С какого момента прекращаются полномочия депутатов госдумы

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П “По делу о толковании статей 84 (пункт “б”), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации”

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П
“По делу о толковании статей 84 (пункт “б”), 99 (части 1, 2 и 4)
и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации”

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

с участием представителей Государственной Думы, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, – депутата Государственной Думы С.А.Попова и адвоката Ю.А.Костанова,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”,

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статей 84 (пункт “б”), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании указанных положений Конституции Российской Федерации.

Заслушав выступление судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснения представителей Государственной Думы, показания свидетеля Б.А.Моисеева, выступление приглашенного в заседание полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно статье 84 (пункт “б”) Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Статья 99 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (часть 1); Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (часть 2); с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (часть 4).

В соответствии со статьей 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации, а именно: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (статья 111, часть 4), при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации не объявляет об отставке Правительства Российской Федерации (статья 117, часть 3), в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации при этом не принимает решения о его отставке (статья 117, часть 4).

Государственная Дума усматривает неопределенность в понимании приведенных положений Конституции Российской Федерации в части, касающейся момента прекращения полномочий Государственной Думы в случае ее роспуска Президентом Российской Федерации. По мнению заявителя, полномочия Государственной Думы в таком случае прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, поскольку Конституция Российской Федерации не устанавливает какого-либо иного момента прекращения полномочий Государственной Думы, кроме названного в статье 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации о Федеральном Собрании как постоянно действующем органе (статья 99, часть 1) и о моменте прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва (статья 99, часть 4). Заявитель считает, что и в период после роспуска Государственная Дума обязана рассмотреть представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в соответствии со статьей 111 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации; Государственная Дума в силу статьи 88 Конституции Российской Федерации должна быть незамедлительно информирована Президентом Российской Федерации о введении им на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Таким образом, согласно позиции заявителя, Государственная Дума после роспуска Президентом Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

2. По буквальному смыслу пункта “б” статьи 84 Конституции Российской Федерации, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации устанавливаются самой Конституцией Российской Федерации. Данное правомочие Президента Российской Федерации конкретизировано в статьях 109 (часть 1), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации. В силу Конституции Российской Федерации никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. Исходя из этого, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года “О референдуме Российской Федерации” запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы (пункт 2 части второй статьи 3).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой при формировании Правительства Российской Федерации (статья 111, часть 4, Конституции Российской Федерации), а также между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации при выражении ею недоверия Правительству Российской Федерации или отказе последнему в доверии (статья 117, части 3 и 4, Конституции Российской Федерации) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства Российской Федерации или, соответственно, продолжение функционирования Правительства Российской Федерации, поддерживаемого Президентом Российской Федерации вопреки недоверию, выраженному Правительству Российской Федерации Государственной Думой.

3. Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, определяется в статье 99 (часть 1) Конституции Российской Федерации как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента Российской Федерации возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном статьей 111 Конституции Российской Федерации, также одновременно с назначением Председателя Правительства Российской Федерации) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено статьей 109 (часть 2) Конституции Российской Федерации). Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки. В этих целях законодатель может установить также необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур. Президент Российской Федерации, в свою очередь, вправе созвать заседание вновь избранной Государственной Думы ранее, чем на тридцатый день после ее избрания (статья 99, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется, кроме того, невозможностью роспуска Совета Федерации, а также установленными статьей 109 Конституции Российской Федерации запретами на роспуск Государственной Думы – в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации (часть 3); с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (часть 4); в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (часть 5). Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента Российской Федерации (статья 92, часть 3, Конституции Российской Федерации).

4. По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 84 (пункт “б”), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4), 117 (части 3 и 4), конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия.

Такие конституционно-правовые последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (статья 3 Конституции Российской Федерации), а следовательно, акты, принятые прежней Государственной Думой после решения о ее роспуске и назначении новых выборов, не имели бы легитимного характера. Именно этим конституционные последствия предусмотренного статьей 109 Конституции Российской Федерации роспуска Государственной Думы отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением установленного в статье 96 (часть 1) Конституции Российской Федерации срока полномочий Государственной Думы, которые согласно статье 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации не прекращаются вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва. Другие возникающие в связи с роспуском Государственной Думы отношения, в том числе касающиеся статуса депутатов, которые не нашли непосредственного разрешения в Конституции Российской Федерации, могут быть урегулированы законодателем.

