Особая роль международного права

Международное право как особая система права. Роль международного права в регулировании международных отношений

Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права. Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т.е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Функции международного права:

1) координирующая – в нормах международного права

отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные (О

и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности).

И подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор- мы обязательны для любого государства, независимо от политической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества. Основной функцией международного права является регулирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений. Указанная функция реализуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправительственных организаций и иных факторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участников таких соглашений. Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимодействия внешней политики государств, отражающей их национальные интересы, и международного права.

Влияние внешней политики государства проявляется в позиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние международного права выражается в том, что реализация внешнеполитических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, исключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические методы (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении международных проблем.

2. Норма международного права: понятие, правовая природа, процесс создания.

МП (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Норма МП – это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами МП и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся субъектами МП.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа: 1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения; 2) дача субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения. Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания.

В отличие от внутригосударственного права в МП императивность нормы означает, что она “принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер”.

Нормы МП можно классифицировать по нескольким основаниям. По характеру содержащихся в нормах МП предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты. Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в МП. Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы МП. Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы МП. Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Региональные нормы МП действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, акты органов СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП .

Роль международного права в регулировании международных отношений

Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: пер­вичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государ­ства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им на­ционального суверенитета. Государства признаются носителями меж­дународно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает воз­можность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты междуна­родного права, имеющие решающие средства воздействия на между­народные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного пра­ва считаются межправительственные организации, создаваемые пер­вичными субъектами международного права. Учреждая таковые, госу­дарства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей

250Глава XV. Международное право и международные конфликты

сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые ре­гламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемы­ми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые поли­тико-территориальные образования, например вольный город и город-государство. Вольный город — это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным до­говором и гарантированным государствами или международными ор­ганизациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — го­род-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписы­вает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характе­ризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объе­динение территориальных единиц, пользующихся определенной по­литико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это между­народно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В клас­сическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся:

♦ право на независимость и свободное осуществление своих закон­ных прав;

♦ право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, нахо­дящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ­ным правом иммунитетов;

♦ равноправие с другими государствами;

♦ право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.

§ 1. Роль международного права в регулировании отношений 251

В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государства­ми. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государствен­ные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государ­ства. Государства как носители суверенитета равны между собой юри­дически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулиро­вании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм форми­рования и действия норм международного права носит межгосударст­венный, а не надгосударственный характер. В международных отно­шениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание ме­ждународного правопорядка с помощью созданных ими международ­но-правовых институтов. Международное право выполняет следую­щие функции:

♦ регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимо­отношений государств;

♦ обеспечительную, потому что побуждает государства следовать оп­ределенным правилам поведения;

♦ охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древ­нем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовер­шенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое мо­ре; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последовате-

Читайте также:  Оплата госпошлины через банкомат

252Глава XV. Международное право и международные конфликты

лей положили начало формированию международного права как са­мостоятельной области науки.

После революций XVII–XVIII вв. началось формирование качест­венно иных международных отношений и соответствующего им меж­дународного права. В международные отношения пришли идеи равен­ства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосно­венности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межго­сударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международ­ная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надеж­ным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта за­дача была возложена на Организацию Объединенных Наций, создан­ную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-право­вых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена рабо­та по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования меж­дународного права продвигается вперед благодаря активному между­народному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве су­ществуют и трудности, мешающие выработке новых норм междуна­родного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9987 – | 7759 – или читать все.

Роль международного права в современных международных отношениях (стр. 1 из 6)

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

1.2 Особенности международного права

1.3 Сущность современного международного права

1.4 Функции современного международного права

1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений

1.5.1 Понятие международного права

1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений

Список использованных источников

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1 Предмет регулирования международного права

Современный мир характеризуется многообразием международных отношений политического, экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного, правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, их объединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за свою независимость, международными неправительственными организациями (молодежными, женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями, физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле.

Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.

Международные отношения (сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:

1) межгосударственные (между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всех сферах coтрудничества, между государствами и международными межправительственными организациями, и последних между собой в рамках соглашений о сотрудничестве);

2) смешанные (между государствами и нациями (народами), в лице учрежденных ими органов при решении вопроса о форме самоопределения, между нациями (народами) и международными межправительственными организациями по вопросам относительно представительства органов, учрежденных нациями при международных организациях, между межправительственными международными организациями и неправительственными организациями по вопросу предоставления консультативного статуса последним, между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) об установлении дипломатических отношений, между международными судебными учреждениями и государствами, (например, о передаче преступников, о предоставлении территории для отбывания наказания лиц, осужденных международным уголовным трибуналом, между государством и транснациональной корпорацией, в частности, концессионные соглашения);

3) негосударственные (отношения между индивидами, неправительственными организациями и комитетами, комиссиями, международными судебными учреждениями по правам человека).

При всем разнообразии указанных отношений их объединяет общее: они носят публичный характер и являются предметом регулирования международного публичного права.

В литературе и международно-правовых документах используется термин «международное право», исторически произошедший от римского понятия «право народов» (jus gentium), регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовал термин «международное право» вместо «право народов» английский ученый XVII в. Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношений публичного характера прочно вошло в международно-правовой обиход.

В отличие от международного публичного права международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими и юридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права являются не только международные договоры и обычаи, но и внутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом, хотя международное частное право тесно связано с международным публичным правом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет свои специфические субъекты и источники и является самостоятельной системой права.

1.2 Особенности международного права

Международное право представляет собой компонент автономной системы, объединяющий институты и отрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институт международного права (например, институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).

Отрасль международного права — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международного права в определенной сфере сотрудничества.

В систему отраслей международного права входят:

– право международных договоров;

– право международных организаций;

– право внешних сношений, международное морское право;

– международное воздушное право;

– международное космическое право;

– международное экологическое право;

– международное уголовное право;

– право прав человека;

– право международной безопасности;

– международное экономическое право;

– международное гуманитарное право.

По мере расширения правовой регламентации конкретной сферы сотрудничества увеличивается число отраслей международного права. Так, к новым отраслям международного права относятся: международное информационное право, международное процессуальное право, международное таможенное право.

Международное право как система права отличается от любой национальной системы права по субъекту, объекту, способу разработки и обеспечения норм права.

По субъекту. Если субъектом национального права являются физические и юридические лица, то субъектом международного права – преимущественно коллективные образования, государства, нации (народы), международные организации. Причем среди субъектов международного права полным объемом правосубъектности пользуются государства, нации (народы) – целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса о формах их самоопределения; международные межправительственные организации – функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной в их учредительных актах (уставах).

По объекту. Объект национального права закреплен в кодексах, законах и иных нормативных актах, регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объект международного права в международно-правовых документах не закреплен и не является стабильным.

Объектом международного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектом международного права. Поэтому объект международного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны, экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметом совместного регулирования национального права и международного права. В тесных интеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объекта международно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранее входившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств — членов ЕС.

По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь – в декретах и указах Президента Республики Беларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляются органы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия международных договоров и международных обычаев – основных источников международного права.

В международном праве отсутствует единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международные договоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практике международные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процесс разработки и принятия международного договора – это длительный процесс согласования позиций государств относительно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической развитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Она является результатом компромисса, к которому пришли государства – разработчики договора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практики государств, их политических целей разработка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-правовой ответственности государств за международные правонарушения, была начата КМП ООН в 1956 г., и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.

По способу обеспечения норм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системой государственных органов и учреждений правоприменительного и правообеспечительного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел. В международном праве такая централизованная система органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы международного права носят преимущественно координационный характер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудительных мер. Так, если одно из государств – участников двустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.

Роль и значение международного права

Лекция 17. Теория международного права и мораль в международных отношениях.

Читайте также:  Справка об остатке материнского капитала через госуслуги

Если исходить из классической трактовки понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно считать, что первые международно-правовые обычаи зародились еще в период первобытнообщинного строя. Если же толковать понятие “международное право” как право межгосударственное, то следует признать, что оно возникло одновременно с возникновением государственности. Именно с оформлением государства происходит становление и развитие международного права в современном понимании.

Вопрос об источниках международного права связан с тем, что в отличие от государства, где есть законодательная власть, в международном праве такого центрального органа не существует. В настоящее время, согласно статье 38 Статута Международного Суда, источниками международного права являются:

1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2. международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы; общие принципы права,признанныецивилизованными нациями;

5. с оговоркой, указанной встатье 59 Статута, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международное право позволяет уменьшить неопределенность в международной среде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право. Оба они регулируют правовую сферу, относящуюся к международной деятельности. При этом международное публичное, или просто международное, право призвано регулировать отношения, прежде всего между государствами. В «Дипломатическом словаре» оно и трактуется как «система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности». К международному частному праву относятся вопросы, связанные с взаимодействием на международной арене отдельных лиц, корпораций, неправительственных организаций и т.п. Оно регулирует международную торговлю, обмен международной информацией, международный туризм и другие подобные сферы деятельности.

В современном мире, как считает Дж. Т. Рурке, международное право лучше регулирует то, что относится к политике низкого уровня: торговлю, сотрудничество в экономике, технологиях, информации, туризм — сферу преимущественно международного частного права. Хуже обстоят дела в политике высокого уровня, т.е. в сфере международного публичного права. Когда затрагиваются жизненно важные интересы, указывает Дж. Т. Рурке, государства порой нарушают международные нормы. Однако, несмотря на это, в области безопасности международное право является важнейшим регулятором международных отношений. На базе существующих международных договоров ведутся новые переговоры. Международные договоры являются и одним из наиболее важных элементов формирования международных режимов в области безопасности.

После подписания Вестфальского мира в международном праве центральное место занимает идея государственного (национального) суверенитета, означающая, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому, другие государства и иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства.

Суверенитет является ключевым понятием в международном праве. В теоретическом плане он теснейшим образом связан с теорией политического реализма, отражающей представления о государственно-центристской модели мира.

Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Все они обладают одинаковыми правами. Данный принцип зафиксирован в статье п. 1 статьи 2 Устава ООН, где говорится: «Организация основана на принципе суверенного равенства ее членов». А в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970) в соответствии с Уставом ООН раскрывается содержание этого положения. Суверенитет лежит в основе и других принципов международного права – нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела.

Кроме названных, к принципам международного права относятся также: принцип мирного разрешения международных споров; принцип неприменения силы или угрозы силы; принцип сотрудничества и др. Все они зафиксированы в Уставе ООН, упомянутой Декларации 1970 г. и других международных документах. Возможные споры между государствами должны разрешаться путем переговоров или юридических процедур. Согласно данным К. Холсти, в период с 1919 по 1986 г. было предпринято 168 попыток разрешить споры между государствами мирными средствами. Более того, после завершения Первой мировой войны в ряде случаев межгосударственные конфликты и споры были успешно разрешены.

|следующая лекция ==>
|Международные правовые организации

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1970 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • источники международного права, основные многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация;
  • • порядок взаимодействия международного и внутри государственного права России;
  • • принципы регулирования межгосударственных отношений независимых суверенных государств и международных отношений между государствами и другими субъектами международного права;
  • • современные тенденции развития международного нрава;

уметь

  • • исследовать и давать оценку внешнеполитическим событиям в мире;
  • • давать квалифицированную и высококачественную правовую оценку действиям государств во всех областях их международного сотрудничества;
  • • анализировать, толковать и применять международные правовые акты;
  • • юридически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения при анализе международных договоров в области экономического и торгового сотрудничества;

владеть

  • • методами сбора и анализа информации по международной проблематике;
  • • политически корректной корпоративной культурой международного общения и навыком применения особенностей местной деловой культуры зарубежных стран;
  • • знанием и пониманием основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией.

Понятие международного права и его роль в международных экономических отношениях

Вопросы международного права занимали умы ученых-юристов много веков назад. Международному праву как терминологическому выражению присуща определенная условность, ибо термин “международное право”, употребляемый в государственных и международных правовых актах, не в полной степени отвечает истинному значению понятия.

Прообразом “международного права” является сложившийся в римском праве термин jus gentium, т.е. “право народов”, и применялся этот свод правил в пределах Римского государства ко всем свободным гражданам независимо от их принадлежности. Позднее он стал применяться во взаимоотношениях Рима с другими государствами и стал именоваться “общее для всех народов право”.

Возникло международное право одновременно с образованием государств и развивалось как регулятор именно межгосударственных отношений.

Реально существует межгосударственное право, которое и создано государствами и регулирует главным образом межгосударственные правоотношения.

В зарубежной и отечественной юридической литературе дается большое разнообразие определений международного права. В чем-то они схожи, в чем-то дополняют друг друга, но есть много общего, что дает возможность констатировать: международное право – это сложный комплекс принципов, юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими субъектами международного права путем международных соглашений и договоров, а также международно-правовых обычаев.

Международное право – это особая правовая система, состоящая из норм и принципов, регулирующих правоотношения между субъектами, участвующими в международных отношениях.

Нормы международного нрава – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений всех субъектов международного права.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

К настоящему времени международное право стало правом общения между государствами разных социальных систем и разного уровня: развитых, развивающихся и находящихся в процессе становления. Значительно расширились виды субъектов за счет роста числа международных организаций, межгосударственных объединений, вовлечения в сферу правового регулирования бывших колониальных стран, коренных народов, юридических и физических лиц, неправительственных организаций.

В начале нового тысячелетия международное право характеризуется некоторыми новыми чертами и тенденциями развития. Они обусловлены крупными переменами в социальной и политической картине мира, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости государств.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями (например, Ватикан), между международными межправительственными организациями. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения “с иностранным элементом” или “с международным элементом”). Данные отношения составляют предмет международного права.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

Субъектами международного права являются: государства; международные межправительственные организации; государствоподобные образования; нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также, в определенных случаях, юридические и физические лица.

Источники международного права представляют собой признанные странами формы воплощения результатов согласования воли государств, формы фиксации международных правовых норм.

Основными источниками международного права являются международный договор, т.е. явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, и международно-правовой обычай, т.е. молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Под международно-правовым обычаем понимается сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Он складывается в силу повторяющихся международных действий всех или некоторых субъектов международного права и проявляется больше в определенном образе поведения, чем в сформулированной норме. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Характерным для международно-правового обычая является длительность его применения и убежденность в его юридической обязательности для участников международных отношений.

Исторически международное право формировалось из правовых обычаев, а затем из договорных норм, как двусторонних, так и многосторонних. Договор в наиболее четкой и определенной форме выражает соглашение между субъектами международного права о создании юридически обязательных для них правил – международных правовых норм, касающихся установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Читайте также:  Въезд на 3 транспортное кольцо кому можно

Международное право проявляется в двух аспектах: оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества, т.е. как регулятор международных отношений. С другой стороны, международные правовые нормы включаются во внутригосударственные (национальные) правовые системы и применяются в сфере правовой системы государства. Международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством.

Так, например, п. 1 ст. 7 ГК РФ констатирует: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации”.

Международное право по своей сути выполняет целый ряд очень существенных функций:

  • – координирующую – с помощью норм международного права его субъекты устанавливают общие стандарты поведения между собой;
  • – регулятивную – нормы международного права призваны регулировать правоотношения субъектов международных отношений, способствовать их укреплению и развитию;
  • – обеспечительную – международное право содержит нормы об ответственности за несоблюдение или нарушение принятых договоренностей, что побуждает субъектов международного права соблюдать общепринятые нормы международного права;
  • – охранительную – в международной практике существуют и применяются механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Исторически сложилось разделение международного права на две самостоятельные, хотя и тесно связанные одна с другой, категории – международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП). Международное право, выполняющее функции регулятора межгосударственных отношений, раньше принято было называть международным публичным правом. В настоящее время такое выражение употребляется редко, поскольку его вытеснило выражение “международное право”. Международное частное право регулирует международные отношения субъектов негосударственного характера, прежде всего гражданско-правовые отношения с участием иностранного (международного) элемента.

Между юристами-учеными идут нескончаемые дискуссии, но так единого определения понятий ни МПП, ни МЧП не выработано.

Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую общественные отношения межгосударственного характера.

Ранее нами давались основные различия между МПП и МЧП (см. параграф 5.1), однако следует отметить, что несмотря на существенные отличия международного частного права от международного публичного права, между ними есть и общее, прежде всего они регулируют правовые отношения, имеющие место в международной жизни.

Помимо усилившегося взаимовлияния международного и внутреннего права изменяется в целом роль международного права: оно служит не только традиционным связующим звеном в отношениях государств на международной арене, но и основой создания общего правового поля в сфере экономической, финансовой, таможенной и другой деятельности.

Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В основу международного права был положен принцип сотрудничества.

В эпоху глобализации международных отношений появляются новые сферы международного сотрудничества, уже имеющееся сотрудничество углубляется и расширяется. Это сопровождается усилением роли международного права как регулятора взаимоотношений между государствами. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. При этом важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Примером такого универсального многостороннего экономического договора может служить Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам. Несмотря на большое значение многосторонних соглашений и договоров, в подавляющем большинстве сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного права в сфере экономики имеют некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся договоры о торговле, о мореплавании и др. Главное в них – закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств (1974), Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции “О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях” (1984) и “О международной экономической безопасности” (1985).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.

Среди документов, имеющих существенное значение для международного права в сфере экономической деятельности, следует назвать раздел “Экономическое сотрудничество” в Парижской хартии для новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 г.

Все это, несомненно, свидетельствует о большой роли международного права в установлении и развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества, оказании существенной помощи российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, обеспечении условий для равноправного и недискриминационного торгового обмена с иностранными партнерами и создании благоприятного климата в международном экономическом сотрудничестве.

Роль и значение международного права

Роль международного права

Международное право выступает в качестве совокупности юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, а также иными субъектами права. При этом все субъекты являются носителями прав и обязанностей в международно-правовом формате.

Права и обязанности сторон устанавливаются международно-правовыми нормами, а также предписаниями в данной сфере.

Статья 15 Конституции РФ говорит о наличии общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров. Международное право имеет приоритет по отношению к национальным нормам. Международные договоры должны быть ратифицированы в форме федерального закона, только тогда они применяются. Межправительственные и иные соглашения не обладают приоритетом в сфере национального законодательства.

Кроме того, международно-правовые нормы не могут быть выше Конституции России, которая обладает безусловным приоритетом по отношению ко всем международным нормам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Современное международное право характеризуется разнообразием международно-правовых отношений в различных сферах:

  • политической;
  • экономической;
  • экологической;
  • научно-культурной;
  • гуманитарной и т.д.

Отношения между государствами развиваются в рамках заключенных международных договоров, а также при взаимодействии с международными организациями, неправительственными учреждениями, различными транснациональными корпорациями, а также рядом физических и юридических лиц. Взаимодействие между данными субъектами осуществляется как в двухстороннем порядке, так и на международной арене.

Значение международного права основывается на системе международных отношений. В узком смысле слова она включает в себя отношения, которые осуществляются участниками, то есть субъектами международного права. Основная задача данных субъектов:

  • борьба за самоопределение;
  • осуществление взаимодействия;
  • представление своих собственных интересов на международной арене.

Значение международного права

Международное право используются для регулирования различных категорий международных отношений. В первую очередь, здесь необходимо выделить разграничение на публичную сферу отношений и частную сферу. Так, первая сфера отношений регламентирует правоотношения, которые возникают между такими субъектами, как государства, международные организации и касаются публичной сферы, то есть вопросы заключения международных договоров, освоения морского и космического пространства, сферы международного сотрудничества, ответственность сторон за нарушение деликтов и так далее.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Публичная сфера отношений затрагивает широкий спектр правовых отраслей, также свою очередь характеризующихся публичностью. Например, это отрасли международного уголовного права, международного уголовно-процессуального права и так далее. Международное частное право рассматривает сферу гражданско-правовых и предпринимательских от отношений. То есть данная сфера рассматривает именно частные отношения, возникающие между субъектами, один из которых осложненным иностранным элементом, либо иностранными физическими и юридическими лицами.

Значение международного права в данном случае заключается в необходимости урегулирования общественных отношений, осложненных иностранным или иными сложными элементами. Международное право направлено на стабилизацию отношений между различными государствами в различных сферах. Именно с его помощью возможно мирное сосуществование в мировом сообществе. Международное право также направленное на урегулирование возникающих конфликтов мирными путями за счет создания общепринятых норм принципов и норм международного права. Все государства должны подчиняться общепринятым принципам международного права, составляя на их основе свою внутреннюю нормативно-правовую базу. Таким образом, достигается соответствие единым стандартам, что делает возможным распространение принципа справедливости на всех континентах Земли. То есть создается единое правовое поле.

Сущность международного права

Сущность международного права заключается в необходимости закрепления международно-правового статуса субъектов международно-правовых отношений. За счет такого закрепления субъекта получают право и обязанности, то есть правоспособность. Это дает им возможность в полной мере функционировать на международной арене, представлять свои права и интересы и права интересы своих народов, пользоваться иммунитетами и привилегиями на международной арене исходя из того перечня, которые определяют страны участники.

Международно-правовым статусом могут пользоваться также некоторые политико-территориальные образования. Например, к ним относятся вольные города и города-государства.

Вольные города представляют собой такие самостоятельные территориальные и политические образования, в которых установлен политический режим, на основании договора и их правовой статус гарантирован государствами или международными организациями. Например, такой статус в 1971 году имел Западный Берлин.

Ватикан является городом-государством, что обуславливает его весьма необычный правовой статус, рассматривая его в качестве международного центра католической церкви. В силу обычаев, которые сложились в международном праве, Ватикан выступает в качестве субъекта международно-правовых отношений. Кроме того, он сотрудничает с международными организациями, имеет право на подписание международных договоров и так далее.

Возможно также создание так называемых конфедераций, то есть международно-правовых объединений, состоящих из государств, которые координируют свои действия совместно, особенно в сфере внешней политики, а также в сфере военной политики. Однако в классическом виде Конфедерации не выступает в качестве субъекта международного права, лишь ее члены, то есть государства, входящие в ее состав, обладают правосубъектностью.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Добавить комментарий