Право на объединение включает в себя

Право на объединение включает в себя

Право на объединение – одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Конституция и законодательство Российской Федерации (часть третья статьи 13, статья 30 Конституции РФ), Федеральные законы: от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительности и благотворительных организациях», от 28 июня 1995г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» – закрепляют право на создание и деятельность политических партий, общественных движений, профсоюзов, предпринимательских объединений, женских и молодежных организаций, творческих союзов, социально-экономических и социально-культурных обществ.

Статья 30 Конституции РФ применяет формулировку: «Каждый имеет право на объединение». Такая формулировка определяет, что это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации. Применительно к правам, принадлежащим только российскому гражданину, в Конституции прямо указывается: «Граждане Российской Федерации имеют право. » ( статьи 31,32,33 Конституции РФ).

Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (часть третью статьи 62). Исключением являются политические партии, права на создание которых и на участие в которых имеют только граждане России.

Право на объединение иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в России, закреплено в федеральном законодательстве. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации1.

Согласно статье 24 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Россия гарантирует на своей территории правовую защиту национальных культурных обществ, землячеств и ассоциаций иностранных граждан, проживающих в России. Закон «Об общественных объединениях» допускает создание в стране отделении общественных объединении иностранных государств (статья 47).

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединении. Это означает, что они создаются гражданами без предварительного разрешения государственных органов и органов местного самоуправления. Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности: право объединений самостоятельно принимать свои уставы; право свободно избирать свои руководящие органы; право самостоятельно управлять своей собственностью; право составлять программы деятельности и осуществлять эту деятельность; право на реорганизацию (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), на самороспуск или приостановление своей деятельности; право на образование ассоциаций (союзов); право осуществлять международную деятельность (статьи 6,15, 20, 26, 27, 30, 46, 47 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Право на объединение может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. На основании статьи 56 Конституции РФ ограничения права на объединение могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения. Согласно статье 23 Закона РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

Конституция определяет условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования. В части пятой статьи 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Российское законодательство запрещает создание политических структур партий и общественных движений по производственному принципу. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» в этих органах, учреждениях и организациях, в концернах и на предприятиях не допускается деятельность организационных структур политических партий и массовых общественных движений.

Эти вопросы регулируются также Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Ряд законов Российской Федерации содержит некоторые ограничения права на объединения для отдельных социальных групп. Так, статья 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий и общественных объединений, за исключением профсоюзов.

Не допускается создание и деятельность политических партий и движений в органах прокуратуры (статья 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995г.) «О прокуратуре Российской Федерации»), в органах милиции (статья 20 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»), в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях и органах (статья 24 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне»), в федеральных органах налоговой полиции (статья 4 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»), в таможенных органах (статья 421 Таможенного кодекса РФ). Согласно статье 17 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О внешней разведке», служащие и рабочие внешней разведки, не входящие в кадровый состав органов внешней разведки, не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели. Законодательство устанавливает запрет на членство в политических партиях и на участие в политических движениях для представителей определенных профессий. Согласно статье 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям работники прокуратуры (статья 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки (статья 17 Федерального закона «О внешней разведке»).

В законодательстве предусматривается ответственность за злоупотребления правом на объединение. Согласно статье 41 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» и другими законами.

Согласно статье 42 упомянутого Закона, деятельность общественного объединения в случае нарушения им Конституции РФ, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, законодательства РФ может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением соответствующего суда по представлению прокурора или органа юстиции, регистрирующего общественные объединения.

Согласно статье 44 этого же Закона, общественное объединение (как зарегистрированное, так и не зарегистрированное уполномоченным государственным органом) может быть ликвидировано но решению соответствующего суда. Общероссийские и международные общественные объединения могут быть ликвидированы по решению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Общественное объединение может быть ликвидировано в случаях совершения им действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; виновного нарушения прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Право на объединение обеспечивается внутригосударственными и международно-правовыми гарантиями. Главным гарантом этого права выступает суд. Согласно части четвертой статьи 125 Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, касающегося, в частности, права на объединение. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд (статья 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 15 ноября 1995 г.) и статьи 9 и 36 Федерального закона от 5 апреля 1996 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в вышестоящий суд (статья 45 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Гарантией нрава на объединение служит также ответственность за нарушение этого права. Ответственность (уголовную, административную и иную) за нарушение законодательства об общественных объединениях несут государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица (статья 40 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты этого права (статья 46 Конституции).

