных закупок, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях,
указанных в п. п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 31 данного Закона).
Кроме того, уточнено, что участник закупки не должен иметь офшорную компанию (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
– среди участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица;
– среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо долей его уставного или складочного капитала.

5. Введена универсальная предквалификация для участников закупок
При проведении закупок с НМЦК (суммой НМЦК) 20 млн руб. и более к участнику закупки устанавливается дополнительное требование.
Он должен исполнить (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, или договор,
заключенный по Закону N 223-ФЗ (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом им должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней),
предъявленные в ходе исполнения такого контракта (договора). Стоимость исполненных обязательств не должна быть менее 20% НМЦК. Это требование не применяется,
когда в отношении участников установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

6. Расширен перечень лиц, которые могут выдавать гарантии для обеспечения заявок, исполнения контракта и гарантийных обязательств
В качестве такого обеспечения принимается независимая гарантия (ч. 4 ст. 44, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Требования к ней установлены в ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Ее могут выдавать, в частности:
– банки, включенные в специальный перечень;
– госкорпорация развития “ВЭБ.РФ”.

7. Введено электронное оформление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
Документ о приемке оформляется в электронном виде через ЕИС. Такой порядок распространяется почти на все электронные закупки (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

8. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта
В частности, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу,
указанному в контракте, с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. До 1 июля 2022 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта,
заключенного по результатам электронных закупок (в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также разметить его в ЕИС
не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ).

9. Устанавливается единое требование к сроку хранения документов по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
Информация и документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, хранятся не менее 6 лет с момента начала закупки, если (ч. 15 ст. 4 Закона N 44-ФЗ):
– заказчик подготовил их не в ЕИС и (или) не на электронной (специализированной) площадке и не размещал информацию и документы в них;
– заказчик получил их при определении (обосновании) НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен таких единиц, максимального значения цены контракта. Это не относится к информации и документам, включаемым в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в силу ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Под началом закупки понимается размещение в ЕИС извещения о ее осуществлении (направление приглашений принять в ней участие),
а в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – заключение контракта (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Рента - договор пожизненного содержания

Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года

Осталось совсем немного времени до тех пор, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по Закону № 44-ФЗ, пишет gkgz.ru.

Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2022 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

В данной статье вкратце представлены выдержки из различных официальных информационных ресурсов об основных изменениях Закона № 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2022 года.

1.Введено понятие отдельный этап исполнения контракта, согласно которому это часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

2.Сокращены количество конкурентных способов закупок до 3 наиболее распространенных – электронный конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ), электронный аукцион (ст. 49 Закона № 44-ФЗ), электронный запрос котировок (ст. 50 Закона № 44-ФЗ), исключены двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублировали порядок проведения открытого конкурса.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.

3.В связи с исключением запросов предложений предусмотрены перечень случаев для проведения «срочных» закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта, основанный на действующих положениях Закона № 44-ФЗ.

4.Устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.

Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05. 2019 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

5.Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания.

6.Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.

7.Предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

8.Введена универсальная стоимостная предквалификация, устанавливаемая заказчиком в виде допуска к участию в закупках свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта или договора по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 % от НМЦК. Таким образом, к закупкам допускаются участники обладающие квалификацией, опытом участия в закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.

Ниже смотрим сравнительную таблицу изменений
Кроме того, с 01.07.2023 исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

Указанное изменение обусловлено позицией ФАС России о случаях принятия законодательных актов субъектами Российской Федерации, предусматривающих необоснованное расширение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в условиях отсутствия оснований для наделения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующими исключительными полномочиями.

Оптимизируется процедура обжалования закупок. Устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием ЕИС. Заявители должны соответствовать требованию о вышеуказанной «универсальной стоимостной предквалификации».

Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн. руб. участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20 % от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми «профессиональными жалобщиками», а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права.

Кроме того, в число субъектов контроля включаются банки, что позволит обжаловать их действия при реализации ими требований Закона № 44-ФЗ.

