Свод 31 мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности – образец

Дебиторская и кредиторская задолженность организации

Дебиторская и кредиторская задолженность (ДЗ и КЗ) – неотъемлемая часть хозяйственной жизни любого предприятия.

ДЗ – это активы предприятия, свидетельствующие о том, что оно может позволить себе давать покупателям некоторую отсрочку по оплате. Наличие КЗ означает, что в деятельности задействованы сторонние средства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Само по себе наличие ДЗ и КЗ еще ни о чем не говорит. Важны объемы и соотношение ДЗ и КЗ между собой.

Слишком большая величина КЗ свидетельствует о финансовых проблемах и наличии сложностей с окупаемостью бизнеса. Полное отсутствие КЗ говорит о том, что компания развивается только за счет собственных средств, а значит, упускает возможность использования более высоких темпов развития за счет привлечения инвестиций извне.

Малые объемы ДЗ (равно как и ее отсутствие) – это, с одной стороны, осмотрительность компании в выборе контрагентов, не допускающих длительных просрочек в оплате. Вместе с тем некоторые добросовестные клиенты могут не иметь возможности расплатиться сразу, поэтому, отсеивая их, компания теряет некоторый потенциальный доход.

В связи с этим важно иметь четкое представление о текущем соотношении ДЗ и КЗ, знать их величину и понимать, какие изменения нужны для их приведения в оптимальное соответствие. Поэтому высокий приоритет для любой организации имеет задача по корректному формированию данных по ДЗ и КЗ.

Учет и инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Учет ДЗ и КЗ осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Для отражения ДЗ используются, как правило, счета 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, 76. КЗ обычно образуется на счетах 60, 62, 66, 67, 69, 70, 71, 73, 75, 76.

ДЗ – это актив предприятия, учитываемый по дебету соответствующих счетов. КЗ же, напротив, является пассивом, поэтому отражается по кредиту указанных счетов. В балансе ДЗ попадает в раздел II, а КЗ – в раздел IV либо V.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как КЗ, так и ДЗ для целей учета принято классифицировать по срокам погашения: до 12 месяцев (краткосрочная) и свыше 12 месяцев (долгосрочная).

Для контроля за правильностью данных ДЗ и КЗ важно своевременно проводить инвентаризацию задолженности.

С этой целью создается специальная инвентаризационная комиссия, которая занимается сверкой остатков по счетам учета ДЗ и КЗ, оценивает обоснованность отражения тех или иных сумм, а также осуществляет проверку ДЗ и КЗ на предмет просроченности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выявление просроченной ДЗ и КЗ является одной из первоочередных задач проведения инвентаризации, поскольку такая задолженность должна быть списана не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете организации. Последнее имеет значение для формирования налоговой базы: списанная ДЗ – это расход, уменьшающий базу по прибыли, а просроченная КЗ, наоборот, должна быть включена в налогооблагаемый доход.

О том, как осуществляется списание ДЗ и КЗ в обоих учетах, читайте в статьях:

Результаты проведенной инвентаризации ДЗ и КЗ компания оформляет актом по форме ИНВ-17 в 2 экземплярах.

Форму ИНВ-17 можно скачать на нашем сайте.

Вместе с тем, если компания решает привлечь заемные средства либо крупного инвестора, то простого понимания масштабов ДЗ и КЗ будет недостаточно. Инвестору (кредитору) важно знать, какая именно задолженность преобладает в организации (краткосрочная или долгосрочная, перед партнерами по бизнесу либо перед банком/бюджетом, каковы объемы просроченной задолженности и т. д.). Для этого компании следует сформировать расшифровку ДЗ и КЗ.

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности: случаи и порядок составления

Расшифровка ДЗ и КЗ – это детализация величины ДЗ и КЗ в разрезе отдельных оснований, а также отражение динамики по каждому контрагенту (основанию).

По общему правилу расшифровка ДЗ и КЗ составляется организацией как пояснение к бухгалтерскому балансу и предоставляется в налоговые органы вместе с ежегодной отчетностью. Кроме того, необходимость составления расшифровки ДЗ и КЗ может быть обусловлена требованием банка, инвестора или иного кредитора.

Расшифровка ДЗ и КЗ приводится в разделе 5 пояснений к бухгалтерскому балансу (форма пояснений утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) отдельно по каждому контрагенту, виду задолженности, срокам (ожидаемым) погашения.

Для этого в разделе 5 пояснений предусмотрено составление 4 таблиц:

  • 5.1. Наличие и движение дебиторской задолженности.
  • 5.2. Просроченная дебиторская задолженность.
  • 5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности.
  • 5.4. Просроченная кредиторская задолженность.

Бланк пояснений к бухбалансу можно скачать на нашем сайте.

Образец заполнения таблиц 5.1–5.4 пояснений вы также можете скачать на нашем сайте.

Расшифровка дебиторской задолженности

В таблице 5.1 следует расшифровать строку 1230 баланса. Т. е. отразить актуальную информацию о размере ДЗ по состоянию на начало и конец года (отчетного периода), а также зафиксировать увеличение/уменьшение ДЗ за соответствующий промежуток времени.

Таблица предусматривает отдельную расшифровку краткосрочной и долгосрочной ДЗ. Кроме того, необходимо отразить изменение статуса ДЗ (перевод из долгосрочной в краткосрочную). При этом детализация приводится в разрезе каждого вида ДЗ (абз. 6 п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В таблице 5.1 пояснений, в отличие от баланса, отражается совокупная величина ДЗ, без учета факта создания резерва по сомнительным долгам – РСД (п. 35 ПБУ 4/99, п. 73 ПБУ по бухучету и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Поэтому при определении остатков на начало/конец периода соответствующую сумму не нужно уменьшать на величину РСД.

Для заполнения таблицы 5.1 пояснений организация использует данные аналитических счетов учета долгосрочной и краткосрочной ДЗ.

