Компенсация за снос гаража

Компенсация за снос гаража в 2020 году

Подавляющее большинство владельцев транспортных средств для размещения автомобилей используют гаражи, которые могут быть оформлены на правах собственности, аренды, или являться частью гаражного кооператива. В последние годы многие автовладельцы столкнулись с большой проблемой – по предписанию муниципальных властей гараж подлежит сносу в связи с необходимостью застройки. Для возмещения расходов автомобилистам предлагается разовая выплата в виде компенсации. В статье расскажем, как начисляется компенсация за снос гаража в 2020 году, каков ее размер, как получить выплату.

Нормативная база для оформления

Действующее законодательство предоставляет местным властям достаточно широкие возможности регулирования различных правоотношений в конкретном регионе. Данный случай – не исключение. В рамках общественных нужд города и утвержденного плана застройки, муниципальные власти вправе производить снос конструкций, в том числе и гаражей. Взамен снесенному имуществу, собственникам предлагается выплата в виде компенсации. Порядок сноса гаражей, а также механизм назначения компенсации регулируется внутренними законодательными актами региона:

№ п/пНормативный актОписание
1Ст. 279 – 282 ГК РФДанное положение Гражданского кодекса регламентирует порядок изъятия земельного участка в случае, если в этом существует государственная (муниципальная) нужда.
2Закон Санкт-Петербурга №585-115Закон описывает меры обеспечения имущественных прав граждан, которые являются владельцами гаражей в Санкт-Петербурге
3Постановление Правительства Москвы №63-ППСогласно документу, расчет компенсации владельцу снесенного гаража на территории Москвы осуществляется на основании данный, указанный в отчете независимого оценщика.

Порядок предоставления компенсации, ее размер, список необходимых документов и прочие условия оформления выплаты регламентируются нормативными актами региона.

Как рассчитывается сумма компенсации

На законодательном уровне утвержден единый подход к расчету суммы компенсации за снесенный гараж. В рамках порядка при оценке имущества учитываются следующие критерии:

  • базовая цена гаражной конструкции (как правило, фиксируется на региональном уровне);
  • месторасположения гаража, в зависимости от которого может применяться повышающий коэффициент;
  • срок эксплуатации (чем больше показатель износа гаражной конструкции, тем меньше будет сумма выплаты владельцу);
  • реальная рыночная стоимость гаража (применяется индекс повышения цены на гараж в год непосредственной выплаты компенсации).

Так как при расчете компенсации используются различные показатели, то в пределах одного города (региона) сумма выплат автовладельцам может существенно отличаться. Расчет суммы выплат отдельно для каждого снесенного гаража осуществляет районный многофункциональный центр по предоставлению муниципальных услуг конкретного региона. Читайте также статью: → «Этапы и порядок получения компенсации за снос дома ».

Размер компенсации в столице и регионах

В связи с тем, что при определении компенсации в учет берется местоположение объекта и его рыночная стоимость, столичным автолюбителям осуществляются выплаты в значительно большем размере, нежели автомобилистам из регионов. Ниже в таблице приведен средний размер выплат за снос гаражей в Москве, Санкт-Петербурге, регионах.

№ п/пГородОписание
1МоскваСобственники гаражей, которые находились на территории Москвы и были снесены, могут получить компенсацию от 100.000 руб. до 1.000.000 руб. Диапазон суммы компенсации достаточно велик. Максимальную сумму выплаты получат собственники монолитных гаражных конструкций с низкой степенью износа, расположенные в центральной части столицы.
2Санкт-ПетербургВыплаты собственникам снесенных гаражей в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Сумма компенсации за металлические гаражи в среднем составляет 20.000 – 30.000 руб., за бетонные и кирпичные – 50.000 – 70.000 руб.
3РегионыТак как вопрос с застройкой городов в регионах стоит не так остро, как в Москве и Санкт-Петербурге, то снос гаражей в городах носит, скорее, единичный характер. Ввиду того, что рыночная стоимость имущества в регионах значительно ниже, чем в столице, размер компенсации за снесенный гараж в регионах, как правило, не превышает 10.000 – 15.000 руб.

