Минимальный срок поставки товара по 44 фз

10 ошибок поставщиков при участии в закупках по Закону № 44-ФЗ

В 2017 году заключено контрактов по 44-ФЗ на сумму более 6 миллиардов рублей. Участие в государственных закупках имеет множество нюансов, которые не всегда учитывают начинающие поставщики. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки поставщиков. Надеемся, что негативный опыт предшественников позволит вам участвовать в закупках максимально эффективно, не допуская описанных ошибок.

Основные ошибки участников закупки можно разделить на ошибки на стадии подачи заявки и ошибки на стадии заключения и исполнения контракта.

Ошибки на стадии подачи заявки

Подача заявки — это ответственный шаг. Участник закупки должен в ограниченный период времени оценить свои возможности выполнения контракта, оценить экономическую целесообразность заключения контракта и возможную минимальную цену, по которой участник готов заключить контракт, собрать все необходимые документы для подачи в составе заявки, а также заполнить саму заявку.

1. Заполнение заявки без учёта инструкции, разработанной заказчиком

Законом № 44-ФЗ допускается право заказчика использовать указание на товарный знак при условии сопровождения словами «или эквивалент». Если участник закупки согласен поставить товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то конкретные показатели товара в заявке указывать не требуется — достаточно выразить своё согласие на поставку такого товара.

Однако, в рамках проведения электронного аукциона заказчики не всегда указывают товарный знак, либо к поставке участник закупки предлагает товар, являющийся эквивалентом, указанному в документации о закупке.

В таком случае, Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки должен указать конкретные характеристики товара.

В заявке нельзя использовать слова «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или ТУ. Участник закупки обязан руководствоваться инструкцией заказчика по заполнению заявки. Нередко, инструкции по заполнению заявки написаны сложным языком, могут запутать неопытного участника закупки, поэтому описанию характеристик товара следует уделить львиную долю времени при подготовке заявки.

Пример: Решение ФАС России от 25.04.2018 по делу № К-2-57-5123/77-18 (номер закупки в ЕИС 0373200041518000259)

2. Отсутствие в заявке конкретных характеристик товара, заявка содержит только согласие на поставку товара

При проведении электронного аукциона предусмотрено, что первая часть заявки при поставке товара должна содержать:

  • согласие на поставку товара;
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима);
  • конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).

Часто участники, ознакомившись с техзаданием, дают лишь согласие на поставку товара. Вместе с тем, если заказчиком в документации не указан товарный знак (или поставляется эквивалентный товар), то участник в обязательном порядке должен представить конкретные показатели товара. В противном случае заявка такого участника будет обоснованно отклонена.

Пример: Решение Иркутского УФАС России от 28.09.2017 по делу № 985 (номер закупки в ЕИС 0534600007717000003)

3. Технические ошибки при заполнении заявки

Причиной отклонения нередко являются технические ошибки, описки в заявке участника закупки.

Например, при описании характеристик поставляемого компьютерного стола участник закупки забыл указать единицы изменения (сантиметры) и заказчику лишь остаётся догадываться, что значит в заявке «ширина 20». В такой ситуации заявка подлежит отклонению.

При заполнении заявки важно быть внимательным и готовиться к тендерам заранее.

Пример: Решение ФАС России от 24.11.2015 по делу № К-1600/15 (номер закупки в ЕИС 0175100000815000083)

4. Отсутствие указания в заявке на страну происхождения товара

Одна из распространенных ошибок участников — отсутствие в заявке наименования страны происхождения товара в случае, если для закупки установлен «национальный режим». Отсутствие такой информации служит основанием для отклонения заявки.

Если же участник перечислил несколько стран происхождения товара, у комиссии заказчика нет оснований для отклонения такой заявки.

Такой позиции придерживается Верховный суд РФ (определение Верховного суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552). По мнению суда, страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны.

