Кто возглавляет совет безопасности рф

Чем запомнились предшественники Николая Патрушева

Владимир Путин своим указом переназначил Николая Патрушева секретарем СБ. Эту должность господин Патрушев занимает уже десять лет, что является абсолютным рекордом, мало кто из его предшественников занимал должность более двух-трех лет. Пост секретаря СБ становился и трамплином для карьерного взлета, и местом для плавного ухода из политики.

Юрий Скоков

Как попал на должность: Юрий Скоков был важным игроком в ранней команде Бориса Ельцина, отвечая за взаимодействие с директорским корпусом и силовиками. Занимал несколько важных должностей, в том числе вице-премьера в правительстве Ивана Силаева и помощника президента Бориса Ельцина, однако на самом деле главной целью был пост премьер-министра. Замещение должности секретаря СБ стало промежуточным шагом к исполнению задачи. Съезд народных депутатов в декабре 1992 года проголосовал за кандидатуру Юрия Скокова, но премьер-министром стал Виктор Черномырдин.

Почему потерял должность: Юрий Скоков был противником правительства Геннадия Бурбулиса—Егора Гайдара, но не ссорился с Борисом Ельциным. Однако в марте 1993 года выступил против попытки резкого решения конфликта президента и съезда народных депутатов РСФСР, после чего его дни в команде президента были сочтены.

Должность по окончании полномочий: глава Центра межнациональных и межрегиональных экономических проблем, глава Федерации товаропроизводителей России. В 1995 году возглавил предвыборный список «Конгресса русских общин», вторым номером в списке шел набиравший популярность Александр Лебедь, третьим — председатель думского комитета по экономической политике Сергей Глазьев. Блок считался крайне перспективным, однако провалился на выборах.

Евгений Шапошников

Как попал на должность: сближение Евгения Шапошникова с командой Бориса Ельцина началось в дни августовского путча 1991 года, когда командующий ВВС решительно выступил против ГКЧП. Благодаря этому стал последним министром обороны СССР, на этом посту обеспечил фактический нейтралитет армии в момент подписания Беловежских соглашений. После ухода Юрия Скокова среди его преемников назывались разные политики, но Борис Ельцин сделал выбор в пользу Евгения Шапошникова, публично объявив о том, что доверяет ему.

Почему потерял должность: не нашел общего языка с силовиками из ельцинской команды, что в преддверии решающего столкновения с Верховным советом было неуместно. В сентябре—октябре 1993 года был на стороне Бориса Ельцина.

Должность по окончании полномочий: представитель президента России в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение», был генеральным директором компании «Аэрофлот», был помощником президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина по космосу.

Олег Лобов

Как попал на должность: входил в команду Бориса Ельцина с начала 70-х годов, с начала 90-х годов был в его ближнем круге. В начале 1993 года стал министром экономики, но тут же превратился в объект критики, под сомнение ставилась его компетентность. Впрочем, также считалось, что Олег Лобов назначен в кабинет министров для президентского контроля за Виктором Черномырдиным. Эту же роль, но в более широком смысле он исполнял и в Совете безопасности.

Почему потерял должность: она понадобилась для торга с Александром Лебедем.

Должность по окончании полномочий: заместитель председателя правительства Российской Федерации.

Александр Лебедь

Как попал на должность: политический дебют Александра Лебедя состоялся на последнем съезде КПСС, когда военный с громовым голосом подверг критике политическое руководство страны. В августе 1991 года привел свое подразделение к Белому дому по приказу своего командира Павла Грачева, каким было боевое задание доподлинно неизвестно. В 1992 году возглавил 14-ю армию и принял активное участие в прекращении вооруженного конфликта в Приднестровье. В 1995 году перебрался в Москву и примкнул к «Конгрессу русских общин». После поражения КРО на выборах выдвинулся кандидатом в президенты и занял на выборах 1996 года третье место. Назначение секретарем СБ стало частью новой политической комбинации, обеспечившей Борису Ельцину второй срок.

Почему потерял должность: у Александра Лебедя и политического руководства страны были довольно существенные разногласия относительно роли секретаря СБ в системе государственной власти. Господин Лебедь, особенно после того как подписал с руководством Ичкерии Новоатагинские и Хасавюртовские соглашения, считал себя самостоятельной политической фигурой, за которую проголосовали миллионы избирателей. В администрации президента были уверены, что секретарь СБ, вне зависимости от своего бэкграунда, член команды, играющий по ее правилам. Судьба Александра Лебедя была решена после того, как он появился на одном митинге с бывшим главой службы безопасности президента Александром Коржаковым (считался одним из самых опасных противников Бориса Ельцина).

Должность по окончании полномочий: лидер Российской народно-республиканской партии, губернатор Красноярского края.

Иван Рыбкин

Как попал на должность: Иван Рыбкин был почти ортодоксальным коммунистом в начале 90-х, однако потом начал политическую трансформацию и на посту спикера Госдумы был скорее удобен власти, чем левой оппозиции, выдвинувшей его на этот пост. После разгрома на думских выборах 1995 года оказался не у дел, и это стало осенью 1996 года очень кстати для администрации президента.