Положение части второй статьи 30 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, означает, что государственные органы, общественные объединения не должны принимать решения и совершать действия, заставляющие граждан насильственно вступать в члены каких-либо общественных объединений или пребывать в них. Это положение находит закрепление и других статьях Конституции и в законодательстве. Так, в статье 19 Конституции предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общественных объединениях» установлено, что общественные объединения создаются и действуют на основе принципа добровольности, а устав объединений должен предусматривать условия и порядок выхода из них (статьи 3, 15). В статье 16 КЗоТ содержится норма о том, что не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу, в том числе в зависимости от принадлежности к общественным объединениям. Статья 9 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» содержит следующие положения: «I. Принадлежность или не принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или не принадлежностью его к профсоюзу».

Конституционное право граждан на объединение.

Право на объединение выступает важнейшим условием осущест­вления политической свободы и обеспечения демократии в обществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции РФ, в федеральных законах «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., в которых учтены соответствующие международные стандарты.

Именно это лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.

Читайте также:  Оплата госпошлины через банкомат

Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) граждане могут создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2) вступать в существующие общественные объединения;

3) могут воздерживаться от вступления в них;

4) могут беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Однако часть 5 ст. 13 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливают запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности и иные общественные объединения, предусматривает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут быть установлены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не до­пускается. Общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ).

Для создания общественного объединения не требуется согласие какого-либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан-учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских – с 8 лет.

Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях (ст. ст. 26, 44 ФЗ «Об общественных объединениях»):

– при нарушении ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

– при виновном нарушении своими действиями прав и свобод граждан;

– при неоднократных или грубых нарушениях Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия.Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с Конституцией РФ право на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (присяжного, арбитражного).

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны.

Одной из важнейших гарантий демократических принципов реформирования судебной власти в Российской Федерации становится закрепление в законодательстве раздельного сосуществования «судей права» (юристов-профессионалов) и «судей факта» (жюри заседателей).

Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена на глав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по два заседателя каждая.

Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам участвующим в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, дееспособный, с положительной репутацией, обладающий активным избирательным правом. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются,

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

|следующая лекция ==>
Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации|Проведение публичных мероприятий.

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 1105 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Конституционное право граждан на объединения

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Конституционное право на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Конституционное право на объединение конкретизируется во множестве законодательных актов РФ. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях) определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Основу всякого объединения составляет общий интерес. И смысл объединения в том, чтобы этот совместный интерес сообща удовлетворять и защищать. Множество разнообразных интересов порождает множество общественных объединений. Закон об общественных объединениях предусматривает пять различных организационно-правовых форм общественных объединений:

  • • общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан;
  • • общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками;
  • • общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно полезные цели;
  • • общественное учреждение — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников;
  • • орган общественной самодеятельности — его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. Общественные объединения различаются по субъектному составу: молодежные, женские, ветеранские и т.п., по сферам деятельности: политические, экологические, социально-культурные и т.п.

Какими бы ни были общественные объединения, все они образуются и действуют на одних и тех же конституционных принципах. Среди этих принципов отметим добровольность. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ.

Принцип свободы деятельности общественных объединений выражается в том, что они самостоятельно определяют свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы своей деятельности. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не допускается требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях. По общему правилу государственная регистрация общественных объединений не требуется, но тогда они не приобретают статус юридического лица. Получение статуса юридического лица — это право, а не обязанность общественного объединения. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). С момента принятия решения о создании общественного объединения, утверждении устава и избрания руководящих органов объединение считается созданным и может осуществлять свою уставную деятельность.

Среди прочих принципов отметим принципы равноправия и законности. Общественные объединения равны перед законом. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности. Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Вместе с тем государство не может не взаимодействовать с общественными объединениями. Это проявляется в том, что государство устанавливает организационно-правовые формы общественных объединений, порядок их регистрации, требования к учредительным документам. Государство контролирует законность деятельности общественных объединений, привлекает их к ответственности, вплоть до ликвидации. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений.

Право на объединение не является абсолютным. Объединения, являясь важной составляющей гражданского общества, могут претендовать на конституционно-правовую защиту только в том случае, если они преследуют конституционные цели и их деятельность не направлена на подрыв демократии и ограничение свободы других лиц. Право на объединение может быть ограничено в соответствии со ст. 55 Конституции РФ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п. Право на объединение может быть также ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Государственным служащим запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Судьи не вправе принадлежать к политическим партиям. Необходимость ограничений для этих лиц объясняется их особыми отношениями с государством, стремлением оградить общественные объединения от какого-либо государственного влияния и, наоборот, не допустить незаконного воздействия общественных объединений на деятельность государственных и муниципальных органов.

