Право в системе социального регулирования кратко

Право в системе социального регулирования. Понятие социального регулирования. Право и мораль. Право и иные социальные нормы.

Социальное регулирование – это система норм, обеспечивающая воздействие на поведение человека в обществе.

Социальное регулирование бывает двух видов:

1) Нормативное регулирование. Осуществляется с помощью системы норм.

2) Индивидуальное регулирование осуществляется с помощью индивидуального регулирования.

Нас интересуют нормы.

Нормы входящие туда:

2) Мораль. Представление людей о добре и зле, о справедливом или не справедливом, постыдном и похвальном, которые стихийно возникают в сознании людей и обеспечивается силой общественного воздействия.

Отличие нормы морали и права:

Нормы права создаются государством.

Нормы морали образуются стихийно в сознании людей.

По форме существования:

1) Формально закреплены. То есть письменно закреплено.

2) Нормы морали не закреплены.

По сфере действия:

1) Право регулирует только поведение, действия.

2) Моральные нормы регулируют и действия тоже, но в основном мысли, чувства и т.д.

По характеру обеспечения:

1) Нормы права обеспечивается силой государственного принуждения.

2) Обеспечивается силой общественного воздействия.

1) Признаки права уже записывались.

2) Признаки морали не имеют ни одного из признаков права.

Как они между собой взаимодействуют?

Мораль регулирует и оценивает не только мысли, но и поведение тоже.

1) Нормы права и мораль едины. Имеют единое содержание. Право должно быть моральным. Также может быть и аморальное право.

2) Мораль – это психологическое состояние. Право – это одинаковый масштаб.

Как развивается право?

Право развивается дискретно.

Есть прогрессивные обычаи, вредные и т.д.

Прогрессивные обычаи санкционируются государством. Есть санкционированные обычаи, а есть обычаи, которые не закрепляются в праве, а просто соблюдаются.

С негативными обычаями государство борется.

Корпоративные нормы – это правила поведения, действующая в определенной организации, распространяющаяся на его членов и обеспечивающиеся силой общественного воздействия, закрепленное в уставе этой организации.

1) Есть корпоративные нормы, которые никогда не регулируются правом.

2) Есть нормы корпоративные, которые становятся правовыми, санкционируются правом.

3) Есть корпоративные номы, которые с самого начала не являются правовыми. Это локальные нормы трудового права.

Религиозные нормы – это нормы, регулирующие поведение верующих при исполнении религиозных культов.

Взаимодействие религиозных норм и права:

1) Некоторые противоречит праву. С ними государство борется.

Правовое регулирование и его механизм.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие права на общественные отношения, с помощью системы правовых средств.

Признаки правового регулирования:

1) Целенаправленное воздействие.

2) Регулирование с помощью правовых средств.

3) Правовое регулирование осуществляется под постоянным воздействием государства.

4) Правовое регулирование осуществляется через системы правовых средств. Они имеют определенные наименования, характеристики, средства.

5) Правовое регулирование (поведение людей, перевод письменных источников в действие) надо отличать от правового воздействия (воздействие правовых предписаний на мозг и сознание людей, которое побуждает к действию).

Предмет правового регулирования:

1) Наиболее важные, с точки зрения государства, и подконтрольные ему, неоднократно повторяющиеся волевые действия людей.

1) Право регулирует только действия человека, то есть мысли чувств и умственные положения не регулируются правом.

2) Право регулирует только наиболее важные общественно значимые действия. Те, которые могут привести последствия. Важность определяет государство.

3) Государство регулирует только те отношения, которые оно может, то есть, выполняемость которых можно проверить.

4) Право регулирует только повторяющееся поведение.

5) Право регулирует только волевое поведение. Все, что не зависит от человека, не будет санкционироваться. Поэтому и выделяют дееспособность человека.

Эти обстоятельства определяют границы правового регулирования.

Сферы правового регулирования:

1) Сфера собственности. Касается собственности, купли-продажи, мены, дарения и т.д. Это является предметом гражданского права.

2) Сфера властного регулирования в обществе.

3) Сфера административного права.

4) Сфера уголовного права.

Методы правового регулирования:

1) Централизованный. Императивный. Государство предписывает закон, и все субъекты должны подчиниться. В недемократических режимах.

