Приказная система управления в 17 веке

Приказная система управления Московским царством: причины создания и упразднения

Приказ – центральный орган управления в Московском царстве, созданный ещё Иваном III. Эта единица управления смогла просуществовать около двух веков, однако позже была упразднена при Петре I. Взамен им пришли коллегии.

Во главе каждого приказа стоял дьяк, который выбирался лично царём и боярской думой, из-за чего на эту должность часто назначались последние. Помощниками судей служили подьячие – именно на них сваливалась вся «чёрная» работа.

Всего такой орган можно было подразделить на 3 группы:

  • Дворцовые приказы занимались делами дворцового управления;
  • Общегосударственные приказы отвечали за управление Россией в целом;
  • Территориальные приказы следили за отдельными частями Московского царства.

Работа Счётного приказа и приказа Тайных дел была кратковременной и нерегулярной, поэтому эти органы не существовали всегда, а созывались лишь на время.

Так же отдельным пластом можно рассматривать Патриаршие приказы, а именно Казенный и Дворцовый. Первый из них отвечал за сохранность церковного имущества и управление им, а второй за работу церковной системы и её подразделений.

Чтобы понять полномочия приказов, можно сравнить их с современной системой управления. По сегодняшним меркам этот орган представлял исполнительную власть, то есть занимал низшее положение.

Зарождение приказов

К XV веку удалось устранить раздробленность России, путём окончательного присоединения отдельных княжеств и республик. Однако проблемы ещё оставались, ведь, чтобы сохранить порядок в таком огромном государстве и вновь не допустить развала, надо было наладить систему управления страной. Конечно, во всех княжествах она уже существовала, но между собой эти правила и принципы сильно различались. По этой причине царь Иван III создал временные единицы власти, которые состояли из приближенных к нему бояр и чиновников. Каждый такой орган отвечал за определённую область жизни страны: от внешней политики до государственных измен. Само слово «приказ» появилось из выражения «быть в приказе», то есть исполнять царскую волю.

Хозяйственные приказы

Вопреки прогнозам Ивана Васильевича III приказы стали постоянными органами государственного управления. Опыт их основателя переняли следующие правители и создали ещё больше подобных подразделений.

Прежде всего, царю нужно было установить порядок во дворце и в своих резиденциях, поэтому первым учреждённым им органом стал Дворцовый приказ, занимающийся делами Кремля и ведением хозяйства в нём. Вообще Иван Васильевич очень бережно относился к личной собственности, и именно при нём большая часть Москвы была переделана: появились новые палаты, церкви и другие крупные постройки.

Следующим по очереди стал приказ казны. Его деятельность была направлена на сбор налогов с граждан, что являлось основной прибылью любого государства. Позже от него отделился Счётный приказ, который стал специализироваться на сборах косвенного налога, а именно сбор за торговлю, а также на получении прибыли с иностранных купцов.

Также можно выделить:

  • Царская и Царицына мастерская палата: изготовление одежды, обуви, украшений для царей и их семей;
  • Конюшенный приказ: уход за лошадьми, организация выездок;
  • Сокольничий приказ: уход за царскими соколами, проведение соколиной охоты.

Общегосударственные приказы

Считались одними из самых почётных, поэтому попасть туда было сложно. Занимались организацией каких-либо областей жизни или производства на территории всей России:

  • Ямской: отвечал за налаживание сообщения между городами, а также за почтовые доставки;
  • Посольский: в его полномочия входило ведение внешней политики, в том числе, и возвращение пленённых солдат на родину;
  • Большая казна: сбор денег с городов или отраслей, подчиняющихся другими приказам;
  • Каменных дел: сооружение каменных построек в крупных городах;
  • Оружейная палата: производство, хранение и учёт оружия, закуп новейших моделей. Как раз к началу работы этого органа в предгорьях Урала были обнаружены залежи различных металлических руд, так что проблемы с оснащением солдат не появлялись;
  • Рейтарский: управление конными военными подразделениями;
  • Пушкарский: назначение людей на военные должности. Также в его полномочия входила выплата им жалований и прочие процедуры;
  • Стрелецкий: управление наземными войсками, а также казаками. В его обязанности входила проверка явки всех военнообязанных феодалов. В отличие от Европы, где войска уже были полностью наёмными, то есть воины набирались по договору и получали за это жалование, в России до сих пор большая часть армии состояла из государевых подданных.
  • Разрядный: занимался назначением людей на государственные должности. Был одним из самых важных для знати, так как именно этот приказ решал, на какую службу их направят: военную или гражданскую. По этой причине попасть туда на службу было очень трудно, и удостаивались такой части только бояре и дворяне;
  • Иноземный: управление всеми войсками, в том числе, и теми, где числились иностранные воины;
  • Поместный: распределение поместий и сбор налога с них.

