Требования безопасности при выполнении погрузочно разгрузочных работ

Меры и требования безопасности при выполнении погрузочно разгрузочных работ

MKC 13.100
53.020
Постановленном Государственною комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1976 г. № 670

Настоящий стандарт устанавливает обшие требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ во всех отраслях народного хозяйства.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3518—81.
(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002—75, настоящего стандарта и государственных стандартов на отдельные виды производственных процессов, учитывающими особенности выполнения работ.
1.2. (Исключен, Изм. № 1).
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.
1.4. Безопасность производства погрузочноразгрузочных работ должна быть обеспечена:
– выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки:
– подготовкой и организацией мест производства работ;
– применением средств защити работающих;
– проведением медицинского осмотра дни. допущенных к работе, и их обучением.
1.4. (Введен дополнительно, Изм. № I).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫX РАБОТ

2.1. Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:
– механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
– применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
– эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;
– применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
– правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
– соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2—2.4. (Исключены. Изм. № 1).
2.5. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается. После окончания и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит и т. п.) не должны оставаться в поднятом положении.
Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.6. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, должны быть расположены в соответствии с требованиями ГОСТ 9238—83 и нормативно-технической документации, утвержденной Госгортехнадзором СССР.
2.7. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1.2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2.0 м, а при большей высоте — не менее 2,5 м. (Измененная редакция. Им. № 1).
2.8. Строповку грузов следует проводить в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР.
Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и др.) необходимо проводить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы грута.
Места строповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначены предприятием — изготовителем продукции или грузоотправителем.
2.9. Перед подьемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.
2.10. Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается. (Имененная редакция. Им. № 1).
2.11. Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса дли грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.
2.12. (Исключены, Изм. № I).
2.13. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта:
– укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;
– подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств.
2.14. (Исключен, Им. № 1).
2.15. При производстве работ с тарно-штучными грузами следует испальзовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов.
2.16. Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очишены от посторонних предметов, льда и снега. 2.15, 2.16. (Измененная редакция. Изм. № 1).
2.17. (Исключен, Изм. .Ne I).
2.18. При погрузке (выгрузке) металлов электромагнитными и грейферными захватами зона подъема и перемещения грузов должна быть ограждена. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.19. (Исключен. Изм. № 1).
2.20. На местах погрузки и выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.
2.21. Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует проводить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.22. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работающим находиться на безопасном расстоянии.
При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на повышенных путях, расположенных на высоте более 2,5 м. люки следует открывать со специальных мостиков.
2.23. При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях нахождение в них работающих не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.24. (Исключен. Изм. № 1).
2.25. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом, автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее I м от бровки естественного откоса.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.26. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных (по ГОСТ 19433—88) грузов следует проводить:
– в соответствии с требованиями безопасности труда, содержащимися в документации, утвержденной в установленном порядке;
– в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433—88 и указаний отправнтеля груза по соблюдению мер безопасности.
2.27. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.
После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной зашиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза.
2.28. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.
2.27, 2.28. (Измененная редакция. Изм. № I).
2.29. (Исключен, Изм. № 1).
2.30. Погружать и разгружать животных, сырье и продукты животного происхождения следует лишь при наличии данных о характере груза и в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.008—76. Перед началом работ груз должен быть проверен органами ветеринарного надзора.
2.31. Погружать, выгружать и перемешать грузы, требующие карантинной обработки, следует на специально выделенных площадках, отвечающих предъявляемым к ним санитарным требованиям Министерства здравоохранения СССР.
2.32. После выполнения погрузочно-разгрузочных работ с животными, сырьем и продуктами животного происхождения места производства работ, транспортные средства, грузозахватные приспособления, инвентарь и средства индивидуальной зашиты должны быть подвергнуты дезинфекции. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.33. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между подающим сигналы (стропальщиком) и машинистом подъем но-транспортного оборудования.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

3.1. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечиваюшее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.
3.2. Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий (сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, санитарных норм, утвержденных Минздравом СССР, и другой нормативно-технической документации.
3.3. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размешать грузы в проходах и проездах. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.
3.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.
Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.
3.1—3.4. (Измененная редакция. Изм. № 1).
3.5. (Исключен, Изм. № 1).
3.6. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой.
3.7. Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004—91, а также строительным нормам и правилам, утвержденным Госстроем СССР, и правилам пожарной безопасности, утвержденным или согласованным с ГУ ПО МВД СССР.
3.8. Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.
3.9. Места производства погрузочно-разгрузочных работ датжны быть оснащены необходимыми средствами коллективной зашиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026— 76*.
3.10. Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807— 78**. а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
3.11. Температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений, а также содержание вредных веществ в местах производства погрузочно-разгрузочных работ — по ГОСТ 12.1.005—88; уровни шума и вибрации на рабочем месте — по ГОСТ 12.1.003—83 и ГОСТ 12.1.012-90.
3.12. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.
3.13. Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения должны быть оборудованы постоянными или съемными отбойными устройствами.
3.14. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметьям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
3.15. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостки, трапы, отвечающие требованиям безопасности.
3.9—3.15. (Введены дополнительно. Изм. № 1).
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026—2001.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 5229U— 2004.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

4.1. Подъемно-транспортное оборудованне. применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003—91, правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2. Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР, и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
4.3. Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины. (Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4. Подъемно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение.
4.5. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты потному техническому освидетельствованию.
4.6. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.
Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.
4.5, 4.6. (Введены дополнитель но. Изм. № 1).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ

5.1. К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются липа не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование в порядке, установленном Минздравом
СССР, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004—90 и имеющие право управления указанным оборудованием. (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны проходить предварительный и периодические осмотры в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения СССР.
Рабочим, занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должны быть сделаны профилактические прививки в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения СССР.
5.3. Инженерно-технические работники, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны проходить проверку знаний особенностей технологического процесса, требований безопасности труда, устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями и в порядке, установленном органами государствемного надзора.
5.4. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица, прошедшие курс обучения и проверку знаний по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004—90, а также оказанию первой помоши.
Работающие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, текущий инструктаж следует проводить перед началом работ.
В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой доврачебной помоши.
(Измененная редакция, Изм. № 1).