2) Децентрализованный. Диспозитивный. Государство предписывает только, что можно и нельзя, а как вести выбирают сами субъекты. В демократических режимах.

Метод определяется политическим режимом.

Способ правового регулирования:

1) Запрет. То, что нельзя делать.

Тип правового регулирования:

1) Общедозволительный тип. Регулирование осуществляется по принципу: Разрешено все, что прямо не запрещено.

2) Разрешительный тип. Запрещено все, что прямо не разрешено.

Формы правового регулирования:

1) Нормативные. Регулирование с помощью общих описаний.

Правовые режимы (обобщенная характеристика правового регулирования, основанная на комбинации различных методов, типов, способов):

Этапы правового регулирования:

1) Нормативная. Стадия правотворчества. Стадия правоотношений. Субъективное право. Юридическая обязанность. Из общего становится правом отдельного человека. Юридический факт порождает правоотношение.

2) Индивидуальная регламентация. Конкретизация. Стадия правоотношений.

Правовое регулирование производится под наблюдением государства. Всякий механизм требует подпитки для работы.

Правосознание – это представление людей о действующем праве. Действие всего механизма обеспечивается законом. А законность означает, что всякое действие должно быть на основании правовых норм. Если это правотворчество, то должно осуществляться в определенном порядке. Все акты носят письменный характер. Весь механизм осуществляется в соответствии с законом.

Право в системе социального регулирования

Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.

Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.
Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям – строить взаимоотношения между собой.
нормы принято подразделять на социальные и технические.
Социальные нормы – правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы – стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.
Правоотличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.
К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные нормы, политические, корпоративные и др.
Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.
Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми – которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.
Правовой обычай – это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.
Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится “безразлично”, так как они не причиняют вреда, с третьими – ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов – калым – выкуп невесты; кровная месть и др.)*(89).
Соотношение права и морали.
Мораль – это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности.
Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы, и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.
Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы носят общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.
Соотношение права и религиозных велений.
Религиозные нормы – это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию.
Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

34. Понятие, функции и сущность права.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Внутренние функции права:

К внутренним функциям права принято относить регулятивную и охранительную функцию.

1. Регулятивная функция отражает важнейшую характеристику права как социального регулятора, созданного с целью упорядочивания общественных отношений.

Итак, регулятивная функция права представляет собой воздействие права на общество и общественные отношения с целью их упорядочивания. Она определяет варианты и меру дозволенного поведения в рамках общественных отношений.

Регулятивная функций права неоднородна и включает в себя регулятивную нормативную функцию и регулятивную динамическая функция.

Регулятивная нормативная функция представляет собой правовое воздействие средствами нормативного закрепления правил поведения и регламентации функций и полномочий отдельных субъектов права.

Регулятивная динамическая функция представляет собой правовое воздействие посредством правоприменения с целью упорядочивания общественных отношений.

2. Охранительная функция призвана охранять общественные отношения от преступных посягательств и от нежелательных с точки зрения государства воздействий. Важной характеристикой охранительной функции является ее превентивная составляющая, направленная на недопущение правонарушений.

Охранительная функция реализуется в рамках общественных отношений посредством установления запретом, санкций, юридической ответственности за совершения противоправных действий.

Внешние функции права:

К внешним функциям права принято относить: экономическую, политическую, воспитательную, историческую, контролирующую и информационную функции права.

· Экономическая функция права призвана упорядочивать общественные отношения в сфере экономики, распределения экономических благ, установлением государственной политики в экономической сфере.

· Политическая функция права, которая регламентирует и упорядочивает общественные отношений в сфере осуществления властных полномочий.

· Воспитательная функция права участвует в формировании государственной идеологии, вырабатывает у субъектов правовых отношений мотивов к правомерному поведению и веру в силу и справедливость права.

· Историческая функция права призвана аккумулировать и обобщать исторический опыт народа и корректировать право на основе этих выводов.

· Контролирующая функция права призвана ограничивать и не допускать негативное с точки зрения общества поведение.

· Информационная функция права призвана доносить до общества информацию о праве, степени дозволенного поведения и возможные санкции за нарушение установленных правовых норм.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять: 1. Классовый подход к сущности права 2. Общесоциальный подход к сущности права 3. Диалектический подход к сущности права

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9941 – | 7563 – или читать все.

