Словесный портрет криминалистика образец

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Применение методики составления словесного портрета на уроках РКИ

Методика составления словесного портрета человека применяется в различных областях науки и искусства.

В первую очередь данная методика используется в криминалистической практике для розыска и экспертного отождествления лиц, для уголовной регистрации преступников, а также в судебной медицине в процессе идентификации личности.

Словесный потрет (в криминалистике) – это система описания внешности человека в целях его идентификации. Словесный портрет включает в себя общую характеристику внешности человека; анатомические признаки; особые приметы; функциональные признаки; особенности одежды, обуви, головного убора и других вещей.

Методика составления словесного портрета осуществляется ежедневно в процессе коммуникации, так как общение людей
предполагает представление о лицах, упомянутых в течение коммуникативного акта.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.

Однако иностранные студенты не обладают навыками составления словесного портрета, их описания непоследовательны, обрывочны, неравномерны в описании тех или иных признаков, поэтому использование методики составления словесного портрета на уроках русского языка как иностранного поможет иностранным студентам научиться правильно давать характеристику человеку.

Правила описания при составлении словесного портрета

  • Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность, рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого – функциональные признаки сопутствующих предметов.
  • Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху – вниз”. При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, руки, ноги.
    Важно соблюдение последовательности в описании. Описание осуществляется от общего к частному, сверху вниз. Вначале характеризуется фигура в целом, затем описываются отдельные области тела (лицо, шея, руки, ноги) и функциональные признаки и особенности;
  • Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме и размеру, а некоторые – по цвету.

Если руководствоваться правилами описания по методу словесного портрета, то совокупность этих параметров и пунктов вырастает в четкую и подробную схему описания признаков человека, т.е. его портрет.

Схема составления словесного портрета

I. Общая характеристика внешности по произведенному на собеседника впечатлению (красивая, привлекательная, отталкивающая и т.д.)
II. Половозрастная и национальная принадлежность (пол, возраст, национальность):
III. Анатомические признаки:
1. Рост (высокий, невысокий и т.д.).

2. Фигура (стройная и т.д.); телосложение (крепкое, хрупкое
и т.д.).

3. Лицо:

а) по форме (круглое, широкое, узкое и т.д.);
б) по цвету кожи (смуглое, румяное, бледное и т.д.);
в) по особенным признакам (в морщинах, в веснушках и т.д.);
г) по выражению лица (наивное, строгое и т.д.).

4. Глаза:
а) по форме (большие, маленькие, узкие и т.д.);
б) по цвету (голубые, карие, серые и т.д.);
в) по отражению эмоционального состояния (воспаленные, грустные
и т.д.);
г) по отражению черт характера (умные, хитрые и т.д.)

5. Ресницы:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, загнутые и т.д.);
г) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
6. Брови:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по ширине (тонкие, широкие)
в) по объему (густые, редкие);
г) по форме (прямые, изогнутые и т.д.);
д) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

7. Волосы:
а) по длине (длинные, короткие, до плеч и т.д.);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, курчавые, волнистые и т.д.);
г) по цвету (каштановые, черные, рыжие и т.д.);
д) по натуральности окраса (крашенные, натуральные и т.д.)
е) по типу прически/стрижки (коса, хвост, стрижка боб и т.д.).
8. Щеки:
а) по форме (пухлые, впалые и т.д.);
б) по цвету (румяные, бледные и т.д.);

9. Лоб:

а) по размеру (высокий, низкий);
б) по степени открытости (открытый, закрытый).

10. Нос (прямой, курносый, орлиный и т.д.).

11. Губы:
а) по форме (пухлые, тонкие и т.д.);
б) по выражению эмоционального состояния человека (сжатые,
улыбающиеся и т.д.);
в) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

12. Подбородок (плоский, с ямочкой и т.д.).

13. Уши (большие, маленькие, торчащие и т.д.).

14. Усы (у мужчины):
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, изогнутые, закрученные и т.д.);
г) по цвету (черные, рыжие, седые и т.д.).

15. Борода (у мужчины):
а) по длине (длинная, короткая);
б) по объему (густая, редкая);
в) по форме (окладистая, клинышком и т.д.);
г) по цвету (черная, рыжая, седая и т.д.).

16. Шея (длинная, короткая).

17. Руки:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по величине (мускулистые, тонкие и т.д.);
в) по особенным признакам (мозолистые, ухоженные и т.д.);

18. Ноги:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по форме (прямые, кривые и т.д.);

19. Отличительные особенности: родинка, родимое пятно, татуиров-
ка и т.п.

IV. Одежда, обувь и другие предметы:
1. Общая характеристика одежды:

а) по половой и возрастной принадлежности (мужская, детская и
т.д.);
б) по соответствию моде (модная, старомодная и т.д.);
в) по произведенному на собеседника впечатлению (стильная, красивая и т.д.).
2. Верхняя одежда:
а) по сезону (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
б) по типу (пальто, куртка, плащ и т.д.);
в) по материалу (драп, кожа, мех и т.д.)
3. Головной убор (шапка, шляпа, платок и т.д.).

