Управление в сфере использования и охраны земель

Управление в сфере использования и охраны земель.

а) Понятие и основные функции государственного управления использованием и охраной земель.

Государственное управление использованием и охраной земель — это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества.

Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управления. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента РФ, Правительство РФ. Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, Федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли.

Существуют несколько основных функций государственного управления: Организация землеустройства; Проведение государственного кадастрового учета с целью регистрации прав и создание соответствующей налогооблагаемой базы; Кадастровая оценка земли. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ответственно за проведение и организацию кадастровой оценки земли, который необходим для того, чтобы обеспечить соответствующую фискальную составляющую у государства; Контроль за использованием и охраной земли; Мониторинг земель.

б) Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений.

Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, ЗК РФ в ст. 9 отнес к ведению Российской Федерации: 1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; 2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; 3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; 4) установление порядка изъятия земельных участков, в т. ч. путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; 5) изъятие для нужд РФ земельных участков, в т. ч. путем выкупа; 6) разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель; 7) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности); 8) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией РФ, ЗК РФ, федеральными законами.

Субъекты РФ на основании ст. 10 ЗК РФ наделены полномочиями: 1) по изъятию, в т. ч. путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации; 2) по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; 3) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; 4) иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Наконец, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит: 1) изъятие, в т. ч. путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; 3) разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель; 4) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

в) Органы, осуществляющие государственное управление использованием и охраной земель и их компетенция.

Управление земельным фондом осуществляют органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: 1) Президент РФ; 2) Федеральное Собрание РФ; 3) Правительство РФ. К органам специальной компетенции относятся: 1) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; 2) Министерство природных ресурсов РФ;

3) Министерство сельского хозяйства РФ; 4) Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; 5) Министерство экономического развития и торговли РФ и др.

г) Землеустройство. Виды землеустройства. Землеустроительный процесс.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Федеральный закон от 01.01.01 г. «О землеустройстве», определяя задачи землеустройства и его обязательность, в ст. 3 называет ряд основных его действий: 1) изменение границ объектов землеустройства; 2) предоставление и изъятие земельных участков; 3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; 4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; 5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; 6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Виды землеустройства. По содержанию землеустройство подразделяется на: 1) территориальное, которое позволяет определить целевое назначение земель, осуществлять межотраслевое и внутриотраслевое распределение (перераспределение) земельных ресурсов. 2) внутрихозяйственное, которое проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к таким народам, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Подготовительные работы как стадия землеустроительного процесса представляют собой изучение условий и подготовку соответствующей информации и материалов для составления проекта. Составление землеустроительного проекта по своему содержанию и значению является основной стадией землеустроительного процесса. Стадия утверждения проекта завершается принятием государственными органами решения (постановления) об утверждении проекта, которое является правовым основанием для выполнения последующих стадий землеустроительного процесса и, в частности, перенесения проекта на местность. Утвержденный проект землеустройства переносится в натуру с закреплением на местности межевыми знаками установленного образца.

Земельный кадастр: понятие, содержание, порядок ведения.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 ЗК РФ). Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с принципами: 1) единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; 2) непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; 3) открытости сведений государственного земельного кадастра, 4) сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы). К вспомогательным документам — книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках: их кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в т. ч. размеры платы за землю; качественные характеристики, в т. ч. показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Кадастровое дело — совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

Кадастровая карта (план) — карта (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

|следующая лекция ==>
Управление и контроль в области использования и охраны земли: плата за землю; охрана земель|Контроль в области охраны и рационального использования земель.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 752 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель.

Объектом управления выступает вся земля в пределах РФ. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства, которое позволяет, с одной стороны, осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав (напр., любое лицо может получить выписку из земельного кадастра), с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры.

Управление земельными ресурсами в сфере использования и охраны земель – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.

Функции – это основные направления деятельности в этой сфере.

1. ведение государственного кадастра недвижимости;

2. ведение землеустройства;

3. осуществление земельного контроля;

4. планирование использования и охраны земель;

5. мониторинг земель.