В строке 5501 отражается величина совокупной долгосрочной ДЗ и ее динамика за отчетный период (в отношении краткосрочной ДЗ используется строка 5510).

Графы «На начало года» заполняются на основании данных дебетовых остатков соответствующих счетов бухучета (60, 62, 73 и т. д.).

ВАЖНО! При этом величина РСД на начало года определяется как кредитовое сальдо по счету 63.

Графы «Изменения за период. Поступление» заполняются соответствующими дебетовыми оборотами счетов учета ДЗ. При этом в графе «Поступление. В результате хозяйственных операций» не указываются проценты и штрафы, которые компания должна будет получить от контрагентов по условиям договоров. Они отражаются в следующей графе – «Причитающиеся проценты, штрафы и иные начисления».

Графы «Изменения за период. Выбыло», напротив, заполняются на основании данных о кредитовом обороте по соответствующим счетам.

Операции, связанные с РСД (создание, восстановление, списание за счет него ДЗ), отражаются по данным корреспонденции со сч. 91.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перевод ДЗ из состава долгосрочной в состав краткосрочной отражается в таблице на основе данных о внутреннем обороте между счетами учета соответствующей ДЗ (дебет счета учета краткосрочной ДЗ и кредит – долгосрочной). При этом значение показателя в таблице может фиксироваться без круглых скобок (если данные для строки «Краткосрочная ДЗ») либо в круглых скобках (если для строки «Долгосрочная ДЗ»).

Строка 5521 содержит аналогичные показатели за прошлый год. Поэтому ее, как правило, заполняют на основе таблицы 5.1 за предшествующий период (для краткосрочной ДЗ – срока 5530).

Строки 5502, 5503, …; 5522, 5523… содержат расшифровку долгосрочной ДЗ по видам за текущий и предшествующий периоды (для краткосрочной КЗ строки 5511, 5512, …; 5531, 5532, …).

В строке 5500 указывается совокупная ДЗ на конец отчетного периода.

ВАЖНО! Значение в строке 5500 должно совпадать с суммой величин строк 5501 и 5510.

В таблице 5.2 пояснений компании следует привести расшифровку состава ДЗ, по которой истек срок давности. Здесь указываются сведения по просроченной задолженности за текущий год, а также за 2 предшествующих года.

Просроченная задолженность в таблице 5.2 отражается по балансовой стоимости и стоимости согласно договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Тот факт, что задолженность обеспечена (либо нет), не играет роли при заполнении таблицы. В случае если ДЗ обеспечена залогом, поручителем либо банковской гарантией, РСД в отношении такой ДЗ не создается, а ее балансовая стоимость принимается равной договорной.

Расшифровка кредиторской задолженности: краткосрочные кредиты и займы в балансе строка 1510 и др.

В таблице 5.3 приводится детальная расшифровка долгосрочных и краткосрочных обязательств компании (строки 1410, 1450, 1510, 1520, 1550 баланса).

Таблица предусматривает отдельную расшифровку краткосрочной и долгосрочной КЗ, а также отражение изменения статуса ДЗ (из состава долгосрочной в состав краткосрочной).

Чтобы корректно заполнить таблицу 5.3, необходимо использовать данные (начальные остатки и обороты) аналитических счетов учета долгосрочной и краткосрочной КЗ по расчетам с контрагентами, а также по расчетам за предоставленные финансовые ресурсы.

В строке 5551 отражается величина совокупной долгосрочной КЗ и ее динамика за отчетный период (в отношении краткосрочной КЗ используется строка 5560).

Графы «На начало года» заполняются на основании данных кредитовых остатков соответствующих аналитических счетов (60, 62, 69 и т. д.).

Графы «Изменения за период. Поступление» заполняются соответствующими кредитовыми оборотами счетов учета КЗ. При этом обороты, связанные с процентами по коммерческому кредиту, штрафами и неустойками за нарушение договоров отражаются в графе «Причитающиеся проценты, штрафы и иные начисления».

Графы «Изменения за период. Выбыло», напротив, заполняются на основании данных о дебетовом обороте по соответствующим счетам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перевод КЗ из состава долгосрочной в состав краткосрочной отражается аналогично описанному выше для ДЗ способу. И может быть зафиксирован в таблице как в круглых скобках, так и без них.

Строка 5571 содержит аналогичные показатели за прошлый год. Поэтому ее, как правило, заполняют на основе таблицы 5.3 за предшествующий период (для краткосрочной КЗ – срока 5580).

Строки 5552, 5553, …; 5572, 5573… содержат расшифровку долгосрочной КЗ по видам за текущий и предшествующий периоды (для краткосрочной КЗ строки 5561, 5562, …; 5581, 5582, …).

В строке 5550 указывается совокупная КЗ на конец отчетного периода.

ВАЖНО! Показатель строки 5550 должен быть эквивалентен сумме значений строк 5551 и 5560.

Строка 5570 отражает совокупную КЗ за предыдущий период.

Таблица 5.4 используется организациями в целях отражения объемов просроченной КЗ за текущий и два предыдущих отчетных периода. Расшифровка приводится также в разрезе каждого вида КЗ.

Итоги

Составление расшифровки ДЗ и КЗ – задача, необходимость выполнения которой встает перед каждой организацией. Расшифровку требуется корректно составить не только в составе пояснений в налоговый орган, но и отдельно для собственника бизнеса или потенциального инвестора. Кроме того, она способна существенно облегчить менеджменту организации задачу эффективно планировать бизнес. При заполнении ее существующей формы необходимо учитывать ряд общих правил и контрольных соответствий между определенными графами.