В силу статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации и исходя из установленной ею системы сдержек и противовесов, никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия. В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено статьями 84 (пункт “б”), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом Российской Федерации, ни другой палатой Федерального Собрания – Советом Федерации.

Превентивное значение названных конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента Российской Федерации и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75 и 106 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Из положений статей 84 (пункт “б”), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

2. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является официальным и общеобязательным.

3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в “Собрании законодательства Российской Федерации” и “Российской газете”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.

С какого момента прекращаются полномочия депутатов госдумы

Конституция Рoссийской Фeдерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий депутатов ГД.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в предусмотренных ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы,

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях: 1) после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ; 3) в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.

Первый случай. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 111 Конституции РФ. Глава государства предлагает палате кандидатуру Председателя Правительства РФ не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения об этой кандидатуре. Каждый другой претендент на должность Председателя Правительства РФ должен представляться Президентом РФ в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ не имеет альтернативы дальнейших действий. Глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В описанной процедуре назначения Председателя Правительства РФ у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Поэтому глава государства может в течение неопределенного времени бездействовать и держать в напряжении депутатов, что не придает стабильности российской системе разделения властей. Во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ относительно возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Второй случай роспуска нижней палаты российского парламента установлен статьей 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После однократного выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В описанной процедуре разрешения конфликта между Правительством РФ и Государственной Думой сильные позиции вновь имеет Президент РФ. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы, что может привести к нестабильности в системе разделения властей. Во-вторых, возможность Президента РФ не согласиться с мнением Государственной Думы о негативной оценке действий (бездействия) российского Правительства показывает, что о парламентской ответственности в России не может быть и речи. Правительство РФ ответственно не перед парламентом, а перед Президентом РФ, который в любом случае будет решать вопрос об отставке Правительства РФ. Попытки Государственной Думы призвать к ответственности Правительство РФ, напротив, могут закончиться роспуском Государственной Думы в зависимости от желания Президента РФ в конкретном случае.

Третий случай роспуска нижней палаты российского парламента также устанавливается статье 117 Конституции РФ.Инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы. Несмотря на то, что с точки зрения срока принятия решения Президентом РФ эта процедура в отличие от двух предыдущих является более определенной, позиции Государственной Думы в системе разделения властей не становятся прочнее. Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы будет все равно решать Президент РФ. Процедура постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ может выгодно использоваться исполнительной властью в случае политического конфликта между парламентом и Правительством РФ. Не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, его Председатель может перехватить инициативу в свои руки и ускорить развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью. Государственной Думе придется реагировать на инициативу Председателя Правительства РФ и принимать решение о доверии либо недоверии высшему исполнительному органу государственной власти, а, значит, идти на риск быть распущенной. Срок принятия такого решения в Конституции РФ также не установлен.

Таким образом, процедура роспуска Государственной Думы свидетельствует об уязвимости положения парламента в системе разделения властей.

В Конституции РФ устанавливаются гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы и непрерывности работы парламента. Одновременно с принятием решения о роспуске Государственной Думы Президент РФ обязан назначить дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения по вопросу отрешения Советом Федерации, в период действия на всей территории военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. А в случае решения вопроса о недоверии Правительству РФ Государственная Дума, кроме того, не может быть распущена в течение года после ее избрания. После роспуска полномочия палаты не прекращаются в полном объеме. Положения Конституции РФ о роспуске Государственной Думы, Конституционный Суд РФ растолковал следующим образом: роспуск означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заведениях палаты. Таким образом, после роспуска могут продолжать работу Совет палаты, комитеты и комиссии, проводится парламентские слушания, а депутаты могут осуществлять работу с избирателями и осуществлять иную деятельность вне заседаний палаты. (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «Б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кто может быть депутатом Государственной Думы?

· гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

· гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах

· гражданин любой страны мира, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах

· гражданин любой страны мира, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

С какого момента прекращаются полномочия депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации прежнего созыва?

