Технический отчет по обращению с отходами 2022

Форма технического отчета по обращению с отходами в 2022 году

В процессе осуществления коммерческой деятельности многие предприятия сталкиваются с образованием отходов. Они требуют особого обращения, в частности – сбора, вывоза, утилизации. Этот процесс сопровождается оформлением сопровождающих документов. Одним из них является технический отчет по обращению с отходами.

Кому и зачем нужна ежегодная сдача технического отчета

Технический отчет по обращению с отходами – документ, предоставляемый ежегодно. Традиционно он подается в следующих целях:

  • подтверждение отходов, которые образовались в рамках отчетного периода (с указанием их степени опасности, разновидностей, объемов);
  • доказательство их фактического использования (с отображением информации по обезвреживанию, размещению, передаче).

Альтернативное название документа – технический отчет о неизменности производственного процесса. Сдавать его нужно, чтобы избежать начисления крупных штрафов со стороны Росприроднадзора, а также аннулирования периода действия ПНООЛР (его максимальный срок функционирования равен пяти годам).

Нормативная регламентация

Согласно Приказу Минприроды №349 от 5 августа 2014 года, для подтверждения факта соблюдения нормативов субъекты хозяйствования, действуя в уведомительном порядке, подают технический отчет. Наряду с этим порядки, принципы и нормы его формирования содержатся в следующих документах:

  1. ФЗ №89 от 24.06.1998. В этой норме речь ведется об отходах, образованных вследствие производственной деятельности и потребления. Здесь же сказано, что бумага подается всеми ИП и ЮЛ, которые имеют утвержденные нормативы образования отходов.
  2. Приказ Минприроды России №50 от 25 февраля 2010 года. В нем содержится информация о порядке, в котором производится разработка, а также утверждение нормативов формирования отходов, а также лимитированных значений на размещение.
  3. КоАП РФ (ФЗ №195 от 30 декабря 2001 года). В ст. 8.5 отмечается, что сокрытие или искажение экологических сведений чревато начислением штрафных санкций в сумме 500-1000 руб. для физических лиц, 3000 — 6000 руб. для должностных лиц, 20 000 — 80 000 руб. – для организаций.

Это далеко не весь перечень регламентов, однако он является основополагающим.

Порядок оформления

Для создания документа необходимо посетить электронный ресурсы службы, осуществляющей надзор в области природопользования, а затем скачать и установить программу «Модуль природопользователя».

После этого нужно зарегистрироваться на сайте организации и отправить отчетность через интернет. Документация предоставляется в электронном формате, а также в печатном виде. Порядок действий в программе выглядит следующим образом:

  • регистрация организации, в которой осуществляется рабочая деятельность;
  • указание реквизитов ОКПО, ИНН, ОГРН;
  • создание годовой отчетности по статистике 2ТП-отходы.

Если на предприятии отсутствует специалист, занимающийся заполнением документа, например, эколог или инженер, выполнение отчетов осуществляет руководитель или непосредственно владелец предприятия.

Образец заполнения

Чтобы избежать начисления штрафных санкций со стороны контролирующих инстанций, необходимо заполнять документ в соответствии с его образцом. Документ содержит несколько разделов.

Титульный лист

Первый из них — титульный лист. Справа сверху прописывается слово «Утверждаю», строкой ниже указывается «Директор ООО … (ФИО)», а также подпись с расшифровкой, дата заполнения документа.

По центру крупными буквами указывается название документа в полном виде, а затем наименование предприятия или ФИО предпринимателя. Справа снизу указывается подпись и ФИО руководителя, несущего ответственность за заполнение и предоставление документа.

Структура технического отчета

Далее следует структура технического отчета. Это содержание, то есть описание всех пунктов, которые будут входить в состав документа. В частности, речь идет о титульном листе, самом содержании, данных о субъекте хозяйствования, о фактически образованных объемах отходов.

Также прописывается информация об остатках, которые были применены, обезврежены, размещены, переданы (в рамках определенного отрезка времени).

Основная часть

Она включает в себя несколько страниц. На них размещаются соответствующие таблицы. Первая из них – фактическое образование отходов за определенный отрезок времени. Столбцы, представленные в ней, выглядят следующим образом:

  • порядковый номер объекта;
  • конкретное наименование;
  • кодовое обозначение по ФККО;
  • класс, характеризующий степень опасности;
  • описание технологического процесса, подразумевающего образование отходов;
  • норматив возникновения отходов, описываемый в тоннах на конкретную единицу продукции;
  • объем продукции, которая была произведена;
  • количество тонн отходов, которые были образованы за определенный отрезок времени.