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

6.1. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной зашиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89. (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.2. Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработки в соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.
6.3. Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты должны быть проинструктированы о порядке потьзования этими средствами и ознакомлены с гребованиями по уходу за ними.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4. При наличии опасности падения предметов сверху работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов.
6.5. (Исключен, Изм. № 1).
6.6. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.
6.7. Средства индивидуальной зашиты должны соответствовать требованиям СТ СЭВ 1086—78 и стандартов СЭВ на средства защиты конкретных видов.
6.6, 6.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

Информация об авторе

Генеральный директор инженерно-технического центра «ТЕХНОВИК», эксперт в области безопасности складской логистики и оборудования.
Член Ассоциации Производителей Стеллажей и Складского Оборудования (Россия), FEM (Европейская ассоциация подъемно-транспортного оборудования и ERF (Европейская Федерация стеллажного оборудования).
Соавтор уникальной запатентованной технологии фрагментарного ремонта стеллажей «Робусто».

Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом по предприятию и несущего ответственность за безопасную их организацию. При погрузке (разгрузке) особо тяжелых и крупногабаритных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

При подъеме и перемещении грузов вручную должны соблюдаться ограничения по физической нагрузке для мужчин и женщин с установленными правилами. Подростки от 16 до 18 лет могут допускаться к перемещению тяжестей только при условии, что эти работы связаны с выполнением ими основной работы по специальности и занимают не более 1/3 из рабочего времени, и строго соблюдаются нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Подросткам от 16 до 18 лет и женщинам разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные, легковесные, штучные, пиломатериалы.

Грузы в бочках, рулонах и т.д. разрешается грузить вручную путём перекатывания при условии, что склад находится на одном уровне с полом транспортного средства. Если склад расположен ниже уровня пола транспортного средства, погрузка и выгрузка катано-бочковых грузов вручную допускается по наклонным скатам двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг, при большей массе – с помощью прочных канатов. При перекатывании круглых предметов всегда следует находиться позади перемещаемого груза. Переносить катано-бочковые грузы на спине независимо от их веса запрещается.

Погрузку-разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов вручную следует проводить только после оформления наряда-допуска и проведения целевого инструктажа в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:

– рабочая одежда должна быть приведена в порядок: обшлага рукавов застегнуты или обвязаны, одежда заправлена так, чтобы не было развевающихся концов, волосы подобраны под головной убор. Работники в неопрятной, грязной и промасленной одежде к работе допускаться не должны;

– индивидуальные средства защиты (рукавицы, очки, респираторы и т.п.) инструменты и приспособления должны быть проверены и в случае их непригодности или неисправности заменены исправными;

– переносить грузы в жесткой таре следует только в рукавицах;

– переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

– ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару хранить в ящиках с гнездами, не пользоваться битой посудой, имеющей сколы и трещины;

Читайте также:  Особенности избирательной системы рф

– не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п.;

для погрузки грузов на транспортное средство или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Для исключения прогиба под доски следует устанавливать прочные подпорки;

– при переносе груза вручную вдвоём на плечах укладывать его на одноименные плечи; оба рабочих должны идти в ногу;

– переносить груз массой до 80 кг разрешается вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, в остальных случаях необходимо применение тележек, талей;

переносить груз массой более 50 кг одному грузчику запрещается;

– поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо вдвоем;

– груз массой более 50 кг поднимать на спину или снимать со спины грузчика должны другие грузчики;

– погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг должны проводиться с применением грузоподъемных механизмов, а также с применением покатов и т.п.; ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством опытного бригадира и при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза;

– переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и другие химически активные вещества допускается только в плетёных корзинах или деревянных обрешётках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках. Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны проводиться двумя грузчиками. Перенос бутылей с кислотой на спине или плече, а также в руках перед собой запрещается. При переносе бутылей с кислотами в корзинах грузчики должны убедиться в исправности и надежности корзины. При обнаружении разбитых бутылей или серьёзного повреждения тары работа должна проводиться с принятием особых мер предосторожности во избежание ожогов;

– длинномерные грузы должны переноситься работниками на одноимённых плечах (правых или левых), каждый работник должен идти в ногу с остальными. Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника;

– при перемещении катящихся грузов (бочек, рулонов и др.) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 4060 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ.

В результате изучения этого раздела вы будете знать:

• как организовать погрузочно-разгрузочные работы;

• требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

• основные требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

• общие требования к размещению груза.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М-027-2003, Минтруд России, 2003 г.

2. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. ПОТ РМ-007-98. Минтруд России, 1998 г.

3. Правила безопасности при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Ростехнадзор России, 1994 г.

4. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. (Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533).

5. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда обрабатывающих производств. Часть 1. Общие требования. Госстрой России, 2001 г.

6. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда обрабатывающих производств. Часть 2. Строительное производство. Госстрой России, 2002 г.

7. ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная.

8. ГОСТ 12.1.005-88* ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (с изменением 1-1Х-2000).