Как оформить компенсацию правильно

Для того, чтобы получить компенсацию за снесенный гараж, следуйте нижеприведенному алгоритму.

Шаг 1. Подготовьте документы. Необходимым условием для получения компенсации является наличие права собственности на гараж. Данное право подтверждается договором купли-продажи или справкой ГСК, в случае если Вы являетесь пайщиком гаражного кооператива. Кроме того, Вам понадобятся:

  • паспорт;
  • удостоверение на гараж (можно получить в Горуправлении инвентаризации и оценки имущества).

В предоставленных документах обязательно должна содержаться информация, необходимая для расчета компенсации, а именно:

  • тип гаражной конструкции (бетон/металл/кирпич);
  • год постройки гаража (для расчета износа);
  • расположение гаража (отдельно стоящий гараж или гараж в конструкции – крайний, средний в двухуровневом исполнении, т.п.).

Следует отметить, что большинство регионов берут на себя расходы на переезд гаража. Поэтому если у Вас имеются документы, подтверждающие расходы на демонтаж конструкции, приложите их к общему пакету бумаг.

Шаг 2. Передайте документы в МФЦ. Согласно региональному законодательству, приемом документов и расчетом суммы компенсации занимаются районные многофункциональные центры по предоставлению госуслуг. Документы можно передать как лично, так и через представителя (при наличии доверенности). К требуемым документам необходимо приложить заявление, бланк которого можно получить непосредственно в МЦФ.

Шаг 3. Выплата компенсации. Перечисление компенсаций владельцам снесенных гаражей осуществляется согласно графику, утвержденному на региональному уровне. Выплата производится в безналичной форме на расчетный счет, указанный в заявлении. Как показывает практика, собственник гаража фактически получает возмещение спустя несколько лет после сноса конструкции. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время выплачивается компенсация собственником гаражей, снесенных после 2008 г. С полной информацией о сроках выплаты можно ознакомиться на официальных сайтах городских администраций. Читайте также статью: → «Какие льготы и компенсации положены труженикам тыла ».

Почему могут оказать в компенсации

Наиболее распространенная причина отказа в компенсации – отсутствие подтвержденного права собственности на гараж. Если собственником выступает конкретное лицо, то отказать в выплате могут при отсутствии:

  • договора купли-продажи;
  • акта приема-передачи имущества;
  • подтверждения оплаты за гараж.

Если речь идет о гараже ГСК, то отказ в компенсации может последовать в случае отсутствующего договора аренды между кооперативом и муниципалитетом (зачастую, договор истек по сроку и не был вовремя продлен). Кроме того, выплата не будет согласована в случае отсутствие в предоставленных документах показателей, необходимых для расчета суммы компенсации (вид гаража, год постройки, размещение, т.п.). Поэтому прежде чем обращаться за компенсацией, советуем очень тщательно и скрупулезно подойти к подготовке документов, подтверждающих право на гараж.

Выкуп или компенсация – что выбрать

Если гараж планируется под снос в связи строительством дороги, газопровода, а также в иных государственных или муниципальных целях, возможет выкуп гаражной конструкции по договору купли-продажи. В данном случае участок под гараж изымается (ст. 239 ГК), владельцу направляется уведомление о сносе гаража (за 30 дней до сноса) и предложение передать гараж в собственность муниципалитету за плату.

Если сравнить сумму выкупа гаража с размером компенсации, то они примерно одинаковы. Объясняется это так: в обоих случаях при расчете используются аналогичные критерии (рыночная стоимость, размещение гаража, его тип, степень износа). При согласии собственника, договор купли-продажи заключается в общем порядке. Оплата стоимости гаража производится в соответствии с положениями, утвержденными договором (как правило, в безналичной форме). Читайте также статью: → «Порядок выплаты компенсации пенсионерам на оплату коммунальных услуг ».

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. Собственник гаража не согласен с суммой компенсации, рассчитанной МФЦ. Имеет ли он право ее оспорить?