Пример: Решение ФАС России от 20.12.2016 по делу № К-2023/16 (номер закупки в ЕИС 0273100000716000056)

5. Участник, находящийся на УСН, считает, что заказчик обязан исключить НДС из цены контракта

Любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и находится на упрощенке, вправе участвовать в закупках. При этом цена контракта может включать НДС.

В данной ситуации поставщики нередко приходят к выводу, что если они находятся на УСН, то цена контракта включать НДС не будет. Однако, данное мнение является ошибочным.

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Выиграв тендер и взяв на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, поставщик может оказаться в убытке. Так что перед участием в закупке следует тщательно изучить документацию.

Позиция по рассмотренному вопросу изложена в том числе в письме Минфина от 08.02.2018 № 24-03-07/7701.

Пример: Решение ФАС России от 09.04.2018 по делу № 18/44/105/289 (номер закупки в ЕИС 0173100009218000024)

6. Отсутствие в заявке необходимых документов

Заказчики вправе отклонить заявку участника, если в ней не предоставлены в полном объёме документы, определенные во второй части заявки (декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Например, если заказчик осуществляет закупки среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в подтверждение принадлежности к данной категории участник закупки представляет соответствующие документы.

Пример: Решение ФАС России от 22.05.2017 по делу № К-612/17 (номер закупки в ЕИС 0173100008317000033)

Ошибки и на стадии заключения и исполнения контракта

Признание победителем процедуры определения поставщика ещё не гарантирует участнику закупки заключение контракта. Подводные камни поджидают поставщиков и на этом этапе. Важно не только успеть заключить контракт в срок, установленный Законом № 44-ФЗ, но и представить необходимые документы и обеспечение исполнения контракта.

7. Несоблюдение сроков заключения контракта

Сроки подписания контракта установлены положениями статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанные сроки должны строго соблюдаться.

Нарушение сроков, в которые контракт должен быть подписан победителем и передан заказчику несёт для участника риск быть включенным в Реестр недобросовестных поставщиков.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность подписать контракт с нарушившим сроки для подписания контракта участником закупки, даже если такая просрочка обусловлена объективными причинами.

Пример: Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу № К-1064/17 (номер закупки в ЕИС 0173100010917000045)

8. Непредставление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта предоставляется в момент подписания документа. Без предоставления обеспечения контракт не может быть подписан. Поэтому, выиграв торги, нужно сразу же позаботиться о его предоставлении.

Непредставленное вовремя обеспечение — основание для включения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

В качестве обеспечения исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Какой из этих способов выбрать, решать поставщику. Однако, выбирая в качестве способа внесения обеспечения банковскую гарантию важно знать, что одной из основных причин отказа заказчика заключить контракт является предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика.

Нельзя забывать и о предоставлении повышенного обеспечения в случае, если предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Размер обеспечения с учётом антидемпинговых мер равен полутора обеспечения исполнения контракта, установленного документацией.

Совет участникам: обеспечение контракта следует готовить заранее. Если отведённый Законом № 44-ФЗ срок будет пропущен, это повлечет негативные последствия, связанные с исключением из закупочной деятельности сроком на два года.

Пример: Решение Башкортостанского УФАС России от 26.02.2018 № ГЗ-183/18 (номер закупки в ЕИС 0301300126518000001)

9. Невнимательное изучение подписанного контракта

Подписывая контракт, поставщик принимает на себя все обязательства, прописанные в контракте. Невнимательное чтение контракта может привести к тому, что поставщик не заметит обременительные или ухудшающие его положение условия.

Иногда бывает, что в извещении, техзадании и контракте есть противоречивые условия закупки. На этапе проведения закупки это может не выявиться. И если поставщик подпишет контракт, детально его не изучив, значит, он согласится с его условиями. И останется только два варианта: выполнить невыгодные условия или расторгнуть контракт со всеми последующими рисками.

В этой связи, перед заключением контракта в обязательном порядке следует проверить соответствие условий направленного заказчиком контракта условиям закупочной документации и условиям, предложенным в заявке.

