Таможенная экспертиза тк еаэс

Таможенная экспертиза тк еаэс

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 16 января 2019 года N 34

Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы

1. Утвердить Порядок проведения таможенной экспертизы (далее – Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, обеспечить применение Порядка.

4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (В.Ю.Скиба) и Главному управлению информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) в течение 180 дней с даты подписания настоящего приказа обеспечить доработку информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях реализации Порядка.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

в Министерстве юстиции

8 февраля 2019 года,

регистрационный N 53731

Приложение N 1. Порядок проведения таможенной экспертизы

к приказу ФТС России

от 16 января 2019 года N 34

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения таможенной экспертизы в отношении проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов уполномоченным таможенным органом.

2. Таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров.

II. Проведение таможенной экспертизы

4. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее – Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.

Номер Решения формируется в следующем порядке:

элемент 1 – код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);

элемент 2 – день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;

элемент 3 – принимает значение:

“ДВ” – принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843) (далее – ТК ЕАЭС) не может быть произведен;

“ПВ” – принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082, N 49, ст.7524) (далее – Федеральный закон N 289-ФЗ);

элемент 4 – порядковый номер (шесть знаков, начиная с 000001 с 1 января календарного года).

5. Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:

в подразделение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);

декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему “Личный кабинет”, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и (или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий:

таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);

доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.

6. При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

7. Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.

8. При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;

необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

9. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

10. Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 “О формах таможенных документов” (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.) или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13 статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ.

11. В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования.

12. Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

13. Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.

14. Заключение таможенного эксперта, составленное по результатам таможенной экспертизы, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в виде электронного документа с использованием ИПС ЕАИС ТО, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта или подписями таможенных экспертов при производстве таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов. Материалы, фиксирующие проводимые исследования, хранятся в таможенном органе, уполномоченном на проведение таможенной экспертизы.

15. После получения заключения таможенного эксперта таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО формирует уведомление о выполнении таможенной экспертизы и необходимости получения проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов в подразделении ЦЭКТУ, проводившем таможенную экспертизу, и направляет его в таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

16. Возврат неизрасходованных проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов после проведения таможенной экспертизы осуществляется в сроки, указанные в Решении.

17. Неизрасходованные пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов возвращаются в таможенный орган в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна исключать доступ к содержимому без ее нарушения, средств идентификации и иметь необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта.

Таможенная экспертиза

Заместитель руководителя управления правовой защиты интеллектуальной собственности

Когда при осуществлении внешнеэкономических сделок возникает необходимость использовать познания в определенных сферах деятельности или науки, следует назначить таможенную экспертизу. Она должна установить соответствие перевозимой продукции (предметов, изделий, веществ, определенных видов товаров и т.д.) нормативам и стандартам, установленных законом РФ. Рассмотрим подробнее, что включается в понятие таможенной экспертизы, и какие виды экспертных мероприятий предусмотрены таможенным законодательством.

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза – это исследования, которые организуются и проводятся экспертами таможенного органа или другими уполномоченными учреждениями. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права. Именно такое определение зафиксировано в ст. 388 ТК ЕЭС.

Целями такой экспертизы признаются:

  • установление сведений и данных, которые требуются для оформления товаров, перемещаемых через границу;
  • выявление случаев представления недостоверных сведений при таможенном декларировании;
  • обеспечение достоверности и правильности расчета и уплаты обязательных таможенных сборов.

Исходя из перечисленных целей, по итогам таможенной экспертизы товаров может устанавливаться запрет на перемещение через границу, происходить доначисление платежей, возврат переплаты, и иные юридически значимые действия.

Таможенная экспертиза товаров характеризуется следующими задачами, которые зависят от предмета проводимых исследований:

  • правильная классификация продукции (в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД);
  • определение государства происхождения перемещаемой продукции;
  • установление объективных и достоверных стоимостных показателей товаров, в том числе при режиме переработки продукции на территории стран-участниц ТС;
  • определение свойств и качественных характеристик продукции;
  • подтверждение фактического соответствия задекларированных товаров и реально перемещаемой продукции.

Ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля – установление достоверных и объективных сведений о продукции, подлежащей перемещению через границу и декларированию в ФТС.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС при необходимости использовать специальные познания в определенных сферах деятельности или науки. Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • эксперт таможенного ведомства, либо иное назначенное лицо, которое подходит установленным требованиям;
  • должностные лица ФТС;
  • участники ВЭД (например, лицо, которое задекларировало перевозимый товар).

Каждый из перечисленных субъектов обладает комплексом полномочий при проведении экспертных мероприятий, а назначенный эксперт может привлекаться к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Объектами экспертных действий в области таможенного права являются источники юридически значимой информации – предмет, вещи, изделия, документы и т.д. Таможенная экспертиза проводится в отношении строго определенного перечня объектов, перечисленных в решение о ее назначении. Как правило, перед специалистом ставятся конкретные вопросы, которые ему надлежит разъяснить с учетом своих познаний в таможенной сфере.

Виды таможенных экспертиз

Правовая основа при классификация видов экспертных мероприятий установлена п.4 ст.389 ТК ЕЭС. Исходя из предмета исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на:

  • товароведческую;
  • криминалистическую;
  • технологическую;
  • искусствоведческую и идентификационную;
  • материаловедческую и т.д.

Нужно учитывать, что в перечисленных видах могут назначаться узкоспециализированные экспертные мероприятия (например, химическая экспертиза входит в состав общего вида технологических исследований).

