Лес как объект использования и охраны

Лес как объект использования и охраны.

Правовыми основами лесного законодательства являются Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:

лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);

нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).

Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости от выполняемых экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных и иных функций, связывая с этим право пользования лесами и устанавливая ограничения на пользование лесом.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

· К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

государственные защитные лесные полосы;

леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

леса, имеющие научное или историческое значение;

лесные плодовые насаждения;

запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

нерестоохранные полосы лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

· К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В них допускаются все виды лесопользования:

· К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

При этом допускается их использование без проведения рубок лесных насаждений, за исключением случаев проведения рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к ценным, эксплуатационным и резервным лесам, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до 10 лет.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.

Лесным кодексом РФ предусмотрен государственный кадастровый учет лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В случаях, если осуществление таких мероприятий не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В случае если такой договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

44. Лес как объект использования и охраны.

01.01.2007г. вступил в действие ЛК РФ. Ранее действовал ЛК 1997 года.

В действующем ЛК в кач-ве О-ктов лесных отношений выдел-ся леса и лесные участки. Под “лесом” поним-ся либо естеств. экосистема, либо прир. ресурс (пример – заповедник, нац. парк, природный парк). Лесной участок – прежде всего, зем. участок, границы кот-го определ-ся на основе лесоустр-ва и данных гос-го кадастрового учёта. Лесной участок явл-ся О-ктом предоставл-я гражданам и юрам.

Читайте также:  Вопрос о нарушении прав ребенка

Леса располаг-ся на землях лесного фонда, а также на землях др. категорий (земли с/х назнач-я, земли нас-х пунктов, земли спец-го назнач-я, земли особо охраняемых территорий, земли водного фонда). РТ относ-ся к малолес. р-нам. Доля зем. лесного фонда составл. 17% территории РТ.

Леса подраздел-ся на:

– защитные (для обеспечения средообразующих, водоохранных, оздоровительных и иных ф-ий)

– эксплуатационные (предназначены для получ-я высококачественной древесины)

– резервные (в них заготовка древесины не допуск-ся в теч. 20 лет)

Управление лесами осущ-ся фед-ным агентством лесного хоз-ва. В РТ – мин-во лесного хоз-ва.

45. Виды прав на лесные участки.

В завис-сти от необходимости получ-я соответствующего разреш-я либо заключения догов:

– общее (предоставл-ся исключит-но гражданам для удовлетвор-я собственных нужд. Связано со сбором ягод, грибов и т.д.)

– спец (основано на экономической эксплуатации лесных резервов. С-ктами явл-ся либо юры, либо ИП. Основание возникнов-я спец-го лесопольз-я – реш-е ОГВ или ОМС, также – доги)

1)эксплуатационные (леса кот испл ждя получения древесины 2) защитные 3)резервные леса в кот в теч 20 лет не план загот древесины

Управление лесами осущ-ся фед и рег органами тспл влатси.На фед уровне – фед агентство лесного хоз-ва.46. Виды использования лесов.

В завис-сти от целевого использ-я лесов:

– заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

– ведение охот. хоз-ва, рекреационная деят-сть

– заготовка живицы (смолы)

47. Порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муни-ципальной собственности.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Юрам и физикам лесные участки предоставл-ся на вещных или обязательственных правах.

Юрам лесные участки предоставл-ся в постоянное бессрочное польз-е, в безвозм. срочное польз-е, в аренду. Но в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Гражданам лесные уч-ки предоставл-ся на основании дога аренды, на праве безвозм-го срочного польз-я. Служебные наделы предоставл-ся на период труд-х отнош-ий. Они предоставл-ся раб-кам лесных хозяйств, охот. хоз-в и др.

ЛК предусматривает дог, ранее не известный зак-ву РФ – дог-р купли-продажи лесных насаждений. По этому догу осущ-ся продажа лесных насаждений на землях, нах-ся в гос. или мун. собств-сти. Срок дога – не более 1 года. По общему правилу этот дог-р заключ-ся по результатам аукциона, за исключ. случ., когда на стороне потенциальных покупателей выступ. граждане с целью загот. древесины для собственных нужд.

Основания прекращения пр. лесопольз-я:

– добровольное прекращ-е (истеч. срока, отказ лесопользователя, прекращ-е трудовых отнош-ий и т.д.)

– принудительное прекращ-е (нецелевое использ-е лесов, систематическое наруш-е дога и т.д.)

Леса как объект использования и охраны

1. Формы взаимодействия общества и природы
2. Нормы экологического права

Такого типа лесной державы, как Россия, в мире не существует. Россия служит одной из ведущих стран в мире по ресурсам леса. Участок лесного фонда и лесов, не состоящих в лесном фонде, превосходит в Российской Федерации 1180 млн. га.

В лесном Кодексе РФ утвержденном в 2007 году, указано, что лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой других видов растительности, животных, микроорганизмов и многих компонентов природы, биологически определяющих друг на друга в своем развитии.

Кодекс РФ очень расширил власть Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере корректирования лесных отношений. Поэтому принятия Кодекса все законодательные и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противостоять ему и применяемым согласно федеральному закону.