4. Основная одежда:
а) по цели использования (деловая, повседневная, домашняя и т.д.);
б) по предмету одежды (кофта, блузка, пиджак, брюки и т.п.);
в) по форме: платье (приталенное, свободное и т.д.); юбка (расклешенная, узкая и т.д.); брюки (узкие, прямые и.т.д);
г) по материалу (шелк, бархат, шерсть, вельвет и т.д.).

5. Обувь:
а) по типу (туфли, сапоги, кроссовки и т.д.);
б) по наличию каблука/платформы (на каблуке, на платформе и
т.д.).
6. Аксессуары, украшения (галстук, пояс, кольцо, брошь и т.д.).
V. Функциональные признаки:
1. Общая характеристика характера человека (легкий, тяжелый и
т.д.).
2. Характер (черты характера):
а) по отношению к людям (заботливый, требовательный и т.д.);
б) по взглядам на жизнь (принципиальный, пассивный и т.д.);
в) по умственным способностям (умный, сообразительный и т.д.);
г) по отношению к труду (трудолюбивый, исполнительный и т.д.).
3. Эмоциональное состояние (спокойный, бесчувственный и т.д.).
4. Поведение (скромный, дерзкий, невоспитанный и т.д.).
5. Походка (легкая, тяжелая, хромает и т.д.).
6. Привычки, хобби (бегает по утрам, курит, кусает ногти и т.д.).

Количество пунктов схемы может варьироваться в зависимости от ситуации и степени информированности говорящего о субъекте, которому дается характеристика в процессе коммуникативного акта.

Трудности у студентов

  • Описание эмоционального состояния человека, в особенности, когда этот человек принадлежит другой расе.

Так, например, китайским студентам иногда сложно дать характеристику эмоциональному состоянию людей европеоидной расы, к которой в целом относятся жители европейской части России.

Рекомендации:

При изучении темы «Характер человека» способам выражения эмоций человека уделяется отдельное внимание.

Сначала студентам предлагается ряд заданий, целью которых является информирование о характерных физических признаках, с помощью которых можно определить ту или иную эмоцию.

В составлении данных заданий были использованы материалы американского сериала «Теория лжи», где наглядно демонстрируются все физические признаки основных эмоций: гнев, счастье, страх, печаль и пр.

Например, физические признаки выражения счастья на лице человека: морщинки в уголках около глаз, щеки и уголки губ приподняты.

Затем студентам предлагаются задания с картинками (сначала анимация, а затем уже фотографии реальных людей), где изображены лица одного и того же человека, испытывающего различные эмоции.

И последний этап, когда студенты самостоятельно изображают друг перед другом разные эмоции и отгадывают их.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что использование методики составления словесного портрета на уроках по русскому языку как иностранному обогащает концептуальную и языковую картину мира иностранных учащихся; помогает им в познании и интерпретации окружающей действительности; формирует коммуникативную компетенцию; позволяет передавать достоверную информацию, делиться личными впечатлениями и переживаниями с другими людьми; делает возможным выбирать речевые и поведенческие стратегии в общении с собеседником, лучше понимать его.

Автор: Михайлова Ирина Вячеславовна – преподаватель отделения по работе с иностранными студентами филологического факультета Воронежского государственного университета.

Отработка практических навыков. 1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот»

1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот» на ПК.

2. Сфотографировать данного человека по методу опознавательной съемки (3 фотоснимка: анфас, правый профиль, левый полупрофиль), снимки вклеить. Пользуясь схемой описания внешности человека, по методу словесного портрета опишите внешность сфотографированного человека в форме Розыскной ориентировки.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

Розыскная ориентировка

Схема последовательности описания внешнего облика человека

По методу словесного портрета

Собственные элементы и признакиОбщефизическиеПол
Возраст
Антропологический тип
Рост
АнатомическиеТелосложение
Голова в целом
Лицо в целом
Волосяной покров
Лоб
Брови
Глаза
Нос
Рот
Подбородок
Ушные раковины
Кожа
Волосы на лице
Шея
Плечи
Руки
Ноги
ФункциональныеОсанка
Походка
Жестикуляция
Мимика
Артикуляция
Речь
Привычки
Особые приметыРодимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.
Сопутствующие признакиГоловной убор
Одежда
Обувь
Аксессуары
Запах

Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина,около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см. телосложение среднее.

Головасредней высоты, яйцевидной формы.

Волосытемные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицоузкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лобсредней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Бровидуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорас-ставленные, высокие, средней густоты.

Глазаминдалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средневыраженным нижним веком.

Носсредней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.

Ротсредней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородоковального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковинысредней величины, скошены назад, общей оттопыренности. прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покровна лице отсутствует.

