Кто объявляет амнистию по конституции рф

Амнистия. Согласно Конституции РФ (п

(1 вопрос)

Согласно Конституции РФ (п. «е» ст. 103) объявление амнис­тии относится к ведению Государственной Думы. Это общее кон­ституционное положение получило развитие в УК РФ, впервые внего была включена отдельная статья (ст. 84), посвященная амнистии. Она гласит:

«1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осуж­денные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокра­щено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительных видов наказа­ния. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».

Таким образом, из закона следует, что акты амнистии издает только Государственная Дума. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений или групп лиц, совершивших преступления. Например, амнистия касается лиц, совершивших преступления небольшой тяжести.

Эти два обстоятельства (ч. 1 ст. 84 УК) прежде всего, подчер­кивают отличие амнистии от помилования (ч. 1 ст. 85 УК).

Из закона следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:

а) освобождение от уголовной ответственности;

б) освобождение от наказания, на стадии его назначения;

в) освобождение от наказания при его исполнении;

г) сокращение наказания при его назначении или исполнении;

д) замена назначенного наказания более мягким видом наказания;

е) освобождение от дополнительного вида наказания;

ж) снятие судимости.

По своему уголовно-правовому предназначению амнистия двойственна. Она является как разновидностью освобождения от уголовной ответственности, так и видом освобождения от уголовно­го наказания.

Амнистия распространяется только на те преступления, которые были совершены до вступления ее в законную силу. Поэтому охраняет свое действие постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», с после­дующими изменениями и дополнениями. В нем отмечено, что «. амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, кото­рые окончились до ее издания».

Это положение относится и к продолжаемым преступлениям: «. амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое де­яние, совершено было после издания амнистии».

Акты амнистии не предрешают вопрос о преступности или непреступности деяния подобного рода и не «поправляют» в этой части уголовный закон, не вносят в него какие-либо изменения. Более того, акты амнистии не ставят под сомнение вынесенный приговор.

Следовательно, амнистия – это нормативный акт высшего за­конодательного органа государственной власти, который, не отме­няя преступность и наказуемость тех или иных действий, предус­мотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесен­ного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания.

Амнистия имеет многоцелевой характер, издание актов амнис­тии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданы и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государ­ство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в преамбуле почти всякого постановлении Государ­ственной Думы подчеркивается: «Руководству­ясь принципом гуманизма, Государственная Дума. постановляет».

Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. «Юбилейные» амнистии издавались, как правило, в озна­менование революционных или иных праздников. Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995) и 55-летием (2000) Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступ­ление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане».

Одной из основных причин издания актов амнистии являлось и являете перенаселение» мест лишения свободы осужденными.

В юридической литературе выделяют виды амнистии: общие и частичные. Общая амнистия применяется ко всем осужденным, например, за те или иные виды преступлений. Частичная амнис­тия распространяется лишь на какую-то определенную группу преступников. Например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооружен­ными конфликтами на Северном Кавказе».

Амнистии могут быть с погашением судимости и без ее пога­шения.

При амнистии можно освобождать виновных от дополнитель­ных наказаний лишь в том случае, когда об этом говорит сама амнистия. Это общее правило.

В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпада­ют под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание.

Кто объявляет амнистию по конституции рф

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) объявление амнистии

Б) осуществление помилования

B) обеспечение исполнения федерального бюджета

Г) принятие федеральных законов

Д) осуществление управления федеральной собственностью

2) Государственная Дума

3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ФУНКЦИИСУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
AБВГД

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Что такое амнистия?

В 2020 году в сети Интернет часто распространяют информацию о том, что уже очень скоро в Российской Федерации объявят амнистию.

Некоторые даже называют предположительные дни, к которым хотят приурочить амнистию. К тому же большинство правозащитников уверены, что в этом году обязательно должна быть проведена данная процедура.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое амнистия, какие статьи попадают под амнистию и другие нюансы, касающиеся этого понятия.

Определение и особенности амнистии

Амнистия – это мера смягчения наказания для лиц, совершивших преступление, которую одобрили органы государственной власти.

Статья 84 УК РФ говорит, что благодаря амнистии лица, которые ранее были осуждены за совершение какого-либо преступления, могут быть:

  • освобождены от наказания;
  • еще не осужденные лица могут быть также освобождены от уголовной ответственности;
  • могут смягчить наказание;
  • сократить срок;
  • освободить от дополнительного наказания;
  • снять судимость.
  • Чем помилование отличается о амнистии? У амнистии всегда массовый характер, размер амнистии напрямую зависит от того, сколько людей попало под установленные категории, которые были включены в специальный нормативный документ.

