В каких случаях составляется коммерческий акт

Коммерческий акт: правила и сроки составления

Коммерческий акт подтверждает обстоятельства, выступающие основанием для привлечения к имущественной ответственности. Этот документ используют службы доставки, пассажирские предприятия, почта и пр. Рассмотрим далее, в каких случаях составляется коммерческий акт.

Обстоятельства

Коммерческий акт, образец которого представлен в статье, удостоверяет:

  1. Несоответствие массы объектов, их наименования, количества мест сведениям, указанным в накладной.
  2. Порчу/повреждение предметов и вероятные причины ущерба.
  3. Обнаружение груза без сопроводительных документов и наоборот (бумаг без объектов).
  4. Возвращение похищенных ценностей.
  5. Непередачу груза на ж/д путь непубличного пользования на протяжении 24 ч. после оформления надлежащих документов (акт составляется по требованию получателя).

Сроки

Коммерческий акт составляется:

  1. В пути следования — в день выявления обстоятельств, которые должны быть оформлены надлежащим образом.
  2. При выгрузке в местах общего использования — в день выгрузки. При необходимости оформление документа производится при передаче материальных ценностей получателю.
  3. При выгрузке в местах необщего использования — в день выгрузки. Проверка при этом должна осуществляться в ходе или непосредственно после завершения процедуры.

Если оформить акт общей формы в указанные сроки не представляется возможным, это должно быть сделано в течение следующих 24 ч.

Приложения

В коммерческий акт общей формы вносятся данные на основании сопровождающих документов, книг перевески объектов на товарных и вагонных весах и прочих бумаг. При его оформлении на скоропортящиеся и продовольственные продукты к первому экземпляру должна прикладываться копия сертификата либо удостоверения качества. Последние заверяются на основании подлинника или подписью и печатью уполномоченного лица. Коммерческий акт о порче скоропортящихся и продовольственных товаров, находящихся в рефрижераторных секциях, автономных вагонах, контейнерах для эндокринного сырья, которые курсируют с обслуживающей бригадой, должен быть оформлен правильно.

К первому его экземпляру прилагают выписку из рабочего журнала о температурном режиме в пути. Она должна быть подписана руководителем этой группы и заверена уполномоченным лицом. При этом в документе указывается показатель температуры воздуха в контейнере, рефрижераторной секции, автономном вагоне перед снятием объектов с состава по данным приборов, установленных в них. Если бланк акта заполняется при доставке животных и объектов, подконтрольных подразделениям Госветнадзора, к его первому экземпляру должна прикладываться копия ветсвидетельства. При оформлении документа на подкарантинные товары к нему прилагается копия сертификата, подтверждающего отсутствие карантинных организмов.

Однородные объекты

Такие грузы могут перевозиться отдельными отправками насыпью или навалом. При их прибытии в течение одних календарных суток от отправителя к получателю в исправных вагонах, при отсутствии признаков утраты, обнаруженная недостача, которая превышает норму естественной убыли и значение максимального расхождения в результатах установления массы нетто, могут быть оформлены одним актом. Это же положение действует в отношении выявленных излишков, составляющих разницу между массой объектов, определенной на станциях отправления и назначения, с учетом предельного показателя расхождения. Недостаток либо излишнее количество груза, перевозимого навалом, наливом или насыпью с перегрузкой или перевалкой в пути, отправленных одним субъектом в адрес одного получателя и приехавший в исправных вагонах, определяются по итогам проверки полностью всей партии одновременно выданных товаров. При этом, как правило, оформляется один документ.

Организация перевозок на железнодорожном транспорте

По каждой отправке в документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Номер и род вагона.
  2. Число запорно-пломбировочных устройств.
  3. Масса и количество мест груза, указанные в сопроводительных документах и оказавшиеся в наличии.

При взвешивании на вагонных весах, вписываются показатели:

  1. Брутто.
  2. Массы тары вагона (ее проверяют на весах или берут с трафарета).
  3. Нетто.

Данные о перевеске указываются в перечне, прилагаемом к коммерческому акту. Эти документы подписываются лицами, участвующими в передаче объектов и уполномоченными представителями доставщика.

Коммерческие акты на транспорте

Документы оформляются в трех экземплярах. Бланк акта должен быть заполнен без исправлений, помарок, подчисток. Сведения вносят печатными буквами с помощью машинки или компьютера. Коммерческий акт, оформленный на станции назначения, используется в следующей последовательности:

  1. По первому экземпляру проводится расследование обстоятельств, которые стали основанием для его оформления.
  2. Второй бланк выдается по требованию получателю.
  3. Третий экземпляр остается у доставщика и хранится в его делах.