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

9. ГОСТ 12.3.010-82 ССБТ. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации.

10. ГОСТ 12.2.058-81* ССБТ. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей кранов, опасных при эксплуатации (с изменением 1-Х1-86).

11. ГОСТ 12.3.020-80* ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности (с изменениями от 1988 г.).

12. ГОСТ19433-88*. Грузы опасные. Классификация и маркировка (с изменением 1-XII-92).

13. ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

(с изменением 1-XI-82).

14. РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается:

• выбором способов производства работ;

• подготовкой и организацией мест производства работ;

• правильным размещением и укладкой груз в местах производства работ и в транспортные средства;

• применением средств защиты работников.

Для создания безопасных условий труда при погрузочно-разгрузочных работах РАБОТОДАТЕЛЬ обязан:

• назначить приказом специалиста, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ;

• утвердить (в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76*) технологические карты погрузочно-разгрузочных работ, в которых указываются:

• схемы укладки грузов,

• предельная высота складируемых грузов,

• порядок разборки штабелей,

• пути транспортирования грузов,

• предельно допустимая масса груза при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками,

• требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ,

• Ф.И.О. и должность лица, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ;

• определить площадки и места складирования грузов;

• обеспечить работников инструкциям охране труда;

• обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами по наряду-допуску;

• обеспечить проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных, транспортных работах.

В обязанности специалиста, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ, входит:

• перед началом работы обозначить охранную зону в местах производства работ,

• проверить внешним осмотром исправность грузозахватных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря;

• проверить у работников, осуществляющих такелажные или стропальные работы, наличие соответствующих удостоверений на право производства этих работ. К выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных ГОСТ 19433-88*, допускаются работники, прошедшие специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией;

• следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ. Организациями или физическими лицами, применяющими грузоподъемные машины, должны быть разработаны способы цивильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики и машинисты грузоподъемных машин; Графическое

изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы должны выть выданы на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывешены в местах производства работ;

• при погрузке, разгрузке особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов постоянно находиться на месте работ;

• при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами провести текущий инструктаж перед началом работ;

• при возникновении аварийных ситуаций немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов – ПОТ РМ-007-98.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или грунтом и иметь обозначенные границы.

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-88* и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности. Погрузочно-разгрузочные площадки, места производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, транспортные пути должны иметь знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТР 12.4.026-2001.

На площадках для погрузки и выгрузки тарных грузов (тюков, бочек и т.п.), хранящихся на складах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля.

Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении авто- и электропогрузчиков – не более 3 градусов.

Площадки должны иметь тротуар и отбойный брус для ограничения движения автотранспорта при его подаче задним ходом.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ складирование материалов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ.

При размещении автотранспорта на погрузочно-разгрузочных площадках должны соблюдаться следующие правила:

• расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), – не менее 1 м;

• расстояние между автомобилями, стоящими рядом (по фронту),- не менее 1,5 м; интервал между зданием и задним бортом автомобиля – не менее 0,5 м; расстояние между автомобилем и штабелем груза – не менее 1 м.

Для перехода грузчика с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно применяют выполненные по установленным требованиям мостики, сходни, трапы, прогиб которых не должен превышать 20 мм. При их длине более 3 м под ними устанавливают промежуточные опоры.

Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м. Сходни должны иметь планки сечением 20×40 мм для упора ног через каждые 30 см. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм.

Подмостки высотой до 4 м допускаются в эксплуатацию после их приемки непосредственным руководителем работ, более 4 м – комиссией, назначаемой руководителем организации. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 100 лк. При необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

Транспортные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни следует содержать в чистоте и порядке, в вечернее и ночное время освещать, зимой очищать от снега, льда и посыпать песком.

Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно организовываться по схеме (смотри раздел “Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта”).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

Безопасность выполнения работ по перемещению грузов обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ состояние воздушной среды рабочей зоны должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88*. При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться средства защиты. Работы непосредственно с грузом производятся в рукавицах, а при применении грузоподъемных механизмов – в рукавица и касках. Эксплуатацию тары следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.010-82. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при

обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение в местах производства работ немаркированной и

поврежденной тары. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного

оборудования. Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их

фактической массы в присутствии руководителя работ.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана:

• необходимо обеспечить наличие на местах производства работ исправных и допущенных

к эксплуатации, в установленном порядке, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

• производить строповку груза в соответствии со схемой строповки;

• в местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков;

• разгрузка и загрузка полувагонов крюковым кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана;

• работать грузоподъемными механизмами по сигналу стропальщика.

• нахождение людей и транспортных средств в зоне возможного падения грузов

• при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

• нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам, в местах производства работ с применением крана;

• нахождение работающих на грузе;

• нахождение людей в полувагонах при перемещении груза;

• оставлять в поднятом положении груз, грузозахватные приспособления и механизмы после окончания работы и в перерыве между работами.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение неисправных съемных грузозахватных приспособлений, а также приспособлений, не имеющих бирок (клейм), в местах производства работ.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м (по СНиП 12-03-2001 – на высоту более 2 м).

Перемещение грузов в технологическом процессе массой более 20 кг или на расстояние более 25 м должно производиться с помощью средств механизации.

Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных

Предельные нормы нагрузки для женщин:

• подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой – 10 кг;

подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Нормы поднятия и перемещения грузов вручную для подростков смотрите в разделе “Охрана труда женщин и подростков”.

Подъем и перемещение грузов мужчинами на расстояние до 25 м: старше 18 лет – до 50 кг. При массе груза от 50 до 80 кг допускается переноска груза грузчиком при условии, что подъем (снятие) производят другие грузчики.