Свод 31 мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ВОЛОГДЫ

от 26 ноября 2012 года N 6903

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

(в редакции постановлений Администрации г. Вологды от 14.02.2013 N 1232, от 15.11.2017 N 1269, с изм., внесенными постановлением Администрации г. Вологды от 04.03.2016 N 230)

В целях повышения эффективности исполнения бюджета города Вологды, усиления контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, в соответствии с пунктом 5.1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании “Город Вологда”, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23 июня 2006 года N 108 (с последующими изменениями), на основании статей 27, 44 Устава муниципального образования “Город Вологда” постановляю:

(в ред. постановления Администрации г. Вологды от 15.11.2017 N 1269)

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения мониторинга и урегулирования дебиторской и кредиторской задолженности (далее – Порядок).

2. Отраслевым, функциональным органам Администрации города Вологды в отношении подведомственных муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений муниципального образования “Город Вологда” обеспечить неукоснительное исполнение Порядка.

3. Признать утратившим силу постановление Главы города Вологды от 18 февраля 2008 года N 643 “Об утверждении Порядка составления и представления информации о дебиторской и кредиторской задолженности главными распорядителями бюджетных средств города Вологды”.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент финансов Администрации города Вологды.

(в ред. постановления Администрации г. Вологды от 15.11.2017 N 1269)

5. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете “Вологодские новости” и размещению на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Глава г. Вологды
Е.Б.ШУЛЕПОВ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Утвержден
Постановлением
Администрации г. Вологды
от 26 ноября 2012 года N 6903

(в ред. постановлений Администрации г. Вологды от 14.02.2013 N 1232, от 15.11.2017 N 1269)

1. Основные положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях усиления контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности органов местного самоуправления муниципального образования “Город Вологда”, отраслевых органов Администрации города Вологды со статусом юридического лица, казенных учреждений муниципального образования “Город Вологда” (далее – получатели бюджетных средств), бюджетных и автономных учреждений муниципального образования “Город Вологда” (далее – бюджетные и автономные учреждения), предотвращения, снижения и ликвидации просроченной задолженности.

1.2. Настоящий Порядок устанавливает формы и сроки сбора информации о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, а также мероприятия по сокращению, ликвидации, реструктуризации просроченной задолженности.

1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

1.3.1. Дебиторская задолженность – существующее на отчетную дату имущественное требование получателя бюджетных средств, бюджетного, автономного учреждения к другим юридическим и физическим лицам, являющимся их должниками, возникшее в силу действия трудового договора, муниципального контракта, иного гражданско-правового договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, гражданско-правового договора бюджетного учреждения, иных договоров (далее – договор), правовой нормы, решений суда.

Читайте также:  Как заполнить корректировку расчета по страховым взносам

1.3.2. Кредиторская задолженность – существующее на отчетную дату обязательство получателя бюджетных средств, бюджетного, автономного учреждения, возникшее в силу действия договора, правовой нормы, решений суда.

1.3.3. Просроченная задолженность – задолженность получателя бюджетных средств, бюджетного, автономного учреждения, срок погашения которой согласно условиям заключенного договора, правовой нормы на отчетную дату истек, а в случае, если срок погашения не установлен, – по истечении трех месяцев со дня возникновения задолженности.

1.3.4. Необоснованная задолженность – задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство со стороны должника прекращено вследствие невозможности его исполнения, прекращены обязательства на основании акта государственного органа, вследствие ликвидации юридического лица или смерти физического лица. Во всех иных случаях задолженность считается обоснованной.

1.3.5. Санкционированная кредиторская задолженность – кредиторская задолженность, возникшая:

вследствие сокращения расходов бюджета города Вологды после заключения получателями бюджетных средств муниципальных контрактов (иных гражданско-правовых договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

вследствие повышения стоимости коммунальных услуг (в результате повышения тарифов на энергоресурсы), услуг связи и роста цен на горюче-смазочные материалы;

вследствие заключения долгосрочных муниципальных контрактов в отношении капитальных вложений;

при наличии остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, выделенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации с учетом детализации, используемой при исполнении бюджета, в объеме, не меньшем объема кредиторской задолженности.

Во всех остальных случаях задолженность считается несанкционированной.

2. Мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности

2.1. Получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения на постоянной основе осуществляют мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.

По результатам проведенного мониторинга устанавливаются:

объем задолженности, в том числе просроченной;

Получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения осуществляют контроль за соблюдением сроков исполнения принятых обязательств; принимают меры по предотвращению образования, ликвидации имеющейся просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; снижению объема текущей дебиторской и кредиторской задолженности; усилению контроля за состоянием задолженности.

2.2. Отраслевые, функциональные органы Администрации города Вологды в отношении подведомственных муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений (далее – органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя) ежемесячно проводят мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности по всем подведомственным получателям бюджетных средств, бюджетным и автономным учреждениям. В случае выявления фактов образования просроченной дебиторской и кредиторской задолженности проводят организационную работу по ее сокращению и ликвидации подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями (в том числе разработку плана мероприятий и осуществление контроля за его исполнением).

2.3. Органы местного самоуправления муниципального образования “Город Вологда” со статусом юридического лица, органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя, ежемесячно в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в Департамент финансов Администрации города Вологды информацию о результатах проведенного мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности (далее – информация):

в отношении бюджетной деятельности отдельно по органу местного самоуправления, органу Администрации города Вологды, подведомственным казенным, бюджетным и автономным учреждениям по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

в отношении внебюджетной деятельности по подведомственным бюджетным и автономным учреждениям по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

При наличии на начало текущего финансового года просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженности органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя, не позднее 1 февраля текущего года представляют в Департамент финансов Администрации города Вологды утвержденный органом Администрации города Вологды, наделенным полномочиями учредителя, план мероприятий по погашению просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженности (далее – план мероприятий) отдельно по органу Администрации города Вологды и подведомственным казенным учреждениям, а также бюджетным и автономным учреждениям по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя, представляют в Департамент финансов Администрации города Вологды отчеты о выполнении плана мероприятий по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.

(п. 2.3 в ред. постановления Администрации г. Вологды от 15.11.2017 N 1269)

2.4. Руководители органов Администрации города Вологды, наделенных полномочиями учредителя, несут ответственность за полноту и достоверность информации, представляемой в Департамент финансов Администрации города Вологды, выполнение плана мероприятий в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка.

