Может ли обращение быть подлежащим

Обращение. Примеры предложений с обращениями

Обращение обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, к кото­ро­му отно­сит­ся речь гово­ря­ще­го. Оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Узнаем, что такое обра­ще­ние в рус­ском язы­ке, каким оно быва­ет, как выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обра­ще­ни­я­ми.

Что такое обращение

О лес! Как ты пре­кра­сен золо­той осе­нью!

Обращение выра­жа­ет­ся обыч­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или сло­вом дру­гой части речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го. Оно про­из­но­сит­ся с осо­бой, зва­тель­ной инто­на­ци­ей.

Дети , пой­дем сего­дня гулять в парк.

Какую сказ­ку тебе про­чи­тать, сест­рён­ка ?

Обращение не свя­за­но ни с одним чле­ном пред­ло­же­ния спо­со­бом согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния и не соеди­ня­ет­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции. По этой при­чине обра­ще­ние не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине пред­ло­же­ния:

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Частицы «о», «ах», «а» и др. , сто­я­щие перед обра­ще­ни­я­ми, от них не отде­ля­ют­ся запя­той, напри­мер:

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Распространенные и нераспространённые обращения

Как сле­ду­ет из опре­де­ле­ния, обра­ще­ние может быть выра­же­но одним или несколь­ки­ми сло­ва­ми, то есть оно быва­ет нерас­про­стра­нён­ным и рас­про­стра­нён­ным, напри­мер:

Поздравляю тебя, чело­век ! Поздравляю тебя, Земля ! (Р. Рождественский).

Что ты кло­нишь над вода­ми, ива , макуш­ку свою? (С. Есенин).

Спой нам, в етер , про дикие горы, про глу­бо­кие тай­ны морей (В. Лебедев-Кумач).

Куда ты, свет­лый руче­ёк , стре­мишь­ся? (И.А. Крылов).

Забудь, това­рищ мой любез­ный, раз­дор смеш­ной и бес­по­лез­ный (А.С. Пушкин).

Клен ты мой опав­ший, клен зале­де­не­лый , что сто­ишь, нагнув­шись, под мете­лью белой? (С. Есенин)

Здравствуйте, лёг­кие звез­ды пуши­сто­го пер­во­го сне­га ! (И. Тургенев).

Я всю свою звон­кую силу поэта тебе отдаю , ата­ку­ю­щий класс (В. В. Маяковский).

Как я любил, Кавказ мой вели­ча­вый , тво­их сынов воин­ствен­ные нра­вы (М. Лермонтов).

Если части рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния раз­де­ле­ны дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть выде­ля­ет­ся запя­ты­ми:

Отколе, умная , бре­дёшь ты, голо­ва ? (И. А. Крылов).

Личные место­име­ния «ты», «вы», как пра­ви­ло, явля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­нии, но могут вхо­дить в состав рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния. Сравним:

Ты , царе­вич , мой спа­си­тель , мой могу­чий изба­ви­тель (А. С. Пушкин)

Здравствуй, князь ты мой пре­крас­ный ! (А. С. Пушкин).

Примеры предложений с обращениями

Спасибо, реч­ка , за твою про­хла­ду в лет­ний зной!

Запишите, ребя­та , эту фор­му­лу в тет­радь!

Ты засы­па­ла весь город сне­гом, зимушка-зима !

Аня ! Позвони мне сего­дня вече­ром.

Мой сад ! Как я люб­лю вес­ной твое цве­те­нье!

Снегурочка ! Иди сюда, поиг­рай с ребя­тиш­ка­ми в снеж­ки!

Пойдем, дедуш­ка , со мной сего­дня на рыбал­ку!

Кто из вас, ребя­та , отга­да­ет эту загад­ку?

Видеоурок:


Что такое обращение в русском языке?

Что такое обращение в русском языке

Обращением называется слово или слова (их может быть несколько), которые называют того, к кому обращаются с речью. Например, в предложении “Ребята, сегодня у нас в гостях писатель” обращением является слово “ребята”.

Эта тема изучается в 5 классе и обычно не вызывает особых затруднений.

Как отличить обращение

Обращение, как и подлежащее, стоит всегда в именительном падеже.