Следующая таблица характеризует фактическое сводное образование отходов. В ней указываются следующие столбцы:

  • порядковый номер;
  • название конкретного типа отхода;
  • кодовое значение ФККО;
  • категория опасности объектов;
  • масса образованных за отчетный период остатков, выраженная в тоннах.

В следующей таблице характеризуется фактическое применение, обезвреживание и размещение отходов, а также их последующая передача в адрес прочих хозяйствующих субъектов за определенный отрезок времени. В ней отображаются следующие данные:

  • название вида отхода;
  • код ФККО;
  • количество образованных остатков;
  • доля использованного мусора;
  • объем обезвреженных единиц;
  • самостоятельное размещение объектов, в частности, в плане хранения, захоронения;
  • передача отходов в адрес других субъектов хозяйствования по тем же параметрам;
  • ФИО ИП или ЮЛ, в адрес которого производится передача отходов;
  • дата и номер соглашения, составленного в процессе передачи отходов;
  • период его функционирования.

Помимо этого, в документе могут содержаться другие сведения общего и частного характера.

Порядок сдачи

После оформления документа и заполнения всех таблиц он записывается на диск и предоставляется в Росприроднадзор. Сделать это можно почтовым письмом или в личном порядке. Наряду с этим потребуется предъявить следующие документы:

  • лимиты на размещение остатков в ксерокопии;
  • справки, связанные с вывозом отходов и обращением с ними;
  • соглашения, составленные с организациями, обеспечивающими вывоз и размещение остатков;
  • договоры, оформленные со сторонними предприятиями.

В ряде ситуаций инспектор может не принять отчет и потребует внесения в документ корректировок или его полного переделывания. Обычно все замечания отображаются в письме, поэтому исправить внесенные данные не составит труда. Если же вопросов по бумаге не возникает, после ознакомления с ней уполномоченный специалист проставляет отметку о продлении лимитов.

Продление лимитов на размещение отходов

Необходимость и возможность продления лимитов зависит от масштаба деятельности предприятия и направления его работы.

  1. Субъекты крупного предпринимательства нуждаются в пролонгации, если численность работников составляет от 250 человек, а выручка – от 2 млрд. рублей.
  2. Представители среднего бизнеса лимиты не продлевают, если численность сотрудников от 100 до 250 человек, а выручка ограничивается 2 млрд. руб.
  3. Владельцы малого бизнеса – аналогично, но при численности до 100 человек и доходе до 800 млн. руб.
  4. Организации с иностранным участием обеспечивают продление, если доля ИК более 25%.
  5. Государственные организации и некоммерческие объединения продлевают, если они не выступают в роли субъектов предпринимательства.

Пролонгация этих лимитов осуществляется в три основных этапа:

  • сбор нужных сведений в целях подготовки отчетности технического характера;
  • создание документа с предварительным оформлением материалов в целях дальнейшей подачи в территориальную структуру;
  • обзаведение подтверждением, связанным с принятием технического отчета Росприроднадзором.

В законодательстве не прописаны конкретные требования о согласовании технического отчета по обращению с отходами, как и о сроках его рассмотрения.

Дополнительная информация по составлению технического отчета представлена ниже.

Сроки сдачи экологической отчетности в 2022 году

С 2019 года все ИП и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны встать на учет (в соответствии со ст. 69.2 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды») и получить свидетельство.

В результате постановки на учет объекту НВОС присваивается определенная категория опасности. Каждой категории предъявляются свои требования к наличию разрешительной документации и сдаче отчетности.

Категории объектов НВОС

Критерии отнесения к категории определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 г. Выделяют следующие категории НВОС:

  • I категория – предприятия со значительным негативным воздействием на природную среду, использующие наилучшие доступные технологии;
  • II категория – оказывающие умеренное влияние;
  • III категория – с незначительным влиянием;
  • IV категория – с минимальным воздействием на природу.

Ответственность

Если отчетность не была подана вовремя или не сдана, то это может повлечь штрафные санкции и стать поводом для проведения внеплановой проверки вашей организации. Ответственность определена Административным кодексом РФ.

  • Для ИП – до 50 тыс. руб.
  • Для организаций – до 250 тыс. руб.
  • Для ответственных – до 30 тыс. руб.

Штрафные санкции определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях (см. главу 8 КоАП).