Самые главные условия, которые нужно проверить перед подписанием контракта:

  • цена контракта;
  • сроки и объёмы поставки;
  • порядок и условия оплаты по контракту;
  • размеры штрафных санкций.

Скрупулёзное изучение проекта контракта позволит уйти от взаимных претензий по исполнению контракта и избежать риск несения финансовой и административной ответственности.

Пример: Решение ФАС России от 06.12.2017 № ВП-581/17 (номер закупки в ЕИС 0156100008917000094)

На стадии исполнения контракта участника закупки также могут поджидать неприятности. Пожалуй, здесь можно выделить одну, самую значимую ошибку.

10. Поставка товара по контракту с характеристиками отличными от указанных в контракте

В данном случае мы не ставим под сомнение добросовестность исполнителя контракта.

В работе практически любого поставщика может сложиться ситуация, когда товар, который необходимо поставить, временно недоступен, перестал производиться или цена в закупке на него существенно выросла, что делает выполнение контракта нерентабельным.

Разумным представляется поставка иного товара с максимально приближенными характеристиками к требованиям заказчика.

Однако, заказчик имеет право принять иной товар только с улучшенными характеристиками. Если же исполнитель поставит товар, который не соответствует хотя бы одной характеристике, из указанных в контракте, или произведён в иной стране, не указанной в заявке победителя, то с большой долей вероятности заказчик не примет такой товар, контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, а сведения о таком поставщике будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Пример: Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 № 307-КГ16-18487 по делу № А66-10560/2015 (номер закупки в ЕИС 0136200003614005385).

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Срок поставки товара является существенным условием по государственному контракту. Его нарушение может грозить начислением неустойки в адрес поставщика и даже включением его в реестр недобросовестных поставщиков при неисполнении контракта в установленные сроки.

Что такое сроки поставки товара, и кто их определяет

Сроки поставки товара определяются заказчиком и прописываются в закупочной документации. Сроки поставки товара приравниваются по своему значению к срокам исполнения контракта. Данный пункт государственного контракта выступает существенным условием и не подлежит изменению по нормам 44-ФЗ.

Это значит, что сроки поставки прописываются в контракте в обязательном порядке (без них контракт считается недействительным и может быть аннулирован), и они не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Подписать дополнительное соглашение об изменении сроков поставки товара стороны не вправе, такое соглашение будет аннулировано.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ могут быть прописаны в виде фиксированной даты или в виде временного отрезка, например, товар должен быть поставлен в течение 3 дней после поступления запроса от поставщика или в течение 10 дней после подписания контракта. Оба варианта считаются приемлемыми по требованиям законодательства.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст. 421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Читайте также:  Какого числа выплачивается пенсия

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара. Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью). Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС. Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик. Тогда как заказчик может предоставить свои доказательства, что другие поставщики готовы исполнить контракт в установленные законом сроки (такие письменные подтверждения обычно собираются заказчиком на этапе определения НМЦК).

Таким образом, прямого запрета на указание в закупочной документации минимальных сроков не установлено. Такой признак ограничения конкуренции отсутствует в ч. 17 ст. 4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:

  1. Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
  2. Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
  3. После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
  4. При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.

Определение периода просрочки поставки

Перед тем как привлекать поставщика к ответственности, заказчику следует убедиться в том, что сроки были действительно нарушены поставщиком. В частности, заказчику следует проверить, действительно ли поставщиком была получена заявка на поставку товара в установленные сроки. Если заявка была оформлена по телефону, то заказчику будет непросто доказать факт ее передачи при возникновении споров. Поэтому заявки всегда следует направлять в письменном формате.

Далее заказчику следует определиться со сроками просрочки. Течение сроков, определенных временным периодом, начинается на следующий рабочий день после календарной даты или наступления определения события, которым было определено начало (на основании ст. 191 Гражданского кодекса).

На это дополнительно указывал Минфин и подчеркивал, что пени считаются за каждый календарный день просрочки сроков исполнения (по письму Минфина от 2016 года №02-02-15/16366).