Исходя из обстоятельств, повлекших необходимость в познаниях специалистов, экспертное производство классифицируется следующим образом:

Повторная таможенная экспертиза происходит при участии других специалистов, которые ранее не участвовали в исследовании. Первоначальные эксперты вправе принимать участие при повторном исследовании.

  • первичная таможенная экспертиза – осуществляется по решению сотрудников таможни для исследования предметов, взятых образцов или проб (например, первичная экспертиза качества продукции);
  • дополнительная таможенная экспертиза – если выявляются новые сведения или обстоятельства, не исследованные экспертом при первоначальных мероприятиях;
  • повторная таможенная экспертиза – проводится при несогласии декларанта или ФТС с выводами перечисленных выше экспертных исследований.

Исходя из количественного состава экспертов, исследования подразделяются на три вида:

  • единоличные;
  • комиссионные;
  • комплексные.

В последнем варианте в рамках единого решения могут проводиться несколько самостоятельных видов экспертиз. Например, одновременно проводится экспертиза таможенной стоимости товара и таможенная экспертиза документов.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Данный порядок регламентируется гл. 53 ТК ЕЭС и Решением от 20.05.2010 № 258. Этапы исследования заключаются в следующем:

  • принимается решение о назначении одного или нескольких видов экспертных исследований;
  • в нем указывается – основания исследования, данные эксперта или наименование специализированного учреждения, вопросы для дачи заключения, список предоставляемых для исследования материалов и документов, период подготовки итогового заключения;
  • направление уведомления в адрес декларанта или иных заинтересованных лиц (оно должно быть направлено не позднее следующего дня после назначения);
  • передача материалов и документов для проведения исследований;
  • фактическое проведение экспертных мероприятий;
  • подготовка заключения эксперта по таможенной экспертизе и направление его в службу ФТС.
Читайте также:  Увольнение по сокращению штата статья тк

Оспаривание таможенной экспертизы может осуществляться путем назначения повторного исследования, а при несогласии с его выводами – через судебные органы.

Для обращения в суд заинтересованное лицо может по своей инициативе провести независимую таможенную экспертизу товаров. Ее выводы суд будет оценивать наравне с иными доказательствами по делу. Также по ходатайству участников процесса может назначаться судебная экспертиза, вопросы для которой фиксируются в постановлении судебного органа.

Сроки таможенной экспертизы

Срок проведения не может превышать 20 дней с момента принятия экспертом материалов и документов для исследования (ст. 390 ТК ЕЭС). Стоит учитывать следующие нюансы при определении процессуальных сроков на осуществление экспертных действий:

  • особенности таможенной экспертизы стран-участниц ТС могут предусматривать меньшую продолжительность экспертных мероприятий;
  • продление указанных сроков допускается по основаниям, зафиксированным в национальных нормативных актах членов ТС;
  • приостановка срока экспертного исследования допускается по ходатайству эксперта, если для объективного заключения ему необходимо получить дополнительные образцы, пробы или материалы.

В настоящее время, развитие института таможенной экспертизы в рамках единого пространства ТС привело к установлению общего универсального срока на проведение исследований – 20 дней с момента передачи предметов эксперту.

Методы таможенной экспертизы

Методология экспертных действий включает в себя комплекс приемов, используемых при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие основные методы:

  • измерительные мероприятия, которые проводятся с использованием технических средств контроля (например, масса продукции);
  • инструментальный метод, позволяющий определить функциональные, физические, химические и иные свойства и признаки предмета исследования;
  • органолептические методы, в том числе с использование специализированного оборудования и технических средств;
  • информационно-аналитические методы, которые заключаются в анализе технической и иной документации на предметы, изделия и т.д.

Об использовании определенных методов, а также о причинах и основаниях их выбора, эксперт должен включить мотивированный блок в итоговое заключение.

Средства таможенной экспертизы

Для проведения экспертных мероприятий используются технические средства, позволяющие идентифицировать товары по различным критериям. Ключевое значение указанные средства приобретают в случае, если назначена классификационная таможенная экспертиза для правильного определения товарной позиции и субпозиции по ТН ВЭД. При использовании средств таможенной экспертизы должны учитываться следующие нюансы:

  • эксперту передаются отборы проб и образцы продукции, а также сопроводительные документы на товар. Например, сертификационная экспертиза назначается для установления качественных параметров товара, а для ее проведения отбираются образцы, идентичные основной партии продукции;
  • составляется акт таможенной экспертизы, в котором фиксируется указанный отбор. Акт включается в качестве приложения к экспертному заключению;
  • в заключении эксперта должны быть указаны технические средства, которые использовались для проведения исследований, а также сведения об их сертификации, поверке и т.д.

Эксперт вправе самостоятельно выбирать средства исследований, однако должен обосновать свой выбор в заключении.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Защита авторских и патентных прав осуществляется и при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу. Основной целью экспертных мероприятий является выявление случаев нарушений прав автора. Особенности экспертизы заключаются в следующем:

  • по отобранным образцам устанавливаются факты фальсификации продукции с нанесением чужих товарных знаков, либо иных способов нарушения авторских прав;
  • по итогам экспертного заключения может приниматься решение об отказе в допуске товаров на территорию, а также об аресте продукции и возбуждении дела о привлечении нарушителя к ответственности;
  • для проведения экспертных действий используются сведения службы Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.

Порядок назначения и проведения экспертиз в отношении объекта интеллектуальной собственности соответствует общим правилам ТК ТС.

Если вам необходима помощь при проведении таможенной экспертизы, либо оспаривание ее результатов, обратитесь к нашим опытным специалистам.