В случае несогласия с компенсацией, рассчитанной МФЦ, за собственником сохраняется право оспорить ее в судебном порядке. В таком случае владельцу необходимо подать исковое заявление и приложить к нему необходимые документы (удостоверение на гараж, право собственности, отчет независимого оценщика, подтверждающий рыночную стоимость гаража, т.п.).

Вопрос №2. Может ли получить возмещение юридическое лицо в случае, если сноса требует гараж, находящийся в собственности компании вместе с земельным участком под ним?

Все зависит от особенностей регионального законодательства. В общем порядке, на основании ГК РФ, гараж не является недвижимым имуществом, поэтому он может быть перенесен. Что касается земельного участка, то в случае его отчуждения в государственных/муниципальных нуждах, стоимость земли может быть возмещена владельцу только по решению судебного органа.

Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

Причина в том, что у владельцев нет «нормальных» документов. Раньше вот были, а теперь — увы.

Изучаем документы

Должным образом оформлен лишь каждый пятый гараж. У большинства хозяев на руках некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо иной общественной организации времен 1950–1980‑х годов. Хорошо, если таковая действительно существует и своевременно вносит арендную плату за землю. Если же организации давно нет, компенсация не положена. Отсюда вывод: проверьте вашу управляющую компанию. Для этого достаточно знать полное название организации — интернет вам поможет.

До сих пор нет четкого понимания, какие документы на гараж необходимо оформлять. Отношение к гаражам часто зависит не от закона, а от позиции муниципальных чиновников.

Читайте также:  Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2020 год

В столице, например, большинство ГСК входит в Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Влиятельная прежде структура сейчас потеряла все рычаги воздействия, и московские власти регулярно откусывают от нее куски. Плоскостным стоянкам объявлена насто­ящая война, под нож пущены тысячи машиномест. Например, при строительстве Юго-Восточной хорды гаражей лишатся около четырех тысяч москвичей.

Люди пытаются бороться за свое имущество, но на поверку оказывается, что статуса собственности оно не имеет, а потому имуществом считаться не может. И получается, что, выдавая компенсацию, власти делают некое одолжение горожанам. Не согласен с суммой? Чиновники всегда имеют возможность разорвать договор об аренде земли — и добропорядочный ГСК автоматически становится самостроем. А владельцам самостроя компенсация не положена. Да еще и ликвидация строения происходит за их счет.

Дайте деньги

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, – в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный — 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотап­ливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже — это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.

Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.

Гаражная амнистия

Вроде бы не так уж дорого и хлопотно. Но не все владельцы рады изменениям. Ведь за легальный гараж необходимо платить налог, величина которого определяется местными властями. А если речь идет о пополнении казны, сразу же возникают перегибы. Чаще всего чиновники завышают кадастровую стоимость строения (именно по ней рассчитывают налог), порой в несколько раз. Добиться переоценки, лишь написав претензию, не всегда получается, нужно проводить независимую экспертизу и судиться.

В большинстве случаев восстановить справедливость владельцу удается, но — ценой немалых усилий и порой лишь на время. Местные власти имеют право через несколько лет провести переоценку кадастровой стоимости, и не исключено, что владельцу придется вновь «браться за оружие». И благое на первый взгляд дело оказывается не таким уж благим: «гаражная амнистия», как и объявленная ранее «дачная амнистия», стала по большей части инструментом для пополнения местных бюджетов.

Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.

Автор: Александр Жихарев

Фото: Михаил Мироненко/ТАСС, личный архив

Как получить компенсацию, если ваш гараж идет под снос

Иногда случается так, что по территории вашего гаражного массива собираются проводить автотрассу, или появились планы по возведению жилого массива. В этом случае гаражи идут под снос, и владельцам должны возместить стоимость строения. Сумму компенсации рассчитывают исходя из кадастровой цены объекта. И чем она выше, тем больше удастся получить. Но есть и плохая новость, обычно люди получают гораздо меньше реальной стоимости гаража из-за неверно оформленных документов и непонятного статуса гаражного кооператива.

