Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидацияпредставляет собой прекращение субъекта ПП без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Виды ликвидации:

1)добровольная (осуществляется по решению ИП, учредителей юр. лица либо органа юр. лица, уполномоченного на то учредительными документами);

2)принудительная (основания: обнаружение допущенных при создании юр. лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией, признание юр. лица несостоятельным (банкротом);

Основные этапы ликвидационного процесса:

1)сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, который направляет для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды;

2)назначение ликвидационной комиссии учредителями лица или органом, принявшим решение о ликвидации (к ней переходят полномочия по управлению делами юр. лица);

3)публикация о ликвидации в органах печати;

4)переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии;

5)направление сообщения о ликвидации в трехдневный срок налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет;

6)формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации;

7)выход ликвидируемой организации из состава участников других юр. лиц;

8)увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством;

9)составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований;

10)продажа имущества юр. лица с публичных торгов в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов;

11)снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке;

12)расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества;

13)составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями юр. лица или органом, принявшим решение о ликвидации;

14)представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом;

15)закрытие банковских счетов ликвидируемой организации;

16)аннулирование идентификационных кодов в органах статистики;

17)представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9942 – | 7563 – или читать все.

Ликвидация субъектов предпринимательского права

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами Об АО, Об ООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только Гражданским кодексом РФ.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое право, в частности, предоставлено:

  • Федеральной антимонопольной службе, согласно ч. 2 п. 4 ст. 6 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • Министерству финансов РФ согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»1;
  • Федеральной службе по финансовым рынкам, согласно ст. 42 и 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»3;
  • Центральному банку РФ согласно ст. 23.1 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • прокурору согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Следует отметить, что в законодательстве не только называются конкретные государственные органы, но и определяются основания для ликвидации. Так, ФАС России (его территориальные управления в пределах их компетенции) имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности.

После принятия решения приступают к осуществлению ликвидации субъекта хозяйственного права.
Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.
1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.
На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта права. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. Это было отмечено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)».
Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
Формы Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие данные:

  • наименование ликвидируемого юридического лица;
  • дата принятия решения о ликвидации;
  • наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
  • идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;
  • порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
  • способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.
6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», инвентаризация в данном случае осуществляется в обязательном порядке.
7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.
8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.
Значение промежуточного ликвидационного баланса заключается в следующем:

  • в соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;
  • удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса;
  • на основании данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
О составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется регистрирующий орган по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке. В частности, порядок снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся документальные проверки ликвидируемой организации.
12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ. Гражданским кодексом установлено пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или которым отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда было отказано. Из приведенного правила предусмотрено исключение для случая, когда по долгам ликвидируемого лица субсидиарную ответственность несут другие лица.
13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом. Перечень представляемых в регистрирующий орган документов аналогичен перечню документов для согласования промежуточного ликвидационного баланса.
14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.
16. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики.
17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:

  • подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.
Читайте также:  Содержание сделки в гражданском праве

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочий дней.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаются его участникам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества, товарищества, кооператива право на ликвидационную квоту имеют его участники, при ликвидации государственного и муниципального предприятия – соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Уставы общественных организаций и фондов должны определять порядок распределения оставшегося имущества.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Следует иметь в виду, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами.

Ликвидация предпринимательской деятельности

Увеличивающаяся с каждым годом налоговая нагрузка отрицательно влияет на развитие малого бизнеса и способствует увеличению числа предпринимателей, решивших закончить свою коммерческую деятельность. И хотя для нормального функционирования экономической системы необходимы периодическое вливание в нее новых субъектов предпринимательской деятельности (СПД) и выход из нее обанкротившихся и неэффективных, ликвидация СПД все-таки носит негативный характер.

Причины ликвидации индивидуального предпринимателя

Принятию решения о прекращении осуществления предпринимательской деятельности способствуют различные жизненные обстоятельства. Причиной может быть как собственное желание, так и решение уполномоченного государственного органа или суда. Для прекращения полномочий индивидуального предпринимателя (ИП) законодательством предусмотрена процедура ликвидации, которая, несмотря на кажущуюся простоту, имеет особенности в каждом конкретном случае.

Причин для прекращения ИП не так уж мало, и условно их можно разделить на добровольные и принудительные. Процесс ликвидации индивидуального предпринимателя может быть начат по его собственному желанию в связи с нерентабельностью осуществляемой им деятельности либо ее отсутствием. Это самый распространенный вариант отказа от статуса предпринимателя, выражающий его собственную волю.