Нередко обращение путают с подлежащим, особенно в односоставных определенно-личных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Однако отличить обращение нетрудно. Надо спросить себя, сказано ли в предложении, к кому обращаются. Где это слово (или слова)? Можно ли их переставить или выкинуть без потери смысла?

Подлежащее и сказуемое всегда согласованы. Если сказуемое стоит во 2 лице ( “Оля, читай стихи”), не может при нем подлежащее быть в 3-м (Оля = она).

В литературе возможны обращения к неодушевленным предметам: “Россия, Русь! Храни себя, храни” (Н. Рубцов)

Распространенные и нераспространенные обращения

Обращения могут быть выражены как одним словом, так и несколькими.

Несколько слов получается в том случае, если

  • обращения однородные (обращаются к нескольким людям, называя их отдельно): цдамы и господа, дорогие ребята и уважаемые взрослые и т.п.
  • обращение выражено синтаксически неделимым сочетанием: Иван Петрович, Зудкин Алексей и т.д.
  • это существительное с определением (или несколькими определениями): “милый и чудесный наш Петр Митрофанович”.

Пунктуация при обращениях

Необходимо запомнить правило постановки знаков препинания при обращениях: на письме эти слова выделяются запятыми или одной запятой, если они стоят в начале или на конце предложения.

Распространенные обращения выделяются целиком: “Девчонки и мальчишки, хотите отправиться в путешествие?”

Иногда обращения, стоящие в начале предложения, отделяются восклицательным знаком, если они произносятся с особым чувством: “Дорогой Петр Васильевич! Поздравляем Вас с юбилеем!”

Примеры

На обращение в русском языке примеры приведены в этой главе.

  • Море, приветствую тебя!
  • Оленька, заходите к нам на чай!
  • Инна Игоревна! Как я рад вас видеть!
  • А вы, Максим, задержитесь!
  • Когда же, Саня, мы вас увидим?
  • Сегодня, Олеся Игоревна, вы необычайно красивы.
  • Выйди из класса, Сорокин!
  • Заходите к нам, Юрий.
  • Не забудьте принести деньги, Дмитрий Сергеевич.

Что мы узнали?

Обращение в русском языке называет того, к кому обращаются с речью. Они не связаны грамматически с предложением. Обращения бывают распространенными и нераспространенными. На письме они выделяются запятыми (иногда восклицательным знаком). Личные местоимения в литературном языке не могут быть обращениями.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 186.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Что такое обращение в русском языке
  2. Как отличить обращение
  3. Распространенные и нераспространенные обращения
  4. Пунктуация при обращениях
  5. Примеры
  6. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Синтаксический разбор предложения
  • Второстепенные члены предложения
  • Нераспространенное предложение
  • Синтаксический разбор словосочетания
  • Восклицательные предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения
  • Синтаксический разбор предложения с прямой речью
  • Синтаксический разбор бессоюзного предложения
  • Запятые в сложных предложениях
  • Распространенные и нераспространенные предложения
  • Средства связи предложений в тексте
  • Синтаксический разбор сложного предложения Что такое обращение в русском языке?
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
  • Cинтаксис
  • Морфологический разбор глагола
  • Члены предложения
  • Гипербола в русском языке
  • Как писать сочинение?

показать все

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Степан Карпов 235
  2. 2. Игорь Проскуренко 201
  3. 3. Алина Умерова 191
  4. 4. София Архангельская 187
  5. 5. Александр Губин 127
  6. 6. Ярослав Rадаев 127
  7. 7. Irina RASTELLO 99
  8. 8. Евгения Ларионова 92
  9. 9. Кристина Жукова 82
  10. 10. Галина Попова 74
  1. 1. Кристина Волосочева 19,095
  2. 2. Ekaterina 18,646
  3. 3. Юлия Бронникова 18,555
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Русский язык в школе

Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей

«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов из архива журнала «Русский язык в школе». Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю. В тексте сохранены особенности орфографии и пунктуации тех лет.