· С момента истечения пятилетнего срока полномочий депутатов

· C момента начала работы Государственной Думы нового созыва

· По истечении трех месяцев со дня избрания Государственной Думы нового созыва

· Не позднее месяца со дня избрания Президента Российской Федерации

274. Право законодательной инициативы не принадлежит:

· Президенту Российской Федерации

· Совету Федерации Российской Федерации

· Правительству Российской Федерации

· Министерству юстиции Российской Федерации

275. Федеральные законы принимаются:

· Президентом Российской Федерации

· Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

· Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Конституционным Судом Российской Федерации

276. Допускается ли в Российской Федерации издание федеральных законов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:

· Допускается, если это необходимо для обеспечения безопасности и суверенитета Российской Федерации

· Допускается, если этого требует соблюдение международного договора Российской Федерации

· Допускается, если нормы федерального закона, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не будут опубликованы

Являются ли персональные данные государственных служащих, внесенные в личные дела, сведениями, составляющими государственную тайну?

· нет, не являются

· являются, если при приеме на службу государственный служащий заявил об этом по установленной форме

· являются в тех случаях, когда это установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

278. Основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации определяются:

· Правительством Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации

279. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

· законодательную, исполнительную и судебную

· федеральную, региональную и муниципальную

· гражданскую, военную и правоохранительную

280. К числу вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, НЕ отнесены:

· Контроль за соблюдением федеральных законов

· Федеративное устройство и территория Российской Федерации

· Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

· Федеральная государственная служба

Во всех ли случаях федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов Российской Федерации?

· Да, во всех случаях

· Во всех случаях, за исключением вопросов, находящихся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

· Во всех случаях, за исключением вопросов, находящихся в пределах исключительного ведения Российской Федерации

· Законодательство субъектов Российской Федерации всегда имеет приоритет

282. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации

· Если это не влечет ограничения прав и свобод человека

· В соответствии с международными договорами, если это не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации

· При условии, что такая передача соответствует международным договорам Российской Федерации

283. Органы местного самоуправления являются:

· Органами государственной власти муниципального уровня

· Органами, избираемыми непосредственно населением

· Органами, образуемыми представительным органом муниципального образования

· Органами, избираемыми непосредственно населением и (или) образуемыми представительным органом муниципального образования, наделяемые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

284. Структура органов местного самоуправления определяется:

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 111920 ;

Статья 99 Конституции России

Текст Ст. 99 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к Ст. 99 Конституции Российской Федерации

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. При этом члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, однако организуются и функционируют по-разному.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. В том же порядке, в каком он назначен, член Совета Федерации может быть отозван. Таким образом, в Совете Федерации идет непрерывное изменение состава, вызываемое избранием (назначением) его новых членов. При этом Конституция РФ не предусматривает случаев роспуска или приостановления деятельности Совета Федерации*(518).

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания. Кроме того, комитет, комиссия Совета Федерации могут проводить в субъектах Российской Федерации выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия. Также в Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации и его заместителей, создаваться рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации, экспертные советы на общественных началах, консультативные советы из числа членов Совета Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Днем голосования является первое воскресенье месяца, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Таким образом, деятельность Государственной Думы с избранием новой Думы не прекращается ни на один день.

Государственная Дума может быть распущена. Чтобы гарантировать конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа, на Президента РФ возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции РФ, одновременно с назначением Председателя Правительства РФ) назначить и дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции РФ*(519).

Государственная Дума собирается на весеннюю сессию (с 12 января по 20 июня) и осеннюю сессию (с 1 сентября по 25 декабря). Однако может обсуждаться вопрос о продлении весенней сессии на две недели. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, идет работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Кроме того, по инициативе комитета, комиссии, депутатского объединения в Государственной Думе в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, и в Парламентском центре могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.

Работа депутатов с избирателями проводится в каждую последнюю неделю месяца во время сессии, а также в период с 26 декабря по 11 января, с 21 июня до дня начала ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы и в период со дня, следующего за днем окончания ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы, по 31 августа. Депутату Государственной Думы, как и члену Совета Федерации, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

2. Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультации по кандидатуре Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Государственной Думы*(520).

Однако существует возможность созвать первое заседание Государственной Думы раньше указанного выше срока. Этим правом обладает Президент РФ. Так, например, Указом от 20 декабря 2003 г. N 1498 он постановил «созвать первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 29 декабря 2003 г. в 12 часов»*(521). Таким образом, Государственная Дума четвертого созыва собралась на первое заседание через 21 день после ее избрания, 7 декабря 2003 г.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, который руководит заседанием до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя. Например, первое заседание Государственной Думы четвертого созыва 29 декабря 2003 г. открыл 80-летний депутат В. Варенников (представитель избирательного блока «Родина»), старейший депутат Государственной Думы.