Одна из основных мер документа – введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. Сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков. Речь идет о том, что предусмотренные изменения направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. В настоящее время в электронной форме проводится только планирование закупок и определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Изменения закона совершенствуют порядок исполнения контракта, формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, расторжение контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.

Принятые изменения затрагивают интересы 141 000 государственных заказчиков всех уровней и 483 000 потенциальных поставщиков, следует из данных Министерства финансов Российской Федерации по состоянию на конец 2022 года.

Как предпринимателю продолжить работать в госзакупках в 2022 году

С 2022 года в России изменились правила работы с госзакупками.

Мы уже рассказали, что предпринимателю надо сделать, чтобы начать работать в госзакупках, и как подать заявку на госконтракт. Но чтобы постоянно работать в этой системе, недостаточно один раз зарегистрироваться. Регистрация закончится, а старая электронная подпись потеряет силу.

С 1 января 2022 года заработали очередные поправки, внесенные в федеральный закон о госзакупках — 44-ФЗ. Что придется сделать малому бизнесу, чтобы остаться в этой системе, и как работать по новым правилам — расскажу в этой статье.

Я работаю поставщиком для госзаказчиков с 2018 года, а в 2022 у меня как раз истекает регистрация в едином реестре участников закупок, ЕРУЗ, поэтому все действия из этой статьи я проделал сам: продлил регистрацию, получил электронную подпись в налоговой и подготовился к нововведениям.

Курсы Т—Ж

Кратко напомню, как вообще работают в госзакупках

Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны: мебель, канцтовары, компьютеры. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, больницы — лекарства, армия — военную форму, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

Под государством я подразумеваю все государственные и муниципальные организации: органы государственной власти и местного самоуправления, пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, казенные и бюджетные учреждения, например воинские части, школы, больницы, детские сады.

Организации и предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, называются поставщиками, или участниками, а сами госорганы — заказчиками. Государственные и муниципальные предприятия не могут найти поставщика в интернете или пойти в магазин. Они должны предложить всем предпринимателям и компаниям прийти к ним со своими условиями. Государство рассмотрит эти условия и выберет лучшего поставщика. Получается как бы соревнование между участниками. Это соревнование и есть госзакупка.

Все происходит на ЭТП, электронной торговой площадке, ее еще называют оператором. Чтобы попасть на ЭТП, предпринимателю нужно сделать электронную подпись, зарегистрироваться на сайте госуслуг как ИП и в ЕРУЗ.

Квалифицированную электронную подпись сокращенно называют КЭП, ее делают на ограниченный срок, чаще всего на год. Регистрация в качестве ИП на сайте госуслуг бессрочная, а в ЕРУЗ заканчивается через три года.

Как продлить регистрацию в ЕИС

Регистрация в ЕРУЗ дает предпринимателю одновременную аккредитацию на всех торговых площадках. Она действует три года, но уже за три месяца до истечения аккредитации подавать заявки на участие в торгах будет невозможно. Поэтому лучше пройти новую регистрацию в реестре заранее.

С 1 января 2022 года аккредитация стала бессрочной.

Пройти ее получится только в трех браузерах:

  1. Internet Explorer 11.
  2. Chromium GOST.
  3. «Яндекс-браузер».

Для регистрации зайдите на сайт ЕИС, единой информационной системы в сфере закупок. Потребуется электронная подпись. Нажмите «Личный кабинет» и выберите «Личный кабинет участника закупок».