Если предприниматель, занимаясь коммерческой деятельностью, неоднократно нарушал законодательство, то это может послужить основанием для прекращения его бизнеса по решению суда. Такие же последствия будут и в случае вынесения судом решения об уголовном наказании в виде запрета вести предпринимательскую деятельность. Предприниматель также может быть признан несостоятельным (банкротом), в связи с чем его государственная регистрация утрачивает силу и не может быть возобновлена еще в течение одного года.

Основаниями для прекращения бизнеса может стать и истечение срока документов, дающих право жить и работать на территории России. Это касается иностранных граждан, обязательным условием легальности коммерческой деятельности которых является наличие разрешения или вида на жительство.

Еще одной причиной, по которой запись об индивидуальном предпринимателе будет удалена из государственного реестра, но не относящейся к указанным выше двум группам, является его смерть.

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя

Если решение о прекращении деятельности принято самим бизнесменом, то в регистрирующий орган, которым является налоговая инспекция, должен быть представлен пакет документов, включающий в себя подписанное предпринимателем заявление установленного образца и документ об оплате госпошлины. Если же ликвидация происходит в связи со смертью, по инициативе судебных органов либо из-за истечения срока разрешительных документов, то соответствующая запись в госреестре производится на основании свидетельства о смерти, решения суда и утративших силу документов.

Процедура внесения в государственный реестр записи о ликвидации ИП пройдет гладко лишь в случае отсутствия долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами и работниками. Если долги есть, их придется платить. Следует помнить, что даже у предпринимателей, прошедших процедуру регистрации и получивших соответствующее свидетельство, но ни одного дня не занимавшихся коммерческой деятельностью, тем не менее возникает обязанность по уплате взносов в Пенсионный фонд.

После получения свидетельства об исключении из реестра предпринимателей, которое при идеальном стечении обстоятельств выдается через 5 дней с момента подачи заявления о ликвидации, останется только закрыть расчетный счет в банке, снять с учета контрольно-кассовую машину и уничтожить печать, если они были.

Основания и способы ликвидации компаний

Причины, по которым учредители решают расстаться со своей фирмой, могут быть разными. Одни открывают бизнес для проекта, по окончании реализации которого предприятие становится ненужным. У других не получается достичь намеченной коммерческой цели, и необходимость вести хозяйственную деятельность отпадает. У третьих предпринимательская деятельность ведется, но приносит прибыль настолько незначительную, что перспективы дальнейшей работы сводятся к минимуму.

Ликвидация предприятия, как и индивидуального предпринимателя, может носить добровольный или принудительный характер. Добровольная ликвидация может быть начата собственниками предприятия в любое время независимо от наличия или отсутствия оснований для этого. Принудительная же ликвидация по решению суда возможна лишь по основаниям, закрепленным в законе. Суд может прекратить деятельность юридического лица в случае осуществления им своей деятельности без лицензии и иных специальных разрешений, в случае ведения деятельности с грубыми нарушениями закона, которые не могут быть устранены, в случае занятия запрещенной законом деятельностью.

На практике существует несколько способов прекращения деятельности юридического лица – официальный, альтернативный и продажа. Первый из них предусматривает процедуру ликвидации в соответствии с законом, второй производится через слияние и присоединение неугодного предприятия к другому, третий вариант предполагает продажу долей и смену участников. Ликвидация СПД возможна и путем банкротства. Но это, пожалуй, самый длительный и юридически сложный способ сложить с себя полномочия и избавиться от ответственности за последствия неблагоприятной коммерческой деятельности.

Процесс прекращения деятельности компаний

Официальная ликвидация компаний – продолжительный и трудоемкий процесс. Сначала участники юридического лица принимают решение о прекращении его деятельности, согласовывают состав ликвидационной комиссии и сообщают об этом в регистрирующий орган – налоговую инспекцию. Это надо успеть сделать в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. О принятом решении также необходимо сообщить через «Вестник государственной регистрации», установив срок для принятия претензий, который не может быть менее 2 месяцев. Процесс закрытия фирмы можно будет продолжить лишь по истечении этого срока. Следующим шагом будет прохождение налоговой проверки, расчеты с бюджетом, составление ликвидационного баланса и расчеты с кредиторами, заявившими свои претензии.

Этот вариант ликвидации не только очень длительный (сроки варьируются от 6 месяцев и более), но и достаточно дорогостоящий, поэтому небольшие фирмы предпочитают отказаться от трудоемких и затратных бюрократических процедур, передать свои активы другой организации и перейти под ее управление путем реорганизации – слияния или присоединения. В этом случае тоже будут приниматься решения участников, публиковаться объявления и подаваться заявления в налоговую инспекцию. Разница состоит в том, что при ликвидации права и обязанности прекращаются, а при реорганизации они переходят к другому предприятию.