Как проводится таможенная экспертиза: описание этапов проверки и её правовые основы

Любой товар, поступающий из одной страны в другую, еще на границе проверяется государственными органами на соответствие стандартам качества и заявленным производителем нормам. Такие проверки минимизируют вероятность провоза некачественной и контрабандной продукции. Они проводятся в несколько этапов в соответствии с регламентом и пересматриваются лишь в отдельных случаях. Но прежде чем вникать в правила оспаривания проверки, следует разобраться с тем, что такое таможенная экспертиза и каков порядок ее проведения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое таможенная экспертиза

Это научно-практическое исследование, которое проводят эксперты таможенных органов для получения объективного, ясного, квалифицированного и независимого заключения по определенным вопросам таможенного администрирования (регулятивного, правоохранительного и фискального характера).

Сама экспертиза представляет собой перечень регламентированных проб и изысканий, соответствующих правилам Таможенного союза (ТС). В процессе ее проведения выявляется информация о предметах, их природе и комплектности.

Продукция, поступающая на экспертизу, проверяется на соответствие по специальной номенклатуре, разработанной для таможенной лаборатории (в ней определены различные характеристики, действующие в нашей стране нормы безопасности и др.).

Примечание. Предметы культурного достояния оцениваются по их исторической и художественной значимости.

Правовая база

В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) закреплены правила проведения экспертизы. Регламент и правила проведения можно найти в главе 53 «Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами» указанного кодекса.

Повсеместно используются следующие законодательные нормы:

  • постановление «О Федеральной таможенной службе» №809 от правительства РФ;
  • ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» №311-Ф3.

Цели и задачи

Перед проверяющим стоит определенный ряд целей:

  • сравнение полученного груза с информацией в декларации;
  • обнаружение запрещенной продукции;
  • изучение качества продукции;
  • проверка параметра безопасности;
  • оценка соответствия кода ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);
  • подтверждение страны-производителя (это нужно для последующего оформления сертификата соответствия).

В число основных задач входят постановка статуса и назначения поступившего объекта и утверждение таможенной стоимости на перемещаемые объекты.

К типичным задачам относятся:

  • обоснованная оценка проблемных вопросов таможенного регулирования ТС, в том числе обстоятельств, подлежащих доказыванию по административным и уголовным делам о нарушении таможенных правил (НТП);
  • правомерность установления таможенных процедур при перемещении товаров, предметов и транспортных средств через таможенную границу ТС;
  • правомерность применения форм таможенного контроля, таможенных операций (действий), услуг и используемых ТК ТС;
  • правомерность мер тарифного и нетарифного регулирования;
  • определение вида, состояния и свойств объектов таможенного контроля (диагностика);
  • установление кода и наименования товаров и предметов согласно положениям ТН ВЭД (классификация);
  • количественная оценка объектов таможенного контроля, осуществляемая в единицах измерения, применяемых в этой сфере;
  • определение подлинности и принадлежности товаров, объектов и документов (идентификация);
  • определение подлинности таможенных идентификационных знаков (печатей, штампов) и других атрибутов таможенного обеспечения объектов контроля и др.

Итак, экспертизы назначают для получения достоверной информации о грузе, пересекающем границу. Декларанты нередко пользуются услугами таможенного брокера — лица, оформляющего за них всю необходимую документацию. Он помогает избежать множества юридических ошибок и пройти проверку в минимальные сроки.

Права декларанта и эксперта

Все права декларанта изложены в статье 395 ТК ЕАЭС «Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров…». Итак, в момент назначения и проведения исследования у него есть следующие возможности:

  1. Подавать ходатайство для назначения специалисту дополнительных вопросов, ответ по которым позже будет отражен в заключении.
  2. Забирать заключение эксперта в органе таможни, назначившем исследование.
  3. Лично присутствовать при сборе образцов продукции, отправляемых на изучение.
  4. Требовать повторную экспертизу.
  5. Выдавать документы или информацию, требуемую для экспертизы.

Ходатайство декларанта либо его представителя могут как принять, так и отклонить. Но в любом случае таможня оповещает о своем решении и послуживших ему причинах.

  • знакомство с материалами исследования;
  • привлечение других экспертов в качестве помощников;
  • отказ от проведения работы (в течение одного дня с момента ее получения) по причине некомпетентности;
  • запрос дополнительных материалов на экспертизу (в течение трех дней с момента начала работы);
  • уточнение вопросов, на которые ему нужно дать ответы;
  • включение в заключение выводов, вопросы по которым не были заданы, но они важны;
  • использование научной литературы и результатов личных исследований.

Объект, субъект и предмет экспертизы

Объектами проверки становятся различные товары, предметы, средства транспорта, услуги, идентификационные знаки и документация (таможенная, транспортная, коммерческая и др.).

Список субъектов процесса четко регламентирован законодательством. В их число входят представители таможенного органа, эксперт и перевозчик груза (декларант).

Справка. Все права и обязанности субъектов отражены в законе. Если кто-то их нарушит, его ждет ответственность по закону.

Предметом проверки выступают обстоятельства расследуемого события регулятивного, правоохранительного и фискального характера.

Методы и средства

Для решения вопросов эксперты пользуются общенаучными исследовательскими методами (измерением, уравнением, экспериментами и пр.), методиками, заимствованными у других наук (анализ рисков, метод определения стоимости и т. д.) и приемами, созданными непосредственно для определения описывающих объекты признаков (конструктивных, технологических, диагностических, классификационных, идентификационных, сертификационных и других).

