Отмена пониженных тарифов страховых взносов

Пониженные тарифы страховых взносов по УСН с 2019 года отменили

Как было до 2019 года

До 2019 года «упрощенцы» могли платить страховые взносы по пониженным тарифам если одновременно соблюдались условия (Письмо Минфина от 25.01.2018 N 03-15-06/3961):

  • доходы за текущий год не более 79 млн руб.;
  • не менее 70% общей суммы доходов – доходы, связанные с одним из видов деятельности из пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Если оба условия выполняются, то можно начислять страховые взносы:

  • на пенсионное страхование – по тарифу 20% с выплат, не превышающих предельную базу, с выплат сверх базы взносы не начисляйте;
  • на ВНиМ и ОМС – по тарифу 0%.

Взносы «на травматизм» должны были начисляться по обычным тарифам – по ним льгот не было.

Отмена пониженных тарифов с 2019 года

С 1 января 2019 года произошли изменения в части тарифов по страховым взносам (Федеральные законы от 03.08.2018 № 303-ФЗ и № 300-ФЗ).

Временный тариф на пенсионное страхование – 22 процента в рамках предельной базы и 10 процентов сверх лимита – стал постоянным. Повышать тарифы до 26 процентов по основному тарифу с 2021 года не будут.

Пониженные тарифы для некоммерческих и благотворительных организаций на упрощенке продлили до 2024 года. Эти страхователи и дальше будут платить только пенсионные взносы по тарифу 20 процентов.

Однако пониженные тарифы для компаний и ИП на упрощенке, аптек на ЕНВД и предпринимателей с патентами на 2019 год не продлили. Такие страхователи с 2019 года должны будут платить взносы на общих основаниях.

Итоговую таблицу с тарифами пониженных тарифов в 2019 году приводим в таблице:

Категории плательщиков страховых взносов

Тарифы страховых взносов, %Пенсионное страхованиеСоциальное страхование

Медицинское страхование

Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:
– разработкой и реализацией программ для ЭВМ и баз данных;
– оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
– установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ, баз данныхОрганизации и предприниматели с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (кроме судов для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России)Некоммерческие организации, которые применяют упрощенку и ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
– массового спорта (кроме профессионального).

Исключение – государственные и муниципальные учреждения

Благотворительные организации на упрощенкеОрганизации – участники проекта «Сколково»Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»Коммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Законом от 29.12.2014 № 473-ФЗКоммерческие организации и предприниматели со статусом резидентов свободного порта Владивосток в соответствии с Законом от 13.07.2015 № 212-ФЗОрганизации со статусом резидента особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Законом от 10.01.2006 № 16-ФЗРоссийские организации, которые производят и реализуют произведенную ими анимационную аудиовизуальную продукцию

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Приняты новые ставки взносов для малого и среднего бизнеса. Как их применять?

Страховые взносы для малых и средних предприятий снизили. Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

С 1 апреля организации и ИП, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (это условие обязательно!) могут применять пониженные ставки. Но снижение касается только выплат физлицам, превышающим минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.

База для начисления страховых взносовСтавка взносов в ПФР, в пределах лимитаСтавка взносов в ФСССтавка взносов в ФОМС
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца22 процента2,9 процента5,1 процента
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца10 процентов5 процентов

Поясняем, как будет считаться:

Работнику начислена заработная плата за апрель 2020 года в размере 25 000 рублей. МРОТ на 1 января 2020 года составляет 12 130 рублей.

Взносы в ПФР, по ставке 22%: 12 130×22% = 2668,6 руб., по ставке 10%: (25 000 -12 130) х 10% = 1 287 руб. Всего взносы в ПФР составят 3 955,6 руб.

Взносы в ФСС 12 130×2,9% = 351,77 руб.

