Парламент великобритании состоит из

Внутренняя организация и полномочия парламента Великобритании

Содержание:

Парламент Великобритании по праву считается старейшим во всем мире. Он был создан еще в тринадцатом столетии, когда восставшие феодалы потребовали от короля Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей в далеком 1215 году. Данная хартия возложила на короля обязанность создания для установления конкретных налогов Общего совета королевства. Именно из-за этого парламент в Великобритании получил название «отец всех парламентов». Термин «парламент» в Великобритании в качестве собственного наименования стал использоваться для обозначения общенационального представительного учреждения.

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Еще одна значимая особенность данного парламента состоит в том, что палата лордов формируется по наследству, то есть на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, который дает право выступать ее членом. Очень долгий срок именно она считалась самой большой вер[ней палатой среди всех стран Европы. Членами палаты лордов в конце девяностых годов прошлого века были более тысячи двухсот пэров парламента, титулованная знать, имена которой вошли в «золотую книгу» английского дворянства.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Замечание 4

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Замечание 5

В общем же полномочия и статус палаты лордов не меняются, несмотря на проведение конституционных преобразований. Она обязана сохранить собственное «подчиненное» положение, но при этом стать еще более легитимной. Эффективность деятельности верхней палаты, и особенно в сфере экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, обязана значительно возрасти.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Парламент Великобритании: структура, порядок формирования

Довольно часто соединенное королевство Великобритании – самую известную из ныне существующих монархий – называют “старушкой Англией”. И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной – премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

Читайте также:  Чем закон отличается от подзаконного акта

Подобная структура власти существует во многих современных государствах, но в Великобритании есть одна особенность. Де-юре монарх может отказаться подписывать закон, принятый Парламентом, или вовсе распустить его, отправить в отставку или назначить премьер-министра, вмешаться в дела судебной системы. Де-факто этого не происходит. На практике политическим лидером страны является премьер-министр, а остальные ветви власти действуют независимо от него.

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую “Великую хартию вольностей”. Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования – он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал “Билля о правах”, закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю – лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя – вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты – режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента – не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое – сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов – согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество – основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап – одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, – это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру – начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот – продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании – Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность – запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

Читайте также:  Гос и муниципальные унитарные предприятия

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт – лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества – это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании – удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Парламенты мира в цифрах

В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы — без королевской санкции закон не имеет юридической силы

Состав парламента Великобритании

Нижняя палата (палата общин)

Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.

650 депутатов в соответствии с количеством избирательных округов:
533 от Англии
59 от Шотландии
40 от Уэльса
18 от Северной Ирландии

Функции палаты общин

Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.

Количество обслуживающего персонала — около 1550 человек

Партийный состав

Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)

306 консерваторов
258 лейбористов
57 либеральных демократов
8 демократов-юнионистов
6 шотландских националистов
5 ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3 валлийских националиста (Плайд Кимру)
3 от партии социал-демократов и лейбористов
1 от «Альянса»
1 от партии зеленых
1 независимый депутат
1 спикер

Спикер — председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.

Верхняя палата (палата лордов)

Формируется на невыборной основе

774 человека, имеющих право принимать участие в работе палаты

Функции палаты лордов

Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.

Количество обслуживающего персонала — около 450 человек

Состав

26 духовных лордов (Lords Spiritual) — представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров (титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр (титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)

Старейший парламент мира — исландский альтинг — был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн — тинвальд — самый древний непрерывно работающий.

Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола». В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.

Территория, на которой стоит австралийский парламент, занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .

В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад: в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.

В Сан-Марино две главы государства — капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.

Численность парламента

14 членов — Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63 — Альтинг, Исландия
100 — Сейм, Латвия
601 — 2-е Учредительное собрание Непала
620 — Федеральное собрание РФ (170 — в Совете Федерации, 450 — в Государственной думе)
687 — Верховное народное собрание КНДР
2987 — Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)

Зарплата парламентариев

(в долларах США и в рублях в месяц)

750 000 руб.) — в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)

546 500 руб.) — в Австралии
14 500 $ (

517 650 руб.) — в США

11 765 $ (420 000 руб.) — в РФ (с 1 сентября 2014 г.)