В числе проверочных средств документы (технические, технологические и нормативные), маркировки (информация на этикетке должна соответствовать качествам продукта и сопроводительной документации), аппаратура (приборы, выявляющие химические и физические свойства объекта проверки).

Примечание. Эксперт самостоятельно выбирает средство для будущей проверки, при этом в вердикте он должен уточнить свое решение.

Как проводится проверка

Экспертиза делится на несколько этапов. Первым делом ее заказчик подает заявку на проведение (для некоторых предметов проверка просто обязательна). К просьбе прикладывается пакет документации: контракт, счет-фактура, накладная, данные о весе партии, брутто и нетто, а также бумаги, подтверждающие качество продукции.

Второй этап: органы выносят решение в письменной форме о проведении исследования. В бумаге указывают:

  • данные о дате и месте проведения проверки;
  • наименование органа, назначившего ее;
  • инициалы назначившего должностного лица;
  • название вида экспертизы и основания проведения;
  • наименование экспертного учреждения и проверяющего лица;
  • объект проверки и поставленные перед специалистом вопросы.

В решении также указывается предостережение об ответственности за дачу заведомо ложных показаний (как от проверяющего, так и проверяемого).

Третий этап — осмотр объекта и отбор образцов. Как правило, количество проб, изымаемых для исследования, минимально, но его должно быть достаточно для проведения проверки. Их тщательно упаковывают и отправляют эксперту после составления актов об отборе в двух экземплярах (один из них направляется проверяющему). По окончании проверки пробы возвращают перевозчику, если только они не подлежат утилизации.

На четвертом этапе ведется сама экспертиза. В ходе исследования специалист отвечает на поставленные перед ним вопросы (он вправе их дополнять). В процессе ему разрешено вести фотосъемку.

Пятый этап — составление заключения. В нем подробно рассказывается об использованных методах и мотивах к тем или иным выводам. Также обязательно указываются:

  • место и время проведения;
  • основания экспертизы;
  • данные об эксперте;
  • перечень поставленных вопросов;
  • подпись эксперта, подтверждающая понимание ответственности в случае нарушения;
  • перечень документов и исследованных образцов.

Сроки экспертизы

По закону продолжительность исследования не может превышать 20 дней с момента передачи проб эксперту для изучения. Период продлевают лишь в отдельных случаях, если того требуют технические моменты.

Период проверки может приостанавливаться по решению таможни либо в случаях, когда специалист запрашивает дополнительные образцы для изучения.

Пошлины

Товар можно выпустить с таможни до получения экспертного заключения, согласно статьям 198 ТК ТС «Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб…» и 122 ТК ЕАЭС «Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы». Для этого обязательно нужно предоставить обеспечение об оплате всех налогов и пошлин.

Если же у таможенных органов появится подозрения, что к товарам применяются запреты и ограничения, и декларант не представил доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск исследуемой продукции запретят до момента завершения экспертизы.

Также обеспечение об оплате пошлин не предоставляется в следующих ситуациях:

  • декларант товаров — уполномоченный экономический оператор;
  • в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств – членов ТС о таможенном регулировании.

Акт по результатам

Вид заключения регламентирован. В нем помимо перечня вопросов и ответов на них проставляются данные о дате и месте проведения, инициалы и подпись эксперта. Если в проверке участвовало несколько специалистов, все они оставляют свою подпись в документе. Обязательно указываются данные о взятых на проверку пробах, сопроводительной документации, использованных методах и приемах исследования. В конце заключения следуют выводы эксперта в формате вопрос – ответ.

Акт составляют в двух экземплярах. Один остается у проверяющей организации, другой отправляют таможенному представителю – инициатору проверки.

Заключение

Итак, для некоторых объектов таможенная экспертиза обязательна (лекарства, предметы искусства, вещи, имеющие историческую и художественную ценность). В остальных случаях проверка может быть инициирована заказчиком. Цели экспертизы: проверка подлинности сопроводительных документов, идентификация ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), оценка среднерыночной стоимости груза.

Исследование продукции делится на пять этапов, по завершению которых пишется заключение. По срокам оно не превышает 20 дней с момента передачи проб эксперту, но бывают исключения в связи с нехваткой отобранных проб для проверки или документации. Груз могут выпустить с таможни и до завершения экспертизы, но для этого декларант должен предоставить обеспечение по налогам и отвечать критериям статей 122 ТК ЕАЭС и 198 ТК ТС.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Таможенная экспертиза

Любой товар, который ввозится или вывозится через границу нашей страны, должен соответствовать установленным стандартам. Определить такое соответствие помогает таможенная экспертиза товаров, которая дает ответ о его происхождении, качестве, безопасности и соответствии принятым в РФ нормативам. Именно таможенная экспертиза товаров не дает поступить некачественной продукции на потребительский рынок и стоит на защите международной торговли. Давайте разберемся, что представляет из себя таможенная экспертиза, какие ее виды существуют, как и в какие сроки она проводится.

Читайте также:  Перевести пенсию с карточки на дом

Понятие таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Правовые основы таможенной экспертизы

Ее проведение строго регулируется законодательством РФ:

  • главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  • Постановлением Правительства РФ № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
  • Федеральным Законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Виды таможенных экспертиз

В зависимости от причины проведения исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на несколько видов:

Она проводится в отношении различных напитков и пищевых продуктов. Она позволяет установить, к какому классу или группе однородных товаров относится продукция; ее наименование; соответствие качественным характеристикам и техническому описанию; принадлежность к товарам, перевозка которых ограничена или запрещена.