Шеясредней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности. Особыеприметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см. Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут. При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

3. Составить постановление о назначении экспертизы. Вид
ее определить самостоятельно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначениисудебной экспертизы

(какой именно)

(должность следователя (дознавателя),

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

Криминалистическая портретная экспертиза

Лекция № 6

Идентификация человека по признакам внешности

Понятие криминалистического учения о признаках внешности. Классификация признаков внешности, их характеристика

Источники информации о признаках внешности

Криминалистическая портретная экспертиза

Понятие криминалистического учения о признаках внешности. Классификация признаков внешности, их характеристика

Криминалистическая габитоскопия — это отрасль криминалистической техники, включающая системы теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личностиАверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 335..

Под внешностью понимают наружный вид человека. Криминалистически значимыми свойствами внешности человека являются ее неповторимость и относительная устойчивость (так, контуры лба, лица, форма головы и другие признаки лица обусловлены строением черепа).

Все признаки внешности можно разделить на две группы:

1) собственные признаки; 2) сопутствующие признаки.

К собственным признакам внешности относят:

· общие физические данные (рост, вес);

· анатомические особенности строения тела человека — общий вид фигуры определяет телосложение (коренастое, атлетическое и т.д.), форма отдельных частей тела — головы, лица, шеи, плеч, груди, спины, рук, ног;

· антропологические признаки (раса, национальность);

· функциональные (динамические) признаки — осанка, походка, голос, жестикуляция, мимика и т.д.

Отдельное место отводится особым приметам — приметам, не связанным с обычным естественным развитием человека, являющимся результатом аномальных отклонений, как врожденных, так и приобретенных (в том числе и по воле человека). Они имеют высокую идентификационную значимость, так как редко встречаются. В свою очередь, особые приметы также могут быть анатомическими — горб, родимые пятна и др., функциональными — хромота, дефекты речи и т.д.

К сопутствующим признакам внешности относят признаки, отражающие особенности оформления внешности — макияж, прическу, одежду, обувь, головной убор и т.д. Фиксация сопутствующих признаков особенно важна при обнаружении неопознанных трупов.

В целом существует много различных критериев классификации признаков внешности. Так, в зависимости от постоянства существования признаки делятся на:

· постоянные (свойственные человеку в течение всей жизни);

· временные (свойственные в определенный промежуток времени — длина волос, кожная сыпь).

В зависимости от происхождения признаки подразделяются на естественные (заложенные природой) и искусственные (результат изменения внешности, например пластическая операция, наращивание волос).

Источники информации о признаках внешности

Источниками информации о признаках внешности и, соответственно, способами фиксации признаков могут быть следующие источники.

· Видеоматериалы (особое значение приобретают при изучении функциональных признаков, которые не отражаются на других каких-либо источниках.

· Субъективные портреты (составляются со слов очевидцев, как путем рисования, так и композиционных, с использованием программ типа «Фоторобот»).

· Слепки, посмертные маски (изготавливаются с умерших людей для установления личности).

· Графические и пластические реконструкции лица по методу, разработанному М.М. Герасимовым. Методика реконструкции лица основана на статистически установленных закономерностях между строением человеческого черепа и толщиной, формой тканей головы и лица. Недостатком этого метода является тот факт, что воссоздание точного портрета практически невозможно, многие частные признаки внешности, используемые при отождествлении, не отражаются (например, форма губ). Кроме того, для изготовления пластической реконструкции необходимы также и навыки скульптора.

Читайте также:  Рекомендации пмпк необходимы для разработки

· Описание по методу словесного портрета. Идею метода словесного портрета впервые озвучил А. Бертильон. Словесный портрет представляет собой метод описания признаков внешности человека, его функциональных особенностей с целью его идентификации. Метод основан на относительной неизменности многих признаков. При этом при описании внешности используются единые термины, описание осуществляется по определенной системе, что позволяет избегать различности в толковании.

При описании по методу словесного портрета сначала характеризуются общефизические данные: пол, рост, телосложение, возраст, антропологический тип. Далее дается описание отдельных частей тела, после этого — функциональные признаки. Описание в целом ведется по принципу от «общего к частному», относительно фигуры человека — сверху вниз. При характеристике отдельных элементов внешности их размер может указываться как в абсолютной, так и в относительной величинеАверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 347..

Черты лица в целом: а — крупные; б — мелкие

Форма отдельных элементов описывается при помощи геометрических фигур или линий (например, форма лица — круглое, овальное; брови — прямые, дугообразные).

Общая конфигурация лица: а — округлое; б — овальное; в — треугольное; г — квадратное; д — прямоугольное; е — ромбовидное

Положение отдельных элементов внешности определяют относительно других элементов внешности, вертикальных и горизонтальных плоскостей тела.

Положение лба: а — вертикальный; б — выступающий; в — скошенный назад

Элементы и признаки лица в фас: а — А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижечелюстные), 1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, 6 — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 15 — осевая (медиальная) линия; б — 1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, 6 — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14 — контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка

Элементы и признаки лица в профиль: а — 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, 6 — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия; б — 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 —линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — противозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха

В отношении волос, тела, глаз указывается цвет.