    Этим она существенно отличается от помилования, которое направлено на смягчение наказания или сокращения срока только лишь для отдельных лиц.

    Кроме того, отличие данных терминов заключается в том, что помилование может быть совершено без всякого повода для обращения каждого конкретного заключенного к властям.

    Амнистия же, напротив, всегда приурочена к определенным событиям или праздникам, значимым для страны.

    Примечательно, что на выход по амнистии вправе рассчитывать не все, а только лишь некоторые категории осужденных, включая тех, кто получил условный срок, но еще не находится за решеткой. Также амнистированию подлежат и граждане, находящиеся под следствием.

    Таким образом, в первую очередь амнистируют и освободят от ответственности следующие категорий заключенных:

  • несовершеннолетних;
  • пожилых людей;
  • женщин;
  • людей с первой судимостью;
  • тех, кто отбывает наказание по статье легкого типа (например, амнистия положена лицам, лишенным прав за пьянку);
  • заключенных или осужденных, страдающими онкологическими заболеваниями;
  • людей, страдающих туберкулезом (последняя стадия);
  • заключенных женщин, которых посадили в тюрьму в период беременности на любом сроке;
  • ветеранов Великой Отечественной войны;
  • людей с ограниченными возможностями (1 или 2 группа);
  • отцы или матери, у которых есть несовершеннолетние дети.
  • Таким образом, вышеприведенный список помогает понять, подлежит ли каждый конкретный заключенный амнистии или же нет.

    Как правило, органы власти больше ценят права окружающих людей, чем права заключенного, поэтому по амнистии на свободу никогда не выпустят заключенного, осужденного за тяжкие преступления — убийство или же изнасилование.

    Так, не подлежат амнистированию следующие лица:

  • у кого пожизненный срок осуждения за особо тяжкие преступления;
  • насильники и убийцы несовершеннолетних;
  • рецидивисты-уголовники;
  • участники разбойных нападений;
  • грабители разбойных нападений со взломом квартир;
  • заключенные, совершившие кражу или торговлю людьми;
  • мошенники особо крупных размеров;
  • террористы;
  • серийные убийцы и маньяки.
  • Преступления, которые намеренно и злостно был совершены против государства или мирных граждан, должны быть строго наказуемы.

    Основные цели амнистии

    Конечно же, основная причина проведения уголовной амнистии – это проявление гуманности органов власти и общества в целом к людям, которые «оступились», в надежде, что последние осознают всю тяжесть преступления и адаптируются как законопослушные граждане.

    Другие цели амнистии:

    1. Уменьшение нагрузки на тюрьмы. В результате переполненности тюрем возникают сложности в работе системы исполнения наказания. Для того, чтобы разгрузить учреждения, приходится освобождать значительное число граждан.
    2. Популистская. Власти желают получить одобрение общества — самих заключенных и их близких.

    Кто, как и когда объявляет амнистию?

    Кто объявляет амнистию в РФ? Закон об амнистии должна принять Государственная Дума. Они принимают постановление об объявлении амнистии, а также постановление о порядке его применения.

    Эти документы содержат в себе взаимосвязанные положения, поэтому применение лишь одного постановления без другого просто невозможно.

    Постановление об объявлении амнистии содержит перечень лиц, к которым применятся амнистия, условия ее применения, и лица, которые не могут рассчитывать на амнистирование.

    Кроме того, в этом документе указываются органы, которые ответственны за исполнение амнистии, разъясняются некоторые термины и положения первого документа. В его преамбуле указывается причина объявления амнистии — принцип гуманизма.

    Постановление об объявлении амнистии подписывает Председатель Государственной Думы и его публикуют на протяжении 3-х суток после принятия. Постановление об амнистии подлежит обязательному исполнению в течении полугода.

    Амнистия – это бессрочный акт, в ее сферу действия попадают все лица, которые совершили преступления до момента вступления данного акта в силу, вне зависимости от времени привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

    Если в срок исполнения амнистии истекли сроки давности, то применяют положения статьи 78 или статьи 83 УК РФ как льготные, а не положения акта об амнистии.