Она дает возможность определить химический состав и содержание компонентов в объекте; установить наличие этилового спирта во взятом образце (тогда товар подлежит особому контролю).

Позволит определить марку, сорт, вид и натуральность товара; его соответствие конкретному нормативно-техническому документу, существующим стандартам и представленной документации; принадлежность отдельной единицы к одной группе.

Ее проводят, чтобы определить принадлежность товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов. Перед экспертом ставится несколько вопросов: из какого материала изготовлен товар; какими физическими, химическими или механическими свойствами он обладает; какие технологические критерии оказывают влияние на его классификацию.

Еще ее называют классификационной таможенной экспертизой, поскольку она определяет таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД, его качественные характеристики, влияющие на стоимость, и оптовую рыночную цену товара.

Цель данной экспертизы — определение потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность. Эксперту предстоит определить назначение и свойства товара (потребительские, в соответствии с нормативно-техническими документами), и установить его оптовую рыночную стоимость.

Помимо указанных, могут проводиться технологическая, судебная экспертизы и т.д. При этом таможня может запросить ни одну, а сразу несколько экспертиз. Например, товароведческую и экспертизу таможенной стоимости товара.

Таможенные органы могут принять решение о проведении как одной, так и сразу нескольких экспертиз.

Сначала проводится первичная таможенная экспертиза. Основание — решение таможенного органа. Ее задача — изучить предметы, взятые образцы или пробы (например, первичная экспертиза качества продукции). Если обнаружены новые сведения, которые специалист не исследовал при первичной экспертизе, то назначается дополнительная таможенная экспертиза. Проводит ее тот же самый эксперт, что и проводил первичную. Если вы не согласны с заключением эксперта, то назначается повторная таможенная экспертиза. Однако исследования проводят уже другие специалисты, а предыдущие эксперты могут лишь наблюдать и давать необходимые пояснения. Вы также вправе обратиться за проведением независимой таможенной экспертизы товаров в частное учреждение.

Назначенная таможней экспертиза оплачивается из бюджета, а вот независимая — из собственных средств.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Рассмотрим этапы экспертных исследований:

  1. таможенный орган принимает решение о проведении экспертизы, в котором и ставятся вопросы, на которые должен ответить специалист;
  2. на следующий день он уведомляет об этом декларанта;
  3. эксперту передаются необходимые материалы, пробы и образцы для исследований;
  4. как только исследование закончено, эксперт выносит свое заключение и направляет его в таможенный орган.

Отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы должностные лица таможенных органов. Если для их отбора нужны специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт.

Для проведения исследования пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах. Об отборе составляется акт в двух экземплярах. Первый передается декларанту или его представителю, а второй акт таможенной экспертизы прилагается к экспертному заключению.

Об отборе проб и образцов составляется акт.

При несогласии с выводами эксперта назначается повторная таможенная экспертиза. Новому специалисту в обязательном порядке передается заключение предыдущего эксперта. Также можно оспорить таможенную экспертизу через суд.

Сроки таможенной экспертизы

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 дней. Он исчисляется со дня поступления материалов на изучение. Но эксперт может его продлить, если не может завершить экспертизу в установленный период. Срок могут и приостановить по ходатайству таможенного органа, если эксперту понадобятся дополнительные образцы, пробы и материалы.

Страны-участницы ТК ЕАЭС могут устанавливать и меньший срок на проведение экспертизы.

Методы таможенной экспертизы

По сути, методы — это комплекс приемов, которые используют эксперты при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие методы:

  • измерительный — для установления массы, объема продукции и т.п.;
  • инструментальный — для определения химических, физических и иных свойств товара;
  • органолептический — для определения показателей качества продукции с помощью осязания, обоняния, вкуса и других органов чувств человека;
  • информационно-аналитический — для анализа технической и иной документации на перевозимый через границу товар.

Эксперт должен рассказать в своем заключении, какими методами он пользовался при исследовании и почему.

Средства таможенной экспертизы

Средства, которые применяются при проведении таможенной экспертизы, позволяют идентифицировать исследуемый товар по различным критериям. Рассмотрим, что к ним относится:

Это одно из самых важных средств проведения таможенной экспертизы. Условно их можно поделить на три группы: нормативные, технические и технологические. Первые содержат правила, принципы и характеристики, которые касаются определенных видов деятельности (например, документы в области сертификации). Вторые — конкретные характеристики товара, а третьи — информацию о технологических процессах (например, о способах транспортировки фруктов).

Зачастую применяется в товароведческих экспертизах. К ней относятся условные обозначения, текст, рисунки или графические изображения, нанесенные на товар или упаковку. Именно маркировка позволяет идентифицировать товар и донести сведения до потребителя. Информация с маркировки должна соответствовать сведениям в сопроводительной документации и терминале сбора данных. Иначе речь идет о подделке.

К техническим средствам таможенной экспертизы относится аналитическая лабораторная аппаратура. Она позволяет определить физико-химический состав объектов для классификации содержимого.

Эксперт сам выбирает нужное средство для исследования, но в заключении обязан обосновать свой выбор.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.

Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.

Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.

Анализ Таможенного кодекса ЕАЭС от экспертов Юридического департамента ГК TELS

Вступивший в силу с 1 января 2018 года единый для стран Евразийского экономического союза Таможенный кодекс содержит много новшеств и по своей сути является прорывным документом по сравнению со своим предшественником – Таможенным кодексом Таможенного союза.