Областные приказы

Эти приказы, в отличие от Общегосударственных, занимались делами на порученной им территории. Всего Московское царство было разделено на 4 такие части: Смоленская, Малороссийская, Сибирская и Казанская. Каждый из таких органов обладал властью только в одной области, где и разбирался в делах жителей, а также помогал устанавливать царскую власть.

Чиновники

Стать дьяком мог только боярин или дворянин, кого выбрал сам царь. Однако эти люди не имели образования в области управления людьми и организацией работы, поэтому приказы нуждались в квалифицированных сотрудниках. Лишь спустя какое-то время в этих органах стали назначаться на должность подьячие и мелкие чиновники, дослужившиеся до этой должности самостоятельно, а не при помощи «знатной» крови.

Некоторые главы приказов настолько выделялись, что удостаивались чести попасть в государственную Думу, где они начинали работать, совмещая это со старыми обязанностями подьячего. Именно благодаря таким повышениям Московское царство смогло получить таких талантливых государственных деятелей, как братья Щелкаловы и Иван Висковатый.

Итог

Несмотря на все видимые преимущества такой системы, она не была столь идеальной. Прежде всего, именно из-за того, что назначали главами только бояр, которые не пренебрегали волокитой и взяточничеством. Именно в этот период появилась такая фраза, как «волочить дело». Подьячие не только затягивали дела, но и брали огромные взятки, которые стали их основной прибылью.

В начале своего существования система приказов была довольно эффективна, но со временем этот показатель упал. Так, к началу XVII века подобных органов насчитывалось около 40, тогда как к середине их число возросло до 100. Крупные приказы стали делиться, появлялись новые, которые вовсе были не нужны, но это было выгодно боярам, желавшим укрепить свою власть и увеличить состояние. Именно по этой причине царь-реформатор Пётр I упразднил приказы, а заодно и избавился от бояр, обкрадывающих русский народ. На их место пришли коллегии, где трудились талантливые дворяне.

Система управления государством в России в 17 веке

Начало XVII столетия ознаменовано одним из самых тяжких и печальных периодов в истории России. Со смертью сына Ивана Грозного – Федора, не имевшего наследников, заканчивается царствование династии Рюриковичей.

В течение ряда лет различные представители боярских кланов боролись между собой за право управлять государством. Наступили смутные времена, результатом которых стал кризис, затронувший не только экономику, но и обостривший внешнеполитическую обстановку. Смута стала причиной потери ряда российских территорий и гибели значительной части населения страны.

Возрождение монархии

Российскому государству требовалось правительство, устраивающее все политические стороны. Поэтому в январе 1613 года было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси.

Вокруг кандидатуры царя разгорелась нешуточная борьба. В результате, 21 февраля, на царский престол решено было избрать 16-ти летнего Михаила Романова, положившего начало правлению династии Романовых в течение последующих 300 лет.

Новому государю требовалось не только поднять экономику, восстановить территориальную целостность страны, но и возродить истинные православные ценности. Царь воспринимался народом как защитник нравственных идеалов – истины, правосудия, справедливости.
Для возрождения самодержавия требовалось единство светской власти и духовенства. Царская власть наделялась божественным происхождением. Это во многом облегчалось тем, что отцом царя Михаила Романова являлся патриарх Филарет, фактически правивший страной, особенно в первые годы воцарения на престол Михаила.

Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 в.