Существует два вида управления:

1. общее управление – это управление, которое осуществляется органами общей и специальной копетенции и имеет территориальный характер, т.е. оно распространяется на все земли, независимо от прав на земельный участок и земли, целевого назначения, их территориальной расположенности и ведомственной принадлежности;

2. ведомственное управление – осуществляется федеральными агентствами, федеральными службами, а также в установленных законодательством случаях – министерствами и имеет это управление отраслевой характер, т.е. распространяется только на земли определенных отраслей экономики. В частности, такого рода управления осуществляет ФА железнодорожного транспорта; ФСБ в отношении земельных участков, по которым проходит государственная граница.

Содержание управления составляют функции органов, под которыми понимаются обособленные основные виды деятельности органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель. Органы, осуществляющие общее управление земельными ресурсами

Органы общей компетенции:

1. Правительство РФ (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; организация деятельности по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов; регулирование природопользования);

2. органы исполнительной власти субъектов РФ (полномочия их устанавливаются Уставами и Конституциями соответствующих субъектов);

3. органы местного самоуправления (осуществляют управление по некому остаточному принципу).

Органы специальной компетенции:

I. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере имущественных отношений, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Минэкономразвития координирует деятельность Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Федерального Агентства по управлению государственным имуществом.

Читайте также:  Не идут продажи что делать

1) управление особыми экономическими зонами (до октября 2009 г. для таких зон функционировало свое агентство);

2) ведёт банк информации о земельных участках, предоставленных под особые экономические зоны;

3) осуществляет выдачу разрешений на строительство на территории особых экономических зон;

4) определяет целевое использование земельных участков в границах особых экономических зон;

5) Министерство управляет и распоряжается земельными участками в границах особой экономической зоны, а также объектами недвижимости, расположенных в таких зонах.

1) его полномочия:

§ проводят государственную экспертизу землеустроительной документации;

§ составляют протоколы об административных правонарушениях в земельной сфере и налагают административные штрафы.

§ государственную регистрацию на земельные участки и сделок с ними;

§ ведут единый государственный реестр;

§ осуществляют государственный кадастровый учёт земельных участков;

§ ведет государственный кадастр недвижимости и реестр кадастровых инженеров;

§ за соблюдением земельного законодательства;

§ осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

§ осуществляет государственный земельный контроль

§ проведение государственной кадастровой оценки;

§ проведение землеустройства по решению федеральных органов государственной власти;

§ подготовку землеустроительной документации для установления границ публичных образований, включая РФ.

2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество):

1) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества;

2) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью федеральных земельных участков;

3) подготавливает в Минэкономразвития предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;

4) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка органу государственной власти, государственному учреждению или предприятию;

5) принимает решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ранее принадлежавшие РФ;

6) определяет существенные условия договоров купли-продажи федеральных земельных участков, заключаемых по результатам аукционов;

7) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона;

8) выступает организатором торгов при продаже федеральных земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;

9) по результатам торгов заключает договоры купли-продажи и договоры аренды.

II. Министерство природных ресурсов и экологии

1. В состав включается Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое выдает, оформляет и регистрирует лицензии на пользование недрами, а также выдаёт заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и выдаёт разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.

2. Федеральное Агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

1) осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

2) ведет государственный мониторинг водных объектов;

3) ведёт государственный водный реестр, в том числе осуществляет государственную регистрацию договоров водопользования, решения предоставлений водных объектов в пользование, регистрирует переход прав и обязанностей по договорам водопользования;

4) ведёт государственный регистр гидротехнических сооружений;

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

1) контроль и надзор в области организации и функционирования особых охраняемых природных территорий федерального значения;

2) государственный земельный контроль в рамках своих полномочий;

3) контроль и надзор за использование охраны водных объектов,

4) контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

III. Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз);

1) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); а также в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения;

2) по государственному мониторингу земель сельскохозяйственного назначения.

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • особенности управления в области использования и охраны земель;
  • • систему и полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;
  • • виды и характеристику основных функций государственного управления в сфере земельных отношений: территориального планирования; землеустройства; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд; перевода земель и земельных участков из одной категории в другую; государственного земельного надзора; государственного кадастрового учета земельных участков; государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;

уметь

  • • определять порядок осуществления основных функций государственного управления в сфере земельных отношений;
  • • разграничивать полномочия федеральных уполномоченных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;
  • • определять правомерность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий;

владеть навыками

• осуществления правовой экспертизы нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общая характеристика управления в области использования и охраны земель

Под управлением в сфере охраны и использования земель понимается совокупность осуществляемых органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за соблюдением и исполнением требований земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

В зависимости от статуса субъектов, осуществляющих управление в указанной сфере, оно подразделяется на государственное и муниципальное управление.