Распределение заполненных документов на станции отправления или на попутном участке осуществляется так:

  1. Первый экземпляр использует доставщик для расследования обстоятельств.
  2. Второй бланк прикладывается к сопровождающему документу и следует до пункта назначения.
  3. Третий экземпляр остается в делах доставщика.

Отметки

Если коммерческий акт оформлен на попутном участке или станции отправления, в накладной на оборотной стороне делается соответствующая запись. В строке “отметки” указывается номер документа, дата и обстоятельства, в связи с которыми он заполнен. Запись об оформлении бумаги на станции назначения делается по требованию получателя.

Электронный тип документа

Жд перевозки могут осуществляться с использованием автоматизированной системы учета. В таких ситуациях документация оформляется в электронном виде. Порядок ее хранения и направления устанавливается субъектами, осуществляющими жд перевозки, в соответствии с соглашением об обмене данными и документацией в электронном виде. В накладную вносят отметки, предусмотренные в правилах оформления сопровождающих бумаг. К ней прикладывают электронный акт.

Нюансы

Если в накладной присутствует отметка об оформлении документа на попутной станции, а среди сопровождающих бумаг ее нет, лицо, доставляющее объекты, должно оформить акт снова. Коммерческий акт не составляется при выдаче груза, поступившего по адресу назначения, если он присутствует, и данные в нем не отличаются от фактического состояния и наличия материальных ценностей.

Разъяснения

Отсутствие коммерческого акта, оформленного на попутном пункте при выдаче груза, не является причиной его не признания. При этом не имеет значения, присутствует ли в накладной соответствующая отметка или нет. При необнаружении в ходе проверки на станции разницы между сведениями акта и фактическим состоянием и наличием груза в пункте назначения перевозчик, не составляя новый документ, должен сделать в имеющейся бумаге запись в разделе “Ж”. Если выявлено несоответствие информации, оформляется другая бумага. На станции назначения получателю документ, заполненный на попутном участке, не выдается. Однако из этого правила есть исключение.

Если из документа следует ответственность субъекта, осуществляющего железнодорожные перевозки, он должен быть выдан получателю. В пути может быть оформлена бумага, удостоверяющая обстоятельства, за которые отвечает отправитель. В такой ситуации коммерческий акт, заполненный на попутном участке, должен быть представлен получателю. При этом не будет иметь значения, передан ли документ, оформленный на момент получения объектов на станции назначения. Копия бумаги, заполненной на попутном участке, хранится в делах лица, осуществляющего железнодорожные перевозки. При проведении экспертизы в разделе “Е” документа делается соответствующая запись.

Подписание

Коммерческий акт должен быть удостоверен получателем или его представителем (при наличии соответствующей доверенности), если он принимает участие в проверке доставки, а также перевозчиком. Документ должен быть зарегистрирован в книге учета. При проверке веса тары (вагона) уполномоченным представителем перевозчика, который не участвовал во взвешивании, в разделе “Д” акта должны указываться фамилии субъектов, в присутствии которых осуществлялось определение массы нетто и тары. Документ при этом подписывается представителем, участвующим в процедуре проверки. При одновременной выгрузке и выдаче груза получателю акт удостоверяется лицами, представляющими адресата и перевозчика. При освобождении вагонов в местах публичного пользования на площадки и в склады станций, если передача объектов производится после этого, документ подписывает только представитель доставщика. При выдаче груза с указанных участков при выявлении несоответствия данных в акте, который был составлен в процессе выгрузки, перевозчик оформляет новую бумагу.

Использование ЗПУ

  1. Пересылаются, погашаются, отправляются на экспертизу. Это осуществляется при наличии обстоятельств, предусматривающих единичную ответственность доставляющего объекты лица или взаимную — отправителя и перевозчика.
  2. Погашаются. Это производится при оформлении документа, из которого вытекает ответственность только отправителя. ЗПУ погашаются только тогда, когда они сняты с вагона и признаны исправными, а также после составления акта. В соответствующей графе документа должна быть сделана отметка. Запись “ЗПУ погашены” вносят в строку “При акте приложены” напротив п. 1″б”.

Представление документа

По требованию получателя перевозчик должен выдать акт в трехдневный срок. Представление документа получателю осуществляется при предъявлении последним доверенности. Если получателем выступает физлицо, оно должен иметь при себе паспорт либо другой документ, подтверждающий его личность. При получении акта представитель получателя ставит свою подпись на оборотной стороне того экземпляра, который остается у перевозчика. При этом указываются номер и дата доверенности или документа, подтверждающего личность.

Отказ от оформления

Если перевозчик не составил акт или оформил его с нарушением требований, получатель должен направить ему заявление в письменном виде, если другая его форма не предусматривается в соглашении. Данное действие субъект обязан совершить в трехдневный срок, а в отношении скоропортящихся и продовольственных товаров — в течение суток с даты получения продукции. Перевозчику надлежит дать заявителю мотивированный ответ не позднее 3 суток или 1 дня (для особых видов груза). Представители получателя и доставляющей компании, принимающие участие в оформлении документа, должны его подписать. При наличии возражений они могут изложить их в акте.

Образец составления коммерческого акта

Коммерческий акт — это документ строгой отчетности, для которого установлен определенный порядок. Его составляют согласно утвержденным правилам. Данный документ удостоверяет обстоятельства, дающий основания для привлечения к ответственности имущественного плана как транспортную компанию, так и пассажира, отправителя и получателя грузов, багажа.

Данный вид документа используют транспортные предприятия, предприятия по грузоперевозкам, пассажирским перевозками, в том числе, почта, железные дороги, авиалинии, автобусные станции, все службы доставки грузов.

Образец

Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка — производственные упаковочные пакеты.

Читайте также:  Что делать если учитель занижает оценки

Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут

Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1

Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22

Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.

К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.

Причина порчи груза — оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.

Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).

Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н

Составлен 12.2014 года

Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.

В каких случаях необходим?

Данный документ может быть составлен в случае:

  1. Если фактические данные не соответствуют данным, которые указаны в документации перевозчика в отношении массы, наименования, количества мест грузов и багажа.
  2. Если произошли повреждения груза, багажа и установлены или не установлены возможные причины данного факта.
  3. Выявление груза, багажа без положенных перевозочной документации, или наличие такой документации без груза или багажа.
  4. Возвращение перевозчику украденного груза, багажа.
  5. Не переданные перевозчиками грузы на железные дороги общественного пользования согласно установленным 24 часам от оформления документации о его выдаче (акт составляется только согласно требованию получателя багажа).

Коммерческий акт может быть составлен при:

  1. Выгрузке багажа, груза. В местах общественной выгрузки непосредственно в день выгрузки, в редких случаях — в процессе выдачи груза, багажа получателю или пассажиру.
  2. Выгрузке багажа в местах не общественного пользования. Должен быть составлен в день выгрузки сразу в нее момент или позже.
  3. В пути следования. В момент когда были обнаружены обстоятельства, предусматривающие составление коммерческого акта.

Правила составления

  1. Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах, без наличия помарок и исправлений, с применением электронных пишущих машин. Копии актов заверяются надлежащим образом.
  2. Обязательно наличие подписей перевозчика или доверенного им лица, и собственника груза, если тот присутствует при проверке.
  3. Перевозчик обязан предоставить требуемый владельцем груза, коммерческий акт не позднее трех рабочих дней. Если такое не было сделано, владелец груза подает специальное письменное заявление о данном факте. Ответ также должен быть выдан в три дня.
  4. Если акт составляется о скоропортящихся продуктах, обязательно необходимо приложить к первому экземпляру сертификат качества или другой аналогичный документ.
  5. Данный акт регистрируется в книге по учету коммерческих актов.
  6. Акты выдаются только при наличии документа, удостоверяющего личность — физические лица, и для юридических лиц — наличие доверенности на данный груз или багаж.

В документе должна быть отображена следующая информация:

  1. Описание фактического состояния груза или багажа и процесс выявления его несоответствия.
  2. Данные о правильности погрузки, размещения и закрепления груза или багажа.
  3. Зафиксированные нарушения требований к погрузочно-разместительным действиям и крепления багажа или груза;

Реквизиты акта:

  • название документа;
  • номер, дата и место, где составлен акт;
  • номер и дата накладной;
  • названия пунктов отправки и доставки груза;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • результаты проверки груза;
  • несоответствия;
  • экспертиза;
  • подписи лиц, составляющих акт;

Полезные рекомендации

Основными лицами, которые заинтересованы в надлежащей доставке груза в целости и сохранности являются транспортные компании и собственник груза.