Но датой поставки товара может считаться дата подписания документов о приемке или дата передачи товара заказчику. В последнем случае просрочка считается до даты поставки товара. Возможность использования обоих вариантов расчета срока просрочки основывается на положениях ч. 7 ст. 94 44-ФЗ и п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса, а также на арбитражной практике.

При расчете заказчиком размера пени за каждый день просрочки не учитывается период, который необходим заказчику на приемку выполненной работы или оказанной услуги, а также на оформление результатов приемки.

Претензионная работа с поставщиком

После установления факта просрочки заказчик может переходить к претензионной работе и направить в адрес поставщика официальную претензию. Это требование основано на нормах ст. 34 44-ФЗ.

Претензия имеет письменный формат и оформляется на фирменном бланке организации. В ней заказчику следует перечислить:

  1. Причины написания претензии и требования по существу, а также ссылки на положения законодательства или контракта, нарушенные поставщиком.
  2. Сроки, в которые поставщику дается возможность устранить нарушения. Они никак не ограничены законодательно, но рекомендовано устанавливать их, как 5-10 суток.
  3. Последствия отказа поставщика от удовлетворения законных требований заказчика. В частности, начисление пени за просрочку, штрафы и включение в РНП за неисполнение контракта.
  4. Подпись и печать руководителя заказчика.

Претензия может быть направлена заказным письмом или передана лично поставщику.

Стоит отметить, что отправка претензии является обязанностью заказчика. Если он не направит претензию поставщику, то контрактного управляющего или специалиста контрактной службы привлекут к ответственности по нормам ст. 7.32 КоАП.

Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику

Если после написания претензии поставщик привез товар, заказчику следует зафиксировать факт просрочки. Для этого нужно иметь подтверждение отправки претензии и акт приема-передачи товара с указанной в нем датой исполнения обязательств по контракту.

Пени рассчитываются в установленном порядке как 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы просроченных обязательств за каждый день просрочки. В отправленном поставщику требовании от заказчика на перечисление пени в обязательном порядке приводится расчет суммы пени, основания для начисления неустойки и банковские реквизиты для перечисления пени.

Когда заказчик направил претензию поставщику, то допускается несколько вариантов развития событий:

  1. Поставщик согласен с выдвинутой претензией и добровольно перечисляет неустойку на реквизиты, указанные заказчиком.
  2. Поставщик соглашается, что им были нарушены сроки, но оплачивать неустойку не хочет. В этом случае заказчику следует ориентироваться на условия контракта. Если в контракте прописана такая возможность, то заказчик вправе удержать пени из суммы к оплате или направить требование в банк-гарант по банковской гарантии. Но если условиями контракта не оговорены подобные удержания, то поставщик может обжаловать действия заказчика в судебном порядке и признать их незаконными.
  3. Если поставщик не соглашается с начисленной суммой пени, то ему следует сразу обратиться в суд, и судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, а также ее размере и порядке выплаты. В случае если поставщик сможет доказать, что просрочка произошла по вине заказчика, то его могут освободить от уплаты пени.

Допустимость отказа от приемки работ поставщиком

В случае поставки товара, соответствующего требованиям контракта, хоть и с просрочкой, заказчик обязан принять его и оплатить на условиях контракта. После этого контракт считается исполненным, и в ЕИС публикуются закрывающие документы.

Если исполнитель по государственному контракту не только допустил просрочку, но и предоставил товар, не соответствующий требованиям закупки, то заказчик вправе не принимать такой товар. Помимо этого, он передает заявку на включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может заменить товар, но до того момента, пока заказчик не расторгнет договор в одностороннем порядке.

Если в ответ на претензию о нарушениях сроков поставки поставщик не ответил или отказывается поставить необходимый товар, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подобное право должно быть обязательно прописано контрактом.

После того как заказчик принял решение о расторжении контракта, он должен опубликовать такое решение в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим заказчик направляет извещение поставщику о расторжении контракта. Если в течение 10 дней после такого уведомления поставщиком не были исполнены свои обязательства, то договор автоматически расторгается. После этого сведения о поставщике передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В некоторых случаях условия контракта предусматривают единовременную поставку, но товар поставщик привозит частично. Если запрет на указанные действия не прописан в контракте, то заказчик не может отказать в приемке поставленной партии товара. Также он должен будет оплатить поставленную партию. В отношении непоставленной партии заказчик может направить поставщику претензию с требованиями устранить нарушения, выплатить неустойку или расторгнуть контракт, если эта возможность прописана в тексте контракта.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием контракта и не подлежит изменению даже по соглашению сторон. Сроки поставки товара определяет заказчик по своему усмотрению, основываясь на принципах разумности, и не должны ограничивать конкуренцию без четкого обоснования. После допущения просрочки при поставках товара заказчик на следующий день должен начать претензионную работу с поставщиком. Просрочка грозит поставщику пени, взысканием убытков и включением в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе на основании длительной просрочки расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Общение между сторонами контракта обязательно должно быть оформлено в письменном формате, чтобы избежать спорных ситуаций.


Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее – извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент), документацией о закупке (далее – документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требуя обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ – и в документацию) краткого изложения условий контракта, указывает на необходимость указания, в том числе, и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Если контракт заключается на срок более чем 3 года и его цена составляет более чем 100 млн. рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в контракт обязательно включатся сроки его исполнения, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств – сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты.

Как разъяснено в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. При необходимости установления таких сроков путем указания на конкретные даты, соответствующие сроки должны быть дополнительно просчитаны заказчиком с учетом сроков проведения процедур определения контрагента.

Поскольку условие о сроках исполнения контракта названо в законе в качестве обязательного, необходимого для согласования, оно является существенным условием контракта. Это следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ, который, как и прочие нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к контрактам, поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иного (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Ввиду этого необходимо учитывать ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которой установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Это положение является развитием ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в которой указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Оплата уставного капитала ооо при создании 2020

Соответственно, сроки исполнения контракта могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (см. также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее – Обзор ВС РФ от 28.06.2017). Напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения данного условия наряду с прочими следует из п.п. 2 – 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта*(1).

Однако в п. 10 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых контрагент не мог исполнить своего обязательства, контрагент не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Следует иметь в виду, что срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта . Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. А в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Как видим, закон устанавливает, что по общему правилу срок исполнения обязательств может оканчиваться и позже, чем установленный договором (в том числе – контрактом, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ) срок его действия. Исключение – прекращение обязательств в момент прекращения действия договора (контракта) – может быть предусмотрено только условиями самого договора (контракта). В связи с этим обратим внимание на разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175. Представители ведомства указали, что в случае если на момент окончания срока действия контракта не была осуществлена приемка товара и его оплата, а потребность для заказчика в поставке товара осталась, заказчик вправе осуществить приемку товара и его оплату. При этом, поскольку изменения срока действия контракта не происходит, заказчик не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Окончание срока действия договора также не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ). Соответственно, за нарушения обязательств, допущенные заказчиком или его контрагентом, с него может быть взыскана предусмотренная договором неустойка. Вместе с тем окончание срока действия контракта ограничивает срок начисления пени, которая рассчитывается только до момента расторжения (прекращения) договора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А56-13262/2007).

Подробно вопросы об ответственности заказчика и контрагента рассмотрены в отдельных материалах.

Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

*(1) Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривала большую свободу изменения контракта, но только в отношении контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах.

Сроки поставки товара по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Срок поставки товара является одним из условий, которое должно быть обозначено в случае рассмотрения вопроса исполнения контракта.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Каталог статей

Очень часто наши клиенты, участвующие в государственных закупках и обращающиеся к нам за тендерным консалтингом, жалуются нам, что заказчиком установлены слишком маленькие сроки поставки товара, которые невозможно выполнить. О том, чем чревато несоблюдение сроков выполнения государственного контракта и как сроки выполнения контракта можно законно увеличить, мы рассказываем в других статьях. Конечно, теоретически можно обратиться в ФАС, утверждая, что такие условия существенно ограничивают конкуренцию, что противоречит статье 8 44-ФЗ. Однако, доказать этот факт на самом деле очень сложно. Действительно, как доказать, что что-то выполнить невозможно, ну или хотя бы крайне сложно? Является ли указание минимальных сроков исполнения контракта ограничением конкуренции в госзакупках?

Реальные сроки исполнения государственного контракта

Необходимо документально подтвердить реальные сроки изготовления товара и сроки его поставки. Причем подтвердить это могут только компании-поставщики и перевозчики, но справки или официальные письма от таких компаний не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это быстрее. Заказчику в этом случае доказать реальность такого срока гораздо легче: достаточно официального письма-подтверждения от одной компании. Эти письма, как правило, собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Вправе ли заказчик устанавливать сжатые требования по срокам исполнения госконтракта

Скорее всего, антимонопольные органы или суд Вам ответят, что заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро. Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи. В данном контексте ситуация, в которой заказчик приобретает скоропортящиеся лекарства для оказания экстренной медицинской помощи в корне отличается от ситуации, при которой в начале длительных летних каникул школа приобретает мебель в классы. Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Какие требования вправе устанавливать государственный заказчик

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников. Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны. Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации, а это уже уголовно наказуемое деяние, доказать которое крайне сложно.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 No 11017/10 по делу №А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п.2 статьи 8 44-ФЗ говорит о том же: цель обеспечения конкуренции – выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть минимизация срока поставки – это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.

Читайте также:  Как быстро получить высшее образование

Является ли сужение срока исполнения государственного контракта ограничением конкуренции

Прямого нарушения законодательства в требовании минимальных сроков поставки действительно нет. Признаки ограничения конкуренции перечислены в ч.17 ст.4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», и такое требование там не значится. Заказчик имеет право объективно описать то, что он хочет получить, и наверняка найдутся те организации, которые подадут заявку и волшебным образом выполнят все условия, доказав Вашу неправоту. Суды при рассмотрении дел о признании решений антимонопольных органов незаконными часто обращают внимание и на тот факт, что если при исполнении предписания ФАС и повторном проведении данной закупки с указанием более длительного срока поставки товара число участников размещения заказа не увеличилось, то ограничения конкуренции никакого и не было.

На этот счет есть и практика рассмотрения жалоб антимонопольными органами, и судебная практика:

  • Определение ВАС-4795/13 от 23 апреля 2013, подтвердившее законность решения 17ого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-6077/2012, в котором предписание УФАС по Удмуртской Республике от 16 марта 2012 года по делу СЮ 07-06/2012-36 З по устранению ограничивающего конкуренцию сжатого срока поставки товара в течение 10 рабочих дней признано незаконным на том основании, что ограничение конкуренции в данном случае ничем не обосновано. По мнению суда, обосновать такое ограничение можно было, проанализировав сроки перевозки различными видами транспорта и аналогичные сроки, установленные другими заказчиками. Суд также указал на тот факт, что минимальные сроки поставки ни законом о размещении заказов, ни Гражданским кодексом не определены и устанавливаются на усмотрение заказчика.
  • Абсолютно аналогичное определение ВАС-7089/2013 от 17 июня 2013.

Примеры решений, в которых ограничение сроков было признано незаконным

  • Любопытно другое: годом ранее тот же заказчик (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) обращалось в те же суды (Арбитражный суд Удмуртской Республики и затем 17й Арбитражный апелляционный суд, в котором из трех членов судебной коллегии двое были теми же судьями) с абсолютно такими же доводами и требованиями отменить два аналогичных постановления того же УФАС по Удмуртской Республике, признавшее ограничивающими конкуренцию требования сроков поставки даже аналогичного товара (дорожной техники), и проиграл суд в обеих инстанциях (объединенное дело №А71-6674/2011, А71-6675/2011). Единственная разница между этими двумя случаями заключалась в том, что в 2011 году срок поставки товара составлял не 10, а 3 рабочих дня. Суд в данном случае счел, что несмотря на отсутствие законодательных требований к минимальным срокам поставки товара, заказчику следует подходить к этому вопросу разумно и не устанавливать явно несоразмерные сроки, так как срок поставки товара является существенным условием контракта и может влиять на число участников закупки.
    Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа по делу №А32-43306/2011, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2012 о признании решения антимонопольной службы по Краснодарскому краю №11945/5 от 1.09.2011 незаконным. По мнению ФАС Северо-Кавказского округа установление условий, исключающих из круга потенциальных поставщиков лиц, не отвечающих целям наиболее эффективного использования бюджетных средств с учетом качества товара и условий поставки, является не ограничением конкуренции, а напротив, методом повышения эффективности расходования средств. Такое условие может быть признано нарушающим конкуренцию только в том случае, если будет прямо доказано, что оно введено с целью обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту. Более того, в данном конкретном случае необходимость экстренной поставки товара была продиктована реально обоснованной потребностью, а требования соблюдения срока поставки вовсе не является требованием к товару.

Ограничение сроков рассматривается как дополнительный довод при других признаках ограничения конкуренции

  • Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу №РЗ-170-2013 от 2 апреля 2013, в котором положения документации открытого аукциона были признаны ограничивающими конкуренцию. Правда, в жалобе ООО «ПротексФарм» было достаточно много пунктов, которыми они обосновывали ограничение конкуренции, и ограничение срока поставки, на наш взгляд, было там неосновным. Более важным доводом было объединение в один лот лекарственных средств разных фармакологических групп.
    Решение, принятое УФАС по Самарской области, о необоснованности жалобы ООО «ВРТ» на действия МБДОЦ Детский сад №210 от 27 сентября 2012 по указанию крайне сжатых сроков поставки товара. Однако у нас вызывает большое удивление мотивировочная часть данного решения, в которой сказано, что в связи с тем, что контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после опубликования протокола, поставка сроком в один день является возможной. В данном решении не учтено, что фактически поставщик, начиная выполнять контракт до его подписания, несет высокие риски, так как срок 10 дней дан именно для того, чтобы другие участники размещения заказа могли опротестовать действия заказчика, и если поданная ими жалоба будет признана обоснованной, результаты закупки могут быть вовсе отменены. Более того, согласно п.2 ст.307 ГК РФ, (а законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на его положениях в соответствии с п.1 статьи 2 44-ФЗ), обязательства вытекают из договора, то есть до подписания контракта у поставщика не возникает обязательств товар поставить, равно как и у заказчика не возникает обязательств его впоследствии оплатить, то есть до подписания контракта поставщик исполнять контракт в принципе не может.

Проведение уголовных расследований при уменьшенных сроках исполнения государственного контракта

  • Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-1824/2013, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-3533/2012, согласно которому решение УФАС по Сахалинской области по делу №05-10/12 признано законным. Однако в рамках данного дела решение было принято на основе прокурорской проверки по факту сговора между заказчиком и поставщиком, установленного на основе показаний третьих лиц, содержания технических требований к товару и, среди прочего, также установлением срока поставки в течение одного дня. То есть при наличии доказательств сговора между поставщиком и заказчиком короткие сроки поставки товара принимаются контролирующими органами как дополнительное подтверждение.

По статистике 2013 года одной из наиболее популярных уловок заказчиков по формированию закупок для «своих» поставщиков было установление минимальных сроков поставки при минимальных же штрафных санкциях за их невыполнение и максимальных баллов за критерий срока поставки на конкурсах. Однако по сей день данный вопрос не урегулирован. Как видим, антимонопольные органы не имеют единого мнения на этот счет, однако суды, в частности Высший арбитражный суд все-таки чаще принимают решение о том, что данные меры не являются ограничением конкуренции. О других способах ограничения конкуренции на рынке государственного заказа Вы можете прочитать здесь.

Какова бы ни была Ваша ситуация, в рамках консультаций по госзакупкам мы сможем помочь Вам обосновать юридически Вашу точку зрения и отстоять Ваши интересы в ФАС и суде.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 5 ноября 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Срок действия контракта по 44-ФЗ: когда истекает и как его продлить

Срок действия государственного контракта 44-ФЗ — это промежуток с момента заключения сторонами контракта и до момента исполнения обязательств по нему либо до даты, оговоренной непосредственно в тексте соглашения. Чаще всего госконтракт действует до конца года.

Виды сроков по 44-ФЗ

Федеральный закон о контрактной системе не содержит толкование срока действия контракта по 44-ФЗ, некоторые правила есть в ст. 425 Гражданского кодекса. Но даже она не раскрывает понятия периода действия соглашения. Фактически действие любого договора, в том числе по 44-ФЗ, определяет период, когда между сторонами соглашения имеется формальная юридическая связь и присутствуют взаимные права и обязанности. В случае невыполнения обязанностей одной из сторон истечение этого времени не снимает с нее ответственность.

От периода, когда между сторонами имеется формальная юридическая связь на основании договора, следует отличать:

  • время исполнения обязательств со стороны контрагента;
  • время оплаты ТРУ по соглашению;
  • гарантийный период;
  • исковую давность.

Срок действия контракта и срок исполнения контракта по 44-ФЗ не тождественны друг другу. Исполнение — это время, которое предоставлено контрагенту заказчика на выполнение возложенных на него обязанностей: выполнение работ, оказание услуг или поставку товара. Действие соглашения — это общий период, в который включается как период исполнения обязанностей контрагентом, так и самим заказчиком по оплате ТРУ. Дата истечения договора иногда наступает значительно позже дат, когда стороны должны выполнить обязательства друг перед другом.

Например, контракт на поставку заключен 01.02.2019 и содержит условия:

  • поставка в течение 30 календарных дней с момента заключения;
  • оплата в течение 10 календарных дней с момента поставки;
  • дата истечения договора — до 31.12.2019.

В идеале отношения сторон складываются так: до 4 марта поставщик поставляет товар, не позднее 13 марта включительно товар оплачивается заказчиком, а документ закрывается, несмотря на то, что дата его истечения еще не настала. Аналогично соотносятся время выполнения работ или срок оказания услуг и срок действия контракта по 44-ФЗ.

  • гарантийное время — оно выходит, как правило, не только за пределы времени исполнения, но и за пределы даты истечения договора. Это период, в течение которого контрагент устраняет выявленные недостатки ТРУ;
  • исковая давность — период, в течение которого сторона контракта, чьи интересы были нарушены, вправе обратиться за судебной защитой. Этот период отсчитывается от момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, и длится (в норме) три года.

Как определить срок истечения договора

В законодательстве нет порядка, по которому определяют срок действия договора по 44-ФЗ, поэтому заказчик вправе сам определить этот период для каждого отдельного соглашения.

При определении следует не только учитывать характер соглашения и срок его исполнения, но и закладывать дополнительное время, чтобы моменты, когда стороны должны исполнять обязанности друг перед другом, не подходили впритык к моменту окончания соглашения.

Изменение даты истечения договора

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила и закрытый перечень случаев, когда меняются существенные условия соглашений. В ст. 34 и 95 44-ФЗ указано, можно ли продлить срок действия контракта по 44-ФЗ — он изменяется только в строго определенных случаях и при наличии к тому оснований:

  • в связи с уменьшением финансирования у заказчика;
  • по решению органа госвласти или местного самоуправления;
  • если договор на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить вовремя по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • если имеет место контракт с единственным поставщиком при соблюдении ряда условий.

В этих случаях речь идет о времени исполнения. Как и при соблюдении каких условий меняется дата истечения соглашения, законом не установлено. Это позволяет говорить о том, что, не будучи существенным условием, она изменяется в любое время по соглашению сторон.

Добавить комментарий