Центральное место в системе земельного управления занимает государственное управление, которое осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти в сфере охраны и использования земель. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере охраны и использования земель, традиционно подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ в области охраны и использования земель. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” Правительство РФ осуществляет следующие полномочия общего характера, в том числе и сфере земельных правоотношений:

  • – реализация внутренней политики в пределах своих полномочий;
  • – осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
  • – формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 указанного Закона Правительство РФ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Указанные полномочия конкретизируются и развиваются в федеральных законах, таких, например, как ЗК РФ и др. Так, в соответствии со ст. 8 ЗК РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительство РФ осуществляет перевод земель из одной категории в другую. В соответствии с п. 5 ст. 13 ЗК РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений. В соответствии со ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов РФ относятся: резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в их границах; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” к полномочиям органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемых за счет собственных средств субъектов РФ, отнесено планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода этих земель в другие категории земель, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности; резервирование земель, изъятие земельных участков для государственных нужд субъектов РФ; определение границ муниципальных образований; утверждение схем территориального планирования субъектов РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством.

Указанные полномочия конкретизируются в земельном законодательстве субъектов РФ. Так, в ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 “О землепользовании в городе Москве” предусмотрены следующие полномочия Правительства Москвы: разработка правил землепользования и застройки; установление порядка определения границ территориальных зон, линий градостроительного регулирования, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; установление видов разрешенного использования земельных участков и т.д.

Муниципальное управление. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. К общим полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений указанная статья ЗК РФ относит: резервирование земель; изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Указанные полномочия конкретизируются в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Φ3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в зависимости от уровня муниципального образования. Так, к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности поселений; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона па право заключения договора о создании искусственного земельного участка; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (ст. 14 указанного Закона).

К вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схемы территориального планирования муниципального района, подготовленной на ее основе документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в его границах для муниципальных нужд (ст. 15 указанного Закона).

На уровне городского округа утверждаются генеральные планы городского округа, правила землепользования и застройки, подготовленная на их основе документация по планировке территории; местные нормативы градостроительного проектирования городского округа; ведется информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа; осуществляется резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляется земельный контроль за использованием земель городского округа (ст. 16 названного Закона).

Функции управления в области использования и охраны земель

Тема 5. Понятие и общая характеристика государственного управления в сфере использования и охраны земель (организационный механизм в сфере использования и охраны земель)

1. Понятие, особенности и цели управления в сфере использования и охраны земель и охраны земель. Общая характеристика функций государственного управления земельным фондом РФ.
2. Система органов государственного управления земельным фондом. Специально уполномоченные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы в области использования и охраны земель.
3. Государственный кадастр объектов недвижимости. Сведения о земельных участках в ГКН. Порядок ведения ГКН. Кадастровое деление территории Российской Федерации. Кадастровый номер земельного участка. Предоставление сведений ГКН.
4. Планирование и территориальное зонирование. Планирование мероприятий по использованию и охране земель. Зонирование. Правовой режим зон, где установлены ограничения на использование территорий (санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и другие).
5. Мониторинг земель и других природных ресурсов. Понятие мониторинга. Основные задачи мониторинга земель. Виды мониторинга земель.

Читайте также:  Календарь 2020 с днями недели

1. Понятие, особенности и цели управления в сфере использования и охраны земель и охраны земель. Общая характеристика функций государственного управления земельным фондом РФ.

Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

Введение

Существует несколько видов (форм) управления. К ним можно отнести:

Ведущей формой управления в области регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере землепользования, является государственное управление.

Вместе с тем в этой сфере возникла и развивается вторая форма управления — муниципальная. Она позволяет избавиться от существовавшей ранее излишней централизации при решении управленческих проблем организации землепользования, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельных хозяйств.

Земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законов о рациональном использовании земель и охране природной среды.

Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органовисполнительной власти

, направленную на создание эффективных условий для использования и охраны земель всеми субъектами возникающих правоотношений независимо от форм собственности.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

1. создание правовых, экономических и организационных предпосылок функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования;

2. повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов государства;

3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий.

Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). Важная роль государства проявляется при создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.).

Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:

· управление государства-собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);

· управление государства-органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Подробнее

Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.).

Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.).

Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различия в методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властных функций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных с использованием и охраной земель.

В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой императив. Во втором — метод, не допускающий, как правило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявления землепользователя при формировании тех или иных решений органа государственного управления земельными ресурсами.

Однако наблюдение государства — собственника земли в лице его компетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «хозяйственной свободы», может смениться методом правового императива. Так, в силу права государственной собственности на землю отвод земли для хозяйственных потребностей производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Следовательно, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Но в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельно-хозяйственные, а не как административные (властные).

В этих действиях проявляется «власть» собственника над своим имуществом, а не власть государства-суверена.

Функции управления в области использования и охраны земель

Они сводятся в основном к следующим видам (направлениям) деятельности:

· планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов;

· резервирование и зонирование земель;

· распределение и перераспределение (предоставление, отвод, изъятие, выкуп) земель;

· государственная регистрация прав на землю, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования;

· планировка и правила застройки земель поселений, ведение государственного земельного кадастра;

· охрана земель и контроль за правильным их использованием, а также охрана земельных правграждан и юридических лиц;

· организация платы за землю и др.

Таким образом, деятельность органов государства и других владельцев земли по управлению и организации землепользования широка и многогранна. Практическое значение имеет разграничение их правомочий, ибо в разных функциях управления, в том или ином их сочетании по-разному проявляются методы управления.

2. Система органов государственного управления земельным фондом. Специально уполномоченные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы в области использования и охраны земель.

3. Государственный кадастр объектов недвижимости. Сведения о земельных участках в ГКН. Порядок ведения ГКН. Кадастровое деление территории Российской Федерации. Кадастровый номер земельного участка. Предоставление сведений ГКН.

4. Планирование и территориальное зонирование. Планирование мероприятий по использованию и охране земель. Зонирование. Правовой режим зон, где установлены ограничения на использование территорий (санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и другие).

5. Мониторинг земель и других природных ресурсов. Понятие мониторинга. Основные задачи мониторинга земель. Виды мониторинга земель.

Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

· достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

· единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

· взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

· централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

· наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны земель

Государственное управление в области использования и охраны земель принято разделять на два вида: общее и специальное.

Общее управление осуществляется Правительством РФ, высши­ми органами исполнительной власти субъектов РФ, а также орга­нами местного самоуправления в пределах полномочий, передан­ных им государством.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государ­ственной политики в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности; принимает меры по реализа­ции прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обес­печению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, ре­гулированию природопользования.

Земельным кодексом РФ к компетенции Правительства РФ от­несено также установление порядка:

консервации земель с изъятием их из оборота;

использования и охраны земель, подвергшихся радиоактив­ному и химическому загрязнению, установления охранных зон;

организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;

возмещения убытков обладателям прав на земельные участ­ки, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

возмещения потерь лесного хозяйства;

приостановления строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведе­ния агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, по­исковых, геодезических и иных работ, нарушающих права на зем­лю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их наруше­ния;

определения размера арендной платы, а также определение порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, на­ходящиеся в собственности РФ;

проведения государственной кадастровой оценки земель;

осуществления государственного мониторинга земель;

осуществления государственного земельного контроля;

использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в федеральной соб­ственности, а также установления зон с особыми условиями исполь­зования таких земель;

установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог;

установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог;

передачи земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяй­ственного, лесохозяйственного и иного использования;

отнесения земель к землям особо охраняемых территорий фе­дерального значения, а также использования и охраны таких земель;

распоряжения указанными землями до разграничения госу­дарственной собственности на землю».

Правительство РФ наделено полномочиями по установлению: 1) нормативов предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ; 2).правил определения размеров земель­ных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети; 3) общих начал определения арендной платы при аренде земельных участ­ков, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности и др.