Эксперты Юридического департамента группы компаний TELS выделили основные значимые моменты, которые существенным образом отличают новый ТК и в ближайшее время, по мере реализации всех его положений, изменят практику таможенного оформления и выпуска товаров.

Перед предметным рассмотрением обозначим один общий момент: от преимущественного регулирования таможенной сферы национальными ТК и двадцатью международными соглашениями, которые нередко противоречили друг другу, страны ЕАЭС перешли к регулированию процессов таможенного оформления единым Таможенным кодексом ЕАЭС. Документ стал намного шире, включает в себя переходные положения, в которых указано как действовать, если на момент вступления в силу кодекса еще не начнут действовать дополнительные Решения ЕЭК.

Главные новшества ТК:

Приоритет электронного декларирования над бумажным

Новый Кодекс устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в бумажной форме.

Теперь таможенное оформление в бумажной форме допускается только в случаях:

  • при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • в отношении товаров, посылаемых в МПО, при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и/или иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств членов, если это предусмотрено Комиссией.

Декларирование в письменной форме также может быть произведено в случае отсутствия возможности у таможенного органа принять электронную декларацию в связи с неисправностью информационной системы.

Декларация без лишних документов

Новый Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары, а также транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными.

Документы и/или сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не предоставляться таможенному органу, если сведения о таких документах и/или иные сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из своих информационных систем, а также информационных систем организаций государств-членов ЕАЭС. В таких случаях декларанты указывают сведения об этих документах в таможенной декларации или предоставляют их иным способом в соответствии с ТК.

Новое в предварительном информировании

Представление таможенным органам предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза, является обязанностью.

Теперь состав предварительной информации (ПИ) делится на 2 вида в зависимости от целей представления:

  • ПИ, представляемую в целях оценки рисков – обязательная часть;
  • ПИ, представляемую для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая предоставляется по желанию участника ВЭД.

В зависимости от цели предоставления предварительной информации определяется состав представляемых сведений.

При этом, состав сведений, структура, формат, порядок и сроки предоставления, порядок формирования ПИ и т.д. будет определятся ЕЭК. Также будут разработаны отдельные решения для ПИ на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.

Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций

Согласно старому ТК Таможенного союза, таможенные операции совершались только таможенным инспектором. ТК ЕАЭС вводит возможность совершения отдельных таможенных операций в автоматизированном режиме, без участия должностных лиц таможенных органов.

Срок выпуска товаров

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Но… Если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, то выпуск осуществляется в течение 4 часов с момента начала времени работы таможенного органа

Срок выпуска товаров может быть увеличен до 1 рабочего дня в случаях:

  1. если таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  2. декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
  3. декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации

Допускается продление срок выпуска товаров на 10 дней с разрешения начальника таможенного органа для:

  1. проведения или завершения начатого таможенного контроля;
  2. выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
  3. предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений или при назначении таможенной экспертизы.

Изменение места доставки

Допускается изменение места доставки товаров без завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита, если такое место доставки расположено в том же регионе деятельности таможенного органа, где и первоначально установленное таможенным органом отправления место доставки товаров.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, определяется ЕЭК

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита таможенному органу назначения представляется транзитная декларация и другие документы:

  1. в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, – в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров;
  2. в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, – в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов о таможенном регулировании
Читайте также:  Льготы при продаже недвижимости в 2020 году

От имени перевозчика вышеуказанные действия могут быть совершены лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании

Формы и меры таможенного контроля

Подход с к процедурам таможенного контроля сильно изменился. В старом Кодексе все инструменты таможенного контроля назывались формами (их было 12). В ТК ЕАЭС определяется 8 форм таможенного контроля и 13 мер, которые будут их обеспечивать.

  1. Получение объяснений.
  2. Проверка таможенных, иных документов и/или сведений.
  3. Таможенный осмотр.
  4. Таможенный досмотр.
  5. Личный таможенный досмотр.
  6. Таможенный осмотр помещений территорий.
  7. Таможенная проверка (камеральная, плановая выездная).
  8. Внеплановая выездная таможенная проверка.
  1. Проводить опрос.
  2. Запрашивать, требовать и получать документы и/или сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
  3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и/или образцы товаров.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
  5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
  6. Применять таможенное сопровождение.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
  8. Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
  11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
  12. Осуществлять таможенное наблюдение.
  13. Проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров.

Отсрочка уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов.

Также вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. Если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений.

Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.

Уполномоченный экономический оператор

По новым правилам:

  • статус УЭО может получить только юридическое лицо государства-члена ЕАЭС (ранее компания могла быть нерезидентом);
  • свидетельство, которое получит компания-УЭО, может быть 3 типов, каждое из которых предполагает разный перечень специальных упрощений, которыми тот будет пользоваться;
  • статус УЭО могут получить таможенные представители, владельцы складов, таможенные перевозчики и владельцы таможенных складов (ранее это мог быть только декларант).

Теперь статус УЭО будет признаваться всеми государствами-членами ЕАЭС. Более того, государства, не входящие в ЕАЭС, тоже смогут предоставлять уполномоченным экономическим операторам специальные упрощения на взаимной основе.

Таможенная экспертиза тк еаэс

В современной международной торговле, одним из ключевых участников которой является Россия, все чаще проявляются общие риски, связанные с усложнением ее структуры, глобальным экономическим кризисом, а для российских импортеров – действующими запретами и ограничениями на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению [5].

С целью «минимизации» своих потерь недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности используют нелегальные или полулегальные схемы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявляют недостоверные сведения о товарах, в том числе о таможенной стоимости, о стране происхождения товаров, включенных в введенный запретный (ограничительный) перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; о свойствах товаров, попадающих под карантинный и другие виды контроля; о характеристиках товаров и другие.