К какому роду относятся имена существительные, употребляемые только во множественном числе, например: чернила, перила, дрова, сани, дровни, ножницы, грабли и др.? (учитель П. Панченко. Ст. Фенольная, Донбасс)

Вопрос в свою очередь вызывает вопрос: какое практическое значение имеет определение рода существительных, употребляемых только во множественном числе? Когда писали по старой орфографии, вопрос этот приходилось разрешать, потому что при существительных мужского рода прилагательные, числительные и местоимения имели одни окончания (белы е , сини е , первы е , таки е , он и , одн и ) » при существительных женского рода — другие (белы я , сини я , первы я , таки я , он е , одн е ) , при существительных среднего рода — смешанные (белы я , сини я , первы я , таки я , но: он и , одн и ). Новая орфография освободила пишущих от этого ненужного и тягостного правила (которое, кстати сказать, не имело никакой опоры и в произношении, ибо слова, подобные приведенным, всегда произносились с одинаковыми окончаниями). Если в настоящее время у нас различаются по родам числительные два — две, оба — обе, полтора — полторы , то весьма трудно себе представить возможность соединения их с существительными типа чернила, дрова, ножницы (в случае надобности говорим двое ножниц, двое саней и т. п., а оба — обе, полтора — полторы , как противополагаемые числительному один — одна — одно , к таким существительным не приложимы).

Читайте также:  Как отражается уставный капитал в балансе

Остается чисто теоретическая сторона вопроса. А здесь-то и нужно сказать, что категория рода у русских существительных есть только в единственном числе . Именно этим и объясняются такие факты из области множественного числа существительных, как проникновение падежных окончаний -ам, -ям, -ами, -ями, -ах, -ях из женского рода в мужской: на место исконных -ом (ъм), ы (ъми), ех (ъх) (дательный множественного рабом (сынъм) , творительный множественного рабы (сынъми) , местный множественного рабех (сынъх) , как наличие общего окончания ья в существительных мужского и среднего рода ( кол — колья, полено — поленья ) и т. п.

Как разъяснить написание слов сэкономить, Подъячев — Подьячев ? (учитель Д. Саплин. Донбасс, Коксуголь)

Написание сэкономить и другие подобные (обузить, сострить, сагитировать) без твердого знака объясняется тем, что в словах этого типа приставка своим согласным звуком присоединяется к гласному нейотованному. Получается «слияние» обычного типа, в котором твердому знаку, выполняющему в настоящее время только «отделительную» функцию, делать нечего. Не то — в случаях, когда приставка своим согласным звуком присоединяется к слогам, обозначаемым буквами е, я, ю . Здесь твердый знак необходим, так как отсутствие его приведет к тому, что йотация гласных пропадет и буквы е, я, ю выступят в другой своей роли, именно как звуки э, а, у с предшествующим мягким согласным: так, например, соединение приставки с с глаголом есть без твердого знака даст слово сесть , вместо нужного съесть ; ср. также объедать и обедать и т. п.

Слово подьячий , производимое от дьяк , должно писаться с ь , а не с ъ . Написание ъ в фамилии Подъячев можно объяснить только традицией, которая в собственных именах всегда удерживается дольше и прочнее, нежели в других словах.

Чем бывают среди второстепенных членов предложения числительные и местоимения (определением, дополнением, обстоятельством)? (автор этого и всех следующих вопросов – учитель А. Петров из Днепропетровска)

Числительные порядковые, как члены предложения, ничем не отличаются от прилагательных. Следовательно, основная их синтаксическая функция — быть определением ( я сижу на первой парте, она получила четвертую премию и т. п.). Однако порядковые числительные чаще, чем прилагательные, образуют с существительным единое смысловое целое, и тогда существительное выражает законченное представление только вместе с числительным, например: Я уеду десятого числа, встреча поездов произошла на семнадцатом километре (так как здесь нельзя разбирать изолированно существительные числа, километре , то, значит, и числительные десятого, семнадцатого не представляют собой в подобных случаях самостоятельных членов предложения).

Числительные количественные, когда они употребляются без существительных, т. е. обозначают отвлеченные количества, выполняют те же синтаксические функции, что и существительные (« двадцать делится на пять без остатка» и т. п.). Когда количественное числительное стоит при существительном, обозначающем предмет счета, то такое сочетание следует рассматривать как один член предложения, не разлагая его на отдельные слова, например: «я получил три письма » (дополнение), «ребенок пяти лет (определение) гулял с матерью» и т. п. Это следует распространить и на числительное один , которое хотя и согласуется с существительным во всех падежах, но, подобно всем остальным количественным числительным, образует с ним одно смысловое целое.

