Вопрос про начисления жку
Вопрос про начисления жку
Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей”). Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1 – 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статья 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги. Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва, Вадковский пер., д.18, стр.5и7) от 14.11.2012г, за № 01/12810-12-32 определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц (управляющих организаций), установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 – 6 статьи 20 ЖК РФ). На основании части 4 статьи 20 ЖК РФ, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, и к каковым в настоящее время относятся:
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”,Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами”, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.
Все перечисленные нормативные правовые акты изданы на основании и во исполнение ЖК РФ, что с учетом положений частей 2 и 4 статьи 5 ЖК РФ объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 ЖК РФ); управления многоквартирными домами (пункт 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ); предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:
обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Также следует иметь в виду, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, в 2012 – 2014 годах в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, которыми среди прочего были утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 – 2014 годах. В любом случае оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.
По вопросам, связанным с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, дополнительно поясняем следующее. Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений статьи 157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (далее – Закон 210-ФЗ).
При этом пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусматривает, что федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, каковым является Федеральная служба по тарифам (http://www.fstrf.ru).
Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” применяются положения части 3 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ, согласно которым “региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе”.
Одновременно сообщаем, что по согласованию с Федеральной службой по тарифам утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Правилами рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платёжный документ, не содержащий расчёт размера платы по каждому виду услуг. Тем самым, потребителю дано право рассчитать и внести расчётные суммы (на основании полученных от исполнителей сведений) в платёжный документ или обратиться в Главное контрольное управление города Москвы (Главконтроль) по адресу: улица Новый Арбат, дом 36/9, Москва, 121099 для проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги исполнителем.
Оплата коммунальных услуг: как проверить правильность начислений и сэкономить? Разъяснения от Жилищной инспекции Московской области
Оплата коммунальных услуг – серьезная и постоянная строка любого семейного бюджета. Как определить, что в вашу платежку закралась ошибка, и вы переплачиваете? Госжилинспекция Московской области постаралась собрать полезные, прикладные советы по экономии на коммунальных расходах.
Оплата коммунальных услуг: инструкция к действию
Прежде чем рассказать об основных ошибках в начислении платежей, дадим короткую инструкцию к действию. Она будет работать во всех нижеперечисленных случаях.
Итак, если есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете, первое, что вам надо сделать, – это обратиться в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.
Если вы обращаетесь в управляющую организацию письменно, она обязана в течение трех рабочих дней дать письменный ответ, будет удовлетворено ваше обращение или нет и в последнем случае объяснить причины отказа.
На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в Госжилинспекцию, благо, все подтверждающие документы будут у вас на руках.
Коммунальные услуги: тариф на содержание и ремонт общего имущества
Тариф на содержание и ремонт должны устанавливать сами собственники на общем собрании, в противном случае его размер определяется органами местного самоуправления.
Если дом эксплуатирует управляющая компания, размер платы за содержание и ремонт устанавливается с учетом предложений УК на срок не менее чем один год. Если плата возрастает неоднократно в течение года – это тревожный звонок и повод разобраться в ситуации. Если в доме ТСЖ или ЖСК, размер этой платы определяется органами управления в соответствии с уставом.
Кто устанавливает размеры платы за дополнительные услуги?
Оказание дополнительных услуг – работа консьержа, охрана подъездов или коллективных стоянок, использование домофона – и размер платы за них – это «епархия » общего собрания собственников. Без решения общего собрания дополнительные строчки не могут появляться или меняться. После решения общего собрания заключается договор. Если вы не согласны с решением собрания – вправе обратиться в суд.
Где можно проверить тарифы на коммунальные услуги?
Проверить тарифы на коммунальные услуги можно на сайте регионального комитета по ценам и тарифам или же с помощью специального сервиса Федеральной службы по тарифам.
Пересмотр тарифов на коммунальные услуги возможен не чаще одного раза в год (за исключением случаев, когда выносятся предписания надзорных органов или судебные решения).
Не мешает также проверить количество проживающих жильцов и метраж квартиры, указанные в вашей платежке. Если данные расходятся с реалиями, для корректировки предоставьте в организацию, которая делает начисления, выписку из домовой книги и свидетельство о собственности.
Как передавать показания приборов учета?
Если приборы учета установлены и введены в эксплуатацию, вы платите только за реальное потребление (в том числе – на общедомовые нужды). Необходимо своевременно снимать и передавать показания квартирных счетчиков.
Способы для этого есть разные: на сайтах управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, в том числе через личные кабинеты, с использованием специальных бланков для передачи показаний (отрывной корешок на едином платежном документе), через платежный терминал, клиентский офис и т.д. Еще надо сверять данные с вашей квитанцией: точно ли указаны цифры и не идет ли расчет по нормативу.
Как рассчитывается плата за коммунальную услугу по отоплению при наличии общедомовых приборов учета?
Одна из самых распространенных ошибок в начислениях – расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета. Помните, в первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета. При этом раз в год должна производиться корректировка платы, исходя из реального объема потребления ресурса.
Как оплачиваются коммунальные услуги, если счетчиков нет?
В этом случае расчеты идут по нормативам. Они выше реального расхода, поэтому и платить приходится больше. А с 1 января 2015 года вступят в силу нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Министерством ЖКХ Московской области. В домах до 1999 года постройки нормативы повысятся. А вот в домах-новостройках норматив потребления тепла уменьшится настолько, что снизится общий платеж за ЖКУ, даже несмотря на повышение норматива потребления других ресурсов.
К тому же важно помнить, что с 2015 года правительство России намерено стимулировать граждан устанавливать приборы учета, поэтапно повышая нормативы до 1,6 раза (с 2017 года).
Вывод один: приборы учета на свет, газ, горячую и холодную воду надо устанавливать до конца 2014 года. И обязательно проконтролируйте наличие общедомовых приборов учета.
Кто устанавливает и оплачивает установку общедомовых приборов учета?
По федеральному закону об энергосбережении их установка обязательна. Поскольку эти счетчики войдут в состав общего имущества, оплата работ и оборудования делится на всех собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об установке счетчиков и сборе необходимой суммы принимается на общем собрании собственников. Оснастить дома приборами учета должны ресурсоснабжающие организации.
Как рассчитывается плата за горячую воду в домах с индивидуальным тепловым пунктом?
В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной ) плата за тепло взимается по общим правилам, однако меняется порядок оплаты за горячую воду. Если в платежках жильцов домов с централизованным тепло- и водоснабжением есть строчка «горячее водоснабжение», то в домах с собственной котельной ее нет. Вместо этого плата за горячую воду состоит из двух позиций: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды.
Какие ошибки возникают при начислении платы за общедомовые нужды?
Нередки случаи завышения объемов электроэнергии, горячей и холодной воды, предоставленных на общедомовые нужды. Кроме того, управляющая компания не имеет права выставлять счета за отопление на общедомовые нужды (это изначально не предусмотрено) и водоотведение на общедомовые нужды (плата отменена Правительством РФ с июня 2013 года).
Как оформить перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителей в квартире?
Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, то при отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение (канализование ), газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.
Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и день окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Это могут быть, например, билеты, гостиничные счета, справка из санатория, командировочное удостоверение и т.д.
Как добиться перерасчета платы за коммунальные услуги, если услуга предоставляется низкого качества или с перерывами?
Плата за коммунальные услуги уменьшаешься вплоть до полного освобождения от нее, если вы получаете услуги ненадлежащего качества (температура горячей воды или воздуха в помещении ниже нормы и т.д.) или услуги оказываются с перерывами больше установленного периода.
Требования к качеству коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерывов содержатся в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Например, перерасчет оплаты холодного и горячего водоснабжения производится в случае отсутствия услуг более 4 часов. Перерасчет также производится в случае отклонения температуры горячей воды от норматива (60 -75 градусов) более чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью.
Обязательно знать: факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.
Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, гражданин вправе обратиться с жалобой в Госжилинспекцию.
Что делать, если приходят две платежки за коммунальные услуги?
Такая ситуация может возникнуть, если граждане выбрали новую управляющую компанию или создали ТСЖ, а прежняя организация не желает уступать дом. Или граждане переизбрали УК, но с нарушением процедуры, при этом новая компания начинает выставлять счета, хотя это должна делать прежняя. Возможны и откровенно мошеннические схемы.
При этом не платить никому – не выход. За неоплату коммунальных услуг в течение длительного времени дом просто могут отключить. Что же делать?
