Социальная функция международного права заключается в

Функции международного права

Предмет регулирования международного права

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между­народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар­ственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независи­мость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна­родных отношений — государствами. Собственно говоря, междуна­родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре­мени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борю­щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ­ства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежго­сударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы­чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внут­реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу­дарств.

Международными немежгосударственными являются отноше­ния:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внут­ригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотно­шений.

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус­танавливать определенный международный правопорядок, стре­миться упрочить его, сделать более стабильным.

Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст­вующим образом регулируя общественные отношения, международ­но-правовые нормы наделяют участников международных отноше­ний определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох­раны международных правоотношений. При нарушений междуна­родных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8851 – | 7658 – или читать все.

Формы и функции международного права

Предмет, объект и метод международного права

Международное право –самостоятельная отрасль права, представляющая собой сложный комплекс юридических норм созданных и принятых государствами и международными организациями.

Предмет – предметом международного права является рассмотрение отношений между государствами как части всеобщей межгосударственной системы. При этом компонентами данной системы являются государства, народы (нации), международные органы и международные организации.

Объект – общественные отношения, которые касаются как материальных, так и нематериальных благ, а также действий или воздержание от них.

Метод международного права состоит в применении или угрозе применения насильственных действий для соблюдения норм международного права и международных договоров.

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Категории международного права

  1. Общепризнанные правила международного права, которые составляют его главную часть и имеют большое значение для регулирования международно – правовых норм.
  2. Правовые нормы, которые являются общими для взаимоотношения государств и международных органов.
  3. Институты, которые являются общими для международного права и исполняют роль комплексов норм, определённого функционального назначения. Примером служит институт международного права о правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств.
  4. Отрасли международного права, которые представляют собой самые крупные подразделения в системе международного права и управляют регулированием наиболее объёмных сфер общественных отношений.

Формы международного права

Формы международного права – это формальные источники права, обладающие международной юридической силой.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К международным правовым источникам согласно 38 статье Статута Международного суда ООН относятся следующие документы:

  • Международные и специальные конвенции.
  • Международный обычай, как признанную миром правовую норму.
  • Общие принципы права, которые признаются цивилизационными странами.
  • Судебные решения и доктрины различных государств как вспомогательный инструмент в решении ряда вопросов.

Международные и специальные конвенции устанавливают правила взаимоотношений, устраивающие враждующие страны. Они включают в себя нормы общего международного права. Принять участие в таких договорах могут все государства.

Специальные конвенции – договоры, в которых принимают участие избранное количество участников.

Международный обычай как признанная всем миром правовая норма. Международный обычай является нормой общего международного права. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Под этими словами имеется в виду следующее:

Здесь говорится о практике государств в применении обычая в качестве правовой нормы, а также о поведении стран в схожих одинаковых ситуациях. Все страны мира признают за данным обычаем силу правовой нормы и считают его юридически обязательным.

В качестве примера приведём случаи использование международного обычая как правовой нормы. Так, согласно международному воздушному праву суверенитет любого государства начинается в пределах 110 км от поверхности земли. А в космическом праве присутствует обычай, по которому космические корабли могут нарушать воздушные границ иных стран при запуске.

Отметим также, что регулирование таких обычаев отмечено законодательно. На мировом уровне подобные правоотношения рассмотрены в Венской конвенции 1969 года. В России же вопрос о правовом международном обычае рассмотрен в Федеральном законе «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

При этом международным правовым обычаем не считается проявление дипломатического этикета и дипломатического протокола. Подобные правила вежливости называют международным обыкновением.

Общие принципы права, которые признаются цивилизационными странами. Такие нормы применяются при применении и обсуждении уже одобренных и принятых законодательных международных правовых норм.

При этом под нормой международного права понимается правило поведения стран как юридически обязательное для исполнения действие.

Нормы международного права содержат права и обязательства стран друг перед другом, и их нарушение влечёт международно-правовую ответственность за содеянное.

Судебные решения и доктрины различных государств как вспомогательный инструмент в решении ряда вопросов. К таким вспомогательным средствам относят принятые решения Международным судом ООН, и прочими судебными и арбитражными органами международных организаций и национальных государств.

Функции международного права

Функции международного права заключаются в воздействии на социальную среду, что бы управлять существующими особенностями политического устройства и правовыми нормами международного права.

Функции международного права делятся по признакам на две группы – социально – политические и юридические функции международного права.

Социально – политические функции помогают укрепить сложившийся порядок системы международных отношений. К ним относятся:

  1. Функция, которая помогает сохранять в системе международных отношений порядок.
  2. Функция препятствования появлению и развитий отношений и институтов, которые противоречат принятым правовым нормам международного права. К таким функциям относят предотвращение конфликтов между государствами, нарастания напряжённости в «горячих точках» и т. д.
  3. Функция интернационализации благодаря которой происходит укрепление взаимоотношений между государствами в политико – экономическом и социо- культурном отношении, что положительно сказывается на международном сообществе.
  4. Информационно – воспитательная функция, которая отвечает за передачу положительного опыта в развитии государства как равноправного партнёра, использующего по назначению накопленный положительный опыт в развитии международных отношений.

Юридические функции международного права отвечают за правовое управление межгосударственными отношениями.

  1. Координирующая функция означает контроль над межгосударственными взаимоотношениями в различных политико-экономических и социо – культурных областях
  2. Регулирующая функция означает принятие странами определённых обязательств и правил, без которых невозможно налаживание и взаимодействие с соседними государствами.
  3. Обеспечительная функция состоит в том, что бы заставить тем или иным образом государства следовать предписанным международным правом нормам.
  4. Охранительная функция – означает защиту узаконенных интересов страны, но при этом, не оказывается какое – либо воздействие со стороны международных механизмов принуждения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Функции международного права

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, обусловливающие его общественное назначение. Право влияет как на общественные отношения, так и на те объекты и предметы, на которые направлено право, проявляя определенные требования к праву, его содержанию, принципам и уровням системности. Другими словами, функции международного права не только имманентные праву, но также производные от системы международных отношений.

Главной функцией международного права является обеспечение нормального функционирования межгосударственной системы в пределах, определенных нормами международного права. Нормы международного права, устанавливая границы поведения государств, тем самым упорядочивают отношения между ними. Каждое государство, следуя требованиям норм международного права, рассчитывает на адекватное поведение со стороны других государств.

Нормотворческая функция находит свое проявление в процессе деятельности субъектов международного права по выработке, согласованию и определению норм международного права.

Процессуальная функция в настоящее время только формируется, главным образом в рамках международных организаций.

Известный юрист-международник И. Лукашук выделяет следующие функции международного права:

– гармонизация национальных интересов государств с общечеловеческими интересами;

– предотвращения нежелательного развития событий;

Читайте также:  Заявление о снятии дисциплинарного взыскания досрочно

По мнению Ю. Колосова, международное право выполняет в системе международных отношений четыре функции: координирующую, регулирующую, обеспечительную и охранную, которые по сути выражают “внешние” функции международного права.

Таким образом, функции международного права – это способы и формы влияния международного права на международные отношения, обусловленные объектом, предметом и методом правового регулирования, правами и обязанностями субъектов и его источниками.

7. Взаимодействие и взаимовлияние международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право находятся в тесной взаимосвязи.

Так, международное право должно учитывать общественно-политическое устройство государств, в частности наличие органов государственной власти, право выражать волю государств в их взаимоотношениях с другими субъектами международных отношений, и уважать наличие общественных отношений, входящих во внутр. компетенцию гос-ва и не подлежат межд.-правовому регулированию.

В свою очередь, национальное право должно учитывать международно-правовые обязательства данного государства, которые подлежат реализации во внутригосударственном праве в результате имплементации.

Взаимовлияние международного и внутригосударственного права явл. в 2-х аспектах.

Во-первых, каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и положений своего национального права. Поэтому влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным. Например, большинство международных актов по правам человека берут начало из норм национальных законов демокра тических, ­ политических стран.

Во-вторых, в процессе взаимодействия уже существующих норм международного и национального права реализуется принцип преимущественного значения норм международного права, следует из положений ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего национального права в качестве оправдания для невыполнения им договора ». Международное право оказывает существенное влияние на становление, формирование и динамику норм национального права, накладывая на государства исполнения обязательств, принятых ими при подписании международных до говоров (например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

8. Дуализм и монизм во взаимоотношении междунар. и внутригосударственного права. Ст. 9 Конституции Украины о соотношении международного и внутригосударственного права

Доктрина международного права по вопросу о соотношении международного и внутригосударственного права выработала три основных подхода: один дуалистический и два монистических.

В основе дуалистического подхода (основоположник – Г. Триппель; господствующий подход в советский период) международное право и право национальное являются двумя различными правопорядками, которые никогда не пересекаются, хотя иногда и сталкиваются.

Суть монистических концепций состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и национальное право рассматриваются как части единой системы права. Различаются они в вопросе примата этих правовых систем.

Концепция примата внутригосударственного права над международным (Гегель) исходит из того, что международное право является внешним государственным правом, поэтому каждое государство формирует «свое» международное право.

Концепция примата международного права над внутригосударственным (Г. Кельзен) исходит из отождествления государства, действующего в рамках международного правопорядка, с юридическим лицом, действует в рамках национального правопорядка.

В законодательстве Украины вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права решен в ст.9 Конституции Украины следующим образом: «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ, являются частью национального законодательства Украины. Заключение международных договоров, противоречащих КУ, возможно только после внесения соответствующих изменений в КУ».

9. Система международного права

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных норм международного права, которые распределяются по относительно обособленным комплексам, направленным на регулирование однородных общественных отношений. Она включает отрасли, институты и нормы.

Отраслями международного права являются комплексы норм, регулирующих качественную однородную сферу международных отношений. К традиционным относят право международных договоров, право международник организаций, право внешних сношений, международное морское право, право международной безопасности, право вооруженных конфликтов. Среди относительно новых отраслей права необходимо назвать: международное право прав человека, международное уголовное право, международное экономическое право, международное экологическое право, международное атомное право, международное воздушное, международное космическое право, международное трудовое право и некоторые другие.

Институтом международного права является система относительно обособленных норм в пределах определенной области международного права, регулирующих отдельную группу взаимосвязанных международных отношений (международное признание, международная ответственность, правопреемство)

Норма международного права – это юридически обязательное правило поведения государств и других, субъектов международного права в международных отношениях.

10. Соотношение международного публичного и международного частного права

Международные отношения не ограничиваются только межгосударственными связями основных субъектов международного права. Происходят по постоянным контактам между физическими и юридическими лицами разных государств, отношения на уровне международных неправительственных организаций, урегулируются нормами международного частного права.

Между международным публичным и международным частным правом существует тесная взаимосвязь, которая проявляется в том, что они регулируют международные отношения. Нормы международного частного права не должны противоречить основным принципам международного права. Кроме того, они имеют общую цель – обеспечение мирного сосуществования и развития международного сотрудничества государств.

Разграничение между международным публичным и международным частным правом можно провести по различным основаниям:

По объекту: межд. частное право регулирует гражданско-правовые (гражданские, семейные, трудовые и др.) отношения, осложненные иностранным элементом, а МП – меж.-гос. отношения.

По субъектам: субъектами МП явл. гос-ва, нации и народы, борющиеся за нац. освобождение, межд. организации и государственно-подобные образования; основными субъектами межд. частного права – физические и юридические лица;

По источникам: основными источниками МП являются международный договор и межд. обычай; круг источников межд. частного права значительно шире – это национальное законодательство, судебная практика, межд. договоры, торговые обычаи и др.;

По методу правового регулирования: в международном праве это метод согласования воль государств; в международном частном праве материально-правовой и коллизионный;

По видам ответственности : в международном праве наступает международно-правовая ответственность, а в международном частном праве – гражданско-правовая;

По сфере действия международного права можно определить как глобальную, международное частное право имеет национальные границы – в каждом государстве есть свое международное частное право.

11. Понятие и перечень источников международного права

Источники международного права это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных от­ношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

Функции международного права

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус­танавливать определенный международный правопорядок, стре­миться упрочить его, сделать более стабильным.

Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст­вующим образом регулируя общественные отношения, международ­но-правовые нормы наделяют участников международных отноше­ний определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох­раны международных правоотношений. При нарушений междуна­родных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

4. Система международного права и его значение в современных условиях.

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Читайте также:  Семейная машина какая лучше

Международное право, как и внутреннее право любого государст­ва, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регу­лируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регу­лирует отношения по обеспечению международного мира и безопас­ности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве «несущей кон­струкции» каждой отрасли выступают основные принципы междуна­родного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвое­ния космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

В международном праве сформировались следую­щие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует пра­вовое положение государств, наций и народов, борющихся за незави­симость, международных организаций и государствоподобных фор­мирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период воору­женных конфликтов».

Международно-правовой институт — более мелкий элемент пра­вовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить

их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Приме­рами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных дого­воров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты меж­дународного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института кон­сульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в со­став и международного гуманитарного права, и права международ­ного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы
5. Соотношение международного и внутригосударственного права.

В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис­тем — международное право и внутреннее право государств.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест­вуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах име­ются основные принципы, пронизывающие все их правовое про­странство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, нако­нец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструк­ции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Окраина

Понятие, функции и система международного права

Международное право, как правовая система– система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.
Читайте также:  Выплаты социального характера что в них входит

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Понятие, сущность и функции международного права (стр. 1 из 4)

1. Понятие, сущность и функции международного права………………….4

2.Основные международно-правовые принципы………………………….12

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами Международного права. Можно даже сказать, что конституцию международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. В случае нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок. Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию, Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.
В представленной работе будут рассмотрены понятие, сущность и функции международного права, их характерные черты и особенности, система основных принципов международного права.

1. Понятие, сущность и функции международного права

Существуют две правовые системы – внутригосударственная и международная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jusgentium” (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было модифицировано – “jus inter gentes” (“право между народами” или “международное право”).

Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного
(обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-подобные образования, международные учреждения.

Объектом данной отрасли права является регулирование системы международных отношений, которые выступают как совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм – обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы – отрасли – подотрасли – институты – нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права – главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз”, то международно-правовые нормы – “горизонтально”.

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП различаются прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирования, форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП – физические и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосударственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются частноправовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то источниками МЧП служат национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вырабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответственность, то в МЧП – гражданско-правовая ответственность; если МПП – глобальная система права, то МЧП – национальная (в каждом государствен свое МЧП).

Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направленность
(регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм последней. МЧП – является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более-менее однородные отношения.

Функции МПП – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:

* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).

Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регулирование межгосударственных отношений, вошли:

* координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений государств;

* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение;

Добавить комментарий