Электронные площадки заранее начнут вас предупреждать, что пора бы пройти новую регистрацию. Если получаете подобные письма, отправляйтесь на сайт ЕИС

В личном кабинете на сайте ЕИС в левом меню выберите «Администрирование» — «Профиль участника» — «Пройти регистрацию в качестве участника закупки на новый срок»

Попадете на страницу «Редактирование информации об участнике закупок». Здесь обновите выписку из ЕГРИП — для этого там есть специальная кнопка. Проверьте остальную информацию и нажмите «Сохранить» внизу. Потом подтвердите свои действия электронной подписью

В разделе «Администрирование» — «Профиль участника» в личном кабинете ЕИС вы увидите новую дату окончания срока регистрации, а ссылка «Пройти регистрацию в качестве участника закупки на новый срок» исчезнет. ЕИС сама сообщит торговым площадкам, что вы переаккредитовались

Но аккредитация на ЭТП может завершиться не сразу. Если и через несколько рабочих дней вы еще видите подобные уведомления на торговой площадке и в электронной почте, напишите, что регистрацию вы уже обновили, и приложите скриншот профиля из ЕИС. ЭТП внесет изменения у себя вручную

Как бесплатно получить электронную подпись

Электронные подписи делают удостоверяющие центры, УЦ. Как правило, это коммерческие организации, но есть и государственный удостоверяющий центр — он работает при ФНС. УЦ ФНС выдает электронную подпись предпринимателям бесплатно на 15 месяцев, а затем перевыпускает.

В 2022 году действует переходный период: ИП должны получить новые подписи в налоговой или у ее доверенных лиц. Их налоговая выбирает среди тех же коммерческих удостоверяющих центров. Если ваш УЦ стал доверенным лицом ФНС — сможете там и перевыпустить КЭП.

Предприниматели, которые успели получить КЭП в коммерческих удостоверяющих центрах до 31 декабря 2022 года, смогут пользоваться своей подписью до конца 2022 года, если ее срок не закончится раньше. Но только при условии, что УЦ входит в список аккредитованных удостоверяющих центров. Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитацию, то в 2022 году она будет недействительна.

У меня как раз такая ситуация: платная КЭП действует до февраля 2022 года.

С 1 января 2023 года переходный период закончится и действующие подписи от коммерческих УЦ тоже придется заменить в ФНС или у ее доверенных лиц.

«Бесплатность» КЭП от налоговой условная: ФНС не даст носитель для подписи, не будет решать технические вопросы. Для работы с КЭП потребуется отдельная программа — «Криптопро». Ее придется покупать.

Для меня в итоге подпись от налоговой обойдется в 2500 Р . Вот что нужно, чтобы получить электронную подпись в УЦ ФНС.

Купить сертифицированный токен. Налоговая записывает подпись на специальную флешку, которую вам тоже придется купить. Такая флешка называется «токен». Носитель должен быть сертифицированным — подойдет USB Type А, в частности:

  1. Рутокен ЭЦП 2.0.
  2. Рутокен S.
  3. Рутокен Lite.
  4. JaCarta ГОСТ.
  5. JaCarta-2 ГОСТ.
  6. JaCarta LT.
  7. ESMART Token.
  8. ESMART Token ГОСТ.

Токены продаются в специализированных интернет-магазинах и коммерческих удостоверяющих центрах, стоят 700—1500 Р . Для ФНС нет разницы, какой токен вы им принесете, берите любой.

Когда срок КЭП истечет, можете записать новую на ту же флешку. Один носитель вмещает до 32 КЭП и сертификатов к ним, выданных коммерческими или государственным УЦ. При этом, как сказал мне инспектор, бывает, что и вторая подпись не помещается: место на токене может быть занято чем-то скрытым.

У меня был Рутокен, и я не покупал новый. На моей флешке уже хранились две КЭП, но с третьей никаких проблем не возникло. Мой знакомый предприниматель заплатил за токен 700 Р .

Читайте также:  Как проверить подлинность прав на автомобиль

Подать заявление. Чтобы получить электронную подпись в налоговой, подайте заявление при личном визите или через личный кабинет ИП на сайте ФНС.