Читайте также:  Раздел вкладов при разводе

Продажа долей в уставном капитале предприятия, условно называемая еще одним способом ликвидации, юридически ею не является, поскольку фирма остается в госреестре. Но смена собственников – самая простая процедура, занимающая минимум времени и позволяющая легко избавиться от неугодной компании, очень востребована. Тем более участникам достаточно только подписать соответствующие документы в присутствии нотариуса, а направление пакета документов в налоговый орган – это уже задача нотариальной конторы.

Преимущества добровольной процедуры ликвидации

Процедура ликвидации субъекта – непростой процесс, особенно если есть долги. Быстрота и эффективность закрытия фирмы зависит от истории ее деятельности, возраста, наличия кредитов. Если по всем параметрам есть негативные составляющие, то оперативно ликвидироваться официальным методом – непростая задача для владельцев предприятия, но реальная.

Можно перестать вести деятельность и сдавать отчетность, попросту бросив фирму, и налоговые органы через год обратятся в суд, чтобы решить вопрос удаления компании из госреестра юридических лиц, а можно начать процедуру банкротства. В любом случае возникнет ряд не очень приятных вопросов, связанных с долгами.

Добровольная ликвидация СПД влечет за собой полное прекращение обязанностей перед третьими лицами и государственными структурами и исключает возможность проведения последующих проверок фискальными органами.

После ликвидации ни кредиторы, ни государственные органы уже не вправе предъявить какие-либо требования, если это не было сделано ими в процессе ликвидации. Поэтому тем, кто хочет в дальнейшем избежать проблемной ситуации, стоит сделать выбор в пользу добровольной ликвидации.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

6. Ликвидация субъектов предпринимательского права

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпри­нимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанно­сти ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению ИП, учредителей (участников) ЮЛ либо органа юридического лица, уполномоченного на то учре­дительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Не­которые основания принудительной ликвидации обозначены непо­средственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при со­здании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятель­ности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неус­тавной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительны­ми или иными фондами). Приведенный перечень не является исчер­пывающим, основания принудительной ликвидации могут быть пре­дусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несосто­ятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанав­ливаться только ГК РФ.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государст­венный орган или орган местного самоуправления в случае, если та­кое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое пра­во, в частности, предоставлено:

Федеральной антимонопольной службе,

Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;

Министерству финансов РФ

Федеральной службе по финансовым рынкам,

Центральному банку РФ

Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса приме­нительно к коммерческой организации.

1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистриру­ющему органу, осуществившему государственную регистрацию дан­ного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налого­вые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юриди­ческое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, ко­торые возникают в результате его реорганизации.

2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителя­ми (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта пра­ва. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управле­нию делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе под­писывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заяв­ления и совершать другие юридические действия, связанные с ликви­дацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципаль­ный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Учредители (участники) юридического лица или орган, приняв­ший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регис­трирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации ЮЛ. В публикации должны быть отражены следующие данные:

наименование ликвидируемого юридического лица;

дата принятия решения о ликвидации;

наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

идентификационный номер налогоплательщика и номер ликви­дируемого лица в реестре;

порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;

способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые долж­ны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и прини­маются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидаци­онная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других ЮЛ.

Увольнение работников в соответствии с требованиями, преду­смотренными ТК РФ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требо­ваний. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кре­диторами требований и результат их рассмотрения.

Продажа имущества ЮЛ с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения тре­бований кредиторов.

Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах . В частности, поря­док снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся доку­ментальные проверки ликвидируемой организации.

Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ ( установлено пять оче­редей для удовлетворения требований кредиторов).

Составление ликвидационного баланса, который утверждает­ся учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

Представление согласованного ликвидационного баланса в на­логовый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

15.Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.

Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

Представление в орган, осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблю­дения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государст­венными органами в установленных законодательством случаях.

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юри­дического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовле­творения требований кредиторов имущество передаются его участ­никам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

ЮЛ, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту приня­тия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается факти­чески прекратившим свою деятельность. Такое ЮЛ м.б. исключено из Единого гос. реестра юриди­ческих лиц.

Лекция 4. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права.

Виды субъектов пп

Правовое положение казенных предприятий

Правовое положение ФПГ

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение кредитных организаций

Правовое положение страховщиков

Правовое положение инвестиционных фондов

Правовое положение товарных бирж

Правовое положение фондовых бирж

Виды субъектов пп.