Дабы избежать ситуаций с повреждением груза и связанных с ними дальнейших осложнений, рекомендуем:

  1. На этапе заключения договора перевозки груза, сделать подробные письменные записи по претензии перевозчику (экспедитору или собственнику), при наступлении выше обозначенных ситуаций.
  2. Тщательный контроль за отслеживанием и правильностью заполнения полного пакета документов для перевозки груза и его комплектации.
  3. В случае высокой стоимости груза, или если перевозки имеют регулярный характер, заключить договор с сюрвейером, который лично удостовериться в комплектности, качестве крепления грузов, проведет анализ технического состояния транспортного средства перевозчика.
  4. После, предоставить специальный рапорт, который будет отличным подспорьем при судебной тяжбе.
  5. Тщательно проверять груз при получении с применением фотоаппарат или видеокамеры.
  6. Настаивать на составлении коммерческого акта, если произошла порча груза.
  7. Если ответственные лица отказываются от составления коммерческого акта, требуйте письменных пояснений данного отказа, привлеките пару свидетелей и собственноручно составите акт.

Основной совет — не экономьте, страхуйте свои грузы и багаж, тогда ваша экономия будет более очевидной, особенно, в случае наступления ситуации, которая требует составления указанного акта.

Коммерческий акт – законное основание для предъявления претензий партнеру по бизнесу

Коммерческий акт представляет собой документ, который удостоверяет повреждение либо недостачу груза (багажа) и служит основанием для предъявления претензии о возмещении убытков получателем этого груза. Составляют такой акт в пункте назначения.

В сфере торгового мореплавания

Документ установленной формы, в котором излагаются обстоятельства, рассматриваемые в качестве основания для привлечения к ответственности лиц, участвующих в морской перевозке груза: отправителей, перевозчиков, пассажиров и получателей.

Составляется в случаях:

  • несоответствия сведений о наименовании, массе и количестве мест багажа (груза), указанных в перевозочном документе, тем, что зафиксированы по факту;
  • порчи багажа (груза);
  • выявления багажа (груза) без наличия документов на них либо, напротив, документов без багажа (груза), сведения о которых отражены в них;
  • необходимости, связанной с возвратом перевозчику похищенного багажа (груза).

Удостоверение указанных обстоятельств в иностранных портах производится с учетом правил, установленных в соответствующем порту.

Порядок составления актов, их формы и последующее удостоверение обстоятельств, которые не предполагают оформления актов, регламентируется правилами, устанавливаемыми с учетом положений 2-го пункта 5-й статьи КТМ РФ.

В сфере железнодорожных перевозок

Документ установленной формы, где фиксируются обстоятельства, руководствуясь которыми в отношении грузоотправителей, грузополучателей либо пассажиров при грузо- и пассажироперевозках по железной дороге может применяться ответственность (134-я статья ТУЖД).

Составляется в целях удостоверения следующих обстоятельств:

  • расхождения фактических сведений, связанных с массой, количеством мест и наименованием багажа (грузобагажа, груза), указанным в перевозочных документах;
  • нанесения повреждений перевозимому грузу (багажу, грузобагажу);
  • обнаружения последних без наличия перевозочных документов либо наоборот;
  • возврата железной дороге украденного груза;
  • не передачи груза на подъездной путь в течение суток после того момента, как были оформлены документы о выдаче такового, − исключительно по требованию грузополучателя.

Сроки составления:

  • В день выгрузки: при выгрузке груза (багажа, грузобагажа) в местах общего пользования, в отдельных случаях выдача производится в день выдачи грузополучателю; при выгрузке в местах необщего пользования с проведением проверки во время либо сразу после выгрузки;
  • В день выявления обстоятельств, учитываемых при оформлении коммерческого акта, — в пути следования груза (багажа, грузобагажа).

Если рассматриваемый акт не представляется возможным оформить в данные сроки, его составляют в течение следующих суток.

Содержание и порядок оформления

Коммерческий акт составляют в трех экземплярах и заполняют без ошибок и исправлений.

Содержание документа включает в себя достоверное, исчерпывающее описание груза (багажа, грузобагажа), включая те обстоятельства, при которых была выявлена его не сохранность.

Здесь же отражаются сведения по правильности погрузки, размещения и закрепления груза, наличию защитной маркировки для грузов, перевозка которых осуществляется в открытом подвижном составе. Если есть нарушения по указанным сведениям, их обязательно фиксируют.

Если акт составляется в отношении скоропортящихся грузов, к нему прилагают выписку из журнала температур.