Читайте также:  Когда учредитель может получить дивиденды

Субъекты РФ осуществляют общее управление путем изъятия земель для нужд субъекта РФ; разработки и реализации региональ­ных программ использования и охраны земель, находящихся в гра­ницах субъектов РФ, управления и распоряжения земельными уча­стками, находящимися в их собственности. Полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта РФ конкретизируются в региональном законодательстве.

Органы местного самоуправления осуществляют общее управление путем осуществления предоставленных им государством полномо­чий по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, изъятию земельных участков для муниципальных нужд, управлению и распоряжению земельными участками, находя­щимися в муниципальной собственности, а также в неразграниченной государственной собственности, если законодательством не пре­дусмотрено иное.

Специальное управление в области использования и охраны земель осуществляют федеральные органы государственной власти, упол­номоченные на управление всеми землями, расположенными на территории РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на управление землями, расположенными на территории субъекта РФ. На федеральном уровне такими орга­нами являются Минэкономразвития России, Минсельхоз России, МПР и экологии России, Федеральная служба регистрации, картографии и кадастра, Федеральное агентство по управлению федеральным иму­ществом и др.

При этом на министерства возложены полномочия по норматив­ному правовому регулированию земельных отношений в рамках ком­петенции федеральных органов исполнительной власти. По вопросам, отнесенным к их ведению, министерства готовят проекты федераль­ных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, принимают собственные нормативные правовые акты.

Так, Минэкономразвития России наделено полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений и территориального зонирования; МПР России — в сфере изучения, использования, вос­производства, охраны природных ресурсов, в том числе земель лес­ного фонда, земель водного фонда, земель особо охраняемых при­родных территорий; Минсельхоз России осуществляет полномочия по принятию правил, норм, планов в области мелиорации земель.

Функции по управлению федеральным имуществом и оказанию го­сударственных услуг в области использования и охраны земель воз­ложены на иные федеральные органы исполнительной власти, на­ходящиеся в ведении министерств, — агентства.

Основная часть функций в области управления земельными ре­сурсами возложена на Федеральная служба регистрации, картографии и кадастра, находящееся в ведении Минэкономразвития Рос­сии. Это функции по оказанию государственных услуг в сфере ве­дения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвен­таризации объектов градостроительной деятельности, государствен­ной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, находящееся также в ведении Минэкономразвития России, выпол­няет функции по управлению федеральным имуществом, в том чис­ле земельными участками, распоряжение которыми осуществляет РФ, а также проводит разграничение государственной собственно­сти на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Иные агентства наделены отдельными полномочиями в облас­ти управления земельными ресурсами. Так, Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении МПР России, рассмат­ривает материалы о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяй­ства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий, организует выдачу разрешений на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевод лесных земель в нелесные земли или перевод зе­мель лесного фонда в земли иных категорий.

Федеральное агентство водных ресурсов, находящееся в ведении МПР России, организует подготовку и осуществление мероприя­тий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, представляет в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по установле­нию размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования.

Федеральное дорожное агентство, находящееся в ведении Ми­нистерства транспорта Российской Федерации, организует работу по изъятию, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети ав­томобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них; согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставле­нии земельных участков в пределах придорожных полос федераль­ных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки.

Полномочиями по осуществлению государственного земельно­го контроля в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых при­родных территорий, а также полномочиями по проведению госу­дарственной экологической экспертизы проектов схем охраны и использования земель, находящихся в ведении РФ и субъектов РФ, Материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные, наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользова­ния, находящаяся в ведении МПР России.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 925 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие управления в сфере использования и охраны земель. Система органов управления в области использования и охраны земель.

Управление в сфере земельных отношений — исполнительно-распорядительная деятельность органов государства и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышения плодородия почв и организации государственной охраны.