При транспортировке грузов вручную необходимо:

• переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

• переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки только в рукавицах;

• ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару хранить в ящиках с гнездами;

• не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;

• переносить материалы на носилках по горизонтальному пути только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 м.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам. Погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами должны производиться с применением средств механизации и использованием средств индивидуальной защиты.

Допускается выполнять вручную погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь и др.) при температуре материала не более 40 С. Перемещать баллоны следует только на специальных носилках или на тележках, а бутылки с кислотой или другими опасными жидкостями – в плетеных корзинках. Подъем этих грузов на высоту производится в специальных контейнерах; запрещается их подъем вручную. Погрузка и разгрузка бутылей с активными химическими веществами должна производиться двумя грузчиками.

Работы по погрузке и выгрузке кислот и других едких веществ должны производиться под руководством бригадира.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также горючими и легковоспламеняющимися жидкостями. При загрузке автомобиля груз не должен возвышаться над проезжей частью дороги более чем На 3,8 м и иметь ширину не более 2,5 м.

При укладке груза в кузов автомобиля необходимо соблюдать правила:

• при погрузке навалом груз должен располагаться равномерно и не возвышаться над бортами кузова;

• штучные грузы должны быть уложены плотно, промежутки между грузами необходимо заполнить распорками;

• при погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые кромки и углы, должны применяться прокладки;

• при перемещении катучих грузов (бочек, рулонов) грузчик должен находиться сзади груза, толкая его от себя;

• при укладке грузов в бочковой таре их следует накатывать по слегам боковой поверхностью;

• бочки с жидкостью должны устанавливаться пробкой вверх;

• каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок и все крайние ряды должны подклиниваться;

• баллоны при перевозке должны укладываться вентилями в одну сторону;

• закрывать и открывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее двум работникам, первоначально убедившимся в безопасном расположении груза.

Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ломов и других приспособлений.

Грузы в ящиках при погрузке в вагоны, пакгаузы и склады укладываются в устойчивые штабеля.

Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов – 6 м.

Для фиксации груза в кузове автомобиля или в железнодорожном вагоне должны применяться

деревянные или металлические упоры, прокладки, упорные рампы, щиты.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ крепление груза в кузове автомобиля с применением проволоки, металлических канатов.

После выполнения работ необходимо привести в порядок рабочие места; погрузочно разгрузочные средства, инструмент и приспособления должны быть приведены в порядок и сданы на хранение. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойства груза. Обо всех замечаниях и выявленных при работе неисправностях необходимо сообщать руководителю работ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ГРУЗА НА СКЛАДАХ

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.п. Склады, расположенные в подвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов в складское помещение и грузовыми подъемниками. Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска и подъема грузов.

Способы укладки грузов на складах должны обеспечивать:

• устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

• возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

• безопасность работающих на штабеле или около него;

• циркуляцию воздушных потоков;

• возможность применения пожарной техники;

• соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов:

• от стен помещений – 0,7 м;

• от приборов отопления – 0,2 м;

• от источников освещения – 0,5 м;

Читайте также:  Оформление развода в одностороннем порядке

• между ящиками в штабеле – 0,02 м;

• между поддонами и контейнерами в штабеле – 0,05-1 м.

Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 23 апреля 2018 г.

Акцентируется внимание на основных требованиях безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Вопросам профилактики несчастных случаев на производстве в республике уделяется особое внимание. Одной из форм решения задач по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является разработка (совершенствование) НПА, в т.ч. ТНПА, содержащих требования по охране труда.

Так, во исполнение мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров от 30.01.2016 № 73, постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 12 были утверждены Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 10 была разработана и утверждена Типовая инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Внимание к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ на высоком государственном уровне привлечено неутешительной статистикой производственного травматизма при выполнении указанных работ.

Как следует из приложения 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175, погрузочно-разгрузочные работы относятся к числу работ с повышенной опасностью. Соответственно, их выполнение требует проведения предварительных организационных и технических мероприятий.

Так, к их выполнению должны допускаться работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медосмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Для организации и обеспечения безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ в организации назначается должностное лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (далее – уполномоченное должностное лицо), которое в т.ч.:

● выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов;

● указывает рабочим места складирования грузов;

● проводит с работающими целевой инструктаж по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд-допуск;

● обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий.

ВАЖНО!

Уполномоченное должностное лицо работодателя проходит в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда.

Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

● выбором способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций;

● подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ;

● применением работающими средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты.

Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ

Выбор способов проведения погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов путем:

● механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

● применения подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, отвечающих требованиям безопасности;

● применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием, средствами механизации;

● правильного размещения и укладки грузов в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ и в транспортные средства;

● соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования. Кроме того, перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизированным.

Требования при погрузке, разгрузке грузов

Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производятся с применением подъемно-транспортного оборудования, средств механизации. Ручные погрузка и разгрузка таких грузов допускаются только на площадках под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя при условии, что нагрузка на одного работающего не превышает 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производятся только с помощью соответствующего подъемно-транспортного оборудования.

Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования разрабатываются схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы. Перед подъемом и перемещением груза проверяются устойчивость груза и правильность его строповки.

СПРАВОЧНО

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

Тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы при погрузке, разгрузке необходимо перемещать при помощи подъемно-транспортного оборудования, а также под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

● тара загружается не более номинальной массы брутто;

● способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;

● груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;

● открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;

● перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

Производственную, штабелируемую тару следует устанавливать на обозначенных линиями или огражденных площадках.

Работающие не должны находиться на контейнере или внутри контейнера во время его подъема, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения. Кроме того, при перемещении по сыпучему материалу работающие должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

Складские работы внутри силосов, бункеров должны выполняться не менее чем 3 работающими, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающего в силосе или бункере. В случае необходимости они оказывают помощь потерпевшему работающему в силосе или бункере. Спуск работающих в силосы и бункера может производиться лишь в исключительных случаях с соблюдением мер безопасности, указанных в наряде-допуске, выданном в установленном порядке.

Требования при подъеме и перемещении грузов вручную

Проведение погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей работающим (мужчиной) не более 50 кг.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ несколькими работающими необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментом или грузом. При переноске грузов расстояние между работающими (или группами работающих) должно быть не менее 2 м.

Требования к складированию грузов

Складирование грузов должно осуществляться в соответствии с требованиями к хранению, установленными ТНПА в области технического нормирования и стандартизации на изделия конкретных видов. Размещение грузов на стеллажах производится с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

● устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

● возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

● безопасность работающих на штабеле или около него;

● безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

● циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов;

● соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Требования к применению подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, инструмента

Применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент должны быть безопасными при эксплуатации, соответственно, не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза. Части подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, представляющие опасность, окрашиваются в сигнальные цвета, обозначаются соответствующими знаками безопасности.

При перемещении груза с помощью подъемно-транспортного оборудования, средств механизации масса груза вместе с приспособлениями для грузоподъемных операций не должна превышать грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования.

СПРАВОЧНО

В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.

Тара, поддоны и другие средства пакетирования грузов должны соответствовать следующим требованиям:

● тара должна быть чистой, исправной, без торчащих гвоздей, окантовочной проволоки или металлической ленты, не иметь бахромы, заусенцев, других дефектов. Выступающие концы гвоздей должны быть загнуты и утоплены в древесину, концы скоб должны быть подогнуты и плотно прижаты к древесине. Запорные и фиксирующие устройства не должны допускать самопроизвольного раскрытия при погрузочно-разгрузочных работах;

● устанавливаемая в штабель тара должна иметь единые конструкцию и размеры фиксирующих устройств;

● мешки должны быть целыми, чистыми, без пропуска стежков. Нити швов должны быть закреплены и не иметь свободных концов;

● поддоны ящичные и стоечные должны иметь фиксаторы для устойчивого многоярусного штабелирования и выдерживать нагрузку не менее 4-кратной их грузоподъемности.

На производственной таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.

Требования к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ

Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ предъявляются не только к их организации и технологии, но и к местам их выполнения.

Так, погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться на специально отведенных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

Площадки должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков – не более 3 градусов. На площадке для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними. При этом ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования. Для промежуточного складирования грузов площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автодорог. При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.

Места проведения погрузочно-разгрузочных работ оснащаются необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений, высота которых равна высоте пола транспортного средства. При этом при разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, имеющие упоры для исключения их смещения.

Необходимо отметить, что к мостикам и сходням предъявляются определенные требования. Они изготавливаются из качественного, легкого и прочного дерева без сквозных сучков и должны быть шириной не менее 0,6 м, изготовлены из досок толщиной не менее 0,05 м и снизу скреплены планками с интервалом не более 0,5 м. При необходимости подъема более 30 градусов к горизонту необходимо устраивать лестницы со ступенями и перилами. Сходни оборудуются планками для упора ног через каждые 0,25–0,4 м.

Металлические мостики изготавливаются из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм.

Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.

Проход, подъем работающих на рабочие места осуществляются по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, установленным маршрутам служебного прохода. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. Площадки и подходы к ним очищаются от мусора и посторонних предметов.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и т.п. содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов. При постановке транспортного средства под погрузку, разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения. При проведении погрузки, разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством должно быть не менее 0,8 м.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ опасные зоны должны быть ограждены соответствующими средствами коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов и обеспечены соответствующими знаками безопасности. Работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах

Автор: admin · Опубликовано 11.09.2019 · Обновлено 11.01.2020

Настоящая инструкция разработана на основе типовой инструкции по охране труда ТИ Р М-001-2000, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, и предназначена для рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы.

1. Общие требования охраны труда

1.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте, практически освоившие приемы правильного обращения с механизмами, приспособлениями, инструментом, а также грузами во время их переработки.

Лица, допускаемые к работе на складе опасных и вредных веществ (кислот, щелочей, лакокрасочной продукции и др.), должны пройти специальное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.

1.2. Лица, допущенные к работе, должны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией предприятия.

1.3. При выполнении порученной работы необходимо строго придерживаться принятой технологии переработки грузов. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологической операции и ведущие к нарушению требований безопасности.

1.4. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ.

1.5. В процессе работы на рабочего возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины, перемещающиеся и складируемые грузы, повышенная запыленность воздуха рабочей зоны, микроклимат, режущие и колющие предметы (выступающие гвозди, металлическая лента или проволока на таре).

1.6. Рабочий, выполняющий погрузочно-разгрузочные и складские работы, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты согласно Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам.

1.7. Не допускается нахождение посторонних лиц в местах выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.

1.8. С наступлением темноты при отсутствии достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы необходимо прекратить.

1.9. В зимних условиях при низкой температуре наружные работы следует проводить с перерывами для обогревания. Температура воздуха, при которой наружные работы необходимо прекращать или вести с перерывами, устанавливается местными органами власти.

1.10. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

1.11. Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.12. Уходя из помещения, выключить все электроприборы и освещение, за исключением дежурного.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть исправную спецодежду.

