Виды и методы финансового контроля

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля – основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

Финансовый контроль это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может бытьгосударственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте на пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогаетпредотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомтекущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы – получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

Читайте также:  Как записаться в фмс через госуслуги

ü проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а – не совершающих кассовые операции, – не реже двух раз в год.

Понятие и виды методов финансового контроля

Методы финансового контроля – это приемы и способы его осуществления. К ним относятся:

1) ревизия – это обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Виды ревизии:

1. по содержанию:

· документальная ревизия включает в себя проверку различных финансовых документов, в т.ч. счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др., т.е. определяется законность и целесообразность расходных средств;

· фактическая ревизия – проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;

· плановая ревизия – предусмотрена в плане работы соответствующего органа;

· внеплановая ревизия – назначена в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки;

· комплексная ревизия – проводиться совместно несколькими органами контроля.

· по обследуемому периоду:

· фронтальная ревизия (полная) – проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период;

· выборочная ревизия – проверка финансовой деятельности за короткий период времени;

· по объему ревизуемой деятельности:

· комплексная ревизия – проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них принимают участие одновременно ревизоры различных органов;

· тематическая ревизия сводится к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

2) наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

3) проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводиться на месте с использованием балансовых отчетных и расходных документов для выявления нарушения финансовой дисциплины и устранение их последствий (Прокуратура, Счетная палата);

4) обследование проводиться в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы как опрос и анкетирование;

5) анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов как средней и относительной величин, группировки и т.д.

6) надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, которые осуществляют тот или иной вид финансовой деятельности с помощью лицензии, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

7) мониторинг – постоянный контроль, который осуществляется со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием организации-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль

Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:

1) в зависимости от органов, его осуществляющих:

· внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;

· аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:

· предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;

· текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;

· последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;

3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:

· обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;

· добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;

4) по содержанию финансовый контроль делиться на:

· бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;

· налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;

· банковский контроль проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;

· валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;

· контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;

· таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.

Государственный контроль делиться на общегосударственный, вневедомственный и ведомственный контроль.

Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. В РФ данный контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ (Госдума и Совет Федерации), Правительство РФ, а также Минфин РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Финансовая служба по финансовым рынкам), Президент РФ, Департамент финансового контроля, ЦБ РФ, Счетная палата, правоохранительные органы (судебная система, прокуратура, МВД, Минюст). Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контроль вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль – это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже 1 раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению гос. финансового контроля в РФ» установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством РФ указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счётная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно статье 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную Палату. Госдума назначает на должность председателя Счетной Палаты, также освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности половину состава аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной Палаты и оставшуюся половину состава аудиторов.

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Полномочия Счетной Палаты:

· осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

· осуществляет финансовую экспертизу проектов нормативных актов органов государственной власти, предусматривающую расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета

· осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного долга (как внутреннего, так и внешнего)

· осуществляет контроль за законностью, рациональностью и эффективным использованием иностранных кредитов и займов и др.

Минфин России осуществляет государственное регулирование в области финансов, координацию и контроль деятельности находящихся в его введении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юр.лиц, физ.лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 106 ;

Discovered

О финансах и не только…

Финансовый контроль

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом;
  • интересов управляющего субъекта.

Что такое финансовый контроль?

Финансовый контроль (financial control) —

  1. Контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам.
  2. Контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами.
  3. Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль – это:

  • неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций;
  • законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров, аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  • совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств);
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  • выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Финансовый контроль – функция государственного финансового управления. Финансовый контроль представляет собой систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления. Финансовый контроль является формой государственного контроля, способствующей обеспечению законности и рациональности использования бюджетных средств, сохранности государственной и муниципальной собственности, вскрытию нарушений финансовой дисциплины.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.

Основная задача финансового контроля – обеспечение четкого соблюдения норм финансового права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня:

  • Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  • Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  • Проверка соответствия совершенных хозяйственных операций требованиям законодательства.
  • Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  • Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  • Проверка правильности ведения бухгалтерского учета; причем не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  • Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  • Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заемных и бюджетных.
  • Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  • Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности к лицам, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению интересов собственника

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например:

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путем решения следующих задач:

  • Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  • Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т.д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  • Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  • Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  • Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка ее соблюдения на практике.
  • Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  • Анализ эффективности привлечения заемных средств.
  • Анализ мер по оптимизации налогового бремени (см. также Налоговое планирование).

Финансовый контроль должен содействовать целевому расходованию средств, соответствующему реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов и получению наибольшей отдачи.

Финансовый контроль выступает важнейшей составляющей финансового механизма и важным звеном контрольных органов управления в государстве. Особое место в финансовом контроле занимает анализ обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в кредитно-финансовых организациях.