Право на объединение является разновидностью политических прав, поскольку посредством объединения граждане могут участвовать в политической жизни общества, в управлении делами государства. Особо следует выделить политические партии.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» закрепляет следующую формулировку политической партии: это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Основными целями политических партий являются формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политические партии дают возможность граждан политическими средствами отстаивать и защищать свои интересы во взаимоотношениях с государством.

Читайте также:  Выплаты пенсионного фонда после смерти пенсионера

В силу особой значимости политических партий государство более жестко регулирует их деятельность. Закон устанавливает обязательную государственную регистрацию политической партии, минимальное количество членов. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия может быть ликвидирована в случае неучастия в выборах.

Государство осуществляет поддержку политических партий, обеспечивая равные условия и гарантии доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, создавая равные условия предоставления помещений и средств связи, а также путем государственного финансирования по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий.

Одними из наиболее массовых общественных объединений являются профессиональные союзы, не случайно они специально упомянуты в ст. 30 Конституции РФ. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально-экономической, культурной и иных областях.

  • 1. Какие виды общественных объединений закреплены российским законодательством?
  • 2. Какие принципы деятельности общественных объединений закреплены российским законодательством?
  • 3. В чем заключается принцип свободы деятельности общественных объединений?
  • 4. В чем выражается взаимодействие государства и общественных объединений в РФ?
  • 5. Каково понятие политической партии, закрепленное в законодательстве РФ?
  • 6. Какие меры поддержки предусмотрены для политических партий законодательством РФ?
  • 7. Каковы цели деятельности профессиональных союзов?

Право на объединение

Статья 30 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.».

Конституционное право граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. Право на объединение основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. Граждане вправе создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей, а также вправе с другими гражданами вступать в созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них.

Под общественным объединением понимается добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди­нения. Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений, по общему правилу, могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Членами и участ­никами молодежных общественных объединений могут быть гражда­не, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Право на объединение принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания и участия в политических партиях для иностранных граждан, судей, прокурорских работников и др. лиц.

добровольность реализации права на объединение. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;

свободу деятельности общественных объединений. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели и задачи. Закон допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного, в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ.

Одним из видов общественных объединений являются профсо­юзные организации, то есть добровольные общественные объеди­нения граждан, связанных общими производственными, профессио­нальными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интере­сов. Право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, вступления в них, свободное занятие профсоюзной деятельностью имеет каждый, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую дея­тельность. Данное право реализуется свободно, без предваритель­ного разрешения. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Вмешательство в деятельность профсоюзов запре­щено.

В политической сфере наиболее значимым видом общественно­го объединения выступает политическая партия, создаваемая в це­лях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправле­ния. Членство в политической партии является добровольным и ин­дивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Статья 30 Конституции России

Текст Ст. 30 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Комментарий к Ст. 30 Конституции Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об общественных объединениях»*(121) право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таковы суть и содержание права на свободу объединения, или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России оно может осуществляться, по общему правилу, по достижении человеком 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям — с 14, а в отношении детских объединений — с 10 лет.

Данное право, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Так, они не вправе быть членами политических партий (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»).

Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается, например, в соответствии с п. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О статусе военнослужащих»*(122) военнослужащие могут состоять лишь в тех общественных, в том числе религиозных, объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Как установлено в ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (с посл. изм. и доп.) «О статусе судей в Российской Федерации»*(123), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 (с посл. изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации»*(124).

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые общественные объединения регистрируются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях». Суть этого порядка заключается в том, что создание общественных объединений не нуждается в получении предварительного разрешения от государства, которое не вправе ограничивать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Они самостоятельно разрабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Министерстве юстиции РФ и его органах. Это Министерство контролирует законность целей и задач общественных объединений, а финансовые органы — источники их доходов.

Конституция РФ и российское законодательство, так же как и международно-правовые документы, конституции других демократических стран, ставят определенные ограничения в организации и деятельности общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Федеральный закон «Об общественных объединениях» разъясняет понятие «разжигание социальной розни», указывая, в частности, что «включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни» (ст. 16).

В статье 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В развитие конституционных норм Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещает обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу (ч. 2 ст. 9).

Читайте также:  Дела о выдаче судебного приказа

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 30 гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Право на свободу ассоциаций, установленное Международным пактом ООН о гражданских и политических правах и другими международно-правовыми документами и закрепленное в ст. 30 Конституции РФ, предоставляет каждому человеку возможность объединяться с другими лицами по своим политическим, профессиональным и иным интересам.