Право в системе социального регулирования

1.В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Они определяют поведение людей, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Читайте также:  С какого возраста можно стать депутатом

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативныеи ненормативныесоциальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.Ненормативныесоциальные регуляторыне содержат четкой нормы поведения людей.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. (Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.)

Директивный регулятор – это воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. (Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.)

Информационный регулятор – воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. (Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.)

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой сис­тему нормативного регулирования общественных отношений. Право – уникальный, высокозначимый авторитетный регуля­тор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного ре­гулирования. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют: правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Социальные нормы не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества, т.е. закрепляются в праве.

2. Основными социальными регуляторами являются право и мораль.
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель – регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:
1. Мораль формируется ранее права. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право – с государством.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем.

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение этики. При этом процесс формирования идет спонтанно. Право предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).

5. С точки зрения внутренней организации моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
6. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. (Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: “впереди” могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.)

3. Религия (от лат. “religio” – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. (Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется “шариатом” (в переводе – “путь следования”). Таким образом, религиозная правовая система – единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.)

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа – “не убий” и “не укради”. (При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе).

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы.

4. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости

Обычаи принято определятькак правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

В более широком зна­чении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Консти­туционного Суда к присяге. Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессив­ные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые проти­воречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Обычаи имеют свои особенности отличающие их от права:

1) это правила поведения, которые никем сознательно, не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности;

2) обычаи формируются в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами;

3) Обычаи относятся к неправововым социальным нормам, чаще всего складываются и реализуются импульсивно;

4) Обычаи соблюдаются не в силу опасения государственного принуждения, а в результате привычки, естественной потребности человека (человек раб привычек).

|следующая лекция ==>
Природно-ресурсный и экологический потенциалы Беларуси|Формування і функціонування облікових підрозділів

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 2646 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Право в системе социального регулирования

Понятие и виды регуляторов общественных отношений.

Место права в системе социального регулирования.

Право и мораль

Право и религия.

Право и обычай.

Понятие и виды регуляторов общественных отношений.

Взаимодействие людей в обществе не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности. Такое упорядочение осуществляется с помощью различных социальных и технических норм. Социаль­ные нормы регулируют отношения людей, возникающие между ними в общественных отношениях. Технические нормы – это правила обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

Поскольку все социальные нормы носят общественный характер, регулируют в той или иной степени общественные отношения, они обладают общими чертами:

• формируются в процессе общественной деятельности людей;

• являются образцом поведения той или иной среды или в целом общества того или иного времени;

• определяют пределы должного и возможного поведения относительно конкретных лиц, на которых они распространяются;

• преследуют обеспечение общественного порядка в той или иной степени.

Социальные нормы – это повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции».

Социальные нормы весьма разнообразны. К ним относят правовые нормы, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, политические, обычаи, религиозные нормы и некоторые другие. Их происхождение имеет исторические корни. Правовые нормы выражают баланс интересов всех социальных групп, личности и общества, устанавливаются государством и охраняются им от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Моральные нормы складываются в общественном мнении и ими же охраняются от нарушений. Корпоративные нормы содержатся в уставах и других документах партий, общественных организаций, негосударственных коммерческих предприятий и организаций и т. п., выражают интересы членов этих объединений, обеспечивая принимаемыми уставами и другими документами порядок работы, права и обязанности их членов. Обычаи (обыкновения, традиции) – это устоявшиеся привычки, психологические установки людей действовать в силу привычки и неподдающиеся оценке. Религиозные нормы – это нормы, содержащиеся в религиозных книгах и других документах религиозных объединений, которые обязательны для верующих той или иной конфессии.

Читайте также:  Экологический календарь на 2020 год по месяцам

Место права в системе социального регулирования.

Право и мораль

Наиболее важ­ными нравственными нормами и принципами, выражающими социальные качества человека в его отношении к другим людям, являются: гуманизм, милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость и др. Общечеловеческие нормы и принципы нравственности составляют стержень общественной морали, имеют различные модификации в соответствии с особенностями общества.

В современном мире нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит их взаимодействие. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе».

Мораль – это система норм и принципов, содержащихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п., которыми люди руководствуются в своем поведении.

Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью не совпадают. Правовое регулирование общественных отношений возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнимость правоотношений юридическими средствами. Сфера действия норм морали значительно шире.

Мораль и право взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль, как отмечалось ранее, появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право установлено в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксировано в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуется большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если поведение по своим результатам было правомерным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Зачастую право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Такое противоречие существует, например, когда уголовное законодательство за наиболее тяжкие преступления требует лишения жизни человека. Мораль такое требование норм права отрицает. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности.

Постепенно идет сближение норм права и морали. Например, устранено противоречие, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого) и они предупреждались об уголовной ответственности за отказ или дачу показаний или дачу ложных показаний. В настоящее время это противоречие устранено.

В качестве общей причины противоречий права и морали обычно называют отставание законодательства от общественного развития. Такая причина в действительности существует, но не является абсолютно верной. Действительной причиной противоречий правовых и моральных норм является формальная определенность права, не всегда дающая возможность распространить его действие на ситуации, требующие правового регулирования, но не предусмотренные правом, либо наоборот, допускающая и требующая применения права к жизненным отношениям, к которым мораль считает такое применение несправедливым, т. е. противоречия возникают по причине того, что право дифференцированно оценивает одинаковые, с точки зрения морали, жизненные ситуации либо урав­нивает в моральном отношении совершенно различные.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам.

Ряд юридических дел невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы. Например, нормы уголовного, административного права, определяющие ответственность за хулиганство, уголовного – за оскорбление личности и за клевету, гражданского права – ответственность нанимателя жилого помещения, систематически нарушающего правила общежития и делающего невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном доме. Данные правонарушения можно квалифицировать, применив нормы морали.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных устоев.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.

Право и религия.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религи­озных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданское правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран, Сунна, Кияс – основа peгулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

Право и обычай.

Под обычаем принято понимать правило поведения, соблюдаемое человеком в силу привычки, т. е. действовать не задумываясь, не давая оценку своим действиям.

Обычаи возникают на основе многократного длительного соблюдения норм нравственности, норм быта (правила приличия, гигиены, поведения в гостях и т. п.), ряда норм права (например, соблюдение правил уличного движения, движения транспорта по правой стороне и т. д.). Та или иная норма, переходя в обычай, теряет оценочный характер в том смысле, что такое поведение «хорошее» или нет, отходит на второй план перед привычностью ее выполнения. Если правовая норма имеет критерии оценки, к примеру, имеет или не имеет юридического значения, а моральная – похвально или постыдно и т. д., то та же норма ставшая обычаем оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия человеком, привыкшим к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.

Традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции имеют своей целью сохранить стремление людей, унаследованное поведение от предыдущих поколений. Они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом.

Отдельные обычаи, имеющие высокую общественную значимость, санкционируются государством и признаются государственным праздником (например, празднование Нового года), а также ритуал приведения главы государства к присяге (ст. 83 Конституции Республики Беларусь).

Обыкновения, или деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту.

Некоторые деловые обыкновения могут санкционироваться государством. Например, правила очередности погрузки и разгрузки в морских портах.

Лекция 1. Право в системе социального регулирования

План:

1. Понятие социальных норм.

2. Виды социальных норм.

3. Место права в системе социальных норм.

1.Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны. Они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей, знакомых, поведения в общественных местах, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, то есть таких правил, выполнение которых помогают человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. д.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Читайте также:  Аудит кассовых операций 2020

Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

2.Существуют различные классификации социальных норм:

Правовые нормы
Корпоративные нормы
Религиозные нормы

Виды социальных норм
Нормы этикета
Нормы морали
Нормы обычаев

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. На ранних этапах развития человеческого общества особая роль регулирования отношений между людьми принадлежит такой разновидности, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд – это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. Обычаи нравственного характера называются нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами. Разновидностью обычаев также являются традиции – элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся от поколения к поколению.

Нормами морали называют правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями. Они формируются и воспроизводятся в рамках общественного общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях как совесть, честь и чувство собственного достоинства. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм и осуждение человека со стороны общества.

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательность, располагающее к нему отношение.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.), либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значительные общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и другие. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

3.Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кража).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время некоторые нормы права (в частности уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы., подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства). Однако правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. д.).