После открытия Государственной Думы до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними*(522). Такая норма в Регламенте Государственной Думы необходима вследствие того, что старшему депутату, возможно, сложно будет провести заседание от начала и до конца по причине возрастных особенностей. В связи с этим и появилось положение, закрепляющее возможность помощи ему. Если старейший по возрасту депутат Государственной Думы не может выполнять на первом ее заседании функции председательствующего по состоянию здоровья или другим причинам, председательствует следующий за ним по возрасту депутат.

Парламентская традиция открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва старейшим депутатом существует во многих странах. В частности, она существовала в Верховных Советах СССР и РСФСР и сохранилась в Государственной Думе. Выдвижение на первый план общечеловеческого признака — возраста депутата — свидетельствует об уважении к парламентским традициям, подчеркивает единство депутатского корпуса и отчасти смягчает острую политическую борьбу, которая разворачивается на первых заседаниях парламента нового созыва*(523).

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе. Такое заседание начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Таким образом, до открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва депутаты Государственной Думы прежнего созыва вправе заседать и принимать решения. Данное положение обеспечивает непрерывность полномочий Государственной Думы как постоянно действующего органа.

Однако существует исключение, по которому полномочия депутатов Государственной Думы прекращаются со дня роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. В этом случае первое заседание Государственной Думы должно состояться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Таким образом, в период роспуска Государственной Думы продолжает действовать только Совет Федерации (см. комментарий к ст. 109).

Новый срок для президента. Что важно знать

  • Депутаты от «Единой России» и ЛДПР предложили провести досрочные выборы в Думу. Для этого в президентский закон об изменениях в Конституцию внесли соответствующую поправку, но после заявления Путина отозвали.
  • Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки, что позволит Владимиру Путину принять участие в новых выборах. Президент после предложения Терешковой решил приехать в Думу.
  • Путин заявил, что не видит необходимости досрочных выборов в Думу и снятия ограничений на количество сроков, но поддержал идею поправки об обнулении президентских сроков в случае, если за нее проголосуют россияне и если она пройдет проверку Конституционного суда.
  • Дума приняла во втором чтении поправку об обнулении президентских сроков для бывшего и действующего президента.

Новый срок для президента

Предложение о досрочных выборах поддержала первая женщина-космонавт, депутат от «Единой России» Валентина Терешкова. Она также попросила снять ограничения на участие Владимира Путина в президентских выборах.

  • «Предложения были разные. Кто-то прямо говорил: надо, чтобы Путин обязательно остался. Кто-то выступал за обновление власти, за новые лица, но и у них была оговорка: нужно, чтобы Путин все-таки был рядом — мол, вдруг пойдет что-то не так, он сможет поддержать, помочь, подстраховать. Отсюда так много разговоров и о Госсовете, и о Совете безопасности, и о Конституционном суде, и о Совете Федерации. Речь идет не столько о роли этих органов, сколько о том, пойдет ли туда Путин. Иногда даже имени его не упоминают, но, по сути, говорят о нем. Вопрос на самом деле стоит не о нем, а о нас, гражданах России и ее будущем. А если так, зачем крутить и мудрить? Зачем городить какие-то искусственные конструкции? Надо все честно, открыто, публично предусмотреть — или вообще убрать ограничения по числу президентских сроков в Конституции, или, если этого потребует ситуация и если этого захотят люди, заложить в Законе возможность для действующего президента вновь избираться на эту должность. Это гарантия устойчивости как внутри страны, так и по ее внешнему контуру».

Через полтора часа после предложения Терешковой президент приехал в Думу и выступил перед депутатами. Он выступил против предложения досрочных выборов в Думу и отмены ограничения на количество президентских сроков. Путин поддержал предложенное Терешковой обнуление президентских сроков, в случае если по поправке положительное заключение даст Конституционный суд.

  • «Второе предложение, по сути, означает снять ограничение для любого человека, любого гражданина, включая действующего президента, и разрешить в будущем участвовать в выборах. Естественно, в ходе открытых и конкурентных выборов. Разумеется, только если граждане поддержат такое предложение, такую поправку. Скажут «да» в ходе общероссийского голосования 22 апреля текущего года».

Дума приняла поправку Терешковой во втором чтении. Согласно этой поправке для занимавшего или занимающего на момент вступления в силу поправки президента это ограничение снимается.

Согласно ранее внесенным Путиным поправкам в Конституцию количество президентских сроков ограничивается двумя, убирается слово «подряд», позволявшее принять участие в выборах после перерыва.