План-график сдачи экологической отчетности в 2022 год

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1 квартал

НаименованиеПериодНормативная базаКатегории
Заявка о постановке объекта на учет для объектов, оказывающих НВОСЕдинождыПриказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554I, II, III, IV
Оформление данных в области обращения с отходами за 2019 год (ведение Журнала учета отходов на предприятии)Ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетнымп.7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г №721I, II, III, IV
Формы 3.1, 3.2, 3.3 – «Сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных и дренажных вод, их качества» за IV квартал 2019 годаДо 10 январяПриказ Минприроды России от 08.07.2009г №205I, II, III, IV
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для объектов III категории НВОСЕжегодно, до 15 января года, следующего за отчетнымп.5 ст.18 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»III
Отчет по форме 2-ТП (воздух)Ежегодно, до 22 января года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 08.11.2018г №661I, II и III
Отчет по форме 2-ТП (водхоз)Ежегодно, до 22 января года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 19.10.2009г №230I, II, III, IV
Отчет по форме 4-ОСЕжегодно, до 25 января года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 01.08.2018г №473I, II, III, IV, если затраты на экологию превышают 100 тысяч рублей в год
Отчет по форме 2-ОСЕжегодно, до 25 января года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 28.08.2012г №469I, II, III, IV, осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах
Отчет по форме 2-ТП (отходы)Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 10.08.2017г №529I, II, III, IV, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами
Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетнымПриказ Росстата от 29.12.2012г №676I, II, III и IV, осуществляющие строительные, мелиоративные, изыскательные работы, а также размещение отходов
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 2019 годаЕжегодно, до 1 марта года, следующего за отчетнымст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3I, II, III, IV
Предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 годЕжегодно, до 10 марта года, следующего за отчетнымст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3I, II, III, IV
Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)Ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетнымПостановление Правительства от 14.06.2018г №261, сроки сдачи указаны в приказе Минприроды России от 28.02.2018г №74I, II и III
Читайте также:  Нужно ли штатное расписание для ип

2 квартал

НаименованиеПериодНормативная базаКатегории
Декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2019 годЕжегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетнымПостановление Правительства РФ от 24.12.2015г №1417I, II, III, IV
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки, за 2019 годЕжегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетнымПостановление Правительства РФ от 08.12.2015г №1342I, II, III, IV
Оформление данных в области обращения с отходами за I квартал 2022 года (ведение Журнала учета отходов на предприятии)До 10 апреляп.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721I, II, III, IV
Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 – «Сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных и дренажных вод, их качества» за I квартал 2022 годаДо 10 апреляПриказ МПР от 08.07.2009г №205I, II, III, IV
Расчет экологического сбораЕжегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетнымПостановление Правительства РФ от 08.10.2015г N 1073I, II, III, IV
Внесение авансовых платежей за НВОС за I квартал 2022 года в размере ¼ суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий годДо 20 апреляст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3I, II, III

3 квартал

НаименованиеПериодНормативная базаКатегории
Оформление данных в области обращения с отходами за II квартал 2022 года (ведение Журнала учета отходов на предприятии)До 10 июляп.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721I, II, III, IV
Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 – «Сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных и дренажных вод, их качества» за II квартал 2022 годаДо 10 июляПриказ МПР от 08.07.2009г №205I, II, III, IV
Внесение авансовых платежей за НВОС за II квартал 2022 года в размере ¼ суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий годДо 20 июляст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3I, II, III

4 квартал

НаименованиеПериодНормативная базаКатегории
Предоставление информационных форм исходных сведений за 2019 год, используемых для ведения кадастра отходов, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды гор. МосквыДо 1 сентябряI, II, III, IV
Оформление данных в области обращения с отходами за III квартал 2022 года (ведение Журнала учета отходов на предприятии)До 10 октябряп.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721I, II, III, IV
Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 – «Сведения, полученные в результате учета забора водных ресурсов и сброса сточных и дренажных вод, их качества» за III квартал 2022 годаДо 10 октябряПриказ МПР от 08.07.2009г №205I, II, III, IV
Внесение авансовых платежей за НВОС за III квартал 2022 года в размере ¼ суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий годДо 20 октябряст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3I, II, III
Декларация о составе и свойствах сточных вод для абонентов ЦСВ (если среднесуточный объем отводимых сточных вод более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам) на 2022г.До 1 ноябряПостановление Правительства от 29.07.2013г №644I, II и III

Как готовить и сдавать отчетность?

Большинство отчетов можно сформировать самостоятельно, используя, например, официальную программу «Модуль природопользователя». Актуальную версию можно скачать на сайте Росприроднадзора. Там же через личный кабинет принимаются многие отчеты.

Для тех, у кого нет времени или возможности разбираться в тонкостях экологического законодательства, мы предлагаем услугу полного сопровождения: сделаем и сдадим за вас всю отчетность по экологии. Подробная информация — тут.