2.2. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:

— погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);

— проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;

— обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест;

— проводится осмотр рабочих мест;

— проверить состояние полов (отсутствие щелей, выбоин, набитых планок).

2.3. Проверить наличие и исправность необходимого для работы подъемно-транспортного оборудования.

2.4. Прежде чем использовать в работе оборудование и инструмент, необходимо путем внешнего осмотра убедиться в их исправности, при работе с электрооборудованием — в наличии защитного заземления.

2.5. Перед началом работы, связанной с разгрузкой железнодорожных вагонов или автотранспортных средств в зимнее время, необходимо рампы и пандусы посыпать песком.

2.6. Если по условиям работы требуется применение рабочими средств индивидуальной защиты, проверить их исправность.

2.7. О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работник сообщает непосредственному руководителю работ.

Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 10 кг.

3.2. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.

Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.

3.3. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.

При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.

3.4. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.

Установка и работа кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи осуществляются только по наряду-допуску в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

Читайте также:  Отличие преступления от других правонарушений

3.5. Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных машин выполняются по технологическим картам, проектам производства работ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Грузоподъемные машины устанавливаются на площадках с твердым и ровным покрытием. Устанавливать кран стрелового типа, подъемник (вышку) для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в технической документации завода-изготовителя, не разрешается.

3.6. Погрузочно-разгрузочные работы с помощью грузоподъемной машины производятся при отсутствии людей в кабине загружаемого либо разгружаемого транспортного средства, а также в местах производства погрузочно-разгрузочных работ, за исключением стропальщиков и лиц, имеющих прямое отношение к производимым работам.

3.7. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки работникам или вывешиваются в местах производства работ.

Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортировку грузов.

3.8. После строповки груза для проверки ее надежности груз поднимается на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки), а работник, застропивший груз, отходит в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой.

3.9. Перемещать груз, подвешенный на крюк крана, над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.

3.10. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.

3.11. Не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли), у которых:

1) имеются трещины;

2) отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;

3) деформированы коуши;

4) имеются трещины на опрессовочных втулках;

5) имеются смещения каната в заплетке или втулках;

6) повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

7) крюки не имеют предохранительных замков.

3.12. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.

3.13. Очистка поднятого кузова автомобиля-самосвала от остатков груза производится специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками работниками, находящимися на разгрузочной площадке.

Очищать кузов от остатков груза, находясь в кузове или на колесе автомобиля-самосвала, наносить удары по кузову, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова для удаления остатков груза запрещается.

3.14. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке.

3.15. При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:

1) при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);

2) штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;

3) ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;

4) при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;

5) стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;

6) запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;

7) каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.

3.16. Погрузка и разгрузка вручную грузов, превышающих длину кузова транспортного средства на 2 м и более (далее — длинномерные грузы), требует обязательного применения канатов. Эта работа выполняется не менее чем двумя работниками.

3.17. При погрузке и разгрузке из транспортного средства металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

1) при разгрузке металлопроката в виде стержней круглого или квадратного сечения металла в пачках применяются стропы с крюками. При этом пачка или стержни крепятся «на удавку». После поднятия пачки металла или стержней на высоту не более 1 м стропальщик должен убедиться в правильной строповке и отойти в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой, и с этого места подать сигнал на подъем груза. Такой порядок соблюдается до окончания работы;

2) при разгрузке металлопроката в виде листового металла необходимо:

подвести вспомогательный строп (подстропник) под груз, количество которого не должно превышать номинальную грузоподъемность крана, надеть петли стропа на крюк крана и слегка их натянуть подъемом крюка. Стропальщики при этом отходят в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой;

по сигналу старшего стропальщика машинист крана приподнимает захваченный груз на высоту не более 0,5 м и в образовавшийся зазор стропальщики подводят основные стропы, после чего груз опускается на место, а вспомогательный строп снимается с крюка и на него навешиваются основные стропы. Стропальщики отходят в безопасное место, после чего по сигналу старшего стропальщика машинист крана может переместить груз на место укладки. Укладка производится на подкладки или прокладки. Такой порядок соблюдается до окончания работы.

3.18. Разгрузка сыпучих и мелкокусковых материалов из транспортных средств производится гравитационным способом, черпанием или сталкиванием груза:

1) гравитационная разгрузка используется при разгрузке автомобилей-самосвалов, думпкаров и бункерных вагонов, полувагонов-гондол в приемный бункер или на повышенных путях (эстакадах);

2) разгрузка с применением черпающих устройств (ковшово-элеваторных разгрузчиков, кранов с грейферами) применяется при разгрузке полувагонов;

3) разгрузка сталкиванием производится с применением разгрузочных машин скребкового типа при разгрузке железнодорожных платформ, перемещаемых над приемным бункером маневровыми устройствами.

3.19. Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению. Такие грузы в зимний период следует защищать от смерзания путем:

послойного деления материала незамерзающими добавками;

добавления поверхностно-активных гидрофобных веществ, не предотвращающих смерзаемость, но снижающих прочность смерзшейся массы.

3.20. Работы по разгрузке смерзшихся грузов производятся под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.

3.21. Откалывание крупных глыб смерзшегося груза производится с использованием ломов, кирок, клиньев, отбойных молотков.

1) находиться в приемном устройстве и в кузове подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов;

2) находиться в зоне работы маневровых устройств при передвижении железнодорожных вагонов на погрузочно-разгрузочной площадке.