    Так как акт об амнистии бессрочен, то бывают случаи, когда виновное лицо подпадает под действие сразу нескольких актов об амнистии. В таком случае следует руководствоваться принципом справедливости, а не положениями статьи 10 УК РФ.

    При наличии конкурирующих положений применяют предписания того положения об амнистии, у которого момент вступления в силу наиболее близок ко времени совершения преступления.

    Если положение об амнистии вступило в силу до начала судебного разбирательства, то в таком случае прекращается уголовное дело, находящееся в производстве органа предварительного следствия или суда.

    Если положение об амнистии вступило в силу непосредственно в ходе судебного разбирательства, но обвиняемый не желает прекращать уголовное преследование, то суд в обычном порядке продолжает рассмотрение дела до его разрешения.

    В случае обвинительного приговора (при наличии основания для применения амнистии) суд должен освободить осужденного от наказания (часть 8 статьи 302 УПК РФ).

    Лицо, которое по амнистии освободили от уголовной ответственности, при этом не освобождается от своей обязанности возместить весь вред, который он причинил противоправными действиями.

    Условия объявления амнистии

    Решение об объявлении амнистии могут принять соответствующие органы власти только лишь в условиях стабильной низкой криминогенной ситуации, а также при отсутствии шанса ее ухудшения.

    Для этого по всей Российской Федерации должна быть стабильная экономическая и внутриполитическая обстановка. При этом не должны планировать сокращать количество правоохранительного персонала.

    Безусловно, ожидаемой амнистии 2020 года в России по уголовным делам может и не быть по нескольким вышеприведенным причинам. Главной причиной является угроза нестабильной криминогенной обстановки, либо же ее резкое ухудшение.

    Отношение общественности

    В обществе к процессу объявления амнистии относятся по-разному. Некоторые считают, что государство обязано проявлять гуманизм к людям, которые уже понесли наказание и раскались.

    Особенно амнистия оправдана в тех случаях, если заключенные ранее служили на благо родины или же совершили преступление случайно либо с целью самозащиты.

    Другие же настаивают на том, что осужденный преступник обязан в полной мере понести наказание. Ведь законодатель определил справедливый уровень ответственности, а значит его необходимо придерживаться.

    Конечно, с одной стороны их можно понять, поскольку многие боятся того, что выпущенные на свободу преступники будут повторно совершать ужасные преступления. Это и есть основной проблемой, которая возникает в результате объявления амнистии.

    Как правило, ранее заключенным гражданам бывает очень трудно адаптироваться в обществе. Так, невозможность найти друзей, работу, создать семью часто приводят к полнейшему обескураживанию человека.

    Практика показывает, что человек, который вышел на свободу благодаря амнистии, может снова вернуться к нормальной жизни только в том случае, если он проявит силу воли и ему окажут поддержку.

    В противном же случае он снова начнет злоупотреблять алкоголем или, того хуже, возвратится к преступной деятельности.

    Согласно прогнозам специалистов, в случае объявления правительством амнистии, на свободе могут оказаться около 100 000 человек, ранее осужденных по легким статьям.

    Однако точно узнать, какие категории заключенных освободят, можно только лишь после вступления в силу соответствующего закона.

    Видео: Судимость, амнистия, помилование

    Публикации

    Госдума 16 апреля 2010 года объявила амнистию в связи с 65-летием Победы для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которые работали не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, жителей блокадного Ленинграда, бывших узников концлагерей и гетто: всего для 100-200 человек.

    Ниже приводится справочная информация о том, в каких случаях объявляется амнистия.

    Амнистия (по-гречески это слово означает “забвение, прощение”) является одним из видов внесудебного (т.е. производимого не по решению суда) освобождения от ответственности и/или от наказания.

    Наличие обстоятельств, устраняющих наказание, допускалось уголовным законодательством начиная с глубокой древности. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов – высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств.

    Длительное время законодательство России не содержало легального определения амнистии, хотя амнистия и применялась. Так, Стоглавый Собор в XVI веке объявлял амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осужденных за убийство и разбой.

    Со времен Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Иван Грозный завещал после его смерти освободить всех заключенных.
    Петр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней – побед в сражениях.

    Впервые определение амнистии в России появилось в марте 1917 года в принятом Временным правительстве указе об амнистии.
    В Российской Федерации основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения амнистии, являются: Конституция Российской Федерации; Уголовный Кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Постановления Государственной Думы.

    В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации право объявления амнистии принадлежит Госдуме.

    Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (статья 84 Уголовного кодекса). Т.е амнистия применяется не конкретному человеку, а к группе лиц, совершивших одинаковые преступления.

    Амнистия распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до пяти лет, и так далее.

    Актом об амнистии соответствующие категории лиц могут быть освобождены от уголовной ответственности, они могут быть полностью или частично освобождены от наказания, с них может быть снята судимость. Освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Госдумы в законную силу.

    Освобождение от уголовной ответственности по амнистии означает, что уголовные дела соответствующих категорий, еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению.

    Амнистия не является доказательством незаконности или необоснованности приговора суда. Амнистия является прощением и надеждой государства, что человек осознал свое преступление и раскаялся. Государство дает человеку шанс жить дальше, не отбывая все наказание.

    Для проведения амнистии издается постановление Государственной Думы “Об объявлении амнистии. “. Например, “Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин”, “Об объявлении политической и экономической амнистии”, “Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа “.

    Часто Постановления “Об объявлении амнистии. ” принимаются в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 года “Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации”, думское постановление от 19 апреля 1995 года “Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов “, постановление Госдумы от 26 мая 2000 года “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов “, постановление от 20 апреля 2005 года “Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов”, постановление от 19 апреля 2006 года “Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России “.

    Все они предусматривали освобождение от уголовной ответственности, от наказания и сокращение неотбытого срока наказания. Амнистия объявляется в отношении определенного круга лиц, отмеченных в самом акте амнистии, при этом также указывается, к какой категории лиц акт не применяется (как правило, деяния, отнесенные к категории тяжких и особо тяжких преступлений).

    Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер. Он может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным. В первом случае решается вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, а во втором – об освобождении от наказания. В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но не начаты рассмотрением, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начаты рассмотрением, выносится обвинительный приговор и осужденный освобождается от наказания (часть 3 статьи 5 УПК РСФСР). Лица, приговоры в отношении которых провозглашены, но еще не вступили в законную силу, подлежат освобождению от наказания.

    Как правило, акт амнистии содержит не только указание об освобождении от уголовной ответственности или наказания, но и положения, касающиеся сокращения назначенного наказания или его замены более мягким видом наказания. Амнистией может быть решен вопрос об освобождении от дополнительных видов наказания. Отдельными актами амнистий решается вопрос о снятии судимости с лиц, отбывших наказание.

    Амнистия 2020: кого она затронет?

    13 января 2020 года депутатом государственной думы Ивановым С.В. был предложен на рассмотрение проект закона «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Данное право закреплено в статье 103 Конституции РФ.
    Предыдущая крупная амнистия проводилась в 2015 году (посвящалась 70-летию Победы) и тогда она коснулась около 220 тыс. человек, отбывающих наказание. Объявление амнистии становится определенной исторической традицией России.
    Для заключенных это шанс выйти на свободу, сократить не отбытую часть наказания или же получить более мягкое наказание за содеянное преступное деяние.

    В этом году под амнистию смогут попасть: несовершеннолетние; инвалиды I или II группы; женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей; военнослужащие; а также лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненные к ним лица ( ознакомиться с полным перечнем лиц, попадающих под амнистию, можно ниже в тексте законопроекта).

    Несмотря на то, что акт об амнистии является проявлением гуманизма и участливости со стороны государства, распространится этот закон далеко не на каждого гражданина, находящегося в местах лишения свободы.

    Применение амнистии исключается в отношении лиц, осужденных за умышленные убийства, грабежи, разбои, терроризм, экстремизм, захват заложников, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Осуществить исполнение амнистии предлагается в течение 6 месяцев.

    Вносится депутатом Государственной Думы
    С.В.Ивановым
    Проект

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
    Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой
    Отечественной войне 1941 — 1945 годов

    В ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
    1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:

    1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;

    2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

    3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

    4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;

    6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

    7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

    8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

    9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

    10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.
    2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.
    3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.
    4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания, которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
    5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.
    6.Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления:

    1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;

    2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

    3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.
    7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
    8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
    9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
    10. Сократить неотбытую часть наказания:

    1) лицам, указанным в подпунктах 1 — 10 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, — на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, — на одну четверть;

    2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — на одну треть.