Местоимения согласуемые ( мой, тот, такой ) выполняют те же синтаксические функции, что и прилагательное, т. е. бывают обычно определениями. Это, понятно, не относится к местоимению самый , когда оно входит в состав описательной формы превосходной степени «купи самого дорогого мыла» — здесь оно часть определения, а не самостоятельный член предложения. Особо следует упомянуть о местоимении сам , которое в таких случаях, как это был сам командир, меня направили к самому редактору , является определением, но в предложениях типа он все привык делать сам , знаю сама , куда обращаться приближается к обстоятельству образа действия (ср. «он все привык делать самостоятельно»).

Местоимения несогласуемые выполняют в предложении те же функции, что существительные. Своеобразную роль играют в предложении косвенные падежи местоимений кто и что , когда они соединяются с отрицанием не . В таких случаях местоимения эти вместе с отрицанием одновременно являются и дополнением и предицирующей частью сказуемого, например: «бранить его не за что », «делать тебе нечего », «хлопотать мне больше не о ком » (в состав сказуемого здесь всегда входит еще неопределенная форма, но законченность мысли выражается не ею, а именно местоимением).

Обязательным ли является в предложении сказуемое? Может ли быть предложение без сказуемого, кроме случаев пропуска его?

Основа предложения — сказуемость, т. е. такой элемент предложения, посредством которого говорящий выражает утверждение. Но сказуемость не всегда выражается отдельным словом, примером чего являются так называемые назывные предложения. В предложениях этого типа в одном элементе содержится и то, о чем говорится, и то, что говорится. При этом первое находит свое выражение в именительном падеже существительного, т. е. ничем не отличается от обычного подлежащего; второе же выражается в устной речи в особом произнесении подлежащего. Поэтому правильно считать, что в назывных предложениях в именительном падеже существительного одновременно заключены и подлежащее и сказуемое. Сложность этого явления приводит авторов учебников к упрощению вопроса, причем одни, считаясь с формальной стороной, рассматривают именительный падеж, как подлежащее; другие, опираясь на принцип обязательности для предложения сказуемого, признают тот же именительный падеж сказуемым. Правильнее всего, конечно, показать учащимся то, что есть на самом деле, т. е. объединение в одном слове обоих главных членов предложения.

Всегда ли приложение стоит после определяемого, и обязательна ли запятая (также и тире) при приложениях — собственных именах, стоящих после существительных?

Приложение чаще ставится после определяемого слова. Однако известны случаи, когда приложение стоит и впереди его. Примеры: «Чижа захлопнула злодейка-западня » (Крылов); «Сыны любимые победы сквозь огнь окопов рвутся шведы». (Пушкин); « Лютейший бич небес, природы ужас , мор свирепствует в лесах»(Крылов).

Приложения — собственные имена, стоящие после определяемых существительных, могут обособляться. Это бывает тогда, когда собственное имя состоит из нескольких элементов (имя, отчество и фамилия, звание и фамилия и т. п.) или же когда перед собственным именем можно вставить а именно, то-есть , например: Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей. (Пушкин). Водитель танка, младший лейтенант Петров, был на своем посту. Старшей сестры, Haди, нет дома, а младшая, Нина, дома . В таких случаях приложения этого типа, как обособленные, выделяются запятыми.

Может ли обращение в предложении быть подлежащим?

Из самого существа обращения ясно, что оно подлежащим быть не может. Обращение не является членом предложения и ни с одним из членов предложения синтаксически не связано. Подлежащее же связано в первую очередь со сказуемым. Ответ мог бы быть изложен более детально, если бы в запросе были приведены те конкретные случаи, которые вызвали сомнение.

Каким членом предложения, служат слова, поясняющие обособленное приложение («Могучий лев, гроза лесов , лишился силы»)?