Первый шаг: обратиться за разъяснениями в местную администрацию. Второе: чтобы выставлять вам счета за коммунальные услуги, управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. И, конечно, ресурсоснабжающая организация имеет право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей организацией. Поэтому звонок ресурсникам даст ответ на вопрос, кому платить.
Одновременно вы вправе написать обращение, достаточно в электронной форме, в Госжилинспекцию Московской области и прокуратуру. Они всегда смогут проверить легитимность управляющих организаций и оценить, какая действует законно.
Расчеты за коммунальные услуги по единому платежному документу через ЕИРЦ
Чтобы обеспечить прозрачность деятельности управляющих компаний, правительство области приняло решение о переходе на расчеты по единой платежке через единый информационно-расчетный центр.
Форма единой платежки утверждена правительством области. В ней указаны обязательные и дополнительные платежи, принятые общим собранием собственников, объемы потребленных услуг, в том числе на общедомовые нужды, суммы начисленных и поступивших денег, сведения о перерасчетах, данные о поставщиках коммунальных услуг. Сделано это, чтобы жители понимали, сколько и за что они платят.
Единый информационно-расчетный центр (МособлЕИРЦ ) создан на базе ОАО «Мосэнергосбыт », в состав его учредителей входит правительство области. По любым вопросам вы можете обратиться на горячую линию ЕИРЦ: 8-800-555-07-69.
Платежи в ЕИРЦ «расщепляются » автоматически и целевым образом уходят поставщикам ресурсов, не оседая в карманах недобросовестных управдомов.
Оплата коммунальных услуг через ЕИРЦ: что происходит с льготами? Нужен ли дополнительный договор?
Жителям не надо заключать дополнительный договор с ЕИРЦ. Центр работает в рамках исполнения агентского договора с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Переоформления льгот также не потребуется.
Как можно экономить ресурсы?
Экономить при оплате коммунальных услуг можно, уменьшив потребление ресурсов. В частности, снижению теплопотерь способствует утепление межпанельных швов, установка современных окон и радиаторов отопления, размещение за батареями теплоотражающих экранов, остекление балконов и лоджий.
Для экономии на оплате за электроэнергию следует перейти на двуставочный тариф «день -ночь», обычные лампы накаливания заменить на энергосберегающие, использовать электроприборы с классом энергоэффективности не ниже «А » и не размещать холодильник рядом с батареей и плитой.
Кроме того, не стоит пренебрегать простыми мерами: включать не все, а только необходимые светильники, отключать устройства из сети вместо их «погружения в сон», отремонтировать водопроводные краны и т.д.
Восемь мифов о ЖКХ
На популярные вопросы про работу УК отвечает юрист
Я юрист, который работает с обращениями в управляющую компанию.
Часто я сталкиваюсь с тем, что люди не очень хорошо понимают, как устроено ЖКХ и кто за что отвечает. В этой статье я разберу самые популярные заблуждения.
Общее, или общедомовое, имущество — это все, что находится за пределами квартир и предназначено для их обслуживания, например лестничные площадки, лифты, коридоры, крыша. Чтобы имущество считалось общим, оно должно обслуживать хотя бы две квартиры. Полный перечень такого имущества перечислен в статье 36 жилищного кодекса.
Но в документах на недвижимость общее имущество прописывают не всегда. Переход права собственности регистрируют в Росреестре. После этого право на недвижимость можно подтвердить выпиской из ЕГРН. В выписке перечислено имущество, на которое распространяется право собственности и ответственность.
Общего имущества по умолчанию в выписке нет. Чтобы оно появилось, собственники должны собраться вместе и зарегистрировать на него право собственности. Для этого надо обратиться в Росреестр с заявлением и приложить справку из бюро технической инвентаризации о составе общего имущества. Так делают нечасто.
Отсутствие общего имущества в документах на квартиру рождает миф, что за его содержание платить не нужно. Нет регистрации права — нет и ответственности.
Раньше право собственности на квартиру подтверждало свидетельство о регистрации права собственности. В нем общего имущества обычно тоже не было
Реальность. Право собственности на квартиру автоматически подразумевает право собственности на общее имущество. Собственники общего имущества его содержат — платят за ремонт и содержание. В квитанции на оплату ЖКУ эта строка называется «Содержание помещения».