Этот токен прошел государственную сертификацию и подходит только для подписей. Как обычный флеш-носитель он не работает, а на компьютере определяется только с помощью специальных программ

Затем проверяйте страницу «Сведения по заявлениям на получение КЭП ФНС». Должно появиться сообщение, что проверка прошла, а в столбце «Результат проверки» — «Проверка пройдена успешно». Это значит, что можно идти в инспекцию: тут же есть ссылка на онлайн-запись

При онлайн-записи выберите дату и время. Откроется страница «Онлайн-запись на прием в налоговый орган», там в таблице «Мои события» появится пин-код . Он же придет на электронную почту в письме-подтверждении от налоговой. Возьмите код с собой

Записать подпись на токен в налоговой инспекции. Обратиться можно в любую инспекцию, а не только в ту, где вы стоите на учете. Перед тем как туда идти, проверьте, есть ли ИФНС в реестре УЦ. Например, в Омске за КЭП можно обратиться в любую инспекцию, кроме ИФНС по Ленинскому округу.

Записаться можно через личный кабинет ИП на сайте налоговой или прийти без записи. С собой возьмите паспорт, СНИЛС и токен.

Подпись запишут на токен при вас. Мне это сделали за пять минут. Ждать тоже не пришлось: на КЭП в моей инспекции работает отдельное окно, очереди туда нет.

Советую взять с собой ноутбук и попросить специалиста инспекции сразу настроить подпись. В этом случае у вас уже должна быть установлена «Криптопро» — программа, без которой электронная подпись не заработает.

Налоговая планирует, что вторую и следующие КЭП можно будет получать удаленно.

Купить программу «Криптопро CSP». КЭП не будет работать без специальной программы — «Криптопро». Для моей платной подписи лицензия входила в цену, а вот с подписью от ФНС покупать «Криптопро» придется самостоятельно. В ФНС по горячей линии мне пояснили, что это не их проблемы, поскольку программу предоставляет сторонний разработчик.

Лицензия на год стоит от 1200 Р , бессрочная — от 2500 Р . Купить ее можно в коммерческих УЦ или в других фирмах, предоставляющих ИТ-решения для бизнеса.

Я пока «Криптопро» не приобрел, так как моя платная подпись еще действует. Планирую купить бессрочную лицензию.

Настроить рабочее место, если это ваша первая подпись. На сайте госзакупок лежат файлы и инструкция для ручной настройки и программа автоматизированной настройки. По задумке разработчиков, вы просто устанавливаете ее — и дальше она делает все сама. Но у меня программа по неизвестной причине зависает на полпути. Поэтому мне рабочее место всегда помогают настроить сотрудники коммерческого УЦ — пока не закончится срок действия их подписи.

Р — столько же стоят и платные подписи вместе с флешкой, настройкой и техподдержкой, а в пакет услуг к моей предыдущей КЭП входит еще и бесплатная система электронного документооборота.

стоит лицензия «Криптопро»

В ФНС по горячей линии мне пояснили, что это не их проблемы, поскольку программу предоставляет сторонний разработчик.

Подходящий номер лицензии «Криптопро» можно бесплатно найти в интернете, но я не знаю, насколько это законно, и не люблю в таком разбираться. Так что я решил не заморачиваться и продолжить пользоваться платными подписями.

У меня программа автоматизированной настройки неизменно зависает на пятом этапе при 49% выполнения. Надеюсь, вам повезет больше

Как работать на госзакупках в 2022 году

В июле 2022 года появились поправки в 44-ФЗ . Заработали они с 2022 года. Вот самые важные новшества, которые должны будут учитывать предприниматели из малого бизнеса для работы с госзакупками.

Использовать ЭДО на всех этапах. ЭДО — это электронный документооборот. Уже в 2022 году в электронном виде подавали заявки, выбирали победителя и подписывали с ним контракт, направляли запросы. Подписать акт приемки и выставить счет можно было на бумаге.

С 2022 года акты тоже стали только электронными, на их основании заказчик будет оплачивать ваш товар или работы. Обмениваться документами о приемке с заказчиком будете через ЕИС. Это называется «электронное актирование».

В 2022 году я подписывал бумажные акты приемки и счета, заказчик тоже ставил подпись и печать. С 2022 года их заменила электронная подпись.