в зависимости от формы собственности (частной, государственной или муниципальной), на которой осуществляется предпринимательская деятельность. Субъектов предпринимательского права можно различать по тому, им образом определен их правовой статус: а) на базе только Гражданского кодекса РФ; б) одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О банках и банковской деятельности» и др.); в) только специальными («О финансово-промышленных группах»).

Предпринимательская деятельность может осуществляться коллективными и индивидуальными предпринимателями.

Критерием классификации может выступать и вид хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исклю­чительная.

Объединение предпринимателей для ведения хозяйствования возможно на договорной или организационной основе. Так, на дого­ворной основе предпринимательская деятельность осуществляется в форме простого товарищества.

по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие орга­низации;

по соотношению прав на имущество участников (учредителей) и самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяй­ственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);

в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно яв­ляется неделимым (унитарные предприятия);

по наличию или отсутствию (финансово-промышленные груп­пы, ИП) статуса ЮЛ.

по организационно-правовой форме:

– полные и коммандитные товарищества;

– общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

– государственные и муниципальные предприятия;

– некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность

10) в зависимости от места в торговом обороте и основного содержания деятельности:

Читайте также:  Как записаться в фмс через госуслуги

– независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; – посреднические организации, не приобретающие п.с. на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя; – специальные участники рынка, занимающиеся непосредственно организацией торгового оборота .

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

В отличие от реорганизации ликвидация представляет собой прекращение субъекта без правопреемства.

Основания для ликвидации в добровольном порядке — это различные причины (например, достижение цели или истечение срока, на которое было создано юридическое лицо), влекущие принятие решения субъектом о прекращении своей деятельности. Чаще всего такой причиной является нецелесообразность продолжения деятельности субъекта, например, из-за невозможности получить прибыль в условиях конкуренции, подобрать квалифицированные кадры, вследствие уничтожения имущества третьими лицами и пр. Хозяйствующий субъект, принимающий решение о прекращении своей деятельности, не обязан обосновывать причины принятия такого решения. Решение принимается органом управления юридическим лицом, уполномоченным на то учредительными документами (например, общим собранием акционеров). В хозяйственных товариществах, где органы управления не создаются, решение принимается их учредителями (участниками).

Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда. Принудительная ликвидация является формой ответственности субъекта за правонарушение. Виды правонарушений указаны в п. 2 ст. 61 ГК РФ (например, допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов) и в других статьях ГК РФ. Другими (кроме ГК РФ) законами основания для принудительной ликвидации устанавливаться не могут.

Процедура ликвидации включает следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия назначается органом управления юридическим лицом или учредителями (участниками) организации. В случае принудительной ликвидации суд возлагает обязанность по проведению ликвидации на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица [170] . Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан — фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Если учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица [171] . С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2. Этап подготовки промежуточного ликвидационного баланса — документа, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Чтобы кредиторы своевременно эти требования предъявили, ликвидационная комиссия обязана принять меры к опубликованию информации о ликвидации с указанием порядка и сроков заявления кредиторами своих требований (срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации). Кроме того, ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Подготовленный промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом юридического лица или учредителями (участниками) организации (в зависимости от того, кто принял решение о ликвидации).

3. Этап расчетов с кредиторами. Расчеты осуществляются в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ. Данный этап завершается составлением и утверждением ликвидационного баланса.

4. Государственная регистрация факта ликвидации юридического лица. Ликвидация считается завершенной с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Если юридическое лицо длительное время (в течение двенадцати и более месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения), не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается фактически прекратившим свою деятельность, т. е. фактически недействующим. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, без решения суда.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки отличают субъекта предпринимательской деятельности?

2. Укажите критерии классификации и виды субъектов предпринимательской деятельности.

3. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности предусмотрены законодательством? В чем их отличия?

4. Что понимается под созданием субъектов предпринимательской деятельности? Каковы этапы создания коммерческой организации?

5. В чем заключается отличие реорганизации от ликвидации? Укажите виды реорганизации.

6. Что означает добровольная ликвидация хозяйственного общества? Какие основания установлены для принудительной ликвидации?

Литература

1. Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

2. Глушецкий А. А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование. М., 2013.

3. Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2011.

4. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.

5. Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010.

6. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М., 2010.

7. Поваров Ю. С. Акционерное право России. М., 2009.

8. Тониян В. В. Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций. М., Юриспруденция, 2006.

9. Шапкина Г. С. Применение акционерного законодательства. М., 2009.

Добавить комментарий