Описание функциональных признаков включает в себя характеристику осанки (положение головы, туловища, наличие сутулости и т.д.), походки (длина шага, темп, хромота и т.д.), мимики, жестикуляции, речи (наличие акцента, дефектов речи, «слов-паразитов», характеристика голоса и т.д.)

Примеры словесного описания внешности мужчины и женщины Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Контракт; Инфра-М, 2006.

Словесный портрет (полный) мужской.

· Возраст: на вид 25—27 лет.

· Телосложение: среднее, упитанность — средняя.

· Голова: большая, затылок вертикальный, теменная часть куполообразная.

· Волосы: средние, волнистые, по цвету — темно-русые, линия роста — дугообразная.

· Лицо в анфас — овальное, в профиль — прямое, по степени полноты — среднее, по цвету кожи — белое.

· Лоб: средний, вертикальный, по форме — прямой.

· Брови: средние, по форме — прямые, горизонтальные.

· Глаза: малые, горизонтальные, сближенные, по цвету — серые.

· Нос: большой, широкий, спинка носа — прямая, основание — горизонтальное, кончик носа — заостренный; выступание — среднее, глубина переносицы — средняя.

· Рот: средний, смыкание губ — волнистое, углы рта — горизонтальные.

· Губы: средние, выступание обеих губ.

· Подбородок: средний, по контуру — треугольный, по форме — острый, по положению — вертикальный, с ямкой.

· Зубы: среднего размера, частые, выступание одного нижнего зуба, нормальный прикус.

· Ушная раковина: малая, оттопыренность — общее прилегание, по форме — овальная. Мочка — большая, козелок — большой, противокозелок — сильно скошенный. Завиток — большой, противозавиток — выступающий.

· Руки: средней длины.

· Ноги: средней длины.

· Осанка: прямая. Голова наклонена вперед.

· Походка: быстрая, ровная.

· Голос: по тембру — баритон, по силе — средний.

· Особые приметы: небольшой шрам на подбородке.

· Одежда: одет в черные джинсы, коричневый свитер, обут в коричневые ботинки.

Словесный портрет (полный) женский.

· Возраст: на вид 27—30 лет.

· Голова: средняя, затылок вертикальный, теменная часть — плоская.

· Волосы: средней длины, завиты на концах, по цвету — русые, линия роста волос — овальная.

· Лицо: в анфас — прямоугольное, по степени полноты — полное, по цвету кожи — белое.

· Брови: длинные, узкие, дугообразные, скошенные наружу. По положению — горизонтальные.

· Ресницы длинные, окрашены черной тушью.

· Глаза малые, скошенные наружу, по цвету — зеленоватые.

· Нос: короткий, широкий, спинка носа — прямая, основание — слегка опущенное. Кончик носа — закруглен, выступание — малое, глубина переносицы — малая.

· Рот: малый, смыкание губ — волнистое. Углы рта — опущенные.

· Губы: по высоте — малые, ширина каймы губ — малая, окрашены помадой вишневого цвета.

· Подбородок: малый, по контуру — закругленный, по ширине — широкий, по выступанию — прямой.

· Зубы: мелкие, нормальный прикус.

· Ушная раковина: малая, оттопыренность — общая, по форме — круглая, мочка — отделенная.

· Шея: средней длины.

· Руки: средней длины.

· Ноги: средней длины.

· Осанка: прямая. Голова наклонена вперед.

· Жестикуляция: медленные движения головой при разговоре.

· Мимика: прищуривает глаза, имеет привычку в задумчивости пальцами рук касаться подбородка.

· Голос: по тембру — тенор, по силе — средний.

· Одежда, украшения и другие приметы: одета в облегающее шерстяное платье темно-синего цвета, с большим отложным воротником и длинными узкими рукавами. Полочки платья застегиваются на четыре пуговицы, длина застежки — до линии бедер. Обута в черные лаковые туфли на среднем каблуке с застежкой.

Информация о внешнем облике человека широко используется в оперативно-розыскной деятельности в целях установления личности. При использовании информации обязательно учитываются условия ее получения, средства и методы, использовавшиеся для ее получения, оцениваются полнота и достоверность.

Криминалистическая портретная экспертиза

Криминалистическая портретная экспертиза дает возможность произвести идентификацию личности, по результатам ее проведения может быть установлен факт тождества. Так, портретная экспертиза позволяет установить, одно ли и то же лицо изображено на разных снимках, принадлежит ли череп неопознанного трупа лицу, изображенному на снимке.

Совмещение фотоизображений лица и черепа Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2003. С. 362.

Объектами портретной экспертизы могут быть:

· черепа неизвестных трупов;

· рентгеновские снимки (как головы, так и отдельных частей).

При проведении фотопортретной экспертизы широко используются сравнительный, измерительный, математический, кибернетический методы. Для проведения экспертизы предоставленные снимки приводятся к одному масштабу. Сопоставляя фотоизображения, эксперт сравнивает отдельные признаки внешности, анализирует их, оценивает совпадение формы, размеров, расположения. Одинаковые признаки отмечаются. При математической обработке фотоизображения выбираются основные антропометрические точки (например, внутренние и внешние углы глаз), взаиморасположение которых измеряется, полученные расстояния преобразуются в математическую модель. Полученные с разных снимков математические модели сравниваются.