Почему потерял должность: самым важным моментом работы Ивана Рыбкина на посту секретаря СБ стало назначение его заместителя — Бориса Березовского, а самым важным участком — взаимодействие с руководством Ичкерии. Альянс с Борисом Березовским делал фигуру Ивана Рыбкина уязвимой и несамостоятельной. Он ушел в правительство Виктора Черномырдина за три недели до его отставки.

Должность по окончании полномочий: заместитель председателя правительства России.

Андрей Кокошин

Как попал на должность: Андрей Кокошин принимал активное участие в строительстве вооруженных сил постсоветской России, активно работал с ОПК. После его назначения много писалось о том, что впервые должность секретаря СБ занял человек, который действительно будет заниматься вопросами безопасности.

Почему потерял должность: стал жертвой политических интриг в августе—сентябре 1998 года. Входил в группу кремлевских чиновников, предлагавших пойти на компромисс с группировкой мэра Москвы Юрия Лужкова. В Кремле возобладала другая точка зрения, и все, кто был не согласен, свои посты оставили.

Должность по окончании полномочий: депутат Госдумы РФ.

Николай Бордюжа

Как попал на должность: взлет Николая Бордюжи был стремительным: Федеральную пограничную службу, в которой протекала большая часть его постсоветской карьеры, он возглавил за несколько месяцев до того, как занял пост секретаря СБ. Скорость карьерного роста была необычной даже по тем временам, и многие силовики сомневались, что выдвиженец справится. Несмотря на это, в конце 1998 года Николай Бордюжа стал совмещать — что само по себе было беспрецедентно — должности секретаря СБ и главы администрации президента.

Почему потерял должность: стремительный карьерный рост Николая Бордюжи был связан с тем, что он состоял в команде премьер-министра Евгения Примакова. Как только окружение Бориса Ельцина решило сопротивляться наступлению господина Примакова, дни его выдвиженца при должности были сочтены.

Должность по окончании полномочий: председатель Государственного таможенного комитета РФ, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Дании.

Владимир Путин

Как попал на должность: в рамках формирования новой политической комбинации, которая должна была обеспечить выборы 1999–2001 годов, окружение Бориса Ельцина нуждалось в человеке, который мог бы укрепить отношения с силовыми структурами. Пост секретаря СБ совмещал с должностью директора ФСБ.

Почему потерял должность: пошел на повышение.

Должность по окончании полномочий: председатель правительства Российской Федерации.

Сергей Иванов

Как попал на должность: входил в ближний круг будущего президента Владимира Путина. Его назначение секретарем СБ стало важным элементом перехода власти в 1999–2000 годах.

Почему потерял должность: пошел на повышение.

Должность по окончании полномочий: министр обороны Российской Федерации.

Владимир Рушайло

Как попал на должность: переход Владимира Рушайло открывает серию назначений секретарей СБ, которым давали должность чтобы они освободили предыдущую. В окружении Владимира Путина был готов свой кандидат на пост главы МВД — лидер фракции «Единство» Борис Грызлов. Соответственно, господин Рушайло должен был получить новый пост.

Почему потерял должность: пост секретаря СБ понадобился для очередного отставника.

Должность по окончании полномочий: исполнительный секретарь СНГ.

Игорь Иванов

Как попал на должность: в окружении Владимира Путина был готов свой кандидат на пост главы МИДа — Сергей Лавров. Соответственно, господин Иванов должен был получить новый пост.

Почему потерял должность: ушел в отставку, объявив о том, что «конкретные задачи по организации работы Совбеза и его аппарата», поставленные ему в 2004 году при назначении на эту должность, «в основном выполнены».

Должность по окончании полномочий: профессор МГИМО, член совета директоров ПАО ЛУКОЙЛ, президент некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам».

Валентин Соболев

Как попал на должность: был заместителем Владимира Путина и в ФСБ, и в СБ. Исполнял обязанности секретаря СБ столько, сколько было необходимо для того, чтобы подобрать кандидатуру.

Должность по окончании полномочий: заместитель секретаря Совета безопасности РФ.

Состав Совета Безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности РФ

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ России, Совбез России) – это конституционный орган при Президенте РФ, который носит совещательный характер и осуществляет подготовку решений руководителя страны по вопросам обеспечения важнейших интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз, реализует проведение единой политики государства по обеспечению национальной безопасности.

Совет Безопасности РФ предоставляет все условия для того, чтобы Президент РФ мог реализовать свои конституционные полномочия по охране суверенитета РФ, защите интересов, прав, свобод человека и гражданина, по охране целостности и независимости государства.

Даты назначения на основные государственные должности и даты включения данных лиц в состав Совета Безопасности России не совпадают.

В число постоянных членов состава СБ России входит Секретарь Совета Безопасности. На протяжении всего существования Совета секретарь отдельными указами из Совета исключался.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные направления деятельности Совета Безопасности РФ:

  • ежегодная подготовка доклада Президента РФ Верховному Совету (как основного программного документа) по вопросам обеспечения безопасности государства для государственных органов исполнительной власти, включающего вопросы внешней, внутренней, военной политики, для разработки нормативно-правовых актов в сфере защиты основных интересов, прав и свобод личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз;
  • организация работы межведомственных комиссий (временных и постоянных), которые формируются Советом Безопасности на региональной и функциональной основе, как основного средства для разработки проектов решений Президента;
  • разработка предложений по предоставлению и гарантированной защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Российской Федерации.

Состав Совета Безопасности России

Президент РФ в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О безопасности» определяет порядок формирования состава Совета Безопасности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Президент является председателем СБ, он назначает постоянных членов и членов Совета Безопасности, определяет кто входит в состав Совета.

В прямом подчинении у Президента находится секретарь Совета Безопасности, выполняющий ряд функций: обеспечивает функционирование и руководит работой аппарата Совета Безопасности, проводит рабочие совещания.

В Совет входят члены Совета Безопасности и постоянные члены, которые назначаются не по должности, а на персональной основе. Количество непостоянных членов колеблется и в разные года составляло от 7 до 19 человек. Все непостоянные члены имеют право совещательного голоса.

Состав постоянных членов Совбеза России (данные на 18.02.2019 г.):

  • Председатель Правительства РФ (Медведев, Д.А.);
  • Председатель Совета Федерации (Матвиенко В.И.);
  • Директор Службы внешней разведки (Нарышкин С.Е.);
  • Председатель Государственной Думы (Володин В.В.);
  • Руководитель Администрации Президента (Вайно А.Э.);
  • Специальный представитель Президента по вопросам охраны окружающей среды, экологии и транспорта (Иванов С.Б.);
  • Секретарь Совета Безопасности (Патрушев Н.П.);
  • Министр обороны (Шойгу С.К.);
  • Министр иностранных дел (Лавров С.В.);
  • Министр внутренних дел (Колокольцев В.А.);
  • Директор Федеральной службы безопасности (Бортников А.В.).
Читайте также:  Благодарность руководителю за работу

В состав Совета входят непостоянные члены: Генеральный прокурор (Чайка Ю.Я.); Первый заместитель Председателя Правительства (министр финансов) (Силуанов А.Г.); заместитель Председателя Правительства (представитель Президента в Дальневосточном ФО) (Трутнев Ю.П.); заместитель Секретаря Совета Безопасности (Нургалиев Р.Г.); руководитель Федеральной таможенной службы (Булавин В.И.); начальник Генерального штаба ВС России (Герасимов В.В.); директор Федеральной службы войск нацгвардии РФ (Золотов В.В.); министр юстиции (Коновалов А.В.); министр по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Зиничев Е.Н.); представитель Президента в Центральном ФО (Щеголев И.О.); представитель Президента в Северо-Западном ФО (Гуцан А.В.); представитель Президента в Приволжском ФО (Комаров И.А.); представитель Президента в Северо-Кавказском ФО (Матовников А.А.); представитель Президента в Сибирском ФО (Меняйло С.И.); представитель Президента в Южнм ФО (Устинов В.В.); представитель Президента в Уральском ФО (Цуканов Н.Н.); мэр г. Москвы (Собянин С.С.); в.и.о. губернатора г. Санкт-Петербурга (Беглов А.Д.).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Чем занимается Совет безопасности РФ и кто туда входит?

Во вторник, 22 июля, президент Владимир Путин проведёт заседание российского Совета безопасности по вопросам суверенитета и территориальной целостности страны, где с докладом выступит глава Совбеза РФ Николай Патрушев. Содержание документа пока не известно.

Что может угрожать целостности России?

  • Непризнание Украиной и странами Запада присоединения Крыма к России.
  • Нестабильная ситуация на российско-украинской границе, в непосредственной близости от которой ведутся военные действия. Контрольно-пропускные пункты на российской стороне границы нередко попадают под обстрел с украинской стороны.

Какие функции выполняет Совет безопасности РФ?

Совет безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — совещательный орган, который занимается вопросами национальной безопасности. Его основными задачами являются:

  • подготовка докладов и информирование Президента РФ по вопросам обеспечения государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности и охраны здоровья населения;
  • принятие решений по защите конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации;
  • организация обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • помощь президенту в вопросах государственной военной политики;
  • принятие решений для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;
  • обсуждение вопросов по введению и отмене чрезвычайного и военного положения.

Структура Совета безопасности Российской Федерации

Межведомственные комиссии

Совет безопасности состоит из межведомственных комиссий. В зависимости от возлагаемых на них задач, они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В данный момент в СБ РФ работают несколько комиссий:

  • Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере,
  • Межведомственная комиссия по военной безопасности,
  • Межведомственная комиссия по информационной безопасности,
  • Межведомственная комиссия по общественной безопасности,
  • Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств,
  • Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования,
  • Межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Научный совет

В состав научного совета входят представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные учёные и специалисты.

Научный совет привлекают:

  • к экспертизе и оценке информации о состоянии национальной безопасности;
  • к экспертизе и оценке информации об угрозах национальной безопасности;
  • к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета безопасности.

Решения научного совета носят рекомендательный характер.

Кто состоит в Совете безопасности РФ?

Владимир Путин — председатель СБ РФ

Николай Патрушев — секретарь СБ РФ

Юрий Аверьянов — первый заместитель председателя СБ РФ

Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации

Александр Бортников — директор Федеральной службы безопасности РФ

Борис Грызлов — постоянный член СБ РФ

Сергей Иванов — руководитель администрации президента РФ

Владимир Колокольцев — министр внутренних дел РФ

Сергей Лавров — министр иностранных дел РФ

Валентина Матвиенко — председатель Совета Федерации

Дмитрий Медведев — председатель Правительства РФ

Сергей Нарышкин — председатель Госдумы РФ

Рашид Нургалиев — заместитель секретаря СБ РФ

Михаил Фрадков — директор Службы внешней разведки РФ

Сергей Шойгу — министр обороны РФ

Совет Безопасности России, назначение и его состав

Совет безопасности (СБ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Правовую основу деятельности СБ составляют Конституция РФ, федеральные законы, законы, международные договоры, указы и распоряжения Президента, а также Положение.

Основные задачиСБ:

· обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

· определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

· разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности РФ;

· подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности;

· подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

· подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

· подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

· подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основные функции СБ:

· рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

· подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

· рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

· подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

· организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

· подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

· подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

· рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

· анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

· рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

· принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее – научный совет при Совете Безопасности);

· организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Состав СБ:

СБ формирует и возглавляет Президент РФ.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель СБ РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь СБ РФ; постоянные члены СБ и члены СБ, включаемые в состав СБ и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря СБ.

Секретарь СБ входит в число постоянных членов СБ.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель СБ.

Совет Безопасности РФ правовое становление и развитие Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников Владимир Ильич

В статье прослеживаются изменения в правовом регулировании деятельности Совета безопасности в 1990-2000-х гг., даётся его сравнительно-правовой анализ в сопоставлении с аналогичными органами зарубежных государств.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельников Владимир Ильич

The article provides the historical outline of the changes in the legal regulation of the activities of the Security Council in 1990-2000 and gives a comparative analysis with the similar bodies of the foreign states

Текст научной работы на тему «Совет Безопасности РФ правовое становление и развитие»

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ -ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В статье прослеживаются изменения в правовом регулировании деятельности Совета безопасности в 1990-2000-х гг., даётся его сравнительно-правовой анализ в сопоставлении с аналогичными органами зарубежных государств.

The article provides the historical outline of the changes in the legal regulation of the activities of the Security Council in 1990-2000s and gives a comparative analysis with the similar bodies of the foreign states.

национальная безопасность; Совет безопасности; стратегия национальной безопасности; статус Совета безопасности; правовое обеспечение; органы государственной власти; national security; Security Council; national security strategy; the Security Council status; legal maintenance; public authorities.

Прообразом российского Совета безопасности (далее — СБ), несомненно, является СБ СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Этот орган возглавлялся Президентом СССР. В него входили высшие должностные лица ряда союзных республик, вице-президент, Председатель Совета Министров, «силовые» министры и другие должностные лица.

На СБ СССР возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию её государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка.

Впервые о СБ РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля

1991 г. «О Президенте РСФСР»1. Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет СБ РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус СБ РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной закон.

Выступая на IV Съезде народных депутатов РСФСР 21 мая 1991 г., председатель Комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР С.М. Шахрай обосновывал: «Что касается Совета безопасности, здесь в целом или за основу взята концепция союзной Конституции, и Совет безопасности понимается как важный политический, консультативный орган при Президенте, орган, в который должны войти главы политических министерств и ведомств»2.

19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности СБ РСФСР в составе президента, вице-президента, секретаря Комиссии, председателя Комитета Верховного Совета по безопасности; министров (внутренних дел, экологии и природопользования, связи, информатики и космоса, топлива и энергетики, транспорта и перевозок, здравоохранения), председателя

МЕЛЬНИКОВ Владимир Ильич — заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ

1 Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1098-1 «О Президенте РСФСР», ст.5 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63.

2 Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации: Материалы научного совета при Совете Безопасности РФ / Сост.: Митюков М.А., Агеева И.К., Беляев Г.И. и др. — М.: Юридическая литература, 1996, стр. 12.

Читайте также:  Студенческий билет что он дает

Комитета государственной безопасности, председателей госкомитетов (по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по оборонным вопросам, санитарноэпидемиологического надзора, по делам национальностей, беженцев и переселенцев).

На эту Комиссию возлагались следующие задачи: разработка концепции безопасности РСФСР; формирование концепции статуса, структуры и порядка деятельности СБ, разработка проекта закона «О СБ»; выявление проблем, определяющих безопасность России на текущий момент, и путей их решения, т.е. реализация предусмотренного Конституцией РСФСР «права на создание в структуре “президентской власти” Совета безопасности»1. Секретарь Комиссии получил статус государственного советника РСФСР и помощника президента по вопросам создания СБ.

Во второй половине 1991 — начале 1992 г. комитетами Верховного Совета по безопасности и по законодательству был подготовлен проект закона «О безопасности», принятый 5 марта 1992 г. Этим законом определён статус, состав и порядок формирования СБ, и названы его основные задачи и формы деятельности.

СБ в соответствии с Законом «О безопасности» определён конституционным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ в области обеспечения безопасности. На него возлагалось рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности, проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий и обеспечения стабильности и правопорядка. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией устанавливалась ответственность СБ перед Верховным Советом за состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (с принятием Конституции 1993 г. эта норма в части ответственности перед парламентом, как противоречащая основополагающему при-

1 Конституция РСФСР, ст.121-5 // http://www.con-stitution.garant.ru/DOC_83126.htm.

нципу разделения властей, прекратила своё действие).

12 мая 1992 г. президент РФ внёс на рассмотрение Верховного Совета кандидатуру Ю.В. Скокова для утверждения в должности секретаря Совета безопасности. Далее последовательно эту должность занимали Е.И. Шапошников, О.И. Лобов,

A.И. Лебедь, И.П. Рыбкин, А.А. Кокошин, Н.Н. Бордюжа, В.В. Путин, С.Б. Иванов,

B.Б. Рушайло, И.С. Иванов, Н.П. Патрушев (по настоящее время).

Затем Указом Президента РФ № 547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности «для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граж-дан»2. Конкретизируя таким образом назначение СБ, президент установил в качестве основных направлений его деятельности:

•подготовку ежегодного доклада Президента Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• организацию работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;

• разработку предложений по защите конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности РФ в пределах, определённых её Конституцией, Федеративным договором и законами РФ.

Этим же указом президент утвердил Положение о СБ. В нём детализированы нормы Закона «О безопасности» об основных задачах и функциях СБ, его составе и порядке формирования, порядке работы и

2Указ Президента РФ от 03.06.1992 № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» // http://document.kremЦn.ru/doc.asp?ГО= 92379&PSC=1&PT=3&Page=1.

полномочиях его секретаря, конкретизированы нормы о межведомственных комиссиях и аппарате СБ.

В тот же день президент распоряжением № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности СБ РФ»1 утвердил временную структуру аппарата СБ. В частности, в составе аппарата образованы управление стратегической безопасности, управление планирования и координации и информационно-аналитический центр. Секретарю СБ совместно с комиссиями комитетов Верховного Совета поручалось обеспечить разработку законопроектов «О безопасности системы управления РФ», «О государственной границе РФ» и других актов, необходимых для реализации Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

Указом Президента РФ № 747 от 7 июля

1992 г. «О порядке реализации решений СБ РФ» было установлено, что решения СБ, принимаемые в порядке реализации его основных задач (ст. 15 Закона РФ «О безопасности»), оформляются в форме указов президента, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения СБ, оформляются распоряжениями президента РФ — председателя СБ РФ. Одновременно этим указом на секретаря СБ возлагался контроль за реализацией ре-шений СБ и указов президента по вопросам безопасности.

В течение 1992—1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности виде создания его межведомственных комиссий. Указом Президента РФ № 1807 от 1 ноября 1993 г. при СБ был создан научный совет (на правах межведомственной комиссии).

Одновременно велась напряжённая и, как известно, конфликтная работа над проектом Конституции России. Проблема СБ в рамках Конституционного совещания обсуждалась в двух аспектах: во-первых, с точки зрения необходимости этого органа для государства; во-вторых, с позиции объёма конституционной регламентации его статуса. Совещанием была поддержана идея сохранения СБ и закрепления этого государственного института в Основном законе. Что касается второго аспекта, то сначала в представленном пре-

1 Распоряжение Президента РФ от 03.06.1992 № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» // Ы1р://доситеМ.кгет1т.ги/дос^р?ГО= 083506.

зидентом Конституционному совещанию и опубликованном 30 апреля 1993 г. проекте Конституции предлагалось регламентировать статус СБ с определением его состава и компетенции. Однако возобладало мнение более «сжатого» регулирования статуса СБ в Конституции с обозначением его в главе «Президент РФ» в ст. 83, определяющей полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства2.

Принятие в 1993 г. Конституции России стало принципиальным этапом в деятельности Совета безопасности и его статусе. С этого времени определившиеся правовые аспекты и формы организации работы Совета безопасности постоянно совершенствовались в стремлении в большей мере соответствовать практике реализации Основного закона.