В этой связи все более востребованными становятся таможенные экспертизы, а вопросы, связанные с теорией и практикой экспертно-исследовательской деятельности в таможенных целях, вызывают интерес научного сообщества и экспертов-практиков, что предопределило цель настоящего исследования.

Институт таможенной экспертизы как самостоятельное направление деятельности специализированных подразделений таможенных органов России существует около 20 лет, с момента создания в соответствии с приказом начальника Главного управления государственного таможенного комитета СССР № 258 от 29 октября 1990 года Центральной таможенной лаборатории. В последующие годы была создана целая сеть таможенных экспертных подразделений – региональных таможенных лабораторий, которая в процессе своего развития претерпела ряд административных преобразований. В настоящее время система таможенных экспертных подразделений ФТС России включает Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), являющееся специализированным региональным таможенным управлением, и десять экспертно-криминалистических служб (ЭКС) – региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Пятигорск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток [7].

На законодательном уровне впервые понятие «таможенная экспертиза» было закреплено и раскрыто в части 5 статьи 137 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Ранее это понятие использовалось в рамках научных теоретических исследований, посвященных использованию специальных познаний в таможенных целях, и юридического подкрепления не имело.

В соответствии с легальным определением ТК ТС под таможенной экспертизой понимается «организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования» [9].

Несмотря на законодательное закрепление, понятие таможенной экспертизы оставалось дискуссионным, по крайней мере, до появления проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Так, И.В. Глазунова отмечает «некоторую непоследовательность законодателя при определении места таможенной экспертизы в деятельности таможенных органов». В соответствии с названием главы 20 ТК ТС, производство экспертизы возможно при проведении таможенного контроля, который является незначительной частью применяемых мер таможенного регулирования. Однако из легитимного определения таможенной экспертизы следует, что цель ее применения – решение задач в области таможенного регулирования. Автор считает достаточным указание в определении на использование экспертизы именно при таможенном контроле [7].

На наш взгляд, определение понятия таможенной экспертизы не должно включать «организацию исследований», поскольку это несколько противоречит содержанию самого термина «экспертиза» (от фр. espertise, от лат. еspertus – опытный).

В проекте ТК ЕАЭС законодательные основы таможенной экспертизы изложены в главе 52 «Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами». В статье 386 предложено, на наш взгляд, более емкое и одновременно более корректное определение таможенной экспертизы:

«таможенная экспертиза» – исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы [6].

В настоящее время не определено место таможенной экспертизы в сложившейся системе экспертиз. М.А. Николаева рассматривает таможенную экспертизу в составе товарной, выделяя ее по цели проведения [4]. Данная классификация, на наш взгляд, является достаточно спорной, даже исходя из определения самой товарной экспертизы, предложенной автором. М.Б. Казуров относит таможенную экспертизу к специальному классу экспертиз, поскольку, по его мнению, она имеет все необходимые для этого отличительные признаки, в том числе имеет предмет, объект, задачи и методы» [9].

Неоднозначно определяются экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений – по делам об административных правонарушениях и в ходе расследования уголовных дел.

Таким образом, будучи относительно новым научным направлением, теория таможенной экспертизы, на наш взгляд, находится в развитии и заслуживает внимания специалистов в области таможенного дела, права, товароведения и экспертизы.

Рис. 1. Структура выполненных экспертно-исследовательских работ ЦЭКТУ за 2015 г.

Вместе с тем анализ практической деятельности ЦЭКТУ и его подразделений свидетельствует о достаточно высокой эффективности сложившейся системы экспертного обеспечения таможенных органов. Управление и экспертно-криминалистические службы имеют возможности для проведения исследований большого количества групп товаров ТН ВЭД ЕАЭС.

Ежегодно эксперты ЦЭКТУ исследуют более 1 миллиона 200 тысяч объектов. В результате проведенных ЦЭКТУ экспертных исследований в федеральный бюджет дополнительно начисляется более 1 миллиарда рублей в год.

Данные статистики основных показателей деятельности ЦЭКТУ за 2015 год свидетельствуют о том, что среди всех видов таможенных экспертиз одно из ведущих мест занимают идентификационные экспертизы, на долю которых приходится 24,87 % от общего числа проведенных исследований, уступая только товароведческим (стоимостным) экспертизам, на долю которых приходится 36,66 % выполненных экспертно-исследовательских работ (рис. 1) [8].

Идентификационная экспертиза является основополагающей. Любая таможенная экспертиза начинается именно с нее. Это обусловлено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза и не установлено, что представляет собой товар, к какой группе он относится и какой код по ТН ВЭД ЕАЭС он имеет, все остальные экспертизы проводить невозможно.

Учитывая необходимость установления соответствия перемещаемого через таможенную границу товара, некоторые авторы считают, что под «идентификацией товаров в таможенных целях» следует понимать выявление индивидуальных признаков товара, которые позволяют установить его принадлежность к определенной однородной группе в ТН ВЭД ЕАЭС. Идентификация предшествует принятию решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и необходима для осуществления практически всех таможенных операций, в том числе для целей налогообложения, технического регулирования, ведения статистики и др. [1].