В сопоставлении с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс входит больше новелл, обзор, о праве собственности и иных правах на объекты лесных отношений, разделения и применения средств, обретаемых при взимании платежей за использование лесным фондом.

Лес несет огромную экологическую функцию. Леса именуют легкими нашей планеты. В виду этого экономическую и культурно-оздоровительную функции.

Сегодня общий объем лесов России состоит из 1,826 млн. га, в нем же числиться покрытые лесом земли – 1180 млн. га, а фонд древесины порядка 82 млрд. кубических метров. Хвойные породы заполняют по размеру более трех четвертей российских запасов древесины. Наивысшая часть лесных запасов сосредоточена в Сибири, хотя самая огромная доля фактической вырубки обитает на Северо-Западном федеральном округе.

Лес – это система экологических комплексов, делающая множественные экологические, экономические и культурно-оздоровительные виды.

Назначаются две формы взаимодействия общества и природы:

  • природы с человеком, применение природы для удаления человеком своих финансовых и духовных нужд экономическая форма контакта;
  • сотрудничества стала защита мира вокруг нас с целью опережения человека как биологического и социального организма и его натуральной среды обитания. Поэтому форма была названа экологической формой.

Нормы экологического права, корректируют отношения человечества по поводу защиты и применения мира вокруг нас и леса:

Указом Президента РФ №2144 «О федеральных природных ресурсах, осуществлено разграничение государственной собственности на природные ресурсы»,. назначив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, имея в виду из принципа их общегосударственного значения.

Лесное законодательство России контролирует лесные отношения с целью защиты, рационального применениями воспроизводства лесов.

Защита леса – это система мер, нацеленная на создание борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, срубкой лесных деревьев при возведении и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, с выкидкой мусора леса загрязнёнными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.

Защита леса – система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов – процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно исполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Поскольку наше общество не может отказаться от применения лесных недр, новейшее лесное законодательство внесло в основу лесоохраной политики принцип не истощительного применения лесов. Защита леса по своей приоритетности служит в следующей структуре: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от выброса мусор и истощения.

Читайте также:  Нормы труда для уборщиц служебных помещений 2020

Лес как объект использования и охраны.

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древесно-кустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной государственной собственности.В более широком как самостоятельный
и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Данное определение имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не только древесно-кустарниковая, но и иная растительность; во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, животный мир является самостоятельным компонентом природной среды, а значит, в юридическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбула ЛК трактует лес еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования..

К первой группе относятся: • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; • водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов); • защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); • санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (город­ские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

77. Лесное законодательство.14.07.2000

Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь,

Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о растительном мире.

Отношения в области охраны и использования животного мира в границах лесного фонда регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.

Отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.

Отношения, связанные с лесами как объектом концессии, регулируются законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности и лесным законодательством РБ.

Отношения в области охраны и использования вод, недр, атмосферного воздуха, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, регулируются водным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и иным законодательством Республики Беларусь.

Леса как объект использования и охраны

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древеснокустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной

государственной собственности98. В более широком значении лес рассматривается как самостоятельный

и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений, обладающий защитными, водоохранными, оздоровительными, санитарногигиеническими функциями, воздействующий на окружающую среду, расположенный на землях, для которых установлен определенный правовой режим, и зарегистрированный в учетной документации99. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов

и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на

окружающую природную среду100.Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научноисследовательских и других целях. Данное определение имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не

только древесно-кустарниковая, нои иная растительность; во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, животный мир является самостоятельным компонентом природной среды, а значит, в юридическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбула ЛК трактует лес еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды. Таким образом, приведенные нормы ЛК недостаточно четко разграничивают лес, земли, животный мир в юридическом смысле, что приводит к трудностям применения норм лесного

и земельного законодательства101.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Читайте также:  Союз операторов электронных площадок

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования. Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части -покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного

хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на землях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда102.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование

и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

Лес как объект использования и охраны.

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древесно-кустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной государственной собственности. В более широком как самостоятельный

и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений. Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Согласно ст. 1 ЛК лес представляет собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Данное определение имеет ряд недостатков: во-первых, в юридическое понятие «лес» должна включаться не только древесно-кустарниковая, но и иная растительность; во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, животный мир является самостоятельным компонентом природной среды, а значит, в юридическом смысле не может входить в состав лесов. Преамбула ЛК трактует лес еще шире, относя к нему также земли и другие компоненты природной среды.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд. В лесной фонд не входят единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов производится деление лесов на группы, разграничение лесов первой группы по категориям защитности, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования..

К первой группе относятся: • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; • водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам водных объектов); • защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); • санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса).

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 83 | Нарушение авторских прав

Добавить комментарий
Читайте также:

  1. II. Объективное исследование (нужное подчеркнуть)
  2. II. Объекты и сроки прохождения практики
  3. II. Объекты и субъекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки и их классификация.
  4. II. Оценка эффективности использования основных средств
  5. III. Социальная организация как объект изучения социологии.
  6. IV. Объективное исследование
  7. Ln -s путь к объекту имя линка
  8. TLR, как объект терапевтического воздействия.
  9. V. Объективное исследование
  10. V. ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