3. Мероприятия по сокращению, ликвидации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности

3.1. Получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения при наличии обоснованной просроченной кредиторской задолженности проводят работу с кредиторами по ее урегулированию путем погашения, реструктуризации или списания кредиторами.

3.2. Получатели бюджетных средств осуществляют урегулирование обоснованной просроченной кредиторской задолженности в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

3.3. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют урегулирование обоснованной просроченной кредиторской задолженности в рамках средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

3.4. Погашение санкционированной кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в отношении капитальных вложений осуществляется в пределах средств, утвержденных получателю бюджетных средств на финансирование капитальных вложений в бюджете города Вологды.

Оплата несанкционированной кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в отношении капитальных вложений за счет средств бюджета города Вологды не допускается.

3.5. В случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения принимают меры к заключению с кредитором соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с составлением графика ее погашения.

3.6. В случае если кредитор отказался от реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения запрашивают письменное уведомление о его отказе от реструктуризации.

3.7. Органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя, обеспечивают урегулирование обоснованной просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств на текущий финансовый год (в отношении просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств), а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, по соответствующим видам финансового обеспечения (в отношении просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений).

3.8. В случае невозможности урегулирования обоснованной просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств города Вологды на текущий финансовый год и плановый период, а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений по соответствующим видам финансового обеспечения, органы Администрации города Вологды, наделенные полномочиями учредителя, направляют в Департамент финансов Администрации города Вологды обоснованные предложения об увеличении объема выделенных бюджетных ассигнований с приложением следующего пакета документов:

письма-обращения с указанием основания возникновения задолженности (основание для заключения и условия договора, код бюджетной классификации и код классификации операций сектора государственного управления принятого бюджетного обязательства);

акта сверки задолженности с контрагентом на последнюю отчетную дату;

копии договора между получателем бюджетных средств, бюджетным, автономным учреждением и контрагентом, и документа, подтверждающего факт образования задолженности;

для задолженности по заработной плате и начислениям на оплату труда, а также публичным, публичным нормативным обязательствам представляется обоснование возникновения задолженности с указанием объема фактических выплат, объема выделенных бюджетных ассигнований, причин недостатка средств;

копии соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности или уведомления об отказе от реструктуризации;

копии решения суда (при его наличии).

3.9. Департамент финансов Администрации города Вологды рассматривает и учитывает предложения органов Администрации города Вологды, наделенных полномочиями учредителя, по погашению просроченной кредиторской задолженности при формировании предложений по проекту бюджета города Вологды на очередной финансовый год и плановый период, при внесении изменений в бюджет города Вологды на текущий финансовый год и плановый период исходя из возможностей доходной базы бюджета города Вологды.

3.10. Необоснованная просроченная кредиторская задолженность списывается получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями в установленном законодательством порядке.

3.11. Урегулирование просроченной кредиторской задолженности по решению суда осуществляется в установленном законодательством порядке.

4. Мероприятия по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности

Получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения обязаны:

своевременно в установленном законодательством порядке проводить работу с контрагентами по погашению имеющейся дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке;

обеспечить списание необоснованной дебиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

5. Ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности

(в редакции постановления Администрации г. Вологды от 14.02.2013 N 1232)

Руководители органов Администрации города Вологды, наделенных полномочиями учредителя, несут ответственность за невыполнение мероприятий по мониторингу просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в отношении подведомственных муниципальных учреждений, предусмотренных настоящим Порядком, в соответствии с действующим законодательством и должностными регламентами (должностными инструкциями).

Руководители казенных, бюджетных и автономных учреждений несут ответственность за возникновение просроченной необоснованной кредиторской и дебиторской задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности возглавляемых учреждений в соответствии с действующим законодательством и положениями трудовых договоров.

Приложение N 1. ИНФОРМАЦИЯ о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности

Приложение N 1
к Порядку
проведения мониторинга и урегулирования
дебиторской и кредиторской задолженности

(в ред. постановления Администрации г. Вологды
от 15.11.2017 N 1269)

ИНФОРМАЦИЯ о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности

по _____________________
(наименование)
по состоянию на “01”________ 20__ года, бюджетная деятельность

по состоянию на 01.__.20__ г.

в том числе просроченная по состоянию на 01.__.20__ г.

по состоянию на 01.__.20__ г.

в том числе просроченная по состоянию на 01.__.20__ г.

в том числе в разрезе источника финансирования

в том числе в разрезе источника финансирования

расшифровка задолженности по конкретным обязательствам (товары, работы, услуги)

причины роста задолженности за последний месяц (при наличии)

мероприятия по погашению задолженности (с указанием конкретных сроков)

Для чего необходим контроль дебиторской и кредиторской задолженности

Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью является неотъемлемой частью в формировании финансовых потоков на предприятии. На практике встречается множество методов по осуществлению контроля задолженности. Данные методы позволяют вовремя отследить дебиторскую и кредиторскую задолженность организации. А также выявить причины неуплаты.

Дебиторская задолженность – это актив предприятия, поэтому контроль за дебиторской задолженностью необходим для предприятия. Иначе организация сможет столкнуться с рядом проблем, а именно с ростом задолженности. Что в свою очередь может привести к неуплате по текущим обязательствам. А в дальнейшем и к банкротству.

— Как происходит отслеживание задолженности?

Отслеживание дебиторской задолженности осуществляется с помощью контроля сроков оплаты по договорам с покупателями и заказчиками. Стоит отметить, что бывает отсрочка платежа. Таким образом, нужно учитывать текущую дату оплаты. Если покупатель не смог оплатить за продукцию (работу, услугу), то возникает просроченная дебиторская задолженность.