Виды управления:

Управление использованием земельного фонда Российской Федерации подразделяется по направлениям и объемам предоставленной компетенции на следующие виды:

1. Общее – его осуществляют (органы общей компетенции) Президент РФ, Правительство РФ, правительства (органы исполнительной власти) субъектов РФ, органы местного самоуправления, оно распространяется на всю территорию Российской Федерации (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности;

2. Специальное (межведомственное) управление находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра и картографии, Росимущеста,Министерства экономического развития,органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Они осуществляют свои функции (например, контроля) независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций, формы и вида собственности на землю;

3.Отраслевое (ведомственное) управление осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство связи РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ и др. Они отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях они организуют проведение мероприятий, связанных с рекультивацией и мелиорацией земель, внутрихозяйственным землеустройством.

К Министерствам, которые осуществляют нормативное регулирование в сфере земельных отношений, относят:

Министерство экономического развития:

1.выработка гос политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений

2. ведение государственного кадастра недвижимости

3. осуществление кадастровой деятельности и кадастровой оценки земель

4. государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Министерство сельского хозяйства:

1. выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения

Министерство природных ресурсов и экологии:

1. политика и нормативно-правовое регулирование в сфере использования и охраны недр, водных объектов, лесов, а также всех особо- охраняемых объектов и др.

К службам относятся( в системе Министерства эконом. Развития): 1.Росреестр ( Федеральная служба кадастра и картографии):

1) ведет единый Гос. Реестр прав на недвижимые имущества

2) государственный кадастровый учет

3) государственный мониторинг земель

4) контроль за землеустройством

5) государственный земельный надзор

2. Росимущество( Федеральное агенство по управлению государственным имуществом):

1) решение вопросов о проведении торгов в форме аукционов

2) заключение договоров аренды и купли продажи в результате торгов

3) принятие решений о приватизации земельных участков

4) обеспечение поступлений в федеральный бюджет от продажи земельных участков или права аренды земель, наход. В федеральной собственности

К специально-уполномоченным органам на территории Воронежской области относятся:

Департамент имущественных и земельных отношений

Департамент архитектуры и строительства

Департамент аграрной политики

Департамент лесного хозяйства

Департамент по охране окружающей среды и экологии

Исполнительные органы субъектов РФ осуществляют перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности субъекта, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, организуют производство земельного контроля за использованием и охраной земель и проч.

Органы местного самоуправления:

определяют ставки земельного налога

осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной земельной собственностью

регулируют планировку и застройку территорий муниципальных образований,

устанавливают нормативы земельных участков, предоставляемых гражданам, определяют порядок использования и охраны муниципальных земель

организуют разработку и занимаются реализацией генеральных планов, проектов застройки и планировки городов и др. населенных пунктов

контролируют использование земель.

51. Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области земельных отношений.

ЗК РФ( ст. 9, 10, 11)разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, а также определяет виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, устанавливает особенности оборота земельных участков, фиксирует правовой режим каждой из категорий земель.

К ведению Российской Федерации согласно ст. 9 ЗК РФотносятся:

• установление основ федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений;

• установление ограничений прав собственников и арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также ограничений оборото-способности земельных участков;

• государственное управление в осуществлении мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

• установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

• разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;

• управление и распоряжение земельными участками, составляющими собственность Российской Федерации.

Также в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» РФ обладает полномочиями по:

1) определению порядка консервирования земель с изъятием их из оброта

2) организации и проведению торгов по продаже земель участков

3) проведению государственной кадастровой оценки земли

4) проведение государственного земельного надзора и мониторинга земель

Субъекты РФ обладают полномочиями:

• по изъятию земель для нужд субъектов РФ;

• по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах данных субъектов РФ;

• по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности данных субъектов РФ;

Также в соответствии с Законом Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям Правительства Воронежской области относятся:

1) определение специального органа в сфере имущественных отношений- Департамента имущественных и земельных отношений

2) перевод земельных участков из одной категории в другую

3) установление публичного сервитута

4) установление порядка отношения земель к землям особо охраняемых территорий

5) установление порядка определение арендной платы за земли субъекта

К полномочиям органов местного самоуправления ст. 11 ЗК РФ относит:

• изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

• установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства РФ;

• разработку и реализацию местных программ по использованию и охране земель

• управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав муниципальной собственности

1) перевод земель, наход. в муниципальной и частной собственности в другую категорию земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения

2) осуществление муниципального земельного надзора

3) создание особо охраняемых территорий местного значения

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Добавить комментарий