Оплата контракта по 44 фз сроки

Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2020 году

Понятие и порядок оплаты

В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги необходимо отразить следующие сведения:

  1. Валюта (можно установить и иностранную валюту, согласно Общероссийскому классификатору валют ИСО 4217 003-97, но при этом нужно зафиксировать порядок пересчета в рубли для осуществления платежей).
  2. Форма перевода (безналичный или наличный).
  3. Пени и неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств (Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, Письма Минэконом от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829).
  4. Момент выполнения обязанности по оплате (списание суммы со счета заказчика или поступление денег на счет поставщика).

Можно выделить несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ) — производится только после выполнения поставщиком своих обязанностей. В договоре необходимо установить, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания установить срок перечисления денег (товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи и др., согласно ч. 7 ст. 94).
  2. Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ) — до того, как участник исполнит свои обязательства. Аванс может быть полным (100 % от цены) или частичным, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения обязанностей по договору. 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако в отдельных нормативных правовых актах могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Заказчику необходимо внимательно изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, раскрывающие особенности исполнения бюджета соответствующего уровня. К примеру, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту предоплата не может превышать 30 % (п. 42 Постановления № 1551). Есть ли аванс, его размер и сроки выплаты необходимо указать в договоре.
  3. Расчет по завершению отдельных этапов выполнения работы, оказания услуг (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть условие о выплатах частями. В договоре следует указать период исполнения каждого этапа, размер платежа по ним и дату окончательного выполнения обязательств и расчета.

Сроки оплаты

44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34, согласно которым этот период не должен составлять более 30 дней с даты подписания документов о приемке. А если в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.

Изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ является изменением его существенных условий. Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ».

Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени (к примеру: «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи». Нужно: «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017»).

Даже просчитав наперед срок действия контракта по 44-ФЗ, в силу тех или иных причин возможно изменение сроков по контракту по 44-ФЗ, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.

Ответственность

Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его могут оштрафовать в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ

Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ

Часть 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт, помимо прочего, обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Установление в контракте сроков оплаты

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением:

– случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организаций (далее – СМП, СОНО) по итогам закупки, осуществлявшейся только среди таких субъектов, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;

– случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Внимание

Если СМП победил в закупке, которая проводилась не только среди СМП и СОНО, то декларирование им в заявке своей принадлежности к СМП не является основанием для оплаты по контракту в установленные ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ сроки (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957).

Кроме того, в контракт, предусматривающий привлечение к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, включается обязательное условие об обязанности контрагента заказчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания контрагентом заказчика документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора (п. 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Установление в контракте аванса

На практике у заказчиков часто возникает сомнение в правомерности установления аванса по контракту. Однако Закон N 44-ФЗ таких ограничений не содержит и, более того, системный анализ норм этого Закона показывает, что он допускает установление по контракту аванса, не ограничивая его размера. Так, в ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ указывается, что если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта , размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Дополнительные требования к обеспечению в рамках антидемпинговых мер также привязывают размер обеспечения к авансу (ч.ч. 1, 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Наконец, ч. 1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ говорит о готовности поставить товары в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа как о фактически дополнительном требовании, выдвигаемом при проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Вместе с тем, безусловно, следует учитывать также, что решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. На федеральном уровне такие ограничения в 2015 – 2017 годах предусмотрены п. 42 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” (далее – Постановление). Прежде всего авансовые платежи в любом случае не могут превышать доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. При этом они могут составлять:

– по общему правилу – в размере не более 30% суммы контракта;

– в размере от 30% до 80% суммы контракта – по контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при соблюдении следующих условий:

включении в указанные контракты (за исключением контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом N 44-ФЗ) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса,

при получении к указанным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика;

– в размере свыше 30% суммы контракта (за исключением контрактов, указанных выше), при включении в указанные контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;

– до 100% суммы контракта – по контрактам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом России с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Кроме того, особый порядок перечисления авансовых платежей в зависимости от суммы контракта предусмотрен пп. “б” п. 42 Постановления для контрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ).

Согласно тому же п. 42 Постановления получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р. Такие же правила применяются и в отношении договора (государственного контракта), предметом которого является поставка товаров (оказание услуг), включенных в указанный перечень и не включенных в него.

Читайте также:  Преобразование муп в казенное предприятие

Также, безусловно, следует учитывать и то, что данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). На федеральном уровне не существует общих норм, ограничивающих право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финансового обеспечения (см. также письмо Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190, п. 1 письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-03-11/43458).

Таким образом, вышеуказанные ограничения размера авансовых платежей на контракты, заключаемые бюджетными учреждениями, не распространяются.

Во всем остальном порядок расчетов по контракту – перечень документов, необходимых для проведения расчетов, и порядок их оформления, иное – при осуществлении закупки конкурентными способами устанавливается исключительно заказчиком в документации о закупке и (или) проекте контракта , прилагаемого к извещению о закупке или документации о закупке (ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83, ч. 2 ст. 87 Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного контрагента порядок расчетов согласовывается заказчиком и его контрагентом наряду с прочими условиями контракта.

Следует отметить, что поскольку согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, то условие о порядке оплаты по контракту следует отнести к существенным, как названному таковым в законе (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенные условия контракта согласно ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут изменяться только в случаях, предусмотренных в этой части, которые не предусматривают отдельно условий для изменения сроков оплаты по контракту, хотя в случаях, предусмотренных п.п. 2-4, 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ это условие может быть изменено наряду с другими.

Порядок и сроки оплаты по 44-ФЗ: примеры административной практики

При формировании условий об оплате по контракту заказчику необходимо учитывать положения 44-ФЗ и гражданского законодательства. Шаг вправо, шаг влево – нарушение. Разберем ключевые моменты по срокам с учетом судебной практики и позиции контролеров.

В Школе электронных торгов состоялся вебинар, посвященный практическим вопросам сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ, начисления неустоек. Светлана Сафина, эксперт, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ рассказала, как правильно определить сроки оплаты по контрактам, прокомментировала ключевые моменты, о которых вы узнаете из этой статьи.

Порядок оплаты по контракту по 44-ФЗ. Примеры нарушений

Заказчик объявил аукцион на поставку и установку водогрейных котлов. Оплата установлена в два этапа:

  1. В течение 10 дней с момента подписания акта приемки выполненных работ на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату, подписанных сторонами актов выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 за счет средств бюджета Листвянского муниципального образования.
  2. Оплата в размере оставшейся суммы до 31 декабря 2016 года на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату за счет средств бюджета Иркутской области при условии их поступления в бюджет Листвянского МО
Номер делаСитуацияВыводы контролеров
Решение УФАС по Республике Коми от 27.06.2017 № 04-02/6130Заказчик проводил закупку ремонтных работ, ограничив участие СМП/СОНО. При этом установил срок оплаты выполненных работ — 30-дней после подписания акта приемкиНарушение контрактного законодательства. Срок оплаты по контракту с СМП/СОНО — 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
Решение Иркутского УФАС от 09.10.2017 № 1021Заказчики планируют закупки после того, как до них довели объем прав в денежном выражении. Контракты заключают по плану-графику и оплачивают в пределах лимитов бюджетных обязательств. Закупку не могут спланировать и провести, если лимитов нет. Поэтому условие о наличии средств в бюджете противоречит правилам контрактной системы
Решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017Учреждение объявило аукцион на работы по строительству автодороги. В проекте контракта установлен срок оплаты — 30 дней после того, как подпишут акт приемки, однако с уточнением, что срок оплаты определяет дата, когда проведут платежные документы через казначействоКонтролеры указали, что проект контракта нарушает часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ
Решение Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17Комитет по госзаказу объявил аукцион на ремонт автодороги. По условиям контракта платежи проводятся в пределах лимитов бюджетных обязательств. В примечании указали, что лимиты могут изменять в соответствии с законом о бюджете и госпрограммой по развитию транспортной сети и дорожного хозяйства. Текущий платеж — в течение 30 дней после подписания акта КС-2 и справки КС-3. Окончательный расчет — в течение 30 дней после ввода объекта в эксплуатациюОтсчитывать срок надо не с момента ввода объекта в эксплуатацию. Проект контракта содержит два разных срока оплаты с подрядчиком
Решение Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 ТКазенное учреждение установило срок оплаты по государственному контракту на выполнение подрядных работ в течение 30 банковских дней с момента подписания актов по форме № КС-3, КС-2Такой срок выходит за пределы максимально допустимого срока. Автор вебинара Светлана Сафина обращает внимание: «Такая ситуация не всегда приводит к нарушению, поскольку участники вправе сделать запрос, что понимать оплатой в течение 30 банковских дней. Если заказчик уточнит, что подразумевал календарные дни и внесет изменения в документацию, то закупка будет продолжена. Но, видимо, в этом конкретном случае запроса не было, и суд посчитал формулировку в 30 банковских дней недопустимой»
Решение, предписание Марийского УФАС от 16.11.2017 № 02-02/57-17МОУ «Вятская СОШ» проводился электронный аукцион на капитальный ремонт кровли. Срок оплаты установлен — 10 банковских дней со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 годаСрок оплаты в банковских днях нельзя устанавливать с неправомерным моментом их отсчета. Условие «со дня поступления денежных средств на счет заказчика, но не позднее 31 декабря 2017 года» контролеры признали нарушением
Решение Мурманского УФАС от 14.08.2017 № 06-10/17-225МКУ Управление муниципальных закупок Ковдорского район объявило закупку на выполнение работ по благоустройству дворовой территории в городе Ковдор в 2017 году. Условия контракта обязывали заказчика оплатить работы подрядчику после того, как он погасит начисленную неустойку. Контракт позволял заказчику удержать штрафы и пени из платежа в бесспорном порядкеЖалоба не обоснована. Комиссии УФАС заказчик пояснил в письме, что этот порядок не отменяет установленный в проекте контракта 30-дневный срок

Обучение по 44-ФЗ: «Управление государственными и муниципальными закупками» (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ дистанционно в Школе электронных торгов.

НДС в контракте с участником на УСН

На вебинаре про практические вопросы сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ ведущая Светлана Сафина также рассказала, как быть с ценой контракта «в том числе НДС 18%», если победитель применяет упрощенную систему налогообложения.

В качестве цены контракта, предлагаемой участником, должна приниматься сумма, указанная в качестве цены в заявке такого участника независимо от того, какая им применяется система налогообложения и включает ли эта сумма НДС или нет. Таким образом, цена не должна быть пересчитана в зависимости от режима налогообложения, применяемого участником закупки и, тем более, возможного к применению в будущем. Такая позиция подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, от 05.09.2014 № 03-11-11/44793, от 02.11.2017 № 03-07-11/72354, писем Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, от 18.12.2015 № Д28и-3785.

В ситуациях, когда проект контракта содержит условие «Цена контракта определена по результатам _________ в размере _______, в том числе 18% НДС», суды поддерживают позицию заказчика (постановление Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-19373/2017 от 17.04.2017 по делу № А65-15040/2016, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 по делу № 306-КГ15-7929).

Оплата работ по 44-ФЗ

Оплата работ по 44-ФЗ: сроки и нюансы

Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ. Каковы нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ? Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ? Как рассчитать неустойку по оплате работ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Каковы нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ
  • Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ
  • Как рассчитать неустойку по оплате работ

Оплата работ по 44-ФЗ производится в строгом соответствии с нормами в указанном законе, и заказчик не вправе выходить за определенные рамки. В случае нарушений по расчетам исполнитель вправе взыскать неустойку.

Не так часто встречаются ситуации, когда заказчик отказывается осуществлять выплаты за выполненные работы или услуги. Чаще идут на различные уловки, включая в договор незаконные требования или условия. В нашей статье мы подготовили обзор таких ухищрений, а также приведем все положения, касающиеся оплаты работ.

Понятие и сроки оплаты работ по 44-ФЗ

В пунктах договора, касающихся условий передачи оплаты за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги, необходимо прописать:

  • Валюту. Общероссийский классификатор валют ИСО 4217 003-97 позволяет использовать для расчетов иностранную валюту, но тогда важно зафиксировать порядок ее пересчета в рубли.
  • Форму перевода, то есть наличную или безналичную.
  • Пени и неустойки, которые будут начислены при ненадлежащем исполнении обязательств, в соответствии с Решением ФАС РФ от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, а также с Письмом Министерства экономического развития РФ от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829.
  • Момент расчета по договору, а именно списания средств со счета заказчика или поступление денег на счет исполнителя.

Существуют следующие способы оплаты работ по контракту 44-ФЗ:

  • Единовременный (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ). Такая оплата работ по 44-ФЗ возможна после того, как исполнитель выполнит свои обязательства по договору. Поэтому в тексте соглашения нужно заранее прописать, при помощи какого документа будет подтверждаться данный факт. От даты его подписания будет зависеть срок расчетов с поставщиком. Согласно ч. 7 ст. 94, такую роль может играть товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи, пр.
  • Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ). Данный формат расчетов предполагает выплату средств участнику контракта до исполнения его обязательств. Аванс бывает полным, что предполагает единовременную передачу всей суммы, либо частичным. Во втором случае окончательный расчет производится после выполнения исполнителем условий договора.

Нужно понимать, что в 44-ФЗ нет жестких норм относительно авансовых платежей. Тем не менее, отдельные нормативные правовые акты могут устанавливать ограничения по использованию предоплаты. Чтобы не допустить ошибки, заказчик должен заранее изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, в котором содержатся особенности исполнения бюджета на соответствующем уровне.

Так, закон устанавливает, что по государственным контрактам на выполнение работ в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта максимальный размер аванса составляет 30 % (п. 42 Постановления № 1551). В договоре нужно указать, будет ли использоваться авансовый способ оплаты работ по 44-ФЗ, размер и сроки передачи средств.

Расчет после отдельных этапов оказания услуг по договору (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Если сторонам соглашения удобнее производить расчет по частям, в тексте документа нужно указать сроки для каждого этапа, размеры платежей, дату завершения всех работ и окончательного расчета с исполнителем.

Часть 13.1 ст. 34 44-ФЗ устанавливает нормы по оплате работ по 44-ФЗ, срокам и порядку перечисления средств. По закону, госзаказчику дается 30 дней на расчет за товар, услуги со дня приемки всего контракта или отдельного этапа.

Если соглашение было заключено после торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то услуги должны быть оплачены в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для ряда сделок 44-ФЗ предусматривает другой порядок оплаты. Так, в ч. 13.1 ст. 34 закона указывается право правительства установить иной порядок расчетов. Однако такие действия допускаются лишь при условии, что они необходимы для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Если говорить о торгах по закону 223-ФЗ, пункт 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 говорит о том, что если закупка проводится среди любых участников, а в качестве исполнителя оказывается выбран субъект малого и среднего предпринимательства, то срок расчетов по договору не должен быть более 30 календарных дней после осуществления официальной приемки работ.

При расчете срока оплаты работ по 44-ФЗ учитывается, когда именно заказчик подписал документ о приемке товара, работы или услуги. После чего средства должны быть получены исполнителем в течение 30 дней.

Нарушения заказчиком условий оплаты работ по 44-ФЗ

Закон запрещает привязывать оплату к наличию средств в бюджете.

В практике проведения закупок известен случай, когда в договоре был обозначен следующий принцип расчета с исполнителем:

  • первая часть – в течение 10 дней после приемки работ;
  • вторая часть – до определенной даты, если распорядитель переведет в бюджет необходимые средства.

Иркутское УФАС в решении № 1021 от 9.10.2017 г. указало, что закупки могут планироваться, только когда заказчик получил информацию об объеме прав в денежном выражении. Любые договоры с поставщиками заключаются на основе планов-графиков, и оплата по ним производится в соответствии с установленными лимитами. При отсутствии последних закупка не может быть спланирована или осуществлена, а значит, выставленное заказчиком условие о перечислении второй части оплаты работ по 44-ФЗ нельзя считать законным.

Отсчет срока оплаты производится со дня приемки оказанных услуг.

Указанная ранее ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ фиксирует, что срок оплаты отсчитывается от момента подписания бумаг, подтверждающих приемку. Данная норма не изменяется в зависимости от особенностей оказываемых по контракту услуг.

Проиллюстрировать сказанное можно решением Тамбовского УФАС от 6.09.2017 № РЗ-332/17. Предметом тендера был ремонт автомобильной дороги, контракт предполагал оплату на таких условиях:

  • расчет за выполнение отдельного этапа – не дольше 30 дней со дня подписания документов о приемке, а именно акта КС-2, справки КС-3;
  • полный расчет по контракту – до 30 дней после ввода объекта в эксплуатацию.

УФАС указал, что время на перечисление средств не может отсчитываться таким образом.

Срок оплаты исчисляется в календарных днях.

В проекте контракта заказчик прописал, что оплата подрядных работ будет переведена после подписания документов о приемке в течение 30 банковских дней. Согласно решению Белгородского УФАС от 18.09.2017 № 363-17 Т, при таких условиях срок превышает максимальный, установленный законом.

Хотя подобную формулировку не во всех случаях можно приравнивать к нарушению – это зависит от того, что заказчик понимает под банковскими днями. Если у потенциального исполнителя контракта возникли сомнения, он имеет право попросить разъяснения у организатора торгов. Если тот ответит, что в его документации банковский день соответствует календарному, такой подход не является нарушением норм. Тем не менее, рекомендуется не использовать в документах подобные формулировки.

Срок оплаты работ по 44-ФЗ не может отсчитываться от даты поступления средств заказчику.

Некоторые заказчики используют данный подход, однако, с точки зрения ФАС, он является незаконным. Марийское УФАС вынесло решение от 16.11. 2017 № 02-02/57-17 по следующему вопросу. В проекте контракта заказчик установил, что расчет за ремонт кровли будет произведен в течение 10 банковских дней после зачисления средств на его счет, но не позже 31 декабря текущего года. По мнению представителей антимонопольной службы, закон запрещает использовать такой принцип исчисления срока.

Можно прописать условия расчета по контракту после погашения неустойки.

Предметом тендера стали работы по благоустройству двора, при этом в проекте контракта было указано: оплата фактически выполненных работ по 44-ФЗ будет произведена, когда поставщик услуг выплатит начисленную ему неустойку. Участники торгов посчитали, что данный пункт нарушает нормы закона, поэтому подали жалобу в Мурманское УФАС.

В своем решении от 14.08.2017 года № 06-10/17-225 ведомство указало, что подобная формулировка может использоваться. Дело в том, что условие о погашении неустойки не отменяет, а дополняет необходимость оплаты работ по 44-ФЗ в течение 30 дней. Иными словами, в тексте документа содержались оба данных пункта.

Куда обращаться в случае задержки оплаты работ по 44-ФЗ

Любой договор устанавливает, что стороны соглашения должны обратиться в Арбитражный суд, если не смогли разрешить спор при помощи переговоров. Но нужно понимать, что в этом случае дело может рассматриваться полгода и даже дольше.

Повторное административное правонарушение, связанное с неоплатой обязательств по контракту, может привести к дисквалификации должностного лица на 1-2 года. При таком стечении обстоятельств, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП, дело должен разбирать мировой судья.

Контрольные органы.

Не только арбитраж и мировой судья могут принудить недобросовестного заказчика к перечислению оплаты работ по 44-ФЗ на расчетный счет поставщика.

В первую очередь, это может сделать прокуратура. Тогда устанавливается факт отсутствия оплаты, и прокурор выносит постановление об административном правонарушении. После чего в течение трех суток материалы дела направляются в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

На официальном сайте ведомства есть раздел «Новости», где можно ознакомиться с последними случаями, когда прокуратура помогала поставщикам получить оплату работ по 44-ФЗ. Рекомендуется сразу направлять жалобу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения передать ее копии.

Еще одно ведомство, способное повлиять на нерадивого заказчика – УФАС. Данная служба имеет право осуществлять внеплановые проверки и по их результатам возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

Если должностное лицо государственного покупателя единожды отказалось от исполнения своих обязанностей, может быть выписан штраф в пределах 30 000–50 000 рублей.

Споры рассматриваются судом или ФАС, в результате может быть:

  • назначено административное наказание;
  • прекращено производство по делу об административном правонарушении.

И последняя инстанция, которая способна заставить организатора торгов оплатить работы по 44-ФЗ, – это орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. В соответствии с ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, он отслеживает исполнение контракта, а значит, ему тоже можно подать жалобу.

Защитные организации.

Некоторые организации, работающие в сфере защиты прав и интересов предпринимателей, могут ускорить получение оплаты по госконтрактам. Наиболее ярким представителем среди них можно назвать уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей. Его нередко привлекает ФАС в качестве третьего лица, не имеющего собственных требований в рамках спора.

Также помочь могут общественные организации, такие как ОНФ «За честные закупки». Они не дают гарантий, тем не менее, повышая шансы исполнителя получить оплату работ по 44-ФЗ.

В нашей стране есть предпринимательские организации, которые помогают бизнесменам, имеющим соответствующий членский билет. Если у вас есть необходимый документ, не стоит отказываться от их услуг.

Как рассчитать неустойку по оплате работ

Стороны должны исполнять все указанные в заключенном ими контракте условия. Поставщик обязан в срок оказать услуги, заказчик – вовремя рассчитаться за проделанную работу. Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, ей придется выплатить пострадавшей стороне неустойку.

Для расчета компенсации существуют общие правила. Нужно понимать, что взыскание средств производится за каждый день просрочки.

Пени вычисляют по такой формуле:

П = ЦК × 1/300 ключевой ставки × Д, где:

ЦК – цена госконтракта;

Д – количество дней просрочки.

Ключевая ставка ЦБ РФ определяется на дату уплаты неустойки. Обязательства считаются просроченными уже на следующий день после срока, указанного в соглашении между сторонами.

Нужно понимать, что не во всех случаях в качестве виновника выступает поставщик. Заказчики могут не соблюдать условия о своевременности расчетов за любые предоставленные услуги. В таком случае неустойка взыскивается за все дни просроченной оплаты. Начисление пеней начинается со дня, следующего за последним днем, отведенным на взаиморасчеты.

Найдите неточности или устаревшую информацию, напишите об этом в комментариях и получите скидку 5% на обучение в нашем центре.

Как заказчики нарушают условия 44-ФЗ о сроках оплаты

    On 20.04.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки в строительстве, СМП, Статьи, ФАС

Недавно мы рассказали о том, как заказчики оплачивают контракты по 44-ФЗ. Условия довольно жесткие, и любое отступление считается нарушением. Сегодня рассмотрим примеры нарушений, которые встречались в практике контролирующих органов.

Срок оплаты СМП — 15 дней

Закон устанавливает, что срок оплаты субъектам малого бизнеса — 15 рабочих дней. Это прописано в части 8 статьи 30 закона, ссылка на которую приводится в части 13.1 статьи 34. Однако заказчики иногда это игнорируют — отчасти из-за того, что норма введена не так давно.

Примером служит решение УФАС по Республике Коми от 27 июня 2017 № 04-02/6130. При проведении закупки ремонтных работ для СМП и СОНО заказчик установил в контракте срок оплаты — 30 дней с подписания документа о приемке. Контролеры признали это нарушением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Привязывать оплату к наличию средств в бюджете неправомерно

В одной закупке заказчик прописал такие условия оплаты:

  • первая часть — в течение 10 дней после подписания документов о приемке;
  • вторая часть — до определенной даты при условии, что денежные средства поступят в бюджет от распорядителя.

Иркутское УФАС в решении № 1021 от 9 октября 2017 года указало следующее. Планирование закупок осуществляется заказчиками после того, как до них доведен объем прав в денежном выражении. Все контракты заказчики заключают, основываясь на планах-графиках. Оплачиваются контракты в пределах доведенных лимитов. Если лимитов нет, то спланировать и провести закупку нельзя. Таким образом, условие об оплате второй части при наличии средств в бюджете не является правомерным.

Срок оплаты отсчитывается строго от даты приемки

В упомянутой выше части 13.1 статьи 34 закона сказано о том, что срок оплаты отсчитываются от даты подписи документа о приемке. Это не зависит от специфики закупаемых товаров, работ или услуг.

Примером служит решение Тамбовского УФАС от 6 сентября 2017 № РЗ-332/17. Заказчик проводил аукцион на ремонт автомобильной дороги. В части оплаты условия контракта были таковы:

  • оплата отдельного этапа — в течение 30 дней с даты подписания акта КС-2 и справки КС-3 (документы о приемке);
  • окончательная оплата — в течение 30 дней с даты ввода дороги в эксплуатацию.

Контролеры указали: отсчитывать срок оплаты с момента сдачи объекта в эксплуатацию неправомерно.

Срок оплаты в общем случае исчисляется в календарных днях

В проекте контракта заказчик указал, что подрядные работы будут оплачены в течение 30 банковских дней после подписания документов о приемке. Белгородское УФАС в своем решении от 18 сентября 2017 года № 363-17 Т указывает, что в этом случае срок выходит за рамки максимального.

В действительности такая формулировка не всегда является нарушением. Все зависит от того, что именно заказчик подразумевает под банковскими днями. Если у участника возникает такой вопрос, он может направить заказчику запрос на разъяснение. Если заказчик ответит, что понятие банковского дня в его документации соответствует календарному, то нарушения не будет. Однако все же целесообразно избегать подобных формулировок.

Нельзя отсчитывать срок оплаты от даты поступления средств заказчику

Иногда заказчики стараются привязаться в оплате к моменту, когда они сами получат средства. ФАС напоминает, что это неправомерно. Очередной пример — решение Марийского УФАС от 16 ноября 2017 № 02-02/57-17. Заказчик указал в проекте контракта, что оплата за ремонт кровли будет осуществлена в срок 10 банковских дней с даты поступления средств на его счет, но не позже 31 декабря текущего года. Представители антимонопольного органа указали — момент отсчета срока оплаты является неправомерным.

Можно прописать условие об оплате после погашения неустойки

Закупая работы по благоустройству двора, заказчик указал в проекте контракта следующее: оплата будет произведена после того, как исполнитель погасит начисленную ему неустойку. Потенциальные исполнители углядели в этом нарушение закона и обратились в антимонопольную службу.

Однако Мурманское УФАС в своем решение от 14 августа 2017 года № 06-10/17-225 указало, что нарушения в документах заказчика нет. Условие о погашении неустойки не отменяет, а дополняет условие о 30-дневном сроке на оплату, которое прописано в проекте контракта.

Еще раз об НДС в цене контракта

Цена контракта указывается с учетом НДС. Должна ли она пересчитываться, если выигрывает субъект на упрощенной системе налогообложения, ведь он этот налог не уплачивает? Этот вопрос периодически возникает на разных конференциях и семинарах. Между тем разъяснение на этот счет давали и в Минэкономразвития, и в Минфине, причем неоднократно. Позиция сводится к следующему: сумма, указанная в заявке победившего участника, является окончательной ценой контракта и не пересчитывается вне зависимости от того, является он или нет плательщиком НДС.

Выводы

Итак, чтобы не нарушать закон 44-ФЗ, заказчикам рекомендуется следующее:

  1. Придерживайтесь установленных сроков оплаты: в общем случае — 30 дней, в случае с СМП и СОНО — 15 рабочих дней.
  2. Правильно устанавливайте момент отсчета этих сроков. Это должна быть дата подписания документа о приемке. Нельзя привязывать срок оплаты к поступлению денежных средств на ваши счета, к ведению строительного объекта в эксплуатацию и прочим событиями.
  3. Если контракт предполагает поэтапную оплату, определите конкретный срок оплаты каждого из этапов. Если в течение 30 дней поставщик исполняет несколько этапов контракта, можно оплатить все одним платежом.
  4. Срок окончательного расчета по контракту должен соответствовать требованиям закона. Если вы принимаете контракт поэтапно, сверяйте срок расчета за контракт в документации с графиком оплаты каждого этапа.
  5. Допустимо включить в контракт условие об уменьшении суммы оплаты на размер начисленной неустойки.

В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

ДокументКогда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услугОформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизыПриемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладнаяОформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2020 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Добавить комментарий