При проведении экспертизы обязательно учитываются условия получения изображений и возможные внесенные изменения.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 586 ;

Правила описания человека по методу словесного портрета

Словесный портрет – это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно “на вид”, указание возраста “на вид” при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность ( тип лица )

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер – малая, средняя, большая;

б) положение – вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

скошенный, выступающий, вертикальный.

а) по густоте – густые, средние, редкие;

б) по длине – короткие, средние, длинные;

в) форма – прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет – светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос – дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически – стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

а) пропорции – узкое, среднее, широкое;

б) по форме – овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль – прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте – худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица – гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины – лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

а) размер по ширине – узкий, средний, широкий;

б) по высоте – низкий, средний, высокий;

в) контур лба – прямой, выпуклый, волнистый.

а) по размеру – короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте – густые, редкие;

в) по форме – прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению – низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

а) по размеру – малые, средние, большие;

б) по форме – щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету – темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению – горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение – сближенные, раздвинутые.

а) по размеру – высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания – малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа – узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки – прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика – узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме – острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению – приподнятое, горизонтальное, опущенное.

а) по размеру – малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ – прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта – опущенные, горизонтальные, приподнятые.

а) по толщине – тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию – верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) – яркие, бледные.

а) по размеру – мелкие, средние, крупные;

б) по положению – редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности – плоские, выпуклые.

а) по высоте – низкий, средний, высокий;

б) по ширине – узкий, средний, широкий;

в) по форме – прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению – скошенный, выступающий, вертикальный.

Читайте также:  Не платят зарплату 2 месяца что делать

а) по размеру – малое, среднее, большое;

б) по форме – круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению – вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность – общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка – короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме – плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру – малый, средний, большой, по контуру – прямой, выпуклый, вогнутый.

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

узкая, средняя, впалая, выступающая.

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

а) по размеру – короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме – прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка: быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция: движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд – это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

5. Голос по тембру: высокий, средний, низкий, громкий, тихий, чистый, звонкий, глухой, хриплый.

6. Речь: медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки – умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50. 55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20. 22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

Тактика допроса. Словесный портрет. Криминалистическая экспертиза

Тактические приемы допроса обвиняемого, отрицающего свою вину. Описание внешности по методу “словесного портрета”, функциональные элементы и сопутствующие признаки. Назначение экспертизы по уголовному делу: объекты для исследования, вопросы экспертам.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления25.03.2015
Размер файла17,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Тактические приемы допроса обвиняемого, отрицающего свою вину

Допрос обвиняемого, который не дает правдивых показаний, лучше начать с мелочей, издалека, с отвлекающей беседы, расспросить его о судимостях, узнать, где отбывал наказание, где жил и работал. Важное значение для изучения личности обвиняемого и установления с ним контакта приобретает его допрос по вопросам анкетной части протокола. Обвиняемому надо дать высказаться до конца, не перебивая, и как можно подробнее занести его показания в протокол. По ходу показаний задаются вопросы незначительные и важные, среди них и такие, на которые уже известен правильный ответ. Когда протокол подписан, и обвиняемый окончательно вошел в свою роль, думая, что ему удалось обмануть следователя, нужно, проанализировав его показания, объяснить обвиняемому, что обман давно раскрыт и его не прерывали лишь по тактическим соображениям. Иногда во время допроса чувствуется внутренняя неуверенность обвиняемого: показания не имеют строго выдержанного плана, произносятся с запинкой; постоянно наблюдает за реакцией следователя на его показания. Если следователь заметил эту неуверенность, надо пресечь попытку говорить неправду, изобличив допрашиваемого имеющимися доказательствами.

В том случае, если обвиняемый упорно не желает давать правдивые показания, более правильно в отношении него избрать тактику постепенного предъявления отдельных доказательств. Каждый такой допрос хотя и не достигает цели сразу, но все же оказывает на обвиняемого определенное влияние. Когда же позиция обвиняемого будет поколеблена, то все имеющиеся известные ему доказательства и новые улики могут быть предъявлены ему в совокупности. Обвиняемый, дающий ложные показания, после допроса проявляет растерянность и все время возвращается к мысли, что его отпирательство не имеет смысла, что он уличен и уже нет сил продолжать запираться. Вначале он защищается в надежде на то, что его вину не смогут доказать, но эта уверенность с каждым новым допросом исчезает. Любая отговорка тут же опровергается, любая ложь тут же обнаруживается, повсюду выступают противоречия, со всех сторон его окружают доказательства. Обвиняемый не видит выхода и делает еще несколько попыток при помощи новой лжи избежать наказания, но терпит поражение. Постепенно в нем крепнет убеждение, что дальнейшее отпирательство бесцельно, и он сознается.