Изучаем документы

Статистика такова, что на сегодняшний день должным образом оформлены лишь 20% гаражей. Большинство хозяев имеют некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо какой-то другой общественной организации, существовавшей в 1950–1990‑х годах прошлого века. Если организация до сих пор функционирует и исправно вносит плату за землю, то это хорошо. Если же она канула в лету вместе с СССР, компенсация вам не положена. Так что первым делом проверьте вашу управляющую компанию. Для этого необходимо знать полное название организации, а затем поискать информацию о ней в интернете.

Придется договариваться

Есть еще одна проблема — в нашей стране до сих пор нет четкого определения, какие документы на гараж должны быть оформлены. И часто судьбу гаража решает не закон, а воля муниципальных чиновников. Так, например, в Москве около четырех тысяч человек лишатся гаражей при строительстве Юго-Восточной хорды. Люди пытаются бороться за свое имущество, но статуса собственности оно не имеет. В итоге получается, что выплачивая хоть какую-то компенсацию, чиновники делают им одолжение. А если есть несогласные с суммой, власти разрывают договор об аренде земли под гаражным кооперативом и признают его самостроем. Мало того, что владельцам самостроя компенсация не положена, они еще и ликвидировать строение обязаны за свой счет.

Дайте компенсацию!

Итак, помните, что при сносе гаража владельцу должны возместить его стоимость. Если есть документы о собственности, при расчете суммы будут исходить из кадастровой стоимости. Но управление многими гаражными кооперативами происходит на основании регистрационного паспорта машиноместа. И здесь все не так просто. Да, власти обязаны компенсировать хозяину объекта понесенные затраты, и в таком случае это будет паевой взнос. Размер его нигде не прописан, — в МГСА (Московский городской союз автомобилистов) он составляет всего 20 тысяч рублей. После того, как члены МГСА провели несколько митингов, власти увеличили эту сумму. И на данный момент в Москве за снесенный металлический гараж можно вернуть 150 тысяч рублей, а за строение из кирпича в два раза больше.

О сносе обязаны предупредить

Процесс сноса гаражей уже отработан — власти обязаны уведомить собственника не менее чем за месяц до начала работ. Хозяин гаража должен написать заявление и приложить необходимые документы: копию паспорта машиноместа, своего паспорта, членского билета, реквизиты своего счета в банке. После того как деньги поступают владельцу на счет, власти приступают непосредственно к расчистке территории, то есть сносу. Если хозяина найти не удается, гараж при свидетелях вскрывают, описывают имущество и сносят.

Гаражная амнистия

В 2019 году в законе «О государственной регистрации недвижимости» появилось понятие «индивидуальное гаражное строительство» и стартовала «гаражная амнистия». В результате этих изменений был упрощен процесс оформления свидетельства о собственности на гараж в ГСК. Процедура займет от 10 до 14 дней, ее стоимость составляет от 15 до 20 тысяч рублей.

Но этим изменениям рады не все, ведь если гараж становится легальной собственностью, на него нужно платить налог. А для эффективного пополнения казны чиновники начинают проявлять незаурядное рвение. Власти иногда в несколько раз завышают кадастровую стоимость строения (именно исходя из нее выводят сумму налога). Добиться переоценки чаще всего получается только через независимую экспертизу и суд. Но даже если вы добились справедливости, имейте ввиду, что власти могут снова инициировать переоценку кадастровой стоимости.

Несмотря на все это, оформить гараж в собственность придется. Не сделав этого, вы не сможете именоваться владельцем объекта и в случае необходимости бороться за свои права, а также получить компенсацию, если гараж будут сносить.

Ранее мы писали о том, как приобрести жилье, не прибегая к услугам риелтора.

По материалам дзен-канала «За рулем»

Дело о миллионе

Новый порядок выплат удобен для городских властей и выгоден для москвичей.

В марте мэр Собянин утвердил новый порядок компенсации владельцам сносимых гаражей, оказавшихся помехой при освобождении столичной территории. Власти планируют выкупать у граждан гаражи, если они стоят на пути строительства. Уже больше 1 тысячи москвичей получили компенсации из бюджета. Причем по рыночной стоимости. Значит, конец “гаражным войнам”?

Яму тоже посчитали

В числе первых получателей компенсации оказались владельцы гаражных стоянок в Восточном административном округе, на месте которых начинается строительство транспортной развязки Вешняки – Люберцы. Как рассказали “РГ” в столичном департаменте строительства, именно отсутствие механизма выкупа долго тормозило эту важную стройку. Новый документ избавил и хозяев гаражей, и префектуры, которые должны разрешать неизменно возникающие конфликты, от лишней головной боли.

Согласно постановлению правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года стоимость сносимого гаража определяли независимые оценщики. Разброс цен получился достаточно большим – от 100 тысяч до 1 млн рублей – в зависимости от места расположения, наличия инженерных коммуникаций, технического состояния. Гаражи-то разные: одни – из кирпича, другие – из бетона, из листового железа.

Читайте также:  Срок службы водяного счетчика холодной воды

“При оценке учитывалось все: наличие ямы, пола, отделка стен, – говорит председатель теперь уже бывшей крытой стоянки МГСА на Косинской улице Валерий Кириченко. – Ни у кого из 103 владельцев претензий нет, хотя компенсации за наши старые гаражи невелики – в среднем до 200 тысяч рублей”.

Согласно новому порядку, уведомление о сносе должно быть получено не позже чем за 30 дней до сноса, а сам снос оплачивают городские власти. От владельца требуется лишь предоставить документы на пользование гаражом. Поскольку большинство боксов в столице строились, когда регистрации имущества в нынешнем виде еще не существовало, префектуру устроят любые документы, в том числе и решения исполкомов райсоветов советских времен.

После того, как бумажная часть работы останется позади, владельцы получают компенсацию. Только деньгами. Никто навязчиво не предлагает, как это было прежде, зачесть ее при оплате машино-места, например, в строящемся “народном гараже”.

По словам замруководителя департамента строительства Андрея Новикова, “подобный подход, построенный на взаимных интересах города и москвичей, позволит быстрее освобождать территорию, в которой столица остро нуждается, занявшись масштабным дорожным строительством”.

Вас тут не стояло

Но и при таком порядке находятся обиженные. В том же Восточном округе в марте, когда правительство как раз утверждало новый порядок компенсации, снесли гаражный кооператив на улице Фрязевской. “Чиновница управы “Ивановское” нам сразу заявила: “Никакой компенсации не будет”, – жалуется Надежда Филиппова, чей гараж вместе с 40 соседними попал под разборку. – Якобы эта территория нужна для метростроя под новую ветку Новогиреево – Новокосино”.

Москвичка прислала в редакцию “РГ” копию договора купли-продажи металлического блока в 2003 году, подписанного с ООО “Фобос” (за гараж семья заплатила две тысячи долларов), квитанции об оплате (последняя за январь 2011 года – 850 рублей) и прямо спрашивает: “Почему мы не имеем право на компенсацию? Разве мало требуемого по новому положению договора?”

В префектуре ВАО нам так объясняют отказ: в 1995 году распоряжением префекта “Фобосу” выделили землю под строительство двухэтажного гаражно-технического комплекса. Вместо него появились блоковые боксы, по сути – самострой. Строения не были узаконены. Руководство кооператива только в 2010 году озаботилось оформлением документов, но договор аренды земли им не продлили. “Отсутствие земельных отношений, – пояснил пресс-секретарь префектуры Андрей Иванов, – главная беда. И виноват в этом “Фобос”, который сделал членов кооператива заложниками своего бездействия. К тому же нет документального подтверждения, что эта территория пойдет под государственные нужды. А это – одно из главных условий выплаты компенсаций из бюджета города”.

Между тем, по утверждению Филипповой, на месте их снесенного бокса сейчас установлена чья-то “ракушка”. Выходит, кому-то можно занимать место, а кому-то нет?

К сожалению, в Москве подобных ситуаций может быть немало. Большая часть кооперативов пользовалась участками, отведенными под автостоянки, на условиях срочной аренды. Разорвать этот договор чиновники могли в любой момент, но чаще всего они просто не продлевали его. А когда срок истекал, давали арендаторам короткое время на то, чтобы собрать пожитки и, если есть желание, демонтировать конструкцию, чтобы вывезти к себе на дачу. В противном случае вызывали бульдозер.

Чтобы не было подобных проблем, владельцам гаражей именно сейчас следует проверить, все ли документы в наличии, и если надо – дооформить право собственности. Тем более что в планах городских властей – масштабная дорожная стройка и снос десятков тысяч гаражей.

Недавно руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев еще раз подтвердил благие намерения властей: “Владельцы сносимых гаражей, попадающих в пятно городской застройки, обязательно получат компенсацию”.

Право владельца сносимого гаража (гаражного кооператива, автостоянки) на компенсацию подтверждается любым из следующих документов:

  • актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;
  • свидетельством о праве на наследство;
  • вступившим в законную силу судебным актом;
  • актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;
  • иными документами, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

(Из постановления правительства Москвы N 63-ПП от 9 марта 2011 года “Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы”).

Сейчас на 4 млн зарегистрированных в Москве легковых автомобилей приходится всего чуть больше 1,1 млн стояночных мест. Московские власти обещают, что уже в этом году число парковочных мест увеличится почти на 500 тысяч, а в течение пяти ближайших лет (по программе транспортного развития столицы) построят новые паркинги на 2 млн машино-мест.

“Горячая линия” стройкомплекса Москвы:

(495) 730-95-51 (по вопросам гаражного строительства).

Компенсация за снесенный гараж: как ее получить

У Светланы Петровой* был гараж на автостоянке в одном из районов Москвы. Но в 2015 году правительство города решило построить на этом месте транспортно-пересадочный узел «Стрешнево». Гараж снесли, а Петровой предложили компенсацию в размере 176 000 руб. Она не согласилась с суммой выплаты и обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза». Общество заключило, что гараж стоит больше – 249 000 руб.

Петрова обратилась в АО «МКЖД». Эта компания подписывает с владельцами акты об освобождении гаражей под снос и соглашения о компенсации. Петрова потребовала выплатить деньги согласно заключению оценщика. Но подписывать акт на 176 000 руб. она отказалась. Именно поэтому компания отказала в выплате.

В 2016 году Петрова обратилась с тем же требованием в префектуру САО Москвы. Департамент направил ее вновь в АО «МКЖД». Туда она и отправилась. Но там ей снова отказали в компенсации, так как она сама отказалась подписывать соглашение о возмещении.

Петрова оспорила отказ в Таганском районном суде Москвы (дело № 02-0743/2018). Суд не увидел оснований для возмещения, отказал в иске и сослался на те же аргументы, что и АО «МКЖД». Мосгорсуд пришел к такому же выводу. Иного мнения оказался Верховный суд, который постановил решения нижестоящих инстанций отменить (дело № 5-КГ19-230).

Аргументы Верховного суда

Правительство Москвы утвердило Положение о денежной компенсации № 63-ПП от 9 марта 2011 года, чтобы защитить права владельцев гаражей под снос. В документе сказано, что за выплату компенсации отвечают орган исполнительной власти Москвы, государственное учреждение или государственное предприятие. Из этого ВС пришел к тому, что документ гарантирует компенсацию. Но гараж снесён, а возмещение Петрова так и не смогла получить. Несогласие собственника с размером компенсации не означает, что он от нее отказывается, разъяснил ВС. Петрова просила выплатить 249 000 руб. вместо 176 000 руб., но не утверждала, что деньги ей не нужны.

Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Вопрос о размере компенсации ВС не исследовал. Возможно, суд назначит судебную экспертизу.

«Верховный суд справедливо отменил судебные акты. При этом нет гарантий того, что при новом рассмотрении Петрова получит ту сумму, которую требовала», – отмечает Сергей Водолагин, управляющий партнер Вестсайд .

Эксперты и практика

Судебная практика Мосгорсуда различна. Встречаются решения в пользу владельцев. Например, в деле № 4г-4227/2016 Мосгорсуд обязал заказчика произвести выплату компенсации (кассационное определение от 6 июля 2016 года). А в деле № 33-39935/2014 Московский городской суд не согласился с изменением размера компенсации. Но не отказал в выплате возмещения, как это было в случае Петровой (апелляционное определение от 26 августа 2014 года).

Примеры практики по отказу в возмещении компенсации: апелляционное определение Мосгорсуда от 4 декабря 2019 года (№ 33-53800/2019), апелляционное определение Мосгорсуда от 14 августа 2017 года (дело № 33-31115/2017).

По мнению юриста ART DE LEX Law Firm Владислава Кулаковского, преобладают случаи отказа в компенсации. «Практика расценивает отказ от подписания соглашения как основание для отказа в компенсации. При этом у суда не возникло вопросов в верности денежной компенсации за гаражный бокс, предложенной заказчиком. Судебная экспертиза, которая бы определила для Петровой справедливую выплату, не проводилась», – поясняет Евгений Митин, начальник управления судебной практики Howard Russia .

Определение ВС должно в корне изменить сложившуюся практику и обеспечить защиту прав собственников гаражей в спорах с московскими властями.

Владислав Кулаковский, юрист ART DE LEX Law Firm

«Путь, который выбрала Петрова, правильный, но усилить позиции также могло оспаривание п. 8 положения правительства Москвы, позволяющего фактически изымать собственность без суда и справедливой компенсации», – считает эксперт. Юрист объясняет, что п. 8 положения о компенсации устанавливает право префектуры принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. Пункт говорит о лишении собственников имущества компенсаций, поясняет Кулаковский.

Читайте также:  Оформить осаго по интернету

По словам Водолагина, согласно позиции ЕСПЧ, в вопросах размера выплаты надо искать баланс интересов общества и собственника. Но полный отказ выплатить стоимость имущества, которое изъяли, неправомерен в любом случае», резюмирует эксперт.

ВС: Несогласие собственника снесенного гаража с размером компенсации не равнозначно отказу от нее

Верховный Суд вынес Определение № 5-КГ19-230, в котором разобрался, можно ли не выплачивать собственнику снесенного гаража компенсацию, если он считает ее размер заниженным.

Татьяна Соколова владела гаражным боксом, который подлежал сносу в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в г. Москве» и постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы».

30 апреля 2015 г. АО «МКЖД» заключило с ООО «РЭМИС групп» договор об оказании услуг технического заказчика по организации сноса объектов гаражного назначения на земельных участках, необходимых для строительства объектов ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги. В соответствии с договором «РЭМИС групп» оказывало услуги по организации проведения оценки рыночной стоимости сносимых гаражей, а также услуги по организации работ по подготовке и подписанию соглашений о выплате компенсаций их владельцам.

По результату оценки рыночная стоимость гаражного бокса Татьяны Соколовой составила 176 тыс. руб. Не подписав соглашение об осуществлении компенсационной выплаты на предложенных АО «МКЖД» условиях, женщина обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза» с целью определения рыночной стоимости гаражного бокса, которая согласно отчету компании составила 249 тыс. руб.

Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 17 сентября 2015 г. были внесены изменения в распоряжение от 29 июня 2015 г. № 440 «Об утверждении списков владельцев гаражных боксов автостоянки “Сокол-113”». В приложении к распоряжению приведен утвержденный список тех, кто подал заявления о выплате компенсаций за сносимые гаражи, в котором в том числе значилась и Татьяна Соколова. В последующем гараж был снесен.

Женщина уведомила АО «МКЖД» о несогласии с размером компенсации и попросила АО «МКЖД» выплатить ее в размере, определенном в отчете ООО «Глобал – оценка и экспертиза». В ответном письме от 19 сентября 2016 г. общество сообщило, что демонтаж гаражного бокса силами организации не осуществлялся, поскольку Татьяна Соколова не подписала соглашение на осуществление денежной компенсации. При этом «МКЖД» дополнительно указало, что п. 8 Положения о денежной компенсации установлено право префектуры в рамках своей компетенции принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. В свою очередь префектура САО г. Москвы в ответе Татьяне Соколовой от 6 декабря 2016 г. сообщила, что для получения компенсации ей необходимо обратиться именно в АО «МКЖД».

10 января 2017 г. женщина повторно обратилась в «МКЖД», которое повторило информацию о демонтаже гаражного бокса силами префектуры на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.

В сообщении от 4 апреля 2017 г. префектура пояснила Татьяне Соколовой, что от АО «МКЖД» поступила информация о ее отказе от заключения соглашения на осуществление денежной компенсации и просьба о рассмотрении вопроса освобождения территории в порядке, предусмотренном п. 8 Положения о денежной компенсации. В связи с этим Окружной комиссией было принято решение о демонтаже гаражного бокса и разъяснено, что компенсационные мероприятия в таком случае не предусмотрены.

После этого Татьяна Соколова обратилась в Таганский районный суд г. Москвы с иском к АО «МКЖД» о взыскании денежной компенсации. Суд, руководствуясь Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Соколова отказалась от подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты в предложенном ей размере.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда указала на то, что выплата компенсации за сносимый гараж возможна лишь в случае подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты. Тогда женщина обратилась в Верховный Суд.

Изучив материалы дела, ВС указал, что в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. № 63-ПП утвердило Положение о денежной компенсации.

В соответствии с данным положением после получения от префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, государственный заказчик, предприятие в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в префектуру (один экземпляр – для владельца гаража). После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос он осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения. Таким образом, указал ВС, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.

Верховный Суд указал, что при рассмотрении дела не оспаривалось, что право Соколовой на снесенный гараж было зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчик не указывал на отсутствие правоустанавливающих документов, что в соответствии с п. 8 Положения о денежной компенсации является основанием для отказа в ее выплате. При этом суд не учел, что несогласие собственника с определенным размером денежной компенсации не означает отказ собственника сносимого гаража от ее получения.

ВС заметил, что в обоснование исковых требований и в судебных заседаниях Соколова ссылалась на то, что не согласна с размером компенсации, полагая ее заниженной. «Данным доводам истца судом оценка в нарушение требований ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана, решение суда не содержит суждений относительно оснований заявленного иска», – указал Суд.

Таким образом, высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что данное определение является редким прецедентом в пользу владельцев гаражей, сносимых властями г. Москвы в рамках мероприятий по освобождению территорий, осуществляемых в столице.

По его мнению, принципиальным для Верховного Суда в данном деле было то, что имя владелицы спорного гаража было включено в утвержденный префектурой список владельцев гаражных боксов, попадающих в границы размещения транспортно-пересадочного узла, а в судах нижестоящих инстанций законность прав владелицы гаража не оспаривалась. «В подавляющем большинстве случаев владельцам гаражей, с которыми властям города не удалось найти общий язык, отказывают в выплате какой-либо компенсации со ссылкой на отсутствие у них документов, подтверждающих возникновение права собственности на гараж», – заметил Николай Сапожников. Он посчитал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты.

Старший юрист, руководитель практики Содружества земельных юристов Ксения Сочеева отметила, что в судебной практике нет единого подхода к вопросу компенсации за снос гаража в случае неподписания соответствующего соглашения. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-31556/2015 даже не оспаривается право собственника на компенсацию (при условии отказа от подписания соглашения в предложенной редакции). При этом ее размер устанавливается на основании проведения независимой судебной оценочной экспертизы. «Такая позиция, на мой взгляд, является наиболее корректной и справедливой – так как право собственности на гараж не оспаривалось, собственник имеет право на адекватную компенсацию», – посчитала Ксения Сочеева.

Тем не менее, заметила она, существует иная позиция суда: так как собственник отказался от подписания соглашения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о компенсации (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. № 33-53800/2019). По мнению юриста, трактовка п. 8 Положения в подобном ключе может привести к злоупотреблениям в части оценки размера компенсации и отсутствию возможностей собственника повлиять на указанную сумму.

«Я считаю, что рассматриваемая позиция Верховного Суда ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража», – резюмировала Ксения Сочеева.

Добавить комментарий