Основные характеристики состояния национальной безопасности

Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

– уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

–децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

– уровень роста потребительских цен;

– уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

– уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

– уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

– уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Доктрина информационной безопасности

Цели принятия Доктрины

В новой версии документа информационные угрозы увязаны с военными. Решение задач, связанных с информационной безопасностью, при отнесении их к военной сфере становится в какой-то мере проще, благодаря высокой значимости вопросов обороны для всего общества.

С учетом этой специфики цели принятия и реализации Доктрины выглядят следующим образом:

1.Влияние на международную информационную безопасность путем участия в разработке и принятии основополагающих международно-правовых документов

2.Исключение возможности посягательства на информационную инфраструктуру, обеспечивающую управление технологическими и производственными процессами. Попытки перехвата управления крупными предприятиями, авария на которых способна привести как минимум к экологическим проблемам, уже зафиксированы. Задача защиты этой сферы от атак решается принятием закона о критических объектах инфраструктуры и разработок методологических рекомендаций, утвержденных приказами ФСТЭК РФ, которые призваны установить технические и организационные меры, используемые для защиты

3.Бесперебойное функционирование всех объектов информационной инфраструктуры, а также объектов энергогенерации. Возможность оказаться без связи или электричества способна подорвать устойчивость экономики

4.Контроль облика России в глазах международного сообщества, возможность влиять на международную информационную политику. В рамках этой цели лежит подцель доведения до международного сообщества достоверной и полной информации о позиции России по всем вопросам, касающимся мировой безопасности и социально-экономического развития. Здесь необходимо преодолеть противодействие, оказываемое работе за рубежом российских СМИ, например, Russia Today. Внутри страны эта цель выражается в стремлении понимать, что происходит в СМИ, в системе надзора за новостными агрегаторами, и в принятии закона о противодействии фейковым новостям

5.Развитие отрасли производства цифровой техники и программного обеспечения, достижение полного импортозамещения в этой сфере, полная национальная независимость в этих ключевых отраслях

6.Развитие науки и кадрового потенциала в сфере информационных технологий. Уже сейчас необходимо создать более миллиона рабочих мест для квалифицированных специалистов в области IT-технологий

Внедрение и мониторинг

Параллельно с наблюдением за реализацией положений Доктрины проводится мониторинг исполнения других документов, также регулирующих сферу информационной безопасности.

-Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности АСУ производственными процессами критически важных объектов инфраструктуры. Нормы этого документа вместе с нормами Доктрины информационной безопасности РФ воплотились в создании системы «ГосСОПКА», позволяющей защищать все информационные системы подключенных к ней объектов от компьютерных атак.

-Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности до 2020 года.

-Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности РФ. В документе названы все существующие в сфере научных исследований проблемы: от разработки средств борьбы с деструктивными информационными воздействиями до создания новых средств криптографической защиты информации – и указаны пути их решения.

За реализацию положений каждого документа отвечают:

1.федеральные органы государственной власти

3.научные и образовательные учреждения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9941 – | 7563 – или читать все.

Основные характеристики состояния национальной безопасности

Эти характеристики оценивают состояние национальной безопасности и включают:

– уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

– децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

– уровень роста потребительских цен;

– уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

– уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

– уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

– уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкуренто-способности и международного престижа РФ.

Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. № 146 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Военная доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина) один из основных документов стратегического планирования в РФ, представляющий систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Отечества. Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие.

Военная доктрина отражает приверженность РФ использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ и интересов ее союзников.

Положения Военной доктрины могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования). Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента и Правительства России и федеральных органов исполнительной власти.

В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

– военная безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

– военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений с их совокупностью факторов, способных привести к возникновению военной угрозы;

– военная угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

– военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

– вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

– локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

– региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

– крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;

– военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности РФ, а также интересов ее союзников;

– военная организация государства – совокупность органов государственного и военного управления, ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ;

– военное планирование – определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.

II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование и глобализацию разнообразных процессов.

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с РФ. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности РФ усиливаются.

Основные внешние военные опасности:

– стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока;

– попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

– развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

– создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

– территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

– распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

– нарушение отдельными государствами международных договоренностей, несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

– применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

– наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств;

– распространение международного терроризма;

– возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе РФ и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;

– подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;

– дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ.

Основные военные угрозы:

– резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

– воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, систем контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

– создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;

– демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками с провокационными целями;

– активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми вооружением и военной техникой.

Характерные черты современных военных конфликтов:

– комплексное применение военной силы и сил, средств невоенного характера;

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка

– массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

– расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

– усиление роли информационного противоборства;

– сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

– повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

– создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

– непредсказуемость их возникновения;

– наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

– возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

– заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты отличаются скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие остается важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военная политика РФ направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности РФ, а также интересов ее союзников.

РФ обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите РФ и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Недопущение ядерного, как и любого другого военного конфликта – важнейшая задача РФ.

Основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

– оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

– нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

– поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

– поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

– укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);

– расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права;

– соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

– заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

– создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;

– заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

– участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;

– участие в борьбе с международным терроризмом.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 948 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные характеристики состояния национальной безопасности

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

использование военно-силовых акций в качестве средства “гуманитарного вмешательства” без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.

Основные угрозы военной безопасности

Основные внешние угрозы:

территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане; международный терроризм и др;

Основные внутренние угрозы:

попытка насильственного свержения конституционного строя;

противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации

Показатели состояния национальной безопасности

Понятие «национальная безопасность»

Показатели состояния национальной безопасности – это показатели, которые характеризуют военный потенциал, экономический рост, социальное развитие, рост инвестиционной активности, обновление основных фондов, развитие инновационных технологий и т.д.

Обеспечение национальной безопасности предполагает:

  • защиту государства, общества или личности от внешних и внутренних угроз, с гарантированной реализацией конституционных прав и свобод граждан РФ;
  • обеспечение достойного качества и уровня жизни;
  • гарантирование суверенности, независимости, государственного и территориального единства;
  • обеспечение улучшения социально-экономического уровня страны.

Существует определенная разница в понятиях «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности». Система национальной безопасности отражается в процессах взаимосвязи интересов и угроз, в то же время, порядок, которому подчинены органы, силы, средства разного рода организаций, решающих вопросы обеспечения национальной безопасности, называют системой обеспечения национальной безопасности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Режимы функционирования и оценка состояния национальной безопасности

Национальная безопасность РФ поддерживается основной системой, выполняющей функции в четырех режимах, которые задействованы в двух диапазонах – общегосударственном и региональном (отраслевом):

  1. Режим мирного времени. При нормальном функционировании системы национальной безопасности создаются условия, при которых угрозы национальным интересам РФ отсутствуют (нейтрализованы).
  2. Режим повышенной готовности. При существовании угроз, которые необходимо остановить, система национальной безопасности начинает функционировать в данном режиме.
  3. Режим чрезвычайного положения. Работа системы национальной безопасности в ситуациях, которые требуют локализовать и устранить угрозы для национальных интересов РФ.
  4. Режим военного времени. При существовании угроз, которые необходимо отразить или уничтожить, система национальной безопасности работает в этом режиме. Закон Российской Федерации «О военном положении» регулирует режим военного времени. Согласно ему все процедуры и действия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения должны быть дополнены введением военного положения и организацией комитета по обороне на базе Государственного Совета Безопасности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Оценка состояния национальной безопасности определяется такими показателями, как:

  • степень удовлетворенности граждан уровнем безопасности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, включая защиту от преступных посягательств;
  • количество современных видов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, отдельных войсках, воинских формированиях и органах;
  • планируемая продолжительность жизни;
  • количество валового внутреннего продукта на душу населения;
  • децильный коэффициент, выражающийся в соотношении доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного населения;
  • степень инфляции;
  • степень безработицы;
  • уровень расходов в валовом внутреннем продукте, выделяемых для развития науки, технологий и образования;
  • уровень расходов в валовом внутреннем продукте, выделяемых на культуру;
  • часть территории РФ, которая не соответствует экологическим нормативам.