Чтобы содержать общее имущество, собственники выбирают управляющую организацию или создают в доме ТСЖ. Минимальный перечень работ для содержания общего имущества указан в постановлении правительства № 290.
Платить за общее имущество надо, даже если в квартире никто не живет. Логику объяснил Конституционный суд: расходы на общее имущество помогают поддерживать дом в жилом состоянии для всех собственников. Если человек не живет в доме, от этого он не перестает быть собственником. Значит, он должен оплачивать содержание и текущий ремонт наравне со всеми.
Перерасчет могут сделать только при определенных обстоятельствах и для отдельных видов коммунальных услуг. У нас уже вышло две статьи, как это работает:
Бывает, приходит платежка, а там реквизиты новой управляющей компании или триста рублей за шлагбаум. Оказывается, так решили на общем собрании. Но если собственник квартиры на нем не был и ничего не решал, кажется справедливым, что эти решения его не касаются и за шлагбаум можно не платить.
Реальность. Общее собрание собственников дома — орган управления домом как объектом недвижимости. Оно не решает, что жильцам делать со своими квартирами, но решает, как использовать общее имущество и кто за ним будет следить: какая-то УК или ТСЖ. Решения общего собрания обязательны для собственников всех помещений в доме — даже если это, скажем, хозяин магазина на первом этаже. Если собственник пропустил собрание и не высказал свое мнение — это его проблемы.
Чтобы не пропустить общее собрание, следите за входящей почтой и просматривайте объявления на первых этажах подъездов. По закону о проведении собрания должны оповещать за 10 дней. Способ оповещения может быть разным. По умолчанию это заказное письмо, но на собрании собственники могут передоговориться на что-то другое, например на объявления в подъездах.
Вот что обязательно должно быть в уведомлении об общем собрании:
- Сведения о том, кто созывает собрание. Это могут быть собственники жилья или управляющая организация.
- Повестка собрания: какие вопросы предстоит решить.
- Как и где можно ознакомиться с материалами, которые будут представлены на собрании.
- Форма проведения собрания: очное, заочное или очно-заочное .
- Дата, место и время проведения собрания. Если оно заочное — до какого числа собственники могут проголосовать и как это сделать.
Порядок проведения общих собраний описан в статье 45 жилищного кодекса.
Раз решения общего собрания обязательны для всех собственников, логично, что все собственники имеют право в нем участвовать. Но это не всегда так.
Реальность. Существует два вида общих собраний: собрание собственников жилья и собрание членов товарищества собственников жилья — ТСЖ. Второе проводится, если в доме создано ТСЖ. Какие-то вопросы может решить любое собрание, но есть и такие, которые обсуждаются только на собрании ТСЖ или только на собрании собственников.
Примеры вопросов, которые решает собрание ТСЖ:
- план работ по дому;
- содержание общедомового имущества;
- размер членских взносов и обязательных платежей;
- утверждение внутренних документов и назначение председателя товарищества.
Примеры вопросов, которые решает собрание собственников:
- проведение капремонта;
- реконструкция дома;
- сдача общего имущества в аренду.
Чтобы принимать участие в собраниях ТСЖ, нужно быть его членом. Покупка жилья не делает собственника членом товарищества. Для этого надо написать заявление о вступлении в ТСЖ на имя председателя и передать его председателю или правлению с отметкой о принятии на вашей копии документа. К заявлению нужно приложить копии документов о праве собственности на жилье.
В законе нет строгой формы заявления, достаточно фразы «Прошу принять меня в члены ТСЖ „Рога и копыта“ в соответствии со статьей 143 ЖК РФ. Документы о праве собственности прилагаю».
С даты подачи заявления вы автоматически становитесь членом ТСЖ. Торжественной процедуры или тайного ритуала приема в товарищество в законе не предусмотрено.
Вступление в ТСЖ дает собственнику больше прав, но появляются и обязанности, например платить членские взносы. Правда, на практике все собственники обычно платят одинаковые суммы независимо от статуса, потому что эти деньги идут на содержание и ремонт общего имущества.
Чтобы договориться о том, кто кому что должен и в какие сроки, нужен договор. Когда управляющая компания оказывает услуги, а собственники за эти услуги платят — это взаимные обязанности. Но бывает так, что эти обязанности не зафиксированы на бумаге. Поэтому может показаться, что у УК нет оснований требовать оплаты своих услуг. Но с ЖКХ все не так просто.
Реальность. ЖКУ можно условно разделить на две части: жилищные и коммунальные. Жилищные — это услуги управления, а также содержание и ремонт помещений, коммунальные — это электроэнергия, отопление, холодная и горячая вода.
В зависимости от платежа действуют разные нормы закона, но везде есть оговорки, которые можно обобщить так: если вам оказывают услуги и вы ими пользуетесь, то вы обязаны за них заплатить, даже если нет бумажного договора с подписями сторон.
Для жилищных услуг письменный договор ни на что не влияет — платить должны все собственники помещений. Это закреплено в статьях 30, 36, 154, 158 и 162 жилищного кодекса. Законность этого подтвердил Верховный суд.
А еще в основании всех жилищных услуг лежат решения общего собрания собственников дома. Как мы уже выяснили, они обязательны для всех.
Для коммунальных услуг договор нужен, его заключают с УК или поставщиком услуг напрямую. Но это не обязательно письменная бумага с подписями сторон. Чтобы договор считался заключенным, достаточно совершить какое-то действие, которое говорит о намерении пользоваться услугами. Это может быть передача показаний счетчиков в УК или оплата услуг. Но достаточно и простого факта проживания в квартире с коммуникациями для предоставления услуг. Если в квартире из крана течет вода, собственник обязан за нее платить.
Отсутствие письменного договора также не дает права УК отключать услуги. Бывает, что УК используют этот аргумент, чтобы надавить на должников. Это незаконно. УК имеет право отключить горячую воду и электричество, если долг превышает сумму за два месяца, рассчитанную по нормативу. А вот отопление и холодную воду в многоквартирном доме отключать нельзя независимо от суммы долга.
С канализацией все сложнее: прямого запрета на отключение нет, но при этом люди часто жалуются в прокуратуру, а та заставляет УК включить ее обратно. Но в любом случае письменный договор никак не влияет на эти правила.
Некоторые собственники считают, что взносы на капремонт можно вычитать из суммы в квитанции и платить за ЖКУ сколько осталось.
Реальность. Раньше взносы на капремонт и правда были добровольными, но с 2015 года они стали обязательными. Если не платить взносы, деньги взыщут через суд вместе с пенями и госпошлиной за подачу иска. Иск подаст фонд капитального ремонта — или УК, если по решению общего собрания собственники перечисляют деньги на счет дома.
Почему это правильно, объяснил Конституционный суд. Его доводы основаны на том, что собственники своевременно не задумываются о сборе денег на капитальный ремонт, а когда подходит срок ремонта, денег нет — ведь их не собирали. В итоге дома постепенно ветшают. Чтобы деньги на капремонт собирать заранее, и придумали взносы.
Если вычитать взносы из коммунальных платежей, рано или поздно их взыщут в судебном порядке. Кроме самих взносов придется заплатить пени и госпошлину за рассмотрение иска в суде.
Не платить взносы могут только жители новостроек, чьи дома еще не включены в программу капремонта, и домов в аварийном состоянии. Как это устроено и куда уходят деньги, читайте в нашей статье о капремонте.
Квитанция на оплату ЖКУ — это платежный документ, в котором написано, сколько и за что надо заплатить. Но на квитанции не ставят печать и подпись бухгалтеры или директора управляющей компании. Из-за этого собственник жилья может решить, что у нее нет юридической силы и оплачивать ее не стоит — нарисовать квитанцию может кто угодно.
Реальность. Требования к реквизитам платежного документа ЖКУ содержатся в пункте 69 постановления правительства № 354, а форма утверждена приказом Минстроя России. Среди обязательных реквизитов — объем и период услуг, льготы, перерасчеты и задолженности. Подписи бухгалтера и печати организации в перечне обязательных реквизитов нет, а надежность квитанции обеспечивает штрих-код по ГОСТ Р 56042-2014 .
Теоретически фальшивую квитанцию может прислать какая-то другая управляющая организация, а не та, что работает в вашем доме. Проверить это можно в системе ГИС ЖКХ.