Изобличить обвиняемого, не признающего себя виновным, можно только с помощью доказательств. Следственной практике известны два основных способа предъявления доказательств такому обвиняемому: во-первых, предъявление сначала доказательств менее значительных, затем все более и более веских; во-вторых, предъявление наиболее сильного доказательства в самом начале допроса. Предъявление доказательств в порядке нарастания изобличающей силы оправдывает себя лишь при наличии совокупности взаимосвязанных доказательств. Предъявление вначале самого веского доказательства целесообразно в отношении лиц, не имеющих стойкой установки на ложь, позиция которых поколеблена неопровержимостью доказательств. Если один прием оказывается недостаточно успешным, можно применить другой, ввести в действие новые доказательства, но не следует спешить закончить допрос. Если улики сильны, нужно предъявлять их порознь, подробно развивая каждую в отдельности; если они слабы, следует их собрать воедино. Предъявление всей совокупности доказательств дает положительные результаты при расследовании сравнительно простых дел и в том случае, если собранные доказательства, бесспорно, устанавливают скрываемые допрашиваемым обстоятельства преступления.

В том случае, если обвиняемый не намерен давать правдивые показания, не следует на первом же допросе предъявлять ему все доказательства. Значение того или иного доказательства должно быть разъяснено обвиняемому, особенно если проводились экспертизы и вещественные доказательства подвергались исследованию с помощью научно-технических средств. Правильно оценить значение доказательств мешает обвиняемому то психологическое состояние, в котором он находится в момент предъявления обвинения. Необходимо время, чтобы он привык к мысли о неизбежности разоблачения. И здесь большое значение приобретают повторные допросы. Если все доказательства будут предъявлены на первом допросе, то при последующих придется их повторять, и обвиняемый поймет, что следователь не смог собрать против него новые доказательства. Это, естественно, усилит сопротивление обвиняемого. Совокупность доказательств предъявляется лишь тогда, когда следователь уверен, что этого достаточно, чтобы подвести обвиняемого к выводу о бессмысленности запирательства.

Прежде чем предъявить то или иное доказательство, надо выяснить все обстоятельства, связанные с ним. Делается это осторожно, ибо преждевременное ознакомление обвиняемого с конкретным доказательством может повредить допросу. Эффективность доказательства — в его новизне. Обвиняемый, предполагая, что следователь не располагает доказательствами его вины, старается представить себя человеком честным, не способным на преступление. И когда он решает, что ему поверили, предъявляются основные доказательства, полностью опровергающие то, что до сих пор им говорилось. Поэтому важно определить момент предъявления вещественного доказательства.

В целях изобличения обвиняемого следует также попытаться выяснить при допросе обстоятельства преступления, знать которые может лишь тот, кто это сделал. Это так называемое неосторожное проявление осведомленности. Для этого может быть использован такой тактический прием, как глубокая детализация показаний с последующим их сопоставлением с имеющимися в деле материалами.

Если по делу проходит несколько обвиняемых, и никто из них не признает себя виновным, целесообразно применить следующий тактический прием. От одного из участников группы получают правдивые показания по какому-либо незначительному факту. Затем ему предлагается на очной ставке со своим соучастником повторить только этот эпизод. У второго обвиняемого создается впечатление, что его соучастник рассказал не только этот факт, но и полностью признал себя виновным в совершении преступления.

При расследовании преступлений, совершенных группой, важно пробить брешь в их предварительно согласованных на случай задержания показаниях. Преступная группа сильна до совершения преступления, до задержания одного из соучастников. Затем эта сила оборачивается слабостью. Каждый из них испытывает страх перед реальной необходимостью нести наказание, тягостное сознание того, что он остался в одиночестве. Обвиняемые неизбежно начинают выгораживать себя за счет соучастников.

Обвиняемому, не признающему свою вину, следует объяснить, к каким последствиям может привести это запирательство. Например, если не будут возвращены похищенные материальные ценности, его имущество будет описано, а ему предъявлен гражданский иск. В отдельных случаях это может побудить обвиняемого дать правдивые показания.

Тактика допроса во многом определяется личностью допрашиваемого, особенностями конкретного преступления. Так, например, допрос лица, совершившего кражу, отличен от допроса насильника; убийцы – от наркомана; лица, занимающегося сделками с валютой, – от допроса хулигана. Общие положения тактики допроса находят свое конкретное воплощение при расследовании отдельных видов преступления.

Способы осуществления тактических приемов допроса являются одинаковыми, независимо от вида расследуемого преступления. Но, разумеется, различны их стороны, т.е. выясняемые вопросы, круг допрашиваемых, учет их роли в деле и т.д., а это и составляет специфику применения тактических приемов допроса при расследовании отдельных видов преступлений. Так, при расследовании дел о хулиганстве предметом допроса обвиняемого будут все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, включая причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также отношения между обвиняемым, потерпевшим и свидетелем. Однако характерной особенностью допроса будет выяснение роли каждого обвиняемого при групповом хулиганстве; установление наличия огнестрельного либо холодного оружия и других предметов, которые были специально приспособлены для нанесения телесных повреждений; установление прошлой судимости за хулиганские действия и т.д. Методика расследования отдельного вида преступления конкретизирует тактику следственного действия применительно к составу и событию преступления.

При допросе обвиняемого следует выяснить его позицию к возможности применение полиграфа. Если обвиняемый откажется, нужно выяснить причины отказа, уведомив его о возможности полиграфического тестирования других участников дела (подельников), свидетелей, потерпевшего).

2. Практические задания. По методу «словесного портрета» опишите внешность своего товарища по учебной группе

1. Телосложение нормальное.

2. Рост около 165 см

3. Голова среднего размера, овальной формы.

4. Волосы светлые, кудрявые, средние.

4. Лицо по размеру среднее, овальное, черты лица средние, по контуру прямое, по полноте среднее.

5. Лоб средний, по ширине средний, прямой.

6. Брови дугообразные,по ширине средние, сужающиеся к вискам, средне расставленные, по высоте средние, тонкие.

7. Нос по длине средний, по ширине средний, по выступанию средний, глубина переносья средняя, контур спинки носа прямой, основание носа опущенное, кончик носа округлый, ноздри по величине малые, округлые.

8. Рот по размеру средний, положение углов рта горизонтальное, контур линии губ волнистый, выступание губ отсутствует, высота верхней губы нормальная, контур каймы верхней губы волнистый, ширина губ нормальная, носогубный фильтр прямоугольной формы, со сглаженными краями, величина зубов средняя, контур зубного ряда ровный, цвет белый.

9. Скулы средние.

10. Подбородок овальный, по высоте и ширине средний, выступающий, щеки выпуклые.

11. Кожа гладкая, не смуглая.

12. Ушные раковины вертикальные, скошены назад, небольшая оттопыренность, по форме закругленные, мочка по виду крепления к щеке отдельная.

13. Усы и борода отсутствуют

14. Шея по длине и толщине средняя, положение шеи прямое, кадыка нет.

15. Плечи горизонтальные, выступающие вперед, узкие.

16. Руки по длине средние, тонкие, кисти длинные, ногти по длине длинные.

17. Ноги средние, по длине средние, длина стоп средняя.

Функциональные элементы внешности:

Осанка прямая, походка легка, по скорости смешенная.

Жестикуляция: слабо выраженная

Мимика: не выраженная.

Речь спокойная, связанная, внятная.

Сопутствующие признаки внешности:

Головной убор: отсутствует.

Одежда: черная трикотажная кофта, джинсы синего цвета.

Обувь: белые сапоги.

Описана Новикова Нина Сергеевна

3. В ходе осмотра места происшествия об убийстве Н. были обнаружены и изъяты нож со следами вещества бурого цвета, кепка и несколько окурков от сигарет. В процессе предварительного расследования был установлен и задержан в качестве подозреваемого В.

Читайте также:  Оплата контракта по 44 фз сроки

Какие экспертизы следует назначить по данному уголовному делу ?

Какие объекты для исследования следует представить экспертам ?

Какие вопросы следует поставить перед экспертами ?

А). По окуркам необходимо назначить судебную одонтологическую экспертизу. На разрешение эксперта поставить вопросы:

Имеются ли на окурках следы оттисков зубов?

Оставлены ли они одним лицом, или разными лицами ?

Не оставлены ли данные следы гр-ном В. ?

В распоряжение эксперта необходимо представить окурки и слепки с зубов подозреваемого.

Сначала, необходимо назначить экспертизу запаховых следов. На которую в распоряжение эксперта представить кепку, герметично упакованную, например в стеклянную банку под металлическую крышку; а также запаховые образцы подозреваемого В. : основной образец – высушенная кровь на ватном тампоне в бумажной упаковке, вспомогательный образец – вещь, пропитавшаяся потом гр-на В. Например, майка, носки. Герметично упакованные в фольгу или стеклянную банку.

Затем, по кепке необходимо назначить судебную биологическую экспертизу, на разрешение которых представить саму кепку и образцы волос гр-на В.

На разрешение эксперта поставить вопросы:

Имеются ли на кепке волосы человека? Если да, то какова их половая принадлежность? Не произошли ли эти волосы конкретно от гр-на В.?

Вначале необходимо назначить судебную дактилоскопичкскую экспертизу.

В распоряжение эксперта представить нож и дактокарту подозреваемого.

Перед экспертом поставить вопросы:

Имеются ли на поверхностях ножа следы пальцев рук? Если да, то кому они принадлежат: гр-ну В. или иному лицу?

Затем необходимо назначить судебную биологическую экспертизу. В распоряжение эксперта представить нож, а также образцы крови потерпевшего и подозреваемого.

Перед экспертом необходимо поставить вопросы:

Не является вещество бурого цвета с ножа кровью человека? Если да, то какова ее групповая и половая принадлежность? Не идентична ли эта кровь, крови подозреваемого или потерпевшего?