2. Конституционное право каждого на объединение включает в себя право вступать в существующие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Конституция РФ закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения — принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Участие или неучастие в общественных объединениях — личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Найдено 6 определений термина ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет о партиях, политических движениях и т. п. Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза (в рамках закона). Наиболее часто в конституциях и других законах встречаются ограничения П. на о. в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями. Обычно П. на о. предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. П. на о. не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. В РФ гарантируется ст. 30 Конституции РФ.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Известно т.ж. под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения П.н.о. в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями. Обычно П.н.о. предполагает т.ж. принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. П.н.о. не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. В РФ П.н.о. гарантируется ст. 30 Конституции РФ 1993 г.

Право на объединение (свобода союзов и ассоциаций)

Одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т.п.). Представляет собой право на образование любого союза в рамках требований закона. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения права на объединение в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями. Обычно право на объединение предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. В РФ право на объединение гарантируется ст. 30 Конституции РФ 1993 г.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ.

Понятие “объединение граждан” довольно обширно по своему значению и может использоваться применительно к различным формированиям, создаваемым гражданами. В частности, объединения могут иметь место:

1. по определенным общественным (общественно-политическим) интересам – общественные объединения;

2. по личным духовным интересам (признаку веры. верований) – религиозные объединения;

3. по общим территориальным интересам – органы местного самоуправления (в том числе разновидность последних – органы территориального общественного самоуправления).

4. по общим коммерческим интересам – различные хозяйственные товарищества.

Все это – негосударственные объединения и в этом смысле – объединения общественные.

Однако в науке конституционного права с П. на о. принято связывать лишь одну из этих четырех групп – сферу общественных (общественно-политических) интересов, а остальным формам реализации П. на о. корреспондируют, соответственно, свобода совести, право граждан на осуществление местного самоуправления, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Объединения создаются гражданами для выражения, а если потребуется, то и защиты своих интересов. Согласно Конституции, гарантируется свобода деятельности общественных объединении. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Суть данного права заключается в том, что граждане могут создавать свои партии, движения, профсоюзы, общества, фонды, школы искусств, родительские комитеты в школах, библиотечные советы, общественные советы музеев, клубов и другие общественные объединения. Выражением П. на о. являются кружки по интересам, встречи и создание клубов болельщиков по отдельным видам спорта или командам, общества. землячества, культурные центры граждан определенных национальностей, проживающих среди титульных наций, иные средства неформального (и далеко не всегда регулярного) общения по интересам.

Порядок создания общественных объединений регулирует Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г. (С. А.)

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. П. на о. основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. По своему содержанию оно предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) П. на о. принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; б) свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели, задачи. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях” (с изм. и доп.), допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в вышеназванном Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях” (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях”.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Понятие “объединения граждан” может использоваться применительно к различным формированиям граждан. В частности, существуют: общественные объединения; религиозные объединения; органы территориального самоуправления; хозяйственные товарищества. Все это – негосударственные объединения. Однако в науке конституционного права из этих 4 групп принято с П. на о. связывать сферу общественных (общественно-политических) интересов, а остальным формам реализации права на объединение корреспондируют соответственно свобода совести, право на местное самоуправление, право на предпринимательскую деятельность. Согласно Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Суть П. на о. заключается в том, что граждане могут создавать свои партии, движения, профсоюзы, общества, фонды, школы искусств, родительские комитеты в школах, библиотечные советы, общественные советы музеев, клубов и др. Выражением П. на о. являются кружки по интересам, встречи и создание клубов болельщиков по отдельным видам спорта или командам, общества, землячества, культурные центры граждан определенных национальностей, проживающих среди титульных наций, иные средства неформального (и далеко не всегда регулярного) общения по интересам.

Порядок создания объединений регулирует ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”. В соответствии с Законом реализация П. на о. предполагает учет ряда факторов. Во-первых, это возможность граждан: а) создавать общественные объединения; б) вступать в существующие общественные объединения; в) воздерживаться от вступления в них; г) беспрепятственно выходить из общественных объединений. Во-вторых, в основе данного права – добровольность. В-третьих, создание общественных объединений или вступление в них используются для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствуют реализации прав и законных интересов граждан (т.е. их индивидуальных запросов). В-четвертых, гражданам не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления на создание общественного объединения. В-пятых, П. на о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица; иначе говоря, в ряде случаев новая организация может быть объединением и просто граждан, и ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемые гражданами общественные объединения могут зарегистрироваться и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и этих прав. Спектр общественных объединений является разветвленным (см. также Общественные объединения).

Найдено схем по теме ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Добавить комментарий