Так, само «Положение» о СБ прошло 4 этапа своей корректировки: Указы Президента № 547 от 3 июня 1992 г., № 1024 от 10 июля 1996 г., № 949 от 2 августа 1999 г., №726 от 7 июня 2004 г. (действует в настоящее время с изменениями 2008 г.), «Положение о межведомственных комиссиях СБ» — 3: Указы Президента № 1686 от

20 октября 1993 г., № 1037 от 19 сентября 1997 г., № 1244 от 28 октября 2005 г. (действует в настоящее время с изменениями 2009 г.), «Положение о научном совете при СБ» — 4: Указы Президента № 1807 от 1 ноября 1993 г., № 814 от 1 августа 1997 г., № 1317 от 29 сентября 1999 г., № 182 от 19 февраля 2005 г. (действует в настоящее время с изменениями 2009 г.).

Важным этапом в формировании концептуальных и методологических основ деятельности СБ, влияющих на его статус и место в государственной системе обеспечения национальной безопасности, стало утверждение Указом Президента № 1300 от 17 декабря 1997 г. «Концепции безопасности РФ» и её корректировка, осуществлённая Указом Президента № 24 от 10 января 2000 г.

Характерно, что время принятия этих документов совпадает с этапами корректировки «Положений» о СБ, его межведомственных комиссиях и научном совете. Это само по себе отражает тенденцию развития нормативно-правового регулирования разработки концептуальных поло-

2 Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля—10 ноября 1993 // http://constitution.garant.ru/DOC_55000.htm.

жений в сфере обеспечения национальной безопасности и их практической реализации в деятельности соответствующих уполномоченных органов, призванных учитывать меняющиеся в ней ситуацию и приоритеты. Эта тенденция, как показывает анализ, в значительной мере характерна и для зарубежного опыта.

Весьма показательным представляется сопоставление правового статуса СБ РФ с аналогичными структурами других мировых держав.

Как относительно полный аналог СБ РФ может рассматриваться Совет национальной безопасности США, являющийся по статусу консультативным органом президента США.

В состав СНБ США входят 4 человека: президент, вице-президент, государственный секретарь (министр иностранных дел) и министр обороны. У СНБ имеется аппарат (до 150—170 чел.), возглавляемый помощником (советником) президента США по национальной безопасности.

Влияние этой фигуры на реализацию стратегии национальной безопасности США порой весьма велико. Именно люди, занимавшие этот пост, зачастую обеспечивали «прорывы» политики этой державы на важнейших направлениях, в первую очередь, внешней политики, поскольку в функциях СНБ преобладают международные и военные аспекты безопасности.

Любопытны в этой связи наблюдения академика А.А. Кокошина, который пишет: «В американской системе стратегического управления стало уже традицией назначение на такой важнейший пост, как помощник по национальной безопасности, видных учёных-международников, экономистов и политологов. Среди них, помимо Г. Киссинджера, можно отметить М. Банди, У. Ростоу, З. Бжезинского. Помощник президента Дж. Буша-младшего К. Райс до своего назначения на этот пост в январе 2001 г. работала проректором Стэнфордского университета, а затем старшим научным сотрудником Гуверовского института проблем войны, мира и революции этого университета. Соответствующим об-разом формировался и формируется аппарат консервативного СНБ»1.

Такой подход позволяет СНБ опираться в своих оценках и идеях на солидные науч-

1 Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России: – М.: МГИМО (У) МИД РФ; РОССПЭН, 2003, стр. 251.

ные силы различных сфер, не создавая, как правило, аналогов научного совета при СБ РФ. По этой же причине, по-видимому, при СНБ не формируются и межведомственные комиссии. Однако нередко создаются специальные рабочие группы высшего уровня для обеспечения стратегического управления в условиях ограниченных войн, серьёзных конфликтных и кризисных ситуаций. Пример этого — обе операции США против Ирака.

Другая мировая держава — Китайская Народная Республика — не даёт в открытой печати информации о конкретном государственном органе, осуществляющем функции, аналогичные СБ РФ. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что таким органом является Центральный военный совет — орган высшего не столько и не только военного, но и общегосударственного стратегического управления.

Членами Центрального военного совета является очень ограниченное число лиц. Оно сопоставимо с числом постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации и с числом членов СНБ США. Помимо председателя, это его первый заместитель, министр обороны КНР, начальник Генерального штаба НОАК, начальник вооружений НОАК, начальник тыла НОАК и начальник Главного политуправления НОАК.

Все члены ЦВС — члены Политбюро или ЦК КПК.

Есть основания полагать, что созданный в структурах высшей власти Индии Совет безопасности также обладает полномочиями и функциями, сопоставимыми со статусом СБ РФ.

Система стратегического управления в развитых странах является в такой же мере, как и в нашей стране, продуктом определённого исторического развития, определённой политической и военной культуры. При этом у всех западных стран вырисовывается преобладание ряда общих черт. В них доминирует наличие ярко выраженной системы гражданского управления в сферах, входящих в систему национальной безопасности, и весомая роль парламентов в реализации этой политики.

Таким образом, правовое развитие СБ РФ с момента его создания постоянно совершенствовалось.

Характеризуя в целом развитие нормативной базы СБ от Закона «О безопасно-

сти» 1992 г. до во многом принципиально нового «Положения» о нём 2004 г., следует отметить внутреннюю противоречивость законодателя (в данном случае — президента РФ), его стремление, с одной стороны, привести это законодательство в соответствие с требованиями глобальных изменений XXI в., а с другой — не выйти за рамки устаревшего, но действующего закона «О безопасности» 1992 г.

Читайте также:  Страховка на две недели

В этой связи принципиально важным представляется указать на сложившееся общее мнение представителей государственных структур, научных кругов, непосредственных исполнителей упомянутой нормативной базы, а главное, высшего руководства страны о том, что она существенным образом устарела.

Это обусловлено кардинальными изменениями в статусе Российского государства и общества в начале XXI в. Эти изменения произошли как во внутренних условиях (экономическая и общественно-политическая стабилизация и укрепление, нарастающее в российском обществе осознание необходимости укрепления национальной безопасности как общенациональной задачи, особенно в свете завершения военной фазы урегулирования конфликта в Чечне и кавказского кризиса августа 2008 г.), так и во внешних — Россия демонстрирует свою растущую роль на мировой арене, в том числе и в первую очередь в си-

стеме глобальной безопасности и необходимости её модернизации.

Именно исходя из этих глобально-стратегических оснований, президентами РФ

В.В. Путиным и Д.А. Медведевым был дан ряд поручений, в соответствии с которыми созданной в июле 2008 г. межведомственной комиссией СБ разработаны новые проекты закона «О национальной безопасности» и Стратегии национальной безопасности РФ.

25 марта 2009 г. состоялось заседание СБ по вопросу о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. На нём президент РФ Д.А. Медведев отметил, «что главную идею Стратегии можно определить как “безопасность через развитие”. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства»1. Именно это является главным в содержании нового статуса СБ как основного инструмента президента РФ в обеспечении национальной безопасности РФ.

СМИ | Совет безопасности России. История и структура — Биографии и справки

от sololaki 15 января, 2020, 8:30 пп 24 Просмотры

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост и.о. председателя правительства Дмитрия Медведева. ТАСС подготовил материал об истории, современных полномочиях и структуре Совбеза РФ.

Создание Совбеза, история в начале 1990-х годов

Законодательная подготовка к созданию Совета безопасности в России началась вместе с учреждением поста президента РСФСР в 1991 году. Принятый 24 апреля 1991 года закон «О Президенте РСФСР» предусматривал, что глава республики возглавляет Совет безопасности, «структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР». Конституционный статус новый государственный орган получил 24 мая 1991 года, когда положение о Совбезе было включено в Конституцию РСФСР.

5 марта 1992 года Верховный совет РФ принял закон «О безопасности», которым были определены функции и полномочия Совета безопасности РФ и порядок его формирования. 3 апреля того же года указом президента РФ Бориса Ельцина секретарем Совбеза был назначен Юрий Скоков, а 22 мая он был утвержден в этой должности Верховным советом РФ.

В полном составе Совет безопасности РФ был сформирован 3 июня 1992 года, согласно указу главы государства. Право решающего голоса в СБ РФ получили пять человек: президент РФ (он же — председатель Совбеза), вице-президент РФ, первый заместитель председателя Верховного совета, председатель Совета министров и секретарь Совбеза. При этом четыре постоянных члена входили в состав Совета по должности, а секретарь назначался главой государства (затем его кандидатуру утверждал Верховный совет) и подчинялся непосредственно президенту. Также распоряжением Бориса Ельцина от 3 июня 1992 года была утверждена структура аппарата СБ РФ, который вошел в состав администрации президента.

7 июля 1992 года глава государства подписал указ «О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации». Этот документ по сути предоставлял секретарю СБ РФ Юрию Скокову право координировать работу органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета и превращал Совбез в контрольный институт государственной власти. Согласно указу, руководители федеральных и местных органов власти были обязаны «принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета безопасности РФ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений СБ РФ». В период своей работы в Совете Юрий Скоков решал проблемы урегулирования взаимоотношений РФ с государствами СНГ в сфере внутренних дел, разведки, деятельности спецслужб. Кроме того, он занимался организацией перевозки в Россию ядерных объектов и материалов, которые оставались на территории бывших союзных республик.

В марте 1993 года Юрий Скоков отказался подписать проект указа президента РФ Бориса Ельцина о введении «особого порядка управления страной», который фактически приостанавливал действие конституции и ограничивал полномочия парламента. Вскоре после этого Скоков был снят с должности секретаря Совбеза.

Совет безопасности РФ в 1993-1999 годах

До сентября 1993 года Совет безопасности РФ оставался коллегиальным органом, в состав которого по должности входили представители исполнительной и законодательной власти. После упразднения Конституции РСФCР 1978 года и ликвидации Верховного совета указом Бориса Ельцина от 21 сентября 1993 года формирование персонального состава Совбеза стало исключительной прерогативой президента РФ. Такое положение дел было официально закреплено указом главы государства от 24 декабря 1993 года. В составе Совета безопасности остались три постоянных члена: президент Борис Ельцин, председатель правительства Виктор Черномырдин и новый секретарь Совета Олег Лобов. Под руководством последнего к 1994 году в структуре Совбеза было завершено формирование межведомственных комиссий, задача которых заключалась в разработке решений по отдельным направлениям деятельности.