допрос портрет экспертиза

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный закон РФ от 07.02.11. «О полиции».

3. Уголовный кодекс РФ. М., 2013.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2011

5. Криминалистика: Конспект лекций / Под ред. В.В. Агафонова и др. М., 2009.

6. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко, А.А. Топоркова. М., 2008.

7. Следственные действия: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Смагоринского. М., 2009.

8. Дактилоскопическая экспертиза: Учебное пособие. Красноярск, 2010

9. Назначение и производство судебных экспертиз. М., 2009

10. Селиванов Н.А., Соя-Серко Л.А. Расследование убийств: Учебное пособие. М., 2011.

Подобные документы

Правила описания внешних признаков человека по методу словесного портрета. Внешние проявления психических реакций, свидетельствующих о симптомах лжи. Мотивы уклонения от дачи правдивых показаний и меры к их устранению. Приёмы допроса подозреваемых.

контрольная работа [392,8 K], добавлен 01.06.2017

Криминалистическая сущность, задачи и виды допроса. Процессуальный порядок производства допроса. Общие тактические положения допроса, фиксация его хода и результатов. Тактические приемы допроса свидетеля, подозреваемого в условиях конфликтной ситуации.

дипломная работа [79,0 K], добавлен 29.11.2010

Классификация тактических приемов (комбинаций) допроса. Тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого. Нетрадиционные приемы допроса: применение полиграфа, криминалистической гипнологии, биоритмологи, музыкального и запахового фона.

курсовая работа [56,7 K], добавлен 29.10.2007

Ссылка на алиби как довод подсудимого, отрицающего свою причастность к преступлению. Показания обвиняемого как доказательство по делу и средство защиты обвиняемого от выдвинутых против него обвинений. Факторы, влияющие на формирование ложного алиби.

реферат [10,0 K], добавлен 27.06.2009

Допрос – следственное действие, предусмотренное УПК Российской Федерации. Тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации. Тактические приемы проверки алиби. Установление психологического контакта.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 05.08.2013

Исследование процедуры допроса в уголовном процессе. Характеристика основных стадий допроса свидетеля и потерпевшего: подготовительной, свободного рассказа и ответов на вопросы. Изучение тактических особенностей допроса подозреваемого и обвиняемого.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 21.11.2013

Тактические приемы допроса подозреваемого и обвиняемого. Порядок задержания и заключения под стражу. Применение в допросе сведений, полученных оперативно-розыскным путем. Признаки самооговора. Специфика допрашивания в условиях конфликтной ситуации.

контрольная работа [25,5 K], добавлен 01.12.2012

Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних. Подготовка к проведению допроса, тактика получения показаний. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних.

курсовая работа [74,3 K], добавлен 14.01.2014

История создания и развития “Словесного портрета” как метода криминалистики. Описание признаков внешности человека, средства собирания информации, ее источники. Применение метода словесного портрета в следственной и оперативно-розыскной деятельности.

курсовая работа [3,2 M], добавлен 13.12.2012

Сущность, подготовка и проведение допроса. Цели, задачи и тактические приемы допроса отдельных лиц. Особенности тактики допроса несовершеннолетних, лиц с психическими отклонениями, иностранных граждан. Фиксация хода и результатов допроса отдельных лиц.

дипломная работа [103,2 K], добавлен 27.09.2010

Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.

Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Принципы метода словесного портрета:

    1. системности (определяет последовательность (очередность) описания);
    2. полноты (предусматривает подробную характеристику).

Методика описания признаков внешности человека

1. Фиксируются признаки, характеризующие:

    • общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение;
    • анатомические признаки отдельных областей тела и элементов;
    • функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху — вниз”:

    • фигурау в целом,
    • голова в целом,
    • лицо в целом,
    • отдельные элементы лица,
    • шея, плечи, спина, грудь,
    • руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: “выше среднего”, “ниже среднего”. Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: “средний-малый”, “большой-средний”.

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам:

При этом голова должна находиться в “нормальном” положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т.н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) .

Схема описания внешних признаков по методу “словесного портрета”

Элементы и признаки лица в фас:

1а. Антропометрические точки лица:

А — верхнелобная, Б — глабелла, В — верхненосовая, Г — зрачковые, Д — подносовая, Е — подбородочная, Ж — нижнечелюстные.

1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, 6 — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 15 — осевая (медиальная) линия.

1б.

1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, б — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14— контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка.

Элементы и признаки лица в профиль:

2а.

На 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, б — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 8 — выступание носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия.

2б. 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 — линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — противозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:

    1. по документам, если они не вызывают сомнений;
    2. “на вид” (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.);
    3. по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации:

  • низкий (для мужчин до 160 см),
  • средний (для мужчин от 160 см до 170 см),
  • высокий (для мужчин более 170 см).

Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое.

По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности — очень худой, очень полный — “тучный”).

Описание функциональных признаков

Осанка — привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка — совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция — комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика — движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь — применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи (“вот”, “понимаете” и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Добавить комментарий