Отслеживание кредиторской задолженности осуществляется с помощью контроля сроков оплаты по договорам с поставщиками и подрядчиками. Если предприятие не смогло оплатить вовремя долг, то может запросить отсрочку платежа у поставщика. Просроченная кредиторская задолженность возникает в том случае, если поставщик произвел реализацию компании, а оплата так и не поступила.

Для подтверждения задолженности необходимо проводить сверки с контрагентами (хотя бы раз в квартал). Данная сверка обеспечит предприятию возможность правильного отслеживания задолженности. Так как данные между контрагентами и компанией могут расходиться. В таком случае, в бухгалтерском учете происходит отражение хозяйственных операций и делается повторная сверка.

ВАЖНО. Если срок исковой давности прошел (3 года), то организация вправе списать дебиторскую или кредиторскую задолженность на прибыль (убыток). Также можно списать долг раньше срока, если предприятие ликвидировалось или обанкротилось. В данном случае при образовании просроченной задолженности нужно проверить действующее предприятие или нет.

— Что такое контроль за дебиторской задолженностью?

Анализируя деятельность компании, необходимо в первую очередь провести анализ дебиторской задолженности. Так как дебиторская задолженность является главным аспектом в формировании финансового потока предприятия. В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность представляет оборотный актив предприятия. Если не контролировать дебиторскую задолженность, то могут возникнуть финансовые трудности.

На практике многие компании не контролируют дебиторскую задолженность и задаются вопросом: что такое контроль дебиторской задолженности. Этот вопрос несомненно важен в жизнедеятельности компании. Контроль дебиторской задолженности – это управление задолженностью перед предприятием у покупателя. Отвечая на вопрос другими словами, это долг покупателя, который образовался в течении отчетного периода.

Контроль могут осуществлять специальные отделы, которые проводят анализ дебиторской задолженности на отчетную дату. Специалист должен провести следующие процедуры по контролю дебиторской задолженности:

1) запросить у контрагента акты сверок на текущую дату;

2) согласно, акту сверки потребовать оплату от покупателя;

3) если оплата не поступила – отправление официального письма руководителю компании об оплате долга;

4) если оплата не поступила – обращение в суд.

Для упрощения работы, можно создать таблицу по взысканию долгов.

Контрагент Сумма долга 1 обращение 2 обращение 3 обращение

Данная таблица позволит специалисту проанализировать действия компании и вовремя взыскать долги. Также можно добавить сроки взыскания. Например, перед запросом актов сверок и отправки письма должно пройти 15 дней и т.д. Раз в год компания должна проводить инвентаризацию по долгам, это позволит отследить сомнительную задолженность. На время взыскания долга бухгалтер должен отнести его на забалансовый счет. Следовательно у специалиста будет возможность взыскать долг за определенный период и избежать отражения убытка предприятия. Таким образом, следует тщательно отслеживать и контролировать оплату от покупателей и заказчиков, а также от прочих дебиторов.

— Что такое контроль за кредиторской задолженностью?

Контроль кредиторской задолженности представляет собой урегулирование задолженности между предприятием и поставщиком. Контроль за задолженностью осуществляется следующим образом:

Читайте также:  Срок перечисления отпускных в 2020 году

1) подтверждение задолженности у поставщика – составление акт сверок на отчетную дату и исправление ошибок в бухгалтерском учете, если это требуется;

2) при обнаружении задолженности необходимо учесть сроки оплаты по договору. Если срок по договору с поставщиком истек, то у предприятия возникает возможность попросить отсрочку платежа у контрагента.

Кредиторская задолженность подразделяется на:

— перед поставщиками и подрядчиками;

— перед персоналом по оплате труда;

— перед бюджетными и внебюджетными органами;

— перед прочими кредиторами;

ВАЖНО. В первую очередь необходимо контролировать долг перед бюджетными и внебюджетными фондами, чтобы избежать штрафных санкций, а также пени. Далее следует оплата по заработной плате сотрудникам. За задержку оплаты труда работникам выплачивается компенсация. А за последующие задержки по оплате труда предприятию грозит штраф от 100 000 рублей.

Контроль за кредиторской задолженностью представляет собой также контроль над расходами предприятия. Оптимальное использование средств позволит повысить эффективность работы организации с целью соответствия кредитной политики. Управление своими расходами — залог успешного развития предприятия. Оплата поставщику должна осуществляться в максимальные сроки, как предусмотрено в договоре.

Следует отметить, что осуществление контроля дебиторов и кредиторов играет важную роль в хозяйственной деятельности организации. Анализ позволит взыскать денежные средства и вовремя погасить текущие обязательства. А также избежать финансового убытка.

Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.

Дебиторская задолженность классифицируется:

  • по срокам погашения (краткосрочная — платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты; долгосрочная — платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);
  • по степени возможности взыскания (текущая — задолженность в пределах тех сроков оплаты, которые установлены договором; сомнительная — срок погашения уже нарушен, но предприятие уверено, что средства будут получены; безнадежная — долги нереальные для взыскания).

В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.

Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов

Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.

1. Предоплата

Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.

2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии

3. Встречная задолженность (кредиторская)

Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.

4. Аккредитив

Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).

В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.

К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.

6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности

Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.

1. Плановый уровень дебиторской задолженности

Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.

Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.

2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам

У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.

Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.

Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.

3. Мотивация сотрудников

Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.

4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам

Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.

Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.

Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.

5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации

В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.

6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами

Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.

С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.

Госсектор. Особенности формирования Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) в 2016 году

ФОРМЫ

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

В соответствии с п. 152 Инструкции № 191н, п. 56 Инструкции № 33н Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) являются одним из приложений к пояснительной записке (ф. 0503160, ф. 0503760) и представляются ежеквартально.

Информация в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности организации госсектора в разрезе видов расчетов.

Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) составляются раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности).

ВНИМАНИЕ! Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) заполняются и представляются отдельно по дебиторской задолженности и по кредиторской задолженности.

По средствам во временном распоряжении Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) заполняются в части кредиторской задолженности по счету 3 304 01 000 “Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение”.

Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) состоят из трех разделов:

Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности.

Сведения о просроченной задолженности.

Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности.

При заполнении каждого из разделов Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) организациям госсектора следует руководствоваться п. 167 Инструкции № 191н, п. 69 Инструкции № 33н, а также разъяснениями специалистов финансового ведомства.

Так, в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. № 02-07-07/39110, № 07-04-05/02-493 (далее – Письмо № 02-07-07/39110), разъяснены отдельные вопросы составления и представления месячной и квартальной бюджетной (бухгалтерской) отчетности в 2016 году организациями госсектора, а также приведены примеры по заполнению отдельных форм отчетности.

В разделе 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) отражаются все счета бюджетного (бухгалтерского) учета по расчетам (дебиторской или кредиторской задолженности), по которым имелся один или несколько следующих показателей:

  • остаток на начало года;
  • остаток на конец отчетного периода;
  • остаток на конец аналогичного периода прошлого финансового года;
  • обороты по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированные в отчетном периоде.

ВНИМАНИЕ! Не отражаются в графе 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) номера счетов бюджетного (бухгалтерского) учета по расчетам, по которым все показатели, отражаемые в графах 2-14, не формировались (имели нулевое значение).

Номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета в графе 1 раздела 1 отражается с учетом первых 17-ти знаков. Порядок формирования этих знаков определен Указаниями № 65н.

Бухгалтеру бюджетного (автономного) учреждения при заполнении номера счета в графе 1 раздела 1 следует придерживаться следующих правил:

В 1-14 разрядах номера счета указываются нули (если иное не установлено учетной политикой учреждения).

В 15-17 разрядах номера счета указываются 18-20 разряды КБК в соответствии с Указаниями № 65н в том числе с отражением:

  • в части расчетов по доходам – кодов аналитических групп подвидов доходов бюджета;
  • в части расчетов по операциям, связанным с заимствованиями, – нулей;
  • в части расчетов по расходам учреждения – кодов видов расходов бюджета (элемента, подгруппы (при отсутствии детализации по элементам) видов расходов).

ВНИМАНИЕ! Задолженность по субсчетам счетов 205, 208, 209 и 303 отражается в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) по правилам развернутого сальдо, указывать отрицательные значения по субсчетам этих счетов недопустимо.

В целях избежания ошибок перед заполнением информации в Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769), следует сформировать за соответствующий период журналы операций, главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости по всем аналитическим счетам учета расчетов и проверить правильность отражения остатков по счетам в разрезе аналитики.

Например, если обнаружена переплата по заработной плате работникам (сотрудникам) по соответствующим аналитическим счетам счета 302 00, то такие суммы необходимо перенести в дебет соответствующих субсчетов счета 206 00, а в случае начала претензионной работы – на счет 0 209 30 и отразить в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) в качестве дебиторской задолженности.

ВНИМАНИЕ!

Обособленные подразделения также обязаны заполнять Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769).

Головное учреждение составляет консолидированные Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) на основании Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), составленных и представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчета.

При формировании сводных Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) показатели внутренних расчетов, отраженных по соответствующим аналитическим счетам счета 0 304 04 000 “Внутриведомственные расчеты”, подлежат консолидации на основании показателей Справки (ф. 0503125, ф. 0503725).

Не забывайте, что суммы дебиторской и кредиторской задолженности организациями госсектора указываются с обязательным выделением сумм долгосрочной и просроченной задолженности:

  • к просроченной задолженности (дебиторской, кредиторской) следует относить задолженность по которой в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены;
  • к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату не наступил и превышает 12 месяцев.

ВНИМАНИЕ! Просроченная задолженность не может быть отражена в долгосрочной.

Новыми графами 5-8 дополнен раздел 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), в них следует отражать информацию об изменении задолженности (увеличение, уменьшение) в отчетном периоде по денежным и неденежным расчетам.

Отметим, что в разъяснениях, приведенных в Письме № 02-07-07/39110, изменены наименования граф 5 и 7 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), которые не утверждены Инструкцией № 191н и Инструкцией 33н соответственно. Так, согласно требованиям Инструкций № 191н и № 33н в данных графах следует отражать суммы увеличения (уменьшения) по денежным расчетам, а согласно разъяснениям, изложенным в Письме № 02-07-07/39110, в графах 5 и 7 подлежит отражению общий объем оборотов (“Всего”).

ВНИМАНИЕ! До момента утверждения изменений, изложенных в Письме № 02-07-07/39110, во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуем учреждениям заполнять Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) по форме, утвержденной Инструкцией № 191н и Инструкцией № 33н. В целях соблюдения требований Письма № 02-07-07/39110, форму с измененными графами (5 и 7) возможно формировать в качестве расшифровки к основной форме Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769).

При отражении информации о задолженности по состоянию на конец аналогичного периода прошлого финансового года в графах 12-14 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) следует учитывать, что информация по промежуточным итогам указывается только по кодам синтетических счетов бюджетного (бухгалтерского) учета (строка “Итого по коду синтетического счета”). Промежуточные итоги по аналитическим кодам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета в графах 12-14 не заполняются.

По строке “Всего” заполняются итоговые показатели по задолженности дебиторской (кредиторской).

Во втором разделе Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) раскрывается аналитическая информация о просроченной задолженности организации госсектора на конец отчетного периода в порядке, установленном п. 167 Инструкции № 191н и п. 69 Инструкции № 33н.

Читайте также:  Что проверяет аудиторская проверка на предприятии

Критерии определения показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) (например, размер задолженности, год возникновения, иные критерии), устанавливаются:

  • для главных администраторов средств бюджета – финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для получателей бюджетных средств – главным распорядителем бюджетных средств с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для бюджетных (автономных) учреждений – учредителем с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

В разделе 3 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) раскрывается информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности. При заполнении раздела 3 следует помнить, что показатели строк 010, 060 граф 3, 4, 5 раздела 3 должны соответствовать идентичным показателям граф 4, 11 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769).

Рассмотрим порядок заполнения Сведений (ф. 0503169 и ф. 0503769) на примерах.

Пример 1

В отчетном периоде казенным учреждением в соответствии с условиями контракта были перечислены авансовые платежи в размере 30% суммы контракта:

  • за поставку основных средств – 90 000,00 руб.;
  • за поставку материальных запасов – 6 000,00 руб..

Учреждению в отчетном периоде были поставлены объекты основных средств, произведен зачет аванса на сумму 90 000,00 руб..

По состоянию на начало финансового года в учреждении задолженность по счету 1 206 00 отсутствовала.

Рассмотрим порядок отражения задолженности по счету 1 206 00 в данной ситуации в бюджетном учете казенного учреждения и в Сведениях (ф. 0503169).

В учете казенного учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 1):

Таблица 1

п/п

Дебет

Кредит

Сумма

Содержание операции

КРБ 1 206 31 560

КРБ 1 304 05 310

Перечислена предварительная оплата за основные средства

КРБ 1 206 34 560

КРБ 1 304 05 340

Перечислена предварительная оплата за материалы

КРБ 1 302 31 830

КРБ 1 206 31 660

Зачтена сумма аванса

Счет 0 206 00 “Расчеты по выданным авансам” является активным. В соответствии с требованиями п. 167 Инструкции № 191н, а также разъяснениями, изложенными в Письме № 02-07-07/39110, информация по данному счету заполняется в Сведениях (ф. 0503169) только в части дебиторской задолженности.

В отчетном периоде учреждением осуществлялись операции по перечислению денежных средств, а также зачету. Соответственно, заполнению подлежат графы по изменению задолженности, как по денежным, так и по неденежным расчетам, в том числе:

  • графа 5 соответствует показателям оборота по Дебету 1 206 00 в корреспонденции со счетами движения денежных средств (денежные расчеты);
  • графа 8 соответствует показателям оборота по Кредиту 1 206 00 в корреспонденции со счетами движения неденежных средств (зачет аванса).

Все показатели счета по различным кодам видов расходов, субсчетам заполняются отдельными строками.

Просроченная задолженность в учреждении отсутствовала, поэтому разделы 2 и 3 Сведений (ф. 0503169) не заполняются.

Пример 2

В бюджетном (автономном) учреждении по состоянию на начало финансового года по счету 303 01 000 числилась кредиторская задолженность в сумме 1 000,00 руб. (КВР 111). В течение отчетного периода было произведено удержание из заработной платы НДФЛ на сумму 300 000,00 руб. (КВР 111). Перечисление НДФЛ было произведено в отчетном периоде в сумме 305 000,00 руб. (КВР 111).

С суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств ФСС, в отчетном периоде был удержан НДФЛ в сумме 50 000,00 руб. (КВР 119). Перечисление суммы НДФЛ по КВР 119 осуществлено в размере 45 000,00 руб.

Все расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Рассмотрим порядок отражения задолженности по счету 303 01 в данной ситуации в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения и в Сведениях (ф. 0503769).

В учете бюджетного (автономного) учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 2):

Таблица 2


п/п

Дебет*

Кредит*

Сумма

Содержание операции

00000000000000 111 4 302 11 830
(00000000000000 111 4 302 11 000)

00000000000000 111 4 303 01 730
(00000000000000 111 4 303 01 000)

Удержан НДФЛ из заработной платы

00000000000000 119 4 302 13 830
(00000000000000 119 4 302 13 000

00000000000000 119 4 303 01 730
(00000000000000 119 4 303 01 000)

Удержан НДФЛ с суммы пособия, выплачиваемого за счет средств ФСС

00000000000000 111 4 303 01 830
(00000000000000 111 4 303 01 000)

00000000000000 610 4 201 11 610
(00000000000000 610 4 201 11 000)

Перечислен НДФЛ, удержанный из заработной платы

00000000000000 119 4 303 01 830
(00000000000000 119 4 303 01 000)

00000000000000 610 4 201 11 610
(00000000000000 610 4 201 11 000)

Перечислен НДФЛ с больничных листов

* Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД.

Руководствуясь требованиями п. 69 Инструкции 33н, а также разъяснениями, изложенными в Письме № 02-07-07/39110, в данной ситуации заполнению подлежит только раздел 1 Сведений (ф. 0503769) по виду деятельности “Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания”.

В учреждении в результате удержания суммы НДФЛ из заработной платы работников на начало года числилась кредиторская задолженность по счету 303 01 (КВР 111) в сумме 1 000,00 руб. По состоянию на конец отчетного периода образовалась дебиторская задолженность в размере 4 000,00 руб. Соответственно, информацию об изменении задолженности по счету 111 4 303 01 000 следует отражать в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) как по дебиторской, так и по кредиторской задолженности. При этом в части дебиторской задолженности заполнению подлежит только графа 5 раздела 1 Сведений (ф. 0503769) в сумме дебетового остатка на отчетную дату счета 303 01 000.

При заполнении раздела по кредиторской задолженности подлежат отражению обороты по счету 303 01 000 за минусом оборотов, отраженных в графе 5 дебиторской задолженности Сведений (ф. 0503769) в том числе:

  • графа 6 соответствует показателю оборота по Кредиту 4 303 01 (в корреспонденции со счетами движения неденежных средств) – неденежные расчеты;
  • графа 7 соответствует показателю оборота по Дебету 4 303 01 (в корреспонденции со счетами движения денежных средств за минусом суммы, отраженной в графе 5 дебиторской задолженности) – денежные расчеты.

В связи с тем, что задолженность в учреждении образовалась по одному субсчету 303 01, но по разным видам расходов (111 и 119), в Сведениях ф. 0503769 данные следует заполнять по разным строчкам в разрезе аналитики.

Пример 3

Бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные медицинские услуги. Начисление доходов учреждения отражается на счете 2 205 31 “Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг” (2 205 30 000 “Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг”). По состоянию на начало финансового года сальдо в учреждении по данному счету отсутствовало.

В течение отчетного периода учреждением были оказаны услуги на общую сумму 1 200 400,52 руб. По факту оказания услуг поступила плата на лицевой счет в размере 1 200 000,00 руб. и в кассу учреждения в сумме 400,52 руб. Кроме того, на лицевой счет учреждения поступила предварительная оплата в размере 50 000,00 руб. По состоянию на конец отчетного периода в учреждении сложилась кредиторская задолженность в сумме 50 000,00 руб. (текущая).

На конец аналогичного периода прошлого финансового года в учреждении числилась дебиторская задолженность по счету 2 205 31 в сумме 4 000,00 руб., в том числе просроченная в сумме 1 000,00 руб..

Рассмотрим порядок отражения данной ситуации в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения и в Сведениях (ф. 0503769).

В учете бюджетного (автономного) учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 3):

Таблица 3


п/п

Дебет*

Кредит*

Сумма

Содержание операции

00000000000000 130 2 205 31 560 (00000000000000 130 2 205 30 000)

00000000000000 130 2 401 10 130

Начислены доходы от выполнения бюджетным (автономным) учреждением услуг

00000000000000 510 2 201 11 510
00000000000000 510 2 201 11 000)

00000000000000 130 2 205 31 660 (00000000000000 130 2 205 30 000)

На лицевой счет поступила оплата за оказанные услуги

00000000000000 130 2 201 34 510
(00000000000000 130 2 201 34 000)

00000000000000 130 2 205 31 660 (00000000000000 130 2 205 30 000)

В кассу учреждения поступила оплата за оказанные услуги

00000000000000 510 2 201 11 510
(00000000000000 510 2 201 11 000)

00000000000000 130 2 205 31 660 (00000000000000 130 2 205 30 000)

На лицевой счет поступила предварительная оплата

* Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

Руководствуясь требованиями п. 69 Инструкции 33н, а также разъяснениями, изложенными в Письме № 02-07-07/39110, в данной ситуации заполнению подлежит раздел 1 Сведений (ф. 0503769) по приносящей доход деятельности, как по дебиторской задолженности, так и по кредиторской.

В части заполнения показателей Сведений (ф. 0503769) по дебиторской задолженности отражению подлежат графы 6 и 7:

  • графа 6 соответствует показателю оборота по Дебету 2 205 30 (в корреспонденции со счетами движения неденежных средств) – неденежные расчеты;
  • графа 7 соответствует показателю оборота по Кредиту 2 205 30 (в корреспонденции со счетами движения денежных средств и за минусом оборота в сумме кредиторской задолженности на конец отчетного периода) – денежные расчеты.

В части заполнения показателей по кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503769) отражению подлежит сумма 50 000,00 руб. в графе 5 (оборот по Кредиту 2 205 30 в размере кредитового остатка на отчетную дату).

Разделы 2 и 3 отчетности заполняются в случае наличия просроченной задолженности на конец отчетного периода. В данной ситуации просроченная задолженность в учреждении числилась только на конец аналогичного периода прошлого финансового года. Соответственно, просроченную задолженность в сумме 1 000,00 руб. следует отражать в графе 14 раздела 1.

Мониторинг дебиторской задолженности

Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности

Образование дебиторской задолженности является объективным фактом процесса функционирования предприятия: отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. оно, по сути, кредитует покупателей. При этом, с одной стороны, возникающая дебиторская задолженность отвлекает средства из сферы производства, что приводит к снижению эффективности использования оборотных средств в целом, отражается на показателях выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности. Но с другой стороны, увеличивая продажи в кредит (и соответственно размер дебиторской задолженности), предприятие может привлечь новых покупателей, увеличить объем продаж и получаемую прибыль. На величину дебиторской задолженности предприятия влияют внешние факторы: ♦ состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры дебиторской задолженности); ♦ состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности); ♦ уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами – чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма); ♦ эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ (ограничение эмиссии вызывает «денежный голод» и затрудняет расчеты); ♦ вид продукции (если это сезонная продукция, то дебиторская задолженность возрастает); ♦ емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с реализацией продукции). Внутренние факторы, определяющие уровень дебиторской задолженности: ♦ общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности); ♦ условия расчетов с покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности); ♦ политика взыскания дебиторской задолженности (чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности); ♦ платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся.

Мониторинг состояния дебиторской задолженности рекомендуется начинать с запроса учетной информации и проверки ее достоверности.

Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация [2, с.27]: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на текущий момент; время просрочки платежа по каждому из счетов должников; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности; кредитная история контрагента (сумма долга, период просрочки и пр.). Мониторинг расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах ООО «РЭМЗ». Устанавливаются причины образования дебиторской задолженности, давность ее возникновения, реальность получения; выясняется, не пропущены ли сроки исковой давности, и какие меры принимались для взыскания задолженности. При мониторинге состояния расчетов ООО «РЭМЗ» необходимо изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности. Графики инкассации средств в расчетах ООО «РЭМЗ» можно сопоставить за ряд смежных лет и по результатам сопоставления выявить общие тенденции в оборачиваемости долговых обязательств и отклонения от них в отдельные периоды.

В ходе выполнения мониторинга ООО «РЭМЗ» целесообразно сформировать развертку дебиторской задолженности по периодам просрочек, что позволит аналитику пред­ставить четкую картину состояния расчетов завода с разными дебиторами, а также выявить просроченную задолженность. Для определения оптимального размера дебиторской задолженности можно использовать ряд методов. Например, метод ранжирования дебиторов в зависимости от суммы задолженности. Кроме того, можно рекомендовать ранжирование контрагентов по значению кредитных рейтингов (таблица 1).

Таблица 1 – Ранжирование кредиторов по кредитным рейтингам

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3130 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Добавить комментарий