Летом 1994 года решением Ельцина в состав Совета были включены главы обеих палат российского парламента, 10 января 1995 года они получили статус постоянных членов СБ.

В 1990-х годах в Совете безопасности РФ принимались основные решения по вопросам борьбы с чеченским сепаратизмом. 30 ноября 1994 года Совбез постановил ввести российские войска на территорию Чечни. 31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которыми завершилась Первая чеченская война 1994-1996 годов. С 1995 по 1998 годы секретарь Совета одновременно занимал пост полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике. После Олега Лобова эту должность последовательно занимали Александр Лебедь и Иван Рыбкин.

2 октября 1996 года секретарь Совета безопасности был лишен права назначать работников аппарата Совбеза. Эти полномочия перешли руководителю администрации президента РФ.

В 1998 году прошла реорганизация Совета безопасности. Указом главы государства от 6 марта 1998 года в его состав были включены Совет обороны, действовавший при президенте РФ с 25 июля 1996 года, и Главная военная инспекция при президенте. На Совбез были возложены задачи по подготовке решений главы государства в области военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных сил и др.

Совет безопасности в 2000-е годы

С начала 2000-х годов Совет безопасности РФ работал над подготовкой для главы государства целого ряда стратегических документов. В 2000-2003 годах президентом РФ Владимиром Путиным были утверждены Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ на период до 2020 года, Экологическая доктрина РФ, Основы государственной политики в области развития науки и технологий и др.

В период с 2008-го по 2012 год президент РФ Дмитрий Медведев принял разработанные Совбезом Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Доктрину продовольственной безопасности РФ. В 2014 году глава государства Владимир Путин утвердил Военную доктрину России, 31 декабря 2015 года была утверждена разработанная Совбезом Стратегия национальной безопасности РФ.

Статус, основные задачи

Совет безопасности РФ — конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности», а также положение о Совете безопасности, утвержденное указом президента РФ Владимира Путина от 6 мая 2011 года.

В компетенцию Совета безопасности РФ входит:

— формирование основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, а также государственной внешней и военной политики, координация деятельности госорганов РФ в этих сферах;

— подготовка проектов законов и федеральных целевых программ в области безопасности;

— прогнозирование и анализ угроз национальной безопасности России, в том числе в области социально-экономической политики, выработка мер по их нейтрализации;

— стратегическое планирование в сфере безопасности, разработка концептуальных и доктринальных документов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ;

— организация научных исследований по вопросам своей компетенции и др.

Совет готовит предложения главе государства:

— по проблемам организации обороны, развития Вооруженных сил, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

— о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

— о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

— о координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и др.

Руководство и структура

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, президент «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации». В состав Совбеза входят председатель, секретарь, постоянные члены (11 человек) и члены совета (18). Решения о назначении должностных лиц в СБ РФ принимает президент России по представлению секретаря Совбеза.

При голосовании в СБ РФ постоянные члены имеют равные права, члены Совета безопасности в принятии решений не участвуют, так как обладают лишь правом совещательного голоса. Решения Совбеза принимаются на заседании постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем.

Заседания СБ РФ как правило проводятся раз в три месяца. В целях обсуждения вопросов текущей политики, председатель Совбеза проводит оперативные совещания с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю.

Помимо главы государства, постоянными членами Совета безопасности РФ являются директор ФСБ Александр Бортников, руководитель Администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и.о. главы МВД Владимир Колокольцев, и.о. главы МИД Сергей Лавров, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и.о. председателя правительства Дмитрий Медведев, директор СВР Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, и.о. министра обороны РФ Сергей Шойгу.

Аппарат

Аппарат Совета безопасности РФ является самостоятельным подразделением администрации президента РФ и имеет статус ее управления. Действует на основании положения, утвержденного указом президента РФ от 6 мая 2011 года. Аппарат обеспечивает деятельность Совета безопасности РФ, его межведомственных комиссий и Научного совета в информационно-аналитической и организационно-технической сферах. В его функции также входит подготовка предложений, проектов документов для заседаний СБ РФ.

Межведомственные комиссии, Научный совет

Основным рабочим органом в структуре Совбеза являются межведомственные комиссии, задача которых состоит в разработке решений по отдельным направлениям деятельности Совета. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. На данный момент, согласно официальному сайту СБ РФ, действует семь комиссий:

— по проблемам Содружества Независимых Государств;

— по военной безопасности;

— по общественной безопасности;

— по безопасности в экономической и социальной сфере;

— по информационной безопасности;

— по экологической безопасности;

— по проблемам стратегического планирования.

В целях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета безопасности РФ при ведомстве образован Научный совет. В его состав входят представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Добавить комментарий