Восстановление царской монархии не давало государю право единолично вершить важные государственные дела. Наравне с ним главенствующая власть в стране оставалась, как и прежде, за Боярской думой. В обязанности Думы входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Первоначально совет состоял из представителей столичного и удельных княжеств, думного дворянства и дьяков, представляя собой аристократический орган. Но, постепенно, в течение всего столетия, количество членов Думы увеличивается почти вдвое за счет появления в ней низших чинов – окольничих, думных дворян и дьяков.

Самостоятельно принимать решения, не получив одобрения царя, боярскому совету было запрещено. Несмотря на то, что государь не всегда посещал заседания, все решения Думы требовали окончательного утверждения царем.

Существовала еще «ближняя дума», состоящая из доверенных лиц царя. Все решения государя предварительно обсуждались с ее членами.
В конце 17 столетия была создана «Расправная палата», включающая в себя членов Думы от каждого сословного чина. В функции Расправной палаты входило рассмотрение важных судебных дел.

Читайте также:  Задолженность перед бюджетом счет

Функционирование земских соборов

Ослабленная в результате Смуты власть царя нуждалась в поддержке сословного общества. Это стало причиной возрастающей роли Земских соборов в принятии важных государственных актов.

Несмотря на значимость «всех русских земель» в государственном управлении, они являлись всего лишь совещательным органом при царской власти. В заседаниях соборов обязательно принимали участие члены Боярской думы, представители высшей церковной власти, выборные от различных слоев общества: московского дворянства, служилых людей по строевым частям, «тяглых людей». Возглавлял собор царь или его представитель.

До 1622 года собор собирается постоянно, решая многие финансовые вопросы, такие как сбор средств на ведение войн, налогообложение.
По окончании десятилетнего перерыва, с 1632 года «совет всей земли» снова начинает свою деятельность, но уже довольно редко.
С постепенным упрочнением самодержавной власти надобность в поддержке «всех земель» отпадает, деятельность соборов постепенно затухает. 1649 год знаменуется принятием Соборного Уложения, давшего возможность царю проводить самостоятельную политику.
В 1684 году, после последнего заседания, где основным вопросом был мир с Речью Посполитой, земские соборы прекратили свое существование.

Развитие приказной системы

Опустошение казны в результате Смуты вынудило Михаила Романова восстановить приказную систему. Для решения финансовых проблем создавались новые приказы, отвечающие за сбор налогов.

Система приказов состояла из трех основных групп:
1. Общегосударственные приказы, находящиеся под управлением Боярской думы.
2. Дворцовые приказы, управлявшие собственностью царя и находящиеся в его непосредственном подчинении.
3. Патриаршие, созданные для управления имуществом патриарха, а также для ведения судебных дел, относящихся к преступлениям против веры.

Начало 17 века характеризуется созданием временных приказов специальным указом, в котором оговаривались функции, штат, бюджет приказа, а также назначался его глава.

Происходящие, начиная с середины XVII столетия, изменения в социально-экономическом развитии России потребовали реорганизации государственного аппарата. Следствием этого, стало создание приказа Большой казны, в компетенцию которого входило решение всех финансовых вопросов.

Иерархическая структура приказов была следующей:
•глава – судья;
•помощник судьи – дьяк;
•канцелярские служащие – подъячие.

Значительный рост приказных и отсутствие законодательных актов, регламентирующих деятельность приказов стали причиной развития взяточничества и злоупотреблений.

Управление на местах

Усиление власти на местах потребовало создание нового звена – воеводского управления. Воеводы, ранее существовавшие только в пограничных городах и избиравшиеся народом, теперь назначались во все города царским указом и подчинялись Разрядному приказу.
В функции воевод входило управление территорией в интересах государя, в том числе полицейский надзор, розыск и возвращение беглых, фискальные функции, охрана границ.

Назначались воеводы на срок от одного года до трех лет, получая за службу вотчины и жалованье.

Несмотря на то, что на местах оставались еще такие формы «самоуправления» как губные и земские избы, воеводам вменялось в обязанность контролировать их. Позже воеводам было разрешено полностью регулировать их деятельность.

Таким образом, сосредоточение власти на местах в руках воевод полностью заменило выборные органы, став окончательным этапом в централизации власти.