Система показателей национальной экономической безопасности

Комплекс взаимосвязанных и сбалансированных между собой интересов государства, общества и индивидуума принято называть национальными интересами, которые и являются ядром национальной безопасности.

Уровень экономической безопасности государства определяется системой макроэкономических показателей. Также при помощи макроэкономических показателей возможно проведение оценки макроэкономических результатов и осуществление анализа предпосылок их получения. Чтобы узнать степень благосостояния граждан, можно воспользоваться обобщающими показателями, например, таким, как чистое экономическое благосостояние. Значение макроэкономических показателей огромно, т.к. они несут ощутимую информативность для экономики страны. Эти показатели делятся на внутренние и внешние. Показатели экономической безопасности бывают общими, базовыми и частными по степени значимости.

В зависимости от масштаба характеризуемого объекта безопасности выделяют:

  • микроэкономический показатель – показатель, который определяет состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
  • мезоэкономический показатель – показатель, который характеризует регион или отрасль;
  • макроэкономический показатель – показатель, который отражает общее экономическое состояние страны.

Как показывает многолетний исторический опыт разных стран, неудачи в работе национальной безопасности государства связаны с неточной оценкой угрозы национальной безопасности. Желательно, чтобы вся сумма показателей и индикаторов уровня национальной безопасности скапливалась в объединенной федеральной базе данных о состоянии национальной безопасности, которая соответствовала бы реальности.

Информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций в совокупности составляют федеральную информационную систему стратегического планирования.

Читайте также:  Судебная практика по лишению родительских прав отца

Обязательно надо принимать во внимание позитивный опыт создания системы социальных индикаторов, который был накоплен в ряде стран, в ООН и других международных организациях. Недопустимо, чтобы недооценка опасностей и невнимание к угрозам национальной безопасности привели к неоправданному отвлечению средств и ресурсов от решения насущных вопросов становления и развития государства.

Экономическое планирование и национальная безопасность

Национальная безопасность государства находится в прямой зависимости от того, насколько качественным будет оперативное и стратегическое планирование экономики. Оценивать продуктивность работы можно, только имея в распоряжении системы индикаторов национальной безопасности, ряд из которых уже изложен в нормативных документах. Однако неимение единой системы показателей приводит к тому, что сделать полнофункциональный анализ невозможно. В этой связи, на данный момент времени актуальны и действительны исследования критериев оценки уровня национальной безопасности, которые применяются на практике.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, ее критерии, – одни из важнейших составляющих Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г. Оценка основных преимуществ Концепции показало: правовые нормы, обязывающие ведомства выполнять свои функции в рамках обеспечения национальной безопасности отсутствуют; системное планирование на государственном уровне находится в полном дефиците. Многие критерии сейчас показывают довольно низкую защищенность интересов страны.

Неумолимый рост части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума – значительный показатель негативных социально-экономических явлений. К низкой производительности труда и высокой импортозависимости от высококачественных товаров привел недостаток цикличного воспроизводства основных фондов. Проблема спецификации необходимого уровня закрытости экономики РФ регулярно обновляется и является важнейшей исследовательской проблемой. Однако существующее состояние обеспечения производства и уровень образованности кадров ставят под сомнение продуктивность и результативность закрытой экономики.

В стратегическом отношении важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности являются: долговременный прогноз потребностей и трендов развивающегося общества, науки и техники, создание кадровой политики, ориентированной на согласованность нуждам общества квалификационных характеристик специалистов и возрождение цикличности воспроизводства основных фондов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные характеристики состояния национальной безопасности

Основные характеристики состояния национальной безопасности – раздел Социология, Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе Основные Характеристики Состояния Национальной Безопасности Предназначаются Д.

Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участвуют:

-Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо­пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности;

-Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

-Правительство Российской Федерации – обеспечивает реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-Совет Безопасности Российской Федерации — рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде­рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно – технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз национальной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности Российской федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности;

– совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная система национальной безопасности Российской Федерации

О безопасности

Сегодня, к сожалению, в России отсутствует единая научно-обоснованная трактовка понятия «безопасность», включая и национальную безопасность. В Конституции Российской Федерации сам термин «национальная безопасность» не упоминается, в тексте Федерального закона РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» разъяснения этого часто употребляемого термина не приводится, в указе президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» понятие «национальная безопасность» трактуется как состояние защищённости. Поскольку единого определения термина «национальная безопасность» не существует, различные источники трактуют ее по-разному и по-своему. Так, в одних источниках национальная безопасность (НБ) РФ определяется как защищенность страны, ее граждан и территории от различных опасностей, и угроз, а также как потенциал, обеспечивающий стабильное развитие России на длительный срок. В других источниках национальная безопасность РФ рассматривается как состояние дел в различных областях государственной деятельности, при которых отсутствуют внутренние и внешние угрозы национальным интересам государства, общества и личности. В-третьих, ставится знак равенства между национальной безопасностью нашей страны и охраной/защитой интересов ее граждан, общества и государства. И, наконец, в некоторых источниках в понятие национальная безопасность России вкладывается защищенность от внешних и внутренних угроз различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических, информационных и прочее) [1-4]. В связи с отсутствием единого понятийного аппарата применительно к термину «национальная безопасность» единое определение составляющих национальной безопасности (видов безопасностей), раскрывающее их сущность, так и не разработано.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как

Несмотря на многообразие и различие определений, смысл понятия «национальная безопасность» один и в конечном итоге отражает потребность нашей страны в гарантированном обеспечении гражданам условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.

Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.

Необходимо отметить, что, различная трактовка понятия «национальная безопасность» вводит в заблуждение обычных граждан, специалистов и руководителей, а также не способствует формированию наиболее оптимальной, научно-обоснованной системы национальной безопасности России, что, в свою очередь, так или иначе, отражается на процессе реализации мероприятий по обеспечению этого системообразующего вида безопасности страны. По мнению авторов, наступило время применять единый понятийный аппарат, что позволит четко, ясно и однозначно формулировать понятия и термины, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и составляющих ее видов. По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.

Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности.

С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:

• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;

• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);

• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.

Читайте также:  Аудит охраны труда и безопасности

Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].

Определение системы, её сущность и функции

В самом общем случае под системой понимается соединение множества элементов, находящихся во взаимосвязях друг с другом (синергичностью ), образующих целостность или составляющих единое целое, обладающих определенным порядком подчиненности (иерархичностью) и выполняющих общую функцию [1]. Очевидно, что о современной системе национальной безопасности России невозможно говорить без учета этого определения. Для понимания сущности современной системы национальной безопасности России авторами в качестве одного из вариантов предлагается следующее определение: «Под системой национальной безопасности России следует понимать комплекс (совокупность) взаимосвязанных элементов (подсистем) – видов и подвидов безопасностей, объединённых в единое функциональное целое, базирующееся на многонациональных долгосрочных интересах, реальных и потенциальных угрозах этим интересам, и на защите этих интересов от внешних и внутренних угроз».

Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.

Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.

С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.

Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:

— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;

— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;

— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;

— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;

— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.

О структуре системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:

1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.

2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).

3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).

4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).

5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).

Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).

1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.

Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.

Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].

Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].

По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.

Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].

Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.

Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.

За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:

— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;

— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;

— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;

— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);

— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);

— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;

— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;

— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;

Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.

При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).

Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:

— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;

— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;

— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;

— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;

— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;

— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;

— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.

Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.

Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).

Составляющие национальной безопасности России

В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.

Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.

Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).

Выводы

1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.

2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.

3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.

4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.

1. М. С. Бакулина. Системный и комплексный подходы: сходство и различия. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011, с. 168-173.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Указ президента РФ от 31.12.2015 года № 683.
3. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека, том 9, № 1– СП-б.: ГУСЭ, 2009, с. 73-79.
4. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. //Мост № 57.– СПб.: 2004, с. 54-55.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий