Основные законодательные акты в области охраны труда

Основные законодательные акты РФ по охране труда

Основные законодательные акты РФ по охране труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм. Конституции Российской Федерации. ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ. ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ. ТК РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, и издава­емых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право

на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность работодателя.

В соответствии со ст. 1 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в РФ” устанавливает право и гарантии права работников на охрану труда и обеспечивает еди­ный порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа­циях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятель­ности и ведомственной подчиненности. Этот закон включает следующие основные разделы и положения: основные принципы государственной политики в области охраны труда; полномочия органов государственной власти в области охраны труда; право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; государственное и ведомственное управление охраной труда; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; обязанности работ­ника в области охраны труда; обучение и инструктирование работников по охране труда; государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда; ответственность за нарушение требова­ний охраны труда.

Действие ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” распространяется на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отно­шениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях.

Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и органи­зационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” включает следующие разделы и статьи: основные понятия (застрахован­ный, страхователь, страховщик, страховой случай, страховой взнос и та­риф, класс профессионального риска); основные принципы обязательного социального страхования; право на обеспечение по страхованию; виды обеспечения по страхованию; права и обязанности субъектов страхования; средства на осуществление обязательного социального страхования.

Важнейшим законодательным актом в области охраны труда является Трудовой кодекс Российской Федерации.

В разделе X “Охрана труда” ТК РФ изложены следующие вопросы: основные направления государственной политики в области охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, медицинские осмотры работников, организация охраны труда; обеспечение прав работника на охрану труда, обязанности работодателя при несчастном случае на про­изводстве и порядок расследования несчастного случая на производстве.

Трудовым кодексом предусмотрено, что надзор и контроль за соблю­дением трудового законодательства, правил и норм по охране труда в ор­ганизациях независимо от организационно-правовых форм и форм собст­венности осуществляется Федеральной инспекцией труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профсоюзами.

В ст. 419 ТК РФ приведены виды ответственности за нарушение законо­дательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная).

Немаловажную роль в решении правовых вопросов охраны труда играют ратифицированные СССР (РФ) конвенции и рекомендации Между­народной организации труда (МОТ).

Сертификация работ по охране труда

В соответствии со статьями 14, 16 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” и статьями 212, 215 ТК РФ работодатель обязан проводить сертификацию постоянных рабочих мест и работ по охране труда на соответствие требованиям охраны труда.

Сертификация включает следующие основные этапы:

подача организацией заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор способа серти­фикации;

оценка результатов сертификации рабочих мест;

отбор, идентификация объектов сертификации и проведение необходимых проверок, измерений (испытаний);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

выдача сертификата (предоставление права оформления заяв­ления – декларации);

осуществление инспекционного контроля за сертифицирован­ными объектами; информацию о результатах сертификации.

Для получения сертификата соответствия организации необхо­димо:

иметь службу охраны труда или лицо, ответственное за состояние охраны труда; осуществить комплекс мероприятий, обеспечи­вающих проведение сертификации производственных объектов;

иметь от территориальных инспекций федеральных органов над­зора положительное заключение о соответствии подконтрольного

этим органам оборудования (объектов) установленным требованиям, а также в необходимых случаях лицензию (разре­шение) на право осуществлять соответствующий вид деятельности;.

Льготы и компенсации работающим во вредных условиях труда.

Если на каких-то рабочих местах, участках, в цехах имеют место опасные или вредные производственные факторы, то со­ответствующие условия труда считаются неблагоприятными. При работе в подобных условиях законодательство о труде предусматривает предоставление различных льгот и ком­пенсаций. К ним относятся: сокращение рабочего времени—не более 36 часов в неделю; предоставление ежегодных дополни­тельных отпусков продолжительностью от 6 до 36 рабочих дней; установление повышенной оплаты труда; предоставление перерывов, включаемых в счет рабочего времени, например пе­рерывов для обогревания при работе в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях, перерывов для отдыха при ручном производстве погрузочно-разгрузочных работ; выдача бесплатно по установленным нормам специаль­ной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профи­лактического питания; обеспечение рабочих горячих цехов газированной соленой водой; предоставление льготных условий для выхода на пенсию по старости (уменьшение требующегося трудового стажа и возраста выхода на пенсию).

Планирование работы по охране труда: перспективное, текущее и оперативное.

Продуманное и своевременное планирование мероприятий по охране труда имеет важное значение для улучшения усло­вий труда и повышения его безопасности.

Обычно в Комплексных планах предприятий предусматри­ваются следующие разделы: сводные показатели Комплексного плана; план приведения состояния условий труда в соответст­вие с требованиями и нормами охраны труда по производст­венным факторам; план мероприятий по приведению состояния условий труда в соответствие с требованиями и нормами охра­ны труда; план оргмероприятий по предупреждению производ­ственного травматизма; сводные показатели строительства и расширения санитарно-бытовых, вспомогательных помещений, промышленно-санитарных лабораторий; план строительства и расширения лечебно-профилактических и оздоровительных уч­реждений.

Составлению Комплексных планов на предприятиях долж­на предшествовать большая подготовительная работа по изу­чению условий труда, причин травматизма, сбору конкретных предложений от структурных подразделений (цехов, участков), определению необходимых материальных и финансовых ресур­сов, подготовке проектно-сметной документации на отдельные мероприятия.

Годовые планы улучшения условий труда на предприятиях разрабатываются в форме раздела «Улучшение состояния усло­вий и охраны труда» коллективного договора и нескольких прилагаемых к нему документов. В указанный раздел коллек­тивного договора включаются в виде отдельных подразделов обязательства администрации, обязательства профкома, взаим­ные обязательства администрации и профкома предприятия. Обязательства администрации могут, например, включать та­кие мероприятия, как проведение паспортизации условий тру­да, выдача работающим средств защиты, выполнение всех ме­роприятий Комплексного плана, относящихся к данному году. и т. д. Обязательства профкома обычно включают: проведение в установленные сроки выборов общественных инспекторов по охране труда, комиссий по охране труда, сбор предложений по улучшению условий труда, контроль за ходом выполнения пла­нов улучшения условий труда, учебу актива и т. д.

Основные законодательные акты РФ по охране труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм. Конституции Российской Федерации. ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ. ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ. ТК РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, и издава­емых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право

на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность работодателя.

В соответствии со ст. 1 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в РФ” устанавливает право и гарантии права работников на охрану труда и обеспечивает еди­ный порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа­циях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятель­ности и ведомственной подчиненности. Этот закон включает следующие основные разделы и положения: основные принципы государственной политики в области охраны труда; полномочия органов государственной власти в области охраны труда; право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; государственное и ведомственное управление охраной труда; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; обязанности работ­ника в области охраны труда; обучение и инструктирование работников по охране труда; государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда; ответственность за нарушение требова­ний охраны труда.

Действие ФЗ “Об основах охраны труда в РФ” распространяется на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отно­шениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях.

Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и органи­зационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” включает следующие разделы и статьи: основные понятия (застрахован­ный, страхователь, страховщик, страховой случай, страховой взнос и та­риф, класс профессионального риска); основные принципы обязательного социального страхования; право на обеспечение по страхованию; виды обеспечения по страхованию; права и обязанности субъектов страхования; средства на осуществление обязательного социального страхования.

Важнейшим законодательным актом в области охраны труда является Трудовой кодекс Российской Федерации.

В разделе X “Охрана труда” ТК РФ изложены следующие вопросы: основные направления государственной политики в области охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, медицинские осмотры работников, организация охраны труда; обеспечение прав работника на охрану труда, обязанности работодателя при несчастном случае на про­изводстве и порядок расследования несчастного случая на производстве.

Трудовым кодексом предусмотрено, что надзор и контроль за соблю­дением трудового законодательства, правил и норм по охране труда в ор­ганизациях независимо от организационно-правовых форм и форм собст­венности осуществляется Федеральной инспекцией труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профсоюзами.

В ст. 419 ТК РФ приведены виды ответственности за нарушение законо­дательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная).

Немаловажную роль в решении правовых вопросов охраны труда играют ратифицированные СССР (РФ) конвенции и рекомендации Между­народной организации труда (МОТ).

Приложение 3. Перечень основных законодательных и иных нормативных правовых актов, используемых при подготовке Примерного положения системы управления охраной труда

Приложение 3
к Примерному положению о системе
управления охраной труда

в общеобразовательной организации

Перечень основных законодательных и иных нормативных правовых актов, используемых при подготовке Примерного положения системы управления охраной труда

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Читайте также:  Оформление дома на дачном участке

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”

Федеральный закон N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. “О специальной оценке условий труда”

Письмо Минобрнауки России от 08.08.2017 N 12-753 “О направлении перечня по охране труда”

Постановление Минтруда труда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”

Постановление Федерации независимых профсоюзов России, Исполнительного комитета от 18 октября 2006 г. N 4-3 “О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза”

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2001 г. N 7 “Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда”

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 “Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях”

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 “Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации”

Постановление Исполкома ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 марта 2013 г. N 13 “Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации”

Постановление Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. N 56 “Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания”

Постановление Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66 “Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты”

Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях о расследования несчастных случаев на производстве”

Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 декабря 2002 г. N 80 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда”

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 N 162 “Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Совета Министров Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности”

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 “О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве”

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 “Об утверждении положения “О расследовании и учете профессиональных заболеваний”

Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда”

Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015 г. N 12-1077)

Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н “О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам”

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 “О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков”

Приказ Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. N 261 “Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 “О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве”

Приказ Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. N 602 “Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность”

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций”

Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н “Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты”

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н “Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением”

Приказ Минтруда России от 24 июня 2014 г. N 412н “Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 559н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда”

Приказ Минтруда России N 580н от 10 декабря 2012 г. “Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами”

Приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. N 997н “Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением”

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н “Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”

Приказ Минобразования РФ от 6 октября 1998 г. N 2535 “Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России”

“ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения”

ГОСТ 12.0.230.1-2015 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007”

ГОСТ 12.0.230.2-2015 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования”

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования”

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”

“ГОСТ 12.0.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения”

“ГОСТ Р 22.3.07-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения”

“ГОСТ Р 51901.21-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения”

СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Нормативные правовые акты по охране труда

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, являются неотъемлемой частью всей правовой системы государства и выступают гарантом нерушимости основных прав и свобод граждан при осуществлении своей трудовой деятельности. Монополией на издание федеральных документов в полной мере обладает государство и никто иной кроме него.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Законодательная база страны формируется посредством издания соответствующих нормативных документов, в которых содержатся как императивные, так и диспозитивные нормы и требования. Законодательный акт имеет установленный вид в соответствии с определенными стандартами делопроизводства, и распространяет свое действие на определенный вид правоотношений в части своего поля регулирования. Нормативы об охране труда действуют в отношении всех учреждений и компаний на территории страны.

Типовое разделение всего нормативного массива на определенные виды

Обратите внимание! Такие акты должны устанавливать ответственность субъектов правоотношений, меры наказания за несоблюдение меры безопасности трудовой деятельности, меры поощрения в случае соблюдения и следования нормам безопасности, содержание основных требований и обязательств сторон трудовых отношений.

Законодательство России в данной сфере состоит из нескольких основных групп нормативных документов, которые регулируют деятельность всех учреждений в таком виде отношений:

  • федеральные законы и приравненные к ним документы государственного регулирования издаются Государственной Думой и ратифицируются Правительством страны. Разрешают фундаментальные вопросы в отрасли и устанавливают единые для всей территории нормативы, понятие и требования в части регулирования безопасности трудовых отношений;
  • отраслевой документ, разработка которого осуществляется министерством или ведомством, конкретизирует нормы права в отношении отдельно взятой отрасли экономики, и также обязателен для исполнения всеми участниками правоотношений;
  • локальные документы, назначение которых состоит в регулировании отдельных вопросов в рамках одного предприятия или структурного подразделения. Соответственно издаются специальными органами самих компаний.

Важно! Все документы вне зависимости от их уровня должны следовать единой цели и содержать сходные задачи по улучшению общего состояния безопасности в рамках трудовой деятельности.

Разделение внутренних локальных актов учреждения

Кто могут быть разработчиками нормативных правовых актов по охране труда

В зависимости от уровня документа, его разработкой занимаются различные органы и структуры в данной сфере. Они подразделяются на следующие виды:

  • подразделения Государственной Думы и структур правительства занимаются созданием массива федеральных законов в сфере регулирования трудовых отношений и могут относиться в части Правительства к разным министерствам;
  • отраслевые нормативы принимают ведомства, которые регулируют деятельность в отраслях экономики. Также к таким структурам в части полномочий на принятие документа относятся инспектирующие и надзорные государственные организации;
  • штатные подразделения и отдельные сотрудники предприятия, которые наделены специальными полномочиями в области локального нормотворчества вправе издавать соответствующие приказы, регламенты и инструкции в отношении определенного круга персонала.

Определение государственных структур ответственных за издание определенных документов

Перечень нормативно-правовых актов по охране труда

В соответствии с системой построения нормативной базы в стране распределяются и основные документы в текущей сфере деятельности на отдельные группы:

  • трудовой кодекс и иные федеральные законы, в частности закон об основах охраны труда;
  • отраслевые нормативы и регламенты о безопасности в промышленности, о мерах по обеспечению контроля производства, об использовании средств защиты, стандарты и ГОСТ в части наличия определенных средств защиты и их характеристики, в соответствии с которыми отдельные предприятия отрасли регламентируют свою внутреннюю деятельность;
  • локальные акты в виде установления системы охраны туда, соблюдения требований по медицинскому обеспечению служащих и иные документы внутреннего содержания.

Международные договоры (Конвенции)

На международном уровне также осуществляется активное взаимодействие в выработке новых концепций и методик по улучшению законодательной базы стран в части сохранения безопасности производственного процесса. Главным международным органом в данной сфере выступает международная организация труда, действующая под эгидой ООН. Она отвечает за издание международных конвенций, пактов и соглашений между государствами-членами. Основным документом в данной области является конвенция об охране труда, которую обязаны соблюдать все участники организации.

Схема системы актов, которые содержат типовые нормы и гост

Кроме того, раз в несколько лет такая структура собирает стран-участниц на конференции по вопросу рассмотрения самых острых проблем отрасли и поиску пути их решения. По окончанию заседаний издаются специальные протоколы, которые затем ратифицируются государственными органами стран-участниц, соответственно изменяя внутреннее законодательство.

Читайте также:  Чем фирма отличается от предприятия

В итоге нормативные правовые акты по охране труда осуществляют не только регулирование и нормирование основных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений, но и выступают в качестве эффективного инструментария в части совершенствования общей безопасности в трудовой деятельности. Следование таким актам позволяет не только повышать общую эффективность работы отдельной компании, но также снижает и минимизирует риски проявления негативных или нештатных ситуаций.

Законодательные акты по охране труда

1. Основные положения действующего законодательства РФ по охране труда

2. БЖД в условиях производства (ОХРАНА ТРУДА)

3. Охраняемые территории

Интересы охраняемых территорий защищаются законом «Об охраняемых территориях» (1995 г.).

Таковыми являются:

§ Заповедники – территории, навечно изъятые из хозяйственной деятельности. Вокруг них имеется территория, где разрешается ограниченная хозяйственная деятельность.

§ Национальные парки – создаются с целью сохранения редких ландшафтов для охраны этих ландшафтов. Могут быть: абсолютные заповедники, буферные, зоны с ограниченной хозяйственной деятельностью.

§ Природные парки – аналогичны национальным, но без зоны с ограниченной хозяйственной деятельностью.

§ Заказники – создаются на некоторое ограниченное время с заранее обусловленной целью.

§ Памятники природы – бывают республиканского, областного и местного значения. На развитие и охрану этих территорий идет 2 % от сумм, собранных экологическими фондами муниципальных образова!шй.

В сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда.

Охрана трудасистема обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Понятие охраны труда определяет главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиеной труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

Правовые нормы о труде и охране труда содержать следующие законы и подзаконные акты:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);

3) Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5) Указы Президента Российской Федерации;

6) Постановления правительства Российской Федерации;

7) Указы Губернаторов и постановления правительства субъектов РФ.

Законодательство о труде и охране труда основано на положениях Конституции РФ, закрепленных в статьях 34, 37 и 39.

Статья 37:

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 39:

Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

В структуре Трудового кодекса Российской Федерации имеется раздел Х – «охрана труда».

Федеральный закон «Об основах охраны труда Российской Федерации» устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда (ОТ) и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленный на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и связи с ней.

В главе «Общие положения» дается определение понятия «охрана труда» (см. выше) и других понятий, очерчивается круг правовых норм, образующих законодательство РФ об охране труда, и указывается сфера его (Закона) действия, излагаются основные направления государственной политики в области охраны труда.

Условия трудасовокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия трудаусловия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее местоместо, где работник должен находится или куда ему необходимо пребыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работниковтехнические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельностьсовокупность действия работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ОТ) являются:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

– государственной управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основе обязательного социального страхования;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном уровне производства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охрану окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и др.

В Законе декларируются права работника в области охраны труда.

Согласно Закону каждый работник имеет право на охрану труда.

Это право распространяется на следующие объекты и направления работ, обеспечивающих ОТ:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

– получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

– обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны;

– личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

– компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На время приостановки работ в учреждении, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства и нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При ликвидации рабочего места (участка, цеха) по требованию органов государственного надзора вследствие невозможности обеспечения нормальных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний, правил, норм и инструкций по ОТ, запрещается.

Закон «Об основах охраны труда в РФ» предусматривает следующие ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

На тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет, а также лиц, для которых эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. Список таких работ утвержден Постановлением Правительства 25 февраля 2000 г. Субъекты РФ вправе дополнять перечень таких работ.

При обнаружении у работника признаков профзаболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10652 – | 7820 – или читать все.

Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда.

Структура законодательства РФ об охране труда Законодательство Российской Федерации в области охраны труда весьма обширно; в него входят:

· ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

· Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);

· Гражд. кодекс РФ (ГК РФ);

· др. ф з и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

Из комплекса мероприятий по охране труда влияющих на сохранение здоровья и жизни работников (см. определение «Охрана труда») на первом месте стоят мероприятия Правовые, т.е. Фундаментальные. Правовой фундамент в любой сфере человеческой деятельности строится на основе Законодательных актов (т.е. на базе основных законов) и на базе нормативно – правовых документов.

Законодательные акты утверждаются высшим законодательным органом власти страны, а нормативно – правовые документы разрабатываются заинтересованными министерствами и ведомствами, а утверждаются министерством труда, как специально уполномоченного Правительством координировать все вопросы труда в Российской Федерации.

Законодательные акты, как говорят политики–законодатели – это корневая и стержневая части дерева, а нормативно-правовые документы – это ветви дерева с пышной зеленью, цветами и плодами.

Верховенство в правовом фундаменте по охране труда возглавляют:

1. Конституция РФ 1993г, в ст. 7 говорится «Россия – социальное государство, в котором труд сохраняется государством», в ст. 37 записано: «Каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда» в РФ № 181 – ФЗ от 17.07.99 г устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками и направленых на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В этом законе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда и пути реализации этих направлений. Основными направлениями являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по сравнению с другими результатами трудовой деятельности;

• принятие и реализация федеральных и региональных законов и нормативно правовых актов об охране труда, а также Федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление надзор и контроль за охраной труда;

• расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

• установление порядка обеспечения работников средствами защиты от производственных опасностей, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, медицинским контролем здоровья работников за счет средств работодателя.

Реализация основных направлений государственной политики в области труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти всех уровней (местный, региональный, федеральный), работодателей и профсоюзов по вопросам охраны труда.

3. Федеральный закон №125 – ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы страхования и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве подлежат:

• физические лица, выполняющие работу по договору с работодателем (страхователем)

• физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем

• физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового
договора.

Основными принципами обязательного страхования являются:

• гарантированность права застрахованных работников на обеспечение по страхованию;

Читайте также:  Увольнение по сокращению штата статья тк

• экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профзаболеваемости

• обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний не производстве

• обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов для выплаты пострадавшим возмещения вреда.

4. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов»
№ 116 – ФЗ от 21.07.97г. определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности организаций эксплуатирующих ОПО к локализации и ликвидации последствий, указанных аварий.

Промышленная безопасность – это состояние защищенности интересов личности и общества от аварий на ОПО.

Опасными производственными объектами считаются такие, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества:

• легковоспламеняющиеся жидкости, пары, газы, пыли;

• токсичные вещества во всех видах воздействия на людей, животных и растений; Опасными производственными объектами также считаются такие, где

• оборудование, работающие под давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115оС;

• стационарно установленные грузоподъемные механизмы;

• получаются и используются расплавы черных и цветных металлов и сплавов

Основные законодательные акты в области охраны труда принятые в РФ (Конституция, Федеральный закон об основах охраны труда в РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления правительства РФ и др.)

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации”. Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности.

Рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I “Общие положения” кодекса изложены цели трудового законодательства — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношении, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.

В разделе III “Трудовой договор” кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V “Время отдыха” перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда. В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII “Трудовой распорядок. Дисциплина труда” указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников” определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X “Охрана труда” содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях — профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 — переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227. 231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одно из наиболее эффективных профилактических средств, способствующих снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, — обязательное использование на производстве государственных стандартов безопасности труда.

Системе стандартов безопасности труда присвоен шифр 12 (рис. 4.1). Она состоит из подсистем (классификационных групп) с шифрами от 0 до 9.

Стандарты системы безопасности можно подразделить на три уровня.

Стандарты первого уровня (подсистема 0) представляют собой основополагающие документы (ГОСТы), охватывающие фундаментальные вопросы системы в целом (задачи, цели и структуру подсистемы, терминологию, внедрение и контроль, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.).

Стандарты второго уровня (подсистема 1) устанавливают нормы и общие требования, обеспечивающие безопасность труда по каждому опасному и вредному производственному фактору, определяют характер его действия на организм человека.

Стандарты третьего уровня (подсистемы 2. 5) содержат общие требования безопасности к производственным процессам, технологическому оборудованию, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям.

Стандарты системы безопасности относят к нормативно-техническим документам высшего качества, и они действуют на уровне законов. Они подлежат обязательному пересмотру через каждые пять лет с целью внесения изменений, обусловленных развитием науки и техники. Если отсутствуют коррективы, то срок действия стандарта продлевают.

Добавить комментарий