Происшедший в середине 17 века раскол церкви послужил на руку царствовавшему тогда Алексею Романову. Стремление тогдашнего патриарха Никона к власти, считавшего царство ниже священства, привело к его падению. Это позволило Алексею Михайловичу полностью подчинить церковь государству.

В результате, к концу XVII столетия вся власть в России была сосредоточена в руках государя.

Централизация власти с созданием многочисленного бюрократического аппарата содействовала укреплению монархического строя, но несовершенство разветвленной системы управления не соответствовало потребностям нового времени.

Приказная система управления в XVI в.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной си­стемы к приказной системе управления.

Новые органы центрального управления <приказы) возникли без законодательной основы, они учреждались спонтанно, по мере необ­ходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, дру­гие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные прика­зы. Не существовало и строгого разграничения функций между прика­зами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восста­ний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Приказы явля­лись не только административными учреждениями, но и судебными органами. Часто они дублировали друг друга как в работе по своим от­раслям, так и в вопросах территориального управления, что вносило некоторую путаницу в систему управления и суда. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновни­ков, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. По­дьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся на столы и повытъя по ветвям управления. К XVII в. приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих.

В период становления приказной системы ведущее место принад­лежало военно-административным приказам. Шла реорганизация ар­мии, основу которой отныне составляли дворянская конница и стрель­цы. Для управления стрелецким войском, созданным в результате ре­форм Ивана IV, был образован специальный Стрелецкий приказ. Лич­ным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный при­каз, который регистрировал все случаи назначения на должности, пе­ремещений по службе. Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Военным управлением занимались также Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и другие приказы.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал По­местный приказ, который следил за тем, чтобы они получали помест­ные земли за военную службу в соответствии с установленными нор­мами.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, создававшиеся по мере присоединения новых территорий. В XVI в. это Московская, Владимирская, Дмитровская, Рязанская четверти (чет­вертные приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Си­бирский приказ), Казанский приказ и Малороссийский приказ (по де­лам Украины).

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ве­дали дворцовые приказы. К ним относились: Приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюш­ней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельни­чий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих при­казов считались самыми важными и почетными. В соответствии с прин­ципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

Важное значение имели приказы, осуществлявшие финансовое управление: Приказ Большой казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Приказ Большого прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и про­чие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ве­домство.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию – взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Судебные приказы (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.) возникли в конце XVII в. и выполняли функции высших судебных органов. Позднее эти приказы вместе с Челобитным были объединены в единый Судебный приказ.

В период сословно-представительной монархии появляется про­образ центрального полицейского органа. Вначале действовала комис­сия Боярской думы по разбойным делам, затем был создан особый Раз­бойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с уголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. В 1682 г. образовался Сыскной приказ, ведавший уголовными и полицейскими делами и тюрьмами. Земский приказ осуществлял полицейское и судебное управление на­селением Москвы.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, ведавший внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. От­сутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должно было участвовать ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения го­сударственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внеш­ней политики должен решать лично он. Помогать в этом были призва­ны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, что­бы вести переговоры с представителями иностранных государств. В приказе вырабатывались важнейшие документы Российского государ­ства по внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он участвовал в решении пограничных конфликтов, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, пред­почитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно мно­жество других функций. В связи с распространением кабального хо­лопства возникает потребность в специальном органе. Главная обя­занность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Отдельную группу составляли ведомства государственно-церков­ного управления: Патриаршийдвор, Приказ церковныхдел, Монастыр­ский приказ.

Существовали многочисленные приказы специальных ветвей уп­равления, например Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный, Аптекарский и другие приказы.

Читайте также:  Основания и порядок приостановления полномочий судьи

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свы­ше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, созда­ние полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией – Малороссийского приказа, воз­вращение смоленских земель – Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономи­ческой и политической структуры общества. В государственном аппа­рате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчет­веро больше – 2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и Приказе Большой казны. Штат Приказа Боль­шого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах си­дело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в при­казах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей – свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Создание централизованной приказной системы, в деятельности ко­торой главную роль играло служилое дворянство, ограничило роль фео­дальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция увеличения роли государства с опорой на формирующееся дво­рянское сословие прослеживается и в реформе местного управления.