Технический отчет по отходам в 2022 году

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Отходы 2022

Ранее его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. В 2022 году условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом N 496-ФЗ).

До получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. Вышли новые изменения (Федеральный закон N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР.

Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым.

При этом приказ Минприроды России № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2022 подавать не нужно.

Ответственность ООО 2022
Ответственность учредителей 2022
Отзыв из отпуска в 2022 году
Отпуск за свой счет 2022
Отсрочка от армии 2022

Технический отчет по отходам – как сдавать с 2019 года?

Кому необходимо сдавать технический отчет по отходам, сроки сдачи, форма и заполнение через модуль природопользования – обо всем этом будет рассказано в этой статье.

С 01.01.2019 года обязанность по расчету нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена исключительно на объекты НВОС 1 и 2 категории.

Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, полученные предприятиями до 01.01.2019 года – являются действующими на выданный период.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждались для предприятия до 01.01.2019 г. на срок до 5 лет при условии ежегодного предоставления в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.

Следовательно, технический отчет по отходам ( правильное название – технический отчет по обращению с отходами) должны предоставлять предприятия 1 и 2 категории, а также предприятия, имеющие действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Если предприятие находится в федеральном государственном экологическом реестре (уровень надзора – федеральный), то технический отчет по обращению с отходами разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми на федеральном уровне (мин.природы РФ).

Если предприятие находится в региональном государственном экологическом реестре (уровень надзора- региональный), то технический отчет по отходам разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми в соответствующем регионе.

Срок предоставления технического отчета по отходам

Срок предоставления технического отчета по отходам должен соответствовать Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как правило,срок предоставления технического отчета – в течении 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Датой представления технического отчета – это отметка принимающего органа о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Форма технического отчета по обращению с отходами

Технический отчет по обращению с отходами составляется в 2-ух экземплярах. Один экземпляр должен находится у предприятия, второй направляется вместе с его электронной версией в надзорный орган.

Форма технического отчета представлена в :

Заполнение технического отчета по отходам

Сведения о хозяйствующем субъекте:

Сведения о хозяйствующем субъекте:
1. полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
2. фамилия, имя и отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
3. номера телефонов, телефакса (при наличии);
4. адрес электронной почты (при наличии);
5. фамилии и инициалы руководителя юридического лица и лиц, ответственных за обращение с отходами (с указанием должностей);
6. перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных цехов, участков и других объектов), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы:
перечень филиала(ов) и обособленных подразделений, информация по которым включена в технический отчет по обращению с отходами, и места их расположения.

Сведения о фактически образованных количествах отходов:
В приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде. А также фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде.

Сведения фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов:
В разделе приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде.
При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обезвреживания и (или) размещения указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV класса опасности данного хозяйствующего субъекта.

Технический отчет о неизменности производственного процесса: вопросы и ответы

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета. При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.

Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета также не предусмотрен законодательством.

В территориальных органах Росприроднадзора по-разному трактуют те или иные положения Порядка. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает масса вопросов по представлению технических отчетов, а самое главное — о последствиях его непредставления[1]. В данной статье мы попробуем разобраться с вопросами по порядку.

НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ?

Порядком установлено, что технический отчет представляется в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Нередко имеют место ситуации, когда должностные лица территориальных органов Росприроднадзора утверждают, что для подтверждения представления технического отчета необходима отметка Росприроднадзора о его принятии на самом техническом отчете или на документе, утверждающем НООЛР.

Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. В законодательстве Российской Федерации не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.

В КАКОЙ СРОК НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСПРИРОДНАДЗОРА?

Согласно п. 35 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — Методические указания), технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект НООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» (далее — Письмо № КТ-08-03-36/6068) технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. При этом необходимо помнить о том, что письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.

Минприроды России подготовлен проект Приказа об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, п. 7 которых планируется предусмотреть, что неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющих виды и классы опасности образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в проекте НООЛР, подтверждаются в виде технического отчета по обращению с отходами, составляемого и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями) в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора. Согласно проекту технический отчет по обращению с отходами должен быть представлен в течение 15 календарных дней по истечении отчетного года с даты утверждения проекта НООЛР.

Поскольку данный проект Приказа Минприроды России еще не утвержден и не прошел государственную регистрацию, требования, предусмотренные в нем, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЛОЖЕНЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ? ПОСЛЕДУЕТ ЛИ НАКАЗАНИЕ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДОКУМЕНТОВ?

Технический отчет разрабатывается в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям . Требования к содержанию и оформлению технического отчета изложены в разд. IV Методических указаний.

Пунктом 40 Методических указаний установлен перечень документов, которые необходимо приложить к техническому отчету:

  • копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
  • копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
  • копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

В указанном перечне не содержится требования о приложении данных учета отходов . Кроме того, п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, установлено, что материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке проектов НООЛР, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ;
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов)[2].

Таким образом, материалы учета отходов используются при заполнении таблиц технического отчета. Поскольку приведенный перечень документов является закрытым, нет необходимости представлять иные документы, не указанные в нем.

ЕСЛИ ГОД С ДАТЫ УТВЕРЖДЕНИЯ НООЛР ИСТЕК, А ОТЧЕТ НЕ СДАН, ПЛАТУ ЗА НВОС ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ НУЖНО ВНОСИТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ 5-КРАТНОГО КОЭФФИЦИЕНТА?

В Письме № КТ-08-03-36/6068 изложена позиция, согласно которой в случае представления технического отчета позже указанного срока расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения НООЛР) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение. Однако, например, ФАС Северо-Западного округа указанную позицию не поддержал.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что данная статья не является призывом не сдавать технический отчет или не указывать в полном объеме информацию в нем. Это лишь рекомендации, которые помогут вам бороться с необоснованными требованиями территориальных органов Росприроднадзора. Требования законодательства в области обращения с отходами необходимо соблюдать, в противном случае предприятие может быть привлечено к административной ответственности.

[1] Об этом также см.:

Севрюгина В.В. Продление лимитов и технический отчет о неизменности производственного процесса // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 55–61;

Прохоров И.О. О сроке представления технических отчетов: все ли так однозначно? // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 75–78.

[2] О взимании платы за НВОС при размещении отходов см.: Бойцова А. Правовой режим взимания платы за НВОС в части размещения отходов // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 56–62.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт, руководитель группы экспертов ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

Документы по экологии на предприятии

Перечень основных документов по экологии на предприятии с 2019 года

Категория объекта НВОСДокументация с 01.01.2019 гЕжегодная отчетность с 01.01.2019 г
  1. Комплексное экологическое разрешение*
  2. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  3. Проект ПНООЛР
  4. Расчет нормативов допустимых сбросов
  5. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  6. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  7. Паспорта отходов
  8. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при наличии)
  7. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    – декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    – отчет о выполнении нормативов утилизации;
    – расчёт экосбора.
  1. Декларация о воздействии на окружающую среду**
  2. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  3. Проект ПНООЛР
  4. Расчет нормативов допустимых сбросов
  5. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  6. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  7. Паспорта отходов
  8. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды (при наличии)
  7. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    – декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    – отчет о выполнении нормативов утилизации;
    – расчёт экосбора.
  1. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  2. Расчет нормативов допустимых сбросов
  3. План мероприятий по охране окружающей среды (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  4. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  5. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  6. Паспорта отходов
  7. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Декларация о плате за НВОС
  2. Отчет о результатах ПЭК
  3. Отчет 2-ТП (воздух)
  4. Отчет 2-ТП (отходы)
  5. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  6. Информация о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды (при наличии)
  7. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  8. Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  9. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    – декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    – отчет о выполнении нормативов утилизации;
    – расчёт экосбора.
  1. Инвентаризация источников выбросов и проект ПДВ
  2. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС/актуализация/снятие с учета
  3. Паспорта отходов
  4. Журналы учета отходов (по приказу МПР № 721)
  1. Отчет 2-ТП (воздух)
  2. Отчет 2-ТП (отходы)
  3. Отчет 2-ТП (рекультивация) (при наличии)
  4. Отчеты производителей/импортеров товаров:
    – декларация о количестве товаров, подлежащих утилизации;
    – отчет о выполнении нормативов утилизации;
    – расчёт экосбора.

* Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет и состоит из:

  • Основные сведения о заявителе и объекте
  • Расчет нормативов допустимых выбросов/сбросов
  • Расчеты технологических нормативов
  • Программа повышения экологической эффективности (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы (при необходимости)

** Декларация о воздействии на окружающую среду выдается сроком на 7 лет и состоит из:

  • Основные сведения о заявителе и объекте
  • Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов
  • План мероприятий по охране окружающей среды (при временно разрешенных выбросах/сбросах)
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

При проведении мероприятий по государственному экологическому надзору государственные инспектора в области охраны окружающей среды проверяют следующие основные документы, которые должны быть на предприятии:

Ссылка на основную публикацию