С 1 июля 2022 года только через ЕИС идет и претензионная работа, там же поставщики будут формировать, размещать и направлять заказчику решение об одностороннем отказе от контракта. Отменить такое решение — тоже электронно. Расторгнуть контракт по почте, заказными письмами, будет нельзя.

Подтверждать универсальную предквалификацию. Если собираетесь бороться за контракты ценой от 20 млн рублей, вы должны уже иметь исполненный контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ — это закон о закупках юридических лиц. Такой контракт или договор вы должны исполнить в течение трех лет до даты заявки, его стоимость должна быть не менее 20% от цены контракта, за который собираетесь бороться.

Это называется «универсальная предквалификация». Сначала вы должны ее пройти — направить оператору информацию о таком контракте или договоре. ЭТП проверит ее по реестру контрактов и включит вас в реестр компаний, прошедших универсальную предквалификацию. В этом случае можно подавать заявки на контракты от 20 млн рублей.

Каждая площадка ведет свой реестр — если работаете на нескольких, подавать сведения придется несколько раз.

Универсальная предквалификация — это лишь одно из дополнительных требований, которые будут устанавливать заказчики при определенных закупках.

нет ли к ним дополнительных требований, и если есть — заранее подать на ЭТП информацию о соответствии этим требованиям.

Пройти универсальную предквалификацию или подать документы на соответствие другим дополнительным требованиям можно только с 2022 года.

Подавать единую форму заявки на аукцион. В 2022 году заявка на аукцион состояла из двух частей: в первой части поставщик презентовал свой товар, во второй — себя. Заказчик рассматривал первые части, не зная, кто их подал, а затем — вторые.

С 2022 года разделения аукционной заявки на части нет.

Не подавать декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). В 2022 году участники из числа малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций подавали декларацию об этом. Подать было несложно: торговая площадка формировала ее автоматически, вы просто нажимали кнопку.

С 2022 года даже кнопку нажимать не придется: декларацию отменили. Оператор автоматически вернет заявку, если поставщик не принадлежит к СМП.

Приходить на аукцион через 2 часа после окончания приема заявок. В 2022 году торги по аукциону начинались не ранее чем через 4 часа после окончания приема заявок. В 2022 году аукционы начинаются раньше, через 2 часа.

В 2022 году торговаться на аукционе можно было бесконечно, а с 2022 года — не более 5 часов.

Быстрее получать контракт. Изменились сроки, связанные с подписанием контракта: большинство из них сократилось, но у вас станет чуть больше времени, чтобы ознакомиться с проектом контракта и подписать его.

Новый порядок осуществления закупок

С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ЗАКУПОК

Количество открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сокращено с 11 до 3. Исключены бумажные способы, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. С 01.01.2022 заказчики смогут проводить закупки путем электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, а также осуществлять закупки у единственного поставщика (в том числе в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

Установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАУПОК (далее – ЕИС), внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно размещаться при проведении:

  • электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК

С 01.01.2022 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В случае, если Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, вышеуказанные требования не применяются.

Для участия в закупках, где установлены требования в соответствии с частью 2 или частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участникам закупки через свой личный кабинет на электронной площадке необходимо будет заблаговременно направить информацию и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, оператору электронной площадки для включения в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. При этом, если соответствующие документы размещены на официальном сайте ЕИС, достаточно указать только номер реестровой записи из реестра контрактов ЕИС. В случае отсутствия информации и документов, подтверждающих опыт участника закупки, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки.

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

Напоминаем, что начиная с 01.01.2022 в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ подача жалоб в контрольный орган в сфере закупок при проведении электронных процедур осуществляется в электронной форме посредством ЕИС.

Обращаем внимание, что закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 31.12.2022 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ.

С детальной информацией об изменениях ЕИС в части формирования извещения об осуществлении закупки, которые будут реализованы с 01.01.2022, можно ознакомиться в анонсе, размещенном на официальном сайте ЕИС, а также в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» – «Руководства пользователя и видеоролики» – «Закупки» – «Закупки 44-ФЗ».

Ссылка на основную публикацию