    11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1 — 4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.
    12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 — 4 и 7 — 9 настоящего Постановления.
    13. Не распространять действие настоящего Постановления:

    1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 67.2, статьями 69, 70.1, 71, 72, 74, 77, 77.1, 772, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121, 125.1, 125.2 и 126.1, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 147.2, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 148.1, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 176.2, частью второй статьи 180, статьями 188, 191.2 и 191.5, частью третьей статьи 206, статьями 213.2 и 213.3, частью первой статьи 218, статьей 218.1, частями первой и второй статьи 224, статьей 224.1, частью второй статьи 224.2, частью второй статьи 225, частью второй статьи 225.1, статьей 226.1, пунктами «б» и «в» статьи 240, статьей 242, пунктом «в» статьи 244, пунктами «б» и «в» статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;

    2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 127.1 и 127.2, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 159.1, частью четвертой статьи 159.2, частями третьей и четвертой статьи 159.3, частями третьей и четвертой статьи 159.5, частями третьей и четвертой статьи 159.6, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 1701, 171, 171.1, частью второй статьи 172, статьями 173.1,173.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 174, частями третьей и четвертой статьи 174.1, частью третьей статьи 175, статьями 176, 177, частью третьей статьи 178, частью второй статьи 179, статьями 180, 181, частью четвертой статьи 183, статьями 184,185,185.1, 185.2 ,185.3, 185.4, 185.5, 185.6, 186, 187, частью третьей статьи 189,статьёй 190, частью второй статьи 191, статьями 192, 193, 1931,194, 195, 196, 197, 198, частью второй статьи 199, статьями 199.1, 199.2 , 200.1, частью второй статьи 200.4, частями третьей и пятой статьи 200.5, частью второй статьи 201, статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частями второй и третьей статьи 213, частью второй статьи 214, частями четвертой и пятой статьи 215.3 частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 222.1, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 223.1, 226 и 226.1, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 228.1, частью второй статьи 228.4, статьями 229 и 229.1, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частью третьей статьи 234.1, частями второй и третьей статьи 238.1, частями второй и третьей статьи 240, статьей 240.1, частями второй и третьей статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 242.1, 242.2, частью второй статьи 244, частями четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 282.1, 282.2, частью второй статьи 282.3, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 291.1, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 322.1, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 354.1, 355, 356, 357, 358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

    4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;

    5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

    6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

    14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

    Председатель Государственной Думы

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к проектам постановлений Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

    В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации наделена правом объявления амнистии. Проектами постановлений предлагается провести амнистию в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Данное предложение основывается на исторических традициях Российской государственности и имеет целью укрепление авторитета государственной власти.

    Акты об амнистии являются выражением гуманизма и милосердия со стороны государства к лицам, совершившим уголовно наказуемые деяния. При этом нужно учесть, что, когда в стране часто принимаются акты об амнистии, в особенности предусматривающие освобождение от уголовной ответственности широкой категории граждан, это девальвирует ее политико-правовую значимость, формирует в общественном сознании, особенно у неустойчивых и потенциальных правонарушителей, чувство все-дозволенности и безнаказанности за содеянное. В связи с этим, предлагаемые к рассмотрению Государственной Думы проекты постановлений предусматривают применение акта об амнистии к достаточно ограниченному кругу лиц, исходя из социально-возрастного критерия.

    Акт об амнистии предлагается распространить на впервые осужденных к лишению свободы за умышленное преступления небольшой и средней тяжести следующих категорий граждан:
    -лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;
    -лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;
    -военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персона-ла Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
    -лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;
    -несовершеннолетних;
    -лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
    -женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;
    -одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних
    -женщин старше 50 лет;
    -мужчин старше 55 лет.
    -инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы
    -осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы
    -осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности;
    – условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания, которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;
    -осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.
    Амнистией предлагается сократить неотбытую часть наказания указанным категориям лиц:
    -осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления — на одну треть;
    -осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления — на одну четверть.

    Амнистией предлагается по усмотрению суда назначения более мягкого наказания по уголовным делам об умышленных преступлениях при соблюдении ряда требований (впервые совершенное, не отбывали ранее и т.п.).
    Применение амнистии исключается в отношении лиц, осужденных за умышлен-ные убийства, грабежи, разбои, терроризм, экстремизм, захват заложников, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также в отношении лиц, являющихся злостными нарушителями режима отбывания наказания, осужденных за преступления при особо опасном рецидиве, освобождавшихся в период с 1993 года по амнистии или в порядке помилования и вновь совершивших преступления, либо лиц, совершивших преступления в местах лишения свободы.
    Проект постановления «О порядке применения постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» подробно регламентирует порядок освобождения соответствующих категорий лиц из мест лишения свободы, а также порядок прекращения уголовных дел в отношении данных лиц.
    Осуществить исполнение амнистии предлагается в течение 6 месяцев.