395 000 руб.) — в Германии

337 000 руб.) — в Великобритании
6250 $ (

223 100 руб.) — в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (

13 200 руб.) — в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)

Количество партий, представленных в парламенте

1 — КНР (коммунистическая)
3 — Андорра
4 — Российская Федерация
5 — Замбия
13 — Австралия
13 — Бельгия
22 — Бразилия

Количество принятых законов и поправок за последнюю сессию

295 — в Госдуме РФ
187 — в парламенте США
89 — в парламенте Сингапура
25 — в парламенте Канады
11 — в парламенте Пакистана
6 — в парламенте Тринидада и Тобаго
3 — в парламенте ЮАР

АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Создание английского парламента

Возник в средневековой Англии в XIII в. в качестве сословно-представительного собрания при монархе. Состоял из Большого совета, королевской курии и делегатов из числа рыцарей и горожан от отдельных графств. Одно из первых подобных собраний в этом составе состоялось в 1254 г. Еще до этого, согласно Великой хартии вольностей, король не мог собрать новый налог без согласия королевской курии, что затем становится ключевой функцией английского парламента. Король Генрих III в 1258 г. заключил с баронами Оксфордские провизии, по которым парламент должен был собираться не реже трех раз в год. К концу XIII в. регулярный созыв парламента стал устойчивой традицией. Наиболее представительным был т.н. Образцовый парламент 1295 г., в заседании которого участвовало 400 членов, представлявших все сословия, за исключением крестьян. Король Эдуард I в 1297 г. обещал не вводить новые налоги без согласия парламента. Со 2-й четверти XIII в. в обиход входит слово «парламент». Чаще всего заседания проходили в пригороде Лондона Вестминстере. До 1340 г. представители всех сословий заседали вместе, и только в этом году при голосовании по вопросу введения нового налога, голоса разделились по социальному составу делегатов. В XIV в. в парламент стал делиться на 2 палаты: Палату лордов (место здесь передавалось по наследству) и Палату общин, в которую избирались делегаты из числа рыцарей и горожан. С 1377 г. Палата общин стала выбирать спикера для контакта с монархом. В XIV в. за парламентом окончательно закрепляется право на введение налогов и законосовещательная функция.

В 1430 г. были введены квоты для графств, участвующих в выборы делегатов в Палату общин, а также определен имущественный ценз. В конце XIV – начале XV вв. Палата общин добилась права законодательной инициативы.

В XVI в. полностью складывается процедура законодательной деятельности, парламент получил ряд привилегий, важнейшим из которых стала свобода слова для делегатов, парламентарии получили права аудиенции у короля.

Усиление роли парламента в политической жизни страны

В XVII в. Английский парламент сыграл значительную роль в событиях Английской революции, стал центром политической жизни страны, противостоял королю Карлу I во время гражданской войны. В 1649 г. в Англии утвердилась республиканская форма правления, парламент стал однопалатным после упразднения Палаты лордов и в его руках находились все нити управления государством. В 1653 г. под давлением военных, парламент назначил Кромвеля лордом-протектором, в стране установился его личный авторитарный режим. Парламент неоднократно распускался. После его смерти, и недолго правления его сына Ричарда, в 1660 г. произошла реставрация Стюартов, Англия вновь стала монархией, а парламент был восстановлен в дореволюционном виде. Однако вскоре вновь парламент сыграл важную роль в жизни страны, политические партии вигов и тори были недовольны правлением короля Якова II, и лидеры партий обратились к Вильгельму III Оранскому с предложением свергнуть короля. В результате событий «Славной революции», роль парламента резко усилилась. Новый король подписал в 1689 г. Билль о правах, по которому законы принимались парламентом, именно он определял численность армии, вводил налоги. В 1694 г. был принят закон о ежегодных парламентских заседаниях и о проведения выборов в Палату общин раз в три года. С 1701 г. согласно Акту о престолонаследии, была укреплена судебная ветвь власти, провозглашалась несменяемость судей, даже в случае проступка судья мог быть лишен должности только по решению обеих палат парламента. В 1707 г. после того парламенты приняли Акт об унии между Англией и Шотландией, был создан единый парламент Великобритании. При этом сохранили действие законы Шотландии принятые до этого. В 1721 г. впервые лидер партии вигов, набравших большинство на выборах, Р. Уолпол впервые стал премьер-министром, при этом оставаясь членом Палаты общин. В 1800 г. между Англией и Ирландией была заключена уния, после чего 100 ирландских делегатов вошло в объединенный парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Согласно акту о народном представительстве (1867 г.) в случае смерти короля, парламент не распускался. С 1911 г. Палата общин получила право самостоятельно решать вопросы налогов и государственной казны. Продолжительность работы парламента устанавливалась в 5 лет.

Изменения в работе и структуре английского парламента в XX в.

В 1958 г. Палата лордов была реформирована, в ее составе появились пожизненные места для видных деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов, которые давались за исключительные заслуги перед государством (фактически определялись премьер-министром). Согласно акту 1999 г. право наследования для членов Палаты лордов было отменено, «временно» сохранено 92 титула наследственных пэров (фактически постоянное). В 2005 г. была введена должность спикера Палаты лордов (кандидат должен быть внепартийным). В настоящее время верхняя палата парламента имеет лишь право отлагательного вета.

В XIX – XX вв. значительные изменения коснулись системы выборов в Великобритании. В 1872 г. выборы в парламент стали тайными. В 1885 г. вся территория королевства была разделена на избирательные округа с примерно равным количеством жителей (один депутат от 54000 избирателей). После первой мировой войны, в 1918 г. избирательное право получили мужчины старше 21 года и некоторые женщины (с 30 лет, кроме этого накладывался имущественный и денежный ценз). С 1928 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1998-1999 гг. премьер-министр Т.Блэр провел реформу по децентрализации страны, был восстановлен парламент Шотландии, создана Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии. Им были делегированы ряд законодательных полномочий, преимущественно в сфере местного самоуправления, социальной сферы, транспорта. При этом депутаты парламентов продолжили участвовать в заседания парламента Соединённого Королевства.

В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, согласно которой с 2009 г. был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, Палата лордов перестала быть высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции исполнял Апелляционный комитет палаты лордов, в который пэры назначались по особому порядку, и его члены не участвовали в обсуждении политических вопросов. В 2011 г. было отменено право монарха распускать парламент.

13.4. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия

Значение государственного форума английский Парламент завоевывает уже в XIII в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в XVI—XVII вв., он выступает сословно-представительным органом при монархе. Однако только после буржуазной революции XVII в. Парламент приобретает реальное и многоплановое значение. Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государственной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве.

Читайте также:  История развития конституции рф

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

При места Парламента в системе власти Великобри

тании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Британский Парламент представляет собой пример бикаме- рального представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов. Причем неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх.

Одна из важнейших особенностей Парламента заключается также в том, что одна из его палат — Палата лордов формируется по наследству, иными словами, на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. Это самая большая верхняя палата среди европейских стран. Ее членами являлись в конце 90-х гг. XX в. более 1200 пэров Парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» английского дворянства. Однако после первого этапа конституционной реформы, которая началась в 1999 г. и должна продлиться 10 лет, в Палате насчитывалось всего 665 человек.

Традиционно в Палате лордов существует четыре вида членства: 1)

духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентербе- рийский и епископы англиканской церкви); 2)

судебные лорды (назначенные в Палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел); 3)

наследственные пэры; 4)

пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству.

Первые две категории членов Палаты пэрами не считаются.

В результате реформирования верхней палаты из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица, связанных с церемониалом, могут в ней заседать. Ныне эти аристократы избираются всеми наследственными пэрами: значительное большинство из них избрано среди консерваторов и незначительное — среди лейбористов, что в целом выражает соотношение политических сил в Палате лордов.

На переходный период в палате пожизненно оставлены 192 наследственных лорда.

Примечательно, что, несмотря на столь расширенный состав Палаты, кворум составляет всего три человека и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды).

Длительное время Палату возглавлял Лорд-Канцлер, назначавшийся на должность Премьер-министром и являвшийся од- новременнно членом Кабинета (министром). Однако в связи с конституционной реформой с 2004 г. руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав Правительства. По традиции руководитель Палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер Палаты общин. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно при координации лидера Палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В Палате имеются лишь неспециализированные комитеты.

В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя следующие полномочия: 1) законодательные, 2) контрольные, 3) судебные. Первая группа обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов — биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой, и т. д.). Вторая группа полномочий главным образом заключается в контроле за работой Правительства. Судебные полномочия Палаты значительны и определяются тем, что она является высшей судебной инстанцией Великобритании. Однако в 2003 г. создано новое министерство по конституционным делам, которое должно взять на себя большинство полномочий Лорд-Канцлера, в том числе в судебной сфере.

Нижняя палата — Палата общин — единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой Палаты могут именоваться членами Парламента. Численный состав Палаты — 659 членов, избираемых сроком на пять лет. Распущена Палата может быть монархом. Палату общин возглавляет спикер. Данная ответственная должность существует с 1377 г.

Избираться в Палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества7), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам. Среди таких цензов следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.. д.). Избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, он не возвращается, если кандидат набрал меньше 5% голосов.

Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей.

На последних парламентских выборах в нижнюю палату 2001 г. вновь победили лейбористы, получившие подавляющее большинство депутатских мандатов — 413, консерваторы завоевали 166 мест, а социальные либеральные демократы — 52. К важнейшим полномочиям Палаты относятся: принятие законов, бюджета, рассмотрение финансовых биллей, парламентский контроль за деятельностью Правительства и т. д. Только эта Палата может выразить последнему недоверие.

В целом Великобританию можно с уверенностью охарактеризовать как страну с устойчивой и значительной ролью Парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.

Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование и состав членов

Дата публикации: 07.05.2016 2016-05-07

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование и состав членов / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 952-953. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29610/ (дата обращения: 10.04.2020).

Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют «праматерью» — точнее было бы говорить «праотцом» — парламентов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.

Само понятие «парламент» употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента — палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть — палату общин. Члены палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед палатой общин, и эта ответственность именуется «парламентской». Именно палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем над финансами».

Своеобразие британского парламента — весьма современного по самой своей сути учреждения — проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты лордов — герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. помещение, где заседала палата общин, было разрушено немецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних размерах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.

Особенностью британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фактором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении постоянного, профессионального чиновничества. Оба названных фактора содействовали вытеснению классической модели парламентарного правления, названной «Вестминстерской» (по месту расположения парламента), новой — «моделью Уайтхолла», названной так по месту расположения правительства.

Порядок формирования. Одна из важнейших особенностей парламента (собственно, его основной части — палаты общин) — выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Правила, определяющие проведение выборов, имеют чрезвычайно большое значение для политической жизни страны. В конце концов именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной. Обычно основные правила, относящиеся к избирательной системе, содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством.

Парламентские выборы здесь имеют глубокие исторические корни и традиции, и нормы избирательного права складывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему.

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Закон предоставляет также право участвовать в парламентских выборах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Однако одного этого недостаточно, чтобы принимать участие в голосовании. Для этого необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного списка (10 октября), и быть внесенным в регистрационный список.

Регистрация — необходимое условие для осуществления права голоса. Список составляется ежегодно чиновником местного совета по регистрации на основании данных, сообщаемых домовладельцами. Военнослужащие, должностные лица государства и должностные лица Британского совета, находящиеся за границей, их супруги, проживающие за границей вместе с ними, и моряки торгового флота рассматриваются как лица, проживающие в избирательном округе поскольку они являлись бы таковыми, если бы не их служба в другом месте.

Существует голосование по почте и по доверенности. Это право предоставляется больным; тем, кто проживает за границей или находится там в отпуске; а также гражданам, место работы которых находится далеко от их дома.

Не могут принимать участия в выборах:

  1. иностранцы (aliens);
  2. лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту выборов;
  3. душевнобольные;
  4. пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии);
  5. лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания под стражей);
  6. лица, осужденные за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных и незаконных приемов на выборах».
  1. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. — Питер, 2012.
  2. Гуревич Г. С. Политический строй современных государств. Англия. М., 2012.
  3. Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире. — М.: Изд-во «НОРМА», 2012.

Добавить комментарий