15.Приказная система управления в XVII в.

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились “служилые люди по отечеству” (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и “служилые люди по прибору” (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями)и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию – взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказазаключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались – по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа, возвращение смоленских земель —Смоленского приказаи т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние “беспородных людей”. Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и “сидеть негде, стоя пишут”. Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Приказная система управления в XVII в.

Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более или менее устойчивый штат, характерное делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя – текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

Все приказы делятся натри большие группы: 1) Приказы общегосударственной компетенции, 2) Дворцовые, 3) Патриаршие. Первая группа приказов сосредоточивала в себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

Читайте также:  Приказ о зачислении на работу образец

Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной потому, что в основе образования и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

Полнота прав, присущая деятельности таких территориальных приказов, как Казанский, Астраханский, Сибирский, Смоленский, противоречила функционированию «отраслевых» приказов — Посольского, Разрядного, Поместного и иных. До конца существования приказной системы большая часть страны управлялась через территориальные (областные) приказы. Они обладали всей полнотой власти центральных учреждений, но только на определенной территории. Для того времени это было наиболее приемлемо для целостности государства и самодержавной власти.

В XVII в. отношения между приказами не регулировались каким-то определенным законом. На практике вырабатывались приемы сношений между учреждениями, которым приказные служащие традиционно следовали. Приказы не могли давать распоряжения тем государственным учреждениям (приказам), которые были подчинены другим приказам. Специфической чертой приказного строя являлось существование своеобразной системы объединения приказов, состоявшей из главного приказа и присудов (с 70—80-х гг. XVII в. в подчинение Посольского приказа попали Малороссийский, Новгородский и др.). Присуды не имели собственных судей. Такой приказ, не меняя внутренней структуры, входил в подчинение другому приказу и имел общего с ним судью, который был судьей начальствующего приказа. Он наряду с делами своего приказа разбирал дела присуда. Последние легко превращались в столы главного приказа и могли «странствовать» из одного приказа в другой. Ликвидация приказа как самостоятельной единицы еще не означала, что в будущем у него нет перспективы возродиться в виде самостоятельного учреждения — полноценного приказа. Такая неопределенность приказной структуры позволяла приказам сливаться и разъединяться.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое или территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно-служилых категорий — чинов. Таким образом, приказы являлись и судебными, и административными органами. В судебной сфере процесс централизации также не был ни последовательным, ни прямолинейным. Например, Поместный приказ содержал два полка и вел самостоятельно суд и расправу.

Финансирование приказов отражало суть приказной системы: создаваемые приказы были поручением, и под него изыскивался источник финансирования, будь то специальный налог или извлеченная из кассы другого приказа сумма. Кроме того, к приказу была прикреплена определенная территория, с населения которой он взимал налоги. С годами складывались определенные связки приказов дохода и приказов расхода. Но основная масса денег распределялась бессистемно: если в одном приказе были деньги, они шли в тот, где их не хватало. Для выполнения финансовых функций была образована целая группа приказов – Приказ Большого прихода, Приказ Большой казны, Приказ денежного сбора, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Счетный приказ и др. Одни действовали вплоть до Петровской реформы управления 1718-1721 гг., другие прекратили свое существование на рубеже XVIII в.

В целом применительно к приказам и их служащим в XVII столетии следует отметить два переломных момента. Во-первых, 40—50 гг. XVII в., когда в рамках сословно-представительного государства создавалось общее законодательство, определившее основные стороны функционирования приказных штатов государственных учреждений и утвердившее приказное начало. Законодательство ограничило социальную среду комплектования, ввело «указное число» служащих для каждого учреждения и размеры отпускаемого им содержания, а также установило внутренний распорядок работы центральных учреждений. Во-вторых, 70-е гг. XVII в., когда под воздействием новых явлений в жизни страны перед государственными учреждениями и их штатами встали новые сложные задачи, что привело к резкому возрастанию числа приказных служащих. Особая приказная среда в значительной мере воспроизводила себя.

Приказной строй был уникальным, самобытным явлением в истории российской государственности и культуры.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Приказная система

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Добавить комментарий