Все УК обязаны размещать квитанции в этой системе. Поэтому можно найти электронную квитанцию и сравнить сведения в ней со сведениями в бумажной: сумму платежа, данные УК и идентификатор платежного документа. Эта норма пока не действует для УК Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — там она заработает с 1 июля 2019 года.
Проверить принадлежность квитанции вашей УК можно по идентификатору платежного документа в поле плательщика
Бывает, что собственникам не нравится, как УК управляет их домом, и они на общем собрании решают поменять действующую УК на другую. А та ссылается на часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ: мол, по закону досрочно расторгнуть договор с УК можно, только если она его не соблюдает. Не можете этого доказать — терпите.
Реальность. Это положение закона стало причиной большого числа судебных споров: собственники хотели расторгнуть договор с УК, но не считали себя обязанными доказывать, что управляющая компания работает плохо. В 2011 году президиум Высшего арбитражного суда постановил, что собственникам надо разрешить досрочно расторгать договор с УК, даже если та его соблюдает. Если общее собрание собственников дома решило сменить УК и поменять способ управления домом — так тому и быть.
Главное — вовремя уведомить УК о решении собрания, чтобы у нее было достаточно времени для передачи технической документации на дом и расторжения договоров на коммунальные услуги. Сроки уведомления прописаны в договоре с УК, обычно это 2—3 месяца .
Счетчики воды, газа и электричества время от времени приходится проверять или менять — за это должен кто-то платить. Если счетчик в квартире, обычно вопросов нет — жильцы соглашаются, что делать это должны они. А если в подъезде, то жильцы часто считают, что за обслуживание счетчика должна платить УК: в конце концов, подъезд — это общее имущество, а значит, и счетчик тоже.
Реальность. По закону все, что связано со счетчиками для квартиры, — ответственность собственника: установка, ввод в эксплуатацию, сохранность, своевременная замена. Эту обязанность нельзя переложить на УК только потому, что счетчик оказался за пределами квартиры.
Чаще всего в подъездах размещают счетчики электроэнергии. Для эксплуатации дома это удобнее: никто не прячет счетчик в короб, чтобы выглядело красиво, поэтому можно просто открыть шкафчик или электрощитовую и проверить или поменять прибор.
Но это все равно счетчик собственника, и его сохранность прежде всего в интересах него самого. Если прибор сломается, платить за свет, воду или газ придется по нормативам, а они обычно выше фактических показателей счетчиков.
У управляющих компаний есть свои общедомовые счетчики. По их показаниям они рассчитываются с поставщиками услуг и определяют, сколько ресурсов нужно на общедомовые нужды: свет в подъезде, влажную уборку, полив клумб. Эти расходы оплачиваются за счет статьи «Содержание помещения» и не имеют отношения к оплате электроэнергии или водоснабжения в каждой конкретной квартире.
Субсидия на оплату ЖКХ в 2020 году
Рост зарплат населения во многих регионах не успевает за ростом тарифов по услугам ЖКХ. В целях материальной поддержки малоимущих граждан из средств регионального бюджета выделяется субсидия на оплату ЖКХ, позволяющая уменьшить траты на квартплату. Отказать могут людям, имеющим высокий доход или задолженность перед ЖКХ. С проблемами столкнуться и те, кто не соблюдают сроки подачи документации.
Законодательная база
О назначении субсидии на оплату ЖКХ говорится в двух нормативных документах:
- основания назначения выплаты;
- требования к лицам, желающим получить дотацию;
- органы власти, предоставляющие пособие.
- порядок расчета дотации;
- правила предоставления;
- особенности назначения выплаты отдельным категориям населения;
- случаи прекращения выплат.
Дополнительные условия и правила выплат определяются региональными законодательными актами и указами.
Кто имеет право на субсидии ЖКХ?
Категории населения, кто может получить субсидию на оплату ЖКХ и коммунальных услуг:
- собственники;
- наниматели;
- люди, занимающие муниципальное жилье.
Материальная поддержка назначается, если у человека уходит более 22% от зарплаты на квартплату.
В ряде субъектов РФ эта допустимая норма трат меньше: в столице – 10%, в Кемерово – 17%, Санкт-Петербурге – 14%.
Еще одно основание – площадь помещения должна быть не больше стандарта, определенного в регионе. Для примера стандарт жилой площади в Москве: