Охрана труда относится к области

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда”). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. “О применении профессиональных стандартов в сфере труда”.

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда”);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

Читайте также:

Охрана труда относится к области

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):

  • Соблюдать требования ОТ;
  • Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • Проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований ОТ;
  • Немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления;
  • Проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Читайте также:  Причинение среднего вреда здоровью при дтп

Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.

Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят, в частности, в том, что:

  • Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ;
  • Условия труда по трудовому договору должны соответствовать требованиям ОТ;
  • На время приостановления работ вследствие нарушения требований ОТ не по вине работника за ним сохраняется место работы и средний заработок;
  • При отказе работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы невозможно, время простоя оплачивается в соответствии с действующим законодательством;
  • В случае не обеспечения работника средствами защиты по нормам работодатель не в праве требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить простой;
  • Отказ работника от выполнения работ из-за опасности для его жизни и здоровья, либо от тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечёт за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности;
  • В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей осуществляется возмещение указанного вреда в соответствии с действующим законодательством;

Охрана труда в России

В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).

Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно – противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.

Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение по соответствующим основаниям.

К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;
  • исправительные работы;
  • лишение свободы на определённый срок.

Правила и инструкции по охране труда

Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.

Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.

Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.

Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:

  • общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);
  • требования охраны труда перед началом работы;
  • требования охраны труда во время работы;
  • требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  • требования охраны труда по окончании работы.

При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.

Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.

Организация работы с персоналом по охране труда

Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  • сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
  • совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
  • постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;
  • изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а, как следствие, и обязанность по аттестации рабочих мест, трудовым кодексом РФ возложена на работодателя [2] . Аттестации подлежит каждое рабочее место, она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. При аттестации производится оценка всех опасных и вредных производственных факторов. Для проведения аттестации создается специальная комиссия.

Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, аттестацией рабочих мест пренебрегать не следует. [3] В противном случае организация рискует подвергнуться штрафу в размере от 30 000 до 50 000 рублей или даже приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

Охрана труда – основные понятия и разъяснения

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд ( ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин – нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ “Охрана труда”. Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

– рабочее место – место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

– требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

– государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

– аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

– стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

– профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом , другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

– управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);

– федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);

– государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);

– установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

Читайте также:  Соборное уложение 1649 года судебный процесс

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);

– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

– обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

– международное сотрудничество в области охраны труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей ( ст. 221 , 223 ТК РФ).

Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:

– нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда – принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

– введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– введения государственной экспертизы условий труда;

– установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).

Охрана труда

Для многих людей, не связанных с охраной труда это словосочетание, часто бывает непонятным или незнакомым вообще. Люди зачастую и не думают о том, что на любом производстве есть служба или специалист, который заботиться о безопасности работников, что местная вытяжная вентиляция, удаляющая вредное вещество или пыль на рабочем месте не просто приспособление, а в прямом смысле защита человека. Сегодня мы разъясним это понятие, объясним важность охраны труда и поговорим про основные современные векторы развития.

Что это такое?

Согласно статье 209 Трудового Кодекса РФ , охрана труда—это система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Почему это важно?

Как можно понять из определения охрана труда являет собой многообразие аспектов разных направленностей, но все они сводятся к безопасности работника и его семьи. Ведь профессиональные заболевания и вредные факторы, воздействующие на человека, могут сказаться не только на его здоровье, но и на здоровье потомства. Таким образом, недооценивать полезный вклад охраны труда в жизнь работника невозможно. Именно охрана труда ставит здоровье и жизнь человека выше конечного продукта производства. Дело не только в здоровье, а также и в правах работника: на отдых, на достойную заработную плату, рабочее место, соответствующее безопасным условиям труда. Правильно организованная система охраны труда на предприятии позволяет повысить культуру и дисциплину труда, улучшить производительность и уменьшить текучку кадров.

Немного статистики

В мире

По данным статистики производственного травматизма в мире несчастные случаи на рабочих местах одна из значимых проблем для большинства стран. Ежегодно в мире происходит около 125 млн. несчастных случаев на рабочих местах. В среднем погибает около 220 тыс. человек. Смертность от травм, полученных на производстве, сегодня занимает в мире третье место . Чаще чем от несчастных случаев на работе люди умирают только от онкологии и сердечных заболеваний.

В России

Наша страна занимает одно из первых мест по количеству аварий на рабочих местах из-за не соответствующей системы охраны труда. Однако есть и хорошая новость: по данным Росстата количество пострадавших на производстве в Российской Федерации постепенно уменьшается. Данные отражены в таблице ниже.

По подсчетам, в России самыми опасными являются отрасли:

  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • пищевое производство;
  • работа в шахтах;
  • производство машин.

Кто контролирует безопасность на производстве?

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Зачастую отдел по охране труда является и отделом промышленной безопасности и носит полное название Отдел охраны труда и промышленной безопасности (Отдел ОТиПБ). Очень часто понятия «охрана труда» и «промышленная безопасность» считают синонимами, но здесь имеется четкое разграничение. Обеспечение промышленной безопасности это в первую очередь уменьшение количества аварий, объема ущерба от чрезвычайных ситуаций или отказов. Основной акцент в промышленной безопасности делается на исправность оборудования, действующего на производстве. Охрана труда ставит перед собой цель сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работника.
Главная задача охраны труда на предприятии (и, соответственно, отдела, который ей занимается) — осуществление деятельности по установлению и контролю над соблюдением требований в области промышленной, пожарной, экологической безопасности, электробезопасности, охраны труда. Многие компании, особенно крупные, имеют команду профессионалов с опытом в области безопасности и охраны труда.

Основные функции отдела приведены в виде схемы:

Тенденции развития и актуальные направления

Охрана труда касается как работодателей, так и работников. Рабочие места имеют несколько различных видов опасности. Каждый год миллионы работников во всем мире получают травмы, становятся инвалидами или умирают на работе. Поэтому проблема организации охраны труда и минимизации профессиональных рисков является актуальной для всего мира. В настоящий момент существует несколько тенденций и направлений в области охраны труда. Разберем несколько из них.

Vision Zero

Эту концепцию разработала Международная ассоциация социального обеспечения. Цель Vision Zero или Концепции нулевого травматизма —снизить смертность и травматизма на производстве, исключить формальный подход к охране труда. Она включает в себя экологическую, промышленную и пожарную безопасность, производственный контроль и охрану труда. В основе концепции лежат Семь «Злотых правил», которые должны привести статистику травм к нулю:
1. Стать лидером – показать приверженность принципам;
2. Выявлять угрозы – контролировать риски;
3. Определять цели – разрабатывать программы;
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации;
5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием;
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки;
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.

Безопасность II

Концепция Безопасность II начала развиваться в начале 21 века в Швеции, после того, как предыдущая (Безопасность I) доказала свою неэффективность. Данная концепция построена на утверждении, что безотказная работа системы зависит от адаптации человека к окружающим условиям. Человек выступает как источник обеспечения устойчивости системы. Оценка рисков направлена на понимание условий, при которых контроль или мониторинг изменчивости деятельности работников становится затруднен или невозможен.

OHSAS 18000

OHSAS 18000 — это система стандартов, разработанная для создания общепризнанной международной базы в области системы управления охраной труда и промышленной безопасности. Данная система требований относится к безопасности трудового процесса, содержит указания по тому, как правильно внедрить и разработать систему управления ОТиПБ на производстве и повысить эффективность ее деятельности. Данные требования стандарта применимы к любой организации, желающей разработать систему менеджмента для уменьшения или устранения рисков для работников, на которых действует вредные и опасные факторы.
Для внедрения стандарта на предприятии необходимо получить сертификат, который выдается на 3 года с ежегодным инспекционным контролем для подтверждения соответствия системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда требованиям стандарта. Введение OHSAS не является обязательным, но поможет работодателю улучшить систему управления охраной труда, минимизировать экономические затраты на выполнение предписаний надзорных органов по труду, а также выплат компенсаций и пособий.

ISO 45001

ISO 45001 пришёл на смену стандарта OHSAS 18001 и вступил в силу 12 марта 2018 года.

Стандарт ISO 45001 формирует понимание единой системы менеджмента всего предприятия и позволяет на его основе построить автоматизированную систему управления охраной труда на предприятии. Стандарт содержит информацию сразу о трех процессах управления предприятием: менеджмент охраны и безопасности труда, экологический менеджмент и менеджмент качества.

Мы подробно рассматривали содержание и разницу между стандартами ISO 45001 и OHSAS 18001 в нашей статье .

Индустрия 4.0

Это Четвертая промышленная революция , в прогнозах она должна принести в наш мир повсеместное внедрение кибернетических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.
Причем тут охрана труда? Автоматизация облегчит работу специалистам по ОТиПБ, поможет справляться с рабочими обязанностями быстрее, а сами технологию снизят риск травматизма на рабочем месте и простоя оборудования. Данные технологии помогут создать безопасную рабочую среду для человека.
Например, виртуальная реальность — это отличная площадка для оттачивания навыков работников, ведь на реальных технологических объектах это бывает невозможным и опасным.
Цифровые технологии предлагают многое и для средств индивидуальной защиты: Io-модуль для каски весом 80 грамм, который применяется для контроля ношения работником СИЗ и определения их местоположения при недостаточной освещенности.

Автоматизация охраны труда

Направление, о котором невозможно не упомянуть в контексте современной системы охраны труда на предприятиях.

В настоящее время процессы охраны труда, промышленной и экологической безопасности приобретают все большую значимость. Понимание руководством компаний необходимости достижения хороших показателей в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда дают толчок к развитию информационных технологий в данном направлении.

Однако на рынке России и ближнего зарубежья компании только сейчас начинают понимать необходимость системного и комплексного подхода к организации данных процессов и их автоматизации, в то время как многие мировые компании проводят данную политику уже на протяжении многих лет, где сменилось уже несколько поколений систем по автоматизации процессов в рассматриваемой сфере.

Автоматизация выдачи СИЗ — одна из актуальнейших задач на предприятиях России. Повысить эффективность охраны труда просто невозможно без установки ряда электронных инструментов, которые помогут автоматизированному учету средств защиты работников.

Ознакомиться подробнее с возможностями автоматизации можно тут: https://consot.ru/service/soft_ot_hse/

Архитектор систем управления охраной труда КонсОТ более 5 лет помогает предприятиям перейти на современные методы управления охраной труда.

Вывод

В целом, охрана труда— один из основных элементов правильной организации работы предприятия. Невозможно представить, каким были бы заводы и фабрики без оснащения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, без специальной оценки условий труда и какого-либо контроля рабочего процесса в общем. Создание и улучшение существующей системы управления охраной труда в организациях должно быть одним из приоритетов политики любого государства.

Понятие охраны труда

В статье разберем, что такое охрана труда, определение охраны труда, кто такой специалист по охране труда и как получить образование по этому направлению.

Охрана труда — это комплекс мероприятий, направленный на сохранение жизни и здоровья россиян в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей.

Определение охраны труда (ОТ) приведена в ст. 209 ТК. Учитывая важность задачи, управлением ОТ государство занимается самостоятельно (ст. 210, 216 ТК).

В ст. 210 ТК РФ приводится перечень основных направлений трудоохранной госполитики. Всего этих направлений 20. На первое место вынесены мероприятия по обеспечению сохранения жизни и здоровья сотрудников.

Все перечисленные в 210 статье принципы ОТ можно разделить на 3 группы:

  1. Принципы, по которым формируется единый правовой механизм взаимоотношений трудящихся, работодателей и государства в области ОТ . К ним относятся принятие нормативных актов, в которых даются определения охраны труда, производственного травматизма, профзаболеваемости, принципы координации деятельности всех участников трудовых отношений в сфере ОТ, порядок осуществления госнадзора.
  2. Принципы, на основании которых государство осуществляет управление ОТ . Это ситуации, в которых государство финансирует некоторые мероприятия по ОТ. Приводится список мероприятий, которые должен выполнять работодатель: обеспечение трудящихся СИЗ, безопасные условия труда, компенсации и т.д. (например, выдача молока, повышенные минимум на 4% тарифные ставки по сравнению с такими же работами, которые выполняется вне действия вредных факторов).
  3. Принципы, на которых понятие охраны труда воплощается в жизнь на конкретных предприятиях. К ним относятся подготовка специалистов по ОТ, обмен опытом, другие направления безопасной организации работ. Например, в соглашении, заключенном между профсоюзами, работодателями и Правительством РФ обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан во время работы включено в перечень национальных приоритетов.

Кто такой специалист по охране труда

Специалист по охране туда — это наемный работник, который занимается охраной труда в организации.

В небольших компаниях достаточно одного специалиста по охране труда. Если работодатель не хочет нанимать специалиста по ОТ, ему следует заниматься охраной труда самому или поручить ее сотруднику (ст. 217 ТК). Есть вариант передать эту работу на аутсорсинг.

На больших предприятиях при штате более 50 человек создается служба охраны труда. Подробнее читайте здесь: Организация охраны труда на предприятии.

Как стать специалистом по охране труда

Чтобы стать специалистом по охране труда, надо пройти соответствующее обучение.

Специалистом по ОТ можно стать:

  • в ВУЗе. Выбирайте направление «Техносферная безопасность», получайте дипломы бакалавра через 5 лет обучения. За время обучения студенты могут побывать на разных предприятиях в рамках производственной практики, подготовить и написать научные работы. Это хороший шанс посмотреть, как определение охраны труда реализуется на практике в конкретных организациях.
  • в лицензированном учебном центре, на курсах профессиональной переподготовки. Пройти профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями профстандарта специалиста по охране труда могут все граждане РФ, которые получили высшее или среднее образование любого направления. Такое обучение можно пройти за 3-6 месяцев.

Для руководителей организаций, вынужденных разбираться, что это такое – охрана труда, в связи с тем, что они сами планируют заниматься этой работой, существуют специальные 40-часовые курсы обучения и проверки знаний требований охраны труда. Их можно проходить дистанционно.

Не реже 1 раза в 5 лет специалисты по ОТ должны проходить повышение квалификации. Это необходимо, чтобы занятые повседневной рутиной специалисты помнили не только определение охрана труда и связанные с особенностями их деятельности НПА, а расширяли кругозор, вовремя получали информацию о новых НПА, делились опытом, могли задать волнующие их вопросы профильным специалистам. Это обучение длится 72 часа, его можно проходить очно или дистанционно.

Когда специалист по ОТ приходит к руководству утверждать план мероприятий, проведения которых требует понятие охрана труда, ему задают вопрос: «А что нам будет, если мы этого не будем делать?». Поэтому специалисту по ОТ следует быть компетентным и в этом вопросе. Все виды ответственности по этому пункту приведены в 419 ТК.

Разные аспекты админответственности приведены в ст. 5.27.1 КоАП, а уголовной – в ст. 143 и ст. 215–219 УК РФ. Уголовная ответственность может быть возложена только на физлиц – работника компании, ее руководителя. На этот вопрос может ответить также юрист, но чаще всего его задают именно специалисту по ОТ. Чтобы быть компетентным в как можно большем количестве направлений (или обоснованно отказываться от «не вашей» работы), нужно своевременно обучаться, расширять профессиональный кругозор и повышать квалификацию.