  • «Сейчас вот мы рассматриваем поправки в Конституцию. Звучит очень много разных предложений: и отменить количество сроков, на которые может избираться президент. Но все-таки, на мой взгляд, для того, чтобы гарантировать сменяемость власти (а для такой страны, как наша, это важно), все-таки лучше, если количество сроков избрания президента будет ограничено», — сказал Путин в интервью для документального проекта «Пролетев над бездной», фрагмент которого показали 8 марта на телеканале «Россия 1». При этом он отмечал, что во многих странах нет ограничений на президентские сроки.

Он отметил, что ничего необычного в неограниченном количестве сроков, на которые может избираться президент, нет. «Во многих странах нет никакого ограничения по срокам избрания президента. На Западе, в тех же [Соединенных] Штатах с исторической точки зрения совсем недавно это было отменено», — добавил он.

Кто, как и почему предложил досрочные выборы

Во вторник, 10 марта, Госдума принимает во втором чтении поправки в Конституцию. Перед началом заседания лидер ЛДПР Владимир Жириновский после совещания лидеров фракций со спикером Вячеславом Володиным предложил провести 20 сентября досрочные выборы в Госдуму.

  • «Если обновленная Конституция вступает в силу в апреле, то, наверное, надо в стране провести досрочные выборы в Государственную думу, чтобы уже новый парламент действовал с новыми полномочиями».

Жириновский также сказал, что, «наверное, надо вспомнить и про выборы президента». Он предложил передать полномочия по выборам главы государства Госсовету.

Внести подобные поправки во время второго чтения поправок в Конституцию предложил депутат от «Единой России», сооснователь партии и член ее высшего совета Александр Карелин.

  • «Я считаю, что было бы честным провести новые выборы под такие новые наши возможности».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поддержал идею досрочных выборов. КПРФ выступила против. «Инициативы, которые звучат сейчас в Госдуме, я комментировать не буду. Они будут рассмотрены, и в ближайшее время президент даст им оценку», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Вскоре после выступления Карелина депутаты внесли соответствующую поправку:

  • «Государственная дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции РФ, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Госдумы принять решение о сокращении срока полномочий Госдумы данного созыва. В этом случае президент РФ вправе назначить новые выборы Госдумы. Госдума восьмого созыва собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после его избрания; полномочия Госдумы седьмого созыва прекращаются в соответствии с частью 4 статьи 99 Конституции России».

Разговоры о досрочных выборах

5 марта президент Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Госдумы и спикером палаты Вячеславом Володиным. «В повестке встречи вопроса досрочных выборов нет. Президент такой вопрос ставить не будет», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточняя, что вопрос могут поднять участники встречи. В стенограмме встречи на сайте Кремля тема досрочных выборов не упоминается.

Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников 23 января заявил, что принятие поправок не предусматривает самороспуска Думы. «Я официально опровергаю слухи: поправки о самороспуске нет и не будет. Этого нет, из текста [предлагаемых поправок] это не вытекает», — говорил Крашенинников. Он также опровергал, что изменения в Конституции требуют досрочных выборов президента.

4 марта издание «Проект» со ссылкой на пять источников в Кремле, Госдуме, а также близких к администрации президента, сообщило, что в руководстве страны обсуждают идею провести досрочные выборы в Госдуму. По данным источников, если Путин решит поддержать идею, то о досрочных выборах объявят уже в ближайшие дни. Собеседники издания также предположили, что с идеей досрочных выборов выступят представители фракций на встрече с президентом.

Первым из политиков об обнулении президентских сроков Путина в связи с уточнениями президентских полномочий в Конституции заявил экс-помощник главы государства Владислав Сурков. С юридической точки зрения появится необходимость обнулить президентские сроки, заявил он в интервью порталу «Актуальные комментарии» 26 февраля.

  • «С новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства. На него не смогут распространяться ограничения нынешнего президентства», — говорил Сурков.

Комментируя его заявление, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эти слова частным мнением.

О том, что в администрации президента рассматривают вариант провести осенью досрочные парламентские выборы, в январе писал Bloomberg со ссылкой на источник, близкий к «Единой России».

Комментируя тогда публикацию, Володин назвал ее фейком и заявил, что целью публикации было «вмешаться в наши выборы и нести смуту в головах».

Изменение полномочий Госдумы

15 января Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию и предложил внести изменения в Конституцию.

Читайте также:  Обязанности фельдшера скорой помощи
Добавить комментарий