Внутри обособленного приложения, представляющего собой не одно слово, а целую группу, возможны такие же отношения между словами, как и во всяком словосочетании. Следовательно, здесь возможны и дополнения, и определения, и обстоятельства. Так, в приведенном выше (п. 3) примере из Пушкина группа сыны любимые победы , являясь в целом определением (приложение ведь разновидность определения) к существительному шведы , может быть, в свою очередь, синтаксически расчленена: любимые — определение к сыны , победы — также определение к сыны .

Как определить падеж существительного?

Определение падежа является одним из труднейших вопросов грамматики. Удовлетворительного разрешения его до сих пор не дано. Все же возможно дать такое определение падежа существительного: падеж существительного – это форма, указывающая, что обозначаемый существительным предмет находится в известном отношении к другому предмету, действию или признаку другого предмета («подарок брата », «подарок брату », «мать подарила брату », «я старше брата »). Ввиду сложности определения падежа оно в школе обычно не дается, и с падежами учащихся знакомят методом указания, т. е. показывают, как существительные изменяют свои окончания при вступлении в связь с другими словами, и эти изменения называют изменениями по падежам.

Читайте также:  Как продать квартиру с мат капиталом

Текущий рейтинг:

2.12. Обращения

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Примеры: Чаадаев , помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг , настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая , огонёк (Малков).

а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;

б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица ( Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице ( Чаадаев , помнишь ли былое?);

в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.

2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.

Не твоя ли, Пушкин , радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь , не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).

Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:

а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.

Жизнь , я так благодарен тебе (Бенке);

б) географические наименования, собственные и нарицательные.

Я люблю тебя, Россия (Ножкин).

3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:

Примечание. Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы , знакомых гор вершины, и вы , знакомые леса! (Пушкин).

Но они могут выступать и в роли обращения в следующих случаях:

а) сами по себе, например: Эй, вы ! Кончайте скорее! (Достоевский); – Тише, вы ! – крикнула Феня (Антонов);

б) в составе обращений, представляющих собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение второго лица, запятыми не выделяемое, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя ? (Островский);

в) обращение с предшествующей местоимению частицей о и последующим придаточным определительным предложением, например: О ты , чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн. (Пушкин).

Знаки препинания в предложениях с обращениями

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:

Наши сестры в полутёмной зале , мы о вас ещё не написали (Смеляков); Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой (Пушкин); До свидания, благороднейший господин Глинкин (М. Горький).

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):

Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).

3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:

Думай же, мастер культуры (Леонов); Ты здесь, миленький ? (Тренев); Свинья ты, братец . (Горький).

4. Частица о , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:

Как хорошо ты, о море ночное ! (Тютчев).

Но перед обращением может стоять и междометие о (в значении «ах»), которое по правилам отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, мама , почему ты меня упрекаешь?

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

5. Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:

– Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Тургенев).

При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:

– А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга. (Степняк-Кравчинский).

6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:

Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин).

7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются:

Здравствуй, солнце да утро весёлое ! (Никитин).

8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.

Выйдите вон из класса и Петя, и Вася !

9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:

Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски. (Тургенев).

10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! (Багрицкий).

Упражнение к теме «2.12. Обращения»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

ОБРАЩЕНИЕ

Понятие об обращении.

О б р а щ е н и е – это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь.

В примере Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.) обращением является слово Ваня.

Обращение выражается обычно именем существительным в именительном падеже: Ты очень занят, Павел? (Н. О.); реже прилагательным в значении существительного: Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.) Именительный падеж обра­щения отличается от именительного падежа подлежащего сво­ей особой, звательной интонацией: повышением или понижени­ем тона голоса, паузами. Сравните: Коля принесёт мне книгу.- Коля, принеси мне книгу.

Обращение может быть распространено пояснительными сло­вами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду. (Кр.)

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом и либо между ними ставится запятая или восклицательный знак, например: Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Иди­те скорее сюда!

В речи взволнованной обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (П.), а также сопровождаться междомет­ной частицей о: Но не хочу, о други, умирать. (П.)

Обращение не соединено грамматическими связями ни с од­ним из членов предложения и потому не является его членом.

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка яв­ляется подлежащим, а в другом – обращением: Бабушка гово­рит со мною шёпотом. (М. Г.) Люблю я тебя, бабушка. (М. Г.)

У обращения в нашей речи особая роль, отличная от роли членов предложения: все члены предложения служат для вы­ражения мысли; наиболее же обычная задача обращения – побудить собеседника слушать речь. Вот почему в качестве об­ращения часто употребляются имена, отчества и фамилии:

Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (П.)

Обращение может сопровождаться выражением ласки, уп­рёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собесед­нику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (Кр.) Соседушка, мой свет, пожалуйста, поку­шай! (Кр.) Иногда обращения бывают развёрнуты в довольно пространные характеристики; в этих случаях обращение по­вторяется или варьируется, при нём может стоять несколько опре­делений, например: Подруга дней моих суровых, голубка дрях­лая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. (П.)

Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является од­ним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я. (П.)

П р и м е ч а н и е. Часто упрёк, сожаление, укор или негодование по адресу какого-нибудь лица мы выражаем тем, что произносим соответствующим тоном название или имя этого лица. В таких случаях получаются предложения, кото­рые называются вокативными. Их не надо смешивать с обращениями.

Н а п р и м е р:

В о й н и ц к и й. Никаких у него [Серебрякова] нет дел. Пишет чепуху, брюз­жит, ревнует, больше ничего.

С о н я (тоном упрёка). Дядя!

(А. П. Ч е х о в, Дядя Ваня.)

Нарицательные имена существительные в роли личных об­ращений.

Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве об­ращений до недавнего времени широко использовались слова това­рищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, обозначающими звание, профессию, должность. Например: Товарищ! Вы зонтик, оставили! Гражданин! Вы выходите на следующей ос­тановке? Гражданин судья, прошу занести это в протокол. Това­рищ водитель, у вас проездные есть?

Гражданин, граждане сохраняются в употреблении (ср. типичные обращения: граждане пассажиры, граждане встречающие и т.п.), хотя и являются обращениями достаточно официальными. Обраще­ния же товарищ, товарищи уступают место возрождённым формам господин, господа: Вы, господин министр. ; Господа депутаты, ва­шему вниманию предлагается доклад. Эти формы обращения, од­нако, нельзя признать нейтральными и употребляемыми повсемест­но: подобно вытесняемому слову товарищ (товарищи), обращения господин, господа более характерны для официальных ситуаций об­щения.

Читайте также:  Казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году

В современном речевом обиходе распространены также обращения молодой человек, девушка, друг, земляк, папаша, мамаша, сынок (последние три слова не по отношению к родственникам), а также сравнительно недавно вошедшие в употребление мужчина! женщина! (Мужчина! Сдачу забыли!). В пределах литературно-нормированной речи находятся только обращения молодой человек и девушка, а ос­тальные имеют явный оттенок просторечности и в общении культурных людей использоваться не должны.

Знаки препинания при обращении.

Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.

1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отде­ляется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы м з н а к о м. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произ­носится с сильным чувством. После обращения в этом случае бывает большая пауза. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы.

П р и м е р ы. Товарищи! Слово для приветствия предоставля­ется Павке Корчагину. (Н. О.) О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.)

2. Когда обращение стоит внутри предложения, оно выде­ляется запятыми с обеих сторон; например: Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (П.)

3. Когда обращение стоит в конце предложения, перед об­ращением ставится запятая, а после него – тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

П р и м е р ы. Не оставлю я тебя, птенчик. (Т.) Расскажи свою биографию, Артём! (Н. О.) О чём ты думаешь, Павел? (Н. О.)

4. Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется за­пятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес. (Ч.) Отколе, умная, бредёшь ты. голова? (Кр.)

5. Междометная частица о от обращения знаками препина­ния не отделяется: Как хорошо ты. о море ночное! (Тютч.)

Упражнение 88. Прочитайте, укажите обращения и объясните расста­новку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез­жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

89. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других – обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

90. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн. посвятим души пр. красные по­рывы! 2) От меня отцу брат милый поклони. ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи. я туча рассе. нной бури одна ты несё. ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн. я звезда твой луч осеребрил увядшие р. внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако­мых гор вершины и вы знакомые леса.

(А. С. П у ш к и н.)

II. 1) Не буд. товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама – республика моя. 4) Слав. те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк. . Рабы разгибайте спины и ко­лени. Армия пролетариев встань стройна.

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Обращение

Термин «обращение» впервые появился в «Исторической грамматике» (1863) Ф.И. Буслаева. В древнерусском языке в функции обращения использовалась форма звательного падежа, которая и в современном языке иногда употребляется в стилистических целях, например: Чего тебе надобно, старче? (П.), боже, господи.

Ф.И. Буслаев первый выделил обращение из состава предложения и определил его как грамматическое средство для выражения взаимных отношений между лицами.

В современном русском языке под обращением понимается слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т.е. не выполняет функцию подлежащего, сказуемого или второстепенного члена).

Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения, например: Сергей Сергеич, это вы ли! (Гр.); Ты не пой, косарь, про широку степь! (Колъц.); Вперед чужой беде не смейся, голубок! (Кр.).

В зависимости от места, занимаемого в предложении, обращение в большей или меньшей степени интонационно выделяется.

Обращение, стоящее в начале предложения, произносится с ослабленной звательной интонацией, например: Соседка, перестань срамиться! (Кр.).

Для обращений, стоящих в середине предложения, возможна двоякая интонация: или интонация вводности (понижение голоса, убыстренный темп произношения), или восклицательная интонация, если обращение выделяется, например, путем добавления к нему частицы о. Например: а) Зачем же, поле, смолкло ты и поросло травой забвенья? (П.); б) Но не хочу, о други, умирать! (П.).

Двоякую интонацию наблюдаем и у обращений, находящихся в конце предложения; обычно такие обращения слабо выделяются в произношении, но могут иметь усиленное ударение, если стоят в конце восклицательного или вопросительного предложения. Например: а) А вам надо бы изменить жизнь, голубчик (Ч.); б) Над чем вы сейчас работаете, Гарт? (Пауст); Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики! (Пан.).

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии, реже эту функцию выполняют клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обычно обращения употребляются в устной диалогической речи, а также в языке художественной литературы при передаче прямой речи. Кроме того, широкое применение находят обращения в ораторской речи и в речи деловой.

Различаются обращения нераспространенные (выраженные одним словом) и распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова).

Состав распространенных обращений весьма разнообразен: в нем при ведущем слове могут быть согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и придаточные части предложения, например: Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный (Л.); Здравствуй, город лревней русской славы, здравствуй, город юности моей! (Исак.); Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твард.).

Распространенное обращение может быть разорванным, т.е. внутри образующего его словосочетания находятся члены предложения, например: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.).

Обращение может быть выражено:

1. Именем существительным собственным в именительном падеже, выполняющим назывную функцию, например: Прощай, Онегин, мне пора. (П.).

2. Именем существительным нарицательным, называющим профессию, родственный признак, должность, звание и т.д., например: Куда же ты пойдешь, брат?Ой вы, ветры буйные.

3. Словами в форме косвенных падежей, если они называют признак лица, к которому обращена речь, например: Эй, в белой косынке, где мне найти председателя кооператива? Такие конструкции возникают в результате пропуска обращения ты (ср.: Эй, ты, в белой косынке. ).

4. Субстантивированными частями речи: причастиями и прилагательными, например: Провожающие, выйдете из вагона. Эй, чернявый, иди сюда.

5. Числительными и местоимениями, например: Здорово, шестая! – послышался густой спокойный голос полковника (Купр.); Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею! (Н. Остр.). Личные местоимения 2-го лица чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица; местоимения ты и вы находятся в этом обороте между определяемым словом и определением, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? (А. Остр.).

Функции обращения:

2) фиктивно-звательная – с помощью обращения пишущий может сделать участником речи контекста предметы неодушевленные, выразить к ним свое отношение (олицетворение);

3) условно-звательная – обращение служит для того, чтобы выразит отношение к образам, созданным самим автором, адресованное лирическим героям: Терем, терем, что с тобою;

4) координационно-звательная – установление контакта между поэтом и читателем: Мой читатель, вот и подошли мы к развязке.

Все эти функции могут быть осложнены функцией оценочности, которая может быть выражена формами субъективной оценки (душенька) или самой семантикой слова: Спорить, да имеешь ли ты столько ума, чучело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9988 – | 7759 – или читать все.

Добавить комментарий