    Амнистия в России

    Понятие «амнистия» происходит от греческого слова αμνηστια — забвение, прощение.

    Амнистия в уголовном праве определяется как «мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования».

    Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально-поименованных лиц, а на целые категории преступников.

    Амнистия в России

    В Российской Федерации постановление об объявлении амнистии и порядке ее исполнения принимает Государственная дума. Проект постановления рассматривается по общему для всех законопроектов регламенту, принимается большинством голосов депутатов, подписывается председателем Госдумы и вступает в силу с момента опубликования. Утверждения постановления об амнистии Советом федерации и Президентом не требуется.

    Амнистия в честь 20-летия Конституции РФ

    Ближайшая амнистия в России может быть объявлена в конце 2013 – начале 2014 года. Она приурочена к празднику, 20-летию принятия Конституции РФ.

    По словам главы президентского совета по правам человека Михаила Федотова, в итоговой редакции амнистии под ее действие попадет около 20 тысяч заключенных, хотя первоначальный вариант предусматривал освобождение 100 тысяч, но был отредактирован президентом Владимиром Путиным.

    Проект уже внесен в Госдуму и может быть рассмотрен к 17 декабря. Скорее всего, амнистия будет объявлена до Нового года.

    Кто выйдет по амнистии

    Под действие амнистии попадут несовершеннолетние преступники, матери с детьми, беременные, пенсионеры, инвалиды I и II групп, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел РФ, ФСИН, участники боевых действий и защитники Отечества.

    В пояснительной записке к законопроекту указано, под амнистию не подпадают осужденные на сроки свыше пяти лет, осужденные и обвиняемые в преступлениях, связанных с насилием, и злостные нарушители порядка отбывания наказания.

    Амнистия 2015: какие статьи попадают

    В 2015 году, ожидается самая большая амнистия за всю историю. Ее хотят приурочить 70-летию Великой Победы.

    Планируется, что амнистия 2015 затронет миллионы осуждённых.

    Правозащитники предлагают освободить из заключения несколько категорий заключенных:

    • отбывающих срок до трех лет;
    • участников боевых действий, отбывающих срок до пяти лет;
    • лиц, впервые совершивших преступление;
    • беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей инвалидов;
    • мужчин и женщин пенсионного возраста;
    • инвалидов 1 и 2 группы;
    • лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания и т.д.
    • правонарушители, совершившие преступление по неосторожности и осужденные на срок до 10 лет, если они отбыли 1/3 срока, также могут оказаться в числе «освобожденных»;
    • условно осужденным сократят испытательный срок в два раза;
    • (новшество) со всех осужденных будут сняты дисциплинарные взыскания в виде запретов на свидания с родственниками, на телефонные переговоры, посылки, право подавать ходатайство на УДО.

    Новшеством будет амнистия по административным наказаниям:

    • освобождение определенной категории правонарушителей от штрафов;
    • снижение срока лишения специального права, например, сокращение в два раза срока лишения права на управление транспортным средством (возврат водительских прав).

    Будет облегчено положение лиц, совершивших ненасильственные преступления, например, экономические правонарушения, в том числе, на свободу выйдут оппозиционеры. Скорее всего, под амнистию попадут братья Навальные, фигуранты по «болотному делу», Евгения Васильева и Глеб Фетисов.

    Какие статьи не попадут под амнистию к 70 летию Победы

    На амнистию к 70-ти летию Победы не могут рассчитывать категории осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления:

    • убийство;
    • похищение человека;
    • изнасилование;
    • терроризм;
    • бандитизм;
    • шпионаж;
    • измена родине;
    • коррупционные преступления.

    Исключениями не стали статьи за организацию и участие в массовых беспорядках, сюда же попадают статьи, призывающие к сепаратизму и экстремизму, а также экономические преступления. Представители Совета по правам человека утверждают, что под амнистию в 2015 попадут и те, кто находится на свободе: подследственные и под подпиской о невыезде.

    Читайте также:  Что означает содержание жилого помещения в квитанции
    Добавить комментарий