Читайте также:  Исковое на содержание жены

Что такое охрана труда – границы определения

Поскольку трудоохранная деятельность курируется государством, под действие определения, что такое охрана труда как система, включаются лишь:

  • работа, которая выполняется на основании заключенного ТД;
  • рабочее место, которое контролирует работодатель;
  • нормы права (нормативы ОТ, установленные государственными НПА, ТК РФ, локальные нормы);
  • деятельность, подконтрольная Минтруда РФ. Именно через Минтруда государство реализует большинство своих полномочий в области ОТ.

На остальные сферы деятельности, приносящие работодателю прибыль, понятие охраны труда не распространяется:

  • промсанитария;
  • пожарная безопасность;
  • промбезопасность опасных объектов производства, объектов, которые могут стать опасными в определенных обстоятельствах;
  • техника безопасности. Многим трудящимся до сих пор трудно принять, что ТБ и охрана труда – это абсолютно разные определения, но по законодательству РФ это именно так;
  • безопасность продукции, услуг общепита, медобслуживания;
  • технологическая безопасность (например, эксплуатация машин, энергоустановок, которая проводится по ЭТД изготовителя);
  • безопасность построек любого назначения (жилого, промышленного);
  • безопасность процесса обучения в учреждениях образования, дорожного движения;
  • выполнение работ вне трудовых отношений: ИП, кооперативные организации, трудящиеся по ГПД, «люди в погонах» (военные, правоохранители);
  • «особые» виды безопасности – защита от химических веществ, радиации, террористов, стихийных бедствий.

Полезные определения для создания системы управления охраной труда

Несмотря на то, что определение, что же такое охрана труда, закреплено на государственном уровне, многие компании (особенно с иностранным участием) стремятся переделать отечественные понятия охраны труда под иностранные стандарты. В некоторых случаях это возможно, в других это недопустимо. Определение охраны труда должно оставаться именно таким, как прописано в законодательстве РФ. Например:

  • поскольку ОТ в России управляет государство, в этой области осуществляется именно управление, а не менеджмент. Если в документах по СУОТ заменить слово «управление» на «менеджмент», они будут противоречить ст. 210 ТК;
  • субъект управления – государство, объект управления – система мероприятий по ОТ;
  • управляющие воздействия – это установленные государством нормативные требования ОТ. Они содержатся в НПА;
  • участники системы – работодатели и работники.

Как именно работодателю организовывать мероприятия, которые включает понятие охраны труда, рассказано в 212 ст. ТК. В ней приведены 23 пункта, требования которых должен выполнить работодатель, чтобы у него было «все в порядке с ОТ».

Знать определение охраны труда и как такие требования реализуются в ежедневных производственных процессах, должен и работник. Ему следует:

  • не уклоняться от заботы о состоянии своего здоровья (использовать СИЗ, требовать хороших условий труда, отказываться от работы, если она подвергает его риску травмироваться, своевременно и в полном объеме проходить медосмотры);
  • соблюдать требования инструкций, НПА по ОТ;
  • обучаться безопасным приемам выполнения работ (инструктажи, обучение по ОТ, самоподготовка);
  • немедленно сообщать об опасности или НС, которые он выявил.

В мировом масштабе, что такое охрана труда и другие связанные с охраной труда определения, устанавливает МОТ – международная организация труда, входящая в состав ООН. Эта организация разрабатывает международные нормы, которые способствуют защите трудовых прав, повышают соцзащищенность трудящихся, устраняют гендерную дискриминацию в области профессиональной деятельности, выполняют другие задачи.

Итак, из этой статьи вы узнали, что это такое – охрана труда, определение ОТ, кто управляет ОТ в России, что входит в это понятие, а что – нет, как правильно прописать систему управления ОТ, где и как обучиться на специалиста по ОТ, где узнать об ответственности за несоблюдение требований ОТ.

Глава 34. Требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

соблюдать требования охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

Добавить комментарий