Взносы в ФОМС, по ставке 5,1%: 12 130×5,1% = 618,63 руб., по ставке 5% (25 000 – 12 130) х 5% = 643,5 руб. Всего взносы в ФОМС составят 1 262,13 руб

Сколько же получится сэкономить? Если применяются обычные ставки, то взносов надо было бы уплатить 25 000×30% = 7500 руб. А из-за того, что с части выплат взносы меньше, уплатить надо будет 3 955,6 + 351,77 + 1 262,13 = 5569,5 руб. Экономия составит 1930,5 руб.

Информации по новым ставкам пока очень мало, но вопросы уже вовсю задают. Ответим на некоторые из них.

Считать именно по месяцам? Не нарастающим итогом?

Да, считать надо каждый месяц по отдельности. Нельзя сложить выплаты, например, за апрель и май и разделить на два.

Какой МРОТ брать, региональный или федеральный?

МРОТ, согласно Трудовому кодексу, на всю страну один. В 2020 году он равен 12 130 рублям. В регионах устанавливают минимальную заработную плату в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ.

Если МРОТ в течение года изменят, то что-то изменится?

Нет, ничего не изменится. МРОТ берется на 1 января расчетного года.

Надо ли увеличивать МРОТ на районный коэффициент или другие надбавки?

Для расчета используется только сам МРОТ. Т.е. условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов.

Почему вы пишете про то, что пониженные ставки взносов применяются с 1 апреля, ведь судя по закону они только с 1 января 2021 года?

Дело в том, что в законе есть две статьи, которыми устанавливаются пониженные ставки. Положения одной из них (пункты в статье 2) действительно вступают в силу с 1 января 2021 года. Но есть и статья 5, в которой отдельно прописано о применении пониженных ставок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Касается ли снижение ставок фиксированных взносов ИП?

Нет, не касается, увы.

Некоммерческие организации могут применять новые ставки?

Некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому в реестре МСП их нет. А значит нет и права применять новые ставки.

А микропредприятия забыли?

Микропредприятия это разновидность малых, они есть в реестре МСП, поэтому применять пониженные ставки они могут.

А как считать совместитетелей? Делить МРОТ на 50%?

Из текста закона следует, что не важно, основное место работы или нет и на какую часть ставки оформлен работник. Речь идет именно о выплате в календарный месяц.

Если отработан не полный месяц, работник был в отпуске или уволился. МРОТ считать по отработанным дням?

Судя по тексту закона считаются выплаты в адрес конкретного физлица в календарый месяц. И не важно, сколько дней он отработал, все равно от выплат ему надо отнимать один МРОТ.

Льготы по взносам для спецрежимов больше не действуют. Что это значит?

С 2019 года у некоторых ИП и компаний больше нет льгот по страховым взносам. Вместо 20% на пенсионное страхование они должны платить за работников 30%, как все. Но некоторым льготы все-таки оставили, а кого-то отмена вообще не касается.

Это касается бизнеса. Мы всё для вас изучили, начните с плашки:

Коротко о страховых взносах

Вот что нужно знать бизнесу:

  1. В налоговом кодексе есть статья 427 о льготах по страховым взносам за сотрудников. Там перечислены категории, которые могут платить меньше денег в бюджет. Вместо 30% с зарплатного фонда они могут платить 20% и даже меньше.
  2. С 2019 года льготники из пункта 5 этой статьи потеряли право на пониженные страховые взносы. Это бизнес на УСН , ЕНВД и патенте. Раньше у них была ставка 20%.
  3. Теперь эти категории будут платить страховые взносы как все остальные — 30%.
  4. Это нужно учесть при начислении и уплате взносов за январь 2019 года.
  5. Льготы остались у особых категорий — проверьте, вдруг ваш бизнес к ним относится. Сводная таблица в статье.
  6. Взносов ИП за себя это не касается. В 2019 году ИП платят минимум 36 238 Р . Не платить могут только самозанятые.
  7. Общая пониженная ставка взносов на пенсионное страхование 22% теперь действует бессрочно. С 2021 года повышение до 26% не планируется.

О каких льготах речь

Если у ИП или фирмы есть работники с трудовыми договорами, за них надо платить страховые взносы. Обычные ставки такие: 5,1% — на медицинское страхование, 22% — на пенсионное, 2,9% — в соцстрах. Плюс отдельно взносы на травматизм.

Некоторым ИП и фирмам дают льготы по страховым взносам за работников: им разрешают платить не по тем ставкам, которые для всех, а по меньшим. Например, кто-то может платить только 20% с зарплаты и только на пенсионное страхование, кто-то платит 14%, а кому-то вообще можно не платить.

Список льготников большой, он есть в статье 427 НК РФ . Самый длинный перечень льготных видов деятельности для ИП и фирм на спецрежимах после переноса взносов в налоговый кодекс действовал только в 2017 и 2018 годах. Но сейчас он хоть и упоминается в той статье, но льгота по взносам больше не работает.

Кому-то льготы оставили еще на несколько лет. Налоговая не присылает уведомления, кому отменили льготы, а кому нужно повышать ставки и закладывать в бюджет больше денег на отчисления. Разбираться придется самим.

Кому отменили льготы?

Отменили льготы для самой большой категории, которой было проще всего ими пользоваться: ИП и компании на спецрежимах в торговле, производстве, социальной и бытовой сфере.

Самая большая категория льготников — это бизнес, который мог платить взносы с зарплаты работников только на пенсионное страхование и только 20%.

Вот условия, когда можно было пользоваться одной из льгот:

  1. Компания или ИП занимается деятельностью из списка в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ . Например, шьет одежду, делает мебель, игрушки или лекарства, занимается доставкой, что-то строит, ремонтирует машины или компьютеры.
  2. Система налогообложения — УСН .
  3. Доходы за год — не больше 79 млн рублей.
  4. Льготный вид деятельности дает 70% выручки.

Еще такую льготу давали аптекам на ЕНВД и некоторым ИП на патенте.

Читайте также:  Как узнать номер закладной по ипотеке

Под эти условия попадали многие предприниматели и компании. Они могли официально оформлять сотрудников и экономить, ничего особенного для этого не делая. Если в таком бизнесе работали люди с официальной зарплатой, в 2017 и 2018 годах можно было сэкономить на взносах 10% от зарплатного фонда. Например, если всем сотрудникам курьерской компании платили 500 тысяч рублей в месяц, экономия на взносах составляла 50 тысяч рублей. Это 600 тысяч рублей в год.

Для этой льготы ничего не нужно было делать: бизнес просто платил меньше — и все.

Теперь этой льготы нет. Она работала два года, и на 2019 год ее не продлили. Вместо 20% на пенсионное страхование придется платить за работников 30%, как обычно. Та же курьерская компания теперь должна отчислять в бюджет на 50 тысяч рублей в месяц больше. В декабре у нее еще была льгота, а в январе льготы больше нет.

Кому льготы оставили?

Не все льготы по взносам действовали до 2018 года, а теперь перестали. Есть те, что можно применять только с 2019 года или до 2024. Кроме трех категорий, о которых шла речь выше, остальным льготы сохранили. Но ставки у некоторых все-таки выросли. А еще для оставшихся категорий строгие условия. Там не просто требования по обороту и виду деятельности. Им нужно подтверждать свой статус, да и бизнес это, как правило, довольно редкий. Обычная автомастерская, транспортная компания или салон маникюра теперь не сэкономят.

19.11.2018 | Истекает срок льгот по страховым взносам для УО/ТСЖ/ЖСК, применяющих УСН

31 декабря 2018 года заканчивается срок применения пониженных тарифов страховых взносов для ряда организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2019 году действующим законодательством не предусмотрено. В настоящей статье разберем, какой же размер страховых взносов установлен с 01.01.2019 для УО/ТСЖ/ЖСК, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Предыстория

Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.

Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.

Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.

В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  1. социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  2. благотворительных организаций, применяющих УСН.

Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года

Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.

Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».

Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.

Заключение

В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.

Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.

Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».

Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.

Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).

Узнайте об этих и других изменениях в бухгалтерском и налоговом учете для ТСЖ и ЖСК на вебинаре 31 января 2019 с участием И.А. Фельдмана.

Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

Пониженные тарифы страховых взносов — это право платить страховое обеспечение за наемных работников в гораздо меньшем размере. Рассмотрим особенности законодательства в части применения пониженных тарифов по страховым взносам в 2020 году на актуальных примерах.

Особенности страхового обеспечения в 2020 году

С 01.01.2017 изменен порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физических лиц на территории России. Новый порядок устанавливают:

  • Налоговый кодекс, а именно главы 2.1 и 34, в части страховых взносов, администрируемых ФНС;
  • ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части ФСС НС и ПЗ. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратил свою силу 31.12.2016.

На основании действующего законодательства некоторые страхователи могут претендовать на значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году (льгот) для страхователей определяют:

  • ст. 427 НК РФ;
  • ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017-2020 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).

С 2017 года льготным категориям юридических лиц, указанным в ст. 427 НК, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информация о применении льготы будет определена из единого расчета по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов

Ставки тарифов, установленных для льготных категорий, указаны в ст. 427 НК РФ.

При выполнении определенных условий льготы предоставляются:

  • обществам, партнерствам на УСН;
  • российским ИТ-компаниям;
  • владельцам российских судов;
  • некоммерческим и благотворительным организациям на УСН;
  • ряду других.

С 2020 года законодатели отменили льготы по страховым взносам в отношении целого ряда экономических субъектов. К таковым относят:

  • организации и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ ;
  • аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющие ЕНВД;
  • ИП на ПНС — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанной в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).

Полный перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право получить льготу по страховым взносам (гл. 34 НК), подтверждающие документы на право применения льготируемых ставок и значения ставок взносов, представлены в виде таблицы.

Наименование хозяйствующего субъекта

Ставка на случай ВНиМ

Хозяйственные общества и партнерства

Деятельность практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности:

  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • изобретения;
  • промышленные образцы;
  • производство ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными, автономными учреждениями;
  • и т. д.
  • реестр хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 1 п. 1;
  • ставка — пп. 1 п. 2,
  • прочие условия – п. 3, п. 4.
  • закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Читайте также:  Прямое возмещение ущерба по осаго

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

Деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения (договоры) с органами управления особыми экономическими зонами):

  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.

Организации имеют право использовать данную льготу:

  1. Для вновь созданных, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.
  2. Для организаций, не являющихся вновь созданными, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет по итогам 9 мес. года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.

Доходы определяются в рамках ст. 248 НК РФ, при этом не включаются доходы, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ:

  • положительная (отрицательная) курсовая разница при покупке (продаже) валюты (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
  • положительная курсовая разница, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ).
  • выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
  • расчет средней или среднесписочной численности работников (формы № 1-Т и № П-4);
  • документы, подтверждающие вновь созданную организацию;
  • подтверждение объема дохода по виду деятельности.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 3 п. 1;
  • ставка — пп. 1.1 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 5.
  • закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
  • ст. 248 НК РФ;
  • п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна

Экипажи судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ.

  • выписка из Российского международного реестра судов о регистрации судна;
  • состав экипажа.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 4 п. 1;
  • ставка — пп. 2 п. 2;
  • прочие условия — п. 3.

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на УСН

Сфера деятельности в следующих областях:

  • соц. обслуживание граждан;
  • научные исследования разработок;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура и искусство;
  • массовый спорт (за исключением профессионального).

Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении условий:

  1. По итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным ставкам, сумма доходов должна составлять не менее 70 % по следующим доходам:
    • целевые поступления (определяемые п. 2 ст. 251 НК РФ) на содержание НКО и ведение уставной деятельности;
    • гранты (определяемые пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • доходы от видов деятельности (определяемых абз. 17-21, 34-36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), а именно:
      • научные исследования и разработки;
      • образование;
      • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
      • деятельность спортивных объектов;
      • прочая деятельность в области спорта;
      • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
      • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
      • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
  2. Выполнение требований, определяемых к УСН.
  3. При определении объема дохода организации учитываются поступившие и неиспользованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (остатки):
    • целевые поступления;
    • гранты.
  • деятельность НКО будет подтверждена Минюстом.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 7 п. 1;
  • ставка — пп. 3 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 7.
  • закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • ст. 251 НК РФ
  • Письмо Минфина от 20.06.2017 № 03-15-07/38391.

Благотворительные организации на УСН

Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении:

  • требований к НКО;
  • требований, определяемых к УСН;
  • соответствия деятельности благотворительным целям учредительных документов.
  • деятельность НКО будет подтверждена Минюстом.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 8 п. 1;
  • ставка — пп. 3 п. 2;
  • прочие условия — п. 3., п. 8.
  • закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Организации (ИП), осуществляющие деятельность в рамках соглашений с органами особых экономических зон

Деятельность в рамках:

  • соглашений об осуществлении технико-внедренческой деятельности; выплаты физлицам в технико-внедренческой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне;
  • соглашений туристско-рекреационной деятельности; выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.
  • копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
  • соглашение с органами особых экономических зон.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 2 п. 1;
  • ставка — пп. 1 п. 2;
  • прочие условия — п. 3.
  • закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Организации, получившие статус участников проекта «Сколково»

Осуществляют следующие виды деятельности в рамках закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ:

  • исследования;
  • разработка;
  • коммерциализация результатов.

Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями статуса участника проекта «Сколково», с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника.

В случае если совокупный размер прибыли превысил 300 млн рублей, то действие ставок по пониженным тарифам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем превышения указанного объема прибыли. Размер прибыли рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом с 1-го числа года, в котором объем выручки участника проекта превысит один миллиард рублей.

  • свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»;
  • деятельность участников проекта «Сколково» будет подтверждена управляющей компанией проекта.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 10 п. 1;
  • ставка — пп. 4 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 9.
  • закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Организации (ИП), получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Осуществляют деятельность в рамках закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ.

Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса участника свободной экономической зоны (СЭЗ) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника

Особенности применения льготы определены в Письме ФНС России от 19.09.2018 № БС-4-11/18297@ и Письме Минфина России от 10.09.2018 № 03-15-07/64834.

  • копия свидетельства о статусе участника СЭЗ в Крыму;
  • деятельность, осуществляемая участниками реестра СЭЗ, будет подтверждена Минэкономразвития.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 11 п. 1;
  • ставка — пп. 5 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 10.
  • закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ;
  • Приказ Минэкономразвития от 18.11.2015 № 858.

Организации (ИП), получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития

Осуществляют деятельность в рамках закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус.

  • копия свидетельства резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • деятельность, осуществляемая участниками реестра, будет подтверждена Минвостокразвития либо Минэкономразвития.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 12 п. 1;
  • ставка — пп. 5 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 10.
  • закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ;
  • Приказ Минэкономразвити от 19.12.2016 № 815;
  • Приказ Минвостокразвития от 06.02.2015 № 9;
  • Письмо Минфина России от 13.04.2017 № 03-15-06/22140.

Организации (ИП), получившие статус резидента свободного порта «Владивосток»

Осуществляют деятельность в рамках закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ.

Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса резидента свободного порта «Владивосток» с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус.

  • копия свидетельства резидента свободного порта «Владивосток»;
  • деятельность, осуществляемая участниками свободного порта «Владивосток», будет подтверждена Минвостокразвития.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 13 п. 1;
  • ставка — пп. 5 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 10.
  • закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ;
  • Приказ Минвостокразвития России от 31.08.2015 № 163.

Российские организации, включенные в Единый реестр резидентов ОЭЗ Калининградской области

Деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Сведения должны быть подтверждены соответствующим свидетельством резидента ОЭЗ.

Норма закреплена в пункте 11 статьи 427 НК РФ.

Российские компании, создающие и реализующие анимационные продукты

Деятельность субъекта напрямую связана с производством и реализацией произведенной анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и(или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.

Разъяснения по применению льготы содержит Письмо Минкультуры России от 14.12.2018 № 2376-03-5 и Письмо ФНС России от 25.04.2018 № БС-4-11/7965@.

Обратите внимание, что предусмотрены исключительные положения для вновь созданных субъектов и не являющихся вновь созданными.

Нормативы закреплены в пункте 12 статьи 427 НК РФ.

После утраты права на пониженный тариф по взносам

Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Порядок действий «упрощенца», утратившего право на применение пониженных тарифов страховых взносов, определен положениями п. 6 ст. 427 НК РФ. Суть их заключается в обязанности пересчитать страховые взносы по общим тарифам с начала расчетного (отчетного) периода, в котором произошла утрата данного права. Кроме пересчета взносов, страхователю необходимо внести исправления в учет и отчетность. Как это сделать, расскажем сегодня.

Чтобы разговор был предметным, обозначим ситуацию, которую будем анализировать далее. Предположим, что «упрощенец», применявший с 1 января 2018 года пониженные тарифы (в ПФ РФ – 20%, в ФСС и ФОМС – 0%) при расчете страховых взносов, по итогам июля текущего года превысил установленную пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ предельную величину дохода – 79 млн руб. В таком случае нарушение одного из условий применения налоговой преференции произошло в июле, следовательно, за этот месяц «упрощенец» должен рассчитать страховые взносы по общим тарифам, определенным ст. 426 НК РФ (в ПФ РФ – 22%/10%, в ФСС – 2,9%, в ФОМС – 5,1%).

Читайте также:  Содержание сделки в гражданском праве

Период для восстановления страховых взносов

С января по июнь 2018 года «упрощенец» на законном основании рассчитывал и уплачивал страховые взносы по льготным тарифам. После утраты данного права в июле ему согласно п. 6 ст. 427 НК РФ следует:

1) рассчитать по общим тарифам страховые взносы за июль (поскольку именно в этом месяце доходы превысили предельную величину);

2) пересчитать по общим тарифам страховые взносы за период с января по июнь.

Обратите внимание: пересчет страховых взносов с начала года предусмотрен только для случаев, когда нарушаются условия по доле доходов от основного вида деятельности (более 70%) и общему размеру доходов (79 млн руб.). Иных условий для восстановления и уплаты сумм страховых взносов по обще­установленным тарифам с начала расчетного (отчетного) периода в ст. 427 НК РФ нет. При соответствии критериям об общем объеме доходов и доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, но при утрате права на УСНО страхователь теряет право на пониженные тарифы с начала того же квартала, в котором допущены несоответствия условиям применения УСНО. Такие разъяснения чиновники Минфина привели в Письме от 15.03.2018 № 03-15-06/16176.

Иными словами, период, за который страхователю нужно восстановить страховые взносы по общим тарифам, зависит от причины утраты права на пониженные тарифы:

если нарушены условия об общем доходе и доле доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ) – восстановить взносы нужно за весь период с начала года;

если нарушены условия применения УСНО (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) – восстановить взносы нужно с начала квартала, в котором были допущены эти нарушения.

Срок для уплаты доначисленных взносов

Уплатить взносы за июль, исчисленные с применением общих тарифов, «упрощенец» в силу п. 3 ст. 431 НК РФ должен до 15 августа.

Срок для перечисления доначисленных с начала года страховых взносов (после утраты права на применение льготных тарифов) Налоговым кодексом не установлен. Следовательно, формально «упрощенец» может перечислить сумму доплаты в любой момент. Это с одной стороны. С другой стороны, необоснованная задержка фискального платежа в виде страховых взносов может повлечь за собой начисление пени (п. 7 ст. 75 НК РФ). Поэтому разумнее не затягивать с этим платежом.

На практике уплата доначисленных взносов, как правило, производится одновременно с первым текущим платежом. Причем в целях администрирования текущую сумму по взносам и доплату целесообразнее перечислить двумя платежами.

В анализируемой ситуации сумму доначисленных страховых взносов за период с января по июнь следует уплатить, как и текущий платеж за июль, не позднее 15 августа 2018 года. Обозначенная дата применительно к рассматриваемому случаю является критической, после нее последует начисление пени. Ведь пересчет взносов по общим тарифам с начала года автоматически приведет к возникновению фискальной задолженности.

Косвенно подтверждает сказанное Постановление ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-457/2013 по делу № А51-15989/2012 (Определением ВАС РФ от 09.10.2013 № ВАС-9392/13 оставлено в силе): в аналогичной ситуации (утрата права на пониженные тарифы в декабре 2011 года) арбитры указали, что обязанность произвести перерасчет возникла у общества по итогам календарного 2011 года по сроку уплаты 14 января 2012 года. (Смена нормативного акта, регулирующего сферу страховых взносов, здесь значения не имеет, поскольку в положениях предшественника гл. 34 НК РФ – Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – также не содержалось четких указаний относительно срока уплаты доначисленных взносов.)

Впрочем, налоговики могут начислить их (на практике подобное происходит часто) за весь период просрочки, начиная с февраля. На неправомерность подобных действий контролеров неоднократно указывали официальные органы в своих письменных разъяснениях. При этом никаких конкретных рекомендаций о свободном от начисления пени периоде они, к сожалению, не дают, ограничиваясь общими фразами об «установленном сроке».

Пени на доначисленные страховые взносы

В соответствии с п. 1, 7 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными п. 3 ст. 431 НК РФ сроки.

Однако в анализируемой ситуации (повторим) никаких нарушений сроков уплаты страховых взносов не было. Доплата производится в результате доначисления, обусловленного требованием закона.

Между тем в гл. 34 НК РФ не содержится никаких условий освобождения «упрощенца» от уплаты пеней в ситуации, когда он производит пересчет страховых взносов по общим тарифам задним числом после утраты права на применение пониженных тарифов.

В отличие от этого, к примеру, в п. 4 ст. 346.16 НК РФ прямо сказано, что налогоплательщики, утратившие право на применение УСНО, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременное внесение ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором пере­шли на иной режим налогообложения.

Возникает закономерный вопрос: необходимо ли уплачивать пени за период, за который «упрощенец» восстанавливает страховые взносы задним числом? В нашем случае это период с 15 февраля 2018 года до момента уплаты доначисленных взносов.

Официальные органы рассуждают так: доплаченная сумма в результате восстановления страховых взносов по общим тарифам не рассматривается в качестве доплаты в связи с неполной уплатой взносов в установленный срок, поскольку фактически в этот период «упрощенец» на законном основании производил их уплату с применением пониженных тарифов (см. письма Минфина России от 29.05.2018 № 03-15-06/36444, от 21.12.2017 № 03-15-06/85550, от 14.12.2017 № 03-15-06/83796, ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).

Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минтруда России от 21.04.2015 № 17-4/В595.

С учетом сказанного полагаем, что если «упрощенец» в рассматриваемой ситуации уплатит доначисленные за период с января по июнь 2018 года страховые взносы до 15 августа, то ему не грозят никакие пени.

Если доначисленные за обозначенный период взносы он уплатит с нарушением данного срока, то с 15 августа ему нужно будет исчислить и уплатить пени. Ведь крайняя дата уплаты взносов – 15-е число месяца, следующего за месяцем их начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ). В анализируемой ситуации месяцем начисления доплаты по взносам является июль, соответственно, уплатить сумму доплаты нужно по сроку 15 августа.

Внесение исправлений в учет и отчетность

Бухгалтерский учет

Порядок исправления ошибокв бухучете и отчетности регулируется нормами ПБУ 22/2010. Согласно п. 2 данногостандартанеправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухгалтерской отчетности организации (далее – ошибка) может быть обусловлено, в частности:

неправильным применением законодательства РФ о бухучете;

неправильным применением учетной политики организации;

неточностями в вычислениях;

неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;

неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;

недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем в анализируемой ситуации страхователь применял пониженные тарифы при исчислении страховых взносов с января по июнь 2018 года, используя законное право, предусмотренное пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Следовательно, исчисление страховых взносов по пониженным тарифам до периода, в котором доходы превысили ограничение в 79 млн руб., указанное в абз. 2 пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, не являлось ошибкой.

Поэтому в бухгалтерском учете сумму доначисленных страховых взносов необходимо отразить в июле, сделав запись по дебету счета 20 (26, 44, 91) в корреспонденции со счетом 69. (Если бухгалтерская отчетность за год, за который производится доначисление взносов, уже подписана, то для отражения доначисленных взносов вместо «затратных» счетов нужно использовать счет 91.)

Налоговый учет

Сумму доначисленных и уплаченных (!) страховых взносов «упрощенец» вправе:

учесть в расходах, если применяет объект налогообложения «доходы минус расходы» (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расход учитывается в книге доходов и расходов (форма утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) на дату перечисления доначисленных взносов в бюджет, что обусловлено кассовым методом признания расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);

либо поставить в вычет – если применяет объект налогообложения «доходы». Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ авансовый платеж по «упрощенному» налогу может быть уменьшен за отчетный период, в котором доначисленные взносы уплачены (но не более чем на 50%).

Таким образом, в анализируемой ситуации «упрощенец» сумму доначисленных с января по июнь страховых взносов включит в расходы за девять месяцев 2018 года либо скорректирует на эту сумму авансовый платеж, подлежащий уплате за этот же период.

Какие-либо корректировки в налоговой отчетности делать не нужно, так как в силу ст. 346.19, 346.23 НК РФ «упрощенцы» по итогам отчетных периодов не представляют налоговую отчетность. Декларация по УСНО подается только по итогам года.

Отчетность по страховым взносам

Если «упрощенец» с начала 2018 года платил взносы по пониженным тарифам, а по итогам июля утратил такое право из-за превышения доходов, то он обязан не только пересчитать и доплатить страховые взносы по общим тарифам, но и подать уточненные расчеты по страховым взносам за I квартал и полугодие 2018 года. Причем формально в рассматриваемой ситуации «упрощенец» не обязан (!) подавать «уточненки» по взносам.

По общему правилу (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ) уточненный расчет по взносам нужно подать при занижении суммы страховых взносов из-за ошибок. Между тем в данном случае ошибки не было, поскольку до июля месяца пониженные тарифы «упрощенец» применял на законном основании.

Однако ни действующая форма расчета по страховым взносам, ни порядок его заполнения (утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не предусматривают возможность отражения сумм восстановленных взносов в периоде их доначисления. Поэтому без подачи уточненных расчетов за I квартал и полугодие 2018 года «упрощенцу» не обойтись. Иного способа отчитаться перед налоговиками о восстановленной сумме страховых взносов пока просто нет.

В уточненных расчетах за вышеупомянутые периоды «упрощенец» должен указать данные, получившиеся после перерасчета страховых взносов по общим тарифам (п. 1.2 названного порядка заполнения расчета).

В расчет по взносам нужно включить разделы (в том числе разд. 3, где отражаются сведения о каждом работнике), подразделы и приложения, которые ранее были сданы в составе первоначальных расчетов (п. 1.2 порядка). Приложение 6 в уточненный расчет включать не нужно, поскольку право на пониженный тариф взносов уже утрачено (п. 2.6 порядка).

Важная деталь: по строке 001 приложения 1 к разд. 1 расчета, где исчисляются взносы на ОПС и ОМС, нужно указать код тарифа плательщика 02, а не 08, как было в первоначальном расчете (п. 6.4 порядка).

Добавить комментарий