Одними из наиболее востребованных идентификационных таможенных экспертиз в последнее время являются экспертизы пищевых добавок. В связи с введением экономических санкций основным импортером пищевых добавок в Россию является Китай. В зависимости от классификационных признаков, установленных примечаниями к группам 09, 21 и 33 ТН ВЭД ЕАЭС, на комплексные пищевые добавки установлены различные ставки таможенных пошлин – от 5 до 12 %. Поэтому существует риск недостоверного декларирования комплексных пищевых добавок либо фальсификации таких товаров. Это не только влияет на уменьшение размера взимаемых таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет, но и влечет за собой появление на потребительском рынке некачественной продукции, что представляет опасность для здоровья населения в целом.

Рис. 2. Товарная структура исследования растительных масел в ЭКС – филиале ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону за 2012–2015 гг.

При проведении идентификационной таможенной экспертизы комплексных пищевых добавок особо важны следующие показатели: содержание крахмала, декстринов, белковых веществ, хлоридов, исследование внешнего вида, концентрации веществ, определение влаги методом высушивания до постоянной массы. Для проведения такой экспертизы используются физико-химические методы исследования и применяется современное аналитическое оборудование, которым располагает ЦЭКТУ.

Достаточно актуальными являются экспертизы тропических масел. В связи с увеличением импорта тропических масел, разнообразием технологий производства и изменением их химического состава возникает риск недостоверного декларирования или фальсификации масложировых товаров. Специфика жиров и масел состоит в широкой области их применения, соответственно назначение таких товаров может быть различным. Все эти факторы не только влияют на уменьшение размера взимаемых таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет.

На основании изучения товарной структуры проведенных исследований в ЭКС – филиале ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону, установлено, что за период 2012–2015 гг. наибольшее количество экспертиз проводилось в отношении тропических растительных масел (рис. 2).

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что, тропические масла являются постоянным объектом исследования в таможенных целях. В отношении рассматриваемых товаров в основном назначаются идентификационные экспертизы с целью установления критериев, необходимых для дальнейшей классификации товара в соответствующих товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС.

Специфичность и многообразие продукции, казалось бы, однородной группы масложировых товаров при совершении таможенных операций влечет за собой сложность в определении товарного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Зачастую документального или фактического контроля упаковки и маркировки масложировых товаров недостаточно для корректного отнесения продукта к той или иной товарной позиции. Для решения данной задачи таможенные органы назначают проведение таможенной экспертизы с привлечением таможенных экспертов, которые организуют и проводят исследования с использованием научных познаний, а также специального технического оборудования. Например, для определения жирнокислотного состава пробы пальмового масла используют метод газохроматографического анализа с применением хроматомасс-спектрометра «Agilent Technologies 5975C/6850 и газового хроматографа Varian 450-GC с пламенно-ионизационным детектором.

Проанализировав результаты проведенных в ЭКС экспертиз, можно сделать вывод, что масложировые товары имеют множество показателей для их идентификации, поэтому необходимо использовать комплексный подход к проведению исследования группы приоритетных показателей, определение которых обеспечит дифференцирование масложировой продукции, определение соответствия (несоответствия) ее заявленному наименованию и при этом значительно сократит время проведения исследований и снизит себестоимость анализа. Определяющими характеристиками тропических масел, позволяющими идентифицировать их в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, являются: органолептические показатели (вкус, запах, консистенция, цвет, прозрачность), исследование жирнокислотного состава, температуры плавления, массовая доля жира, массовая доля влаги и летучих веществ. Для определения соответствия нормативной документации определяются показатели безопасности: кислотное число и перекисное число, а также содержание транс-изомеров жирных кислот.

Приведенные примеры экспертного исследования позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день ЦЭКТУ располагает новейшим аналитическим оборудованием, таможенные эксперты при выполнении таможенных и судебных экспертиз используют современные методы анализа: газовую, ионную и высокоэффективную жидкостную хроматографию; газовую и жидкостную хромато-масс-спектрометрию; ультрафиолетовую и инфракрасную спектрометрию; электронную микроскопию; атомно-абсорбционные, а также рентгено-флюоресцентные и рентгено-структурные методы анализа.

Кроме того, совершенные оптические приборы позволяют проводить криминалистические исследования документов на современном уровне. Эксперты в своей работе используют также комплекс технологического оборудования, позволяющего исследовать сырьевые товары и продукты их переработки в соответствии с мировыми стандартами [8].

В экспертной практике ЦЭКТУ используются также международные стандарты, например при исследовании нефти и нефтепродуктов.

В целях реализации оперативного экспертно-криминалистического обеспечения таможенных органов при проведении таможенного контроля особое внимание ЦЭКТУ уделяет разработке и внедрению в экспертную практику современных экспресс-методов исследования товаров, документов, объектов, а также новых видов товаров.

Заслуживают внимания прикладные научные исследования, проводимые ЦЭКТУ, результаты которых используются при разработке методических рекомендаций по проведению экспертизы отдельных групп товаров. Примером может служить комплекс пособий по экспертизе икон и предметов религиозного назначения, антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, изданных в 2016 году, а также методические рекомендации и методики по идентификации сырья, товаров, веществ, изделий, документов и объектов интеллектуальной собственности, разработанные в последнее время. Перечень нормативно-методических документов насчитывает более 160 оригинальных методик идентификации товаров для выявления случаев их фальсификации.

Таким образом, анализ современного состояния института таможенной экспертизы свидетельствует о достаточно высоком уровне эффективности исследований товаров в таможенных целях. Однако следует отметить недостаточную разработанность теоретических основ таможенной экспертизы, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и создания в рамках ЕАЭС единой модели экспертной технологии для таможенных целей на различных уровнях организации экспертного производства.

Добавить комментарий