Предположения, связанные с причиной возникновения не сохранности либо виной грузоотправителя (железной дороги), недопустимо включать в коммерческий акт. Те вопросы, которые содержатся в самом бланке акта, требуют предоставления точных ответов. При необходимости сведения повторяют. В этом случае прочерки либо знаки повтора не уместны.

В подписании акта участвует грузополучатель (если он был задействован в проверке груза), а также работники железной дороги, список которых определяется с учетом правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

Выдача коммерческого акта железнодорожной станцией производится в течение трех дней по требованию получателя. Пересылка акта между предприятиями железнодорожного транспорта регулируется федеральным органом исполнительной власти.

При отказе станции ЖД от формирования коммерческого акта либо оформлении такового с нарушениями грузополучатель наделяется правом подачи соответствующего заявления в управление железной дороги напрямую либо через начальника этой станции.

Участвующие в составлении акта не вправе выразить отказ от подписания документа. Если стороны не согласны с содержанием акта, они могут изложить свое мнение.

Статья 18. Коммерческий акт

§ 1. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает:
1) полную или частичную утрату груза, недостачу массы, его повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам;
2) несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения;
3) отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной;
4) отсутствие или недостачу отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.
Станция, установившая одну или несколько таких неисправностей, составляет коммерческий акт по форме Приложения 16.
Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю.
О составлении коммерческого акта станция должна сделать отметку в накладной в графе “Коммерческий акт”.
§ 2. Если получатель в процессе выдачи ему груза обнаруживает какую-либо неисправность, указанную в параграфе 1 данной статьи, а коммерческий акт по этой неисправности железной дорогой не составлен, то получатель должен незамедлительно обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случае, если:
1) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза в перевозке до его выдачи получателю;
2) уменьшение массы груза не превышает нормы, указанные в параграфе 5 данной статьи.
§ 3. Если внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, допускается составление коммерческого акта после выдачи груза получателю, то получатель имеет право обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта и после выдачи груза по какой-либо неисправности, указанной в параграфе 1 данной статьи, которую обнаружить внешним осмотром при выдаче груза было невозможно. Такое обращение к станции назначения должно быть сделано получателем незамедлительно после установления им неисправности груза и не позднее чем через 3 суток после выдачи груза. До составления станцией назначения коммерческого акта получатель не должен изменять состояние груза, если это не является необходимым для его предохранения от увеличения неисправности. Пломбы, снятые получателем с вагона, контейнера, автомобиля, трактора и другой самоходной машины после их выдачи ему, должны быть переданы им станции назначения.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случаях, если:
1) внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, не допускается составление коммерческого акта после выдачи груза;
2) обращение получателя к станции назначения не было сделано им незамедлительно после установления им неисправности и не было сделано в пределах 3 суток после выдачи груза;
3) состояние груза было изменено получателем, хотя это не являлось необходимым для предохранения груза от увеличения неисправности;
4) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза к перевозке до его выдачи получателю;
5) при уменьшении массы груза не превышаются нормы, указанные в параграфе 5 настоящей статьи;
6) получатель не передает станции назначения пломбы, снятые с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины.
§ 4. Если станция назначения при проверке обращения получателя о составлении коммерческого акта, внесенного в соответствии с параграфом 2 или 3 данной статьи, установит, что это обращение необоснованное, то станция назначения имеет право требовать от получателя возмещения ее расходов, связанных с проверкой этого обращения, а также оплаты получателем штрафов, если это предусмотрено внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 5. Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, указанного в параграфе 1 статьи 24, который вследствие своих особых естественных свойств подвержен уменьшению массы во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт об уменьшении массы груза должен составляться только в том случае, если это уменьшение будет превышать норму, установленную в параграфе 1 статьи 24. Если же определенная при проверке недостающая масса груза не превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 24, то коммерческий акт не должен составляться; в этом случае сведения об установленной при проверке массе груза вносятся в накладную в графу “Отметки железной дороги”.
Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, который вследствие своих особых естественных свойств не подвержен ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанная в накладной, считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.
§ 6. Коммерческий акт подписывается должностными лицами станции, указанными в форме Приложения 16. При составлении коммерческого акта на станции назначения он должен быть подписан также получателем или лицом, уполномоченным им на получение груза.
Если получатель не согласен со сведениями, помещенными в коммерческом акте, он может внести в него свои замечания по таким сведениям, если это допускается внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 7. Для установления причин и размера утраты, недостачи массы груза, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, а также для определения размера ущерба может быть произведена экспертиза в соответствии с внутренними законами и правилами страны назначения груза.
§ 8. Один экземпляр коммерческого акта выдается получателю порядком, предусмотренным во внутренних правилах, действующих на железной дороге назначения.
§ 9. Положения параграфов 2 – 8 данной статьи, относящиеся к получателю груза, действуют соответственно для отправителя, если груз согласно пункту 1 параграфа 2 статьи 20 возвращается в адрес отправителя, или направляется для третьего лица, если груз выдается ему в соответствии с внутренними правилами, указанными в параграфе 3 статьи 21.