4. Требования охраны труда в аварийной ситуации

4.1. Во время аварии необходимо:

— прекратить проведение работ;

— сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов;

— при несчастных случаях принять меры к извлечению пострадавшего из зоны и оказать первую помощь пострадавшему.

4.2. При возникновении пожара:

— сообщить руководству и вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112;

— приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Выключить используемое оборудование. Не оставлять груз в подвешенном состоянии.

5.2. Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления, убрать в отведенное для хранения место или сдать сменщику.

5.3. Снять средства индивидуальной защиты, убрать в шкаф.

Погрузочно-разгрузочные работы: правила по охране труда

Правила охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах необходимо соблюдать каждому предприятию. Их разработкой занимается специально назначенное лицо или же сам предприниматель, ссылаясь на Приказ № 642н Минтруда РФ (ПОТ РМ 007 98 заменен на Приказ 485н). Руководствоваться обозначенным приказом обязаны все юридические лица и ИП за исключением физических лиц, выступающих в качестве работодателей, но не оформивших ИП.

Общие требования по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах (Приказ 642 н)

Любая организация или ИП, отвечающая за погрузку или разгрузку грузов, в своей работе обязана руководствоваться общими правилами ОТ (Приказ 642н). Следить за их выполнением должен глава организации, он ответственен, если на предприятии произойдет несчастный случай, связанный с нарушившим эксплуатационные и иные нормы работником.

В рамках действенного контроля руководство предприятия:

  • разрабатывает инструкцию по охране труда для грузчиков и других работников;
  • принимает локальный акт, утверждающий эту инструкцию (учитывают мнение профсоюза).

К основополагающим правилам ОТ общего назначения относят также необходимость:

  • руководствоваться требованиями законодательства, когда в правилах не содержится нужных указаний по поводу требований, предъявляемых к качеству помещения, где осуществляется производство;
  • соотносить выбор СИЗ с требованиями безопасности при погрузочно-разгрузочных работах, которые предусмотрены по каждому отдельно взятому виду работ.

Особое внимание должно уделяться допуску работников к конкретным видам деятельности. Так, выполнять погрузочно-разгрузочные работы, правила по охране труда которых зависят от их вида, вправе человек:

  • достигший возраста 18 лет;
  • подходящий по медицинским показаниям;
  • обученный порядку ОТ (обязательно проведение экзамена);
  • имеющий специальное удостоверение, если перемещение груза осуществляется с помощью грузоподъемника или другой техники.

Важно! Если отдельно взятое требование к ОТ не прописано в правилах, но его применение улучшит условия труда сотрудников и не противоречит закону, то работодатель вправе его разработать и применить в локальных масштабах (на своем предприятии).

Нормы ОТ при погрузке или разгрузке опасных грузов

Часть 4 рассматриваемых Правил ОТ посвящена работе с опасными грузами. К их разгрузке и погрузке предъявляют следующие требования:

  • любые действия, связанные с перемещением опасного груза, возможны только после изучения документов, в которых должны содержаться информация о степени опасности, указания на то, какие меры безопасности приемлемы в конкретном случае;
  • опасный груз не перемещается, если его тара или упаковка повреждены, на них отсутствует маркировка и знак, предупреждающий об опасности;
  • все контактирующие с ядовитым грузом поверхности после его перемещения обрабатываются специальными чистящими средствами, моются, обеззараживаются.

Правила работы с опасными грузами

Если транспортировать необходимо легко воспламеняющийся газ в любой его форме, то работникам запрещено:

  • курить в транспорте, а также в пределах 10 м от него;
  • разгружать и погружать в местах скопления людей некоторые опасные вещества (кислоты, щелочи, серу, азот), если на это нет специального разрешения (в допустимых случаях груз отделяют от остальных товаров и перевозят исключительно в горизонтальном положении, следуя инструкциям на упаковке);
  • перевозить легко воспламеняемые жидкости и баллоны с газом в обычных машинах, это делается только на специальном транспорте (электротранспорт может быть использован лишь в качестве тягловой силы, но только лишь в том случае, когда оснащен средствами пожаротушения);
  • грузить фтор в транспорт, где уже находится взрывчатое вещество;
  • оставлять двигатель в рабочем состоянии (исключение — случаи использования машины для приведения в действие насосов и погрузочно-разгрузочного оборудования);
  • применять легко воспламеняющиеся материалы, есть необходимость закрепить грузовое место с легко воспламеняющейся жидкостью.

Транспортируя баллоны, рабочие обязаны:

  • использовать специальные прокладки, если баллоны укладываются в кузове машины более чем в один ряд;
  • отказаться от одновременной перевозки вместе кислородного и ацетиленового баллона, в том числе и пустого (исключение — транспортировка в предназначенном для этого устройстве и не дальше одного цеха);
  • предохранять баллоны от ударов и тряски (они всегда размещаются лежа, запрещено носить баллон на плечах, катить или перемещать любым другим, помимо положенного, способом);
  • соблюдать чистоту униформы (на ней не должно было масляных пятен);
  • отказаться от курения на рабочем месте;
  • соблюдать правила переноски баллона (нельзя при переноске браться за вентиль или переносить без предохранительного колпака);
  • ставить баллоны подальше от обогревательных приборов и любых нагревающихся деталей.

ОТ при работе с грузами

Баллоны с газом и легко воспламеняющиеся жидкости не грузятся совместно с:

  • фитилем, который может сдетонировать;
  • петардами;
  • детонирующим запалом;
  • жидким воздухом;
  • соляной кислотой (безводной);
  • кислородом, азотом.

Важно! Аналогичные правила действуют в отношении перемещения кислот, щелочей и едких веществ, способных разрушить тару и причинить вред окружающим.

Инструкция по ОТ для погрузочно-разгрузочных работ

Разгружать и погружать грузы без привлечения к делу техники можно лишь в том случае, если соблюдены нормы, касающиеся пазового подъема тяжестей. Так, за один раз мужчины вправе без вреда для здоровья поднять 50 кг, а женщины — не более 15 кг. Если груз весит более 80 кг, то используют специальное оборудование:

Разгрузка большого объема грузов вручную, к примеру, разгрузка вагона, возможна только на специально оборудованной для этого площадке и под присмотром ответственного лица (на одного человека не должно приходиться более установленной нормы). Если груз весит свыше 500 кг, то разгрузку осуществляют исключительно при помощи техники.

Важно! При работе над разгрузкой груза одновременно нескольких человек им необходимо следить за тем, чтобы не поранить друг друга используемыми инструментами и содержимым груза. Расстояние между несущими груз работниками должно быть не менее 3 м.

Особое внимание уделяют:

  • правильному закреплению нового, очередного груза на крюках и иных приспособлениях;
  • перемещению грузов в подвешенном состоянии по помещению (если на складе присутствуют люди, то перемещать над их головами груз запрещено);
  • работе с грузами, имеющими острые и режущие углы (необходимо использовать специальные прокладки);
  • работе с конвейером (товар распределяют по устройству, подачу и удаление груза осуществляют специальные приемные устройства);
  • погрузке сыпучих грузов;
  • работе с железнодорожной платформой;
  • загрузке кузова машины;
  • правильному применению тары и знаниям о ее содержимом;
  • погрузке длинных грузов, а также товаров, имеющих неправильную форму;
  • разгрузке замороженных товаров;
  • выгрузке порошкообразных смесей и очистке от них тары;
  • работе с нефтью, бензином, соляркой;
  • формированию правильных скирд (сельхоз работы).
  • вести себя осторожно;
  • следить за тем, чтобы не оказаться на пути у транспортируемого груза;
  • использовать при необходимости погрузочные средства;
  • уметь правильно закреплять грузы на транспортировщиках и кране, мусоровозе;
  • знать, какая тара предназначена для конкретного груза, как с ней работать;
  • знать, как правильно размещать груз в зависимости от его веса, формы, межотраслевого предназначения.

Так, к примеру, при работе на полях, запрещено оставлять машину на влажных склонах. Это может привести к сползанию машины вниз. Если груз погружается навалом, то его распределяют по всей поверхности кузова равномерно (над бортами он возвышаться не должен).

Обратите внимание! Тюки с сеном или соломой грузятся согласованно, работник не должен подходить к краю скирды ближе, чем на 1,5 м. При погрузке навалом все грузчики находятся с одной стороны кузова.

Средства индивидуальной и коллективной защиты

В процессе работы грузчики подвергаются:

  • воздействию шума (в рабочей зоне громкость чаще всего превышает допустимую для здоровья норму);
  • газов и пыли;
  • резким перепадам температуры воздуха (особенно часто встречается при работе над наполнением холодильных камер).

Существует риск ослепнуть, получить удар током, порезаться или удариться о груз, получить ожог. С целью предотвращения случаев получения производственных травм сотрудников снабжают средствами индивидуальной и коллективной защиты. К таковым относят:

  • каску;
  • средства защиты от падения с высоты;
  • респираторы;
  • противогазы;
  • перчатки;
  • защитные костюмы;
  • очки для защиты глаз от пыли и искр;
  • наушники, вкладыши;
  • специальную обувь.

К сведению! Если существует угроза жизни и здоровью, работник вправе отказаться от выполнения работы до ее устранения или до предоставления ему средств защиты, снижающих возможный риск.

Обучение работников ОТ

Программа обучения по охране труда для грузчика

Программа обучения охране труда грузчиков включает следующие подразделы:

  • обучение правовым вопросам в области ОТ;
  • организационные вопросы, касающиеся ОТ, управление;
  • безопасность трудовой деятельности.

Последний раздел является индивидуальным для каждой профессии, два первых — общие для всех. Конкретно грузчик обязан:

  • изучить правила погрузки и выгрузки грузов;
  • знать, как уложить, закрепить, укрыть груз на складе и в транспортном средстве (от комплектовщика товара зависит его сохранность);
  • уметь использовать простейшие погрузочные и разгрузочные машины;
  • овладеть условными знаками, использующимися при работе;
  • знать, сколько может выдержать его транспорт, каковы допустимые габариты и вес груза, статус;
  • изучить карту расположения нужных складских помещений, маршрут следования;
  • сдать экзамен по правилам пожарной безопасности;
  • уметь оказывать первую помощь;
  • знать внутренние правила осуществления трудовой деятельности в организации.

Обратите внимание! На изучение всего перечисленного отводится примерно 20 ч. В ходе обучения работник изучает нормативно-правовые акты, касающиеся ОТ, законодательство, обучается правилам использования средств индивидуальной защиты, рассматривает возможные чрезвычайные ситуации и способы их устранения. Составляется специальный тематический план, основанный на Правилах по ОТ и специфике работы грузчика.

Погрузочно-разгрузочные работы — специфический вид работ, сопряженный с риском для жизни и здоровья. При его осуществлении важно соблюдать действующие Правила и локальные инструкции, знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, возникающих из-за нарушения норм ОТ. Особое внимание уделяют правилам трудовой безопасности, как на всем предприятии, так и в его отдельном подразделении, занимающемся конкретным видом деятельности, к примеру, исключительно погрузкой или разгрузкой.

Добавить комментарий