Читайте также:  Что делают в военкомате в первый раз

Финансовый контроль способствует пресечению расточительства и финансовых злоупотреблений. Он служит основой для объективного предоставления государственных дотаций и субсидий конкретным территориям и хозяйствующим субъектам, а также для предоставления налоговых льгот. С помощью финансового контроля оценивается соблюдение законов и нормативных актов при выполнении финансовых операций и сделок между юридическими и физическими лицами.

Объекты финансового контроля

Объекты финансового контроля — это:

  • различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов;
  • процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

Субъекты финансового контроля

Субъекты финансового контроля — это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

В развитых странах финансовый контроль осуществляют счетные палаты (аппарат главного аудитора страны), налоговые ведомства, контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, уполномоченные аудиторские фирмы и отделы внутреннего контроля государственных, муниципальных организаций, внебюджетных фондов.

Основные понятия финансового контроля

Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов.

Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций.

Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.

Механизм финансового контроля — это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.

Виды финансового контроля

Глобально финансовый контроль подразделяется на 2 вида:

Государственный финансовый контроль — это финансовый контроль за своевременностью полнотой мобилизации государственных ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, за соблюдением правил учета и отчетности.

Цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну государства и минимизировать государственные издержки управления.

Негосударственный финансовый контроль – это внутрифирменный финансовый контроль.

Цель негосударственного контроля – минимизировать благодаря механизму оптимизации налогооблагаемый базы свои отчисления в пользу государственной казны и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Финансовый контроль подразделяется также на:

  1. Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств.
  2. Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.

Финансовый контроль также подразделяется на государственный финансовый контроль, аудит и внутриведомственный контроль. Органы финансового контроля проводят ревизии и проверки, в т.ч. аудиторские.

Виды финансового контроля

Существуют и прочие виды классификаций финансового контроля. В частности, в зависимости от субъектов контроля выделяют такие виды финансового контроля:

Инициативный финансовый контроль — финансовый контроль, который осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль:

  1. представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. президента;
  3. исполнительных органов власти обшей компетенции;
  4. финансово-кредитных органов;
  5. ведомственный и внутрихозяйственный;
  6. общественный;
  7. аудиторский.

Обязательный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится:

  1. в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
  2. по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Ведомственный финансовый контроль — финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов, финансовых органов. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

По времени проведения выделяют:

  • Предварительный финансовый контроль — финансовый контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
  • Текущий финансовый контроль — финансовый контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
  • Последующий финансовый контроль — финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Принципы организации финансового контроля

Принципами организации финансового контроля являются:

  1. независимость;
  2. законность;
  3. объективность;
  4. ответственность;
  5. компетентность;
  6. гласность;
  7. результативность контроля;
  8. разграничение функций и полномочий;
  9. системность;
  10. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  11. неподкупность субъектов контроля;
  12. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  13. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  14. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  15. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Меры принуждения в финансовом контроле

Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей:

  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • запрет или ограничение деятельности;
  • запрет на осуществление тех или иных операций;
  • конфискация материальных и денежных средств.

Методы финансового контроля

Методами финансового контроля являются:

  • документальные и камеральные проверки на основе отчетной документации и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности и разработки мер для устранения выявленных нарушений;
  • обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
  • надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны центрального банка и т.п.);
  • анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности (см. Финансовая отчетность, Бухгалтерская отчетность) в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
  • наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
  • ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические.

Результат финансового контроля

Результатом мероприятий финансового контроля (ревизий, проверок и т.п.) является документ (акт, отчет, справка, заключение), который отражает:

  • достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации);
  • вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;
  • факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

Виды, формы и методы финансового контроля

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Лекция №6. Финансовый контроль и его роль в распределении и эффективном использовании денежных средств

Цель:рассмотретьсущность и назначение финансового контроля; ознакомиться с методами и формами финансового контроля; изучить особенности предварительного, текущего и последующего финансового контроля; рассмотреть организацию общегосударственного контроля; изучить порядок осуществления финансового контроля в Донецкой Народной Республике.

План

1. Содержание финансового контроля.

2. Виды, формы и методы финансового контроля.

3. Организация финансового контроля в ДНР.

Содержание, задачи и принципы финансового контроля

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовый отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Именно финансовый контроль обеспечивает обратную связь между поставленной целью и задачами финансовой политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате финансового контроля данные являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых финансовых планов и прогнозов перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.

Итак, конечной целью финансового контроля является содействие формированию и успешной реализации научно-обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма всех субъектов финансовых отношений, а также рациональному использованию финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.

В основе осуществления финансового контроля лежат такие принципы:

ü объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);

ü постоянство (проводится с определенной периодичностью);

ü всеобъемлющий характер (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

ü результативность (по его результатам принимаются определенные меры);

ü гласность (результаты публикуются для широкой общественности);

ü превентивность (упреждающий характер финансового контроля);

ü независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).

Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль со стороны государства за процессом образования и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Его задачами являются:

ü обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств;

ü соблюдение соответствия действующих форм и методов финансовых отношений объективно необходимым;

ü выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффективного их использования.

Объект финансового контроля на макроуровне –государственные финансы.

Субъекты финансового контроля на макроуровне –высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачамиявляются:

ü обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;

ü выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

ü содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.

Незаконность действий отдельных субъектов хозяйствования ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение финансового законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Объект финансового контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты финансового контроля на микроуровне–экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.

Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль предусматривает различные его виды, формы и методы.

Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.

Формы– отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.

Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.

Исходя из этого, классификация финансовый контроль будет выглядеть следующим образом (рис 6.1).

Классификация финансового контроля
1. Виды финансового контроля
1.1. Внутренний
1.2. Внешний
1.2.1. Государственный
1.2.2. Ведомственный
1.2.3. Общественный
1.2.4. Независимый (аудиторский)
1.2.1.1. Общегосударственный
1.2.1.2. Муниципальный
2. Формы финансового контроля
2.1. Предварительный
2.2. Текущий
2.3. Последующий
3. Методы финансового контроля
3.1. Натуральные
3.2. Документальные
3.2.2. Проверка
3.2.3. Анализ финансовой деятельности
3.2.4. Обследование
3.2.1. Ревизия

Рис.6.1.Классификация финансового контроля

1. В зависимости от вида финансового контроля:

1.1. Внутренний контроль – осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством, отделом внутреннего аудита.

1.2 Внешний контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия финансовой деятельности действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:

1.2.1. Государственный финансовый контроль –контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.

1.2.1.1. Общегосударственный контроль – проводится относительно любого субъекта хозяйствования независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: на сегодня это Администрация Главы ДНР, Совет Министров ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, ЦРБ, Фонд государственного имущества ДНР, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль: налоговая служба ДНР, таможенная служба ДНР, Контрольно-ревизионное Управление, департамент казначейства, Пенсионный Фонд ДНР, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ДНР, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР и др.

1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений.

1.2.3. Общественный финансовый контрольосуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзы); СМИ.

При административно-командной системе этот вид контроля был самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел.). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.

1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль –независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности финансовой деятельности, целесообразности отдельных финансовых операций, реальности и полноты отражения финансовой информации в финансовом учете и отчетности. Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный– предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ценными бумагами: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторские проверки могут также проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Например, сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

Читайте также:  Помощник директора должностные обязанности

С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собственные имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством субъекта хозяйствования, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.

2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы финансового контроля:

2.1. Предварительныйконтроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе финансовых операций, т.е. в процессе движения денежных потоков. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

2.3. Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации финансовой политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

3. В зависимости от используемых методов (приемов):

3.1. Натуральные, когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ и их свойства (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ).

3.2. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).

Документы в свою очередь изучаются хронологическим или систематизированным методом.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все финансово-хозяйственные операции.

Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.

3.2.1. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Это также способ документарного вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, подтверждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

3.2.2. Проверка– на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

3.2.3. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

3.2.4. Обследование – ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее позитивные и негативные стороны. Характерным для обследования является сопоставление финансового состояния дел с нормативным.

Кроме того, следует различать финансовый контроль:

В зависимости от места проведения:

– непосредственно на месте;

По целевой направленности контрольных действий:

Необходимым условием обеспечения эффективности финансового контроля является оптимальность и системность действий контролирующих органов. Другими словами, финансовый контроль не может быть эффективным, если он не охватывает всех сфер обращения финансовых ресурсов.

Наряду с закреплением правовых рамок деятельности контролирующих органов необходимы и строгие профессиональные параметры, обязательные для тех, кого проверяют и тех, кто проверяет. В развитых странах профессиональные требования к контролю фиксируются в стандартах, разрабатываемых компетентными органами и специалистами в рамках действующего законодательства.

1. Финансовый контроль – формы и методы проведения

1. Финансовый контроль – формы и методы проведения

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль – это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.

Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский внешний) контроль. Задача негосударственного контроля – повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

1) ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.

Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.

Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;

3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);

5) проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Другие виды контроля, например документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Модели и формы финансового контроля

Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.

Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.

Например, Счетная палата Франции после проверки счетов государственной организации и при выявлении недостачи (перерасходования) средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника или имущества его поручителей и правопреемников.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1) регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2) время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3) субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

4) объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.

Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Примером такого контроля на макроуровне является составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов.

На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.

Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.

Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

1) проверки документальные и камеральные;

4) анализ финансового состояния;

5) наблюдение (мониторинг);

При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Добавить комментарий