Читайте также:  До какого числа нужно оплатить квартплату

Порядок составления коммерческих актов.

Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности

Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:

– несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;

– порчу и повреждение груза;

– разъединение груза и документов;

– возвращение дороге похищенного груза или багажа;

– несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).

При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).

В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.

В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

В коммерческом акте должны содержаться:

– точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

– данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе “Д” акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;

способ утепления вагона при перевозке в зимний период.

Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе “Е” акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.

В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.

Читайте также:  Получить вычет за покупку квартиры по ипотеке

В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.

Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.

Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.

Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).

Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.

К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).

Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона, копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.

Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:

– подлинный вагонный лист;

– копии коммерческого акта попутной станции;

– копии сертификатов и качественных удостоверений;

– копии актов экспертизы;

– выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;

– натурный лист поезда;

– копии оперативных донесений и др.

При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.

Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.

Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.

Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 6094 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

коммерческий акт

(англ. commercial act /document) — 1) в торговом мореплавании документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров). К.а. составляется для удостоверения: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждения груза или багажа; обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа; возвращения перевозчику похищенного груза или багажа (ст. 402 КТМ РФ*). В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в соответствующем порту. Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ РФ;

2) по законодательству РФ о железнодорожных перевозках документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, др. организаций, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам (ст. 134 ТУЖД*). К.а. составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение (порча) груза, багажа или грузобагажа; обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа; возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа; непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае К.а. составляется только по требованию грузополучателя.

К.а. составляется: при выгрузке грузов, багажа и грузобагажа в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю (получателю); при выгрузке грузов в местах необщего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов, багажа и грузобагажа – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению К.а. При невозможности составить К.а. в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

К.а. составляется в 3-х экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В К.а. должны содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа или грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в К.а. предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке К.а., даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, багаж или грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в К.а. указывается, какое из таких нарушений допущено. При составлении К.а. в отношении порчи скоропортящихся грузов к К.а. прикладывается выписка из журнала температур.

К.а. подписывают грузополучатель (получатель), если он участвует в проверке грузов, багажа или грузобагажа, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

По требованию получателя железнодорожная станция обязана в течение 3 дней выдать К.а. Порядок пересылки К.а. между организациями железнодорожного транспорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае отказа железнодорожной станции от составления К.а. или оформления К.а. с нарушением установленных требований грузополучатель (получатель) имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции.

Представители сторон, участвующие в составлении К.а., не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием К.а. представители сторон вправе изложить свое мнение.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое “коммерческий акт” в других словарях:

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ — см. Акт коммерческий … Юридический словарь

Коммерческий Акт — См. Акт коммерческий Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ — КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ, в Российской Федерации документ, составляемый перевозчиком и получателем при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; является основанием имущественной… … Современная энциклопедия

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ — документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя … Большой Энциклопедический словарь

Коммерческий акт — документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза; при… … Энциклопедия техники

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ — документ, удостоверяющий утрату, недостачу, разницу в весе, повреждение, порчу груза или неисправность его упаковки. К. а. характеризуют неисправность работы ж. д. по перевозке грузов и недостаточность борьбы за их сохранность. На основании К. а … Технический железнодорожный словарь

Коммерческий акт — (англ. commercial act /document) 1) в торговом мореплавании документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей,… … Энциклопедия права

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ — документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи, хищения груза (багажа) при перевозках; К.а. служит основанием для предъявления требований о возмещении убытков стороне, допустившей порчу груза… … Юридическая энциклопедия

Коммерческий акт — Обстоятельства, являющиеся основанием для несения ответственности за невыполнение договора перевозки, удостоверяются составлением актов. На железнодорожном транспорте для этого используются акт общей формы и коммерческий акт. Также могут… … Википедия

коммерческий акт — документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя. * * *… … Энциклопедический словарь

коммерческий акт — коммерческий акт — документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа… … Энциклопедия «Авиация»

Добавить комментарий