Статья 161 жилищного кодекса рф

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ наименование статьи 161 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 161 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 3 апреля 2018 г. – Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ

Действие положений статьи 161 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3, вступающей в силу с 1 мая 2015 г.

1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в часть 2.1 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях применения части 2.1 статьи 161 настоящего Кодекса в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Информация об изменениях:

Часть 2.2 изменена с 3 апреля 2018 г. – Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ

Действие положений статьи 161 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Информация об изменениях:

Часть 2.3 изменена с 3 апреля 2018 г. – Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ

Действие положений статьи 161 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена частью 3.1 с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

3.1. При прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 15 июня 2018 г. – Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 134-ФЗ

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети “Интернет” и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 8 февраля 2020 г. – Федеральный закон от 28 января 2020 г. N 4-ФЗ

8. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена частью 8.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети “Интернет”. Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет”.

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Статья 161 ЖК РФ Выбор способа управления многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

Читайте также:  Чем фирма отличается от предприятия

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети “Интернет” и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренногочастью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

8. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети “Интернет”. Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет”.

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

9.1. Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

11. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

13. В течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.

14. До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Версия для печати

Телефон приемной: 8 (495) 719-75-59

117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., д. 61А

2016 © Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Жилищник района Черемушки»

Регулирование жилищных отношений по ст 161 жк РФ

Раздел Жилищного кодекса, который открывает рассматриваемая ст 161 жк рф, как раз посвящён отношениям такого регулирования. Дома, в которых расположено много квартир, требуют особого порядка регулирования, в силу большого количества проживающих в таких домах, требования и желания коих следует уважать. Регулирование должно осуществляться в рамках закона и организованно, и раздел Жилищного кодекса, который открывает рассматриваемая ст 161 жк рф, как раз посвящён отношениям такого регулирования.

Существует регулирование жилфонда, в проблемы которого входят пользование жилищем, формирование структуры его использования, взаимодействие с иными компаниями, включая компании по снабжению ресурсами; и его следует разграничивать с регуляцией многоквартирных домов. К сфере деятельности последнего, как сообщается в ст 161 жк рф, относятся управление над каждым конкретным объектом, в особенности общепользовательским имуществом. Жилищный фонд контролируют госорганы, органы местного самоуправления (ОМСУ), многоквартирными домами (МКД) заведуют коммерческие и некоммерческие предприятия, в частности управляющие компании. Для рационального подхода к регулированию жилищных отношений указанные органы тесно взаимодействуют.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

В части 1 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи сформулированы императивные правила, которые должны соблюдаться всеми, будь то профессиональные регуляторы или непрофессионалы. Это обеспечение безопасности жизни, здоровья, прав, интересов и имущества, беспрепятственный доступ к последнему и др.

Вторая часть ст 161 жк рф говорит о том, что жители должны избрать конкретную форму регулирования. Либо регулируют сами жители (при условии, что в доме не больше тридцати квартир), либо ТСЖ (или жилкооператив), либо управляющие компании. Либо одно, либо другое, либо третье, совмещений быть не может.

В первом случае те, кто снабжает дома различными необходимыми ресурсами и ведёт за этим контроль, не имеют право отходить от своих обязательств, во избежание ответственности по ст 161 жк рф. Во втором случае представители этой формы регулирования несут ответственность за соблюдение установленных государственных норм по содержанию общепользовательского имущества. В третьем случае – специализированные организации отвечают за всё вышеперечисленное.

Читайте также:  Увольнение при сокращении должности по инициативе работодателя

Как происходит выбор регулирования, нам рассказывает часть 3 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи. Это общий сбор жителей и голосование за ту или иную форму, с составлением протокола. Большинство голосов решает судьбу, как и на всяких выборах, хотя, быть может, это и не совсем юридически верно.

Если выбрать по каким-либо причинам не удалось или выбор произошёл, но не был реализован, опять же в силу разных причин, ОМСУ приходит к выводу, что регулирование будет осуществлять управляющая компания, и проводит соответствующий конкурс на выбор таковой. Об этом говорит четвёртая часть ст 161 жк рф рассматриваемой статьи. Это является как бы строгим поручением, мол, нравится не нравится, управлять вами будет эта организация, раз вы сами выбрать не смогли. ОМСУ сам решает, в каком порядке ему проводить конкурс (естественно, в рамках законодательства).

Часть 5 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи обязывает ОМСУ сообщить жителям об итогах конкурса и предоставить образец договора по регулированию отношений в этом доме. Жители должны этот договор заключить. Как говорилось выше, такое заключение является обязательным.

Если до этого форма регулирования выбрана не была, на условиях, прописанных в части 3 ст 161 жк рф, о которых говорилось выше, то ОМСУ созывает сбор вне плана и указывает на то, что форма должна быть избрана. Это предусмотрено частью 6 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи.

Каждый житель может решить вопрос о том, чтобы ОМСУ выбрал форму управления (если сам ОМСУ бездействует), через суд. Такое разрешение даёт часть 7 рассматриваемой статьи.

Ежели в вышеуказанном конкурсе принимал участие лишь один участник, конкурс признаётся недействительным. Тогда форму регулирования можно избрать без конкурсных процедур. Это – ч. 8 ст. 161 ЖК РФ.

Если регулированием отношений – по результатам сбора жителей или конкурса – занимается управляющая компания, то она может быть только одна на дом, не больше. Это императивное условие, предусмотренное частью 9 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи.

Часть 10 ст 161 жк рф разрешает жителям получать любую информацию о компании, которая ими управляет, за исключением конфиденциальной. Организация обязана огласить – в случае обращения любого из жителей, независимо от возраста, статуса, расы, национальности и т.п. – следующие сведения: финхоздеятельность, какие работы производит, какие услуги предоставляет, порядок таких работ, срок их проведения, стоимость и иные. В случае отказа на компанию можно подать в суд.

Нормы этой части распространяют своё действие и на ТСЖ.

Кто предоставляет жителям коммунальные услуги, мы можем увидеть в части 11 ст 161 жк рф рассматриваемой статьи. Подробно же об этом расписано в Постановлении Правительства № 354 от шестого мая 2011 года.

Все те, кто регулирует жилищные отношения в том или ином доме, а также сами жители этого дома не имеют права отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению холодной и горячей воды, света и тока, отопления и некоторых иных необходимых ресурсов. Об этом идёт речь в 12 части рассматриваемой статьи.

Часть 13 ст 161 жк рф раскрывает требования, без соблюдения которых ОМСУ не может проводить конкурс по выбору организации, осуществляющей управление. Подробнее об этих условиях можно узнать, почитав Градостроительный кодекс РФ.

В части 14 ст 161 жк рф изложена норма, устанавливающая потенциальное лицо, обязанное регулировать отношения в возведённом МКД до того момента, когда будет заключено соглашение между строительной и управляющей компанией.

Часть 15 ст 161 жк рф определяет рамки для поставки коммунальных ресурсов, то есть – какая ресурсоснабжающая организация за что отвечает и в каких границах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Наконец, часть 16 ст 161 жк рф говорит нам о том, что тот, кто отвечает за поддержание общепользовательского имущества в порядке и пригодности для использования, должен постоянно контролировать его состояние, дабы последнее полностью соответствовало всем параметрам подачи коммунальных ресурсов, а также чтобы не было при такой подаче никаких сбоев.

Дело NФ04-705/2017 по делу N А67-1971/2016. О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере жилищного надзора.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 14 апреля 2017 г. по делу N А67-1971/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Григорьева Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Управдом” на решение от 14.10.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Павлов Г.Д.) и постановление от 16.01.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А67-1971/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Управдом” (634049, город Томск, улица Ивана Черных, дом 20, ИНН 7017292650, ОГРН 1117017016577) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, дом 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) об оспаривании предписания.

Другое лицо, участвующее в деле, – председатель Совета многоквартирного дома N 66 по улице Ивана Черных в городе Томске Богданова Т.Ю.

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания Управдом” (далее – общество, ООО “УК Управдом”) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее – департамент) от 25.11.2015 N Б-5036.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Богданова Т.Ю. – председатель Совета многоквартирного дома N 66 по улице Ивана Черных в городе Томске (далее – МКД).

Решением от 14.10.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 16.01.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе ООО “УК Управдом”, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.

По мнению подателя жалобы, договор на оказание охранных услуг от 01.08.2015 N 62 заключен в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 30.06.2015; положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не обязывают осуществлять согласование и утверждение заключаемого договора с Советом МКД в письменной форме; оплачивая охранные услуги, собственники МКД фактически подтвердили свое согласие с условиями договора.

Отзыв на кассационную жалобу службой в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284 , 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной по обращению проживающего в МКД гражданина, департаментом установлено, что ООО “УК Управдом” в нарушение требований статьи 44 , части 2.3 статьи 161 , части 7 статьи 193 ЖК РФ , пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее – Положение N 1110), включало в выставляемые собственникам и пользователям помещений в МКД счета-квитанции плату по строке “охрана” в размере 25 руб. с квартиры.

По результатам проверки департаментом составлен акт от 25.11.2015 N Б-5036 и выдано предписание от 25.11.2015 N Б-5036, которым на общество возложена обязанность с 01.01.2016 прекратить неправомерное начисление платы по строке “охрана”; в срок до 01.02.2016 произвести всем собственникам и пользователям помещений в МКД перерасчет неправомерно начисленной платы по строке “охрана” за август – декабрь 2015 года.

Не согласившись с указанным предписанием, ООО “УК Управдом” обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у департамента полномочий и правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с несоблюдением обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме ( часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 , частью 1 статьи 193 ЖК РФ , исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ , пунктом 3 Положения N 1110 отнесено к лицензионным требованиями при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из положений статей 210 , 249 ГК РФ, части 1 статьи 39 , части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 1 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопросы, решение которых входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поименованы в части 2 названной статьи .

Проанализировав положения частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ, пунктов 10 , 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, арбитражные суды обоснованно сочли, что охранные услуги не относятся к числу обязательных, их предоставление регулируется отдельными договорами, заключаемыми по решению общего собрания собственников в МКД.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО “УК Управдом” осуществляет управление МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в нем от 01.10.2011 и договора управления от 13.11.2013.

В соответствии с протоколом от 30.09.2014 на общем собрании собственниками выбран Совет МКД и председатель Совета МКД.

Решением, оформленным протоколом общего собрания от 30.06.2015, собственники поручили обществу заключить договор на охрану мест общего пользования (после утверждения Советом МКД) со специализированной организацией. Условия договора: обход территории не менее 2-3 раз за вечер; выезд по звонку; стоимость услуг – 25 руб. с квартиры (включая собственников нежилых помещений).

01.08.2015 между ООО “УК Управдом” и обществом с ограниченной ответственностью Частная охранное предприятие “Феникс-лтд” заключен договор на оказание охранных услуг N 62.

В счета-извещения, выставленные жильцам МКД за период с августа по декабрь 2015 года, включена строка “охрана” с указанием стоимости данных услуг – 25 руб. в месяц.

Поскольку доказательств утверждения (согласования) проекта данного договора Советом МКД в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии у департамента правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с нарушением обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют позицию ООО “УК Управдом” по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение от 14.10.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 16.01.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1971/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Новое в блогах

Страшно запутанная схема ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

А. ЧТО НАДО ЗНАТЬ о БАЗОВЫХ ДОКУМЕНТАХ?

В соответствии с пунктом 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N1110, лицензионными требованиями к лицензиату, являются:

Читайте также:  Проведение сделки купли продажи квартиры

– соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

– исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

– соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.

В соответствии с п. 7 ст.193 ЖК РФ к лицензионным относятся также иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

А что такое иные? Эти нормативно-правовые акты перечислены в постановлении Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 (c изменениями от 25 декабря 2015 N 1434).

Запомним – эти четыре основных направления

ПЕРВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.2.3 ст.161 ЖК РФ)

2.3.При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»

В части жилищных услуг требуется выполнение всех работ и оказание всех услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества с таким качеством, которое соответствует техническим регламентам и требованиям правил содержания. В части коммунальных качество услуг должно соответствовать требованиям, установленных в Правилах.

ВТОРОЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.2 ст.162 ЖК РФ)

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Сущность указанной нормы права сводится к следующему: услуги и работы оказываются в рамках заключенного договора; а в состав услуг и работ входят 4 позиции: 1)надлежащее содержание и ремонт общего имущества;2)предоставление коммунальных услуг; 3)выполнение работ и оказание услуг по управлению многоквартирным домом; 4)осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом

ТРЕТЬЕ ТРЕБОВАНИЕ

(ч.1.ст.193 ЖК РФ)

В этой норме нас интересует пункт 6 ч.1 ст. 193 ЖК РФ

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса» –

«10.Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации»

Эта норма права включает обеспечение управляющей организацией свободного доступа к информации об ее деятельности, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ

В соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее «Стандарт 731») и Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства” (209-ФЗ) на официальных сайтах должна быть размещена информация, раскрывающая следующие позиции

– Доходы и расходы (раздельный учет);

– Площадь земельного участка

– Жилищные и коммунальные услуги

– Выбор способа управления

– Условия договоров управления;

– Передача в аренду помещений;

– Информация о привлечении УO к административно-правовойответственности

ЧЕТВЕРТОЕ ТРЕБОВАНИЕ

( ч.1 ст. 8 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”)

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” с учетом постановления Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 (c изменениями от 25 декабря 2015 N 1434) к лицензионным относятся иные требования, установленные Правительством РФ, в частности, требования, содержащихся

в Федеральном законе №384 от 30.12.2009 г. «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений»;

– в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”;

– в Федеральном законе от №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

– в Постановлении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 “О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”;

в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения

в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 “О противопожарном режиме”;

в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера …”;

в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”;

в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 “О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг”

Б. КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАССМОТРЕННОЙ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ?

Пойдем по самому легкому – ПО ТРЕТЬЕМУ. Оно о раскрытии информации, в частности. Для этого приведем Стандарт раскрытия – он такой же запутанный как и все, что касается лицензирования. Итак

Б-и (для УК)

КОСНЕМСЯ, к примеру, ОДНОЙ ДОРОЖКИ ЭТОГО ЛАБИРИНТА – литера “И” – ОТЧЕТЫ

Убедимся, что для УК отчет требуется представить не о работе. А о чем? Об исполнении . Ой! . ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ.

А его нет в помине. Все знают, что суды готовы нас привлечь и без договора. Ладно. А теперь мы выкатываем на голубом шару

“ДЫК ГДЕ ОТЧЕТ об ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ?!”

Б-и (для ТСЖ)

Тут все еще интереснее. ТСЖ чаще всего представляет Отчет о чем-угодно, но не об исполнении сметы доходов и расходов. А во многих случаях и нет вообще такой сметы. А есть какое-то жалкое подражание. Но оно не годится. Так что басом и с прищуром вопрошаем

“ДЫК ГДЕ ОТЧЕТ об ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ ДОХОДОВ и РАСХОДОВ?!”

Ст. 161 ЖК РФ Выбор способа управления многоквартирным домом

22.01.2017

Ст. 161 ЖК РФ Выбор способа управления многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ)

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

8. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(часть 10 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ)

Комментарий к ст. 161 ЖК РФ

1. Способы управления многоквартирным домом, определяемые комментируемой статьей, можно разделить на две группы: самостоятельное управление; управление на профессиональной основе, с привлечением иного субъекта управляющей организации. Эффективность работы этой организации зависит от ее организационно-правовой формы (акционерное общество, индивидуальный предприниматель и проч.). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления:

1) непосредственное управление домом собственниками помещений в этом доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Указанный в ст. 161 перечень способов управления расширительному толкованию не подлежит. Собственники помещений могут выбрать только один способ из предусмотренных этой статьей.

Выбор способа управления осуществляется на общем собрании собственников (ст. 44 — 48 ЖК РФ). Решение общего собрания обязательно для всех собственников помещений в многоквартирном доме, включая тех, кто не принял в нем участия или проголосовал против. Общее собрание собственников может в любое время изменить способ управления многоквартирным домом.

2. В соответствии с комментируемой статьей управление многоквартирным домом призвано обеспечивать:

благоприятные и безопасные условия проживания граждан;

надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и решение вопросов пользования этим имуществом;

предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

3. Если после принятия решения о выборе способа управления оно (решение) не реализовано; в случае, если собственниками вообще не принято такого решения и при этом истек год с момента, когда его следовало принять, — орган местного самоуправления в установленном Правительством РФ порядке проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (см. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

После проведения конкурса орган местного самоуправления обязан в течение 10 дней проинформировать каждого собственника помещения о результатах конкурса и направить каждому собственнику проект договора управления домом. Собственники помещений обязаны заключить договор управления с управляющей организацией в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (ч. 5).

Возможны отказ от подписания договора, предложение подписать его на иных условиях (протокол разногласий); со своей стороны управляющий вправе согласиться с возражениями или передать разногласия на рассмотрение суда.

4. Срок действия договора управления не может превышать 5 лет (см. ч. 5 ст. 162 ЖК РФ). За месяц до истечения его срока орган местного самоуправления обязан созвать собрание собственников помещений для самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления домом, если такое решение не было принято согласно ч. 3 комментируемой статьи (ч. 6).

Собственники помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ).

5. Любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе в судебном порядке предъявить требование обязать муниципальные органы выбрать управляющую организацию (ч. 7). Согласно ч. 2 ст. 45 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе выступить с инициативой созыва общего собрания собственников помещений.

6. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 комментируемой статьи). Это значит, что ни общее собрание собственников, ни ТСЖ, ни жилищный кооператив не вправе заключить новый договор об управлении домом с какой-либо организацией, если действует договор, заключенный с другой управляющей организацией.

Добавить комментарий