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия, либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны некоторые обычаи могут наделяться государством санкцией и принимать норму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах, либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов самоуправления. С другой стороны правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция РФ создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит с том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 3710 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право в системе социального регулирования кратко

Раздел ЕГЭ: 5.1. Право в системе социальных норм

В процессе социальных отношений могут возникать конфликты как следствие противоречивых интересов участников взаимодействий. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними конфликтов являются социальные нормы, которые формируют правила поведения людей и затрагивают все сферы жизни.

Право — совокупность всех общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. Право, как и государство, является продуктом общественного развития и регулятором общественных отношений. Оно служит выражением воли и интересов граждан и социальных групп. Формирование и функционирование права осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

ПРИЗНАКИ ПРАВА

СоциальностьПраво действует в обществе и регулирует общественные отношения.
НормативностьЮридическое закрепление прав и обязанностей граждан.
ОбщеобязательностьНормы права обязательны для исполнения всеми людьми, попавшими в правовую ситуацию.
СистемностьВсе нормы права согласованы между собой, их элементы взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом.
Обеспеченность государствомГосударство обеспечивает соблюдение права.
Формальная определённостьПраво должно быть официально закреплено в любой конкретной форме: закон, акт, судебное решение.
Государственно-волевой характерПраво выражает объективную и обязательную для всех у граждан волю государства.

ФУНКЦИИ ПРАВА

Существование права обязательно для нормальной деятельности общества, поскольку оно выполняет важные функции.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

Право устанавливает правила поведения людей наравне с другими социальными нормами и не может действовать отдельно от них.

ПРАВО И МОРАЛЬ

Связь: право основывается на морали. Некоторые правовые нормы напрямую закрепляют юридическим путём требования морали, делая их обязательными для исполнения. Сами правовые нормы действуют и пользуются поддержкой населения потому, что люди считают их справедливыми.

Различие: мораль возникает с развитием общественных отношений, а прaвo — во время юридической практики. Мораль неотделима от общественного сознания и опирается на общечеловеческие ценности.

Пример. Нормы морали предписывают не лгать. После юридического закрепления это превращается в запрет дачи ложных показаний.

ПРАВО И ОБЫЧАИ

Связь: прaвo юридически закрепляет наиболее значимые и полезные обычаи, тем самым делая их правовыми.

Различие: право может отвергнуть некоторые обычаи, тем самым ограничивая их влияние на общество.

Чаще всего правo никак не реагирует на большинство существующих обычаев в области межличностных отношений и бытового поведения людей.

Пример 1. Обычай запрещает вступление близких родственников в брак. Прaво это подтверждает.

Пример 2. По обычаям патриархата женщина должна заниматься исключительно домашним хозяйством и семьёй, во всём слушаться мужа. Юридически закреплены равные права и свободы для мужчин и женщин.

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

В зависимости от степени влияния религии на государство различается степень взаимодействия с ней права. В светском государстве религия практически не взаимодействует с правом. В религиозных государствах нормы религии становятся основой для правовых норм. Например, в Коране содержатся основы политического и правового законодательства. В некоторых странах религиозные нормы дополняют правовые, регулируя вопросы, не охваченные правом.

Пример. В религиозном государстве в школах обязательно преподаются религиозные предметы. В светском государстве в школах запрещено склонять детей к любой из религий.

ПРАВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Связь. Правo и нормы общественных организаций имеют похожую структуру и действуют по сходному принципу: документально закреплены, имеют определённую процедуру принятия, систематизированы.

Различие. Нормы общественных организаций актуальны только для членов этих организаций и не обладают общеобязательностью. Прaво действует для всего государства, которое контролирует и поддерживает исполнение юридически закреплённых правовых норм.

Пример. Члены партии обязаны платить ежегодные членские взносы. Остальные жители государства не должны этого делать.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Правовой обычай — исторически сложившееся путём многократного повторения правило поведения.

Прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Таким образом, суд не просто применяет, а фактически создаёт правовые нормы.

Нормативный договор — соглашение двух и более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

Нормативный правовой акт — официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Вы смотрели конспект «Право в системе социальных норм».

Добавить комментарий